Научная статья на тему 'Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения как средство воспитания и охраны здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря*'

Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения как средство воспитания и охраны здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря* Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1801
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / A CHILDREN'S RECREATION CAMP / PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронкова Л. В.

В статье представлено описание системы функционирования службы психологопедагогического сопровождения как средства воспитания и охраны здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Данная система разработана в ходе проведения научно-прикладного исследования проекта по теме «Разработка психолого-педагогического сопровождения и правового сопровождения охраны здоровья детей и подростков в условиях летнего отдыха».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронкова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SENIOR LECTURER OF CHAIR OF THE GENERAL PEDAGOGICS OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY

In article the description of system of functioning of service of psihologo-pedagogical support as means of education and health protection of children and teenagers in the conditions of a children's recreation camp is presented. The given system is developed during carrying out scientifi cally-applied research the project on a theme «Working out of psihologo-pedagogical support and legal support of health protection of children and teenagers in the conditions of summer holiday».

Текст научной работы на тему «Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения как средство воспитания и охраны здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря*»



Л.В. ВОРОНКОВА

доцент кафедры общей педагогики Орловского государственного университета Тел. (4862) 76 12 25

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ*

В статье представлено описание системы функционирования службы психолого-педагогического сопровождения как средства воспитания и охраны здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Данная система разработана в ходе проведения научно-прикладного исследования проекта по теме «Разработка психолого-педагогического сопровождения и правового сопровождения охраны здоровья детей и подростков в условиях летнего отдыха».

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая служба.

В системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в педагогическом процессе образовательного учреждения. Однако мы считаем, что данная система поддержки должна быть непрерывной и оказываться детям и подросткам и в каникулярный период, в том числе в воспитательном процессе детского оздоровительного лагеря.

В практике функционирования детских оздоровительных лагерей наметилась позитивная тенденция, направленная на решение проблемы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях летнего отдыха и оздоровления и включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в каникулярный период.

В условиях деятельности детского оздоровительного лагеря создание Службы психолого-педагогического сопровождения (III 1С) мы рассматриваем как средство социализации и охраны здоровья воспитанников, так как деятельность Службы ППС позволяет:

* Научно-исследовательская работа проводится в рамках проекта по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 года) на 2011г.

© Л.В. Воронкова

• реализовывать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях воспитательного процесса лагеря;

• оказывать содействие в разработке и реализации программ развития лагеря как учреждения дополнительного образования с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей и подростков;

• создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических проблем воспитанников.

Служба ППС в лагере организовывается как структурное подразделение, которое создается для осуществления процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников данного учреждения. В службу могут входить специалисты разного профиля: социальный педагог, педагог-психолог или психолог, медицинские работники, воспитатели и вожатые. Руководство службой осуществляет руководитель, назначаемый приказом начальника лагеря. Специалисты службы должны быть ориентированы на планирование совместной деятельности по сопровождению в соответствии с должно ст-

340^—17 ___

ными инструкциями. К деятельности службы могут привлекаться родители воспитанников, руководители кружков, секций, представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.

Служба ППС в своей деятельности должна руководствоваться международными актами в области защиты прав детей: Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, а также Региональными законами и этическими кодексами психолога и социального работника, Уставом учреждения.

Основными руководящими принципами работы Службы ППС можно считать:

• приоритет интересов ребенка;

• непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

• рекомендательный характер оказания помощи и услуг;

• работу по методу междисциплинарной команды.

Цель деятельности Службы ППС мы видим в организации психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, воспитания и социализации воспитанников лагеря.

При этом объектом психолого-педагогического сопровождения является воспитательный процесс, предмет сопровождения - ситуация развития ребенка, которую мы рассматриваем как систему отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанника детского оздоровительного лагеря может рассматриваться как сопро-

вождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Служба психолого-педагогического сопровождения в лагере создается для решения следующих задач:

• защиты прав и интересов воспитанников, обеспечения безопасных условий их психологического, физического развития и воспитания, поддержки и содействия в решении психолого-педагогических проблем;

• оказания квалифицированной комплексной диагностики возможностей и особенностей развития воспитанников с целью раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и воспитания в период пребывания в детском оздоровительном лагере;

• содействия ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания, социализации: реализация программ преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами;

• участия специалистов сопровождения в разработке воспитательных программ, адекватных возможностям и способностям воспитанников;

• развития психолого-педагогической компетентности всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей;

• содействия укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами воспитательного процесса и помощи педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата детского оздоровительного лагеря;

• оказания психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), воспитателям, требующих особого внимания специалистов;

• организации консультативно-просветительской работы среди воспитанников, педагогических работников, родителей;

• проведения профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди воспитанников, педагогов и родителей;

• участия специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, воспитателей, вожатых, а

также воспитательных программ и проектов, методических пособий и иных средств воспитания.

Эти задачи определяют основные направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения:

- психолого-педагогическая диагностика - проведение исследований социально-психологического климата детского коллектива; определение индивидуальных особенностей и склонностей воспитанников и их потенциальных возможностей в процессе воспитания и оздоровления, а также выявление причин нарушений в развитии, социальной адаптации к условиям лагеря; выявление потенциальных и реальных групп социального риска;

- психокоррекционная работа, которую мы рассматриваем как совместную деятельность педагога-психолога, социального педагога, воспитателей детского оздоровительного лагеря по разработке психокоррекционных программ воспитания;

- организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди воспитанников детского оздоровительного лагеря, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;

- психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников воспитательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения, оздоровления воспитанников, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития способностей воспитанников;

- социально-педагогическое и психологическое консультирование участников воспитательного процесса детского оздоровительного лагеря по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений;

- исследование социума детского оздоровительного лагеря с целью изучения его воспитательного потенциала и организации воспитательной деятельности;

- социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблаго-

получий в детско-подростковой среде в условиях воспитательного процесса лагеря, предупреждение явлений дезадаптации воспитанников, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития; пропаганда здорового образа жизни;

- организационно-методическая деятельность - проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов психолого-педагогического сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому сопровождению.

Служба психолого-педагогического сопровождения должна работать по данным направлениям в тесном контакте с воспитателями и администрацией детского оздоровительного лагеря, учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии воспитанников.

Об эффективности деятельности службы психолого-педагогического сопровождения воспитанников лагеря можно судить по следующим критериям:

• Востребованность услуг по психолого-педагогическому сопровождению детей со стороны родителей, воспитателей, детей и подростков, которые могут определяться по количеству оказанных услуг (консультации, приемы, занятия, тренинги, семинары и пр.).

• Реализации программ психолого-педагогического сопровождения: системно-ориентированных, индивидуально-ориентированных, профилактических, коррекционных, развивающих, комплексных и пр.

• Наличие разнообразных форм сопровождения детей: индивидуальных, групповых.

• Соблюдение процедур учета детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и результатов сопровождения. Определение ответственности и полномочий специалистов по сопровождению, а также критериев эффективности работы по каждому направлению и их соблюдения.

• Наличие необходимых для работы специалистов средств, материально-техническое оснащение реализуемых программ, документации, отражающей работу специалистов Службы ППС в детском оздоровительном лагере.

• Управляемость процессов сопровождения, наблюдение за реализацией программ. Внутренний аудит, позволяющий оценить качество работы специалистов на основе разработанной концепции сопровождения.

В деятельности Службы психолого-педагогической службы лагеря должна быть предусмотрена ответственность специалистов. Мы считаем, что специалисты службы могут нести ответственность за:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детского оздоровительного лагеря, законных распоряжений руководителя Службы ППС и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;

- жизнь и здоровье детей во время проведения занятий;

- необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;

- соблюдение прав и свобод личности ребенка;

- конфиденциальность полученных при обследовании материалов;

- ведение документации и ее сохранность;

- соблюдение трудовой дисциплины, правил санитарии и противопожарной безопасности.

Деятельность специалистов службы может быть ориентирована на следующие категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в детском оздоровительном лагере:

- дети из семей «группы риска»;

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию;

- дети с трудностями адаптации к условиям детского оздоровительного лагеря;

- дети с социально-педагогической запущенностью;

- дети с проблемами в общении;

- дети и подростки с отклоняющимся поведением;

- дети с особыми образовательными потребностями;

- отдельные группы воспитанников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта.

Получив социальный запрос от воспитателей или родителей, специалист Службы планирует и организует процесс индивидуального сопровождения ребенка в воспитательном процессе детского оздоровительного лагеря в 4 этапа:

I этап. Постановка проблемы. Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб воспитателей лагеря или родителей.

Уровни адекватности запроса могут различаться:

- жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;

- жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка - во взаимоотношениях с взрослыми (воспитателями);

- жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка - в нарушении межличностных отношений в детском коллективе.

Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора информации о воспитаннике и базовой диагностики.

В результате оказываются возможными:

- дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка;

- определение состояния психологического здоровья ребенка;

- выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка;

- изучение особенностей личности;

- выявление содержания внутреннего конфликта.

II этап. Уточнение проблемы. Его задачами являются:

- дифференциальная психологическая диагностика с целью выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия на ребенка;

- разработка стратегии сопровождения ребенка.

В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор:

а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);

б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция отношений воспитанника с взрослыми и отношений со сверстниками).

Параллельно начинается работа по консультированию педагогов-воспитателей, администрации, родителей, которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком. Значительная доля рабочего времени психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в лагере и просвещению педагогов и родителей.

III этап. Решение проблемы. Данный этап начинается с диагностики развития ребенка, которая позволяет определить:

- уровень его воспитанности;

- потенциал воспитательном среды, позволяющей оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка. Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и педагогического воздействия на ребенка и его среду. Заканчивается данный этап работы подведением итогов работы. В это время осуществляется анализ и оценка:

- организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в лагере;

- организации взаимодействия с воспитателями и их обучения.

Затем разрабатываются и оформляются рекомендации по координации деятельности и взаимодействия специалистов, воспитателей лагеря, уточняются рекомендации по организации работы с ребенком с учетом динамики развития и воспитания ребенка. Проводится коррекционная или развивающая работа, направленная на решение проблемы конкретного ребенка или группы воспитанников.

1У этап. Рефлексия деятельности психолога и специалистов Службы, которая завершает весь цикл его работы, которая направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная система работы была апробирована на базе детских оздоровительных центров Орловской области и подтверждена её эффективность.

L.V. VORONKOVA

THE SENIOR LECTURER OF CHAIR OF THE GENERAL PEDAGOGICS OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY

In article the description of system of functioning of service of psihologo-pedagogical support as means of education and health protection of children and teenagers in the conditions of a children's recreation camp is presented. The given system is developed during carrying out scientifically-applied research the project on a theme «Working out ofpsihologo-pedagogical support and legal support of health protection of children and teenagers in the conditions of summer holiday».

Key words: a children's recreation camp, psihologo-pedagogical support, psychological service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.