Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛА - СЕТЕВАЯ ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА»'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛА - СЕТЕВАЯ ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВАЯ" ШКОЛА / ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАТОР / ЭКСПЕРТ И ПАРТНЕР / КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоленченко Н. Н., Лескина И. Н.

В статье рассказывается об особенностях организации информационно-образовательной среды «новой» школы, сочетающей черты образовательного учреждения, проектноймастерской, исследовательской лаборатории, экспериментальной площадки, сетевого организатора, эксперта и партнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛА - СЕТЕВАЯ ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА»»

3 Юридическое урегулирование проблемы авторских прав. Учителя, добившиеся определенных результатов в сфере создания обучающих программ, охотно делятся опытом со своими коллегами, обмениваются рекомендациями по применению этих программ, но не всегда предоставляют другим программное обеспечение, созданное своими силами, мотивируя это тем, что данный продукт является авторской разработкой. Необходимо решить этот вопрос, для того чтобы программный продукт можно было купить на законных основаниях.

Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что для успешного внедрения в учебный процесс информационных технологий и, как следствие, его оптимизации необходимо разработать программу формирования единой инфор-

мационной образовательной среды школы и внедрения ИКТ в учебный процесс на базе междисциплинарной интеграции при поддержке администрации школы и органов образования различных уровней. Педагога-предметника нельзя оставлять наедине со своими проблемами — он нуждается в централизованной помощи специалистов и, самое важное, должен быть уверен, что стоящие перед ним проблемы преодолены.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М. : Академия, 2003.

2. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. — М., 1991.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ

«ШКОЛА - СЕТЕВАЯ ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА»

В статье рассказывается об особенностях организации информационно-образовательной среды «новой» школы, сочетающей черты образовательного учреждения, проектной

Н. Н. СМОЛЕНЧЕНКО, директор школы № 3 г. Кулебаки

И. Н. ЛЕСКИНА,

заместитель директора по научно-методической работе, сетевой методист, руководитель информационного центра школьной прессы Нижегородской области

мастерской, исследовательской лаборатории, экспериментальной площадки, сетевого организатора, эксперта и партнера.

Ключевые слова: «новая» школа, опорная площадка, ресурсный центр, сетевой организатор, эксперт и партнер, каскадная модель обучения

Новая» школа — это учебное заведение, обеспечивающее образование нового уровня, принцип работы которого заключается в освоении участниками образовательного процесса новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских — при активном использовании ресурсов и возможностей сети Интернет.

Средняя школа № 3 г. Кулебаки с 2008 года реализует программу развития модели «Школа — сетевая опорная площадка». Ключевая идея работы образовательного учреждения в данном направлении — «Сетевое сотрудничество. Инно-вационность. Эффективность». Информационно-образовательная среда модели «новой» школы позволяет создавать условия становления личности, владеющей навыками и компетенциями, востребованными в любой сфере интеллектуальной деятельности сегодня и в будущем, готовой обучаться в течение всей жизни.

Программа развития школы реализуется в соответствии со следующими принципами:

3 гуманизации в формировании образовательного ядра школы нового типа, сочетающей в себе гуманитарные ценности и современные технологии;

3 непрерывности в обеспечении повышения ИКТ-компетентности педагогического коллектива;

3 сотрудничества в осуществлении учебно-воспитательных сетевых проектов различных уровней;

3 сетевого взаимодействия как основы социального партнерства образовательных учреждений и социальных служб;

3 открытости системы школьного управления, понятной родителям, обществу;

3 обновления содержания образования, его форм и методов посредством

грамотного использования электронных образовательных ресурсов и возможностей сети Интернет.

Актуальность организации информационно-образовательной среды модели «Школа — сетевая опорная площадка» заключается в том, что:

3 в современных школах пока не отработана методика грамотного применения электронных образовательных ресурсов и возможностей сети Интернет;

3 назрела необходимость включения образовательного учреждения в социальные сети в качестве сетевого организатора и партнера;

3 необходимо создание информационно-образовательной среды школы, открытой для родителей и общественности;

3 повышать качество образования следует посредством не только обновления способов педагогической деятельности, но и приведения школьного образования в соответствие целям опережающего развития.

Для создания информационно-образовательной среды «новой» школы важно системное видение роли ИКТ в информатизации образовательного учреждения, что предполагает реализацию взаимосвязанных направлений-модулей, отражающих приоритетные направления образовательной инициативы «Наша новая школа».

Административный модуль

Его основное назначение — планирование и управление образовательным учреждением. Административный модуль, подразумевающий использование автоматизированных многофункциональных систем «1С: Школа 2.5», «Кирилл и Ме-фодий: Школа», позволяет оптимизировать сбор информации, ее хранение и обработку.

Наличие локальной сети, а также локальных и виртуальных сетевых ресурсов дает возможность грамотно организовать информационно-образовательную среду школы и реализовать принцип открытости системы школьного управления для родителей и общества.

Регулярный мониторинг информационно-образовательной среды ОУ способствует обновлению содержания, форм и методов работы согласно ключевым направлениям национальной образовательной стратегии-инициативы.

Наряду с традиционными формами сотрудничества с социумом (газеты, журналы, электронная почта, сайты) мы применяем новые: скайп-чаты, видеоконференции, форумы и блоги в сетевых сообществах. С 2009 года в школе созданы технические условия, позволяющие осуществлять общение в видеорежиме с одним или несколькими образовательными учреждениями региона (Нижегородским институтом развития образования, детским сана-торно-оздоровительным центром «Лазурный», школой № 14 г. Балах-ны, школой № 21 г. Дзержинска). Методический модуль Методическая поддержка деятельности педагогов по реализации программ и освоению современных образовательных технологий осуществляется посредством информационно-методического обеспечения (семинары, педсоветы, школьная пресса, виртуальный методический кабинет, информационные бюллетени, памятки). Работа с педагогическими кадрами предусматривает сопровождение профессионального роста педагогов, обобщение и представление педагогического опыта посредством публикаций, участие в педагогических аукционах и семинарах, в том числе сетевых, развитие и наполнение

Каскадная модель обучения позволяет осуществлять непрерывное повышение ИКТ-компетентности педагогов и школьников посредством квалифицированной курсовой подготовки в дистанционной или очной форме и участия в консультационных форумах социально-педагогических сообществ в сети Интернет.

системы электронных портфолио учителей школы.

Проблема кадрового обеспечения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров образовательного учреждения в период становления модели «новой» школы особенно важна.

В связи с этим в 2008/2009 учебном году в рамках методической службы сформирован тьюторский корпус, в состав которого входят квалифицированные специалисты (сетевой методист и тьюторы), прошедшие обучение на кафедре информационных технологий Нижегородского института развития образования. На базе тьюторского корпуса создана и успешно действует каскадная модель обучения участников информационно-образовательной среды ОУ, включающая традиционную методическую работу с педагогами (обучение, аттестация) и новые способы непрерывного повышения ИКТ-компетен-тности современных учителя и ученика в ОУ.

Каскадная модель обучения позволяет осуществлять непрерывное повышение ИКТ-компетентности педагогов и школьников посредством квалифицированной курсовой подготовки в дистанционной или очной форме и участия в консультационных форумах социально-педагогических сообществ в сети Интернет. Обучение осуществляется согласно учебно-тематическим планам кафедры информационных технологий по программам: «Сетевые педагогические сообщества как средство профессионального развития», Intel «Обучение для будущего» и «Путь к успеху».

Востребованность и жизнеспособность каскадной модели обучения в области повышения ИКТ-компетентности педагогов нашей школы подтверждена положительными результатами, достигнутыми в процессе дистанционного обучения. Учителями созданы личные электронные порт-фолио, сетевые ресурсы школы: «Виртуальный методический кабинет учителей

начальной школы», «Виртуальное психолого-социальное сопровождение», «Система электронных портфолио педагогов и учащихся школы», «Логопедическая служба», «Методические копилки» школьных методических объединений педагогов; организованы сетевые сообщества в «Открытом классе» (http://www.openclass.ru): «Издательское дело в школе», «Волшебный сундучок», «Наследие земли Нижегородской».

Учебный модуль

«Новая» школа постоянно совершенствует формы и методы обучения с учетом индивидуализации спроса и возможностей его удовлетворения. Информатизация ОУ в настоящее время заключается не только в техническом обеспечении учебной деятельности, но и в грамотном распределении технических ресурсов с последующим мониторингом их реального применения.

На любом этапе урока используются компьютер и проектор, активирована интерактивная доска. В ходе занятий педагоги применяют как собственные электронные продукты, так и разработки сетевых педагогических сообществ, к которым имеют широкий доступ. Это позволяет повышать не только учебные результаты, но и уровень подготовки медиапро-дуктов учителей школы. На уроках и во внеурочной деятельности школьники работают с локальными и сетевыми электронными тренажерами, создают мультимедийные продукты и видеоконтент, участвуют в проектной деятельности в среде Wiki, оформляют творческие работы с помощью издательских технологий.

Модуль медиацентра

Школьный медиацентр — это связующее звено между отдельными направлениями информатизации «новой» школы, отвечающее за организацию совместной творческой деятельности учителя-предметника и учащихся с помощью средств ИКТ. Его грамотная работа позволяет решить две основные проблемы инфор-

матизации школы: формирования банка мультимедийных образовательных ресурсов и их эффективного использования в образовательном процессе.

Школа выступает в качестве эксперта сетевого регионального ресурса «Школьный медиацентр», в рамках которого педагоги знакомятся с особенностями применения образовательных ресурсов Интернета, дистанционными возможностями повышения ИКТ-компетентности, инновационными подходами к развитию инфор-мационно-образователь-ной среды образовательных учреждений Нижегородской области, современными образовательными технологиями.

Коллективом школьной творческой лаборатории «Медиацентр» создан сетевой информационный ресурс http:// mediacentr.110mb.com, где размещен регулярно пополняемый каталог цифровых образовательных продуктов и видеоконтента, разработанных педагогами и учащимися.

Также здесь можно найти полезную информацию о работе школьных творческих лабораторий: web-мастерской, лаборатории по изучению полезных ресурсов сети Интернет и разработке рекомендаций для педагогов, видеомастерской, школьной медиатеке.

Кроме того, школа является экспертом сетевого регионального ресурса «Виртуальный методический кабинет», содействующего формированию ИКТ-компетен-тности педагогов Нижегородского региона, развитию сетевых сообществ учителей, созданию системы виртуальной методической службы, повышению общей педагогической и информационной культуры в условиях информационно-образовательной среды современной школы. Виртуальный методический кабинет — это форма интерактивного общения участников информационно-образовательной сре-

Информатизация ОУ в настоящее время заключается не только в техническом обеспечении учебной деятельности, но и в грамотном распределении технических ресурсов с последующим мониторингом их реального применения.

ды, организация методического пространства для учителей, оперативная методическая помощь молодым учителям, возможность для опытных педагогов принять активное участие в виртуальных педагогических чтениях, поделиться опытом работы.

Модуль экспериментальной и научной работы

Наряду с применением традиционных форм организации образовательной деятельности учащихся (уроки и факультативы) в школе интенсивно развиваются инновационные направления обучения, которые проходят апробацию в рамках экспериментальных площадок с последующим созданием методических рекомендаций. С 2008 года школа принимает активное участие в региональном сетевом образовательном проекте «Проектирование информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения», который посвящен исследованию проблемы информатизации современной школы, поиску путей и методов развития информационно-образовательной среды, создания сетевых сообществ учителей, эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. В трех направлениях данного проекта («Издательское дело в школе», «Виртуальный методический кабинет», «Школьный медиа-центр») школа выступает в роли организатора и эксперта сетевых региональных ресурсов.

Участие в данном сетевом проекте позволяет школе:

3 эффективно и комплексно применять информационные и образовательные технологии с целью развития у учащихся знаний и умений, необходимых человеку в XXI веке;

3 организовывать учебный процесс, внедряя дистанционные методики обучения, обеспечивающие освоение государ-

В качестве нового педагогического инструмента необходимо отметить школьную прессу, которая способствует качественным изменениям в образовательном пространстве.

ственных стандартов на основе использования метода проектов;

3 содействовать организации личност-но ориентированного учебного процесса, направленного на создание условий саморазвития учащихся.

Модуль издательского центра

В качестве нового педагогического инструмента необходимо отметить школьную прессу. «Грамотное внедрение в учебный процесс элементов издательской деятельности способствует качественным изменениям в образовательном пространстве школы. Сама система образования начинает работать на "окультуривание" всех школьных продуктов (проектов, исследований, учебной работы). Элементы издательской деятельности можно использовать на самых разных предметах. Их отдельный плюс — мощная потенциальная междисциплинарность»*.

На базе школы № 3 г. Кулебаки действует региональный информационный центр школьной прессы, который комплексно (от научно-исследовательской деятельности до взаимодействия с педагогами) осуществляет работу со школами Нижегородской области, на базе которых также функционируют издательские центры.

В 2008 году при поддержке кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО школа организовала региональный семинар «Школьная пресса как ресурс развития информационно-образовательной среды современной школы», а в 2009 году принимала участие в организации регионального семинара «Издательское дело в школе: итоги и перспективы». Сотрудники информационного центра школьной прессы содействуют развитию издательского дела в образовательных учреждениях области, выступая в роли организаторов сетевого сообщества представителей школьных издательских центров, кураторов сетевого информационного ре-

* URL: portal.lgo.ru.

сурса «Школьная пресса» и сетевого сообщества «Издательское дело в школе».

Модуль информационного центра

Информационно-образовательная среда учебного заведения открыта для родителей и общественности. Современная школа не только играет роль образовательного центра — она стала полноправным социальным партнером, включенным в местные социальные сети, инициатором кооперации и активизации всех социальных институтов для решения насущных вопросов жизни общества. Наша школа выступает в роли сетевого организатора, координатора и партнера в системе разработанных ею сетевых разноуровневых учебно-воспитательных проектов интеллектуального, нравственного и журналистско-информационного характера.

Модуль дополнительного образования

Создание на базе школы ресурсного опорного центра сетевых учебно-воспитательных проектов способствует достижению главного результата школьного образования — его соответствия целям опережающего развития; позволяет учащимся реализовать творческие способности в исследовательских, интеллектуальных и издательских проектах сетевого и очного характера, спортивных мероприятиях, получить навыки непрерывного образования.

В школе разрабатывается программа медиаобразования, цель которой — сделать школьников и педагогов творческими участниками коммуникативных процессов: заложить основу для самостоятельной работы с информацией, сформировать у них «информационную устойчивость» и помочь достичь реальной независимости от масс-медиа.

Такая подготовка не является профессиональной для журналиста или издателя, веб-редактора или дизайнера, видеоредактора или фотографа. Она направлена на общее развитие личности и овладение конкретными универсальными навыками, которые в дальнейшем позво-

лят нашим выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.

Итак, программы дополнительного образования включают элементы издательской и исследовательской деятельности, веб-конструирования и видеомонтажа, а пространство урочной деятельности предполагает широкое использование методики интервьюирования и анкетирования, обучение работе с текстом при соблюдении единых требований к его оформлению. В целом формы журналистской, интеллектуальной и исследовательской проектной работы ориентированы на сетевое партнерство.

Модуль библиотечной службы

Особую роль в современном образовательном процессе играет структура библиотечной службы, которая постепенно модернизируется в соответствии с обновленными образовательными стандартами, бережно сохраняя при этом традиции школы. Наряду с книжным фондом в библиотеке школы № 3 г. Кулебаки существует «копилка» медиапродукции, разработанной педагогами и учащимися, которая регулярно пополняется.

Модуль психолого-социального сопровождения

Психолого-социальная служба школы сопровождает работу всех модулей информационно-образовательной среды и координирует усилия специалистов, осуществляющих обучение, воспитание и развитие учащихся на всех возрастных этапах. Деятельность психолого-социальной службы образовательного учреждения реализуется по четырем направлениям:

3 профилактическое — предупреждение асоциального поведения детей и подростков, а также эмоционального выгорания педагогов;

3 консультационно-просветительское — обеспечение качественной социально-психологической поддержки семей в во-

Психолого-социальная служба школы должна сопровождать работу всех модулей информационно-образовательной среды и координировать усилия специалистов, осуществляющих обучение, воспитание и развитие учащихся на всех возрастных этапах.

просах воспитания и развития школьников, а также субъектов образовательного пространства в процессе непрерывного повышения ИКТ-компетентности (в том числе в режиме on-line, посредством сетевого консультирования);

3 адаптационно-развивающее — сопровождение детей на переходных этапах развития, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей; создание условий успешного функционирования и развития ребенка в школьной среде, совершенствования его исследовательских умений и навыков; организация благоприятного психологического климата в ОУ с целью снижения уровня школьной тревожности;

3 диагностическое — обеспечение стандартного диагностического минимума, подготовка выпускников к итоговой аттестации в новой форме, наполнение информационно-диагностической базы по запросу субъектов образовательного пространства.

Таким образом, школьная информационно-образовательная среда предполагает открытость и постоянное развитие. Организация функционирования рассмотренных модулей и достигнутые положительные результаты являются показателями актуальности информационно-образовательной среды модели «Школа — сетевая опорная площадка».

Внедрение в учебный процесс информационных технологий и развитие информационной культуры как учителя, так и ученика, совершенствование профессионального мастерства педагогов, повышение медиаграмотности педагогического коллектива — вот факторы, способствующие развитию образовательного пространства, создающие условия для адаптации учащихся в информационном обществе. Создание модели школы, выполняющей функции сетевого организатора и партнера, является новым, востребованным временем направлением модернизации системы образования.

Ф0РМИР0ВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА ОСНОВЕ ИКТ

М. Ю. БЕЗЗУБОВА,

заместитель директора лицея № 87

им. Л. И. Новиковой Н. Новгорода

Статья посвящена проблемам развития информационно-образовательной среды лицея как интеллектуальной организации на основе концепции управления знаниями, обеспечивающей реализацию интеллектуального потенциала учащихся и педагогов. Автор рассматривает управление знаниями лицея как систему, включающую в себя комплекс мероприятий, направленных на осуществление программы информатизации: принятие управленческих решений, формирование информационной инфраструктуры и системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.