Иванченко Роман Борисович Польшиков Александр Васильевич
О проблемах эффективности межведомственного взаимодействия в профилактике негативного влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних
Анализируется специфика взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с представителями иных структур, входящих в систему профилактики преступности несовершеннолетних, в вопросах предупреждения негативного влияния криминальной субкультуры на подростков. На основе проведенного исследования авторами сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование деятельности ПДН ОВД по ранней профилактике указанного негативного воздействия и повышение эффективности межведомственного взаимодействия в этой сфере.
Ключевые слова: ранняя профилактика, предупреждение, криминальная субкультура, общеобразовательные организации, несовершеннолетние, подростки, молодежь, родители, институт семьи, подразделения по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительные учреждения.
The problems of efficiency of interdepartmental interaction in prevention of negative influence of criminal subculture on minors
The article is devoted to the analysis of specifics of interaction between employees of juvenile divisions of the Ministry of the Interior and another subjects of juvenile delinquency prevention system in questions of the prevention of negative influence of criminal subculture on teenagers. On the basis of the study, the authors formulated conclusions and proposals aimed at improving the activities of juvenile divisions of the Ministry of the Interior for the early prevention of this negative impact and improving the effectiveness of interdepartmental cooperation in this sphere of activity.
Key words: early prevention, prevention, criminal subculture, educational establishments, minors, adolescents, youth, parents, family institute, juvenile divisions, penal institutions.
Недооценка реальной общественной опасности раннего вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий и преступлений путем пропаганды криминальной субкультуры негативно сказывается на эффективности общей системы профилактики преступности в целом [1, с. 202]. Так, по данным исследований В.А. Лелекова и Е.В. Кошелевой, свыше 80% подростков свое пребывание в воспитательных колониях объясняют последствием отрицательного влияния на них взрослых судимых родственников и сверстников по месту учебы и жительства [2, с. 114]. Проведенный авторами анализ судебно-следственной практики за 2010-2018 гг. (более 300 обвинительных приговоров, вынесенных судами по ст. 111, 112, 115, 116, 117, 131-132, 158, 161-163, 212, 213, 228.1 УК РФ) показал, что в более чем трети регистрируемых преступлений с участием не-
совершеннолетних не устанавливаются все соучастники (несовершеннолетние не рассказывают о старших по возрасту или совершеннолетних вовлекателях не только из-за страха, но, в первую очередь, из чувства солидарности). Данные опроса, проведенного авторами в 2008-2014 гг. среди детей в возрасте 14-15 лет (152 человека), состоявших на профилактических учетах в ПДН ОВД ГУ МВД России по Воронежской области, а также комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав правительства Воронежской области и находившихся в период летних каникул в детском правозащитном спортивно-оздоровительном лагере «Ювеналист» Воронежского института МВД России, показали следующее: 76,3% заявили, что «не стали бы никогда, ни при каких обстоятельствах рассказывать о своих друзьях-соучастниках, тем более о взрослых вовлекателях», с которыми они теоретически
96
могли ранее распивать алкоголь, употреблять наркотики, совершать аморальные проступки, административные правонарушения и даже преступления.
Наибольший эффект в предупреждении асоциального поведения несовершеннолетних может достигаться благодаря совместным усилиям всех субъектов профилактики. Совместная работа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, педагогов, психологов и родителей по формированию и развитию семейных, патриотических, нравственных, религиозных, философских ценностей (любви, дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки, взаимоуважения) у ребенка должна осуществляться с самого раннего возраста. Такой профилактической работой необходимо целенаправленно заниматься с первых дней обучения не только учеников школ, но и детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. К сожалению, в силу объективных причин (занятости, штатной неукомплектованности) сотрудники ПДН ОВД в большинстве случаев проводят профилактические мероприятия с подростками более старшего возраста, ценностно-ориентационная, нравственно-духовная сфера которых уже практически сформирована (как правило, индивидуальная работа проводится среди учеников 8-11 классов, которые нарушают закон и в отношении которых имеется возможность привлечения к ответственности).
Профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в группе риска, потенциально способными приобщиться к криминальной субкультуре, должна сводиться к формированию такого сценария поведения, при котором несовершеннолетний почувствует себя значимым для общества. Необходимо переориентировать «потенциально опасных» подростков на позитивную деятельность (особенно старшеклассников в возрасте 14-16 лет). Так, по данным исследований М.Е. Демаховской, проведенных в Санкт-Петербурге, Центральной России, на Среднем Урале, в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, достаточно популярным среди молодежи считается создание «боевых» отрядов (на это указало от 40,2% до 58,4% опрошенных) [3, с. 16]. Такие стремления можно направить в «мирное русло» военно-патриотических, спортивных молодежных организаций, которые представлены практически в каждом регионе нашей страны.
Необходимо помнить, что профилактическая работа с несовершеннолетними любых
возрастных групп должна отличаться терпением, настойчивостью, систематичностью, добрым отношением.
Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД необходимо разъяснять родителям ребенка признаки негативного влияния криминальной субкультуры на его личность, которое может проявиться в недоверии, агрессивности, чувстве превосходства и самоуверенности, эмоциональном и психологическом дискомфорте, неприятии себя. Целесообразно активизировать работу с детьми - воспитанниками дошкольных учреждений и учащимися младших классов общеобразовательных школ (и их родителями) с привлечением профессиональных психологов, сотрудников уголовного розыска и участковых уполномоченных полиции. В качестве положительного примера совместной работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД со всеми заинтересованными субъектами профилактики после появления в школах последователей и подражателей движения «А.У.Е.» можно назвать реализацию в Свердловской области с начала 2017 г. проекта «Социально-психологическая безопасность образовательной среды» [4]. Такая системная работа ведется в дошкольных образовательных организациях г. Воронежа с 2002 г. с привлечением курсантов и слушателей юридического факультета и сотрудников кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России из числа ювенального педагогического отряда «Доброе сердце», а также сотрудников территориальных подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Воронежской области.
С 2009 г. активная работа по повышению уровня правовой культуры и правосознания несовершеннолетних различных возрастных категорий в г. Воронеже проводится представителями Юридической клиники Центрального филиала Российского государственного университета правосудия [5, с. 24].
Абсолютное большинство педагогов отмечает положительный профилактический эффект от проведения подобных акций [6, с. 56]. Следует помнить, что запретительные меры малоэффективны. Введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу. Поэтому основной упор при профилактической работе с несовершеннолетними должен быть направлен на установление с ним психологического контакта. Здесь необходимы специальные пе-
97
дагогические и психологические знания либо осведомленность о лицах, с которыми пойдет на контакт несовершеннолетний. Возможно, это будут авторитетные родственники или те, кто дорог или близок подростку, возможно, священнослужители.
Некоторые специалисты аргументированно доказали необходимость использования в такой работе «фактора тревожности», как, например, переживания за судьбу семьи, ориентация на негативное общественное мнение, строгость процедуры уголовного преследования [7, с. 157].
Главная цель совместных усилий сотрудников ПДН ОВД, социальных педагогов, психологов и родителей должна состоять в том, чтобы научить ребенка сопротивляться негативному влиянию СМИ, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни, на основе формирования должного уровня правовой культуры.
Существенную помощь в противодействии влиянию криминальной субкультуры на несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет, могут оказать психолого-педагогические методики повышения уровня толерантности, снижения агрессивности, профилактики протестных движений и экстремизма. Ярким примером может служить «Программа профилактики преступной деятельности несовершеннолетних правонарушителей», разработанная и реализованная Н.Н. Волосковой и О.В. Болотовой (Ставропольский государственный университет) [8, с. 176]. Суть программы заключается в проведении совместно с психологами, педагогами и сотрудниками ПДН ОВД тренинга для несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, с целью коррекции характерологических особенностей подростков по следующим темам:
1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы.
2. Знакомство с миром собственных эмоций.
3. Знакомство с телом.
4. Работа с самооценкой.
5. Развитие стрессоустойчивости.
6. Тренинг коммуникативной компетентности.
7. Трансовые переживания.
8. Сообщение о преступлениях.
9. Сочувствие жертве.
10. Рассказы жертв.
11. Проигрывание роли потерпевшего.
12. Последствия преступлений.
13. Индивидуальные цели решений.
14. Индивидуальные альтернативы.
15. Факторы риска.
16. Распознавание общих факторов риска.
17. Распознавание индивидуальных факторов риска.
18. Планирование стратегии предотвращения рецидива.
19. Эффект срыва и формирования помогающих стратегий.
20. Заключение [9].
По итогам тренинга проводится контрольное тестирование, которое отражает результаты обучения несовершеннолетних, изменения ценностно-ориентационной и нравственно-духовной сферы.
Кроме того, руководителям территориальных ПДН ОВД с целью оптимизации деятельности по противодействию влияния на подростков криминальной субкультуры на региональном уровне рекомендуется: 1) привлекать к профилактической работе по правовому информированию и просвещению сотрудников ПДН ОВД, имеющих стаж работы в практических органах не менее пяти лет и базовое педагогическое или психологическое образование, а также прошедших соответствующую переподготовку и повышение квалификации; 2) организовывать непрерывный обмен информацией с сотрудниками подразделений уголовного розыска по фактам наличия контактов несовершеннолетних с взрослыми, которые распространяют среди детей криминальную субкультуру, пропагандируют антиобщественный образ поведения (алкоголизм, наркопотребление, бродяжничество, схемы зарабатывания денег через попрошайничество) и которые могут склонить подростка в дальнейшем к совершению преступлений; 3) активизировать работу по участию сотрудников ПДН ОВД в работе совещаний, семинаров, круглых столов и обучающих тренингов, посвященных вопросам профилактики негативного влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних; 4) организовать системную работу по осуществлению мониторинга информационных ресурсов сети Интернет (в первую очередь, изучение страниц социальных сетей несовершеннолетних на предмет наличия контента, свидетельствующего о приверженности подростка к идеям криминальной субкультуры). Для этого целесообразно создавать так называемые «кибердружины» из учеников 10-11 классов в общеобразовательных организациях и студентов 1-2 курсов образовательных организаций высшего образования юридического и педагогического профилей, которые совместно с сотрудниками ПДН ОВД, родителями несовершеннолетних, педагогами, психологами, работниками социальных служб и представите-
98
лями общественности способны эффективно выявлять факты приобщения подростков к криминальной субкультуре в сети Интернет. Мониторинг таких сообществ позволяет обращаться в суд с заявлением о признании информации, циркулирующей в социальных группах, запрещенной к распространению. Так, решением Варненского районного суда Челябинской области информация, размещенная на одной из страниц в социальной сети «ВКонтакте», была признана запрещенной на территории России. Судом установлено, что данная информация оправдывает противоправное антисоциальное поведение, ориентирована на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира, содержит нецензурную брань, способствует романтизации тюремной жизни среди подростков и установлению взаимоотношений на праве сильного. Кроме того, содержание указанного интернет-ресурса не соответствует требованиям УК РФ, призывает к применению насилия, оскорблению сотрудников полиции [10]. Подобные решения имеются и в других судах [11-13].
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов и научно-практических рекомендаций.
Во-первых, взрослые лица, пропагандирующие криминальную субкультуру среди несовершеннолетних, являются своеобразным «результатом» системного кризиса 90-х гг. прошлого века, когда они были подростками, предоставленными самим себе и улице. Ждать и надеяться на их отказ от антиобщественного образа жизни в большинстве случаев невозможно, поскольку другой модели поведения -социально позитивной - они не знают и не в состоянии воспроизвести. Соответственно, их дети фактически повторяют поведение своих родителей, у них формируется ложное восприятие действительности, негативная ценностно-ориентационная и мотивационная система жизненных правил поведения и установок по отношению к закону. С подобными семьями, где дети копируют асоциальную модель поведения взрослых, продолжают сталкиваться социальные педагоги и школьные психологи, сотрудники ПДН ОВД: в ходе исследования выяснилось, что от 5 до 25% детей (в зависимости от региона), обучающихся в школах, воспитываются именно в таких проблемных семьях. В одиночку решить данную проблему сотрудники ПДН ОВД, социальные педагоги и психологи в школах объективно не могут. Здесь необходима комплексная поддержка института семьи со стороны всех заинтересованных субъектов
профилактики. Главная задача сотрудников ПДН ОВД при работе с такими неблагополучными семьями - это своевременное их выявление и сопровождение с обязательным информированием всех субъектов профилактики, а равно принятие самых кардинальных мер оперативного реагирования в отношении взрослых лиц, оказывающих негативное влияние на подростков.
Во-вторых, требует рассмотрения проблема повышения эффективности работы с несовершеннолетними, состоящими на внутришколь-ном учете. В ходе изучения материалов су-дебно-следственной практики по ст. 150-151 УК РФ за 2010-2019 гг. было установлено, что несовершеннолетние, вовлеченные в совершение антиобщественных действий и преступлений, в 50% случаев учились плохо (фактически являлись «двоечниками»); 78% из них имели регулярные пропуски учебных занятий; 66,7% были эмоционально не удовлетворены нахождением в школе и характером общения с одноклассниками и учителями; 90% вообще не привлекались педагогами к выполнению общественно значимых заданий и проведению культурных мероприятий в школе; только 15% состояли в спортивных секциях по месту обучения и жительства (в основном, секциях футбола и баскетбола).
В связи с этим сотрудникам ПДН ОВД рекомендуется уделять особое внимание именно «двоечникам» и «прогульщикам», разработать совместно с социальными педагогами и психологами школ план индивидуально-профилактической работы с такими несовершеннолетними, а при наличии объективной возможности - привлекать к такой работе родителей учеников.
Одним из наиболее эффективных приемов индивидуальной профилактической работы с указанной категорией детей является использование метода поощрения социально приемлемых способов самореализации и самоконтроля личности, ответственного отношения к жизни. Несовершеннолетнему предлагается конкретное ответственное поручение, а за его выполнение следует предусмотреть поощрение, при невыполнении - совместно разобрать причины бездействия. Такой метод позволяет самоутвердиться за счет социально полезного поведения, а не насилия, агрессии, участия в группах антиобщественной направленности (в частности, положительно зарекомендовала себя практика участия таких подростков в конкурсах агитационных плакатов и видеороликов на нравственно-правовую тематику).
99
В-третьих, сотрудникам ПДН ОВД рекомендуется регулярно знакомиться с содержанием различных ведомственных изданий МВД России и иных периодических публикаций специалистов, представляющих систему профилактики преступности несовершеннолетних (в первую очередь, с материалами таких известных профилированных научных журналов, как «Вопросы ювенальной юстиции», «Российская юстиция», «Инспектор по делам несовершеннолетних»). Кроме того, следует широко использовать общедоступные базы электронных научных библиотек и ведомственные системы обмена информацией с целью изучения мотивации и специфики поведения несовершеннолетних, подверженных влиянию криминальной субкультуры.
В-четвертых, все участники экспертного опроса - сотрудники ПДН ОВД на вопрос «Принимали ли Вы участие в разработке на региональном уровне методических материалов по противодействию распространению криминальной субкультуры среди несовершеннолетних?» дали отрицательный ответ. Это свидетельствует о необходимости организации системы мониторинга и обмена данными, позволяющей фиксировать, анализировать и использовать положительный опыт, передавая его через соответствующие методические разработки, внедряемые в служебную деятельность сотрудников ПДН ОВД.
В-пятых, столкнувшись с тем, что собственные дети проявляют интерес к криминальной субкультуре, участвуют в аморальной или противоправной деятельности, родители испытывают крайне острые эмоциональные состояния, приводящие к неадекватным, хаотичным и, как правило, бесполезным действиям. Обращение за помощью к педагогическим работникам и сотрудникам ПДН ОВД происходит слишком поздно, ребенок к этому моменту уже становится активным участником неформальных групп криминальной направленности. В связи с
1. Польшиков А.В., Буданова Е.А. Проблемы предупреждения преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2018. № 2.
2. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Ювенальная криминология: учеб. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2017.
3. Демаховская М.Е. Психологические факторы риска экстремистского поведения у подростков: дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2003.
4. АУЕ в свердловских школах: дети воруют в магазинах чай и кофе, чтобы передать в общак на зону // Российское информационное агентство «УЙАЬЯУ» [Электронный ре-
этим совместная работа сотрудников ПДН ОВД с другими субъектами профилактики должна быть направлена на повышение уровня информированности родителей в вопросах, связанных с формами и последствиями участия их ребенка в совершении групповых аморальных, антиобщественных или же преступных действий, а также дискредитацию самой идеи почитания тюремных и воровских законов. Первым шагом сотрудника ПДН ОВД на пути к решению проблемы влияния криминальной субкультуры по месту учебы и жительства несовершеннолетних должен стать организованный им цикл правовых лекториев среди подростков и их родителей. Рекомендуется привлекать к этой работе сотрудников МВД, Росгвардии (в том числе из ветеранских организаций), которые имеют многолетний опыт общения с несовершеннолетними, совершили подвиги в мирное и военное время, награждены орденами и медалями, побеждали в различных спортивных соревнованиях. Главная цель акций - переключить внимание ребенка и активизировать его положительные качества и внутренний потенциал, мотивировать его на социально позитивное и правопослушное поведение.
В-шестых, сотрудникам территориальных подразделений по делам несовершеннолетних ОВД рекомендуется активно взаимодействовать на региональном уровне с представителями органов и учреждений ФСИН России в части организации для несовершеннолетних обзорных экскурсий в места изоляции от общества. Например, в воспитательные колонии для несовершеннолетних, следственные изоляторы ФСИН России. Как показывает практика, такие профилактические акции вызывают огромное эмоциональное переживание и дают положительный эффект. Для многих подростков достаточно просто визуально ознакомиться с условиями и режимом исполнения наказания в виде лишения свободы, чтобы переосмыслить свое поведение.
1. PolshikovA.V., Budanova E.A. Problems of the prevention of crimes related to involving minors in the commission of antisocial actions // Bull. of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 2.
2. Lelekov V.A., Kosheleva E.V. Juvenile criminology: textbook. 3rd ed., augm. and rev. Moscow, 2017.
3. Demakhovskaya M.E. Psychological risk factors for extremist behavior in adolescents: diss. ... Candidate of Psychology. St. Petersburg, 2003.
4. AUE in Sverdlovsk schools: children steal tea and coffee in stores to transfer to the community fund for the zone //Russian News Agency «URAL.
100
сурс]. URL: https://ura.news/news/105232 0379 (дата обращения: 12.03.2019).
5. Астапова А. С. Возможности ювенального отряда «Доброе сердце» в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. курсантов, слушателей, студентов, адъюнктов и молодых ученых, 23 мая 2015 г. Воронеж, 2015.
6. Щеголева А.Н. Виктимологические основы ранней профилактики преступности несовершеннолетних. Воронеж, 2009.
7. Волоскова Н.Н., Болотова О. В. Психологическая коррекция влияния криминальной субкультуры на развитие личности подростка // Сибир. пед. журн. 2010. № 2.
8. Болотова О. В. Психологическая коррекция влияния криминальной субкультуры на развитие личности подростка // Вестн. Северо-Кавказского федер. ун-та. 2013. № 2(35).
9. Решение Варненского районного суда Челябинской области от 30 окт. 2017 г. № 2-585/2017 [Электронный ресурс]. URL: https://varna--chel.sudrf.ru (дата обращения: 25.03.2019).
10. Решение Чишминского районного суда от 1 нояб. 2017 г. № 2-1128/2017 [Электронный ресурс]. URL: https://chishmilinsky--bkr. sudrf.ru (дата обращения: 25.03.2019).
11. Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 апр. 2017 г. № 2а-2500/2017 [Электронный ресурс]. URL: https://leninsky--orb.sudrf.ru (дата обращения: 25.03.2019).
12. Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 апр. 2017г. № 2а-2064/2017 [Электронный ресурс]. URL: https://centralny--orb.sudrf.ru (дата обращения: 25.03.2019).
RU» [Electronic resource]. URL: https://ura.news/ news/105232 0379 (date of access: 12.03.2019).
5. Astapova A.S. Possibilities of the «Kind Heart» juvenile squad in the prevention of child neglect and juvenile delinquency // Crime in the CIS: Problems of the prevention and detection of crimes: proc. of sci. and practical conf. for cadets, students, adjuncts and young scientists, May 23, 2015. Voronezh, 2015.
6. Schegoleva A.N. Victimological basis for early prevention of juvenile delinquency. Voronezh, 2009.
7. Voloskova N.N., Bolotova O.V. Psychological correction of the influence of criminal subculture on the development of the personality of a teenager // Siberian pedagogical journal. 2010. № 2.
8. Bolotova O. V. Psychological correction of the influence of criminal subculture on the development of the personality of a teenager // Bull. of North Caucasian federal university. 2013. № 2(35).
9. The decision of the Varna district court of the Chelyabinsk region d.d. Oct. 30, 2017 № 2-585/2017 [Electronic resource]. URL: https:// varna--chel.sudrf.ru (date of access: 25.03.2019).
10. The decision of the Chishminsky district court d.d. Nov. 1, 2017 № 2-1128/2017 [Electronic resource]. URL: https://chishmilinsky--bkr.sudrf.ru (date of access: 25.03.2019).
11. The decision of the Leninsky district court of Orenburg d.d. Apr. 13, 2017 № 2a-2500/2017 [Electronic resource]. URL: https://leninsky--orb. sudrf.ru (date of access: 25.03.2019).
12. The decision of the Central District Court of Orenburg d.d. Apr. 27, 2017, № 2a-2064/2017 [Electronic resource]. URL: https://centralny--orb. sudrf.ru (date of access: 25.03.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Иванченко Роман Борисович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Центрального филиала Российского государственного университета правосудия; e-mail: rivanchenko@yandex.ru;
Польшиков Александр Васильевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России; e-mail: polschikow@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
R.B. Ivanchenko, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Chair of Criminal Law of the Central Branch of the Russian University of Justice; e-mail: rivanchenko@yandex.ru;
A.V. Polshikov, Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: polschikow@mail.ru
101