/
го сс
11 М.Г. Курносова
g I
ш с
S и
S °
i | Духовно-нравственное воспитание
$ | личности подростка в условиях
f детского оздоровительного лагеря
В статье рассматриваются вопросы специфики духовно-нравственного воспитания подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Обозначены и кратко охарактеризованы некоторые принципы организации духовно-нравственного воспитания подростков в детских оздоровительных лагерях. Раскрыто содержание авторской программы «Истоки добра». Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, детский оздоровительный лагерь, нравственные ценности, гуманистические принципы.
Духовно-нравственное воспитание начинается в раннем возрасте и его основы закладываются в семье, но с расширением социального взаимодействия уже в подростковом возрасте происходит понимание и осознание духовно-нравственных ценностей.
Смысл нравственного развития Е.Е. Витрук видит в пути человека к самому себе. Нравственная жизнь человека (и физическая, и психическая), по его мнению, скрывает в своих глубинах возможность развития, проявляющуюся в возникновении нравственных новообразований, усложнении нравственных качеств, которые необходимы для решения более сложных нравственных проблем, постоянно встающих перед мыслящей личностью [3].
Воспитательно-образовательная среда детского оздоровительного лагеря рассматривается нами как совокупность психолого-педагогических условий, в своей взаимосвязи направленных не только на отдых и оздоровление детей и подростков, но и полноценное воспитание их личности.
Как отмечает А.А. Вербицкий, организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития личности осуществляется на основе общечеловеческих принципов гуманизма, целостности, непрерывности, преемственности, сочетающих в себе индивидуальное и общественное, коллективное и личное, идеологическое и социальное, а также принципов нравственного уклада жизни, основу которых составляет принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий. «Его можно назвать и принципом
ее г^
преемственности старого и нового; речь не идет о том, чтобы просто | выбросить на историческую "свалку" те или иные педагогические тех- § ® нологии. "Старые" педагогические технологии далеко не утратили 5 ° своих возможностей. В интегративном единстве с инновационными они | 1
могут найти свое место, но при должном научно-методическом обо- * <§
¡Ео
сновании в зависимости от целей, содержания, средств, условий кон- о рд текстного образования и от личностных предпочтений преподавателя» чю [2, с. 7]. Мы считаем, что этот принцип целиком и полностью отвеча- с ет рассматриваемой нами проблеме духовно-нравственного воспитания в детском оздоровительном лагере.
Кроме того, духовно-нравственное развитие строится еще на ряде принципов, специфических для детского оздоровительного лагеря:
- принцип нравственного примера отрядного вожатого (моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, отношение к своему педагогическому труду, к воспитанникам, коллегам);
- принцип интеграции духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности (на основе разработанных программ духовно-нравственного воспитания, включающих многообразие методов и форм социально-культурной деятельности);
- принцип взаимосвязи духовно-нравственного развития и воспитания с реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора;
- принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за свои поступки; защита каждого члена коллектива от негативных реакций и проявлений;
- принцип программно-целевого подхода, позволяющий повысить эффективность механизмов реализации программы лагерной смены. Эти принципы легли в основу разработки нашей программы «Истоки
доброты», реализуемой в условиях летнего оздоровительного лагеря.
В условиях насыщенности жизнедеятельности детского лагеря, как отмечает Б.В. Куприянов, педагогическая деятельность становится процессом, в котором подростки довольно близко взаимодействуют с вожатыми, которому необходимо каждую секунду помнить об этических, моральных, духовных нормах своей профессии. К тому же «специфика оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря характеризуется коллективным характером деятельности, общения, познания и досуга, коллективного характера активности над индивидуальным» [6, с. 73].
л
го СС
1 1 Поэтому перед педагогами детского оздоровительного лагеря встает
^ го
° ё задача понять духовную жизнь подростка и направить его в соответствии с общими целями и задачами лагерной смены. Постоянное пребывание к ^ отрядного вожатого, хотя и не продолжительное время (зачастую всего 1 лишь одну смену) вместе с подростками, дает возможность глубже узнать ^ ^ их, выявить их реальные интересы и потребности. Отрядный вожатый о становится первым организатором как общения, так и совместной коллективной творческой деятельности подростков своего отряда, и это позволяет вожатым оказывать влияние на развитие духовно-нравственных ценностей подростков в большей степени, чем, например, учителю в школе.
На сегодняшний день педагогическим средством духовно-нравственного воспитания в детском оздоровительном лагере становится реализация различного рода педагогических, социально-педагогических и психолого-педагогических проектов и программ, которые объединяет основная задача - воспитание главных ценностей духовно-нравственной личности: человечности, доброты, ответственности, милосердия, бережного отношения ко всему живому.
Психолого-педагогическая программа «Истоки добра», разработанная нами, направленная на воспитание гражданской позиции и патриотизма, позволяет целенаправленно осуществлять духовно-нравственное воспитание подростков в детских оздоровительных лагерях.
Содержательная основа, заложенная в программе, дает возможность создать в процессе лагерной смены психолого-педагогические условия для включения каждого подростка в совместную коллективную творческую деятельность; в познание и открытие нового в самом себе и других, для постижения самоценности собственного «я» и осознания своей роли в жизни других людей.
Программа интегрирует в себе два блока: базовый и тематический.
Содержание базового блока включает решение традиционных задач смен детских оздоровительных лагерей по следующим направлениям.
1. Гражданско-патриотическое, которое включает различные формы совместной коллективной творческой деятельности: тематические дни и «огоньки» мужества, диспуты, викторины, организация и посещение выставок, экскурсии по местам боевой славы, встречи с интересными людьми и т.д. Реализация этого направления осуществляет воспитание у подростков гражданской позиции, чувства любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважению к историческому прошлому своей страны, воспитанию патриотизма и нравственности.
2. Культурно-досуговое направление, содержанием которого является работа творческих кружков, подготовка и участие в концертах и фестивалях, участие в отрядных, лагерных мероприятих смены.
о ^
о °°
3. Физкультурно-оздоровительное направление предполагает организацию физкультурно-спортивных дел в течение смены (ежедневная утренняя зарядка, спортивно-конкурсные программы, занятия в спор- § ° тивных секциях, солнечные и воздушные ванны, купание). | 1
4. Художественно-творческое направление включает знакомство 2 | с творческими коллективами, участие в творческих делах лагеря, разви- о § вающих эстетический вкус, чувство прекрасного, участие в конкурсах ^^
л.
и фестивалях. с
5. Социально-личностное направление предполагает раскрытие и развитие личностного потенциала участников смены, включение детей в совместную социально-значимую деятельность.
Реализация этого направления способствует:
- расширению социального взаимодействия в системе «подросток -подросток», «подросток - группа», «подросток - педагог» и др.;
- становлению эмоционально-положительного отношения подростков друг к другу, педагогу, отряду и лагерю в целом;
- восприятию других людей, общества в целом на основе эмпатии и толерантности;
- переосмыслению жизненных ценностей.
Основной задачей базового блока является воспитание духовно-нравственных ценностей и представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.
Содержание тематического блока направлено на решение такой задачи, как ориентация детей на совместную (отрядную) продуктивную творческую деятельность; создание психолого-педагогических условий, позволяющих ребенку сформировать духовно-нравственную, интеллектуальную, информационную и исследовательскую культуру в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Тематический блока включает следующее.
1. Создание и использование педагогической ситуации как способа трансляции культуры. В этом отношении подростку предоставляется выбор, а педагогу - поддержка и педагогическое сопровождение в выборе и принятии (переживании) ценностей.
В результате самоопределения выстраивается система смыслов, смысловое поле или внутреннее субъектное пространство саморазвития [1]. Создание личностно развивающих ситуаций возможно за счет:
- вхождения предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы ребенка;
- опоры на диалог как способ освоения личностного опыта;
- игровой формы создания ситуаций, т.к. личность развивается, творя собственный мир, особое пространство, «проигрывая» в нем свои роли и модели реальности [4].
^ го
о н
СС ° ?
^ Ф =т
ж о О
2. Создание и использование игровых ситуаций как оптимального способа и регулятора всех жизненных позиций ребенка методом познания ребенка и методом организации его неигровой деятельности.
Игра как особый вид деятельности помогает «развить навыки взаимоотношения со сверстниками и педагогами, сформировать мировоззренческие позиции, что является основой для гармоничного развития личности подростка и его отношений с окружающим миром» [5, с. 10].
Реализация программы предполагает разнообразные формы работы с воспитанниками: организация и проведение праздников, фестивалей, конкурсов, дискуссий, тематических огоньков, литературно-музыкальных композиций и др.
Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования, которая отвечает главной цели программы - создание воспитательно-образовательной среды для организации духовно-нравственного воспитания и развития подростков.
Как известно, нравственное развитие происходит в процессе присвоения общественно-исторического опыта всего человечества при усвоении норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. Е.А. Сорокоумова отмечает, что к основным внешним факторам, обеспечивающим формирование нравственного опыта, мы относим, наряду с содержанием и методами воспитания, стиль отношений педагога с учениками, взаимоотношения между подростками в различных видах деятельности, различные ситуации, в которых они должны самостоятельно сделать нравственный выбор [8, с. 41].
Поэтому деятельность педагогов детского оздоровительного лагеря должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у воспитанников способностей ориентироваться в мире, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.
Успех реализации программы во многом зависит от уровня подготовки отрядных вожатых и педагогов, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей.
На самом деле детский лагерь - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. В лагере дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, уметь слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои умения с умениями остальных, отстаивать мнение,
помогать и принимать помощь. В лагере дети могут переживать вместе ^ ^
острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, § ®
навыков, огорчения от неудач, ошибок. 5 °
В основе педагогической технологии работы лагерной смены лежат | 1
три основных психологических механизма: * <§
„ сЕо
- преломление внешних воздействий через внутренние условия; постро- о рд
ение отношений на основе жизненного опыта не только педагога, чю
' шо
но и ребенка; специальные методики процедуры создания психоло- с гического комфорта стимулируют доверие, открытость в отношении воздействия, которые ведут к изменению ребенка в соответствии с влиянием;
- сдвиг мотива на цель; участие ребенка в жизни лагеря происходит по схеме: «Включение в деятельность! Привлекательность! Осмысление деятельности!»; за счет яркой эмоциональной окрашенности деятельность становится привлекательной, а последующие рефлексия, обсуждение помогают ребенку осмыслить и понять истинные цели деятельности взамен первоначальных мотивов участия в ней («за компанию», «интересно» и т.п.).
- сдвиг цели на мотив [7].
В ходе стихийных и специальных обсуждений цель предстоящей деятельности уточняется, делается более привлекательной, а затем уже организуется переживанием опыта этой деятельности во имя осознания цели [9]. Подходы к изучению психологических механизмов воспитания реализуются через понимание как процесса и результата нахождения, прохождения и интерпретации личностных смыслов субъектами общения, обучения, взаимодействия [Там же].
Для методики работы смены характерно максимальное вовлечение структуры жизненного опыта каждого ребенка и взрослого в созидание жизни лагеря; обращение к ценностно-мотивационной сфере ребенка; обеспечение максимальной привлекательности происходящего (и с нравственной точки зрения), а также адекватное понимание различных ситуаций взаимодействия и общения между взрослыми и подростками.
Таким образом, детский оздоровительный лагерь позволяет создать воспитательно-образовательную среду, в которой осуществляется возможность включения подростков в совместную продуктивную творческую деятельность, способствующую духовно-нравственному воспитанию личности.
Совокупность психолого-педагогических, социально-педагогических условий, необходимых для эффективной организации духовно-нравственного воспитания подростков в детском оздоровительном лагере,
^ го
о t
CP сс ° ?
=г
Ж VO
О
заключается в соблюдении основополагающих принципов (гуманизма, целостности, непрерывности и преемственности); использовании богатого духовно-нравственного потенциала воспитательной среды детского оздоровительного лагеря на основе разработанной программы «Истоки добра»; готовности вожатых и педагогов к организации процесса развития духовно-нравственных ценностей личности.
Выявленная специфика духовно-нравственного развития подростков на основе разработки целенаправленной программы в детском оздоровительном лагере органично дополняет педагогическую теорию достоверной информацией о роли детских оздоровительных лагерей в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград, 2001.
2. Вербицкий А.А. Принципы контекстного образования // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Материалы VI Международной научно-практической конференции 21-22 марта 2018 года (Воронеж, Россия). Воронеж, 2018.
3. Витрук Е.Е. Психолого-педагогические основания нравственного развития личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Психология. 2006. Вып. 2 (53). C. 39-47.
4. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград, 1999.
5. Куприянов Б.В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра: Практическое пособие для СПО. М., 2016.
6. Куприянов Б.В. Вариативность оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 3 (41). C. 72-78.
7. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: проблема воспитания в его педагогическом и психологическом аспекте. М., 1996.
8. Сорокоумова Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Инициативы XXI века. 2009. № 1. C. 41-45.
9. Сорокоумова Е.А., Бобоёров З.Х. Психологические механизмы личностного самоопределения // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 49-51.
Курносова Марина Григорьевна - кандидат психологических наук; доцент кафедры менеджмента и государственного управления Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
E-mail: [email protected]
CC CN
M.G. Kurnosova | &
Spiritual and moral education of adolescents I g
in children's health camps
s s
This article discusses specific features of spiritual and moral education 2 <g of adolescents in children's health camps. Some principles of the organization q ° of spiritual and moral education of teenagers in children's health camps are briefly g^g-characterized. The author's program "The Sources of Good" is presented. ^ 0
Key words: spiritual and moral education, children's health camp, moral values, humanistic principles, teenager.
Kurnosova Marina G. - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Management and Public Administration of the Institute of Economics and Entrepreneurship, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod