Научная статья на тему 'Школьные СМИ как ресурс предпрофессиональной подготовки журналистских кадров'

Школьные СМИ как ресурс предпрофессиональной подготовки журналистских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНЫЕ СМИ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEDIA EDUCATION / SCHOOL MEDIA / IT-COMPETENCE / PRE-SERVICE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Л. А., Лескина И. Н.

В статье рассматриваются вопросы развития школьной издательской деятельности как среды для профориентационной работы по подготовке журналистских кадров и организации непрерывного сопровождения повышения ИКТ-компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MEDIA AS A RESOURCE PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF JOURNALISTS

The article examines the development of the school as a publishing medium for career guidance for training of journalists and organizations support continuous increase ICT competence of teachers.

Текст научной работы на тему «Школьные СМИ как ресурс предпрофессиональной подготовки журналистских кадров»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 502-504

УДК 070 (470.44)

ШКОЛЬНЫЕ СМИ КАК РЕСУРС ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ

© 2014 г. Л.А. Шевцова, И.Н. Лескина

Нижегородский институт развития образования

kitdo.niro@gmail.com; ileskina@gmail.com

Пмступила в редавиию 19.05.2014

В статье рассматриваются вопросы развития школьной издательской деятельности как среды для профориентационной работы по подготовке журналистских кадров и организации непрерывного сопровождения повышения ИКТ-компетентности педагогов.

Ключевые слмва: медиаобразование, школьные СМИ, ИКТ-компетенция, предпрофессиональная подготовка школьников, инновационная деятельность.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что «приоритетными направлениями развития ИКТ в долгосрочной перспективе являются <...> расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразо-вания, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий...» [1].

Таким образом, медиаобразование рассматривается как один из важнейших ресурсов развития информационного общества, основа формирования и развития личности средствами и на материале массовых коммуникаций, возможность адаптации традиционных форм образования и воспитания к новой информационной среде. К сожалению, действующие в настоящее время в системе образования механизмы и формы организации профориентационной работы со школьниками все больше отстают от современных тенденций развития общества, в котором выступает медиаобразование. В этих условиях все большее значение приобретает развитие школьной издательской деятельности как среды для профориентационной работы по подготовке журналистских кадров.

В настоящее время школьная пресса - это четко обозначенное и динамично развивающееся самостоятельное явление школьной жизни. Однако, анализ результатов исследований, проведенных в рамках реализации сетевого проекта «Школьный издательский центр как ресурс развития ИОС ОУ» (2010-2013 гг.) в Нижегородском регионе, позволил выделить три группы проблем.

Первая группа проблем связана с организацией деятельности школьных издательских центров (ШИЦ), при этом издательская работа в школах часто осуществляется стихийно.

Вторая группа проблем связана с учебно-методической поддержкой ШИЦ, содержанием, качеством продукции школьных издательств. При этом практически отсутствуют программы дополнительного образования (кружков, факультативов) и методических рекомендаций по реализации данного направления в ОУ.

Третья групп проблем связана с повышением квалификации как руководителей ШИЦ, так и школьников.

Инновационным подходом к решению обозначенных проблем стало создание сетевого сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области». Основной целью проектно-сетевой организации инновационной деятельности педагогов в рамках сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области» является наращивание инновационного потенциала системы образования за счет порождения, распространения в массовую образовательную практику и поддержки инноваций профориентационной работы по подготовке журналистских кадров и организации непрерывного сопровождения повышения ИКТ-компетентности педагогов. Участниками сетевого сообщества являются представители школьных информационных центров образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и муниципальных образований Нижегородской области. Механизм организационно-методической поддержки школьных издательств реализуется через систему Сетевых опорных площадок ШИЦ: «Сообщество «Школьные СМИ Нижегородской области»» -

Школьные сми как ресурс предпрофессиональной подготовки журналистских кадров

503

«Районные творческие объединения» -«Школьные информационные центры». Общее руководство сообществом осуществляет Совет, в состав которого входят руководители информационных центров образовательных учреждений Нижегородской области.

Для качественной предпрофессиональной подготовки журналистских кадров, формирования коммуникативной и ИКТ-компетентности школьников педагог сам должен владеть необходимыми ИКТ-компетенциями. В Нижегородской области реализуется комплексная система повышения квалификации педагогов-руководителей школьных пресс-центров.

Уровень НИРО (обучение педагогов):

- Реализация комплексной программы повышения квалификации педагогов (очно-дистанционный вариант с методической поддержкой выпускников серией вебинаров).

- Проведение мастер-классов, семинаров -совместно с редакционными коллективами районных и областных газет как на базе «Нижегородского института развития образования», так и выездных мероприятий на базе школ области.

- Сетевое взаимодействие участников сообщества осуществляется на ресурсе сообщества - сайте «Издательское дело в школе» (https://sites.google.com/site/pressann).

Уровень сетевого сообщества (обучение детей и взрослых):

- «Летняя школа для руководителей школьных СМИ» сообщества - в рамках летних мероприятий факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

- «Школа юного журналиста» - участие юных журналистов в мастер-классах, организованных редакционными коллективами районных и областных газет.

- Привлечение внешних экспертов, специалистов, представителей СМИ, в числе которых: Е.Ю. Беляева, главный редактор областной газеты «Земля Нижегородская»; М.Ю. Небольсин, директор Нижегородского филиала РТРС; О.Н. Савинова, зав. кафедрой журналистики филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского; Л.В. Шамрей, зав. кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО; Л.А. Шпак, гл. редактор областной газеты «Сюжет» и др.

Системная оценка эффективности проектно-сетевой организации инновационной деятельности педагогов, представителей информационных центров образовательных учреждений Нижегородской области, осуществляется на основе мониторинга проектно-сетевой инфра-

структуры муниципального и регионального образования по параметрам:

1. Качество управления инновационным образовательным проектом. Деятельность Сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области» отмечена Дипломом лауреата Международного открытого творческого конкурса журналистов «Серебряное перо» за участие в подготовке журналистских кадров и Дипломом Министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области.

2. Качество инновационной деятельности педагогов:

- развитие у педагогов таких дополнительных качеств как инициативность, способность к творчеству, что является чертами инновационного типа поведения у педагога-инноватора;

- профессиональное развитие личности педагога, повышение ИКТ-компетентности;

- участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства и работе научных конференций разного уровня.

3. Качество общего образования, в т.ч. предпрофессиональной подготовки школьников:

- рост качества предпрофессиональной подготовки журналистских кадров,

- позитивная динамика поступления выпускников в вузы по соответствующим направлениям.

Выпускники школ успешно продолжают обучение в различных учебных учреждениях. Большинство студентов по окончанию вузов выбирают работу, связанную с журналистикой. Те же, кто трудятся по другим направлениям, проявляют себя успешными и коммуникабельными специалистами, ведь работа в школьном пресс-центре является залогом успешной профессиональной карьеры.

4. Качество инновационных образовательных продуктов: высокие результаты участия изданий школьных информационных центров в конкурсах разного уровня (ежегодный Фестиваль школьных СМИ Нижегородской области; Всероссийский Конкурс школьной прессы «Больше изданий хороших и разных»; Всероссийский конкурс «Лучшее школьное издание» МГУ им. М.В. Ломоносова и др.).

5. Опыт организации инновационных форм внеурочной деятельности школьников -профильного направления журналистской смены.

Силами участников сетевого сообщества в рамках летних лагерей были организованы профильные ИКТ-смены журналистской направлен-

504

Л.А. Шевцова, И.Н. Лескина

ности (на базе санаторно-оздоровительного центра «Лазурный» и ежегодно в рамках эколого-этнографического палаточного лагеря-экспедиции «ПриУстье» в Тонкинском районе Нижегородской области). Материалы участников профильной смены размещались не только в буклетах и спецвыпусках, но и в сети Интернет на страницах Летописи.ру. Родители и одноклассники могли познакомиться с событиями из жизни лагеря и прокомментировать успехи детей.

Педагоги-специалисты совместно с Е.Ю. Беляевой, гл. редактором областной газеты «Земля Нижегородская», провели серию мастер-классов обучения детей основам журналистики: «Творческая мастерская», «Основы работы в Indesign», «Геокешинг и СМИ», «Фотомастерская», «Основные правила макетирования школьного издания», «Основные виды газетного жанра», «Особенности организации пресс-центра в лагере». Результат деятельности пресс-центров в условиях проведения профильных ИКТ-смен - обучающие мастерские для школьников и коллективные альманахи «Intel приходит в Лазурный», «ПриУстье».

Ожидаемые результаты деятельности про-ектно-сетевой организации «Школьные СМИ Нижегородской области»:

Для учащихся:

- расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, самоопределения в дальнейшем выборе профессионального пути;

- духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность и развитие творческих способностей;

- формирование коммуникативной и ИКТ-компетентности, толерантного отношения в

общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе школьной издательской деятельности.

Для педагогов:

- расширение возможностей для профессионального роста, творчества, профессионального общения, развития межпредметных связей;

- приобретение новых компетенций;

- приобретение личного опыта внедрения современной модели образования.

Для образовательного учреждения:

- изменение школьной инфраструктуры;

- качественные изменения в методах, разнообразие форм представления открытой ИОС современной школы;

- организация работы школьного информационного центра как одного из ресурсов развития информационно-образовательной среды ОУ.

В 2013 г. опыт реализации проектно-сетевой организации «Школьные СМИ Нижегородской области» был обобщен и представлен в сборнике-каталоге «Школьные СМИ Нижегородской области» [3].

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.economy.gov.ru

2. Чему и как учиться и учить в XXI веке: из опыта реализации программ Intel в Нижегородской области. Нижний Новгород: НРЛ, 2009. 118 с.

3. Школьные СМИ Нижегородской области: каталог / Под ред. И.Н. Лескиной, Л.А. Шевцовой. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. 136 с.

SCHOOL MEDIA AS A RESOURCE PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF JOURNALISTS

L.A. Shevcova, I.N. Leskina

The article examines the development of the school as a publishing medium for career guidance for training of journalists and organizations support continuous increase ICT competence of teachers.

Keywords: media education, school media, IT-competence, pre-service training of schoolchildren, innovative activity.

References 2. Chemu i kak uchit'sya i uchit' v XXI veke: iz

opyta realizatsii programm Intel v Nizhego-rodskoy ob-lasti. Nizhniy Novgorod: NRL, 2009. 118 s.

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no- 3. Shkol'nye SMI Nizhegorodskoy oblasti: katalog / ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na Pod red. I.N. Leskinoy, L.A. Shevtsovoy. Nizhniy period do 2020 goda [Elektronnyy resurs] Rezhim Novgorod: Nizhegorodskiy institut razvitiya dostupa: http//www.economy.gov.ru obrazovaniya, 2013. 136 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.