Научная статья на тему 'ОТКРЫТОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ «НОВЫХ» ПЕДАГОГОВ'

ОТКРЫТОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ «НОВЫХ» ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОТКРЫТОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИНТЕРАКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / OPEN NET SURROUNDINGS / NET PEDAGOGICAL COMMUNITY / INTERACTIVE COMMUNICATION / CONTINUITY / EFFECTIVENESS / PRODUCTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лескина И. Н.

В статье рассказывается о причинах, условиях и тенденциях формирования информационно-коммуникационной среды современной школы и компетентности современного педагога. Обучение через всю жизнь основной принцип развития учителя, ученика и родителей, участников информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения. Участие в работе сетевых педагогических сообществ один из мощных инструментов повышения ИКТ-компетентности педагога и качества образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лескина И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The open net space for the «new» teachers

The article tells us about the causes, conditions and directions of the development of the information and communicative environment of modern schools and the competence of the advanced teacher. Learning through life is the main approach of the development of teachers, pupils and parents and the other members of the information surroundings of modern educational institutions. Taking part in the net work of the pedagogical communities is one of the most important factors of rising the teacher's information competence and the quality of education upon the whole.

Текст научной работы на тему «ОТКРЫТОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ «НОВЫХ» ПЕДАГОГОВ»

моделировать непрерывное образование от позиции «Я — исполнитель» до позиции «Я — стратег»; для активизации работы сообщества — планировать разнообразную совместную деятельность:

3 разработку уроков (автором предлагается вариант урока, члены сообщества развивают заложенную идею, «отшлифовывают» ее);

3 создание коллекций (удачных методических приемов, используемых на занятиях с применением ИКТ, анимирован-ных кроссвордов, интересных иллюстраций к урокам и других материалов);

3 разработку требований, предъявляемых к авторским материалам, положения об экспертизе авторских материалов;

3 организацию и осуществление региональных телекоммуникационных проек-

тов для школьных команд во главе с учителем.

Если шагать вместе, развиваясь, путь кажется не таким тернистым. Достаточно нажатия кнопки мышки — и открывается окно того или тех, кто может дать квалифицированный совет и оказать помощь в любой ситуации. Присоединяйтесь!

ЛИТЕРАТУРА _

1. Драхлер, А. Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ / А. Б. Драхлер. — URL: http://www.it-n.ru.

2. Патаракин, Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. — М. : ПЕР СЭ, 2006.

3. Сетевое педагогическое взаимодействие как условие непрерывного повышения квалификации педагога. — URL: letopisi.ru.

ОТКРЫТОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ «НОВЫХ» ПЕДАГОГОВ

И. Н. ЛЕСКИНА,

заместитель директора по научно-методической работе школы № 3 г. Кулебаки,

сетевой методист, руководитель информационного центра школьной прессы Нижегородской области ^^кт @гатЫег.ги

В статье рассказывается о причинах, условиях и тенденциях формирования информационно-коммуникационной среды современной школы и компетентности современного педагога. Обучение через всю жизнь — основной принцип развития учителя, ученика и родителей, участников информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения. Участие в работе сетевых педагогических сообществ — один из мощных инструментов повышения ИКТ-компетентности педагога и качества образования в целом.

Ключевые слова: информационное общество, открытое сетевое пространство, сетевое педагогическое сообщество, интерактивное сотрудничество, непрерывность, эффективность, продуктивностъ образователъного процесса

The article tells us about the causes, conditions and directions of the development of the information and communicative environment of modern schools and the competence of the advanced teacher.

Learning through life is the main approach of the development of teachers, pupils and parents and the other members of the information surroundings of modern educational institutions.

Taking part in the net work of the pedagogical communities is one of the most important factors of rising the teacher's information competence and the quality of education upon the whole.

Key words: information-oriented society, open net surroundings, net pedagogical community, interactive communication, continuity, effectiveness, productiveness.

Информационное общество уже сформировалось и стремительно развивается. Перед школьником сегодня стоит сложная задача — оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выявлять проблемные ситуации и выстраивать возможные стратегии их преодоления. Школа должна подготовить ученика к жизни в новом обществе и непрерывному обучению в течение всей жизни.

Не так давно, анализируя формирующуюся модель «новой» школы, аналитики отмечали среди возможных рисков и затруднений:

3 невысокий уровень ИКТ-компетент-ности основной доли педагогических коллективов школ, с одной стороны, и чрезмерную занятость педагогов-инноваторов, грозящую физическими и психологическими перегрузками, с другой стороны;

3 риск ««профессионального выгорания» сотрудников в условиях дефицита внешней мотивации;

3 недостаточно развитую материально-техническую базу образовательных учреждений;

3 слабо развитые сайты учебных заведений;

3 пассивное отношение родителей к внедрению информационных технологий в школе.

Перечень основных рисков и затруднений ««новой» школы в информационном

обществе постепенно менялся и сегодня выглядит следующим образом:

3 невысокий уровень ИКТ-компетент-ности родителей, затрудняющий организацию непрерывного сетевого сотрудничества семьи и школы на фоне развитой системы школьных интернет-ресурсов, ИКТ-компетентных педагогов;

3 необходимость создания и внедрения в школах программ, способствующих грамотной и безопасной работе с ресурсами СМИ, социальными сетями;

3 потребность в организации психолого-социального предупреждения зависимости детей от компьютерных игр, отдельных интернет-ресурсов и их вредных продуктов;

3 процесс обновления и совершенствования информационных технологий заметно опережает процесс обновления технических ресурсов школы;

3 возрастающая популярность многих проектов, организуемых школой, не поддерживается дополнительным финансированием.

Систему образования сделать «новой» раз и навсегда невозможно. Прежде чем обновлять что-либо, необходимо точно представлять себе направление и результаты этого процесса.

Конечно, узловым моментом становления «новой» школы является проблема формирования образа «нового» учителя. Его приоритетные функции сегодня —

мастер, коллега, консультант, эксперт, тьютор, психолог, менеджер. Позиция «учитель — обучаемый» преобразуется в позицию «тьютор — обучающийся», что способствует становлению личности, владеющей навыками и компетенциями, востребованными в любой сфере интеллектуальной деятельности сегодня и в будущем; готовой обучаться в течение всей жизни, самостоятельно выбирать и обновлять профессиональный путь, грамотно используя при этом ресурсы сети Интернет.

А. Чайковская, обозреватель журнала «Лицейское и гимназическое образование», отмечает: «Во второй половине XVIII века талантливый ученый-самоучка Джеймс Уатт разработал агрегат, влияние которого в свое время было едва ли не большим, чем изобретение компьютера для наших дней. Ближайшим результатом стала сеть железных дорог, покрывших страны и континенты, а следовательно, — взрывопо-добное расширение освоенного людьми пространства и резкое увеличение возможностей для перемещения. Однако при этом никто не говорил о возникновении "открытого пространства", не формулировал его целей, задач и принципов... Население просто воспользовалось новыми возможностями — и вступило в новую фазу развития»1.

Сеть Интернет, с появлением которой в развитии общества четко обозначилась его информационная фаза на основе и при помощи непрерывно совершенствующихся информационно-коммуникационных технологий, напротив, способствует обмену мнениями, ведению диалогов и дискуссий, участниками которых являются разнообразные сообщества.

В период становления «новой» школы возникло такое понятие, как «сетевое педагогическое сообщество». Его главные цели — поднять уровень образования, объединить педагогов. С его помощью можно изучать, информировать, переда-

1 Чайковская А. Мы открыты, потому что...// Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 5.

вать, предлагать, обсуждать, обмениваться опытом и просто общаться. Насколько связаны между собой понятия «"новая" школа» и «сетевые педагогические сообщества»? Какое влияние оказывают они в совокупности на формирование партнерских отношений ученика и учителя? В какой степени способствуют уменьшению формализма в школе?

Справка о готовности компьютерного класса к началу учебного года не сообщает, как именно в конкретной школе используют компьютеры в учебном процессе и управлении. Наличие собственного сайта в Интернете также не гарантирует ни размещения учебных материалов, ни обсуждения реальных проблем жизни школы, ни эффективной связи с родителями. Единственное, что развивается само собой, — это виртуальное общение учащихся на форумах и страницах гостевых книг в таких сетях, как «Одноклассники», «В Контакте».

Быть пользователем сети Интернет еще не означает участия в добровольном объединении людей, связанных общим делом. Сообщества организуют, в первую очередь, ради общения. Однако сообщество педагогов нужно рассматривать, прежде всего, как средство личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма.

К числу основных причин участия педагогов в сетевых сообществах можно отнести:

3 желание непрерывно совершенствовать ИКТ-компетентность;

3 расширение поля профессионального общения;

3 доступность технических средств обучения;

3 наличие в Сети полезной информации, которую больше нигде нельзя найти;

3 создание и реализация собственных образовательных сред и проектов;

Сообщество педагогов нужно рассматривать, прежде всего, как средство личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма.

3 размещение в Сети самостоятельно разработанных продуктов педагогической деятельности и экспертирование чужих.

С внедрением дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования вошла сетевая модель повышения квалификации, основанная на использовании технологии обучения в Интернете. С 2009 года на базе Нижегородского института развития образования началась работа по реализации модели дистанционного обучения педагогов с позиций интеграции в учебный процесс идеи тьюторско-го сопровождения по учебно-тематической программе кафедры информационных технологий «Сетевые педагогические сообщества как средство профессионального развития». Данная модель функционирует в информационно насыщенной, обладающей развитым банком учебных материалов информационно-образовательной среде «Открытый класс». Широкий спектр интерактивных сервисов (доска объявлений, электронная почта, обмен файлами, чат-сессии, форумы), поддерживаемых средой дистанционного обучения, позволяет создать условия для полноценного виртуального взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса.

В ходе обучения слушатели дистанционных курсов осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые смогут использовать в педагогической практике. В основе системы обучения в пространстве «Открытый класс» лежат принципы:

3 доброжелательности и регулярной позитивной оценки результатов обучающихся, так как «взрослый ученик» — это самостоятельная личность;

3 разработки четкой структуры модульного обучения с обозначенными в начале процесса планом действий и перспективами;

3 определения стратегии решения профессиональных проблем каждого обуча-

С 2009 года на базе Нижегородского института развития образования началась работа по реализации модели дистанционного обучения педагогов с позиций интеграции в учебный процесс идеи тью-торского сопровождения.

ющегося в зависимости от предметной специализации;

3 деятельности участника в рамках тех сообществ, специфика которых соответствует его профессиональной компетентности;

3 создания учебных стимулов (промежуточный рейтинг активности, соревнование и т. д.);

3 содействия быстрому практическому применению участниками полученных знаний (создание электронных портфолио, разработка и реализация проектов и т. д.);

3 привлечения всех участников к широкому обсуждению и коллективному решению актуальных проблем, работе над совместными проектами, участию в конкурсах.

Хотя практика обучения и общения в открытом сетевом пространстве способствует повышению профессиональной компетентности учителей, адекватной современной социокультурной ситуации и социальному заказу системы образования, среди педагогов еще встречаются те, кто негативно относится к работе в Сети. Среди оснований подобного восприятия информационного общества можно отметить недостаточную ИКТ-компетентность, боязнь общественного мнения, оценки, отсутствие мотивации.

В данной ситуации уместной является каскадная модель обучения, активно применяемая сегодня в образовательных учреждениях региона, информационно-образовательная среда которых способствует организации тьюторского сопровождения субъектов учебно-воспитательного процесса для повышения их ИКТ-компетентности в открытом сетевом пространстве. Грамотно организованная в рамках методической службы современной школы каскадная модель обучения при наличии специалистов как среди педагогов, так и в административном корпусе ОУ позволяет учителям «безболезненно» адаптироваться в информационном пространстве не только школы, но и общества. Включение педагогов в процесс обучения и работы в пространстве «Открытый класс» стало

возможным для ряда образовательных учреждений Нижегородской области: школ № 3 г. Кулебаки, № 14 г. Балахны, № 22 г. Дзержинска, Терсенской школы.

Непрерывно общаясь с сетевыми методистами в очном и онлайн-режимах, обучающиеся на местах, в комфортной обстановке преодолевают несколько этапов обучения в сетевом пространстве:

3 критическая оценка личной ИКТ-ком-петентности;

3 установление контакта с тьютором обучения и коллегами;

3 наблюдение над содержанием и формами работы в рамках нижегородских сетевых сообществ;

3 изучение особенностей личной безопасности в Интернете;

3 освоение навыков работы на вики-странице;

3 обсуждение цифровых образовательных ресурсов в пространстве «Открытый класс» и размещение собственных;

3 участие в форумах и блогах сообществ;

3 создание и наполнение личного электронного портфолио;

3 активное участие в дискуссиях и рефлексия;

3 создание блогов, форумов, сообществ и привлечение к участию в них коллег;

3 оказание методической помощи новичкам.

Подобная дистанционная форма обучения с тьюторским сопровождением на базовой площадке в районе по итогам интерактивного опроса, организованного на сайте Нижегородского института развития образования, была определена как наиболее предпочтительная. Результаты обучения в «Открытом классе» уверенно можно назвать продуктивными:

3 повышение ИКТ-компетентности, самооценки и авторитета педагогов;

3 знакомство с передовыми технологиями и программным обеспечением;

3 использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, авторские разработки;

3 внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;

3 организация дистанционного сотрудничества педагогов, учащихся и родителей;

3 создание виртуальных служб и ресурсов, сетевых сообществ;

3 появление канала интерактивного тиражирования собственного опыта.

Дистанционное образование — это возможность получать знания, находясь на расстоянии от источника информации, с помощью современных технических средств. Восточная мудрость гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, вовлеки — и я научусь». Прошло больше двух тысячелетий, а принцип остался неизменным. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что взрослый усваивает 20 % того, что слышит; 40 % того, что слышит и видит; 60 % того, что слышит, видит и обсуждает; 80 % того, что пытается придумать и сделать самостоятельно. Дистанционное обучение педагогов в рамках сетевых педагогических сообществ позволяет не просто дать знания, а создать условия для их получения. Работая с очередным модулем программы, педагог не только самостоятельно осваивает пространство «Открытый класс», но и организует личное, выстраивая при этом перспективы своего непрерывного развития.

«Новый» педагог обладает активной жизненной позицией, грамотно выражает ее в рамках сетевых педагогических сообществ, разрабатывает образовательные среды и создает проекты, привлекает к участию в них коллег, тиражирует личный опыт.

Педагогические сообщества не могут быть организованы специально, возможно только создать условия, которые облегчали бы их формирование. С развитием компьютерных технологий появляются новые формы хранения знаний и программные

«Новый» педагог обладает активной жизненной позицией, грамотно выражает ее в рамках сетевых педагогических сообществ, разрабатывает образовательные среды и создает проекты, привлекает к участию в них коллег, тиражирует личный опыт.

сервисы, помогающие новичкам, находящимся на периферии сообщества, использовать эти знания. Непрерывно совершенствуются виды и формы открытого общения и деятельности участников сетевых педагогических сообществ:

3 форум как удобная и активная форма обсуждения коллективных проектов;

3 блог как форма проявления коллективного критического мышления;

3 мини-проекты, мозговые штурмы, направленные на решение сложных проблем в режиме онлайн;

3 семинары, мастер-классы, консультации;

3 скайп-чаты и видеоконференции;

3 «говорящие» газеты и журналы;

3 коллективные проекты и конкурсы.

Сетевые педагогические сообщества — это открытое пространство для тех, кто хочет овладеть не готовыми знаниями, а информацией, необходимой для их дальнейшего получения. Знаниевая база в рамках сетевых педагогических сообществ приобретает динамичный характер, она открыта для дальнейшей корректировки ее участниками. Именно поэтому ведущей формой общения и обучения в этой среде является диалог как основа коммуникации. В сообществах нет места диктаторству — все общаются с позиции сотрудничества. Интерактивное сотрудничество непрерывно, эффективно, продуктивно, предполагает многостороннее обсуждение проблемы и ее решение. Наличие обязательной рефлексии в процессе участия в сетевых педагогических сообществах позволяет каждому выстраивать собственную образовательную траекторию.

«Новой» школе, о необходимости которой говорил в Послании Федеральному собранию Президент РФ Д. А. Медведев, требуются по-новому подготовленные ученики и учителя. Учащимся должно быть комфортно в «высокотехнологичном мире»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Новый» педагог является не только организатором деятельности в классе, «дирижером оркестра», но и партнером, направляющим ученика и помогающим ему обрести и развить свое «я», избежав при этом многочисленных ловушек Всемирной паутины.

однако никакие технологии не заменят хорошего педагога. Российская школа нуждается в талантливых, открытых всему новому преподавателях. Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения педагогики и технологические возможности. Важно повышать статус преподавателя, создавать условия для его постоянного совершенствования, овладения им передовыми идеями и методиками.

Современных школьников должны обучать современные учителя — ИКТ-компе-тентные, обладающие информацией как о педагогических, так и о молодежных сообществах. Учитель должен владеть ситуацией в связи с всевозрастающим увлечением детей компьютерными играми и бесполезным времяпрепровождением в социальных сетях, которые «парализуют» всякое стремление к живому общению со сверстниками, предлагая взамен яркие картинки, доступ к любой информации и новый «бич» информационного общества — цифровые наркотики. «Новый» педагог является не только организатором деятельности в классе, «дирижером оркестра», но и партнером, направляющим ученика и помогающим ему обрести и развить свое «я», избежав при этом многочисленных ловушек Всемирной паутины. Вовлекая обучаемого в социально значимые проекты, прививая основы диалоговой культуры, педагог способствует становлению разносторонне развитой личности, востребованной в любой сфере деятельности.

«От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений»2.

2 Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ от 5 ноября 2008 года//URL: http://www.kremlin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.