Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ: ОПЫТ РАБОТЫ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА'

ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ: ОПЫТ РАБОТЫ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / INFORMATION TECHNOLOGIES / ICT-COMPETENCE OF A TEACHER / NETWORK COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гергель B. А.

Статья рассказывает об организации и функционировании сетевого педагогического сообщества «Виртуальный методический кабинет». Демонстрируются формы участия в сообществе, «портрет» сообщества, созданный в блоге педагогами России; рассматриваются проблемы его деятельности. Анализируются фазы становления сообщества, а также уровни профессионального развития, способности к сетевому взаимодействию его участников. Педагогам сообщества предлагаются перспективные виды совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The virtual methodological service: the working experience of the net community

The article tackles the problem of the organization and function of the network pedagogical community «The virtual methodological service». Different forms of teachers' participating in this community, «the portrait» of the community made by teachers of Russia in blogs are described in the article. The author analyses the stages of establishing the net community, the levels of professional development and its members' ability to the net interactions. The teachers of this community are offered the perspectives of cooperative interaction.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ: ОПЫТ РАБОТЫ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА»

ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ: ОПЫТ РАБОТЫ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА

В. А. ГЕРГЕЛЬ,

старший преподаватель кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО gergelvalentina @gmail.com

Статья рассказывает об организации и функционировании сетевого педагогического сообщества «Виртуальный методический кабинет». Демонстрируются формы участия в сообществе, «портрет» сообщества, созданный в блоге педагогами России; рассматриваются проблемы его деятельности. Анализируются фазы становления сообщества, а также уровни профессионального развития, способности к сетевому взаимодействию его участников. Педагогам сообщества предлагаются перспективные виды совместной деятельности.

The article tackles the problem of the organization and function of the network pedagogical community «The virtual methodological service». Different forms of teachers' participating in this community, «the portrait» of the community made by teachers of Russia in blogs are described in the article. The author analyses the stages of establishing the net community, the levels of professional development and its members' ability to the net interactions. The teachers of this community are offered the perspectives of cooperative interaction.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетентность педагога, сетевое сообщество

Key words: information technologies, ICT-competence of a teacher, network community

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий преобразует современный мир, формы общения людей. Электронная почта, сотовая связь позволяют в считанные секунды получить информацию в любой точке земного шара или отправить ее. Люди становятся ближе друг к другу, меняется характер их взаимоотношений: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в форумах, тематических конференциях, семинарах

способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В Сети создаются профессиональные сообщества.

Е. Д. Патаракин определяет сетевое сообщество как группу людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетей [2]. На сегодняшний день мобильность педагога — умение быстро и эффективно получать и применять новые знания для внедрения в образовательный процесс — одно из обязательных условий творческого и эффективного подхода к обучению. Возникает необходимость создания в Сети такого пространства, кото-

Деятельность сетевого педагогического сообщества «Виртуальный методический кабинет» направлена на формирование ИКТ-ком-петентности педагогов, создание системы виртуальной методической службы, повышение общей педагогической и информационной культуры в условиях информационно-образовательной среды современной школы.

рое дало бы возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить инициативу, повысить профессиональную подготовку. Активное использование ИКТ привело к появлению сетевых сообществ двух типов: профессиональных сообществ педагогов (например, учителей физики) и сетевых педагогических сообществ.

В профессиональном сообществе участники обмениваются мнениями и обсуждают результаты своей деятельности — конкретные объекты, разделы программ по определенным дисциплинам, тесты и т. п. Основные виды деятельности сетевого сообщества предполагают знакомство участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, консультации со специалистами и т. п.

Преподавателями кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО создано сетевое педагогическое сообщество «Виртуальный методический кабинет» (http:// www.openclass.ru/node/22551), целями которого являются формирование ИКТ-ком-петентности педагогов, создание системы виртуальной методической службы, повышение общей педагогической и информационной культуры в условиях информационно-образовательной среды современной школы. В основе деятельности сообщества — взаимообучение, взаимопомощь, сотворчество.

Очевидно, что активное участие в деятельности сообщества интереснее и полезнее для личностного и профессионального роста педагогов, чем наблюдение за происходящим со стороны. Формы участия в сетевых педагогических сообществах разнообразны. Рассмотрим их.

Форумы. Дают возможность узнать мнение учителей и методистов по разным вопросам, получить оперативную помощь и самому быть полезным. Темы форумов,

среди которых: «Обсуждаем проект "Наша новая школа"», «Новые образовательные стандарты», «Быть или не быть 100-балльной системе оценок?» и другие, — демонстрируют существенное многообразие обсуждаемых проблем.

Опросы. Проводятся с целью получения обобщенной информации. Сообществом были проведены следующие опросы с множественным выбором:

3 «Как часто вы применяете компьютер в своей деятельности?» Все участники дали ответ «ежедневно».

3 «Основные направления использования Интернета в образовательном процессе». Из 88 участников 97 % назвали поиск информации, 75 % — общение по электронной почте, 60 % — общение.

3 «Какие формы повышения профессионального уровня педагогов являются для вас наиболее эффективными?» Из 40 участников опроса 73 % назвали дистанционное повышение квалификации, 53 % — самообразование.

3 «Нужна ли помощь учителю и в чем?» Из 71 участника опроса 52 % назвали консультирование по работе с ПК, SMART-доской, в Интернете, по созданию презентаций; 42 % — проектирование уроков с применением ИКТ.

Блоги. Целью ведения, чтения и комментирования блогов является общение на педагогические темы. В сообществе активно обсуждался блог «Каким я вижу виртуальный методический кабинет?». Педагоги создали «образ» современного виртуального методического кабинета, состоящего из трех частей — информационной, методической и обучающей.

В информационной части необходимо размещать нормативную документацию для педагогов и администраторов, тематическое планирование, каталоги ссылок на ресурсы, содержащие документы, фото, аудио- и видеоматериалы к урокам, информацию о проходящих конкурсах и конференциях; знакомить с новыми учебниками. В методической части следует представить различные методики проведения

уроков, мероприятий, авторские педагогические разработки (желательно с комментариями коллег), рекомендации по использованию ЦОРов, экспертные оценки методических материалов. Обучающая часть должна знакомить с современными образовательными технологиями и педагогическими инструментами посредством дистанционного обучения, участия в мастер-классах. Кроме того, предлагается открыть секции по предметам, то есть организовать содружество методических объединений.

Планы-конспекты уроков — это публикация в библиотеке сообщества авторских материалов участников, возможность поделиться разработками и идеями. Готовые уроки опытных авторов являются важными для тех, кто планирует или начинает использовать новые технологии. Темы уроков, представленных в сообществе, разнообразны: урок-исследование «Как птицам перезимовать?», «Исследование водопроводной воды», «Подготовка к сочинению-рассуждению» и др.

Для расширения информационно-образовательного пространства сообщества педагогов Нижегородской области, использующих ИКТ в своей деятельности, сотрудниками кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО был создан ресурс регионального сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды ОУ» — «Виртуальный методический кабинет» (http://sites.google.com/ site/vmkniro). Это многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности учителей. Методическая копилка ресурса состоит из теоретической и практической частей. Его пополняют педагоги, преподающие разные предметы, от начального до старшего звена, получившие права соавторов.

Для создания оптимального доступа к необходимой информации представлены ссылки на полезные материалы, конференции, нормативные документы, в том

числе нормативную базу Школы информатизации, интернет-ресурсы правительства Нижегородской области, перечень курсов кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО и др. Также среди материалов ресурса можно найти примеры портфолио учителей Нижнего Новгорода и области, сценарии праздников и классных часов, адреса сайтов классов различных школ, педагогических блогов.

Основными задачами ресурса являются обучение и консультирование. Администраторам предлагаются «Приемы работы "1 С: ХроноГраф 3.0 Мастер"», «Инструкции по организации импорта данных "1С: ХроноГраф 2.5 ПРОФ"» и др.; педагогам — использование блогов в своей деятельности («Блог для образовательного сообщества», «Сетевой этикет», «Создание блога в "Открытом классе"», «Создание блога службой Google» и др.).

Заметим, что деятельность сетевого педагогического сообщества «Виртуальный методический кабинет» осуществляется в двух средах: проекте «Открытый класс» и на сайте, которые дополняют друг друга.

Участвуя в деятельности сетевого педагогического сообщества, учитель не только пополняет свои знания в области педагогики, методики и т. д., повышая таким образом уровень своей профессиональной компетентности. Он вовлекает учеников в активную деятельность в рамках всевозможных сетевых конкурсов, проектов, тем самым развивая необходимые им навыки, мотивируя к успеху и дальнейшей творческой работе в Сети.

Однако, как и любая деятельность, работа в виртуальном сообществе имеет ряд проблем.

3 Неумение подать авторский материал. Учителя, привыкшие ежедневно оценивать учеников, сами страшатся публичной оценки собственных разработок. С одной

Участвуя в деятельности сетевого педагогического сообщества, учитель не только пополняет свои знания в области педагогики, методики, но и вовлекает учеников в активную деятельность в рамках всевозможных сетевых конкурсов, проектов, мотивируя к успеху и дальнейшей творческой работе в Сети.

стороны, возможность узнать мнение коллег, взглянуть на свою деятельность со стороны позволяет постоянно совершенствовать мастерство. С другой — необходимо искать верный тон, нужные слова, рецензируя опубликованный материал, — учиться быть экспертом.

3 Неполнота представленных материалов к уроку. Публикация авторских разработок — это возможность поделиться опытом, поэтому нужно дать такой объем материала, который позволит говорить об авторских мини-технологиях.

3 Поиск тем, значимых для широкого круга педагогов. Деятельность сообщества предполагает общение с коллегами на темы, интересные не одному учителю, способствуя таким образом повышению уровня педагогического мастерства.

Сетевое педагогическое сообщество «Виртуальный методический кабинет» создано, функционирует. Что дальше? Следует признать, что процесс создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности образовательного характера в сети Интернет мало изучен, существующая практика требует теоретического осмысления. А. Б. Драх-лер, руководитель портала «Сеть творческих учителей» (http://www. it-n.ru), считает, что «сообщество в своем становлении проходит три фазы:

3 обсуждение злободневных проблем, интересующих участников сообщества;

3 обмен участников сообщества накопленным методическим опытом (публикация созданных ранее материалов в библиотеках сообщества);

3 создание новых методических материалов в рабочих группах по просьбам коллег (начальная точка работающего сообщества), в дальнейшем организация силами самих участников мастер-классов, конкурсов, фестивалей и т. д.» [1].

Процесс создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности образовательного характера в сети Интернет мало изучен, существующая практика требует теоретического осмысления.

Работающее сообщество включает в себя не менее 10 человек, регулярно (не менее одного раза в неделю) участвующих в его деятельности. Участников сетевого взаимодействия по уровню интенсивности проводимой работы и профессиональной компетентности можно разделить на три группы, соотносимые с фазами становления сообщества. «Каждой группе соответствует определенный уровень профессионального развития и способности к сетевому взаимодействию. Задача повышения квалификации заключается в том, чтобы в процессе взаимодействия педагоги одной группы переходили в другую, демонстрируя свой растущий качественный потенциал.

Уровень компьютерной грамотности "Я — исполнитель" (деятельность по образцу, слабо выраженное взаимодействие или полное его отсутствие).

Методологический уровень "Я — тактик" (поиск и освоение новых форм и методов сетевого взаимодействия).

Уровень саморазвития "Я — стратег" (стратегическое планирование личной сетевой среды и траектории сетевого взаимодействия)» [3].

Группа педагогов Нижегородской области имеет опыт работы на всех указанных уровнях. На уровне компьютерной грамотности — обучающие курсы по использованию социальных сервисов Web 2.0, регистрация на образовательных сайтах, комментирование материалов в Сети, участие в работе педагогических сообществ. На методологическом уровне — создание и размещение в Сети собственных методических разработок, участие в организации форумов, мастер-классах в качестве обучающихся, сетевых конкурсах. На уровне саморазвития — экспертная деятельность, проведение тренингов и мастер-классов, разработка собственных сайта, блога, сетевого сообщества, участие в федеральных и международных сетевых конкурсах, организация дистанционных курсов.

Таким образом, для развития сетевого взаимодействия педагогов необходимо

моделировать непрерывное образование от позиции «Я — исполнитель» до позиции «Я — стратег»; для активизации работы сообщества — планировать разнообразную совместную деятельность:

3 разработку уроков (автором предлагается вариант урока, члены сообщества развивают заложенную идею, «отшлифовывают» ее);

3 создание коллекций (удачных методических приемов, используемых на занятиях с применением ИКТ, анимирован-ных кроссвордов, интересных иллюстраций к урокам и других материалов);

3 разработку требований, предъявляемых к авторским материалам, положения об экспертизе авторских материалов;

3 организацию и осуществление региональных телекоммуникационных проек-

тов для школьных команд во главе с учителем.

Если шагать вместе, развиваясь, путь кажется не таким тернистым. Достаточно нажатия кнопки мышки — и открывается окно того или тех, кто может дать квалифицированный совет и оказать помощь в любой ситуации. Присоединяйтесь!

ЛИТЕРАТУРА _

1. Драхлер, А. Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ / А. Б. Драхлер. — URL: http://www.it-n.ru.

2. Патаракин, Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. — М. : ПЕР СЭ, 2006.

3. Сетевое педагогическое взаимодействие как условие непрерывного повышения квалификации педагога. — URL: letopisi.ru.

ОТКРЫТОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ «НОВЫХ» ПЕДАГОГОВ

И. Н. ЛЕСКИНА,

заместитель директора по научно-методической работе школы № 3 г. Кулебаки,

сетевой методист, руководитель информационного центра школьной прессы Нижегородской области ^^кт @гатЫег.ги

В статье рассказывается о причинах, условиях и тенденциях формирования информационно-коммуникационной среды современной школы и компетентности современного педагога. Обучение через всю жизнь — основной принцип развития учителя, ученика и родителей, участников информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения. Участие в работе сетевых педагогических сообществ — один из мощных инструментов повышения ИКТ-компетентности педагога и качества образования в целом.

Ключевые слова: информационное общество, открытое сетевое пространство, сетевое педагогическое сообщество, интерактивное сотрудничество, непрерывность, эффективность, продуктивностъ образователъного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.