Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СЕМЬЯ / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / ЗАЩИТА РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванченко Роман Борисович, Польшиков Александр Васильевич, Горшков Юрий Владимирович, Турлапов Руслан Николаевич

В работе рассматриваются основы обучения и воспитания подростков, состоящих на профилактическом учете органов внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Воронежской об- ласти, в условиях специализированного правозащитного спортивно-оздоровительного лагеря Воронежского института МВД России, анализируются цели, задачи, направления деятельности педагогического отряда для проведения подобных специализированных детских лагерей в летний каникулярный период, раскрывает- ся методика комплексной правовой, психолого-педагогической подготовки вожатых - будущих специалистов в системе МВД России по работе с неблагополучными семьями и несовершеннолетними, имеющими откло- нения в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванченко Роман Борисович, Польшиков Александр Васильевич, Горшков Юрий Владимирович, Турлапов Руслан Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО _ПРАВОЗАЩИТНОГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Иванченко Роман Борисович

кандидат юр. наук., доцент Воронежский институт МВД России

г. Воронеж

Польшиков Александр Васильевич

кандидат юр. наук., доцент Воронежский институт МВД России

г. Воронеж

Горшков Юрий Владимирович

кандидат пед. наук Воронежский институт МВД России

г. Воронеж

Турлапов Руслан Николаевич

кандидат тех. наук Воронежский институт МВД России

г. Воронеж

BASIS TRAINING AND EDUCATION ADOLESCENTS, CONSISTING ON PREVENTIVE SUPERVISION, IN A SPECIALIZED HUMAN RIGHTS SPORTS CAMPS

Ivanchenko Roman, candidate of legal Sciences., associate Professor, Voronezh Institute of MIA Russia, Voronezh Polshikov Alexander, candidate of legal Sciences., associate Professor, Voronezh Institute of MIA Russia, Voronezh Gorshkov Yuri, candidate of pedagogical Sciences Voronezh Institute of MIA Russia, Voronezh Turlapov Ruslan, candidate of technical Sciences Voronezh Institute of MIA Russia, Voronezh

АННОТАЦИЯ

В работе рассматриваются основы обучения и воспитания подростков, состоящих на профилактическом учете органов внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Воронежской области, в условиях специализированного правозащитного спортивно-оздоровительного лагеря Воронежского института МВД России, анализируются цели, задачи, направления деятельности педагогического отряда для проведения подобных специализированных детских лагерей в летний каникулярный период, раскрывается методика комплексной правовой, психолого-педагогической подготовки вожатых - будущих специалистов в системе МВД России по работе с неблагополучными семьями и несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении.

ABSTRACT

The paper examines the foundations of teaching and education of adolescents, consisting on preventive supervision of the internal Affairs bodies and commissions on Affairs of minors and protection of their rights in the Voronezh region, in terms of human rights specialized sports camps of Voronezh Institute of MIA of Russia, analizira are goals, tasks, directions of activity of the pedagogical team for such specialized children's camps in the summer Cani-molecular period, reveals the methodology of the comprehensive legal, psychological-th-pedagogical training of counselors - the future specialists in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia for work with troubled families and minors-mi with abnormal behavior.

Ключевые слова: воспитание, обучение, несовершеннолетние, семья, детский лагерь, педагогический отряд, защита ребенка.

Keywords: education, training, juvenile, family, children's camp, the pedagogical team, child protection.

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению ... хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать» (Антон Семёнович Макаренко, 1938 год).

Проблемы подростковой и молодежной преступности остаются актуальной проблемой не только для современной России, но большинства стран мира [1, с. 15]. Отсюда возросший интерес исследователей к ее изучению, с одной стороны, и поиск более совершенных форм, правозащитной, предупредительной

деятельности, с другой. Эффективность профилактической работы зависит от ряда условий, среди которых подготовка кадрового аппарата для работы с семьями и несовершеннолетними - одно из важнейших составляющих. От специалиста, работающего как с отдельным ребенком, так и с группой детей с де-виантными отклонениями, ожидается очень многого: он должен обладать знаниями в области юриспруденции, социологии, медицины, подростковой педагогики и психологии; уметь осуществлять правозащитную и предупредительную деятельность в отношении различных

категорий несо-вершеннолетних и семей, ближайшего окружения ребенка, оказывающего негативное влияние; быть готовым помочь организовать и провести совместные с другими субъектами профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних спортивные, культурно-массовые мероприятия, использовать возможность применения индивидуально-воспитательных мер, педагогических приемов разрешения возможных конфликтных ситуаций.

Вопрос о подготовке юристов, специализирующихся на работе с несовершеннолетними и семьей для системы МВД России стоял не одно десятилетие. В 1999 г. Министерство образования и науки Российской Федерации по инициативе Воронежского института МВД России вышло с ходатайством перед руководством МВД России о начале подготовки сотрудников для работы с несовершеннолетними и семьей (инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, оперативных работников уголовного розыска) на базе института. Это предложение было принято [2, с. 26-27].

Учитывая особенности работы таких выпускников при поддержке Правительства Воронежской области и Главного управления МВД России по Воронежской области с 2000 по 2014 гг. на загородной учебной базе института проводилось 15 летних смен детского правозащитного спортивно-оздоровительного лагеря, в котором не только отдохнули, но и получили оздоровление, начальные правовые знания несовершеннолетние в возрасте 11-15 лет, состоявшие на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел практически из всех районов Воронежской области.

Летняя смена правозащитного спортивно-оздоровительного лагеря для подростков, состоящих на профилактическом учете, проводится в каникулярный период продолжительностью 21 день для 100 детей. Руководит деятельностью детского лагеря директор, который имеет двух заместителей: по общим вопросам и организации смены. В структуру детского лагеря входят: административная, учебно-методическая группы, медицинские работники, психологи и педагоги, группа тылового обеспечения. Участники смены разбиваются на отряды (как правило, в количестве 8 в зависимости от возраста ребенка и иных особенностей), руководство которыми осуществляют инструкторы и младшие инструкторы из числа курсантов и слушателей юридического факультета Воронежского института МВД России (30-35 человек).

Основными целями организации и проведения лагеря являются:

- развитие позитивной социально-правовой ориентации подростков;

- духовное, нравственное и моральное воспитание несовершеннолетних участников лагерной смены;

- физическая подготовка и обучение основам выживания участников лагерной смены, в том числе посредством обучения приемам самообороны;

- медицинская профилактика и оздоровление участников лагерной смены, в том числе посредством использования комплексного подхода в организации сбалансированности трех составляющих - диетического питания с учетом индивидуальных особенностей

и развития ребенка, показаний к лечению и интересов несовершеннолетних к конкретному виду спорта;

- психологическая коррекция детей, имеющих отклонения в поведении, социальная адаптация и реабилитация жертв противоправных деяний;

- повышение уровня правовой культуры и в целом правосознания детей;

- обучение несовершеннолетних ос-новам юве-нального права и ювенальной криминологии, личной безопасности в школе, быту, на улице (в том числе различных социальных сетях Интернет);

- обучение несовершеннолетних методике разрешения межличностных конфликтных ситуаций [3, с. 5];

- привитие курсантам и слушателям института практических навыков работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудных жизненных условиях, с подростками, склонных к совершению противоправных и аморальных деяний, ведущих асоциальной образ жизни (безнадзорные, беспризорные, употребляющие алкоголь, наркотические средства, одурманивающие вещества, занимающиеся попрошайничеством, бро-дяжничеством и проституцией и т.п.).

Отбор несовершеннолетних воспитанников осуществляется Воронежским институтом МВД России совместно ГУ МВД России по Воронежской области, Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области [4, с. 40]. Курсанты и слушатели получают навыки индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, непосредственно контактируя с сотрудниками подразделений территориальных подразделений полиции, которые сопровождают подростка, направляют анкетные данные на ребенка и его семью, ближайшее окружение, проводят в период смены следственно-оперативные мероприятия по фактам ранее совершенными подростками преступлениям, а также консультируясь с педагогами, социальными и медицинскими работниками, которые предоставляют информацию о воспитаннике из образовательных, медицинских и социальных органов и учреждений.

Ежегодно разрабатывается и утверждается План проведения смены, где указываются все мероприятия и привлекаемые специалисты из числа задей-ствован-ных субъектов профилактики. Так, в частности, в период смены наиболее активно привлекаем представителей таких субъектов профилактики, как: УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области для проведения тематических мероприятий, связанных с профилактикой дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних; УФСКН России по Воронежской области для проведения тематических мероприятий, связанных с профилактикой употребления наркотических средств и психотропных веществ; ГУ МЧС России Воронежской области для проведения тематических мероприятий, направленных на соблюдение детьми правил личной безопасности; Департамента здравоохранения Правительства Воронежской области для проведения тематических мероприятий, связанных с профилактикой употребления алкогольной продукции, курения, заражения ВИЧ-инфекцией и венерическими заболеваний; Департамента образования, науки и молодежной политики, Управлением физической куль-

туры и спортом Правительства Воронежской области при организации общих культурно-массовых и спортивных мероприятий с подростками; представители общественности, спортивных и ветеранских организаций, Рус-ской православной церкви и т.п. [5, с. 67]

Основные проблемы деятельности и возможные сопутствующие риски проведения летней смены связаны с индивидуальными особенностями под-ростков, направленных в летний лагерь. Например, в 2014 г. практически все подростки-участники смены (72,5%) состояли на внутришкольном учете; среди подростков ежегодно 3-5 человек согласно личностной характеристики склонны к суициду, многие имеют психические отклонения поведенческой сферы; большинство детей педагогически запущены, имеют отклонения в поведении, учатся в коррекционных классах - ежегодно их количество более 50%; семьи, в которых они воспитываются, являются неполными или наоборот многодетными, где родители и лица, их заменяющие ранее неоднократно привлекались к административной и уголовной ответственности, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками - более 40%; зачастую дети отстают в физическом развитии - 22,0%, имеют место быть задержка умственного развития и дефекты речи (до 10%). Ежегодно растет количество детей, направляемых из интернатов, они требуют повышенного внимания, в наибольшей степени склонны к со-вершению антиобщественных действий, в том числе к побегам в период проведения лагерной смены [6, с. 20-21]. Растёт число детей, оставшихся без попечения родителей. Следует иметь в виду, что именно с такими детьми курсанты и слушатели будут в последствие работать в практических органах. Все это диктуют необходимость поиска оптимальных подходов к индивидуальной работе с каждым ребенком и планированием проводимых спортивно-оздоровительных, культурно-массовых, воспитательных мероприятий с детьми [7, с. 10].

Необходимо отметить, что организация деятельности детского правоза-щитного спортивно-оздоровительного лагеря, в первую очередь, связана с подготовкой педагогического состава к работе с несовершеннолетними. Педагогический отряд Воронежского института МВД России действует на постоянной основе с 2000 года. В его состав входят курсанты и слушатели института, сотрудники кафедры уголовного права и криминологии, административной деятельности органов внутренних дел. Совместными усилиями руководства юридического факультета, отделения морально-психологического обеспечения, кафедр уголовного права и криминологии, административной деятельности органов внутренних дел, физической подготовки, огневой подготовки среди курсантов и слушателей ежегодно проводится отбор кандидатов для работы с детьми.

С целью эффективной подготовки педагогического отряда действует круглогодичная Школа педагогического мастерства, в рамках которой с кур-сантами и слушателями, успешно прошедшими отбор, по специально разработанной программе проводятся тематические занятия по психолого-педагогическим методам, приемам и навыкам работы в лагере с подростками, имеющими отклонения в поведении (например: «Цели, задачи и структура детского лагеря; «Педагогические

методы воздействия на детей»; «Возрастные и психологические особенности детей»; «Коллектив: его особенности и стадии развития, роль вожатого в отряде. Распорядок дня и организация первого дня в детском лагере»; «Безопасность ребенка в лагере»; «Культура общения и личная гигиена детей»; «Оформление отрядного места, методика коллективной творческой деятельности»; «Подготовка и проведение дневных и вечерних дел, организация работы творческих клубов»; «Подготовка и проведение отрядных и межотрядных дел, организация внутриотрядной работы»; «Подведение итогов дня и лагерной смены», «Педагогические основы проведения занятий по физической культуре, воспитанию и общему оздоровлению детей», «Методика разрешения межличностных конфликтов среди несовершеннолетних») проводятся сотрудниками института и приглашенными специалистами.

Педагогический отряд Воронежского института МВД России ежегодно обновляется в среднем наполовину; в период с 2000 г. по 2015 г. в состав педагогического отряда входили около 350 курсантов и слушателей. Следует отметить, что за все время существования лагеря в нем побывали более 3000 детей. При этом анализ работы с несовершеннолетними показал, что более 50% подростков, имеющих отклонения в поведении, ставших участниками смены, в дальнейшем улучшили свое поведение (из них были сняты с профилактического учета более 40%), стали заниматься спортом на регулярной основе более 50%, заметно улучшили показатели учебы в школе (25%).

Таким образом, кроме организации отдыха, оздоровления и обучения детей, имеющих отклонения в поведении (именно для этой категории несовершеннолетних проводятся летние смены детского лагеря), для Воронежского института МВД России специализированный детский правозащитный спортивно-оздоровительный лагерь одновременно является площадкой для отработки педагогических, правовых и психологических навыков работы с такими детьми. В целом участие в проведении таких летних смен в качестве инструкторов и младших инструкторов отрядов предоставляет возможность приобрести педагогические навыки и приемы работы с «трудными» подростками, что будет способствовать их дальнейшей работе в подразделениях полиции, занимающихся предупреждением и расследованием преступлений несовершеннолетних.

Литература:

1. Щеголева А.Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних: монография. - Воронеж, 2009.

2. Правовые основы безопасности семьи и несовершеннолетних: учебное пособие / Иванченко Р.Б., Поль-шиков А.В., Буслов М.М., Иванченко О.С., Грибанов Е.В., Малышев А.Н., Матвеев С.П., Занина Т.М., Щеголева А.Н., Колесников Р.В., Анисимов А.А. - Воронеж, 2013.

3. Горшков Ю.В., Толстых С.К., Ярошевич И.Н. Физическая подготовка как средство и метод решения межличностных конфликтов между курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России: Методические рекомендации. / Ю.В. Горшков, С.К. Толстых, И.Н. Ярошевич. - Воронеж: Воронежский инсти-

тут МВД России, 2015. - 21 с.

4. Преступность в воронежской области: состояние и прогноз: монография / Иванченко Р.Б., Колесников Р.В., Малышев А.Н., Польшиков А.В., Соловьев В.С., Щеголева А.Н. - Воронеж, 2012.

5. Ювенальная криминология: учебник / В.А. Леле-ков, Е.В. Кошелева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

6. Насилие в школе: состояние, причины, предупреждение (по материалам Воронежской области):

учебник / Грибанов Е.В., Иванченко Р.Б., Кравцова Ю.А., Польшиков А.В., Соловьев В.С. - Воронеж, 2014.

7. Грибанов Е.В., Иванченко Р.Б. Опыт взаимодействия воронежского института МВД России с субъектами профилактики преступности несовершеннолетних на региональном уровне // Сборник материалов конференции «Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних». - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Старшова Ульяна Александровна

Кандидат юр. наук, доцент Саратовская государственная юридическая академия

г. Саратов

THE THEORY OF THE SOCIAL STATE IN THE MODERN AGE.

Starshova Uliana Alexandrovna, PhD in Law, assistant of professor, Saratov State Juridical Academy, Sarartov АННОТАЦИЯ.

Понятие и признаки социального государства в современном мире. ABSTRACT

The definition and evidence of the social state in the modern world. Ключевые слова: социальное государство. Keywords: a social state.

В литературе до сего времени четко не определено понятие «социальное государство». Выяснение сущности социального государства необходимо для понимания целей и функций государства в этой сфере, направлений его социальной политики, роли государства и права в ее формировании и реализации. Длительное время «социальное» определялось как «общественное», и до сих пор данный термин используется в этом смысле. Часть ученых считают, что «социальное» выступает как промежуточное звено между экономическими и политическими отношениями и через них экономика воздействует на политику. Социальные отношения представлены в сферах труда, быта и досуга [1, с.51, 133].

Термин «социальное государство» до сих пор понимается многими по- разному. Например, П.К. Гончаров констатирует, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности»[2, с.27].

Однако сущность социального государства необходимо рассматривать в несколько шире.

Во-первых, она связана с пониманием социального в самом общем виде, когда социальное понимается как общественное, связанное непосредственно с обществом. Здесь «социальное государство» означает, что государство несет ответственность за существование общества, в том числе и «гражданского».

Во-вторых, понимание социального сводится к указанию на общественный статус человека, его связь с обществом. В данном смысле термин «социальное государство» подчеркивает существование обязанностей индивида по отношению к другим людям и обще-

ству в целом.

В-третьих, социальное государство - это организация, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, для обеспечения каждому человеку достойного развития и существования [3. с. 37].

В- четвертых, социальное государство- это государство, которое обеспечивает социальную защиту малоимущим и социально уязвимым гражданам (инвалидам, старикам, детям и т. д.), проводит социальную политику, признающую за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его самого и его семьи, когда он работает, а также в большей степени, в случае безработицы, болезни, вдовства, старости.

Основным признаком современного государства является отсутствие его классовой организации. На смену «эксплуататорского государства» приходит государство «социальное». Основной целью социального государства является защита интересов всего общества в целом, а не отдельных его частей, обеспечение достойной жизни каждого его члена. Основной функцией такого государства является забота о личности и поддержка социально незащищенных слоев населения.

В современном мире понятие «социальное государство» трактуется по разному. Конституционное право ФРГ рассматривает идею правового государства в тесной связи с идеей социального государства. Данная позиция находит отражение в рассуждениях немецких авторов, например, К. Хессе считает, что действие государственных властей должно быть ограничено правом и такое формирующее и гарантирующее их воздействие должно служить цели обеспечения человеку достойного существования; оно служит равенству, понимаемому в качестве справедливого социального распределения [4, с.112].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.