Научная статья УДК 378
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-323-329 NIION: 2015-0066-1/22-258 MOSURED: 77/27-011-2022-01-457
Опыт подготовки курсантов университета МВД России к вожатской деятельности в детском оздоровительном лагере
Екатерина Александровна Никитская
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Организация каникулярного детского отдыха является важнейшим педагогическим фактором в сохранении и преумножении психологического, физического, нравственного здоровья детей и подростков, развития активной, социализирующейся и созидающей личности несовершеннолетнего. Подготовка вожатых для работы с детьми и подростками в детских оздоровительных лагерях является стратегической задачей в воспитательно-образовательной деятельности гражданских и ведомственных университетов гуманитарного профиля. В статье автором представлено описание опыта по организации подготовки курсантов института психологии служебной деятельности к работе с несовершеннолетними в детском оздоровительном лагере.
Ключевые слова: вожатый, детский оздоровительный лагерь, несовершеннолетний, временный детский коллектив, летняя педагогическая практика
Благодарности: Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-01300247.
Для цитирования: Никитская Е. А. Опыт подготовки курсантов университета МВД России к вожатской деятельности в детском оздоровительном лагере // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 323329. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-323-329.
Original article
Experience of training cadets from a university of the Russian Ministry of Internal Affairs in youth recreation camps
Ekaterina A. Nikitskaya
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. Organization of children's holiday recreation is the most important pedagogical factor in preservation and multiplication of psychological, physical, moral health of children and teenagers, development of active, socializing and creative personality of a minor. Training counselors to work with children and teenagers in children summer camps is a strategic task in educational and pedagogical activity of civil and departmental universities of humanitarian profile. The author describes her experience in organizing the training of cadets of the Institute of Psychology of Service to work with minors in a children's health camp.
Keywords: counselor, children's recreation camp, underage, temporary children's group, summer pedagogical practice
Acknowledgements: The publication was prepared within the framework of the RFBR-supported scientific project № 20-013-00247.
For citation: Nikitskaya E. A. Experience of training cadets from a university of the Russian Ministry of Internal Affairs in youth recreation camps. Bulletin of economic security. 2022;(1):323-9. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-1-323-329.
Формирование временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере является, по сути, одним из главных компонентов цели работы вожато-
© Никитская Е. А., 2022
го. Это важно понимать потому, что, с одной стороны, главным «социальным субъектом» лагерной смены является именно отряд, который в норме должен
стать коллективом, а с другой стороны, в силу ряда специфических характеристик, временный детский коллектив способен гораздо более эффективно, чем иные формальные и неформальные группы детей, решать многие педагогические задачи [4].
Для успешного решения педагогических задач необходимо знать признаки временного детского коллектива, которые отличают его от постоянной детской группы. К таковым традиционно относят следующие:
1. Кратковременность функционирования - на взаимодействие детей и педагогов, а значит и на достижение поставленных в лагере педагогических целей во временном детском коллективе отводится ограниченное время, как правило одна смена. Это повышает психолого-педагогическую ценность каждого дня организации взаимодействия в детском коллективе.
2. «Сборный» контингент детей - как правило, отряды формируются из детей, ранее не собиравшихся таким составом, а значит зачастую не знакомых друг с другом, собранных из разных мест жительства, разных социальных слоев, с неодинаковым творческим, интеллектуальным, психоэмоциональным потенциалом и т. д. Это подчеркивает важность понимания вожатым необходимости разнообразных, адекватных и доступных детскому восприятию форм организации педагогического взаимодействия. Вместе с тем, следует отметить, что данный признак несколько нивелируется в ДОЛ «Русичи», в котором проходят практику курсанты университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Спецификой данного лагеря является, то, что в этот лагерь ежегодно прибывают
дети сотрудников полиции и контингент детей мало обновляется. Это же создает дополнительные сложности для педагогов, так как дети уже достаточно хорошо знают лагерь, а вот вожатые из числа курсантов наоборот - приезжают в лагерь впервые. Также еще одной особенностью лагеря является относительная социальная ровность контингента детей - дети сотрудников полиции. С одной стороны, это облегчает ряд задач для вожатых, но с другой стороны по отзывам вожатых создает некоторое напряжение. Дети не редко пользуются тем, что их родители выше по званию и должности, чем курсанты и начинают бравировать этим при общении.
3. Аутентичность и автономность существования - дети, приезжающие в лагерь, хотя и на непродолжительное время, но перестают находиться в привычных социальных условиях и ролях, к которым они привыкли вне лагеря в «обычной жизни». Это означает, что дети интегрируются в особую социальную среду, в которой им важно содействовать в формировании новых отношений, помочь определиться в них, проявить себя в тех или иных видах деятельности и раскрыть (или приобрести!) новые качества в новых социальных реалиях.
4. Открытый характер жизнедеятельности -практически круглосуточная жизнь детей на виду друг у друга. Это накладывает вполне конкретные обязательства и ответственность каждого сверять и при необходимости корректировать собственные ценности, нормы и установки с требованиями окружающей социальной среды и каждого члена временного детского коллектива.
Характеристика временного детского коллектива Практическая значимость для вожатого
1. Кратковременность - психолого-педагогическая ценность каждого дня в лагере; - четкое представление плана работы; - методическая оснащенность вожатого на весь период смены в лагере
2. Сборный контингент - знание основных психовозрастных характеристик детей; - актуализация личностного подхода в работе с детьми; - владение различными методами организации взаимодействия и стилями общения с детьми
3. Аутентичность и автономность - помощь детям в адаптации к новым социальным условиям; - содействие в приобретении новых социальных ролей и качеств; - содействие в раскрытии творческих способностей ребенка
4. Открытость - способствование усвоению основных этических и практических норм социального бытия; - установление доверительных отношений внутри коллектива; - формирование необходимого баланса «желание/возможности» во взаимоотношениях и взаимодействии внутри коллектива
Вожатому важно осознавать, что формирование временного детского коллектива в лагере происходит не в один-два дня - это целенаправленный, поступательный и творческий процесс, вряд ли всегда имеющий однозначный и предсказуемый сценарий. Однако целый ряд моментов, способствующих возникновению особых, доверительных, а значит искомых в психолого-педагогическом смысле отношений в отряде, имеет универсальную логику, об основных компонентах которой вожатому важно иметь представление. Как показывает практика, внимательная реализация этих компонентов способствует успешному формированию временного детского коллектива в лагере. Итак, необходимо обратить внимание как минимум на три ключевых составляющих - это: «Знакомство», «Внутриотрядная рефлексия» и «Управление временным детским коллективом». Именно решению этих вопросов посвящена система подготовки вожатых в университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
I. Знакомство.
Одной из первых и главных задач организационного периода смены является установление прочных контактов между детьми, а также между детьми и вожатыми. Грамотно проведенное знакомство друг с другом позволит заложить основы доверительной и взаимоуважительной атмосферы в отряде, создать социально-психологический климат принятия друг друга.
Фактически знакомство является первым шагом создания временного детского коллектива, который позволит начать формирование субъектной позиции детей в отряде и сообщить творческий импульс для последующего раскрытия их креативных качеств. Становится ясным - чем быстрее ребята хорошо узнают друг друга и начнут выстраивать взаимодоверительные отношения, тем лучше. Для этого можно применить разнообразные формы, например, вместе приготовить творческие визитки-бейджи.
В самом начале общения с детьми в отряде здорово могут помочь так называемые «игры на знакомство», количество которых велико, и любой вожатый может выбрать для себя наиболее приемлемые. В течение первых же минут знакомства начинает происходить сплочение отряда, что также является важнейшим этапом формирования временного детского коллектива. Данный момент важен для того, чтобы между ребятами начали преодолеваться естественные коммуникативные барьеры, формироваться чувство доверия и зарождаться стремление к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству. Для этого также можно применить специальные игровые формы, направленные на сплочение ребят.
Во время проведения игр на знакомство и сплочение вожатому важно не упустить целый ряд важных психолого-педагогических моментов: составить
первичный психологический портрет каждого, определить проблемные точки в отряде, а также выявить социально-психологические роли в отряде. На основе этого станет возможным начать формировать актив отряда, распределить «зоны деловой ответственности» среди ребят, проводить совместное планирование и организацию разнообразных мероприятий [1].
Как правило, в любом лагере есть сложившиеся традиции, «святыни», законы, которые особым образом чтутся и оберегаются - от общелагерного знамени до отрядных значков или иных персональных знаков отличия. На объединение и сплоченность детей во временном детском коллективе эффективным образом работает усвоение законов и традиций лагеря, которые могут иметь как универсальный характер и содержание, так и частный, т. е. специфический для конкретного лагеря. Главным психолого-педагогическим основанием их действенности является акцентировка на общности и неукоснительности их соблюдения и исполнения для всех. Грубейшей педагогической ошибкой является предъявление ребятам требования исполнения того или иного закона или традиции, принятых в лагере, и неисполнение таковых представителями педагогического коллектива. Ребята должны четко понимать, что в лагере неукоснительно и всеми без исключения реализуется принцип «Единого педагогического требования», неисполнение которого приводит к серьезным проблемам в организации педагогического взаимодействия и в целом формированию воспитательно-развивающей среды лагеря.
Одной из педагогических задач и важным результатом этапа «знакомства» является сформированное у детей чувство неотъемлемой сопричастности к отряду и в целом к лагерю. Для ребят важно понимание того, что каждая смена в лагере, начиная с самого первого дня, - это уже история лагеря, причем уникальная и неповторяющаяся, и каждый из ребят - это уже живая и уникальная строка в этой истории.
II. Внутриотрядная рефлексия.
Как известно, рефлексия является одним из основных социально-психологических механизмов социализации человека. Для личности - это всегда внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. [5; 6]. Рефлексия становится общеотрядной составляющей жизни ребят, главными и незыблемыми характеристиками которой является диалоговость и ценность личности каждого в отряде. Только в этом случае внутриотрядная рефлексия может способствовать формированию и развитию доверительных отношений во временном детском коллективе, а значит помочь ребятам формироваться и конструктивно из-
меняться в результате осознания и переживания той реальности, в которой они живут, а также своего места в этой реальности.
Одной из ярких и педагогически эффективных форм внутриотрядной рефлексии является так называемый «Огонек» или «Отрядная свечка» - это всегда особая форма общения ребят внутри отряда, позволяющая каждому высказаться, поделиться своими мыслями и переживаниями, а также научиться слушать, слышать и понимать другого, а для вожатого - это замечательный метод педагогической работы, который позволит вожатому достичь важные цели в своей работе. Как показывает педагогический опыт работы различных детских оздоровительных лагерей, существуют различные виды «Огоньков», а именно: знакомства, аналитический, проблемный (конфликтный), тематический, прощальный [2; 3].
«Огонек Знакомства» - это, как правило, самый первый «Огонек» в отряде, который выполняет сразу несколько функций. Это и собственно знакомство всех в отряде, и формирование первичных представлений об отряде и перспективах совместной деятельности, и первичная психолого-педагогическая диагностика, и снятие барьеров общения, и нивелирование неизбежных адаптационных напряжений и конфликтов. Но главное - это создание доверительной и конструктивной атмосферы внутриотрядного взаимодействия и взаимоотношений, без чего просто невозможно дальнейшее формирование детского коллектива.
«Аналитический Огонек» - форма внутриотряд-ной рефлексии, в ходе которого анализируется прожитый день, проведенное дело, события того или иного периода лагерной смены. Главной задачей «аналитических огоньков» является привитие навыков конструктивного общения, коллективного анализа и обсуждения, прожитого вместе, а также уважения к мнению своего товарища. Здесь необходимо, чтобы ребята научились осознавать свои успехи и неудачи как одинаково важные для дальнейшего развития собственных отношений и взаимодействия, а также чувствовать потребность в осмыслении происходящих вокруг них событий.
«Конфликтный...» или «Проблемный Огонек» -возможно, самый непростой, как для вожатого, так и для ребят. Из самого названия видно, что здесь происходит в высшей степени эмоционально напряженный и предельно откровенный разговор. Необходимость проведения такого рода разговора может быть продиктована констатацией обнаруженного внутри отряда конфликта или возникновением неординарной ситуации. Важно, чтобы откровенный разговор не перешел в осуждение человека, но был нацелен на осмысление возникшей проблемы, ее оценку и, что главное, на поиск и нахождение положительного выхода из ситуации. Завершение такого «Огонька»
должно быть всегда на позитивной ноте, даже несмотря на, может быть, весь «ужас» произошедшего.
«Тематический Огонек» представляет собой форму внутриотрядной рефлексии с использованием метода дискуссии, беседы, доверительного разговора. Из названия следует, что предметом такого «Огонька» может быть практически любая тема, но очевидным образом актуальная и захватывающая для ребят данного отряда (а значит, данного возраста!). Отсюда следует, что выбирать «мелкие» или «изъезженные» темы для разговора ненужно. Выбираются темы серьезные, даже философские, задевающие интересы и чувства ребят в их возрасте. Эти темы могут быть предложены самими ребятами или сформулированы вожатым. Результатом проведения этого вида «Огоньков» может и должно стать углубление знаний о человеке, расширение общего кругозора, развитие навыков формулирования собственных мыслей, формирование жизненной позиции и ценностных ориентаций.
«Прощальный Огонек» - это сопряженный с особым эмоциональным состоянием отряда «огонек», который целиком и полностью связан с пониманием и ощущением приближающегося расставания. За всей эмоциональностью и даже, порой, надрывно-стью этого отрядного мероприятия, вожатому важно не потерять его психолого-педагогическую нить. Для этого необходимо создать атмосферу оптимизма и перспективности. Подведение общих внутриотряд-ных итогов, осмысление достигнутого вместе, подчеркивание важнейших совместных «приобретений» обязательно должно сопрягаться с размышлениями о планах встреч, переписок и, что самое главное, о возможностях применения, всего полученного в отряде и лагере опыта в своей дальнейшей жизни, учебе, отношениях, чувствах и т. д.
В силу особого воспитательно-развивающего потенциала внутриорядной рефлексии, при проведении тех или иных ее форм важно помнить основные правила, соблюдение которых позволит формировать временный детский коллектив более эффективно: создание и поддержка доброжелательной и доверительной атмосферы внутри отряда; уважение личного мнения и уважение общего мнения (решения); критика не с целью унижения, а с целью поиска лучшего решения; избегание повышенных и тем более оскорбительных тонов в разговоре; добровольность при высказывании своего мнения; все, что обсуждалось и о чем говорилось в рефлексивных разговорах, остается внутри отряда и может выйти наружу только по разрешению всех без исключения членов отряда.
III. Управление временным детским коллективом
Понимание оптимального и целесообразного соотношения понятий и практики управления, самоуправления и самоорганизации в жизнедеятельности
временного детского коллектива является важнейшей инструментальной и содержательной стороной деятельности всего педагогического коллектива лагеря, в том числе вожатого, по крайней мере в той ее части, которая касается вопроса формирования временного детского коллектива.
В книге А. В. Мудрика «Социальная педагогика» подробно раскрывается психолого-педагогическое содержание и значение понятий управления, самоуправления и самоорганизации в жизнедеятельности воспитательной организации как этапа создания условий для развития и ценностной ориентации личности [6, с. 151-174]. Так, по мнению автора, управление - «это сознательное использование руководителями отношений власти, имеющихся ресурсов (материальных, организационных, личностных и т. д.), научных знаний для получения результатов, как можно полнее реализующих задачи и цели социального воспитания». Очевидно, что на макроуровне управленческой функцией обладает руководство лагеря, но на микроуровне, т. е. на уровне первичной группы (в данном случае - отряда) в руках вожатого имеется серьезный и легитимный инструмент, позволяющий ему педагогически целесообразно конфигурировать имеющиеся в его распоряжении личностные качества, межличностные отношения, материальные и иные ресурсы. Однако опытными педагогами давно замечено, что брать на себя все нити правления в отряде является весьма энергоемким, «нерентабельным», педагогически неоправданным и в, конечном счете, непрофессиональным делом. Поэтому организация отрядного самоуправления давно стала педагогической основой из основ практически любого лагеря.
Важно отметить, что как правило формирование органов самоуправления в отряде происходит в Организационный период, а именно на организационном сборе отряда (одно из ключевых отрядных дел оргпе-риода), где кроме закрепления норм и общих для всех правил жизни в отряде и определения перспектив совместной жизни, как раз и происходят выборы органов самоуправления. Впрочем, в течение основного периода смены, естественно, возможны (а, порой, даже необходимы) определенные «кадровые» корректировки в этой составляющей процесса формирования временного детского коллектива.
С самых первых дней отрядного взаимодействия с ребятами особым и важнейшим условием эффективного функционирования отрядного самоуправления является правильно проведенная диагностика отряда на предмет выявления ребят с лидерскими качествами. Не будет ошибкой сказать, что оперативно выявленные и педагогически грамотно используемые лидерские качества ребят и сам Лидер являются не только инструментом самоуправления, но и важным
залогом успешной и качественной психолого-педагогической работы вожатого в течение всей смены.
Наряду с управлением и самоуправлением во временном детском коллективе важно иметь в виду и особенности самоорганизации - «самопроизвольно протекающих процессов регулирования, в основе которых лежат обычаи, стереотипы, традиции, особенности лидерства, нормы неформальных отношений, субъективные особенности и другие социально-психологические феномены» [6, с. 162]. В сфере самоорганизации отрядной жизни весьма эффективны неформальные санкции (как позитивные - похвала, повышение авторитетности, так и негативные - насмешки, ограничение взаимодействия, игнорирование), поэтому феномен отрядной самоорганизации может иметь как конструктивный, так и негативный характер. Учет и использование конструктивного потенциала самоорганизации ребят помогает достичь баланса между управлением и самоуправлением, а значит позволяет более эффективно формировать временный детский коллектив.
Непосредственная подготовка курсантов университета МВД России, будущих инспекторов по делам несовершеннолетних к работе в ДОЛ имеет несколько традиционных этапов, реализуемых в том числе в рамках программы учебной педагогической практики (летняя педагогическая практика). Программа направлена на формирование общепрофессиональной, профессиональной и профессионально-специализированной компетентности курсантов, обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.
Учебная практика включает два базовых этапа:
1. Учебно-подготовительный этап - психолого-педагогические учения, организуемые в форме учебно-исследовательских мастерских вожатого на базе Московского университета МВД имени В.Я. Ки-котя (1 неделя);
2. Производственно-практический этап - социально-психолого-педагогическая деятельность с детьми и подростками в условиях детского летнего оздоровительного лагеря (от 3 недель).
Проведение педагогической практики в детских оздоровительных лагерях на первом этапе получения первичных профессиональных знаний умений и навыков осуществляется стационарно на базе университета, способом проведения второго этапа является выезд курсантов в детский оздоровительный лагерь - «полевая база» педагогической практики университета.
Особенность педагогической практики в ДОЛ заключается в ее направленности на профессионально-практическую подготовку курсантов, служит связующим звеном между теоретическим обучением и будущей социально-педагогической деятельностью
курсантов по профилактике девиантного поведения детей и подростков в различной по видам социальной среде. Педагогическая практика по форме организации учебной деятельности является психолого-педагогическими учениями курсантов, проводится на 3 курсе (6 семестре). Первый этап практики проводится в виде «Учебно-исследовательских мастерских» в течение всего семестра - 1 раз в неделю, либо технологией концентрированно погружения в виде учебно-исследовательского сбора «Мастерская вожатого». Общее количество часов первого этапа практики (учебно-подготовительный этап) составляет 36 ч, из них: аудиторных - 18 ч и самостоятельная работа курсантов - 18 ч. Второй этап практики (производственно-практический этап) проводится на 3 курсе (6 семестре) в летний период, непосредственно в детских оздоровительных лагерях, в течение трех недель. В ходе практики курсанты совершенствуют знания, умения и навыки по следующим дисциплинам общепрофессионального и профессионально-специализированного циклов: «Педагогика», «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания», «Коррекционная педагогика», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Теория обучения и педагогические технологии», «Методика и технология работы социального педагога», «Психологическое консультирование и психологическая психокоррекция», «Организация досуга детей и подростков».
Вместе с тем отличительной особенностью данного вида деятельности курсантов является то, что курсанты по приказу министра МВД начинают работать вожатыми на 2 курсе, то есть еще до начала прохождения психолого-педагогических учений. Данный факт создавал некоторые дополнительные сложности для курсантов, направляемых в ДОЛ. В связи с этим, кафедрой педагогики УНК ПСД с 2018 года в качестве экспериментальной апробации было предложено включить новый аспект практико-ориентированного подхода в образование курсантов, основанный на межвузовском взаимодействии. Университетом МВД России имени В.Я. Кикотя подписаны договоры о сотрудничестве с рядов вузов, в том числе с ФГОУ ВО МПГУ. Студенты МПГУ обучаются по схожим специальностям и направлениям подготовки с курсантами университета МВД, проходят практику в детских оздоровительных лагерях, имеют в учебном плане дисциплины идентичные с учебным планом университета МВД, однако, подготовка к работе в ДОЛ у студентов имеет более насыщенную психолого-педагогическую подготовку, включая обучение по дополнительной программе повышения квалификации «Вожатый». Данный факт, а также (что более важно) то, что восприятие учебного материала от сверстников, прошедших работу в ДОЛ и обладающих про-
фессиональными компетенциями, воспринимается с большим коэффициентом эффективности нежели от преподавателя в рамках учебной дисциплины. Руководством кафедры педагогики и института-факультета психологии служебной деятельности было одобрено проведение добровольных занятий в рамках самоподготовки, которые получили название «Я-Вожатый, Я-Педагог, Я-Профессионал». Занятия проводятся в течение месяца один раз в неделю, в зависимости от расписания студентов и курсантов. Каждое занятие длится в среднем 120-150 минут.
Целью цикла мероприятий стало организация и проведение занятий с элементами тренинга ознакомительно-познавательного характера по вопросам во-жатской деятельности, а также осуществление обмена опытом по работе с детьми и подростками в условиях детского оздоровительного лагеря. Студенты проводили занятия с курсантами второго курса. В ходе работы были обозначены теоретико-методологические основы работы вожатых в детских лагерях, через тренинговые форы работы, тематические «кейсы», квест-игры. В ходе взаимодействия были рассмотрены ключевые проблемные точки вожатской работы, с которыми могут столкнуться курсанты, работая в ДОЛ «Русичи», в качестве вожатых: тоска по родителям и по дому, протестное поведение воспитанников, конфликтность среди детей, проявление вредных привычек, неприезд родителей в родительский день, первая любовь, недопонимание между сверстниками и прочее.
Особый интерес у курсантов вызвала квесто-вая форма работа, которую они опробовали на себе. Как известно, технология квеста способна не только расширить кругозор, но и позволяет применить на практике теоретические знания в области педагогики и психологии, конфликтологии, юриспруденции, формируя профессиональные умения и навыки. Согласно правилам, курсантам предстояло пройти пять станций, на которых их ждали задания: разработать и провести быструю игру (возраст и специфика была обозначена на карточках), организовать флеш-моб, озвучить видеофрагмент по проблемам подросткового возраста ряд других. На заключительном этапе курсанты принимали участие в мастер-классе по изготовлению «слаймов», целью которого было научить простому способу поднять настроение детям и конструктивно заполнить свободное время в любую погоду.
Интересным моментом явилось то, что несмотря на то, что занятия изначально планировались для курсантов 2 курса, которые не работали в ДОЛ, в середине цикла к ним присоединились (по собственной инициативе) курсанты 3 курса. Курсанты 3 курса объяснили свое подключение к занятиям заинтересованностью теми формами работы, которые предлагали
студенты МПГУ. Курсанты единогласно выразили мнение, что несмотря на опыт работы в ДОЛ, проводимые занятия расширяют их знания и формируют необходимые умения для работы с детьми. Занятия были завершены итоговым круглым столом, на котором студенты, курсанты, преподаватели МПГУ и университета МВД обменялись концептуальными идеями по вопросам подготовки студентов и курсантов к практике в ДОЛ. Согласно принятой резолюции, было озвучено, что данные межвузовские мероприятия способствуют развитию устойчивой мотивации к получению будущей профессии, приобретению опыта реальной деятельности в условиях ДОЛ, актуализируют и закрепляют знания, полученные на семинарах и лекциях. В связи с этим кафедра педагогики УНК ПСД в дальнейшем будет совершенствовать и расширять проведение данных мероприятий.
Список источников
1. Афонасьев С. П. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто отрядных дел : метод. пособие / С. Афанасьев, С. Коморин ; Метод. центр «Вариант». Кострома : РЦНИТ «Эврика-М», 1998. 109 с.
2. Евсеева И. Г., Тихомиров С. Н., Пчелинце-ва Д. Г. Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях городского лагеря (вожатское дело) : учебно-практическое пособие. Рязань : ИП Коняхин А.В. (Book Jet). 2021. 182 c.
3. Володина С. А. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого : Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко [и др.] // под общ. ред. Е. А. Левано-вой, Т. Н. Сахаровой. М. : МПГУ, 2017. 140 с.
4. Галой Н. Ю. История вожатского дела : Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбен-
ко, Л. А. Долинская [и др.] // под общ. ред. Е. А. Лева-новой, Т. Н. Сахаровой. М. : МПГУ, 2017. 200 с.
5. Мудрик А. В. Социализация человека : учебное пособие. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 7-е изд. М. : «Академия», 2009.
References
1. Afonasyev S. P. What to do with children in a school camp, or a hundred squad cases: method. manual / S. Afanasyev, S. Komorin ; Method. the «Option» center. Kostroma : RCNIT «Eureka-M», 1998. 109 p.
2. Evseeva I. G., Tikhomirov S. N., Pchelintseva D. G. Socio-pedagogical support of minors in the conditions of an urban camp (counselor's case) : an educational and practical manual. Ryazan : IP Konyakhin A.V. (Book Jet). 2021. 182 c.
3. Volodina S. A. Psychological and pedagogical support of the counselor's activity : Methodological recommendations / S. A. Volodina, N. Y. Galoy, I. A. Gorbenko [et al.] // under the general editorship of E. A. Levanova, T. N. Sakharova. M. : MPSU, 2017. 140 p.
4. Galoy N. Yu. History of the vozhatsky case : Methodological recommendations / N. Yu. Galoy, I. A. Gorbenko, L. A. Dolinskaya [et al.] // under the general editorship of E. A. Levanova, T. N. Sakharova. M. : MPSU, 2017. 200 p.
5. Mudrik A. V. Human Socialization : a textbook. M. : MPSI ; Voronezh : MODEK, 2010.
6. Mudrik A. V. Social pedagogy : textbook for students. higher. studies. establishments. 7th ed. M. : «Academy», 2009.
Информация об авторе Е. А. Никитская - кандидат педагогических наук, доцент.
Information about the author E. A. Nikitskaya - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 08.06.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 17.02.2022.
The article was submitted 08.06.2021; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 17.02.2022.