обеспечения позитивности и создания возможности формирования здорового, благоприятного и развивающего общения.
Итак, формирование нравственности в традиционной культуре понималось следующим образом: этот процесс должен проходить в доброжелательной форме, при этом могут использоваться различные методы и приемы. В настоящее время психолого-педагогическими исследованиями доказана правильность такого подхода. По-другому говоря, нравственное воспитание должно проходить в благоприятной атмосфере с опорой на эмоции воспитанников, так как чувства, мотивы, желание и интерес ускоряют процесс нравственного воспитания.
Библиографический список
Таким образом, развитие нравственности у обучающихся будет позитивным, если оно имеет определенные цели и задачи, которые планируются заранее. Кроме этого, есть необходимость в согласовании всех воспитательных мероприятий по формированию нравственности на уровне образовательного учреждения. Этот процесс должен пронизывать всю учебно-воспитательную работу школы, так как нравственность формируется постоянно и на уроках, и во внеучебное время. Использование в этом деле народного опыта нравственного воспитания повысит эффективность данного процесса и ускорит социализацию личности.
1. Гарашкина Н.В., Горлова Н.А., Илларионова Л.П. и др. Современное образование: тенденции развития, риски и тренды. Москва: ОО «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2023.
2. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор.НЦПТИ. 2016; № 8: 52-54.
3. Александрова О.Б., Байханов И.Б., Воронина М.А. и др. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество): коллективная монография. Воронеж - Москва: Наука: информ, 2023; Кн. 55.
4. Ахметшина И.А., Балакирева Н.А., Байханов И.Б. и др. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество): коллективная монография. Москва: Наука: информ, 2023; Кн. 56.
5. Цуруев Ш.М., Семенова А.С. Нравственное воспитание учащихся в условиях семьи и школы. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сборник научных трудов. Москва: ООО «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА». 2021; Выпуск 5: 178-185.
6. Семенов К.Б., Цуруев Ш.М. Приоритетные направления нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Вопросы современной науки: проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов. Москва: ООО «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2023: 89-94.
7. Цуруев Ш.М., Семенов К.Б. Духовно-нравственное воспитание детей в процессе взаимодействия семьи и школы. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сборник научных трудов. Москва: ООО «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА». 2022; Выпуск 6: 352-358.
8. Семенов К.Б. Воспитание личности в поликультурной образовательной среде. Современное образование: тенденции развития, риски и тренды. Москва: ООО «Изда-тельско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА». 2023; Гл. 4: 74-93.
9. История и культура чеченского народа. Составитель У.Ш. Мусаев. Москва: Издательство «Реал-Груп». 2002.
10. Семенов К.Б. Об активизации познавательной деятельности личности. Вестник университета. 2011; № 25: 38-39.
11. Каргин А.С. Комплексный подход к изучению фольклора: от полидисциплинарности к интерконтекстуальной фольклористике. Первый Всероссийский конгресс фольклористов: сборник докладов. Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005; Т. 1: 29-43.
References
1. Garashkina N.V., Gorlova N.A., Illarionova L.P. i dr. Sovremennoe obrazovanie: tendenciirazvitiya, riskii trendy. Moskva: OO «Izdatel'sko-torgovyj Dom «PERSPEKTIVA», 2023.
2. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor.NCPTI. 2016; № 8: 52-54.
3. Aleksandrova O.B., Bajhanov I.B., Voronina M.A. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo): kollektivnaya monografiya. Voronezh - Moskva: Nauka: inform, 2023; Kn. 55.
4. Ahmetshina I.A., Balakireva N.A., Bajhanov I.B. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo): kollektivnaya monografiya. Moskva: Nauka: inform, 2023; Kn. 56.
5. Curuev Sh.M., Semenova A.S. Nravstvennoe vospitanie uchaschihsya v usloviyah sem'i i shkoly. Aktual'nye problemy pedagogiki ipsihologii: vyzovy XXI veka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: OOO «Izdatel'sko-torgovyj Dom «PERSPEKTIVA». 2021; Vypusk 5: 178-185.
6. Semenov K.B., Curuev Sh.M. Prioritetnye napravleniya nravstvennogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya v sovremennyh usloviyah. Voprosy sovremennoj nauki: problemy poiski, resheniya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: OOO «Izdatel'sko-torgovyj Dom «PERSPEKTIVA», 2023: 89-94.
7. Curuev Sh.M., Semenov K.B. Duhovno-nravstvennoe vospitanie detej v processe vzaimodejstviya sem'i i shkoly. Aktual'nye problemy pedagogiki ipsihologii: vyzovy XXI veka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: OOO «Izdatel'sko-torgovyj Dom «PERSPEKTIVA». 2022; Vypusk 6: 352-358.
8. Semenov K.B. Vospitanie lichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Sovremennoe obrazovanie: tendencii razvitiya, riski i trendy. Moskva: OOO «Izdatel'sko-torgovyj Dom «PERSPEKTIVA». 2023; Gl. 4: 74-93.
9. Istoriya i kultura chechenskogo naroda. Sostavitel' U.Sh. Musaev. Moskva: Izdatel'stvo «Real-Grup». 2002.
10. Semenov K.B. Ob aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti lichnosti. Vestnik universiteta. 2011; № 25: 38-39.
11. Kargin A.S. Kompleksnyj podhod k izucheniyu fol'klora: ot polidisciplinarnosti k interkontekstual'noj fol'kloristike. Pervyj Vserossijskij kongress fol'kloristov: sbornik dokladov. Moskva: Gosudarstvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora, 2005; T. 1: 29-43.
Статья поступила в редакцию 25.07.24
УДК 378
Grebennikova V.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Nikitina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General Psychology and Pedagogy, Moscow State University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Leus O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director, Slavyansk-on-Kuban Branch of Kuban State University (Slavyansk-on-Kuban, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN CONDITIONS OF A CHILDREN'S HEALTH CAMP. Children's health camps (CHCs) provide a unique environment for personal growth and social development of children and adolescents. Psychological and pedagogical support (PPS) of participants in the educational process (EP) plays a decisive role in creating a favorable atmosphere that contributes to the comprehensive development of both minors and their mentors (counselors, educators, teachers of additional education). The article presents an analysis of the most common scientific approaches to defining the phenomenon of PPS in relation to the educational process. The work considers various directions (diagnostic, developmental, educational, correctional, preventive, advisory), forms and methods, stages through which PPS is implemented. The researchers determine indicators of effectiveness of PPS in CHCs. It is stated that the PPS in conditions of a preschool camp requires taking into account the age characteristics of minors, the implementation of differentiated, personality-oriented, subject-activity, systemic approaches. Paying due attention to the specific needs of each age category of pupils of the preschool camp, the PPS not only facilitates the adaptation of children, but also contributes to their personal growth, the formation of a positive self-perception and skills for successful socialization. The article concludes: the PPS of the participants in the educational process of the preschool camp acts as an important factor ensuring the successful adaptation of children and adolescents to the new social environment, the development of their personal potential, as well as the professional growth and psychological well-being of specialists working in the camp.
Key words: psychological and pedagogical support, children's health camp, educational process, temporary children's team
В.М. Гребенникова, д-р пед. наук, проф., декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, зав. каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: [email protected]
Н.И. Никитина, д-р пед. наук, проф., Московский университет имени А.С. Грибоедова, (ИМПЭ имени А.С. Грибоедова), г. Москва, E-mail: [email protected] О.В. Леус, канд. пед. наук, доц., директор филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) предоставляют уникальную среду для личностного роста, социального развития детей и подростков. Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) участников воспитательно-образовательного процесса (ВОП) играет решающую роль в создании благоприятной атмосферы, которая способствует всестороннему развитию как несовершеннолетних, так и их наставников (вожатых, педагогов-воспитателей, педагогов дополнительного образования). В статье представлен анализ наиболее распространённых научных подходов к определению феномена ППС применительно к воспитательно-образовательному процессу; рассматриваются различные направления (диагностическое, развивающее, просветительское, коррек-ционное, профилактическое, консультативное), формы и методы, этапы, через которые реализуется ППС, определены показатели эффективности ППС в условиях ДОЛ. Констатируется, что ППС в условиях ДОЛ требует учёта возрастных особенностей несовершеннолетних, реализации дифференцированного, личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного, системного подходов; уделяя должное внимание специфическим потребностям каждой возрастной категории воспитанников ДОЛ, ППС не только облегчает адаптацию детей, но и способствует их личностному росту, формированию позитивного самоощущения и навыков успешной социализации. В статье делается вывод: ППС участников воспитательно-образовательного процесса ДОЛ выступает в качестве важного фактора, обеспечивающего успешную адаптацию детей и подростков к новой социальной среде, развитие их личностного потенциала, а также профессиональный рост и психологическое благополучие специалистов, работающих в лагере.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, детский оздоровительный лагерь, воспитательно-образовательный процесс, детский временный коллектив
Статья выполнена в рамках договора на проведение научно-исследовательских работ № 24/95 по теме: «Разработка и апробация программы «Психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря»
Актуальность исследования. Современные детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) представляют собой особую среду, отличающуюся от традиционных образовательных учреждений. Данная среда характеризуется повышенной интенсивностью воспитательно-образовательных воздействий, эмоциональной насыщенностью, необходимостью быстрой адаптации к новым условиям. В этой связи одной из ключевых задач, стоящих перед специалистами, работающими в ДОЛ, является обеспечение эффективного психолого-педагогического сопровождения (ППС) всех участников воспитательно-образовательного процесса (ВОП) [1-20].
Цель статьи заключается в исследовании специфики психолого-педагогического сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, следующие: изучить психолого-педагогические условиях организации педагогической деятельности в детских оздоровительных лагерях; показать методику подготовки педагогов к деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.
В ходе исследования автором активно применялись следующие методы: изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах были проанализированы этапы «психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса» в ДОЛ и подходы к его реализации в процессе специальной подготовки педагогов.
Теоретическая значимость видится в определении сущности и содержания дефиниции «психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса» и выявлении специфики «психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса» в ДОЛ.
Практическая значимость состоит в том, что данная статья может служить в качестве определённых ориентиров для организаторов специальной подготовки педагогов ДОЛ и формирования у них готовности к «психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса» в условиях ДОЛ.
Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» широко используется в современной теории и практике образования (обучения и воспитания), однако его содержательное наполнение трактуется различными исследователями неоднозначно (ниже в статье будут представлены вариативные подходы к раскрытию сущности ППС).
Основной целью ППС участников ВОП в ДОЛ является создание условий для полноценного личностного развития и успешной социальной адаптации детей и подростков в рамках временного детского коллектива. Дополнительно ППС в ДОЛ направлено на достижение следующих целей: создание благоприятного психологического климата жизнедеятельности лагеря; развитие коммуникативных качеств, компетенций социального взаимодействия детей и взрослых; содействие формированию здорового образа жизни; профилактика и коррекция проблемного поведения; поддержка индивидуального развития и самопознания участников ВОП [6].
Для достижения поставленных целей ППС должно решить следующие задачи:
- диагностика психологических (индивидуальных) особенностей участников ВОП;
- содействие психологической и социальной адаптации детей и подростков к условиям ДОЛ;
- оказание психологической помощи и поддержки детям, подросткам, испытывающим трудности в период пребывания в лагере;
- разработка и реализация индивидуальных программ развития участников ВОП;
- организация групповой и индивидуальной работы с участниками ВОП;
- развитие у несовершеннолетних навыков эффективного межличностного взаимодействия, сотрудничества, разрешения конфликтных ситуаций, навыков саморегуляции и самоконтроля;
- развитие системы ценностей ориентаций воспитанников ДОЛ;
- повышение уровня психологической компетентности педагогического состава лагеря в вопросах возрастной психологии, социальной педагогики, детской психодиагностики, психокоррекции, и других разделов современной психолого-педагогической науки, которые значимы для эффективной работы в ДОЛ;
- развитие познавательных способностей, интересов и образовательных достижений детей; укрепление психического здоровья несовершеннолетних; консультирование участников ВОП (детей и их родителей, педагогов);
- содействие профессиональному росту и предупреждение эмоционального выгорания специалистов, работающих в ДОЛ;
- оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения участников ВОП [1; 2; 12].
Реализация поставленных задач осуществляется по следующим основным направлениям:
а) диагностическое направление (выявление особенностей личностного развития несовершеннолетних разных возрастных групп, их межличностных взаимоотношений, социально-психологической адаптации; анализ профессиональных затруднений и личностных особенностей педагогического состава лагеря и др.);
б) развивающее и коррекционное направление (проведение тренинговых занятий, направленных на развитие у детей и подростков коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, творческих способностей; реализация индивидуальных и групповых психокоррекционных программ для воспитанников ДОЛ, испытывающих трудности в период пребывания в лагере; организация психологических консультаций для педагогического состава по вопросам эффективного взаимодействия с детьми, и др.);
в) просветительское направление (проведение тематических лекций, бесед, семинаров для детей и подростков, направленных на повышение их психологической культуры; реализация программ повышения психолого-педагогической компетентности вожатых и воспитателей, и др.);
г) профилактическое направление (разработка и реализация мероприятий, направленных на предупреждение возникновения у несовершеннолетних социально-психологических проблем; осуществление психологической поддержки педагогического состава с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания, и др.).
Подготовка педагогов к работе в ДОЛ реализуется через различные формы и методы, в частности через психологические тренинги и игры; индивидуальные и групповые консультации; развивающие занятия, построенные на основе игровых, арт-терапевтических, сказкотерапевтических и других интерактивных техник; тематические беседы; групповые тренинги (работа над улучшением групповой динамики, разрешение конфликтов, укрепление командного духа, и др.); анкетирование и тестирование; групповые дискуссии; наблюдение и анализ; деловые игры, квесты, которые интегрируют решение образовательных и воспитательных задач, способствуют развитию навыков сотрудничества; мастер-классы для детей, подростков и взрослых, направленные на развитие конкретных навыков и интересов субъектов ВОП; психологическое консультирование администрации, педагогов, вожатых по вопросам эффективной организации жизнедеятельности ДОЛ; мини-практикумы для педсостава в области психолого-педагогического сопровождения, включая краткосрочные тренинги на развитие эмоционального интеллекта, навыков взаимодействия с детьми, управления конфликтами, и др. Формы и методы ППС варьируются в зависимости от возрастной группы воспитанников ДОЛ.
ДОЛ играют важную роль в воспитании и образовательном процессе детей (ребёнок получает возможность развиваться всесторонне: физически, умственно, социально, эстетически и др.). Однако для достижения этих целей необходимо не только организовать разнообразные мероприятия, но и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение, которое поможет каждому участнику адаптироваться к новым условиям и извлечь максимальную пользу из пребывания в лагере. ДОЛ представляет собой особую социальную среду, отличающуюся от привычной для ребёнка домашней и школьной атмосферы. Лагерь полон новой информации, активности и людей, что может вызвать как интерес, так и стресс (взаимодействие с новыми сверстниками и взрослыми требует адаптивных усилий и навыков социализации; интенсивный ритм режима в ДОЛ предполагает высокий уровень активности, предлагает широкий спектр мероприятий - от спортивных до образовательных, что требует от детей умения планировать своё время, распределять свои силы и др.). Первоначальная диагностика психологического состояния детей помогает выявить уровень тревожности, адаптивности, развития коммуникативных и социальных навыков, что позволяет своевременно оказать поддержку нуждающимся и разработать индивидуальные программы ППС.
Понятие «психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса» является одним из ключевых в современной педагогике и психологии; отражает необходимость комплексного подхода к образованию и воспитанию, учитывающего как педагогические, так и психологические аспекты развития ребёнка.
В научной литературе существует множество трактовок понятия «ППС воспитательно-образовательного процесса». Наиболее распространёнными из них являются следующие:
а) системная деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития ребёнка (А.В. Мудрик, Е.И. Казакова, и др.) [10];
б) процесс создания условий для личностного роста и самореализации ребёнка (И.В. Дубровина, М.И. Рожков, и др.) [19];
в) комплекс мероприятий, обеспечивающих психологическую и педагогическую поддержку участников ВОП (В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская, и др.) [7; 8];
г) индивидуализированная помощь ребёнку в решении задач личностного развития, социальной адаптации (Д.В. Соколова, Н.Н. Сеничева и др.) [20];
д) система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка (Я.Д. Пряничникова; Е.А. Чекунова, и др.) [15];
е) упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (целей, задач, принципов, содержания, форм, методов, средств, субъектов), обеспечивающих комплексную поддержку всех участников ВОП (С.В. Солдатова; Е.А. Царегородцева и др.);
ж) динамический процесс, включающий диагностику текущего состояния участников ВОП, определение проблемных зон, разработку и реализацию развивающих, коррекционных, консультативных и иных мероприятий, а также оценку эффективности проделанной работы (О.А. Бокова; Р.Э. Кодермятов и др.) [4; 11];
з) система мер по поддержке и развитию личности учащихся в образовательном процессе, направленных на решение учебных, воспитательных, социально-психологических задач, помощь детям в преодолении стрессовых ситуаций, связанных с процессом обучения и межличностным взаимодействием, на адаптацию ребёнка к условиям образовательного учреждения и успешную социализацию в коллективе сверстников и взрослых (Ю.П. Зинченко; В.В. Рубцов, А.П. Овчарова и др.) [9; 13].
Ряд учёных понимают ППС как особую технологию, представляющую собой совокупность методов, приёмов и процедур, обеспечивающих комплексную помощь и поддержку всех субъектов ВОП. Так, В.Е. Орлова определяет ППС как технологию, которая в своей основе имеет системное взаимодействие психолога, педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей [14].
Некоторые исследователи трактуют ППС как меры по стимулированию личностного роста и развития детей (в частности, развития индивидуальных способностей, творческого потенциала, эмоционального интеллекта и др.).
Так, например, Ж.А. Левшунова ППС в образовательном процессе трактует как создание развивающей среды, способствующей личностному росту учеников, их самопознанию, самореализации, самовыражению [17]. Отдельные авторы ППС рассматриваются как инструмент для предотвращения негативных явлений, таких как агрессия, тревожность, академическая неуспеваемость и др. [17]. Современные исследователи все чаще склоняются к интегративному подходу, объединяющему различные аспекты психолого-педагогического сопровождения. Данный подход основывается на понимании комплексной природы ВОП и необходимости обеспечения всесторонней поддержки, направленной на развитие, адаптацию, профилактику и коррекцию. В рамках интегративного подхода И.Н. Гомолицкая с соавторами рассматривает ППС как интегративную практику, охватывающую поддержку ученика на всех этапах его образовательного пути, развивая его способности, помогая адаптироваться и предотвращая возможные трудности и проблемы [5].
Несмотря на разнообразие трактовок, большинство исследователей выделяют следующие структурные компоненты ППС:
а) диагностический компонент (изучение индивидуальных особенностей, образовательных потребностей ребёнка и др.);
б) прогностический компонент (определение перспектив развития ребёнка и возможных проблем и др.);
в) коррекционно-развивающий компонент (разработка и реализация программ развития, коррекции и др.);
г) консультативный компонент (оказание психологической и педагогической поддержки участникам ВОП);
д) оценочный компонент (мониторинг эффективности ППС и внесение необходимых корректировок).
Эффективное ППС осуществляется на основе следующих принципов: конфиденциальности; системности и целостности; индивидуализации и дифференциации; преемственности; сотрудничества и взаимодействия [20].
Важно отметить, что ППС участников ВОП в ДОЛ должно осуществляться с учётом их возрастных особенностей. Каждая возрастная категория детей (младший школьный, средний школьный, старший школьный возраст) характеризуется специфическими психологическими особенностями, определяющими их образовательные и воспитательные потребности. Так, для младших школьников будет более эффективна опора на игровые, наглядно-образные формы работы, в то время как для подростков средней и старшей возрастной группы актуальны более самостоятельные, рефлексивные виды деятельности. Учёт данных возрастных различий в реализации ППС позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать работу с детьми, обеспечивая тем самым ее высокую результативность. Кроме того, пПс в условиях ДОЛ должно включать не только работу непосредственно с детьми, но и с другими участниками ВОП (вожатыми, воспитателями, педагогами дополнительного образования, администрацией лагеря). Повышение их психологической компетентности, оказание консультативной помощи по вопросам эффективного взаимодействия с детьми, профилактика эмоционального выгорания - все это создаёт необходимые условия для полноценной реализации воспитательно-образовательных задач [3].
Таким образом, ППС в условиях ДОЛ представляет собой комплексную, целенаправленную, систематическую деятельность, ориентированную на создание благоприятных условий для личностного развития и социальной адаптации детей, а также профессионального роста и психологического благополучия специалистов, работающих в лагере.
ДОЛ являются не только средой для организации активного отдыха и восстановления здоровья детей, но и местом, где осуществляется целенаправленный образовательный процесс. Реализуемые в лагерях дополнительные образовательные программы, направленные на развитие различных компетенций, требуют комплексного ППС с учётом специфики возрастных особенностей детей. Данная задача приобретает особую значимость в современных условиях, когда на первый план выходят вопросы повышения качества и эффективности образования в системе детского оздоровительного отдыха.
Важной особенностью ППС в ДОЛ является его системный характер. ППС осуществляется на всех этапах пребывания ребёнка в лагере, начиная с момента заезда и заканчивая отъездом, что позволяет обеспечить преемственность и целостность сопровождения, а также отслеживать динамику развития ребёнка.
ППС в ДОЛ осуществляется командой специалистов, в которую входят психологи, педагоги, вожатые, сотрудники администрации, медицинские работники. Командный подход позволяет учитывать различные аспекты развития ребёнка и оказывать ему комплексную поддержку.
Основными этапами ППС являются:
а) этап диагностики (выявление личностных, адаптационных, половозрастных особенностей воспитанников ДОЛ; уровня познавательной активности, социальной адаптивности/дезадаптивности; готовности к групповому взаимодействию и др.; данный этап позволяет определить потенциальные риски и ресурсы каждого ребёнка);
б) этап планирования (разработка индивидуальных и групповых развивающих, образовательных, профилактических, коррекционных и др. программ с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанников ДОЛ);
в) этап мониторинга (регулярное, систематическое наблюдение за эмоциональным состоянием и прогрессом детей, за особенностями их взаимодействия друг с другом и с наставниками, педагогами и др.);
г) этап коррекции (внесение изменений в процесс ППС на основе полученных данных и обратной связи от детей и педагогов).
В процессе ППС в ДОЛ в родительские дни важно проводить консультации с родителями (лицами их заменяющими, другими значимыми для ребёнка членами его семьи), информируя их о достижениях и трудностях несовершеннолетнего.
Эффективность ППС оценивается на основе следующих показателей: улучшение психологического климата в лагере; повышение уровня развития коммуникативных навыков и социальных компетенций участников ВОП; снижение уровня проблемного поведения; повышение уровня психологического благополучия детей; улучшение показателей самопознания и саморегуляции участников ВОП; повышение уровня удовлетворённости участников ВОП и родителей жизнедеятельностью ДОЛ.
ДОЛ представляет собой уникальную социально-педагогическую среду, характеризующуюся высокой интенсивностью воспитательных воздействий, эмоциональной насыщенностью и вместе с тем необходимостью быстрой адаптации детей к новым условиям. В этой связи особую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса в условиях ДОЛ приобретает его комплексное психолого-педагогическое сопровождение.
Анализ различных научных подходов к определению понятия «ППС ВОП» позволяет сделать вывсд, что оно является многоаспектным и может рассматриваться:
а) как целостная система, обеспечивающая непрерывную поддержку участников ВОП;
б) как динамический процесс, реализуемый на протяжении всего периода обучения и воспитания несовершеннолетних;
в) как особая технология, включающая совокупность апробированных методов и процедур;
г) как комплексная помощь и поддержка всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности. Несмотря на различия в акцентировании тех или иных аспектов, большинство подходов сходятся в том, что ППС представляет собой многофункциональный, целостный, непрерывный процесс, направленный на создание условий для успешного обучения, воспитания и развития всех участников образовательного пространства.
ППС является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском оздоровительном лагере. Создавая благоприятную психологическую атмосферу, поддерживая индивидуальное развитие участников ВОП,
Библиографический список
ППС способствует всестороннему развитию детей и подростков, укреплению их физического и психического здоровья. Учёт специфики возрастных особенностей детей (младший, средний и старший школьный возраст) в реализации ключевых направлений ППС (диагностическое, развивающее, просветительское, коррек-ционное, профилактическое, консультативное), использование разнообразных форм и методов ППС создаёт необходимые условия для полноценного личностного развития и успешной социальной адаптации воспитанников ДОЛ в рамках временного детского коллектива.
ДОЛ представляет собой уникальную образовательную среду, где дети не только отдыхают и укрепляют здоровье, но и продолжают своё интеллектуальное и личностное развитие. Образовательный процесс (ОП) в лагере требует специфического подхода, учитывающего возрастные особенности и потребности детей. ППС ОП помогает обеспечивать эффективное освоение нового материала и развитие учебно-познавательных навыков воспитанников ДОЛ.
1. Aндреева Н.П., Семыкина И.Г, Кириллова E.A. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в летний период. Актуальные исследования. 2021; № 23 (50): 93-96.
2. Aфанасьев И.В., Левина И.Д. Психолого-педагогическое сопровождение как условие позитивной социализации различных категорий обучающихся. Искусство и образование. 2020; № 5 (127): 166-175.
3. Батаршев AE. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога. Человек и образование. 2015; № 1 (42): 16-21.
4. Бокова ОА, Тарахов С.И. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде: современные теоретические предпосылки исследования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 243-247.
5. Гомолицкая И.Н., Уголкова И.В., Медникова Н.В., Пристав О.В. Роль интеграции как педагогической категории применительно к психолого-педагогическому сопровождению в общеобразовательном и дошкольном учреждении. Путь науки. 2015; № 5 (15): 109-110.
6. Григорьева М.Ю. и др. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. Москва: Школьная пресса, 2011.
7. Долгова В.И. Aктуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: ИД «Среда», 2021: Э1-Э4.
8. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая НА Aктуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2016; Т. 44: 1-8.
9. Зинченко Ю.П., Володарская ИА Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ. Москва: Издательство МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007.
10. Казакова Е.И. и др. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Москва: Владос, 2003.
11. Кодермятов РЭ., Тумакова НА, Сенцов АЭ., Павловская Е.В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Молодой ученый. 2015; № 11: 1738-1740.
12. Латыпова ЛА, Лукина Т.И. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: Рекомендации вожатым, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Москва: Новое образование, 2016.
13. Овчарова АП. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория. Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C Пушкина. 20l2; Т. 3, № 4: 70-78.
14. Орлова В.Е. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Российская наука в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2015: 82-85.
15. Пряничникова Я.Д. Что из себя представляет психолого-педагогическое сопровождение в школе? Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020; № 4: 108-117.
16. Володина СА, Галой Н.Ю., Горбенко ИА и др. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации. Москва: МПГУ 2017.
17. Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Левшунова ЖА Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021.
18. Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ «Орлёнок». Aвторский коллектив. ВДЦ «Орлёнок», 2013.
19. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса. Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения A.K Лутошкина. Кострома: КГУ, 2015: 322-329.
20. Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса. Научный альманах. 2015; № 10-4 (12): 437-440.
References
1. Andreeva N.P., Semykina I.G., Kirillova E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s OVZ v letnij period. Aktuai'nye issiedovaniya. 2021; № 23 (50): 93-96.
2. Afanas'ev I.V., Levina I.D. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak uslovie pozitivnoj socializacii razlichnyh kategorij obuchayuschihsya. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 5 (127): 166-175.
3. Batarshev A.V. Sistema psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'no-lichnostnogo razvitiya pedagoga. Chelovek i obrazovanie. 2015; № 1 (42): 16-21.
4. Bokova O.A., Tarahov S.I. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchayuschihsya v obrazovatel'noj srede: sovremennye teoreticheskie predposylki issledovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 243-247.
5. Gomolickaya I.N., Ugolkova I.V., Mednikova N.V., Pristav O.V. Rol' integracii kak pedagogicheskoj kategorii primenitel'no k psihologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu v obscheobrazovatel'nom i doshkol'nom uchrezhdenii. Put'nauki. 2015; № 5 (15): 109-110.
6. Grigor'eva M.Yu. i dr. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie i social'naya adaptaciya podrostkov. Moskva: Shkol'naya pressa, 2011.
7. Dolgova V.I. Aktual'nye voprosy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo processa. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obschego, special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya detej i vzroslyh: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Cheboksary: ID «Sreda», 2021: 31-34.
8. Dolgova V.I., Kryzhanovskaya N.V., Nepomnyaschaya N.A. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya lichnosti. Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2016; T. 44: 1-8.
9. Zinchenko Yu.P., Volodarskaya I.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie realizacii innovacionnyh obrazovatel'nyh programm. Moskva: Izdatel'stvo MGU imeni M.V. Lomonosova, 2007.
10. Kazakova E.I. i dr. Psihologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka. Moskva: Vlados, 2003.
11. Kodermyatov R.'E., Tumakova N.A., Sencov A.'E., Pavlovskaya E.V. K probleme psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo processa. Moiodoj uchenyj. 2015; № 11: 1738-1740.
12. Latypova L.A., Lukina T.I. Sozdanie psihologicheskogo komforta v detskom ozdorovitel'nom lagere: Rekomendacii vozhatym, vospitatelyam, pedagogam dopolnitel'nogo obrazovaniya. Moskva: Novoe obrazovanie, 2016.
13. Ovcharova A.P. Ponyatie «psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej mladshego shkol'nogo vozrasta» kak pedagogicheskaya kategoriya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 20l2; T. 3, № 4: 70-78.
14. Orlova V.E. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchayuschihsya v uchebno-vospitatel'nom processe v usloviyah modernizacii obrazovaniya. Rossijskaya nauka v sovremennom mire: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2015: 82-85.
15. Pryanichnikova Ya.D. Chto iz sebya predstavlyaet psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie v shkole? Vestnik po pedagogike i psihologii Yuzhnoj Sibiri. 2020; № 4: 108-117.
16. Volodina S.A., Galoj N.Yu., Gorbenko I.A. i dr. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti vozhatogo: Metodicheskie rekomendacii. Moskva: MPGU, 2017.
17. Basalaeva N.V., Kazakova T.V., Levshunova Zh.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej i podrostkov gruppy riska: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2021.
18. Rabochaya kniga pedagoga-psihologa detskogo lagerya: iz opyta raboty social'no-psihologicheskoj sluzhby VDC «Orlenok». Avtorskij kollektiv. VDC «Orlenok», 2013.
19. Rozhkov M.I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie: konceptual'noe osmyslenie processa. Psihoiogiya i pedagogika sociai'nogo vospitaniya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 80-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina. Kostroma: KGU, 2015: 322-329.
20. Sokolova D.V., Senicheva N.N. K voprosu o psihologo-pedagogicheskom soprovozhdenii obrazovatel'nogo processa. Nauchnyjai'manah. 2015; № 10-4 (12): 437-440.
Статья поступила в редакцию 15.07.24