ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье раскрыты возможности сетевых со-бытийных образовательных технологий как инструмента самоопределения личности субъекта в контуре проектно-сетевой соор-ганизации взрослых и детей «Школьные СМИ Нижегородской области» — «точке роста» регионального информационно-образовательного пространства.
The article is devoted to disclosure of network event educational technologies as a self-determination tool for the subject's personality in the context of the project-network of adults and children co-organization «School Mass Media of the Nizhny Novgorod region» that is «the point of growth» for the regional information and educational space.
Ключевые слова: качество образования, самоопределение личности субъекта, сетевые со-бытийные образовательные технологии, школьныье средства .массовой информации, информационно-издательский центр образовательной организации
Key words: education quality, self-determination tool for subject's personality, network event educational technologies, school mass media, information and publishing center of educational establishment
E. Г. КАЛИНКИНА, кандидат
педагогических наук, доцент, первый проректор НИРО
ekalin2017@niro.nnov.ru
И. Н. ЛЁСКИНА, кандидат
педагогических наук, руководитель центра социально-педагогических измерений в образовании НИРО
inleskina@yandex.ru
Т. И. КАНЯНИНА, кандидат
педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com
В настоящее время одним из ведущих факторов, определяющих опережающее развитие образования, выступает процесс выращивания человеческого капитала будущего непосред-
ственно в процессе построения этого будущего. Опираясь на исследования в контексте гуманитарно-антропологического подхода в изучении сетевой организации образовательных систем, мы полагаем,
что «выращивание человеческого в человеке в истории культуры и пространстве времени» возможно только через введение рефлексивно-позиционных механизмов личностного развития всех субъектов информационно-образовательной среды (взрослых и детей) в соотнесении с представлениями о сетевых событийных образовательных технологиях [5].
В логике одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, а именно повышения качества образования, качество подготовки обучающегося обусловлено эффективностью субъектного развития ребенка и педагога, что является основным принципом существования ценностной основы самого образования, выраженного оценкой устойчивости «точек роста» информационной образовательной среды системы образования [7].
В связи с этим наша гипотеза состоит в том, что инновационные модели проектно-сетевой кооперации детей и взрослых на основе сетевых со-бытийных образовательных технологий — это «точки роста» регионального информационно-образовательного пространства, представленные разнообразием уникальных форм и гуманитарных технологий, направленных на антропологическое самоопределение личности субъекта образовательного пространства.
Уникальность существующей в условиях информационного общества ситуации состоит в том, что личность человека формируется как под влиянием содержательной (знаниевой) составляющей современных информационно-образовательных ресурсов, так и на основе открытых источников массовой социальной коммуникации, что актуализирует проблему поиска и определения инновационных образовательных технологий, направленных на формирование и развитие личности субъекта в контуре проектно-сетевой соорганизации взрослых и детей.
Рассмотрение сетевых со-бытийных образовательных технологий в качестве
важного фактора развития человеческого потенциала и его непрерывного наращивания в условиях информационного пространства обусловлено, во-первых, глобализацией информационных потоков, в которых человек является не только потребителем информации, но и активным участником процессов ее создания и распространения; во-вторых, взаимопроникновением информационно-коммуникационных образовательных технологий и средств массовой социальной коммуникации; в-третьих, наличием апробированных устойчивых практик сетевых со-бытийных соорганизаций детей и взрослых по проектному направлению «Издательское дело в школе», значительный опыт реализации которого накоплен кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования в рамках создания и развития на протяжении более чем десяти лет сетевого сообщества представителей школьных информационно-издательских центров «Школьные СМИ Нижегородской области».
В содержательно-смысловом плане сетевое сообщество «Школьные СМИ» представляет собой модель интеграции совместной деятельности детско-взрослой общности (педагогических работников, обучающихся и их родителей, представителей организаций-партнеров) и условий ее эффективной реализации (сетевых образовательных технологий и уникальных форм со-бытийной кооперации).
Сетевые формы со-бытийной соорга-низации и сотрудничества субъектов информационно-издательских объединений в образовательных организациях определены нами как перспективные способы взаимодействия, способствующие развитию особых компетенций субъекта, «связанных с использованием социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образователь-
Личность человека формируется как под влиянием содержательной составляющей современных информационно-образовательных ресурсов, так и на основе открытых источников массовой социальной коммуникации.
ного процесса нового поколения» [1, с. 16]. При этом основной показатель эффективности совместной проектно-сетевой деятельности взрослого и ребенка проявляется не столько в степени адаптивности личности к стремительно меняющимся внешним условиям, сколько в умении организовать субъектное информационно-образовательное пространство для проектирования своего будущего, определения необходимых для этого информационных ресурсов, технологий и практик.
Структура проектно-сетевой сооргани-зации субъектов сообщества представлена каскадной системой условий, способствующих личностному самоопределению и развитию субъектов информационно-образовательной среды образовательной
организации, муниципалитета и региона (см. схему). Под каскадной системой условий подразумевается наличие возможностей для эффективной реализации про-ектно-сетевой соорганизации субъектов (педагогов, обучающихся и их родителей) в рамках коммуникативных контуров: информационно-издательский центр образовательной организации, опорная площадка школьных СМИ в муниципальной системе образования, сетевое сообщество представителей информационно-издательских центров региона. Такая уровневая система взаимоотношений выступает ресурсом развития образовательной среды, делая ее открытой для новых сетевых партнерских практик — как внутренних, так и внешних.
Структура проектно-сетевой соорганизации субъектов сетевого сообщества
Результат проектно-сетевой организации субъектов: со-бытийная образовательная общность, развитие личности субъекта
V_____________
Инструментом реализации сетевой соорганизации субъектов сетевого сообщества является создание единой информационно-образовательной среды для участников издательских коллективов образовательных организаций, включающей сетевые ресурсы и технологии, что призвано содействовать кооперации субъек-
_____________У
тов с целью развития издательского дела как особой педагогической технологии [4]. Организованная информационно-образовательная среда сетевого сообщества способствует обогащению и развитию его участников на основе современных информационно-коммуникационных технологий, которые не выступают «некоторой
надстройкой к существующей системе обучения, а естественным образом интегрируются в нее» [2, с. 12].
«Точками роста» обозначенного про-ектно-сетевого контура сообщества являются те информационно-издательские центры, деятельность которых способствует повышению качества образования в образовательных организациях на основе эффективного использования издательских технологий в учебной и внеурочной деятельности. В данном контексте качество субъектного развития отдельной личности (взрослого или ребенка) определяется уровнем развития коммуникативного пространства проектно-сетевой кооперации сообщества субъектов на основе применения сетевых образовательных технологий.
В проектно-сетевом сообществе в течение десяти лет сложилась устойчивая система межмуниципального сотрудничества и взаимодействия субъектов информационно-издательских центров образовательных организаций. География проекта представлена 167 информационно-издательскими центрами, действующими в образовательных организациях Борско-го, Выксунского, Кулебакского, Дивеев-ского, Вачского, Воротынского, Богородского, Тонкинского, Сосновского, Володарского, Первомайского, Арзамасского, Уренского, Ковернинского, Городецкого, Семеновского, Чкаловского, Ветлужско-го, Большемурашкинского, Первомайского районов Нижегородской области, городов Нижний Новгород, Кстово, Дзержинск, Балахна, Лысково, Саров, Сергач, Шаху-нья, Павлово. В настоящее время более чем в 90 % образовательных организаций Нижегородской области (школах, организациях дополнительного образования детей и организациях среднего профессионального образования) созданы информационные центры, реализующие в качестве одного из направлений деятельности работу по созданию школьных СМИ: печатных изданий, интернет-газет, телевидения. В образовательных организациях в среднем выпускается минимум два
периодических издания (в начальной школе и старших классах). Многие информационно-издательские центры готовят сборники научно-исследовательских работ школьников, а также специальные выпуски для педагогов, например сборники методических материалов, альманахи.
В целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО НИРО разработаны и реализуются на системной основе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Школьный издательский центр как среда формирования медиа- и информационной грамотности школьников в контексте требований ФГОС», «Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя», «Современные информационные технологии в образовании в условиях реализации ФГОС», проводятся семинары, мастер-классы и вебинары по обмену опытом.
Кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО осуществляется методическое сопровождение участников ежегодного фестиваля школьных СМИ Нижегородской области, проводятся консультации по вопросам подготовки материалов школьных изданий. Консультационная поддержка для руководителей школьных информационно-издательских центров и мероприятия предпрофессиональной направленности для школьников осуществляются также Институтом филологии и журналистики (кафедрой журналистики) ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Важным направлением деятельности сетевого сообщества, которое реализуется при непосредственном участии профессионалов-наставников, представителей редакций областных газет «Российская газета» (нижегородский филиал) и «Земля Нижегородская», является организа-
В проектно-сетевом сообществе в течение десяти лет сложилась устойчивая система межмуниципального сотрудничества и взаимодействия субъектов информационно-издательских центров образовательных организаций.
ция профильных и тематических смен, в частности:
3 журналистское направление для юных историков «Отчизны верные сыны» в рамках смены Международного детского центра «Артек» (Республика Крым, 2017 г.);
3 журналистское направление в рамках региональной информационно-технологической смены «ИнтеЛЛето-2009» на базе ГОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный»;
3 журналистское направление в рамках международного эколого-этнографи-ческого палаточного лагеря-экспедиции «ПриУстье-2010» в Тонкинском районе Нижегородской области;
3 журналистские направления в школьных и загородных детских лагерях п. Во-ротынец, г. о. г. Кулебаки.
Создание сообщества позволило вывести границы сетевого взаимодействия за пределы региона. Так, в рамках ежегодного фестиваля школьных изданий Нижегородской области реализуется межрегиональный турнир школьных СМИ «Гамбургский счет», в котором принимают участие представители не только нашего региона, но и Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Ростовской, Ярославской областей и Республики Крым.
Анализируя деятельность сетевого сообщества школьных СМИ, необходимо отметить жизнеспособность и продуктивность представленной модели межшкольного информационного взаимодействия, социальные эффекты которой приобретают особое значение в условиях реализации ФГОС, что связано с:
3 развитием инфраструктуры партнерского взаимодействия между образовательными организациями и субъектами;
ЛИТЕРАТУРА
3 динамикой развития сети школьных пресс-центров (в 2008 году их было 30, в 2013 — 137, в 2017 — 167);
3 профессиональным развитием педагогов, повышением их ИКТ-компетентно-сти;
3 разработкой методического обеспечения для реализации направлений школьного информационного центра (печатные СМИ, телевидение и радио);
3 внедрением в образовательную практику инновационного опыта по проектному направлению «Издательское дело в школе» на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях [3].
Опыт работы сетевого сообщества представлен на международных конкурсах и отмечен наградами: дипломом победителя XII Международного открытого творческого конкурса журналистов «Серебряное перо — 2013» (Крым) в номинации «Подготовка журналистских кадров (современный подход к журналистскому образованию)»; дипломом победителя V Международного конкурса инновационных проектов «Инициативы-2014» (Москва) (проект награжден символическим знаком «Хрустальная подкова»); дипломом XX Международной специализированной выставки «СМИ в Беларуси — 2016» в номинации «За высокий уровень культуры изданий».
Таким образом, реализацию сетевых со-бытийных образовательных технологий можно определить как ресурс повышения качества образования и социальный механизм, обеспечивающий через формирование субъектности личности развитие человека, способного находить и создавать необходимую информацию, воплощать ее в продукт или действие, способствующие улучшению качества жизни.
1. Калинкина, Е. Г. Сетевые сообщества как средство профессионального развития педагогов / Е. Г. Калинкина // Нижегородское образование. — 2010. — № 2. — С. 14—19.
2. Канянина, Т. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании / Т. И. Канянина // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 11—20.
3. Лескина, И. Н. Проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов муниципального образования / И. Н. Лескина // Инициативы XXI века. — 2013. — № 3. — С. 54—56.
4. Лескина, И. Н. Сетевая организация издательского дела в образовательных учреждениях Нижегородской области / И. Н. Лескина, В. А. Гергель // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 89—93.
5. Проектно-сетевой институт инновационного образования : сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня) / под ред. Н. Ю. Бармина, Г. А. Игнатьевой. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 169 с.
6. Слободчиков, В. И. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция // В. И. Сло-бодчиков, Г. А. Игнатьева // Человек и образование. — 2014. — № 3 (40). — С. 13—19.
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы. — URL: http://su0.ru/
В 2018 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:
Экономика. 7 класс: Учебное пособие для учаищихся / Авт. кол.: Г. И. Гребенева, Л. В. Сиби-рякова, И. А. Симонов. 140 с.
Учебное пособие структурно и тематически соответствует учебной программе основного общего образования по экономике для 5—9 классов общеобразовательных организаций и содержит теоретические и практические материалы по каждой теме, которые сгруппированы в рубрики («Вы научитесь», «Обсудим вместе», «Прочтите и запомните», «Вопросы и задания», «Мой предметный портфель» и др.). Словарь экономических терминов и памятка по выполнению заданий облегчат работу с пособием.
Экономика. 8 класс: Учебное пособие для учащихся / Авт. кол.: Л. В. Сибирякова, С. В. Пороши-
Учебное пособие структурно и тематически соответствует учебной программе основного общего образования по экономике для 5—9-х классов общеобразовательных организаций.
Разнообразные задания направлены на формирование метапредметных результатов обучения и помогут развить у обучающихся творческие способности, сформировать познавательные навыки, экономические мышление и поведение.
Сонина Н. Н. Развитие умений чтения на разных этапах обучения английскому языку: Учебно-методическое пособие. 53 с.
Материалы учебно-методического пособия предназначены для учителей английского языка общеобразовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации, студентов лингвистического университета и педагогических колледжей. Главная цель пособия — вооружить учителей английского языка стратегиями работы с текстами, приемами развития умений чтения на разных этапах обучения и методическими умениями планировать и разрабатывать систему работы с текстом.
Мы — россияне, мы — нижегородцы: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа духовно-нравственного воспитания детей 5—6 лет / под общ. ред. И. Н. Кольцовой. 121 с.
В программе обоснована актуальность разработки, представлены цели и задачи, спрогнозированы предполагаемые результаты реализации. Раскрыто программное содержание, охарактеризованы организационно-методические основы ее реализации в образовательном процессе ДОО и организаций дополнительного образования детей.
D4gT.
Г
на. 168 с.
V
J