Журналистика
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 502-504
УДК 070 (470.44)
ШКОЛЬНЫЕ СМИ КАК РЕСУРС ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ
© 2014 г. Л.А. Шевцова, И.Н. Лескина
Нижегородский институт развития образования
kitdo.niro@gmail.com; ileskina@gmail.com
Пмступила в редавиию 19.05.2014
В статье рассматриваются вопросы развития школьной издательской деятельности как среды для профориентационной работы по подготовке журналистских кадров и организации непрерывного сопровождения повышения ИКТ-компетентности педагогов.
Ключевые слмва: медиаобразование, школьные СМИ, ИКТ-компетенция, предпрофессиональная подготовка школьников, инновационная деятельность.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что «приоритетными направлениями развития ИКТ в долгосрочной перспективе являются <...> расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразо-вания, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий...» [1].
Таким образом, медиаобразование рассматривается как один из важнейших ресурсов развития информационного общества, основа формирования и развития личности средствами и на материале массовых коммуникаций, возможность адаптации традиционных форм образования и воспитания к новой информационной среде. К сожалению, действующие в настоящее время в системе образования механизмы и формы организации профориентационной работы со школьниками все больше отстают от современных тенденций развития общества, в котором выступает медиаобразование. В этих условиях все большее значение приобретает развитие школьной издательской деятельности как среды для профориентационной работы по подготовке журналистских кадров.
В настоящее время школьная пресса - это четко обозначенное и динамично развивающееся самостоятельное явление школьной жизни. Однако, анализ результатов исследований, проведенных в рамках реализации сетевого проекта «Школьный издательский центр как ресурс развития ИОС ОУ» (2010-2013 гг.) в Нижегородском регионе, позволил выделить три группы проблем.
Первая группа проблем связана с организацией деятельности школьных издательских центров (ШИЦ), при этом издательская работа в школах часто осуществляется стихийно.
Вторая группа проблем связана с учебно-методической поддержкой ШИЦ, содержанием, качеством продукции школьных издательств. При этом практически отсутствуют программы дополнительного образования (кружков, факультативов) и методических рекомендаций по реализации данного направления в ОУ.
Третья групп проблем связана с повышением квалификации как руководителей ШИЦ, так и школьников.
Инновационным подходом к решению обозначенных проблем стало создание сетевого сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области». Основной целью проектно-сетевой организации инновационной деятельности педагогов в рамках сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области» является наращивание инновационного потенциала системы образования за счет порождения, распространения в массовую образовательную практику и поддержки инноваций профориентационной работы по подготовке журналистских кадров и организации непрерывного сопровождения повышения ИКТ-компетентности педагогов. Участниками сетевого сообщества являются представители школьных информационных центров образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и муниципальных образований Нижегородской области. Механизм организационно-методической поддержки школьных издательств реализуется через систему Сетевых опорных площадок ШИЦ: «Сообщество «Школьные СМИ Нижегородской области»» -
Школьные сми как ресурс предпрофессиональной подготовки журналистских кадров
503
«Районные творческие объединения» -«Школьные информационные центры». Общее руководство сообществом осуществляет Совет, в состав которого входят руководители информационных центров образовательных учреждений Нижегородской области.
Для качественной предпрофессиональной подготовки журналистских кадров, формирования коммуникативной и ИКТ-компетентности школьников педагог сам должен владеть необходимыми ИКТ-компетенциями. В Нижегородской области реализуется комплексная система повышения квалификации педагогов-руководителей школьных пресс-центров.
Уровень НИРО (обучение педагогов):
- Реализация комплексной программы повышения квалификации педагогов (очно-дистанционный вариант с методической поддержкой выпускников серией вебинаров).
- Проведение мастер-классов, семинаров -совместно с редакционными коллективами районных и областных газет как на базе «Нижегородского института развития образования», так и выездных мероприятий на базе школ области.
- Сетевое взаимодействие участников сообщества осуществляется на ресурсе сообщества - сайте «Издательское дело в школе» (https://sites.google.com/site/pressann).
Уровень сетевого сообщества (обучение детей и взрослых):
- «Летняя школа для руководителей школьных СМИ» сообщества - в рамках летних мероприятий факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
- «Школа юного журналиста» - участие юных журналистов в мастер-классах, организованных редакционными коллективами районных и областных газет.
- Привлечение внешних экспертов, специалистов, представителей СМИ, в числе которых: Е.Ю. Беляева, главный редактор областной газеты «Земля Нижегородская»; М.Ю. Небольсин, директор Нижегородского филиала РТРС; О.Н. Савинова, зав. кафедрой журналистики филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского; Л.В. Шамрей, зав. кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО; Л.А. Шпак, гл. редактор областной газеты «Сюжет» и др.
Системная оценка эффективности проектно-сетевой организации инновационной деятельности педагогов, представителей информационных центров образовательных учреждений Нижегородской области, осуществляется на основе мониторинга проектно-сетевой инфра-
структуры муниципального и регионального образования по параметрам:
1. Качество управления инновационным образовательным проектом. Деятельность Сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области» отмечена Дипломом лауреата Международного открытого творческого конкурса журналистов «Серебряное перо» за участие в подготовке журналистских кадров и Дипломом Министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области.
2. Качество инновационной деятельности педагогов:
- развитие у педагогов таких дополнительных качеств как инициативность, способность к творчеству, что является чертами инновационного типа поведения у педагога-инноватора;
- профессиональное развитие личности педагога, повышение ИКТ-компетентности;
- участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства и работе научных конференций разного уровня.
3. Качество общего образования, в т.ч. предпрофессиональной подготовки школьников:
- рост качества предпрофессиональной подготовки журналистских кадров,
- позитивная динамика поступления выпускников в вузы по соответствующим направлениям.
Выпускники школ успешно продолжают обучение в различных учебных учреждениях. Большинство студентов по окончанию вузов выбирают работу, связанную с журналистикой. Те же, кто трудятся по другим направлениям, проявляют себя успешными и коммуникабельными специалистами, ведь работа в школьном пресс-центре является залогом успешной профессиональной карьеры.
4. Качество инновационных образовательных продуктов: высокие результаты участия изданий школьных информационных центров в конкурсах разного уровня (ежегодный Фестиваль школьных СМИ Нижегородской области; Всероссийский Конкурс школьной прессы «Больше изданий хороших и разных»; Всероссийский конкурс «Лучшее школьное издание» МГУ им. М.В. Ломоносова и др.).
5. Опыт организации инновационных форм внеурочной деятельности школьников -профильного направления журналистской смены.
Силами участников сетевого сообщества в рамках летних лагерей были организованы профильные ИКТ-смены журналистской направлен-
504
Л.А. Шевцова, И.Н. Лескина
ности (на базе санаторно-оздоровительного центра «Лазурный» и ежегодно в рамках эколого-этнографического палаточного лагеря-экспедиции «ПриУстье» в Тонкинском районе Нижегородской области). Материалы участников профильной смены размещались не только в буклетах и спецвыпусках, но и в сети Интернет на страницах Летописи.ру. Родители и одноклассники могли познакомиться с событиями из жизни лагеря и прокомментировать успехи детей.
Педагоги-специалисты совместно с Е.Ю. Беляевой, гл. редактором областной газеты «Земля Нижегородская», провели серию мастер-классов обучения детей основам журналистики: «Творческая мастерская», «Основы работы в Indesign», «Геокешинг и СМИ», «Фотомастерская», «Основные правила макетирования школьного издания», «Основные виды газетного жанра», «Особенности организации пресс-центра в лагере». Результат деятельности пресс-центров в условиях проведения профильных ИКТ-смен - обучающие мастерские для школьников и коллективные альманахи «Intel приходит в Лазурный», «ПриУстье».
Ожидаемые результаты деятельности про-ектно-сетевой организации «Школьные СМИ Нижегородской области»:
Для учащихся:
- расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, самоопределения в дальнейшем выборе профессионального пути;
- духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность и развитие творческих способностей;
- формирование коммуникативной и ИКТ-компетентности, толерантного отношения в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе школьной издательской деятельности.
Для педагогов:
- расширение возможностей для профессионального роста, творчества, профессионального общения, развития межпредметных связей;
- приобретение новых компетенций;
- приобретение личного опыта внедрения современной модели образования.
Для образовательного учреждения:
- изменение школьной инфраструктуры;
- качественные изменения в методах, разнообразие форм представления открытой ИОС современной школы;
- организация работы школьного информационного центра как одного из ресурсов развития информационно-образовательной среды ОУ.
В 2013 г. опыт реализации проектно-сетевой организации «Школьные СМИ Нижегородской области» был обобщен и представлен в сборнике-каталоге «Школьные СМИ Нижегородской области» [3].
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.economy.gov.ru
2. Чему и как учиться и учить в XXI веке: из опыта реализации программ Intel в Нижегородской области. Нижний Новгород: НРЛ, 2009. 118 с.
3. Школьные СМИ Нижегородской области: каталог / Под ред. И.Н. Лескиной, Л.А. Шевцовой. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. 136 с.
SCHOOL MEDIA AS A RESOURCE PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF JOURNALISTS
L.A. Shevcova, I.N. Leskina
The article examines the development of the school as a publishing medium for career guidance for training of journalists and organizations support continuous increase ICT competence of teachers.
Keywords: media education, school media, IT-competence, pre-service training of schoolchildren, innovative activity.
References 2. Chemu i kak uchit'sya i uchit' v XXI veke: iz
opyta realizatsii programm Intel v Nizhego-rodskoy ob-lasti. Nizhniy Novgorod: NRL, 2009. 118 s.
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no- 3. Shkol'nye SMI Nizhegorodskoy oblasti: katalog / ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na Pod red. I.N. Leskinoy, L.A. Shevtsovoy. Nizhniy period do 2020 goda [Elektronnyy resurs] Rezhim Novgorod: Nizhegorodskiy institut razvitiya dostupa: http//www.economy.gov.ru obrazovaniya, 2013. 136 s.