Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ‒ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ‒ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьное образование / воспитательная деятельность / ценностно-ориентированное воспитание / деструктивное поведение / профилактика девиантного поведения / school education / educational activities / value-based education / destructive behavior / prevention of deviant behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.М. Маллаев, О.А. Бажукова, М.И. Дибиров

На основании анализа результатов многолетнего эксперимента, а также привлечения ряда наименований специальной литературы устанавливаются ключевые потенции, присущие ценностно-ориентированному воспитанию личности в образовании как действенному средству профилактики деструктивного поведения обучающихся. В начале статьи затрагивается тема роли ценностно-ориентированной воспитательной деятельности в процессе формирования полноценной личности и достойного гражданина РФ в условиях современного социума. Затем на её страницах анализируется система принципов, выступающая в качестве основы для успешной реализации ценностно-ориентированного воспитания. Приводятся основные организационно-педагогические условия, способствующие успешному воплощению данных принципов в воспитательной практике. Выделяются наиболее эффективные, на взгляд авторов, методологические подходы к реализации ценностно-ориентированного воспитания. После этого соответствующие теоретические положения подтверждаются демонстрацией некоторых результатов эксперимента по внедрению такого воспитания в организации, реализующие деятельность по программам основного общего и среднего общего образования на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-ORIENTED UPBRINGING OF A PERSON IN EDUCATION AS PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS

Based on the analysis of long-term experiment results and the special research works, the authors reveal the key potencies inherent in value-oriented personality upbringing in education as an effective means of preventing destructive behavior in students. The article touches upon the topic of value-oriented educational activities and their role for the development of a full-fledged personality in the process of upbringing a true Russian citizen. A system of principles is analyzed, acting as the basis for the successful value-oriented education. The main organizational and pedagogical conditions contributing to these principles successful implementation in educational practice are given. The authors highlight the most effective methodological approaches to the value-based education. The relevant theoretical provisions are confirmed by demonstrating some results of the experiment on such education introduction in organizations that implement activities under the basic general and secondary general education programs in Russia.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ‒ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

- содержанием в веб-квестах множества аспектов, учитывающих особенности обучаемых, их интересы и склонности в обучении. Таковыми являются выбор роли для прохождения квеста, которая предполагает определение конкретных обучаемых на тот или иной уровень сложности заданий;

- несомненным плюсом в использовании образовательных веб-квестов является структурированность подачи учебного материала. Данное представление веб-квеста способствует целостному пониманию учебного материала, представляет обучаемым возможность самостоятельно выстраивать траекторию обучения;

- технология веб-квеста реализует принцип наглядности за счет широкого использования презентаций, демонстраций, статей, репродукций картин и т. д.;

Библиографический список

- визуализация объектов позволяет наиболее подробно ознакомиться с далекими, невоспроизводимыми или недоступными событиями и явлениями, тренирует зрительную память, способствует формированию представлений о конкретных аспектах изучаемой темы.

- веб-квесты способствуют повышению учебной мотивации обучаемых.

Повышает эффективность и значимость веб-квестов в процессе профессиональной подготовки и тот факт, что при работе над ним студенты выступают в качестве активных субъектов профессионально-проектной деятельности, способных самостоятельно её осуществлять, контролировать результат, создавать итоговый продукт и оценивать полученные результаты.

1. Богуцкая Т.В. Технологии игрофикации в организации образовательного процесса младших школьников. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023; № 4 (57): 32-39.

2. Загитова Г Веб-квест технология как способ образовательного процесса. Available at: https://vc.ru/u/1049821-zagitova-gulfiya/345607-veb-kvest-tehnologiya-kak-sposob-obrazovatelnogo-processa

3. Дьюи Дж. Демократия и образование. Перевод с английского Джон Дьюи. Москва: Педагогика-Пресс, 2000.

4. Шилов О.И., Шилова З.В. Веб-квест как средство реализации профессиональной подготовки студентов вуза. Лучшая студенческая статья 2020: сборник статей XXVII Международного научно-исследовательского конкурса. 2020: 207-210.

5. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения. Мир науки. 2016; Т. 4, № 5: 28.

6. Марка Д.А. Методология структурного анализа и проектирования. Москва: МетаТехнология, 2004.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. Москва: Академия, 2009.

8. Харунжева Е.В., Козлова Ю.Д. Потенциал использования образовательных веб-квестов в процессе обучения. Педагогическое искусство. 2021; № 1: 20-29.

9. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1997. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html

References

1. Boguckaya T.V. Tehnologii igrofikacii v organizacii obrazovatel'nogo processa mladshih shkol'nikov. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023; № 4 (57): 32-39.

2. Zagitova G. Veb-kvest tehnologiya kak sposob obrazovatel'nogo processa. Available at: https://vc.ru/u/1049821-zagitova-gulfiya/345607-veb-kvest-tehnologiya-kak-sposob-obrazovatelnogo-processa

3. D'yui Dzh. Demokratiya i obrazovanie. Perevod s anglijskogo Dzhon D'yui. Moskva: Pedagogika-Press, 2000.

4. Shilov O.I., Shilova Z.V. Veb-kvest kak sredstvo realizacii professional'noj podgotovki studentov vuza. Luchshaya studencheskaya stat'ya 2020: sbornik statej XXVII Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. 2020: 207-210.

5. Kicherova M.N., Efimova G.Z. Obrazovatel'nye kvesty kak kreativnaya pedagogicheskaya tehnologiya dlya studentov novogo pokoleniya. Mirnauki. 2016; T. 4, № 5: 28.

6. Marka D.A. Metodologiya strukturnogo analiza i proektirovaniya. Moskva: MetaTehnologiya, 2004.

7. Morozov M.A., Morozova N.S. Informacionnye tehnologii v social'no-kuiturnom servise i turizme: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2009.

8. Harunzheva E.V., Kozlova Yu.D. Potencial ispol'zovaniya obrazovatel'nyh veb-kvestov v processe obucheniya. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2021; № 1: 20-29.

9. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1997. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html

Статья поступила в редакцию 05.05.24

УДК 378

Mallaev D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department, Corresponding Member of the RAO, Head of Department of Special and Clinical Psychology,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: vip.dgaf@mail.ru

Bazhukova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Defectology and Inclusive Education, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: boa9@mail.ru

Dibirov M.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: boa9@mail.ru

VALUE-ORIENTED UPBRINGING OF A PERSON IN EDUCATION AS PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS. Based on the analysis of long-term experiment results and the special research works, the authors reveal the key potencies inherent in value-oriented personality upbringing in education as an effective means of preventing destructive behavior in students. The article touches upon the topic of value-oriented educational activities and their role for the development of a full-fledged personality in the process of upbringing a true Russian citizen. A system of principles is analyzed, acting as the basis for the successful value-oriented education. The main organizational and pedagogical conditions contributing to these principles successful implementation in educational practice are given. The authors highlight the most effective methodological approaches to the value-based education. The relevant theoretical provisions are confirmed by demonstrating some results of the experiment on such education introduction in organizations that implement activities under the basic general and secondary general education programs in Russia.

Key words: school education, educational activities, value-based education, destructive behavior, prevention of deviant behavior

Д.М. Маллаев, д-р пед. наук, проф., член-корр. РАО, зав. каф. тециальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: vip.dgaf@mail.ru

О.А. Бажукова, канд. психол. наук, доц., ФБГОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: boa9@mail.ru

М.И. Дибиров, ст. преп., ФБГОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: boa9@mail.ru

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ -ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На основании анализа результатов многолетнего эксперимента, а также привлечения ряда наименований специальной литературы устанавливаются ключевые потенции, присущие ценностно-ориентированному воспитанию личности в образовании как действенному средству профилактики деструктивного поведения обучающихся. В начале статьи затрагивается тема роли ценностно-ориентированной воспитательной деятельности в процессе формирования полноценной личности и достойного гражданина РФ в условиях современного социума. Затем на её страницах анализируется система принципов, выступающая в качестве основы для успешной реализации ценностно-ориентированного воспитания. Приводятся основные организационно-педагогические условия, способствующие успешному воплощению данных принципов в воспитательной практике. Выделяются наиболее эффективные, на взгляд авторов, методологические подходы к реализации ценностно-ориентированного воспитания. После этого соответствующие теоретические положения подтверждаются демонстрацией некоторых результатов эксперимента по внедрению такого воспитания в организации, реализующие деятельность по программам основного общего и среднего общего образования на территории РФ.

Ключевые слова: школьное образование, воспитательная деятельность, ценностно-ориентированное воспитание, деструктивное поведение, профилактика девиантного поведения

Актуальность темы статьи может быть объяснена особенностями функционирования современной системы образования. Три последних десятилетия его истории оказались связаны с чередой кардинальных изменений во всех аспектах существования (И.Б. Байханов, С.П. Фокина, Н.В. Долганова). Соответственно происходит и модернизация требований к результатам учебно-воспитательного процесса (Д.М. Абдуразакова, С.Н. Вольхин, В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина, Е.Ю. Руденко, А.В. Симонян, М.М. Султыгова, РМ. Султыгова и др.) [1-9]. Сегодня в число приоритетов входит сформированность у выпускников российских школ следующих качеств:

- стремление к установлению справедливости во взаимоотношениях между людьми;

- чувство собственного достоинства [1];

- осознание существования нравственного долга человека и гражданина перед самим собой, окружающими, малой и большой Родиной, систематическая демонстрация стремления к должному его исполнению;

- чувство ответственности перед Отечеством [2].

Таким образом, на настоящем этапе существования основного общего и среднего общего образования в нашей стране фиксируется существенная актуализация такого аспекта её деятельности как воспитание (И. Исаев, А.А. Каюмов, Р.Б. Кодиров, А. Старикова). Неслучайно на всех уровнях, включая федеральный, сегодня активно разрабатываются и вводятся в действие нормативно-правовые акты, касающиеся оптимизации соответствующей деятельности как одного из столпов успешной реализации большинства аспектов политики современного Российского государства.

Вместе с тем приходится констатировать, что современные главы истории нашей страны сопряжены с рядом моментов, затрудняющих достижение положительных результатов воспитательной работы с учащимися. Во-первых, осуществлённый в начале XXI в. переход отечественного образования на Болон-скую систему способствовал редукции некоторых качественных характеристик выпускников педагогических вузов (Л.Ю. Ачасова, И.Б. Байханов, С.Н. Вольхин, Н.В. Долганова, М.Л. Емельяненков). Это привело к тому, что на сегодняшний день реализуется пересмотр подходов к подготовке учителей при обязательном максимальном учёте реалий современного российского социума [3]. Естественно, что столь масштабные изменения, хотя и являются необходимыми в текущих условиях, но на первых порах также сопряжены с некоторыми проблемами в обучении будущих педагогов.

По окончании вуза существенная часть учителей, методистов и руководителей образовательных учреждений не демонстрируют приемлемого уровня стремления к совершенствованию воспитательной работы [4]. Это объясняется рядом объективных причин. Пожалуй, наиболее существенная из них - чрезмерная загруженность сотрудников российских школ бумажной работой (Н.В. Долганова, М.Л. Емельяненков, А.А. Каюмов, Н.И. Никитина, А.В. Симонян, С.П. Фокина). При такой ситуации у педагогов в лучшем случае остаётся достаточно времени и сил на то, чтобы заниматься с детьми по своим предметам. Воспитание же зачастую фактически выводится из ежедневной образовательной практики [4].

При этом определённые вопросы сегодня существуют также в части конкретных путей его реализации, особенно при переходе с одной ступени обучения на другую. Дело в том, что действующие сегодня стандарты в большинстве своём не учитывают преемственность между различными уровнями образования и, что в данный момент для нас представляется наиболее важным, воспитания (И.Б. Байханов, О.А. Бажукова С.Н. Вольхин, Р.Б. Кодиров, Д.М. Маллаев, ГБ. Сар-мутдинова, А.В. Симонян). При этом к настоящему моменту на практике их положения остаются разработанными явно недостаточно для по-настоящему эффективного предупреждения случаев девиантного поведения обучающихся [5]. Кроме того, пытаясь реализовать их в данной части, педагоги зачастую бывают дезориентированы многократной сменой одного ФГОС на другой. Таким образом, нарушаются логика и единство построения воспитательного пространства школ России.

Не стоит забывать и о последствиях того урона, который соответствующий сегмент деятельности ОО, осуществляющих на территории России деятельность по программам основного общего и среднего общего образования, понёс в 1990-е - начале 2000-х гг Действительно, именно в этот период во всех образовательных учреждениях практически исчезло идейное наполнение образовательного процесса. Вкупе с социальными, экономическими и культурными проблемами в обществе это привело к существенному увеличению количества детей, входящих в группы риска. При этом в силу снижения интенсивности воспитательных мероприятий далеко не все из них были поставлены на профилактический учёт в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также на внутриш-кольный учёт [6-11].

При практическом отсутствии целенаправленной воспитательной деятельности именно на рубеже XX - XXI вв. на формирование личности начали оказывать решающее влияние следующие факторы:

- семейное благополучие,

- семейный статус,

- уровень общей культуры семьи;

- местонахождение школы;

- авторитет педагогического коллектива.

Указанная тенденция отчасти сохраняется и по сей день. Исследования показывают, насколько важными остаются статусные характеристики конкретного

образовательного учреждения. Например, в государственных гимназиях и лицеях, а также частных ОО с хорошо поставленной воспитательной и образовательной работой процент обучающихся группы риска, как правило, достаточно низок (Л.Ю. Ачасова, М.М. Султыгова, РМ. Султыгова). В то же время современный социум требует унификации уровня личностных компетенций выпускников школ. Нельзя говорить о положительной динамике соответствующего показателя, имея лишь немногочисленные примеры успешной реализации воспитательной работы.

По мнению авторов, минимизации негативного влияния описанных выше процессов на результаты воспитания российских школьников будет способствовать широкая реализация ценностно-ориентированного воспитания. Необходимо его осуществление на основе культуры, традиций и обычаев многонационального народа Российской Федерации. Возможностям, существующим для практической деятельности по соответствующему направлению в текущих условиях, посвящено наше исследование.

Его цель, таким образом, состоит в рассмотрении потенций, присущих ценностно-ориентированному воспитанию личности в образовании как действенному средству профилактики деструктивных и в целом девиантных проявлений у современных обучающихся.

С указанной целью коррелируют следующие задачи:

- оценить роль ценностно-ориентированной воспитательной деятельности в процессе формирования полноценной личности и достойного гражданина РФ в современных условиях;

- описать систему принципов, служащую основой для успешной реализации ценностно-ориентированного воспитания;

- привести основные организационно-педагогические условия, способствующие успешному воплощению данных принципов в воспитательной практике;

- выделить наиболее эффективные, на наш взгляд, методологические подходы к реализации ценностно-ориентированного воспитания;

- рассказать о результатах эксперимента по внедрению такого воспитания в организации, реализующие деятельность по программам основного общего и среднего общего образования на территории РФ.

При этом были широко использованы такие методы исследования, как анализ авторами собственного опыта, связанного с соответствующей деятельностью, а равно и изучение специальной литературы, затрагивающей интересующую нас в данный момент проблематику.

Научная новизна статьи состоит в демонстрации системы принципов, выступающей в качестве основы успешной реализации ценностно-ориентированного воспитания.

Её теоретическая значимость заключается в определении наиболее эффективных методологических подходов к его реализации.

Практическая значимость сводится к характеристике основных организационно-педагогических условий, способствующих успешному воплощению этих подходов и принципов в воспитательной практике.

Напряжённость общественной обстановки как в отдельных регионах, так и в России в целом во многом связана с тем, какие ценности мы закладываем в сознание и практику деятельности подрастающего поколения (В.М. Гребенникова, РБ. Кодиров, Н.И. Никитина, А.В. Симонян). Ценностно-ориентированное воспитание личности начинается с семьи и семейных ценностей. Следовательно, в дальнейшем необходимо его продолжение на всех уровнях образования [5].

Такой подход может служить действенным фактором снятия социальной напряжённости в регионе, стране и мире. Здесь стоит отметить, что его внедрение несколько затруднено ситуацией, при которой долгое время считалось: воспитательная составляющая изначально заложена в определённой сумме знаний, формируемой по ходу учебной деятельности [6]. Ошибочность этой позиции практически не требует доказательств в информационную эпоху. Сегодня, когда большинство людей, в том числе учащихся школ, имеют почти мгновенный доступ к любой информации, становится ясно: одни и те же компетенции могут быть как созидательными, так и разрушительными (И.Б. Байханов, Н.В. Долганова, И. Исаев, Д.М. Маллаев, Е.Ю. Руденко, М.М. Султыгова, Р.М. Султыгова). Принципиальную разницу здесь вносит именно то, какая парадигма лежит в основе формирования личности и гражданина [5].

Ценностно-ориентированное воспитание, таким образом, способствует становлению личности и определяет основные паттерны образа её действий в будущем. Следовательно, формирование такого человека составляет основу эффективной профилактической работы, направленной на социально-педагогическую адаптацию молодого поколения к жизни в текущих социокультурных условиях, а равно и предупреждение антиобщественного и преступного поведения его представителей.

Придать соответствующему процессу направленность, адекватную вектору развития современных российских политики, экономики и культуры, на взгляд авторов, поможет организация функционирования системы воспитания на основе достижений педагогики сотрудничества. Это, в свою очередь, означает реализацию следующих принципов:

- историко-культурного;

- ценностно-ориентированного;

- гуманно-нравственного [3];

- личностно-развивающего;

- связи с жизнью и социальной действительностью;

- деятельно-ориентированного [7];

- созидательно-творческого (О.А Бажукова, В.М. Гребенникова, Р.Б. Кодиров, Н.И. Никитина, А. Старикова, С.П. Фокина).

Построение на них воспитательной парадигмы позволит минимизировать многие проблемы, возникающие в современном социуме. Дело в том, что многие из них если и не возникают, то, во всяком случае, развиваются в связи с личностными характеристиками участников взаимоотношений [6]. При этом нравственные, ценностно-ориентированные личности смогут нивелировать негативные проявления и тем самым снизить напряжённость в социуме.

Особенно эффективной построенная на этих принципах деятельность представляется в случае соблюдения ряда организационно-педагогических ус-

ловий. При этом одним из важнейших является обязательное использование передовых достижений психолого-педагогической науки и практики. Их реализация в процессе ценностно-ориентированного воспитания позволит обеспечить оптимизацию его хода и результатов, максимальное соответствие таковых запросам современного общества (С.Н. Вольхин, Н.В. Долганова, ПБ. Сармутдинова). В частности, обращение к педагогическим инновациям позволит успешно формировать российскую гражданскую идентичность как основу для осуществления профилактики напряжённости в обществе, а также успешно осуществлять патриотическое воспитание молодёжи (С.В. Вагабова, О.А. Бажукова, Д.М. Маллаев, Д.М. Абдуразакова, А.Н. Абдуразакова [8-11]).

Таким образом, применение современных образовательных технологий в ценностно-ориентированном воспитании будет способствовать предупреждению деструктивных и в целом девиантных проявлений в ближайшем будущем.

Таблица 1

Методологические подходы к реализации ценностно-ориентированного воспитания современных учащихся

Наименование Влияние на функционирование воспитательной системы

Системный Предполагает построение деятельности по развитию воспитательной системы ОО на началах открытости и динамичности. При этом её структура должна интегрировать две взаимосвязанных подсистемы: - управляющая (руководящий состав школы, методисты, учителя); - управляемая (ученические объединения). Это, в свою очередь, подразумевает иерархичное взаиморасположение составных частей, образующих данную систему и, следовательно, наличие связей подчинения и соподчинения между субъектами в связи с занимаемыми местами

Системно-деятельностный Позволяет установить взаимосвязи между указанными выше подсистемами. Кроме того, реализация данного подхода предоставляет широкие возможности в плане взаимодействия между ней и другими составляющими образовательного процесса (Л.Ю. Ачасова, М.Л. Емельяненков, А.А. Каюмов)

Проектный Связан с деятельностью учеников, направленной на решение имеющихся социальных и иных проблем средствами индивидуальной, либо коллективной проектной деятельности. Руководство таковой осуществляют педагогические работники. Их совместная активность, в свою очередь, способствует достижению следующих промежуточных результатов: - формирование у школьников ряда важных социальных компетенций при совместной работе над проектом; - развитие осознанного стремления к удовлетворению актуальных потребностей общества; - овладение навыками поиска необходимых данных, их обработки и критического анализа с целью дальнейшего продуктивного использования в условиях почти неограниченных информационных потоков; - становление критического и аналитического мышления; - развитие умений командной работы. При этом в зависимости от реализуемого направления воспитательной работы проекты, над которыми работают школьники, могут иметь творческую, общественную, мотивационную, научно-исследовательскую, а также практико-ориентированную направленность

Научно- исследовательский Позволяет организовать воспитательную деятельность на, как это следует из названия, научно-исследовательской основе. Таким образом, реализация данного подхода подразумевает освоение учителями и методистами различных эмпирических и теоретических методов [7]

Проблемно-функциональный Предоставляет определённые возможности в плане целеполагания с обязательным учётом существующих воспитательных проблем. В данном случае управление воспитательной работой в ОО рассматривается как система взаимосвязанных функций, которые могут выполняться одновременно либо в определённой последовательности. В их число входят: - анализ; - планирование; - организация; - регулирование; - контроль. При этом их реализация должна быть направлена на достижение определённых целей и задач

Информационный Позволяет трактовать ценностно-ориентированное воспитание школьников как информационный процесс, состоящий из ряда специфических операций. К таковым относятся: - получение и последующий анализ информации о воспитанности контингента; - её преобразование; - передача соответствующих данных при обязательном учёте принятых управленческих решений. Рассматриваемый методологический подход может быть реализован лишь при непрерывном обновлении всех видов данных, касающихся различных аспектов функционирования системы воспитательной работы и её изменениях. Это позволит оперативно корректировать сложившуюся ситуацию [8]

Аксиологический Характеризуется гуманистической направленностью. Следовательно, его использование в процессе ценностно-ориентированного воспитания предполагает, что в основе функционирования соответствующей системы лежат определённые ценности. К таковым можно отнести следующие: - система духовных и нравственных ценностей; - ценности, характерные для общества на текущей стадии его развития; - ценности самореализации и саморазвития; - ценность свободы как диалектического единства моральной необходимости с одной стороны, субъективной добровольности поведения - с другой [2]

Ресурсный Предполагает организацию воспитательной деятельности с учётом наиболее характерных особенностей финансового, научно-методического, кадрового, нормативно-правового, информационного, а также материально-технического обеспечения конкретной ОО

Культурологический Позволяет: - создать в образовательном пространстве школы социокультурную среду и соответствующую ей организационную культуру; - повысить уровень общей культуры учащихся

Здоровьесберегающий Направлен, как следует из его наименования, на сохранение здоровья участников образовательных отношений. Это, в свою очередь, предполагает активное субъект-субъектное взаимодействие между ними. Таковое должно характеризоваться направленностью: - на генерацию образовательной среды, характеризующейся минимальными рисками для здоровья учащихся и учителей; - на формирование у школьников сознательного отношения к своему и чужому здоровью; - на становление у них индивидуального стиля деятельности, направленной на поддержание и укрепление собственного здоровья как совокупности физического и социально-психологического благополучия [1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важную роль в формировании личности школьника, его нравственных качеств играют окружение и условия жизни (С.Н. Вольхин, В.М. Гребенникова, Н.В. Долганова, И. Исаев, Н.И. Никитина, А. Старикова, С.П. Фокина). Отсюда следует, что эффективность реализации парадигмы ценностно-ориентированного воспитания зависит во многом от родителей, педагогов, воспитателей и иных субъектов социального взаимодействия, с которыми в процессе становления системы личностных качеств взаимодействует обучающийся [8]. Ключевыми при этом являются, конечно, фигуры учителя и родителей (законных представителей). Первая из них реализует гуманно-личностный принцип в методике воспитания и обучения личности, а личный пример служит во многом ориентиром в жизни и деятельности школьников. Вторые же транслируют детям социальные, семейные и иные ценности [2].

При этом важными являются проявления со стороны старших заботы, поддержки и понимания. Ещё со времён А.С. Макаренко установлено: одна из главных причин, по которой дети и подростки демонстрируют примеры деструктивного и в целом девиантного поведения, заключается в том, что к ним изначально относятся как к потенциальным нарушителям [4].

Третье условие касается содержательной стороны интересующего нас процесса. Общеизвестно, что человек, воспитанный на основе вековых историко-культурных, духовно-нравственных, семейных, культурных, общероссийских национальных и патриотических ценностей, демонстрирует более высокий уровень адаптации в динамичных условиях современного социума. При этом главной целью практически всей его социально значимой деятельности является бескорыстное служение и созидание на благо своей Родины и её народа [8].

На современной стадии разработки данной темы представляется возможным выделить ряд методологических походов к ценностно-ориентированному воспитанию. Их реализация с большой вероятностью будет способствовать практическому воплощению перечисленных выше условий (табл. 1).

Библиографический список

Реализация рассмотренной выше ценностно-ориентированной парадигмы воспитания личности подтвердила свою состоятельность на протяжении продвинутого во времени эксперимента. Целые поколения в различных образовательных организациях, охваченных системой ценностно-ориентированного воспитания, стали достойными гражданами и патриотами своей страны. Это выпускники школ Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Махачкалы, Буйнакска, Дербента и др.

На протяжении более десяти лет в рамках данного исследования создавались специальные социальные ситуации для детей, подростков, учащейся молодёжи с конструктивным, девиантным поведением. Мы стремились к максимальному отражению в них современных социокультурных реалий. При этом широко использовались социально-ролевые и психотехнические игры, социально-психологические тренинги, творческие задания, проекты, проведение молодёжных форумов, направленных на позитивную практику воспитания в преодолении девиаций.

На основе вышеизложенного мы можем заявить, что для ответа на ряд вызовов, стоящих сегодня перед нашей страной, необходимым является усиление воспитательной работы, проводимой на базе школ. В свою очередь, предупреждению девиантного поведения учащихся будут способствовать её планирование и реализация на основе системы духовных и нравственных ценностей.

Такого рода деятельность может быть организована на основе историко-культурного, ценностно-ориентированного, гуманно-нравственного, личност-но-развивающего, связи с жизнью и социальной действительностью, деятельно-ориентированного, а равно и созидательно-творческого принципов. При этом в условиях современной организации, осуществляющей деятельность в соответствии с программами среднего общего и/или основного общего образования, целесообразным является реализация определённых методологических подходов. К ним относятся системный, системно-деятельностный, проектный, научно-исследовательский, проблемно-функциональный, информационный, аксиологический, ресурсный, культурологический и здоровьесберегающий.

1. Сармутдинова Г.Б. Процессная модель трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 195-197.

2. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

3. Старикова A., Исаев И. Сущность, содержание и структура системы воспитательной работы в школе. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023; № 10 (86): 261-65.

4. Фокина С.П., Долганова Н.В. Нравственное воспитание как элемент коррекции девиантного поведения детей и подростков в педагогической концепции Макаренко A.C Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022; № 9: 41-50.

5. Симонян AÉ. К Вопросу о модернизации гражданского воспитания в российском общем образовании. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 100-102.

6. Султыгова РМ., Султыгова М.М., Симонян AE. Корреляции национальной образовательной политики и гражданского воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 86-89.

7. Руденко Е.Ю., Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Вольхин С.Н. Моделирование процесса формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 142-145.

8. Маллаев Д.М. Патриотическое воспитание: опыт Дагестанского государственного педагогического университета. Педагогика. 2008; № 8: 119-120.

9. Вагабова С.В., Маллаев Д.М. Социально-педагогические предпосылки эффективности профориентации учащихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Вестник Академии права и управления. 2014; № 37: 201-207.

10. Маллаев Д.М., Бажукова O.A. Перспективы развития интегрированного и инклюзивного пространства в российском образовании - методологические аспекты и практика. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018; Т. 12, № 3: 76-82.

11. Aбдуразакова Д.М., Aбдуразакова A.K Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные направления. Сибирский педагогический журнал. 2011; № 8: 202-209.

References

1. Sarmutdinova G.B. Processnaya model' trudovogo vospitaniya mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 195-197.

2. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium imezhnacional'naya kultura. 2020; № 1 (139): 69-76.

3. Starikova A., Isaev I. Suschnost', soderzhanie i struktura sistemy vospitatel'noj raboty v shkole. Skif. Voprosy studencheskoJnauki. 2023; № 10 (86): 261-65.

4. Fokina S.P., Dolganova N.V. Nravstvennoe vospitanie kak 'element korrekcii deviantnogo povedeniya detej i podrostkov v pedagogicheskoj koncepcii Makarenko A.S. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noJ sistemy. 2022; № 9: 41-50.

5. Simonyan A.V. K Voprosu o modernizacii grazhdanskogo vospitaniya v rossijskom obschem obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 100-102.

6. Sultygova R.M., Sultygova M.M., Simonyan A.V. Korrelyacii nacional'noj obrazovatel'noj politiki i grazhdanskogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 86-89.

7. Rudenko E.Yu., Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Vol'hin S.N. Modelirovanie processa formirovaniya professional'noj gotovnosti uchitelej k grazhdanskomu vospitaniyu podrostkov v informacionnom obschestve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 142-145.

8. Mallaev D.M. Patrioticheskoe vospitanie: opyt Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogika. 2008; № 8: 119-120.

9. Vagabova S.V., Mallaev D.M. Social'no-pedagogicheskie predposylki 'effektivnosti proforientacii uchaschihsya v kontekste realizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya. VestnikAkademii prava i upravleniya. 2014; № 37: 201-207.

10. Mallaev D.M., Bazhukova O.A. Perspektivy razvitiya integrirovannogo i inklyuzivnogo prostranstva v rossijskom obrazovanii - metodologicheskie aspekty i praktika. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018; T. 12, № 3: 76-82.

11. Abdurazakova D.M., Abdurazakova A.N. Sociokul'turnye usloviya razvitiya tolerantnogo soznaniya sovremennoj uchaschejsya molodezhi: problemy i prioritetnye napravleniya. SibirskiJ pedagogicheskiJ zhurnal. 2011; № 8: 202-209.

Статья поступила в редакцию 30.05.24

УДК 514 (075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; senior lecturer, Orenburg Branch

of Plekhanov Russian University of Economics, Orenburg Branch of PSUTI (Orenburg, Russia), Е-mail: docentirina@mail.ru

Safarova A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University named after V.P. Chkalov (Orenburg, Russia),

E-mail: aliya.safarova.66@mail.ru

ON FEATURES OF THE PROJECTIVE PLANE. The article talks about a section of geometry as projective geometry on the plane and its teaching in pedagogical universities. Due to the difficulties of mastering theoretical knowledge, the article proposes carrying out the process of presenting theoretical material based on various methods of proving theorems during lectures. The article proposes some basic theorems of projective geometry on the plane. The difficulty of studying this material

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.