Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание личности в детском оздоровительном лагере'

Духовно-нравственное воспитание личности в детском оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова М.Г.

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития современных подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Представлена содержательная основа Программы «Истоки добра», реализация которой направлена создание условий, позволяющих личности развивать духовно-нравственную культуру, усвоения норм человеческих взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курносова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание личности в детском оздоровительном лагере»

ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - Режим доступа: www.eidos. ru/journal/2002/0423 -1.htm.

19. Шабатура Л.Н. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования: дисс. ... канд. философ. наук / Л.Н. Шабатура. - Омск, 1996. - 167 с.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

© Курносова М.Г.*

Институт культурологии образования РАО, г. Москва

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития современных подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Представлена содержательная основа Программы «Истоки добра», реализация которой направлена создание условий, позволяющих личности развивать духовно-нравственную культуру, усвоения норм человеческих взаимоотношений.

Ключевые слова духовно-нравственное воспитание, социально-нравственные ценности, нравственный опыт.

Организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере должна затрагивать основополагающие идеи образования и воспитания как совокупности условий для самореализации личности, педагогической поддержки и сопровождения подростков в изменяющемся социуме. Поэтому воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря проектируется нами как открытая личностно ориентированная, деятельностно-творческая среда, адаптированная к личности, потребностям и интересам детей, направленная на становление патриотизма, духовности и нравственности. Мы исходим из того, что не только школа, но и детский лагерь должен воспитывать гражданина и патриота, готовить его к выбору различных траекторий самореализации в духовной и практической деятельности. Поэтому Программа «Истоки добра» направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов, на формирование у детей и подростков осознанного чувства патриотизма.

Содержательной основой смены является создание пространства для включения каждого участника в коллективную творческую, развивающую деятельность; познания и открытия нового; для постижения самоценности собственного «я» и осознания своей роли в жизни других людей.

* Ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук.

Поставленные задачи лагерной смены могут быть наиболее полно реализованы через комплексный интегральный подход, объединяющий содержательные блоки:

- базовый;

- тематический.

Базовый блок реализуется на протяжении всей смены и предусматривает решение традиционных задач смен детских оздоровительных лагерей по следующим направлениям:

- культурно-досуговое: предполагает работу творческих кружков, участие в экскурсионных программах, участие в отрядных, лагерных делах смены.

- физкультурно-оздоровительное: предполагает организацию физ-культурно-спортивных дел в течение смены (ежедневная зарядка, спортивно-конкурсные программы, спортивные секции, солнечные и воздушные ванны, купание в море).

- художественно-творческое: знакомство с творческими коллективами, участие в творческих делах лагеря, развивающих эстетический вкус, чувство прекрасного, участие в конкурсах и фестивалях;

- шциально-личностное направление предполагает раскрытие и развитие личностного потенциала участников смены, включение детей в совместную социально-значимую деятельность.

Реализация этого направления обусловливает реализацию педагогической деятельности способствующей:

- формированию навыков социального взаимодействия в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - группа детей» и др.;

- развитию эмоционально-положительных реакций у ребенка;

- ориентации на эмпатическое, толерантное восприятие других людей, общества в целом;

- опосредованной коррекции взаимоотношений между детьми;

- превенции выбора конфликтных форм поведения ребенком;

- созданию ситуации сотрудничества;

- переосмыслению жизненных ценностей ребенком;

- делегированию полномочий и ответственности за какое-то дело или работу;

- созданию личностно-развивающих ситуаций.

Основной задачей базового блока является развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

Тематический блок направлен на ориентацию детей на учебно-поисковую и проектную деятельность; создание условий, позволяющих ребенку сформировать духовно-нравственную, интеллектуальную, информационную и исследовательскую культуру в процессе игровой деятельности.

Основные средства реализации тематического блока:

1. Педагогическая ситуация, как способ трансляции культуры в этом отношении предоставляет ребенку выбор, а педагогу - поддержку и педагогическое сопровождение в выборе и принятии (переживании) ценностей. В результате самоопределения ребенок выстраивает систему смыслов, смысловое поле или внутреннее субъектное пространство саморазвития [1].

Создание личностно развивающих ситуаций возможно за счет:

- вхождения предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы ребенка;

- опоры на диалог как способ освоения личностного опыта;

- игровой формы создания ситуаций, т.к. личность развивается, творя собственный мир, особое пространство, «проигрывая» в нем свои роли и модели реальности [3].

2. Игра - как оптимальный природосообразный способ «вхождения» ребенка в жизнь, как регулятор всех жизненных позиций ребенка. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его неигровой деятельности [7].

Таким образом, реализация программы предполагает разнообразные формы работы с воспитанниками: различные праздники, фестивали, конкурсы, дискуссии, тематические огоньки, литературно-музыкальные композиции и др.

Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себя положительно и отвечает главной цели программы - создание условий для духовно-нравственного развития и самоактуализации детей и подростков.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. Нравственное развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. Сорокоумова Е.А. отмечает, что к основным внешним факторам, обеспечивающим формирование нравственного опыта, мы относим наряду с содержанием и методами воспитания -стиль отношения педагога к ученикам., взаимоотношения между подростками в различных видах деятельности, различные ситуации, в которых они должны самостоятельно сделать нравственный выбор [6, с. 41]. Поэтому деятельность педагогического коллектива ДОЛ должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у воспитанников способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.

Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, игры, в которых воплощена народная мудрость и другие формы народного творчества во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них - мировой культуры, присвоению общечеловеческих ценностей, воспитанию личной порядочности, скромности, доброты и принципиальности.

Успех реализации Программы во многом зависит от уровня подготовки кадров, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей.

К работе в детском лагере привлекаются квалифицированные педагоги и сотрудники образовательных учреждений, лидеры детских объединений и организаций, студенты и выпускники ВУЗов городов России.

Педагогический отряд УРАО (Н. Новгород) при реализации программы «Истоки добра» строит воспитательный процесс с учетом интересов и способностей детей, условий и традиций лагеря.

На самом деле детский лагерь - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. В лагере дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои умения с умениями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. В лагере дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, навыков, огорчения от неудач, ошибок. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, песен и игр, окружающих детей в повседневной лагерной жизни.

Психологическими механизмами воспитания являются преломление внешних влияний через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн), сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев) и сдвиг цели на мотив (А.Н. Тубельский) [5, с. 75].

Методика смены строится так, чтобы задействовать три основных механизма воспитания [4].

1. Преломление внешних воздействий через внутренние условия. Построение отношений на основе жизненного опыта не только педагога, но и ребенка, специальные методики процедуры создания психологического комфорта, стимулируют доверие, открытость в отношении воздействия, которые ведут к изменению ребенка в соответствии с влиянием.

2. Сдвиг мотива на цель. Участие ребенка в жизни лагеря происходит по схеме: «Включение в деятельность! Привлекательность! Осмысление деятельности!». За счет яркой эмоциональной окрашенности деятельность становится привлекательной, а последующая рефлексия, обсуждение, помогают ребенку осмыслить и понять истинные цели деятельности, взамен первоначальных мотивов участия в ней («за компанию», «интересно» и т.п.).

3. Сдвиг цели на мотив. В ходе стихийных и специальных обсуждений цель предстоящей деятельности уточняется, делается более привлекательной, а затем уже организуется переживанием опыта этой деятельности во имя осознания цели.

Таким образом, для методики смены характерно максимальное вовлечение структуры жизненного опыта каждого ребенка и взрослого в созидании жизни лагеря; обращение к ценностно-мотивационной сфере ребенка; обеспечение максимальной привлекательности происходящего (и с нравственной точки зрения).

В заключение хочется отметить, что вся работа педагогического отряда УРАО (Н. Новгород) объединена единым желанием - воспитать духовно-нравственную культуру личности гражданина и патриота России.

Список литературы:

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград, 2001.

2. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2003.

3. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография. - Волгоград: Перемена. 1999.

4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: проблема воспитания в его педагогическом и психологическом аспекте / С.Д. Поляков. - М.: Новая школа, 1996.

5. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом / Р.В. Овчарова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.

6. Сорокоумова Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Инициативы XXI века. - 2009. - № 1. -С. 41-45.

7. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.