УДК 371
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ
БАЗОВОГО И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Т.В. Корниенко, А.А. Потапов
Аннотация. В статье описана деятельность детского объединения Школьный Медиа-Холдинг; приведены его структура и пакет необходимых документов. Основной целью деятельности Школьного Медиа-Холдинга является повышение степени социализации учащихся через интеграцию базового и медиаобразования. Новизна данного проекта заключается в сетевой форме его организации. Также в статье описывается рабочая программа по технологии для 5 класса, интегрированная с внеурочной деятельностью на базе Школьного Медиа-Холдинга. Данная программа будет полезна, прежде всего, тем образовательным организациям, у которых нет специальных помещений для кабинетов домоводства и трудовых мастерских. При этом программа не подменяет занятия по технологии уроками по информатике и содержит разработанное ГБОУ СОШ №17 Санкт-Петербурга дидактическое электронное сопровождение каждого урока.
Ключевые слова: информация, медиаобразование, образовательная организация, проект, социализация, технология, Школьный Медиа-Холдинг.
EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE INTEGRATION OF BASIC AND MEDIA EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
T. Kornienko, A. Potapov
Abstract. The article describes the activities of the children's association School Media Holding, its structure, package of necessary documents are given. The main goal of the activity of the School Media Holding is to increase the degree of socialization of students through the integration of basic and media education. The novelty of this project is the network form of its organization. Also, the article describes a working program on technology for the 5th grade integrated with off-hour activities based on the School Media Holding. This program will be useful, first of all, to those educational organizations that do not have special premises for home economics and labor workshops. At the same time, the program does not replace lessons on technology with computer science lessons and contains didactic electronic accompaniment developed for each lesson developed by the State Educational Institution of School No. 17 in St. Petersburg.
Keywords: information, Media education, Educational organization, project, socialization, technology, School Media Holding.
В информационном пространстве современного общества главным условием успешности каждого человека становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умениям с ней работать. Данный факт обусловливает необходимость инновационного изменения современной школы. Сегодня информационно--коммуникационные технологии имеют ключевое значение в экономическом развитии общества, давая новые стимулы для повышения конкурентоспособности экономики.
В современных образовательных
организациях данные технологии развиваются быстро и, как следствие, широко представлены в образовательном процессе. Для повышения эффективности школьного образования учебно-воспитательный процесс следует организовывать с учетом тех изменений, которые имеют место в мире, окружающем современного человека [6].
На современного ребенка воздействуют источники информации, каждый из которых позиционирует себя как самый необходимый: компьютеры, телевидение, сотовые телефоны, реклама и т.д. Современный школьник
принадлежит к поколению гаджетов, ставших неотъемлемой частью его повседневной жизни.
Система школьного образования обязана адекватно реагировать на информационные и технологические вызовы современности. Также всю систему работы с детьми в школе необходимо выстраивать с учетом их массового клипового мышления. Невозможно не учитывать эти факторы в организации школьной деятельности, так как иначе без должного образования может остаться целое поколение.
Основой медиаобразования является деятельностная составляющая, в которую включены «субъект - объектное» и «субъект -субъектное» взаимодействия. В свою очередь, деятельностная составляющая - основа ФГОС, что подчеркивает актуальность выбранного направления развития.
Медиаобразование - это образование, ориентированное на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств
коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, развитие критического мышления, умение правильно
организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность [1].
Программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» нацеливает школу на обеспечение высокого качества образования в соответствии с перспективными задачами развития экономики Санкт-Петербурга и повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально-ориентированного развития Санкт-Петербурга [2].
Организация Школьного Медиа-Холдинга на базе общеобразовательной школы способствует созданию современной комфортной обучающей среды образовательного учреждения, что соответствует направлениям, определенным Программой «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы».
Школьный Медиа-Холдинг включает редакторскую группу школьного печатного издания; фотостудию; видеостудию;
анимационную студию.
Все указанные структурные блоки Школьного Медиа-Холдинга тесно
взаимодействуют друг с другом. Объединяющим фактором в работе Школьного Медиа-Холдинга является создаваемая комфортная, интенсивная, бесстрессовая, здоровьесозидательная, лидерская образовательная среда, нацеливающая на успешность каждого участника.
В состав выделенных блоков Школьного Медиа-Холдинга входят учащиеся 5-11 классов, педагоги школы, а также родители (законные представители) учащихся (в большей степени в качестве посредников между Школьным Медиа-Холдингом и внешними партнерами).
Практическая деятельность Школьного Медиа-Холдинга включает в себя теоретические и практические занятия с учащимися в рамках занятий отделения дополнительного образования детей на базе школы; выпуск печатных изданий, радиопрограмм, видеоматериалов, электронных продуктов; систематическое освещение всех проводимых образовательным учреждением мероприятий для учащихся и их родителей, педагогического сообщества, социума как фактор реализации принципа открытой школы; проведение интегрированных уроков с предметами гуманитарного и естественно-математического цикла предметов; обеспечение наглядным материалом и фото- и/или видеосъемкой представителей ученического и учительского сообществ при их участии в образовательных мероприятиях различного уровня.
Организационно - методическая деятельность Школьного Медиа-Холдинга включает в себя
выпуск методической продукции всех видов для педагогов и учащихся образовательного учреждения, буклеты и программы проводимых в образовательном учреждении семинаров, мастер-классов, конференций и др., размещение информации о них в Интернете, создание электронных носителей с материалами проведенного мероприятия для ознакомления с ними участников, а также для тиражирования положительного инновационного опыта.
Также к организационно - методической деятельности Школьного Медиа-Холдинга относятся проведение мастер-классов различных уровней и организация на базе своего образовательного учреждения методических обучающих семинаров для педагогической общественности школы, района, города с привлечением представителей
профессионального журналистского сообщества без привлечения дополнительного
финансирования.
Разработка локальных актов,
регламентирующих деятельность Школьного Медиа-Холдинга, является весьма важным этапом в процессе организации Школьного Медиа-Холдинга. Для успешного
функционирования Школьного Медиа-Холдинга необходимы следующие локальные акты: Положение о Школьном Медиа-Холдинге; функциональные обязанности (должностная инструкция) руководителя Школьного Медиа-Холдинга; должностная инструкция педагога дополнительного образования Школьного Медиа-Холдинга; инструкция по правилам безопасности при работе в кабинетах Школьного Медиа-Холдинга; порядок организации сетевого взаимодействия; договор о сетевой форме реализации дополнительных
общеобразовательных программ с
использованием ресурсов нескольких организаций; сетевая Образовательная программа (при реализации программ Школьного Медиа-Холдинга в сетевой форме).
Приведенный перечень локальных нормативных актов не является исчерпывающим, они могут быть установлены и по другим функциональным направлениям и задачам деятельности Школьного Медиа-Холдинга.
Анализ результатов интеграции базового и медиаобразования на базе ГБОУ СОШ №17 Санкт-Петербурга через проведенные опросы и анкетирования ученической, педагогической и родительской общественности позволяет говорить о развитии таких качеств участников Школьного Медиа-Холдинга, как творческий потенциал, самодисциплина и ответственность, направленность на саморазвитие и
самосовершенствование, креативность и речевая культура, мотивация на добросовестное отношение к учебе и общественной деятельности, умение ставить цели и задачи и успешно решать возникающие проблемы; умение правильно организовывать свое рабочее время (урочное и послеурочное), умение грамотно и системно представлять результаты своей деятельности, умение работать с текстовой и электронной информацией.
Федеральные государственные
образовательные стандарты не только задают четкую структуру образовательной программы, но и по-новому расставляют приоритеты в ее реализации. Приоритетной задачей российской школы, реализующей новые стандарты, является социализация обучающихся.
Реализуя обучение по новым стандартам в 5 классе, ГБОУ СОШ №17 Санкт-Петербурга выявила проблему несоответствия прошлой рабочей программы по технологии с ныне действующим Федеральным компонентом общего образования. В связи с этим возникла задача выработать новые подходы к организации обучения по технологии для 5 класса.
Продуктом исследовательской и проектной деятельности могут быть конкретные материальные объекты труда (изделия из конструкционных и поделочных материалов), а также нематериальные объекты (сценарии праздников, мероприятий, оформление кабинетов, выставки, наглядные пособия, выполненные с использованием различных технологий, декоративно-прикладного искусства, традиционных ремесел и т.д.) [5].
Базовое образование интегрируется с идеями медиаобразования с целью повышения эффективности социализации и самореализации школьников.
Основы печатной, фото- и
видеожурналистики являются средством, с помощью которого учащиеся представляют материалы об истории предприятий района, о наиболее привлекательных профессиях и специальностях, о требованиях рынка труда островного района к подготовке квалифицированных кадров. Особое место занимает подготовка печатных и видеоинтервью с представителями профессий из различных сфер общественной деятельности.
Ценностью программы является реальность использования продукта деятельности на практике, возможность самостоятельного решения личностно значимых для учащихся проблем.
Так как проектная деятельность, в основном, является коллективной, в процессе обучения
формируются коммуникативные и
организационные навыки [3].
В процессе обучения создаётся атмосфера, в которой уважают мнение ученика, его право на выбор, отсутствует принуждение, поощряется творческий поиск, аргументированность материала. Ребенок находит своё «Я», самостоятельно осмысливает общечеловеческие ценности, учится общаться, ответственно строит своё поведение, встаёт в позицию содержательного лидера и возводит базис личной культуры.
Методической особенностью курса является обязательное участие учащихся в различных конкурсах, выставках и фестивалях со своими проектами медийной направленности. Это даёт возможность проверить собственные силы, сравнить свои работы с работами сверстников, получить оценку профессионального жюри, дополнительный стимул к творчеству. В результате формируется личность, ответственная и творческая, вдумчивая и всесторонне развитая, способная к реалистичной самооценке, умеющая объективно оценивать работу других.
Многие учащиеся 5-х классов продолжают реализацию урочных проектов и во внеурочной деятельности, например, при занятиях журналистикой в Школьном Медиа-Холдинге вместе с более старшими ребятами.
С разработанной ГБОУ СОШ №17 Санкт-Петербурга рабочей программой по технологии для 5 класса, интегрированной с внеурочной деятельностью Школьного Медиа-Холдинга и имеющей дидактическое электронное сопровождение, можно познакомиться на официальном сайте школы [4].
Школьное медиаобразование в ГБОУ СОШ № 17 Санкт-Петербурга также тесно связано с организацией профориентационной деятельности, которая представляет собой 4-х уровневую систему.
Первый уровень рассчитан на учащихся 1-4 классов. Сюда относятся экскурсии учащихся на предприятия Василеостровского района Санкт-Петербурга, на которых работают их родители (в т.ч. виртуальные экскурсии); организация на базе школы встреч учащихся с их родителями -представителями различных профессий; визуализированные презентации учащимися продуктов труда своих родителей, процесса создания этих продуктов, а также подготовка учащимися докладов об истории профессий их родителей.
Цель данного уровня - формирование у учащихся добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии,
развитие интереса к трудовой деятельности, используя в качестве инструмента элементы медиаобразования.
Например, в рамках проекта «Профессии моей семьи» среди учащихся 1-4 классов реализуются следующие подпроекты: «Профессий много есть на свете» (занятия и экскурсии на предприятия для учащихся в рамках школьной программы «Родительский
Университет»); «Найди себя» (интеллектуально-практический конкурс в рамках школьного Дня профориентации), «Кем я хочу стать» (конкурс творческих работ).
Второй уровень системы профориентационой работы в ГБОУ СОШ №17 Санкт-Петербурга рассчитан на учащихся 5-8 классов. Он включает в себя знакомство учащихся с рынком труда Василеостровского района. Содержание работы школы на этом уровне состоит в подборе будущих специальностей для учащихся в соответствии с их интересами, склонностями и способностями.
Целью данного уровня системы профориентационной работы в школе является формирование осознания учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе, активно используя приемы печатной, фото и видеожурналистики.
Например, в рамках проекта «Я и профессии вокруг меня» среди учащихся 5-8 классов реализуются следующие подпроекты: «Всё обо всём» (интеллектуально-практический конкурс в рамках школьного Дня профориентации), «Я сам! Я могу!» (участие в днях открытых дверей учреждений-партнеров школы с погружением в практическую деятельность).
Третий уровень системы
профориентационной деятельности ГБОУ СОШ № 17 Санкт-Петербурга рассчитан на учащихся 9 классов. Он содержит перечень мероприятий по знакомству учащихся со спецификой современного рынка труда Санкт-Петербурга.
Учащиеся используют возможности основ журналистики и операторского дела для всестороннего изучения истории становления и развития различных предприятий города, особенностей производства и создания продукции и услуг, требований к персоналу. Важным аспектом является изучение учащимися спектра предложений образовательных учреждений города, предоставляющих подготовку и обучение специалистов различных профессиональных сфер, и представление результатов данного исследования ученической и родительской общественности. Кроме общих результатов, учащиеся в обязательном порядке
сами принимают участие в днях открытых дверей, где самостоятельно примеряют на себя роли профессионалов в различных областях. Таким образом, представляемые материалы воспринимаются аудиторией неформально и содержат личностные оценки, основанные на субъектном опыте учащихся.
Цель данного уровня - формирование у учащихся представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии, при этом активно используя навыки журналистской деятельности.
Например, в рамках проекта «Мир профессий» среди учащихся 9 классов реализуются следующие подпроекты: «Моя профессиональная карьера» (конкурс творческих разработок); «Мой выбор» (участие в днях открытых дверей учреждений-партнеров школы с погружением в практическую деятельность); «Формула профессии» (интеллектуально-практический конкурс в рамках школьного Дня профориентации).
Четвертый уровень системы
профориентационной работы ГБОУ СОШ № 17 Санкт-Петербурга рассчитан на учащихся 10-11 классов. Он включает в себя деятельность по знакомству учащихся с рынком труда в России, проведение встреч учащихся с петербуржцами и василеостровцами, в частности, которые стали успешными в выбранной профессии, а также организацию сетевого партнерского
взаимодействия с Издательско-полиграфическим техникумом, Радиотехническим колледжем, издательством «Форум Медиа».
Учащиеся старших классов выпускают в соответствии с утвержденным медиапланом школьную газету «Наше всё», где помимо прочего отражают вопросы, связанные с профессиональной подготовкой школьников, с особенностями и приоритетами современного рынка труда Васильевского острова, Санкт-Петербурга, России. Параллельно печатному изданию старшеклассники готовят видеофильмы о жизни школы, о наиболее значимых событиях в России, Санкт-Петербурге, Васильевском острове, микрорайоне школы. В этих фильмах также присутствуют сюжеты о предприятиях города (их истории, наиболее интересных, на взгляд учащихся, профессиях, об организациях, которые обучают основам этих профессий), собственные интервью с петербуржцами -успешными представителями своих профессий, а также сюжеты о погружении в различные
специальности во время дней открытых дверей в учреждениях - партнерах. Вместе с печатным изданием и видеофильмом, выпускаемыми в соответствии с утвержденным графиком, учащимися готовятся фотоотчеты проводимых, в том числе профориентационных, мероприятий для размещения на официальном сайте школы.
Цель данного уровня системы профориентационной работы ГБОУ СОШ № 17 Санкт-Петербурга - осуществление учащимися профориентационной деятельности на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности; сосредоточение внимания старшеклассников на формировании
профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; знакомство учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности; самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Например, в рамках проекта «Я в мире профессий» среди учащихся 10-11 классов реализуются следующие подпроекты: «Будущее выбирает профессионалов» (интеллектуально-практический конкурс в рамках школьного Дня профориентации); «Кадры решают всё» (участие в днях открытых дверей учреждений-партнеров школы с погружением в практическую деятельность); «Взгляд в будущее» (серия
публикаций в школьных средствах массовой информации, посвященных вопросам
профориентации школьников ГБОУ СОШ №17 Санкт-Петербурга).
Необходимо отметить, что профильная подготовка учащихся ГБОУ СОШ №17 Санкт-Петербурга позволяет не только продолжать образование или получать профессию журналистского направления, но и овладевать смежными специальностями, в которых важными компонентами являются умения анализировать информацию, представленную в различных формах, критически относиться к предоставляемой информации, работать в команде, грамотно и оптимально использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска, обработки и хранения информации, а также навыки проектной деятельности и деятельности по созданию медийной продукции.
Таким образом, организация Школьного Медиа-Холдинга способствует не только расширению практики использования информационных технологий в
общеобразовательном процессе, интеграции сетевой информации в базовое образование, но и созданию новых возможностей для организации и индивидуализации образовательного процесса, расширению методической базы как обучения, так и воспитания школьников.
Литература:
1. Гольдбурт А.М. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы. Таганрог: ТГПИ, 2014. - 98 с.
2. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453.
3. Михейкина Т.М. Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения. СПб АППО, 2004.
4. Рабочая программа по технологии для 5 класса, интегрированная с внеурочной деятельностью
Школьного Медиа-Холдинга. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://school17vo.narod.ru/_17new/ 1Р_2016/ф_2016_modul1.pdf
5. Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 193 с.
6. Управление инновационной деятельностью образовательных учреждений в условиях системных изменений: монография / под редакцией И.В. Гришиной, С.В. Кривых. СПб АППО, 2010. - 306 с.
Сведения об авторах:
Корниенко Татьяна Викторовна (г. Санкт-Петербург, Россия), директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №24 имени И.А. Крылова Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected]
Потапов Андрей Александрович (г. Санкт-Петербург, Россия), заместитель директора, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №24 имени И.А. Крылова Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
T. Kornienko (St. Petersburg, Russia), director, State Budgetary Educational Institution Gymnasium No. 24 named after I.A. Krylov St. Petersburg, e-mail: [email protected]
A. Potapov (St. Petersburg, Russia), deputy director, State Budgetary Educational Institution Gymnasium No. 24 named after I.A. Krylov St. Petersburg, e-mail: [email protected]