Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ШКОЛ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ШКОЛ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕМИНАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВЫЕ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Е.Г., Канянина Т.И., Круподерова Е.П.

В статье проанализированы возможности сетевого педагогического сообщества в развитии инновационного опыта школ и его диссеминации. Приведены примеры различных сетевых активностей, способы накопления успешных педагогических практик образовательных организаций в области развития ИКТ-компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина Е.Г., Канянина Т.И., Круподерова Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE DISSEMINATION OF INNOVATIVE EXPERIENCE OF SCHOOLS IN THE NETWORK OF THE PEDAGOGICAL COMMUNITY

The article reveals the possibilities of the network pedagogical community in the development of innovative experience of schools and its dissemination. The examples of various network activities, ways of accumulating successful pedagogical practices of schools in the development of ICT competence of teachers are given.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ШКОЛ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА»

ЛИТЕРАТУРА _

1. Роберт, И. В. Влияние тенденций информатизации, массовой, глобальной коммуникации современного общества на профессиональное образование / И. В. Роберт//Ученые записки ИИО РАО. — 2004. — Вып. 12. — С. 3—14.

2. Роберт, И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт, В. А. Поляков. — М. : Образование и Информатика, 2004. — 68 с.

3. Шкабура, Е. А. Подготовка будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования туристского продукта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Шкабура. — М., 2008. — 19 с.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ШКОЛ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Е. Г. КАЛИНКИНА, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор НИРО ekalin2006@gmail.com

Т. И. КАНЯНИНА, кандидат

педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com

Е. П. КРУПОДЕРОВА, кандидат

педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании НГПУ им. К. Минина krupoderova@gmail.com

В статье проанализированы возможности сетевого педагогического сообщества в развитии инновационного опыта школ и его диссеминации. Приведены примеры различных сетевых активностей, способы накопления успешных педагогических практик образовательных организаций в области развития ИКТ-компетентности педагогов.

The article reveals the possibilities of the network pedagogical community in the development of innovative experience of schools and its dissemination. The examples of various network activities, ways of accumulating successful pedagogical practices of schools in the development of ICT competence of teachers are given.

Ключевые слова: диссеминация, инновационный опыт, ИКТ-компетентность педагога, сетевое сообщество, сетевые активности

Key words: dissemination, innovation experience, ICT competence of a teacher, network community, network activities

В мае 2018 года В. В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [15], в котором разработка национального проекта «Образование» является приоритетной задачей, поставленной президентом. Одно из направлений национального проекта — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.

Сегодня вопросы применения цифровых технологий решаются на новом, более высоком уровне: эффективно используются интерактивные кабинеты, цифровые лаборатории, робототехника, 3D-прин-теры; применяются инновационные модели обучения («перевернутое обучение», «зональное обучение», BYOD и т. п.); реализуется сетевая проектная деятельность; внедряется электронный документооборот.

Особое значение для поддержки школ в их стремлении создать современную и безопасную цифровую образовательную среду имеет диссеминация инновационного опыта образовательных организаций, успешно решающих проблемы информатизации.

Кафедра информационных технологий Нижегородского института развития образования осуществляет научно-методическое сопровождение школ, формирующих современную цифровую образовательную среду, через создание профессиональных сетевых сообществ [9], научное

консультирование по формированию школьных цифровых образовательных сред и ИКТ-компетентности педагогов [11; 16], публикацию успешных педагогических практик в системе дистанционного обучения НИРО [7]; изучение опыта, представленного в виде методических маршрутов педагогов в сети Интернет [11]; тью-торское сопровождение педагогов в школах [3]; проведение мастер-классов, семинаров, конференций; организацию различных творческих конкурсов. Таким образом, кафедра активно участвует в дис-семинации инновационного опыта школ [1].

Под диссеминацией будем понимать «процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории» [14, с. 44]. Диссеминации педагогического опыта посвящены статьи многих исследователей, в том числе В. П. Васильевой, Ю. В. Варданян, Е. Г. Калинкиной, С. Ю. Степановой. Они перечисляют эффективные формы диссеминации, такие как семинары на базе школ; мастер-классы и педагогические мастерские; научно-педагогические семинары и конференции; участие в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков; фестивали, ярмарки педагогических идей и многие другие. В связи с развитием интернет-технологий в последнее время для диссеминации инновационного опыта активно используются возможности интернет-порталов, школьных сайтов, дистанционных образовательных технологий, социальных сетей.

Н. Ю. Бармин подчеркивает, что «сеть не только экономит интеллектуальные и организационные ресурсы участников, но и помогает переориентировать их на совершенствование системы управления, материально-технического и программно-методического обеспечения и т. д.» [2, с. 92].

Одним из ресурсов, обеспечивающим включенность педагогов в инновационную деятельность, являются профессиональные сетевые сообщества. Сетевое педагогическое сообщество представляет собой группу людей, объединенных совместной деятельностью и регулярно взаимодействующих через интернет посредством сетевых технологий. И. Н. Лёскина отмечает, что «...сообщество педагогов нужно рассматривать, прежде всего, как средство личностного роста, развития способностей, раскрытие индивидуальности, становление профессионализма» [13, с. 47]. Примерами профессиональных сетевых сообществ являются проекты «Открытый класс» (http://www.openclass.ru), «Педсовет» (https://pedsovet.org), «Новатор» (https:// novator.team).

С 2017 года в Нижегородской области реализуется региональный проект «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога». Участниками проекта стали 24 образовательные организации области. Среди них — лицеи, гимназии, городские и сельские школы. Цели проекта — разработка модели и организация продуктивного сетевого взаимодействия педагогических коллективов школ — участниц проекта для поиска новых подходов к непрерывному развитию ИКТ-компетентности педагогов; создание условий для распространения успешных педагогических практик, профессионального роста каждого члена коллектива, формирования самообучающихся коллективов школ.

С 2017 года в Нижегородской области реализуется региональный проект «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компе-тентности педагога».

Основная деятельность по диссеминации инновационного опыта школ — участниц проекта развернута в системе дистанционного обучения НИРО (http:// www.moodle3.niro.nnov.ru/course/view. php?id=54). Здесь организованы различные формы сетевого взаимодействия участников (форумы по актуальным вопросам проекта, дистанционные мастер-классы, интернет-конференции, виртуальные круглые столы и «мозговые штурмы», интернет-проекты для учащихся, видеопрезентации); размещаются материалы семинаров, конференций, круглых столов; публикуются передовые педагогические практики.

Научно-методическое сопровождение диссеминации инновационного опыта школ кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования осуществляется через:

3 проведение различных сетевых активностей для неформального повышения квалификации участников сообщества в области интернет-технологий как силами преподавателей кафедры, так и через привлечение представителей школ — участниц проекта;

3 поддержку проектных инициатив участников сообществ, например таких, как разработка и реализация интернет-проектов для учащихся;

3 научное консультирование отдельных школ и педагогов, помощь в подготовке статей, материалов для участия в различных конкурсах;

3 обобщение передового опыта школ по формированию ИКТ-компетентности через размещение материалов в сетевом сообществе;

3 рецензирование выкладываемых в сетевом сообществе материалов, обязательное участие в форумах; комментирование;

3 помощь в проведении «цифровых каникул» (очных мероприятий) на базе школ.

Свою задачу преподаватели кафедры видят в организации партнерской работы по проектированию и реализации различ-

ных сетевых мероприятий, создании комфортной дружеской обстановки внутри сообщества, поддержке инициативы участников.

Приведем примеры наиболее успешных сетевых активностей внутри сообщества.

Виртуальное Worldcafe — метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня он достаточно часто используется при проведении «мозговых штурмов», но в очном формате. Участники виртуального кафе искали ответы на вопросы:

3 Какими должны быть сетевые ресурсы сообщества?

3 Какие сетевые формы развития Некомпетентности педагогов могут быть наиболее эффективны в рамках проекта?

3 Как мотивировать школы —участниц проекта на то, чтобы делиться передовыми педагогическими практиками?

3 Какие сетевые активности могут быть наиболее эффективными?

Дискуссия развернулась на площадке сообщества в системе электронного обучения НИРО. Но при этом участники использовали и другие сетевые ресурсы: виртуальные доски, инфографику, сервисы социального голосования, online ментальные карты.

Участники виртуального кафе разбились на четыре группы, представленные отдельными онлайн-форумами. В каждой группе имелся «хозяин стола», которому давалась дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний Вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей. Все идеи принимаются без критики».

Обсуждение за каждым «столом» (в отдельной ветке онлайн-форума) проходило в течение недели; далее участники «переходили за другой стол» (работали в другой ветке) — и так четыре раза. В конце состоялось онлайн-представление результатов обсуждений «хозяевами столов».

Высказанные участниками виртуального кафе предложения нашли реальные воплощения в рамках проекта, например:

3 провести веб-конференцию, где коллеги могут рассказать о своем инновационном опыте использования цифровых технологий;

3 проводить мастер-классы, мастерские, тренинги, курсы, вебинары, на которых должны быть организованы практическая деятельность учителей, создание творческих продуктов;

3 создавать и организовывать межшкольные сетевые проекты как в рамках внеклассной работы, так и по различным предметам; учителям совместно разрабатывать проекты во время специально организованных для этого виртуальных мастерских;

3 создать банк методических разработок по использованию интерактивных досок, интерактивных рабочих листов, систем голосования, интернет-сервисов и т. д.;

3 проводить общественную экспертизу каждой разработки: конструктивные обсуждения, рекомендации и т. п.

3 организовать мониторинг школ-участниц по определенным критериям (системность работы; вклад на определенном этапе проекта (организатор, участник, тьютор); создание конкретных продуктов в ходе реализации проекта и др.

Виртуальные круглые столы. Круглый стол — это одна из современных популярных форм публичного обсуждения каких-либо вопросов, характеризующаяся определенным порядком, очередностью высказываний участников, сидящих нередко за столом, имеющим (условно) круглую форму, а также равными правами всех присутствующих. Опыт свидетельствует о достаточно высокой эффективности данной формы для согласования позиций, точек зрения. В виртуальном варианте компетентностные суждения по

Виртуальное Worldcafe — метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня он достаточно часто используется при проведении «мозговых штурмов», но в очном формате.

вопросам представлены в виде докладов и размещены на страницах сообщества. Обсуждения проходят на отдельной ветке форума, итоги фиксируются на страницах сетевых документов всеми участниками.

Наиболее интересное обсуждение в проекте состоялось в рамках круглого стола по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности». На вопрос о применении ИКТ в образовательной деятельности 67 % слушателей ответили, что используют постоянно, а 33 % — скорее периодически, по возможности и необходимости.

Результаты мониторинга показали, что педагоги образовательных организаций, участвующих в проекте, используют в большей мере ИКТ при реализации следующих профессиональных задач:

3 поиск учебных материалов в интернете (83%);

3 использование ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями (76 %);

3 подготовка поурочного планирования с использованием ИКТ (86 %);

3 объяснение учебного материала на уроке (69%).

Учителя значительно реже используют интернет-технологии во внеурочной деятельности (всего 27 % респондентов), разрабатывают и проводят интернет-проекты (14% педагогов).

На вопрос, касающийся самообразования в области освоения ИКТ, 57 % опрошенных ответили, что постоянно и сознательно занимаются самообразованием в этой сфере; 33 % отметили, что скорее периодически, чем постоянно; ответ «Я не занимаюсь самообразованием в области освоения ИКТ» не дал ни один из респондентов.

Онлайн-дискуссии. В сетевом сообществе ведутся различные тематические форумы:

Наиболее интересное обсуждение в проекте состоялось в рамках круглого стола по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности».

3 «ИКТ в управлении образовательным процессом»;

3 «Инновационные модели уроков с ИКТ»;

3 «Организация внеурочной деятельности с использованием ИКТ»;

3 «Школьный медиацентр»;

3 «Робототехника»;

3 «Использование в школе дистанционных технологий».

Дискуссия по некоторым актуальным темам вышла за пределы внутрипроект-ного обсуждения и получила продолжение на страницах социальной сети «ВКон-такте» в виде сетевых сообществ педагогов: «Сообщество школьных СМИ Нижегородской области» (https://vk.com/ public173379003), «Образовательная робототехника в Нижегородской области» (https://vk.com/public173379256).

Дистанционные мастер-классы представляют собой сайты на платформе Wix.com c определенной содержательной структурой (подготовка к работе, этапы проведения, рефлексия, вспомогательные видеоматериалы, таблица продвижения) и технологией проведения (представление участников, создание онлайн-материалов, обсуждения на форуме). Несомненным успехом участников проекта стала разработка 25 мастер-классов для педагогов сообщества и других нижегородских учителей. Примеры мастер-классов:

3 «Scratch в образовательном процессе» (автор И. А. Золотарева, учитель информатики школы № 6 г. Балахны);

3 «Создание тестов в образовательной сети Дневник.ру» (автор Л. В. Мазе-нова, учитель информатики школы № 1 г. Богородска);

3 «Создание интерактивных викторин» (автор Н. В. Гарьянова, учитель английского языка лицея № 8 г. Нижнего Новгорода);

3 «Использование виртуальных досок» (автор Н. А. Макарова, учитель информатики Сосновской школы № 2);

3 «Создание интеллект-карт» (автор Н. Е. Грачева, учитель истории гимназии г. Арзамаса);

3 «Аудиосказки в образовательном процессе» (автор Е. Н. Матвеева, учитель начальных классов Водоватовской школы) и др.

Интернет-проекты — организация творческой деятельности команд школьников под руководством педагогов в сети Интернет в течение длительного времени (примерно два месяца) в рамках заданной темы.

Участниками сообщества были проведены сетевые проекты для нижегородских школьников:

3 «Наследие меценатов Нижегородского края» (авторы проекта: Е. Г. Емельянова, заместитель директора; Н. Е. Грачева, учитель истории и обществознания; С. В. Краснов, учитель истории и обще-ствознания гимназии г. Арзамаса; адрес проекта https://krasich777.wixsite.com/ naslvlad);

3 «Добрые сердца» (авторы проекта: Н. Н. Сандалкина, методист; Т. Н. Лебедева, заместитель директора; Л. А. Вери-на, учитель начальных классов лицея № 3 г. Кулебаки; адрес проекта https:// kindhearts20184.wixsite.com/dobro);

3 «А с Курской дуги все доносится звон» (авторы проекта: И. В. Довгаль, директор; И. В. Соловьева, Т. А. Зюзина, заместители директора; А. П. Кожухова, учитель английского языка школы № 173 г. Нижнего Новгорода; адрес проекта 11^:// clck.ru/EexNG);

3 «Права человека должен знать каждый» (автор проекта Т. П. Трутнева, учитель начальных классов школы № 94 г. Нижнего Новгорода; адрес проекта https://sites.google.com/site/setevojproekt-pravaceloveka/) и др.

Опыт организации сетевых проектов участников сообщества достоин самой высокой оценки и распространения.

Интернет-форумы. Примером эффективной диссеминации инновационного опыта школ является межрегиональный интернет-форум «Эффективные практики использования информационно-коммуникационных технологий в учебной и вне-

урочной деятельности» (http://www.niro. nnov.ru/?id=39076). На нем были представлены современные модели уроков с использованием ИКТ, такие как «перевернутое обучение», «смена рабочих зон», BYOD («принеси свое устройство»); продемонстрированы возможности сетевой проектной деятельности для формирования ИКТ-компе-тентности педагогов и обучающихся; представлены персональные сайты и блоги педагогов.

За период реализации проекта получены следующие позитивные результаты:

3 нижегородские педагоги, а также учителя из других областей смогли познакомиться с инновационным опытом школ — участниц регионального проекта «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога» через различные формы диссеминации этого опыта;

3 мониторинг хода реализации проекта показывает, что увеличивается количество преподавателей, осваивающих различные формы смешанного обучения, внедряющих в учебный процесс интерактивное оборудование, становящихся участниками и разработчиками учебных и сетевых проектов с использованием современных ИКТ-инструментов;

3 многие педагоги активно используют различные способы формального и неформального повышения квалификации в области ИКТ: за два года в дистанционных мастер-классах прошли обучение около 400 учителей, большинство из которых уже внедряют полученный опыт в образовательный процесс;

3 в рамках сетевого взаимодействия созданы различные интернет-ресурсы (мастер-классы, интернет-проекты, материалы виртуальных круглых столов, педагогические сценарии инновационных уроков, статьи с обобщением опыта, обучающие материалы по применению современных

Интернет-проекты — организация творческой деятельности команд школьников под руководством педагогов в сети Интернет в течение длительного времени (примерно два месяца) в рамках заданной темы.

ИКТ-инструментов), находящиеся в открытом доступе для просмотра и изучения.

Поиск новых форм диссеминации инновационного опыта школ — участниц ре-

ЛИТЕРАТУРА _

гионального проекта «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентно-сти педагога» продолжается.

1. Бармин, Н. Ю. Информатизация нижегородской школы: состояние и перспективы / Н. Ю. Бармин // Нижегородское образование. — 2009. — № 2. — С. 23—30.

2. Бармин, Н. Ю. Проектирование регионального сетевого института инновационного образования / Н. Ю. Бармин, Г. А. Игнатьева // Интеграция образования. — 2011. — № 1 (62). — С. 91—97.

3. Брыксина, О. Ф. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компе-тентности педагогов как новый образовательный продукт / О. Ф. Брыксина, Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 2 (6). — C. 18.

4. Варданян, Ю. В. Диссеминация инновационного опыта как фактор модернизации педагогического образования / Ю. В. Варданян // Высшее образование в России. — 2013. — № 4. — С. 86—91.

5. Васильев, В. П. Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий / В. П. Васильев//Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (ноябрь 2016 г. г. Москва). — М. : Буки-Веди, 2016. — С. 7—10 ; URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11260/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Воронцова, И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И. В. Воронцова // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 444—449 ; URL: https://moluch.ru/archive/98/21994.

7. Калинкина, Е. Г. Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации педагогов / Е. Г. Калинкина, Н. И. Городецкая // Нижегородское образование. — 2017. — № 1. — C. 131—138.

8. Калинкина, Е. Г. Сетевые сообщества как средство профессионального развития педагогов / Е. Г. Калинкина // Нижегородское образование. — 2010. — № 2. — С. 14—19.

9. Канянина, Т. И. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ / Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, С. Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56—1. — C. 131—137.

10. Канянина, Т. И. Способы диссеминации инновационного опыта школ в области развития ИКТ-компетентности педагогов /Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, С. Ю. Степанова // Тенденции развития науки и образования. — 2018. — Т. 41. — № 1. — С. 28—30.

11. Круподерова, Е. П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность / Е. П. Круподерова // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — C. 122—127.

12. Круподерова, Е. П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов / Е. П. Круподерова // Вестник Минского университета. — 2014. — № 2 (6). — С. 15.

13. Лёскина, И. Н. Открытое сетевое пространство для «новых» педагогов / И. Н. Лёски-на // Нижегородское образование. — 2010. — № 2. — С. 45—50.

14. Сышанюк, Э. Э. Диссеминация в образовании как условие преодоления консервативного педагогического опыта / Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5. — С. 37—45.

15. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425.

16. Samerkhanova, E. K. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies / E. K. Samerkhanova, E. P. Krupoderova, K. R. Krupoderova, L. N. Bakhtiyarova, A. V. Ponachugin , T. I. Kanyanina // Journal of Entrepreneurship Education. — 2017. — Vol. 20. — Is. 3. — P. 1—9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.