Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1840
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидер / лидерство / личность / лидерские качества / детский коллектив / социальная активность / учебный коллектив / совместная деятельность. / leader / leadership / personality / leadership qualities / children’s team / social activity / educational team / joint activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Селюкова

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования лидерских качеств младших школьников в детском коллективе. В статье обосновывается необходимость становления и развития лидерских качеств, навыков и социальной активности младших школьников, приводится характеристика возрастных особенностей младших школьников, обосновывается создание благоприятных условий для развития лидерских качеств младшего школьника во взаимодействии со сверстниками в различных видах деятельности, другими людьми, окружающей средой. Автор рассматривает коллектив как ведущий фактор воспитания и развития личности младшего школьника в процессе приобретения опыта межличностного общения и взаимодействия с другими людьми и окружающей средой, а также сущность лидерства в ученическом коллективе младших школьников, феномен лидера в ученическом коллективе, функции и основные качества лидера как элемента малой группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING LEADERSHIP QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE CHILDREN’S TEAM

The article reveals the relevance of the problem of the formation of leadership qualities of younger students in the children’s team. The article substantiates the formation and development of leadership qualities, skills and social activity of younger students, describes the age characteristics of younger students, and justifies the creation of favorable conditions for the development of leadership qualities of a younger student in interaction with peers in various activities, other people, and the environment. The author considers the staff as the leading factor in the education and personal development of younger schoolboys in the process of acquisition of experience of interpersonal communication and interaction with other people and the environment, as well as leadership in younger pupils’ group, the phenomenon of the leader of the student team, roles and basic qualities of the leader as part of a small group.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

8. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; № 1 (46): 267 - 271.

9. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся. Дискуссия. 2014; № 6 (47): 96 - 103.

10. Саенко Л.А., Гукасова ГС. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; № 9: 144 - 147.

11. Чибиекова А.В. Девиантное поведение подростков: причины и профилактика. Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016; № 12-5: 79 - 80.

12. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.

13. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Baklanov K.V., Potapov D.A. Sistema psihologicheskogo soprovozhdeniya razvitiya kreativnosti buduschih pedagogov. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 2. Available at: http://www.art-in-school. ru/bul/2_2016_Potapov.pdf

2. Baklanova N.K. Sistemnyj podhod k preduprezhdeniyu agressivnogo povedeniya shkol'nikov. Social'noe vospitanie: sistemnyjpodhod: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 2016: 51 - 58.

3. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.

4. Zhuravleva E. A. Metody diagnostiki i profilaktiki nasiliya v sem'e podrostka. Social'noe obsluzhivanie. 2009; № 3: 39 - 44.

5. Rozhdestvenskaya N.A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov: uchebnoe posobie. Moskva: Genezis, 2015.

6. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. Osobennosti nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom processe organizacij SPO. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 68 - 69.

7. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.

8. Saenko L.A. Social'naya otvetstvennost' uchaschejsya molodezhi: rezul'taty issledovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; № 1 (46): 267 - 271.

9. Saenko L.A., Kartashova V.N. Studencheskoe samoupravlenie v razvitii grazhdanskoj aktivnosti uchaschihsya. Diskussiya. 2014; № 6 (47): 96 - 103.

10. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; № 9: 144 - 147.

11. Chibiekova A.V. Deviantnoe povedenie podrostkov: prichiny i profilaktika. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2016; № 12-5: 79 - 80.

12. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

13. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 18.11.20

УДК 378.147

Selyukova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: ekaterinaselyukova@yandex.ru

FORMING LEADERSHIP QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE CHILDREN'S TEAM. The article reveals the relevance of the problem of the formation of leadership qualities of younger students in the children's team. The article substantiates the formation and development of leadership qualities, skills and social activity of younger students, describes the age characteristics of younger students, and justifies the creation of favorable conditions for the development of leadership qualities of a younger student in interaction with peers in various activities, other people, and the environment. The author considers the staff as the leading factor in the education and personal development of younger schoolboys in the process of acquisition of experience of interpersonal communication and interaction with other people and the environment, as well as leadership in younger pupils' group, the phenomenon of the leader of the student team, roles and basic qualities of the leader as part of a small group.

Key words: leader, leadership, personality, leadership qualities, children's team, social activity, educational team, joint activity.

Е.А. Селюкова, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

Е-mail: ekaterinaselyukova@yandex.ru

формирование лидерских качеств младших школьников в детском коллективе

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования лидерских качеств младших школьников в детском коллективе. В статье обосновывается необходимость становления и развития лидерских качеств, навыков и социальной активности младших школьников, приводится характеристика возрастных особенностей младших школьников, обосновывается создание благоприятных условий для развития лидерских качеств младшего школьника во взаимодействии со сверстниками в различных видах деятельности, другими людьми, окружающей средой. Автор рассматривает коллектив как ведущий фактор воспитания и развития личности младшего школьника в процессе приобретения опыта межличностного общения и взаимодействия с другими людьми и окружающей средой, а также сущность лидерства в ученическом коллективе младших школьников, феномен лидера в ученическом коллективе, функции и основные качества лидера как элемента малой группы.

Ключевые слова: лидер, лидерство, личность, лидерские качества, детский коллектив, социальная активность, учебный коллектив, совместная деятельность.

Детский ученический коллектив выступает как ведущий фактор воспитания и развития личности младшего школьника. Учителю начальных классов необходимо в своей работе обосновывать становление и развитие лидерских качеств, навыков и социальной активности младших школьников, своих воспитанников.

Современная система образования, которая сложилась в нашей стране, нацелена на воспитание и развитие лидерских качеств личности [1 - 7].

Меняется современное общество, что определило требования к воспитанию и развитию личности выпускника. Так, целью и основным результатом образовательного процесса ФГОС НОО рассматривает развитие социальной активности, лидерской целеустремленности личности, усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Системно-деятельностный подход является основой требований ФГОС НОО к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты включают в себя качества личности, необходимые младшему школьнику для успешного развития лидерских качеств.

ФГОС НОО определяет, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха» [6].

Становление и развитие личности ребенка осуществляется в значительной мере в учебном коллективе, который объединяют общественно значимые цели и совместная деятельность.

Личностно ориентированный подход обеспечивает в коллективе младших школьников сотрудничество, доброжелательную систему отношений на деятель-ностном, информационном и эмоциональном уровнях. Это является предпосылкой взаимосвязи детей в разнообразных видах коллективной деятельности, нацеленной на успешное достижение результатов. В этом случае в коллективе присутствует доброе отношение младших школьников друг к другу, стремление

к взаимопомощи, осознанию, что каждый ребенок нацелен на передачу своих знаний и опыта другому. Одновременно, действуя в коллективе, школьник расширяет свои знания, опыт, приобретает и развивает способности и навыки в разработке, коллективной реализации и корректировке совместных проектов. Таким образом, коллектив является ведущим фактором воспитания, становления и развития личности.

Формирование лидерских качеств и навыков, социальной активности ребенка обусловлены как образовательным процессом, так и в значительной мере социальной средой и, прежде всего, детским коллективом.

Педагогическая наука и практика доказывают, что лидерские качества закладываются и развиваются в онтогенезе человека уже в младшем школьном возрасте, опираясь на личностно ориентированное образование, ставящее ученика в позицию его субъекта.

В этот период у младшего школьника формируются основные качества его личности, возникают и развиваются многообразные формы отношения к окружающим людям, социальной среде, к деятельности собственной и окружающих, а также формы взаимоотношений с ними.

Такие качества, как ответственность, инициативность, коммуникабельность, умение сопереживать, сочувствовать, а также самоуважение обеспечат условия влияния лидеров на членов коллектива.

В современных условиях развития российского общества становление личности ребенка, его лидерских качеств обеспечивается в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

По мнению Л.Д. Столяренко, воспитание у младшего школьника творческого потенциала, уверенности в себе, понимания окружающих его людей, сильную волю, организаторские способности обеспечивает ему право лидерства в коллективе.

Актуальность проблемы лидерства рассматривается в трудах российских ученых И.Р Колтуновой, Л.И. Кравченко, Р.Л. Кричевского, Е.С. Кузьмина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и других.

Р.Л. Кричевский считает, что «лидер - это член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий».

По мнению Л.И. Уманского, «лидер - это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы».

В ходе изучения и анализа были определены основные признаки понятия «лидер». Прежде всего, это член группы, выдвинутый ей самой. Он является наиболее авторитетным ее членом, поэтому наиболее полно выражает интересы группы. При возникновении доверительных отношений с членами группы лидер влияет на формирование общих интересов, на поведение и сознание членов группы для достижения общей цели.

В ученических коллективах «формальное» лидерство определяется педагогом, основой причиной «неформального» выбора являются межличностные отношения в коллективе. Это может вызвать конфликт внутри коллектива, если выбор педагога и школьников не совпадает. Используя свое психологическое влияние при взаимодействии с членами группы, авторитетный лидер, занимающий активную жизненную позицию, способен вести их за собой. Наиболее эффективным и социально удовлетворительным принято считать лидерство, основанное на принципе добровольности соподчинения.

Педагогу необходимо постоянно анализировать характер лидерства в учебной группе, так как воздействие лидера на членов группы может быть не только положительным, но и отрицательным.

Лидер с положительной ориентацией личности оказывает действенное влияние на сверстников, способствует достижению успешных результатов в воспитательной работе. Он предлагает разнообразные интересные для коллектива идеи в позитивной форме, проявляет самосознание, самодисциплину, самоутверждение, подтверждая это положительными действиями.

Инициативы лидера с отрицательной ориентацией в негативной, авторитарной форме, попытки самоутвердиться, совершая отрицательные поступки, не способствуют его становлению лидером коллектива.

Современные ученые рассматривают феномен лидерства как сложный социальный процесс развития личности в группе при взаимном психологическом воздействии членов группы, а также формирование межличностных отношений в неформальных условиях, присвоение членами коллектива норм морали, социально значимых ценностей, стремление к реализации определенной коллективной цели.

Феномен лидерства исследовался ГА. Андреевой, Я.Л Коломенским, Л.И. Уманским, Э.Х. Шейном и другими. По их мнению, как участник группового явления лидер реализует свои функции в качестве элемента малой группы. К основным функциям лидерства отнесены интеграция, дезинтеграция, организация, конструктивизм и координация. Лидер объединяет единомышленников с общими целями, которые объединены между собой эмоционально, коммуникативно и психологически и реализуют совместную деятельность.

Таким образом, лидерство - это одна из форм общественной активности личности в группе.

В определенный период жизнедеятельности группы происходит выдвижение лидера из ее членов, востребованного конкретной ситуацией. Каждой соци-

альной группе необходим лидер, ведущий группу за собой, способный поставить задачу и предложить группе пути ее решения, обеспечить совместные действия в группе и ее сплоченность.

В то же время выдвижение лидера в значительной мере зависит от настроения группы, поэтому лидерство относится к динамическим процессам. При несовпадении притязаний лидера и готовности других членов группы согласиться с его ведущей ролью происходит смена лидера.

Б.Д. Парыгин считает, что «лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

Педагогическая наука и практика показывают, что в различных ситуациях различные лидеры получают признание одного и того же коллектива, что определяется динамичностью процесса выбора лидера.

Исследования различных коллективов, проведенные В.В. Шалинским, Б.Д. Парыгиным, Н.С. Жеребовой, выявили, что выбор лидера группой, выполняющей совместную учебную, общественную и другую работу, достаточно индивидуален.

Выбор лидера, как правило, основан на результатах общения и взаимодействия членов коллектива и признанием у лидера способности организовывать и регулировать, прежде всего, межличностные отношения для достижения наибольшего эффекта в деятельности коллектива. Важное место в развитии личности младшего школьника занимает понимание ими, что каждый член коллектива, проявив инициативу, творчество, внеся вклад в общую деятельность, может получить признание и стать лидером коллектива.

Проблемы становления и развития лидерства стали предметом изучения ряда отечественных и зарубежных ученых. Так, А.В. Петровский и Л.И. Уман-ский исследовали теорию и практику выявления лидеров, Д. Лори, Дж. Пикен и А.Г. Шмелева обосновали анализ лидерских качеств личности. В трудах И.П. Волкова, В.Ф. Рубахина освещены стили лидерства.

Результатом исследований лидерских качеств Д. Лори, А.Г. Шмелевым и другими стало определение главных из них: физиологических, психологических, или эмоциональных, умственных, или интеллектуальных, а также личностных и деловых.

С поступлением в школу жизнь ребенка меняется, учебная деятельность приобретает ведущую роль, на базе которой у младшего школьника происходит развитие основных психологических новообразований. Сложно и противоречиво вхождение младшего школьника в коллектив, в котором он проведет ближайшие годы, и где ему надо научиться сочетать свои интересы с интересами коллектива, поступаясь порой своими личными, осознать и научиться совместной деятельности, взаимопомощи, взаимной требовательности и осознать сущность коллективной ответственности. В младшем школьном возрасте ребенок эмоционален, доверчив, легко внушаем. Младший школьник нуждается в том, чтобы основы его мировоззрения и жизненные принципы, создающие систему ценностей, были сформированы в этот период. Согласно концепциям Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, американского психолога Эриксона в младшем школьном возрасте происходит формирование личностных образований, в том числе социальной и психологической компетентности или неполноценности, умения дифференцировать свои возможности.

Центром сознания ребенка является мышление.

В начальной школе у ребенка возникает привязанность к группе, чувство общности со сверстниками, особенно с общительными, дружелюбными детьми, хорошо развитыми умственно, эмоциональными, умеющими организовать игру.

Отрицательное отношение у отдельных детей к детскому коллективу и сверстникам вызывает состояние тревожности, напряжения, порождающих у младшего школьника агрессию, замкнутость, малообщительность, неуверенность в себе. Их притязания на лидерство, как правило, не находят понимания и поддержки в коллективе.

Общительность, адаптивность в новом коллективе, активность, желание быть полезным и заслужить похвалу учителя, признание их лидерских способностей сверстниками создают благоприятные условия для личностного развития и становления личности ребенка. Через межличностное общение в коллективе ровесников младший школьник учится дифференцировать хорошие и плохие личностные качества, плохие и хорошие поступки окружающих людей.

В младшем школьном возрасте эти факторы способствуют развитию моральных качеств и нравственного сознания, стремления к соблюдению моральных требований. Этот возрастной период как этап формирования лидерских качеств является сензитивным.

Лидерские качества младшего школьника как целеполагание, мотивация, планирование, эмпатия, дипломатичность формируются постепенно в различных видах деятельности. Попадая в школу, первоклассники не имеют опыта коллективной деятельности, а тем более умения выбрать соответствующего конкретной ситуации лидера, оценить его действия и уровень влияния на членов коллектива и, наконец, не только избирать, но и, оценив действия лидера, переизбрать его. В то же время в каждой группе существует иерархия, в которой место каждого школьника определяется системой групповых отношений.

Самореализация лидера в начальной школе зависит как от особенностей его личности, так и от окружающей его социальной среды, готовности группы к восприятию и реализации намеченной коллективной деятельности. При этом чем выше результат руководства лидера, чем полезнее он оказался для членов коллектива, тем стабильнее, самостоятельнее и продуктивнее результат коллективного дела. По мнению Е.А. Аркина, нередко авторитет лидера в детском коллективе и степень его воздействия на сверстников в большей степени определяют характер жизни, чем учителя.

Библиографический список

Формирование лидерских качеств младших школьников в детском коллективе обусловлено разнообразной коллективной деятельностью, в ходе которой создается система межличностных отношений, общения и возможность для каждого члена коллектива реализовать свой потенциал лидера. Эффективность развития и становления личностных лидерских качеств младшего школьника зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, создания доброжелательной развивающей среды и включения в образовательный процесс разнообразных учебных, игровых и других видов групповой совместной деятельности.

1. Кричевский РЛ. Психология лидерства. Москва, 2007.

2. Кричевский РЛ., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2003.

3. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? Образование. 2011; № 4.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва, 2002.

5. Уманский Л.И. Личности. Организаторская деятельность. Коллектив. Кострома, 2001.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Available at: https://fgos.ru/

7. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие. Москва, 2001.

References

1. Krichevskij R.L. Psihologiya liderstva. Moskva, 2007.

2. Krichevskij R.L., Ryzhak M.M. Liderstvo kak strukturnyj fenomen. Social'naya psihologiya: Hrestomatiya: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2003.

3. Kuzyakin A.P. Chto takoe lider i liderstvo? Obrazovanie. 2011; № 4.

4. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva, 2002.

5. Umanskij L.I. Lichnosti. Organizatorskaya deyatel'nost'. Kollektiv. Kostroma, 2001.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

7. 'E'konin D.B. Psihologiya razvitiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 372

Khashegulgova Zh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: janna.hash@yandex.ru

Uzhakhova Z.M., teaching assistant, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: Zuhra_u@mail.ru

STEM EDUCATION AS A MEANS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL. The article examines STEM education as a means of teaching a foreign language at school, reveals that STEM education is not a separate subject, it implies the integration of knowledge from different areas, thanks to which STEM education can be used in teaching different subject to children. A key feature of STEM education is interaction of junior students in teamwork, in the course of children's activities in the mode of creation and protection of projects. Through project activities, students get an opportunity to activate the creative, emotional, creative component of their personality. STEM education allows children to be involved in conscious active work in the natural sciences, thereby ensuring the success of future adults in the world of constantly improving information technology. The STEM approach is not so much a certain method of learning but a certain way of thinking. Through the way of thinking developed this way, children will be able to cope with global problems as they grow up. All this becomes possible thanks to the interdisciplinary applied nature of STEM education.

Key words: STEM education, English, student.

Ж.А. Хашегульгова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: janna.hash@yandex.ru

З.М. Ужахова, ассистент, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: Zuhra_u@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

stem-образование как средство преподавания

иностранного языка в школе

В статье рассмотрено STEM-образование как средство преподавания иностранного языка в школе, выявлено, что STEM-образование - это не отдельный предмет, оно подразумевает интеграцию знаний из разных областей, благодаря этому STEM-образование можно использовать в обучении детей разным предметным областям. Ключевой особенностью STEM-образования является взаимодействие младших школьников в русле командной работы, в процессе деятельности детей в режиме создания и защиты проектов. Благодаря проектной деятельности ученики получают возможность активизировать творческую, эмоциональную, креативную составляющую своей личности. STEM-образование позволяет включать детей в осознанную активную деятельность в естественно-научной области, тем самым обеспечивая успех будущих взрослых в мире постоянно совершенствующихся информационных технологий. Всё это становится возможным благодаря междисциплинарному прикладному характеру STEM-образования.

Ключевые слова: STEM-образование, английский язык, школьник.

Прогрессивным направлением в современном образовании является STEM-образование. Его суть состоит в том, что оно позволяет развивать личность ребенка, его интеллект, исследовательские способности, инженерное мышление с опорой на научные методы, технические приложения, математическое моделирование, инженерный дизайн и т.д. Особый интерес вызывает применение модели STEM-образования в обучении детей младшего школьного возраста.

STEM-образование - это не отдельный предмет, оно подразумевает интеграцию знаний из разных областей, благодаря этому STEM-образование можно использовать в обучении детей разным предметным областям. Интеграция знаний из различных сфер позволяет будущим профессионалам быть успешным в большинстве областей. Практически все специалисты отмечают, что прогрессивные технологии повышают мотивацию к обучению и расширяют базовые знания в области конструирования и программирования.

В то же время STEM-образование традиционно ассоциируют с робототехникой, конструированием, компьютерным моделированием и другими сферами, связанными, скорее, с инженерным, нежели с гуманитарно-лингвистическим про-

филем. Однако потенциал STEM-образования как средства развития речи ребенка огромен: коллективное научно-техническое творчество, в процессе которого необходимо договариваться, общаться, формулировать новые идеи; обязательные защиты творческих проектов и исследовательских работ и так далее.

Раннее обучение иностранным языкам - проблема, неизменно вызывающая интерес и острую полемику в обществе. С одной стороны, существует объективное понимание сензитивности периода младшего школьного возраста для иноязычного образования. С другой стороны, педагогическую общественность волнуют актуальные вопросы организации, методического обеспечения, преемственности и непрерывности указанного процесса. В то же время реальная практика образования отражает растущий интерес родителей в получении образовательных услуг по изучению детьми иностранных языков. Владение иностранными языками рассматривается как важнейший фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Обучение иностранным языкам детей в младшем школьном возрасте способствует формированию предпосылок к дальнейшей учебной деятельности. Иностранные языки изучаются в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.