Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА / СЕТЕВЫЕ СО-БЫ1ТИЙНЫ1Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛЬНЫЬЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна, Лескина Ирина Николаевна, Канянина Татьяна Ивановна

В статье раскрыты возможности сетевых событийных образовательных технологий как инструмента самоопределения личности субъекта в контуре проектно-сетевой соорганизации взрослых и детей «Школьные СМИ Нижегородской области» - «точке роста» регионального информационно-образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK TECHNOLOGIES CAPABILITIES IN THE EDUCATION AS THE FACTOR OF PERSONALITY FORMING

The article is devoted to disclosure of network event educational technologies as a self-determination tool for the subject's personality in the context of the project-network of adults and children co-organization «School Mass Media of the Nizhny Novgorod region» that is «the point of growth» for the regional information and educational space.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрыты возможности сетевых со-бытийных образовательных технологий как инструмента самоопределения личности субъекта в контуре проектно-сетевой соор-ганизации взрослых и детей «Школьные СМИ Нижегородской области» — «точке роста» регионального информационно-образовательного пространства.

The article is devoted to disclosure of network event educational technologies as a self-determination tool for the subject's personality in the context of the project-network of adults and children co-organization «School Mass Media of the Nizhny Novgorod region» that is «the point of growth» for the regional information and educational space.

Ключевые слова: качество образования, самоопределение личности субъекта, сетевые со-бытийные образовательные технологии, школьныье средства .массовой информации, информационно-издательский центр образовательной организации

Key words: education quality, self-determination tool for subject's personality, network event educational technologies, school mass media, information and publishing center of educational establishment

E. Г. КАЛИНКИНА, кандидат

педагогических наук, доцент, первый проректор НИРО

ekalin2017@niro.nnov.ru

И. Н. ЛЁСКИНА, кандидат

педагогических наук, руководитель центра социально-педагогических измерений в образовании НИРО

inleskina@yandex.ru

Т. И. КАНЯНИНА, кандидат

педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com

В настоящее время одним из ведущих факторов, определяющих опережающее развитие образования, выступает процесс выращивания человеческого капитала будущего непосред-

ственно в процессе построения этого будущего. Опираясь на исследования в контексте гуманитарно-антропологического подхода в изучении сетевой организации образовательных систем, мы полагаем,

что «выращивание человеческого в человеке в истории культуры и пространстве времени» возможно только через введение рефлексивно-позиционных механизмов личностного развития всех субъектов информационно-образовательной среды (взрослых и детей) в соотнесении с представлениями о сетевых событийных образовательных технологиях [5].

В логике одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, а именно повышения качества образования, качество подготовки обучающегося обусловлено эффективностью субъектного развития ребенка и педагога, что является основным принципом существования ценностной основы самого образования, выраженного оценкой устойчивости «точек роста» информационной образовательной среды системы образования [7].

В связи с этим наша гипотеза состоит в том, что инновационные модели проектно-сетевой кооперации детей и взрослых на основе сетевых со-бытийных образовательных технологий — это «точки роста» регионального информационно-образовательного пространства, представленные разнообразием уникальных форм и гуманитарных технологий, направленных на антропологическое самоопределение личности субъекта образовательного пространства.

Уникальность существующей в условиях информационного общества ситуации состоит в том, что личность человека формируется как под влиянием содержательной (знаниевой) составляющей современных информационно-образовательных ресурсов, так и на основе открытых источников массовой социальной коммуникации, что актуализирует проблему поиска и определения инновационных образовательных технологий, направленных на формирование и развитие личности субъекта в контуре проектно-сетевой соорганизации взрослых и детей.

Рассмотрение сетевых со-бытийных образовательных технологий в качестве

важного фактора развития человеческого потенциала и его непрерывного наращивания в условиях информационного пространства обусловлено, во-первых, глобализацией информационных потоков, в которых человек является не только потребителем информации, но и активным участником процессов ее создания и распространения; во-вторых, взаимопроникновением информационно-коммуникационных образовательных технологий и средств массовой социальной коммуникации; в-третьих, наличием апробированных устойчивых практик сетевых со-бытийных соорганизаций детей и взрослых по проектному направлению «Издательское дело в школе», значительный опыт реализации которого накоплен кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования в рамках создания и развития на протяжении более чем десяти лет сетевого сообщества представителей школьных информационно-издательских центров «Школьные СМИ Нижегородской области».

В содержательно-смысловом плане сетевое сообщество «Школьные СМИ» представляет собой модель интеграции совместной деятельности детско-взрослой общности (педагогических работников, обучающихся и их родителей, представителей организаций-партнеров) и условий ее эффективной реализации (сетевых образовательных технологий и уникальных форм со-бытийной кооперации).

Сетевые формы со-бытийной соорга-низации и сотрудничества субъектов информационно-издательских объединений в образовательных организациях определены нами как перспективные способы взаимодействия, способствующие развитию особых компетенций субъекта, «связанных с использованием социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образователь-

Личность человека формируется как под влиянием содержательной составляющей современных информационно-образовательных ресурсов, так и на основе открытых источников массовой социальной коммуникации.

ного процесса нового поколения» [1, с. 16]. При этом основной показатель эффективности совместной проектно-сетевой деятельности взрослого и ребенка проявляется не столько в степени адаптивности личности к стремительно меняющимся внешним условиям, сколько в умении организовать субъектное информационно-образовательное пространство для проектирования своего будущего, определения необходимых для этого информационных ресурсов, технологий и практик.

Структура проектно-сетевой сооргани-зации субъектов сообщества представлена каскадной системой условий, способствующих личностному самоопределению и развитию субъектов информационно-образовательной среды образовательной

организации, муниципалитета и региона (см. схему). Под каскадной системой условий подразумевается наличие возможностей для эффективной реализации про-ектно-сетевой соорганизации субъектов (педагогов, обучающихся и их родителей) в рамках коммуникативных контуров: информационно-издательский центр образовательной организации, опорная площадка школьных СМИ в муниципальной системе образования, сетевое сообщество представителей информационно-издательских центров региона. Такая уровневая система взаимоотношений выступает ресурсом развития образовательной среды, делая ее открытой для новых сетевых партнерских практик — как внутренних, так и внешних.

Структура проектно-сетевой соорганизации субъектов сетевого сообщества

Результат проектно-сетевой организации субъектов: со-бытийная образовательная общность, развитие личности субъекта

V_____________

Инструментом реализации сетевой соорганизации субъектов сетевого сообщества является создание единой информационно-образовательной среды для участников издательских коллективов образовательных организаций, включающей сетевые ресурсы и технологии, что призвано содействовать кооперации субъек-

_____________У

тов с целью развития издательского дела как особой педагогической технологии [4]. Организованная информационно-образовательная среда сетевого сообщества способствует обогащению и развитию его участников на основе современных информационно-коммуникационных технологий, которые не выступают «некоторой

надстройкой к существующей системе обучения, а естественным образом интегрируются в нее» [2, с. 12].

«Точками роста» обозначенного про-ектно-сетевого контура сообщества являются те информационно-издательские центры, деятельность которых способствует повышению качества образования в образовательных организациях на основе эффективного использования издательских технологий в учебной и внеурочной деятельности. В данном контексте качество субъектного развития отдельной личности (взрослого или ребенка) определяется уровнем развития коммуникативного пространства проектно-сетевой кооперации сообщества субъектов на основе применения сетевых образовательных технологий.

В проектно-сетевом сообществе в течение десяти лет сложилась устойчивая система межмуниципального сотрудничества и взаимодействия субъектов информационно-издательских центров образовательных организаций. География проекта представлена 167 информационно-издательскими центрами, действующими в образовательных организациях Борско-го, Выксунского, Кулебакского, Дивеев-ского, Вачского, Воротынского, Богородского, Тонкинского, Сосновского, Володарского, Первомайского, Арзамасского, Уренского, Ковернинского, Городецкого, Семеновского, Чкаловского, Ветлужско-го, Большемурашкинского, Первомайского районов Нижегородской области, городов Нижний Новгород, Кстово, Дзержинск, Балахна, Лысково, Саров, Сергач, Шаху-нья, Павлово. В настоящее время более чем в 90 % образовательных организаций Нижегородской области (школах, организациях дополнительного образования детей и организациях среднего профессионального образования) созданы информационные центры, реализующие в качестве одного из направлений деятельности работу по созданию школьных СМИ: печатных изданий, интернет-газет, телевидения. В образовательных организациях в среднем выпускается минимум два

периодических издания (в начальной школе и старших классах). Многие информационно-издательские центры готовят сборники научно-исследовательских работ школьников, а также специальные выпуски для педагогов, например сборники методических материалов, альманахи.

В целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО НИРО разработаны и реализуются на системной основе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Школьный издательский центр как среда формирования медиа- и информационной грамотности школьников в контексте требований ФГОС», «Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя», «Современные информационные технологии в образовании в условиях реализации ФГОС», проводятся семинары, мастер-классы и вебинары по обмену опытом.

Кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО осуществляется методическое сопровождение участников ежегодного фестиваля школьных СМИ Нижегородской области, проводятся консультации по вопросам подготовки материалов школьных изданий. Консультационная поддержка для руководителей школьных информационно-издательских центров и мероприятия предпрофессиональной направленности для школьников осуществляются также Институтом филологии и журналистики (кафедрой журналистики) ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Важным направлением деятельности сетевого сообщества, которое реализуется при непосредственном участии профессионалов-наставников, представителей редакций областных газет «Российская газета» (нижегородский филиал) и «Земля Нижегородская», является организа-

В проектно-сетевом сообществе в течение десяти лет сложилась устойчивая система межмуниципального сотрудничества и взаимодействия субъектов информационно-издательских центров образовательных организаций.

ция профильных и тематических смен, в частности:

3 журналистское направление для юных историков «Отчизны верные сыны» в рамках смены Международного детского центра «Артек» (Республика Крым, 2017 г.);

3 журналистское направление в рамках региональной информационно-технологической смены «ИнтеЛЛето-2009» на базе ГОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный»;

3 журналистское направление в рамках международного эколого-этнографи-ческого палаточного лагеря-экспедиции «ПриУстье-2010» в Тонкинском районе Нижегородской области;

3 журналистские направления в школьных и загородных детских лагерях п. Во-ротынец, г. о. г. Кулебаки.

Создание сообщества позволило вывести границы сетевого взаимодействия за пределы региона. Так, в рамках ежегодного фестиваля школьных изданий Нижегородской области реализуется межрегиональный турнир школьных СМИ «Гамбургский счет», в котором принимают участие представители не только нашего региона, но и Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Ростовской, Ярославской областей и Республики Крым.

Анализируя деятельность сетевого сообщества школьных СМИ, необходимо отметить жизнеспособность и продуктивность представленной модели межшкольного информационного взаимодействия, социальные эффекты которой приобретают особое значение в условиях реализации ФГОС, что связано с:

3 развитием инфраструктуры партнерского взаимодействия между образовательными организациями и субъектами;

ЛИТЕРАТУРА

3 динамикой развития сети школьных пресс-центров (в 2008 году их было 30, в 2013 — 137, в 2017 — 167);

3 профессиональным развитием педагогов, повышением их ИКТ-компетентно-сти;

3 разработкой методического обеспечения для реализации направлений школьного информационного центра (печатные СМИ, телевидение и радио);

3 внедрением в образовательную практику инновационного опыта по проектному направлению «Издательское дело в школе» на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях [3].

Опыт работы сетевого сообщества представлен на международных конкурсах и отмечен наградами: дипломом победителя XII Международного открытого творческого конкурса журналистов «Серебряное перо — 2013» (Крым) в номинации «Подготовка журналистских кадров (современный подход к журналистскому образованию)»; дипломом победителя V Международного конкурса инновационных проектов «Инициативы-2014» (Москва) (проект награжден символическим знаком «Хрустальная подкова»); дипломом XX Международной специализированной выставки «СМИ в Беларуси — 2016» в номинации «За высокий уровень культуры изданий».

Таким образом, реализацию сетевых со-бытийных образовательных технологий можно определить как ресурс повышения качества образования и социальный механизм, обеспечивающий через формирование субъектности личности развитие человека, способного находить и создавать необходимую информацию, воплощать ее в продукт или действие, способствующие улучшению качества жизни.

1. Калинкина, Е. Г. Сетевые сообщества как средство профессионального развития педагогов / Е. Г. Калинкина // Нижегородское образование. — 2010. — № 2. — С. 14—19.

2. Канянина, Т. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании / Т. И. Канянина // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 11—20.

3. Лескина, И. Н. Проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов муниципального образования / И. Н. Лескина // Инициативы XXI века. — 2013. — № 3. — С. 54—56.

4. Лескина, И. Н. Сетевая организация издательского дела в образовательных учреждениях Нижегородской области / И. Н. Лескина, В. А. Гергель // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 89—93.

5. Проектно-сетевой институт инновационного образования : сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня) / под ред. Н. Ю. Бармина, Г. А. Игнатьевой. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 169 с.

6. Слободчиков, В. И. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция // В. И. Сло-бодчиков, Г. А. Игнатьева // Человек и образование. — 2014. — № 3 (40). — С. 13—19.

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы. — URL: http://su0.ru/

В 2018 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Экономика. 7 класс: Учебное пособие для учаищихся / Авт. кол.: Г. И. Гребенева, Л. В. Сиби-рякова, И. А. Симонов. 140 с.

Учебное пособие структурно и тематически соответствует учебной программе основного общего образования по экономике для 5—9 классов общеобразовательных организаций и содержит теоретические и практические материалы по каждой теме, которые сгруппированы в рубрики («Вы научитесь», «Обсудим вместе», «Прочтите и запомните», «Вопросы и задания», «Мой предметный портфель» и др.). Словарь экономических терминов и памятка по выполнению заданий облегчат работу с пособием.

Экономика. 8 класс: Учебное пособие для учащихся / Авт. кол.: Л. В. Сибирякова, С. В. Пороши-

Учебное пособие структурно и тематически соответствует учебной программе основного общего образования по экономике для 5—9-х классов общеобразовательных организаций.

Разнообразные задания направлены на формирование метапредметных результатов обучения и помогут развить у обучающихся творческие способности, сформировать познавательные навыки, экономические мышление и поведение.

Сонина Н. Н. Развитие умений чтения на разных этапах обучения английскому языку: Учебно-методическое пособие. 53 с.

Материалы учебно-методического пособия предназначены для учителей английского языка общеобразовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации, студентов лингвистического университета и педагогических колледжей. Главная цель пособия — вооружить учителей английского языка стратегиями работы с текстами, приемами развития умений чтения на разных этапах обучения и методическими умениями планировать и разрабатывать систему работы с текстом.

Мы — россияне, мы — нижегородцы: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа духовно-нравственного воспитания детей 5—6 лет / под общ. ред. И. Н. Кольцовой. 121 с.

В программе обоснована актуальность разработки, представлены цели и задачи, спрогнозированы предполагаемые результаты реализации. Раскрыто программное содержание, охарактеризованы организационно-методические основы ее реализации в образовательном процессе ДОО и организаций дополнительного образования детей.

D4gT.

Г

на. 168 с.

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.