соотношение с педагогическими приоритетами мирового, общечеловеческого значения [8].
Таким образом, формирование у будущих учителей биоэтической культуры на сегодняшний день является одним из приоритетов отечественного педагогического образования. Оно подразумевает реализацию в ходе профессиональной подготовки компетентностного, системного, культурологического и
Библиографический список
аксиологического подходов. В свою очередь, практическое воплощение таковых связано с внесением ряда изменений в учебно-воспитательный процесс. Необходимо создание новых УМК, предусматривающих широкую реализацию принципа межпредметной интеграции, органичное сочетание различных форм аудиторной и внеаудиторной работы, а также интеграцию в учебный план новых дисциплин.
1. Магомедова A.K Биоэтическая культура: структура, сущность, опыт формирования у студентов российских вузов. Махачкала: ДГПУ им. Р Гамзатова, 2023.
2. Байханов И.Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры учителей. Преподаватель XXI век. 2022; № 4-1: 22-37.
3. Ярычев Н.У Подготовка будущих учителей к обеспечению прав ребёнка в образовательном учреждении. Москва: Московский институт государственного управления и права, 2017.
4. Магомедова A.K, Харченко Л.Н. Биоэтическое воспитание личности: принципы, признаки, педагогические условия. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020; № 3(146): 100-104.
5. Равкин З.И., Пряникова В.Г Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии. Национальные ценности образования: материалы XVII-й сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. Москва: ИТОП PAO, 1996: 6-9.
6. Aхметшина ИА, Балакирева НА, Байханов И.Б. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество). Москва: Наука: ин-форм, 2023; Т. 56.
7. Емельянова И.Е. Формирование конфликтологической компетентности педагогов в процессе тьюторского сопровождения на курсах повышения квалификации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014; № 1 (27): 67-71.
В. Байханов И.Б., Aжиев A.B., Гадаборшева З.И. Возрастная психология. Махачкала: AЛЕФ, 2020.
9. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема. Дополнительное образование. 2001; № 10: 16-20.
References
1. Magomedova A.N. Bio'eticheskaya kul'tura: struktura, suschnost', opyt formirovaniya u studentovrossijskih vuzov. Mahachkala: DGPU im. R. Gamzatova, 2023.
2. Bajhanov I.B. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu osobennostej formirovaniya i razvitiya politicheskoj i 'elektoral'noj kul'tury uchitelej. Prepodavatel' XXI vek. 2022; № 4-1: 22-37.
3. Yarychev N.U. Podgotovka buduschih uchitelej k obespecheniyu prav rebenka v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Moskva: Moskovskij institut gosudarstvennogo upravleniya i prava, 2017.
4. Magomedova A.N., Harchenko L.N. Bio'eticheskoe vospitanie lichnosti: principy, priznaki, pedagogicheskie usloviya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 3(146): 100-104.
5. Ravkin Z.I., Pryanikova V.G. Nacional'nye cennosti obrazovaniya kak orientiry razvitiya otechestvennoj pedagogicheskoj aksiologii. Nacional'nyecennostiobrazovaniya: materialy XVII-j sessii Nauchnogo Soveta po problemam istorii obrazovaniya i pedagogicheskoj nauki. Moskva: ITOP RAO, 1996: 6-9.
6. Ahmetshina I.A., Balakireva N.A., Bajhanov I.B. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo). Moskva: Nauka: inform, 2023; T. 56.
7. Emel'yanova I.E. Formirovanie konfliktologicheskoj kompetentnosti pedagogov v processe t'yutorskogo soprovozhdeniya na kursah povysheniya kvalifikacii. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2014; № 1 (27): 67-71.
В. Bajhanov I.B., Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Vozrastnaya psihologiya. Mahachkala: ALEF, 2020.
9. Zhdanova S.N. Hudozhestvenno-'esteticheskoe osvoenie mira shkol'nikami kak social'no-pedagogicheskaya problema. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2001; № 10: 16-20.
Статья поступила в редакцию 25.06.24
УДК 371
Mallaev D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Department, Corresponding member of the RAO, Head of Department of Special and Clinical Psychology
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bazhukova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Defectology and Inclusive Education, Dagestan State Pedagogical University
n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF THE WELLNESS CAMP IN THE PROCESS OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF CHILDREN. The article discusses a problem of realizing the educational potential of children's health camp to develop personality. The research addresses the specifics of such institutions modern contingent. Its age and psychological characteristics are studied, the distinctive features of some behavioral reactions, for example, the desire for independence, the expression of individuality, the search for the place in social groups and structures, emotional instability. The work demonstrates the ways of children's health camp as an important educational institution with regard to the issues related to the effective use of modern forms and methods of pedagogical influence. Based on the results of their research, the authors conclude that the implementation of organizational and pedagogical conditions proposed in the article, taking into account a number of educational process patterns, may be promising. The authors also pay attention to the methodology of this process, as well as its content specifics.
Key words: children, teenagers, children's health camp, education, socialization, potential of extracurricular activities
Д.М. Маллаев, д-р пед. наук, проф., член-корр. РАО, зав. каф. тачальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О.А. Бажукова, канд. психол. наук, доц., ФБГОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
В данной статье рассматривается проблема реализации воспитательных возможностей детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) в процессе развития личности детей и подростков. При этом на страницах исследования затрагиваются вопросы специфики современного контингента таких учреждений. Изучаются его возрастные и психологические особенности, отличительные черты некоторых поведенческих реакций, например, таких как стремление к самостоятельности, выражение собственной индивидуальности, поиск своего места в социальных группах и структурах, эмоциональной неустойчивости. Демонстрация возможностей детского оздоровительного лагеря как важного института воспитания осуществляется вне отрыва от решения вопросов, связанных с эффективным применением современных форм и методов педагогического воздействия. На основании результатов их исследования авторы делают вывод о том, что перспективной в этом плане может стать реализация предлагаемых в тексте статьи организационно-педагогических условий с учётом ряда закономерностей воспитательного процесса. Определённое внимание авторы также уделяют методологии реализации указанного процесса, а равно - особенностям его содержательного наполнения.
Ключевые слова: дети, подростки, детский оздоровительный лагерь, воспитание, социализация, потенциал внешкольной деятельности
Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящего исследования, может быть обоснована фактом важности вопросов, связанных с влиянием социальной среды на формирование личностных качеств ребёнка для педагогов-исследователей и практиков (И.Б. Байханов, Н.А. Балакирева, С.В. Вагабова, О.С. Газман, Ю.Н. Григоренко, С.Н. Жданова, Д.М. Маллаев). Современные авторы учитывают влияние большинства социальных институтов на соответствующий процесс. Он в целом рассматривается в контексте социализации - усвоения, воспроизводства и развития формирующейся личностью социального опыта того общества, к которому она принадлежит (В.П. Ковалев, А.А. Леснов, Д.Е. Марай-кова, И.Р Сорокина).
Максимальный учёт влияния факторов различного характера на процесс воспитания является залогом успешного развития системы характеристик, необходимых члену современного человеческого общества. В качестве основных институтов, на базе которых осуществляется воспитание, обычно называют следующие: группы сверстников; семья; учебные заведения; общественные, государственные, религиозные и частные организации (И.А. Ахметшина, О.А. Бажу-кова, В.А. Волгунов, Д.М. Маллаев).
При этом явно недостаточно внимания в данном контексте уделяется детским оздоровительным летним лагерям (далее в тексте - ДОЛ). А между тем социально-воспитательную роль подобных организаций трудно переоценить [1]. Действительно, на протяжении последних десятилетий в экономической, социальной и культурной жизни нашей страны фиксируется целый ряд кризисных явлений. В свою очередь, эти пагубные тенденции способствуют тому, что в детской и подростковой среде складывается ситуация, которая характеризуется значительным ростом различных форм асоциального поведения [2]. Соответственно, всё более очевидной становится необходимость организации воспитательной работы с представителями подрастающих поколений. Одним из ключевых сегментов таковой является организация их свободного времени, в том числе во время летних каникул (Н.А. Балакирева, С.В. Вагабова, В.А. Волгунов, О.С. Газман). Именно здесь мы сталкиваемся с проблемой определения той роли, которую летние лагеря играют в развитии личностного потенциала детей, удовлетворении их потребности в развитии и познавательных интересов. Частичному её решению посвящена статья [1-11].
Цель статьи - определить воспитательные возможности оздоровительного лагеря в процессе развития системы личностных качеств у детей.
С поставленной целью коррелируют задачи: дать сущностную характеристику понятия «детский оздоровительный лагерь»; продемонстрировать цели и задачи функционирования подобного учреждения; определить специфику развития личности ребёнка в пространстве такого рода организации; сформулировать основные условия, от которых зависит эффективность данного процесса; изучить ряд закономерностей, необходимых к учёту при реализации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере; рассказать о методологической составляющей соответствующей деятельности; сформулировать некоторые требования к её содержательной стороне.
Авторами применялись следующие методы исследования: рефлексия собственного педагогического опыта; анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Научная новизна нашей статьи заключается в определении специфики процесса развития личности ребёнка в детском оздоровительном лагере.
Её теоретическая значимость состоит в демонстрации условий, от которых зависит эффективность данного процесса.
Практическая значимость видится в исследовании методологической и содержательной составляющих воспитательной деятельности, реализуемой в пространстве подобной организации.
Согласно современным представлениям, детский оздоровительный лагерь представляет собой внешкольное учреждение для лиц в возрасте от 7 до 18 лет,
Таблица 1
Цели и задачи детского оздоровительного лагеря
Цели
Удовлетворение индивидуальных и возрастных потребностей детей и подростков
Обеспечение их эффективного физического и духовно-нравственного развития Создание организационно-педагогических условий, необходимых для отдыха, оздоровления и рационального использования каникулярного времени [1] Задачи
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников как совокупности физического и социально-психологического благополучия [4] Формирование у представителей подрастающего поколения установок на социально желаемое поведение
Развитие навыков взаимодействия детей и подростков со сверстниками и старшими
Помощь в адаптации к условиям современного общества Формирование основ культуры поведения [2]
организованное в природных условиях. При этом он с необходимостью должен быть обеспечен стационарным либо временным оборудованием, позволяющим организовать эффективную воспитательную деятельность, способствующую физическому оздоровлению детей и подростков при возможности выбора между различными видами активности [3]. Регламентом учреждения данного типа может быть предусмотрено или не предусмотрено проживание воспитанников [4]. Современное состояние разработки интересующих нас вопросов позволяет выделить ряд целей и задач его функционирования (табл. 1).
Процесс формирования системы личностных компетенций в условиях детского оздоровительного лагеря имеет определённую специфику. Прежде всего, педагогам, занимающимся соответствующими проблемами, необходимо учитывать, что развитие ребёнка на протяжении смены происходит в условиях временного коллектива (И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева). Он, в свою очередь, имеет ряд немаловажных с точки зрения раскрытия темы настоящего исследования особенностей (табл. 2).
Таблица 2
Основные особенности временного детского коллектива
Наименование Особенности проявления в условиях оздоровительного лагеря
Завершённость развития За лагерную смену временный коллектив проживает цикл от рождения до завершения функционирования
Кратковременность функционирования Такая форма объединения воспитанников существует в среднем 21 день
Коллективный характер деятельности Ребята находятся рядом друг с другом практически 24 часа в сутки, при этом все формы деятельности реализуются ими совместно [5]
Сборный состав Как правило, временный коллектив формируется из детей и подростков, которые ранее не знали друг друга [6]
Автономность существования В период работы лагерной смены влияние на ребёнка со стороны семьи и друзей существенно редуцируется. Но при этом устанавливается мощное воздействие временного коллектива (Александрова О.Б., И.А. Ахметшина, Байханов И.Б., Воронина М.А., О.А. Бажукова, О.С. Газман, С.Н. Жданова, В.П. Ковалев, А.А. Леснов, Д.М. Маллаев)
В целом формирование личностных качеств в пространстве учреждения интересующего нас типа представляет собой продолжение приобретения ребёнком опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей [5]. Данный процесс реализуется в условиях активного взаимодействия как между самими воспитанниками, так и между ними и взрослыми. При правильной организации такого рода деятельности происходит активизация формирования готовности ребёнка к самостоятельным социально значимым действиям. Важность пребывания воспитанников в лагере во время каникул состоит также в минимизации негативного влияния улицы. В то же время общение со сверстниками, реализуемое в новых формах, таких как соревнования, походы или игры, значительно расширяет их кругозор [3]. Происходит активное формирование коллективной и личностной ответственности за ход и результаты порученных дел. Во время пребывания в летнем лагере воспитанники имеют возможность посещать различные занятия в соответствии с собственными индивидуальными склонностями и интересами. В отличие от традиционных, реализация таких форм учебной деятельности не характеризуется перегруженностью по времени и содержанию [7]. Благодаря таким возможностям дети и подростки не забывают материал из школьного курса, начинают воспринимать учебно-воспитательную деятельность как процесс формирования компетенций, актуальных в текущих социокультурных условиях. Так, настоящей «школой выживания» для них может стать обучение обустройству лагеря, приготовлению пищи и преодолению препятствий (Н.А. Балакирева, В.А. Волгунов, С.Н. Жданова, Д.Е. Марайкова). Также важно особо отметить и воспитательный аспект, которому не всегда, к сожалению, в ДОЛ в последнее время уделяется внимание. Необходимо, чтобы ДОЛ превратились в места, где воспитывают патриотов (И.Б. Байханов [8]), но для этого необходимо усилить подготовку вожатых, обеспечить их современными методическими материалами по проведению воспитательной работы патриотической направленности.
Анализ деятельности ДОЛ на протяжении трёх последних десятилетий позволяет говорить об основных условиях, от соблюдения которых зависит эффективность воспитательной деятельности. К таковым относятся:
- привлечение к реализации воспитательной работы наиболее компетентных педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в пространстве не только школ, но и организаций высшего и среднего профессионального образования, что позволит модернизировать содержательную сторону, а равно и усилить педагогический арсенал используемых форм активности;
- задействование в психолого-педагогической деятельности старших детей как помощников, благодаря чему можно интенсифицировать процесс
формирования у них личностной ответственности и первичного педагогического опыта [1];
- принятие системы мер, направленных на углубление интереса детей и подростков к различным областям знаний и видам деятельности;
- поощрение их социальной активности, что является мощным средством адаптации подрастающего поколения к условиям жизни современного социума [7];
- реализация в пространстве ДОЛ специально разработанных целевых программ, максимально учитывающих педагогический потенциал культурной, до-суговой, научной, образовательной, а равно - и трудовой деятельности [6];
- расширение использования личностно ориентированных технологий, позволяющих реализовать возможности спорта, искусства и творчества в процессе формирования личностных компетенций воспитанников.
При соблюдении этих условий можно надеяться, что, несмотря на временный характер пребывания воспитанников в пространстве детских оздоровительных лагерей, этот институт предоставит им широкие возможности в плане интеграции в существующие социальные отношения, выработки индивидуальной стратегии развития [4]. Будет в большей степени реализован потенциал данной формы организации внешкольной деятельности в смысле активизации индивидуальных потребностей каждого ребёнка, создания необходимых предпосылок для интенсивного развития его способностей [8]. Эффективно организовать воспитательный процесс в условиях ДОЛ возможно при обязательном учёте ряда закономерностей. Они отражают существенные, необходимые, стабильные отношения данного процесса. В этой связи прежде всего следует сказать об обусловленности ряда аспектов образовательного процесса текущими потребностями общества. К этим его составляющим относятся цели; задачи; планируемые результаты [1]. С указанной выше закономерностью связана следующая. Она заключается в том, что существует необходимость сопоставления задач системы, в которой происходит воспитательный процесс, с рядом факторов. В их число входят конкретные особенности её функционирования, как объективные, так и субъективные (Н.А. Балакирева, И.Б. Байханов, В.П. Ковалев, Д.Е. Марайкова); исходный уровень развития личностных качеств у воспитуемых [9]. Отсюда проистекает необходимость уточнения задач психолого-педагогической работы в ДОЛ на основе изучения особенностей воспитанников. Таковые можно условно разделить на три категории: возрастные; групповые; индивидуальные [1]. Если задачи воспитания не будут соответствующим образом конкретизированы, то процесс их решения, сколь эффективными ни были бы применяемые в ходе него приёмы и методы, не сможет вызывать у детей должный отклик. Деятельность лагеря, таким образом, потребует приложения чрезмерных усилий и преодоления препятствий, возникновения которых можно было бы избежать при учёте соответствующих факторов [9]. При организации воспитательного процесса в ДОЛ также необходимо учитывать факт существования логической взаимозависимости между содержанием образования и его задачами. Действительно, содержательная сторона психолого-педагогической работы не должна формироваться произвольно, исходя только из стихийных интересов контингента. [4]. В противном случае ход и результаты интересующего нас процесса будут далеки от оптимальных. Далее необходимо помнить о том, что все элементы воспитательной работы в ДОЛ: цель образовательного процесса, конкретные его задачи, содержание, методы и формы обучения, результат являются неразрывно связанными. Если при планировании психолого-педагогической работы нам удастся полностью учесть данную тенден-
Библиографический список
цию, то мы с большой долей вероятности сможем выбрать лучший путь её реализации [5]. Безусловно, реализация охарактеризованных выше организационно-педагогических условий при учёте рассмотренных закономерностей требует оптимального сочетания различных приёмов и методов. Подбирая их, необходимо учитывать воспитательные возможности каждого в решении поставленных задач и выбирать те, которые в этом смысле являются особенно эффективными. Например, при относительной однородности коллектива воспитанников могут с успехом применяться коллективные формы психолого-педагогической работы. Если же в группе присутствуют дети, которым необходимо определённое влияние, приемлемы также и индивидуальные формы [8]. Эффективность решения поставленных воспитательных задач в условиях ДОЛ во многом зависит от выбора содержания конкретных мероприятий. Таковые должны быть направлены на трансляцию представителям подрастающего поколения образцов подлинной гражданственности и гуманизма, формировать у учащихся основы здорового образа жизни и любовь к физической культуре (Д.А. Петренко, М.В. Должикова, и др. [11]). В ходе таких мероприятий каждый педагогический работник должен максимально проявлять собственные опыт и профессионализм. В этом случае образовательное пространство лагеря предоставит определённые возможности для практического воплощения любых, в том числе нестандартных, идей и замыслов по развитию системы личностных компетенций у детей и подростков [4].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что рассмотрение ДОЛ как важного института воспитания детей и подростков подразумевает расширение использования современных форм и методов педагогического воздействия. Это, в свою очередь, позволит придать процессу формирования личности, способной выжить и преуспеть в условиях современного общества, такую важную черту как, непрерывность.
При этом, несмотря на временный характер детского оздоровительного лагеря, в силу ряда присущих ему характерных особенностей, данная организация может дать ребёнку возможность для выбора индивидуальной стратегии развития, получения опыта участия в новых для него социальных отношениях. Достижение таких результатов становится возможным в случае соблюдения следующих организационно-педагогических условий: привлечение к реализации воспитательной работы наиболее компетентных педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в пространстве не только школ, но и организаций высшего и среднего профессионального образования, что позволит модернизировать содержательную сторону, а равно и усилить педагогический арсенал используемых форм активности; задействование в психолого-педагогической деятельности старших детей как помощников, благодаря чему можно интенсифицировать процесс формирования у них личностной ответственности и первичного педагогического опыта; принятие системы мер, направленных на углубление интереса детей и подростков к различным областям знаний и видам деятельности; поощрение их социальной активности, что является мощным средством адаптации подрастающего поколения к условиям жизни современного социума; реализация в пространстве ДОЛ специально разработанных целевых программ, максимально учитывающих педагогический потенциал культурной, досуговой, научной, образовательной, а равно и трудовой деятельности; расширение использования личностно ориентированных технологий, позволяющих реализовать возможности спорта, искусства и творчества в процессе формирования личностных компетенций воспитанников.
1. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. Москва: Педобщество России, 201В.
2. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория освоения мира личностью. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012; № 10: 125-129.
3. Вагабова С.В., Маллаев Д.М. Социально-педагогические предпосылки эффективности профориентации учащихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Вестник Академии права и управления. 2014; № 37: 201-207.
4. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере. Москва: Педагогика, 1992.
5. Aхметшина ИА, Балакирева НА, Байханов И.Б. и др. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество). Москва: Наука: информ, 2023; Т. 56.
6. Леснов A.A., Ковалев В.П. Летний оздоровительный лагерь как центр социализации школьников в каникулярный период. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 3: 1-4.
7. Марайкова Д.Е. Особенности организации воспитательной работы с детьми младшего подросткового возраста в условиях оздоровительных лагерей. Образование. Наука. Культура: сборник материалов Международного научного форума. Электроизолятор: Гжельский государственный университет. 2019: 3В1-3В3.
В. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор. НЦПТИ. 2016; № В: 52-54.
9. Маллаев Д.М., Бажукова ОА Перспективы развития интегрированного и инклюзивного пространства в российском образовании - методологические аспекты и практика. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 201В; Т. 12, № 3: 76-В2.
10. Aлександрова О.Б., Байханов И.Б., Воронина МА и др. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество): коллективная монография. Воронеж - Москва: Наука: информ, 2023; Кн. 55.
11. Петренко ДА, Должикова М.В., Кудря A.fl, Марченко A.A., Тарасенко И.Р Комплекс гуманистических подходов в системе физического воспитания молодёжи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017; № 5 (62): 17В-1В3.
References
1. Grigorenko Yu.N. Planirovanie iorganizaciya raboty v detskom ozdorovitel'nom lagere. Moskva: Pedobschestvo Rossii, 201В.
2. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya osvoeniya mira lichnost'yu. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2012; № 10: 125-129.
3. Vagabova S.V., Mallaev D.M. Social'no-pedagogicheskie predposylki 'effektivnosti proforientacii uchaschihsya v kontekste realizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya. VestnikAkademiiprava i upravleniya. 2014; № 37: 201-207.
4. Gazman O.S. Soderzhanie deyatel'nosti i opyt raboty v zagorodnom lagere. Moskva: Pedagogika, 1992.
5. Ahmetshina I.A., Balakireva N.A., Bajhanov I.B. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnyetehnologii(sem'ya- shkola- vuz- obschestvo). Moskva: Nauka: inform, 2023; T. 56.
6. Lesnov A.A., Kovalev V.P. Letnij ozdorovitel'nyj lager' kak centr socializacii shkol'nikov v kanikulyarnyj period. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 3: 1-4.
7. Marajkova D.E. Osobennosti organizacii vospitatel'noj raboty s det'mi mladshego podrostkovogo vozrasta v usloviyah ozdorovitel'nyh lagerej. Obrazovanie. Nauka. Kultura: sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Elektroizolyator: Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet. 2019: 381-383.
8. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8: 52-54.
9. Mallaev D.M., Bazhukova O.A. Perspektivy razvitiya integrirovannogo i inklyuzivnogo prostranstva v rossijskom obrazovanii - metodologicheskie aspekty i praktika. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018; T. 12, № 3: 76-82.
10. Aleksandrova O.B., Bajhanov I.B., Voronina M.A. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo): kollektivnaya monografiya. Voronezh - Moskva: Nauka: inform, 2023; Kn. 55.
11. Petrenko D.A., Dolzhikova M.V., Kudrya A.D., Marchenko A.A., Tarasenko I.R. Kompleks gumanisticheskih podhodov v sisteme fizicheskogo vospitaniya molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2017; № 5 (62): 178-183.
Статья поступила в редакцию 25.06.24
УДК 371
Mallaev D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Department, Corresponding member of the RAO, Head of Department of Special and Clinical Psychology,
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov G.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Anatomy, Physiology and Medicine, Dagestan State Pedagogical University
n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES. The article is devoted to a comprehensive study of the most effective approaches in modern school conditions to form healthy lifestyle skills in schoolchildren with disabilities. The authors focus on the current situation in education and society. The work proves necessity to intensify measures aimed at the development of relevant concepts. The essential and structural characteristics of the "healthy lifestyle" concept are given. The most significant factors influencing the formation of such skills in modern students, including those with disabilities, are highlighted and described. Based on their research, the study of special literature and reflection on the authors pedagogical experience, the paper reveals the basics of teaching healthy lifestyle to children with disabilities. The article tells about its main goals and tasks that must be solved in order to achieve them. The researchers present a system of specific forms of activity aimed at developing the relevant competencies.
Key words: primary general education, basic general education, secondary general education, healthy lifestyle, children with disabilities, educational activities, extracurricular activities
Д.М. Маллаев, д-р пед. наук, проф., член-корр. РАО, зав. каф. тециальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Г.А. Магомедов, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Статья посвящена комплексному исследованию наиболее эффективных в условиях современной школы подходов к формированию навыков ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников, характеризующихся ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого внимание в работе авторы, прежде всего, акцентируют на текущей ситуации в образовании и обществе. Доказывается необходимость интенсификации мер, направленных на развитие соответствующих представлений. Приводятся сущностная и структурная характеристики понятия «здоровый образ жизни». Далее выделяются и описываются наиболее существенные факторы, влияющие на формирование навыков ведения такового у современных учащихся, в том числе с ОВЗ. Исходя из их исследования, базирующегося на изучении специальной литературы и рефлексии педагогического опыта авторов, выявляется суть процесса обучения ведению ЗОЖ детей с ограниченными возможностями здоровья. Обосновываются его цели и задачи. Приводятся конкретные формы деятельности, направленные на развитие системы соответствующих компетенций.
Ключевые слова: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, здоровый образ жизни, дети с ограниченными возможностями здоровья, учебная деятельность, внеучебная деятельность
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современной стадии развития человеческого общества забота о здоровье как совокупности физического и социально-психологического благополучия его членов приобретает особую важность (В.А. Гуров, М.В. Должикова, М.В. Колесникова, А.Д. Ку-дря, А.А. Марченко, Д.А. Петренко, И.Р. Тарасенко) [1-9 и др.]. Данная тенденция обусловлена следующими факторами: ухудшение экологии; ускорение ритма жизни; негативное воздействие экономических и социокультурных факторов [1]. На сегодняшний день наиболее действенным путём сохранения здоровья людей в национальном и международном масштабах является привлечение их к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ). Поддержание ЗОЖ составляет основу для самореализации членов современного общества, в особенности молодёжи и подростков, формирования и совершенствования в течение всей жизни системы компетенций, необходимых для успешной реализации различных форм социально значимой деятельности, способности к созданию семьи и деторождению (А.А. Аветисян, Т.В. Климова, М.И. Хасанова). Ввиду важности ЗОЖ для успеха реализации самых различных аспектов человеческой деятельности проблемы, связанные с его ведением, являются актуальными не только для медицины, но и для других отраслей знания, например, педагогики.
В фокус внимания исследователей и практиков, работающих в данной области, попадают следующие вопросы: реализация в практике образовательных организаций пропаганды ЗОЖ и отдельных его направлений (В.В. Боброва, Т.А. Максименко, Т.А. Тарасова, К.С. Тебенова); особенности взаимодействия между педагогическими работниками, с одной стороны, семьями обучающихся, с другой, по вопросам формирования соответствующей культуры (О.Б. Александрова, И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, И.Б. Байханов, М.А. Воронина, З.И. Тю-масева); проблемы учёта возрастных и иных особенностей детей и подростков при реализации с ними работы, направленной на формирование умений и навыков, необходимых для его ведения [2]; организационно-педагогические условия, приёмы и методы осуществления соответствующей деятельности [3]; сохранение здоровья участников учебно-воспитательного процесса (В.А. Гуров, М.В. Колесникова, А.Н. Сакаева). Вместе с тем приходится констатировать, что подходы к
формированию компетенций, связанных с ведением ЗОЖ, у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) остаются разработанными недостаточно. Попытка частичной ликвидации данного дефицита будет осуществлена на страницах нашей статьи.
Исходя из вышесказанного, её цель - выявление наиболее эффективных в современных условиях теоретических подходов к формированию навыков ведения ЗОЖ у школьников с ОВЗ.
Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих задач:
- дать сущностную и структурную характеристики понятия «здоровый образ жизни»;
- продемонстрировать наиболее существенные факторы, влияющие на формирование навыков ведения такового у современных учащихся, в том числе характеризующихся ОВЗ;
- исходя из их исследования, выявить суть процесса обучения ведению ЗОЖ детей с ограниченными возможностями здоровья;
- рассказать о его целях и задачах;
- привести конкретные формы деятельности, направленные на развитие системы соответствующих компетенций.
Во время решения этих задач нами применялись следующие методы исследования: анализ специальной литературы; рефлексия собственного педагогического опыта.
Научная новизна статьи заключается в демонстрации наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на процесс развития навыков ведения ЗОЖ у школьников с ОВЗ.
Теоретическая значимость состоит в выявлении сущности процесса обучения его ведению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость видится в рассмотрении конкретных форм деятельности, направленных на развитие системы такого рода компетенций.
Отечественный исследователь В.А. Гуров, проанализировав различные трактовки понятия «здоровый образ жизни», сформулировал три взаимосвязан-