Научная статья на тему 'Учитель осваивает сетевые технологии: это необходимо для профессионального роста'

Учитель осваивает сетевые технологии: это необходимо для профессионального роста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ПРОДВИЖЕНИЕ САЙТА / ПУБЛИКАЦИИ / САЙТЫ-ПОРТФОЛИО / ICT-COMPETENCY / MOTIVATION / NETWORK PEDAGOGY COMMUNITIES / WEBSITE- PROMOTION / PUBLICATIONS / SITES AND PORT-FOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушина Екатерина Викторовна

Сетевые педагогические сообщества как инструмент методической поддержки педагогов. Мотивация к сетевой деятельности. Продвижение сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель осваивает сетевые технологии: это необходимо для профессионального роста»



УЧИ

ТЕЛЬ ОСВАИВАЕТ СЕТЕВЫЕ технологии: это необходимо для профессионального роста

Екатерина Викторовна Якушина,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

Если раньше, в «доинтернетное» время, школьный учитель нечасто выходил за рамки своей школы, то сегодня педагогический рост современного преподавателя невозможен без сетевых технологий: это может быть обмен опытом в сетевых сообществах, публикации собственных разработок, использование сетевых образовательных ресурсов на уроках, совместная сетевая деятельность как детей, так и их родителей под руководством учителя, создание сайтов-портфолио, проектная деятельность.

. ИКТ -компетентность • мотивация • сетевые педагогические сообщества • продвижение сайта • публикации • сайты-портфолио

Проблемы

Многие учителя окунулись в мир информационных технологий с удовольствием и видят в этом большие возможности и перспективы, но, тем не менее, есть проблемы привлечения учителей к работе в сети: пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Педагогам есть что сказать, но многие не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, им кажется, что ничего нельзя изменить.

Другая проблема — неумение привлечь к своему ресурсу аудиторию, незнание основных правил продвижения материалов в Сети: учителя создают свои страницы в Сети,

но на них никто не заходит, создается впечатление их «ненужности» и учитель теряет интерес.

Не упрощает дело занятость учителей и недостаточный уровень их ИКТ -ком-петентости. Но, как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ, а технологи-зация процесса не увеличивает рабочее время, а наоборот, позволяет его сократить. Необходимо переориентировать педагогов от пассивного поглощения информации к активному расширению своего профессионального опыта и внесению в коллекцию образовательных ресурсов своих креативных решений.

-е-

Е.В. Якушина. Учитель осваивает сетевые технологии: это необходимо для профессионального роста

Что может послужить мотивацией к сетевой деятельности?

Прежде всего, это материальный стимул: в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности — заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями, участие в научно-методических конференциях по обмену опытом, публикация статей, разработок уроков в средствах массовой информации. Баллы для стимулирующей части фонда оплаты труда несложно получить, используя сетевые технологии.

Прежде всего, это публикации собственных разработок. Для этого существуют сетевые электронные журналы, созданные специально для педагогов. Для того, чтобы публикация приравнивалась к печатной, эти журналы должны иметь лицензию СМИ. Для подтверждения обычно выдаётся справка о публикации. В последнее время растёт число интересных и грамотно оформленных материалов, публикуемых учителями.

Участие в профессиональных сетевых сообществах также весьма полезно для учителя и способствует профессиональному росту.

Сетевые сообщества

Основная цель сетевого педагогического сообщества — организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества выступают в роли партнёров. Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только в совместной коллективной деятельности.

Задачи сетевых сообществ: • создание базы данных по электронным образовательным ресурсам, используемым в учебном процессе, по опыту их применения в урочной и внеклассной деятельности;

• методическая поддержка педагогов (современное программное обеспечение, учебные и методические материалы);

• внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;

• организация и проведение сетевых конференций и семинаров, конкурсов и олимпиад среди участников образовательного процесса;

• организация «обратной связи» и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью обмена опытом

и повышения эффективности образовательного процесса.

Для того чтобы привлечь педагогов в сообщество, необходимы: наличие актуальной и чёткой информация, лёгкость её поиска в сообществе (интуитивно-понятный интерфейс); наличие комфортной среды профессионального общения педагогов, снимающей коммуникационные барьеры, создание эмоционально положительного тона общения; создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества, привлечение к его деятельности новых участников; культивирование поддерживающего и организующего, а не оценочного и командного стиля взаимодействия; учебная деятельность внутри сообщества (повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так и при повышении ИКТ-компетентности); активное использование различных видов коммуникаций (электронной почты, теле-, видеоконференций, обсуждений на форумах, использование Skype и т.д.), организация очных встреч, мероприятий для активизации взаимодействия сетевого сообщества; проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, консультаций, «круглых столов» с ведущими учёными, методистами; создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении (проверенных экспертным советом); периодическое подведение итогов за определённый период времени с выделением наиболее значимых достижений, поощрение

-о-

активных участников, представление качественных материалов на сертификацию; создание механизмов открытой профессиональной экспертизы и сертификации профессионального опыта учителя; высокая квалификация координаторов сообщества и участников консультантов, привлечение сторонних специалистов для расширенных консультаций; защита авторского права.

Если эти требования соблюдаются организаторами сообщества, то учителя видят свою роль в нём, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.

Следует также учитывать, что сетевые сообщества становятся копилкой творчества, материалов, собранных педагогом-участником данного сообщества. В сочетании с личными данными педагога, заполняемыми при регистрации, это становится неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности человека, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство (виртуальный кабинет и одновременно его портфолио), которое при необходимости можно предоставить для обозрения другим людям, коллегам, работодателям.

Перечислим лишь некоторые педагогические сообщества, сумевшие завоевать авторитет среди учителей:

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Сеть создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшить качество обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий. Содержит разнообразные материалы и ресурсы, связанные с использованием ИКТ в учебном процессе. Особенность в том, что все материалы проходят экспертизу: на портал ежедневно загружается около 200 материалов, около 15% из которых публикуется.

Изначально Сеть ориентирована на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии.

205

Сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru

Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счёт создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ, на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ, на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования, на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования, дистанционное обучение и многое другое.

Интернет-педсовет http://pedsovet.org/

Пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Это сетевое образовательное сообщество и одновременно действующая информационно-коммуникативная площадка.

Интернет-государство учителей (ИнтерГУру) http://www.intergu.ru/

Проект Минобрауки России, издательства «Просвещение». Основная цель проекта — создание сетевого сообщества творческих учителей. Открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Цели проекта: поддержка профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.

Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру http://metodisty.ru/

Это часть информационно-образовательного портала RusEdu, созданного

-е-

Е.В. Якушина. Учитель осваивает сетевые технологии: это необходимо для профессионального роста

в 2004 году и предназначенного для обмена информацией, общения и самореализации педагогических работников. Портал насчитывает множество сайтов, объединённых одной тематикой — образование и обучение.

Letopisi.ru http://letopisi.ru

Коллективная образовательная энциклопедия, предусматривающая публикацию материалов и ведение сетевых проектов.

Сегодня количество педагогических сетевых сообществ стремительно увеличивается: они развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Каждый педагог может решать самостоятельно, какое сообщество выбрать: это даёт ему возможность профессионального роста, начиная от простого наблюдателя жизненного процесса сетевого ресурса до эксперта, администратора собственного сообщества. Сегодня создать своё сообщество может каждый, используя, например, технологию Blogger, которую предлагает Google, ресурсы проекта «Открытый класс» и т.д.

Создать сообщество, также как собственный сайт-портфолио или блог, несложно, гораздо сложнее привлечь к своему ресурсу достаточное число пользователей, коллег.

Итак, давайте перейдём от роли активного участника сообщества к роли создателя, администратора сетевого ресурса.

Что бы это ни было — сообщество, школьный сайт, портфолио педагога — главное, о чём надо всегда помнить, это соответствие содержания поставленным вами целям и задачам и, прежде всего, насыщенность, качественность, достоверность самого контента, наполнения ресурса.

Приведём простой пример. Сайт сельской школы во Владимирской области http://shkola-berezniki.ru/ (школа маленькая, 50 учеников) имеет высокий рейтинг и хорошую посещаемость. На сайт заходят из

разных уголков России, и не только. Почему? Дело в том, что на сайте размещены интересные материалы по информатизации образования, индивидуальный опыт работы учителей по организации обучения в разновозрастных группах, советы по созданию школьного сайта, полезная информация по ГИА, информация для родителей по адаптации пятиклассников и т.д. Всё это очень привлекает коллег-педагогов, родителей, учащихся из других школ.

К вопросу о том, как мотивировать родителей заходить на сайты педагогов. Родители хотят получать ту информацию, которая им действительно важна в данный момент, то есть предельно конкретная информация. Необходимы практические советы: как выявить наркоманию, как научить ребёнка противодействовать негативной информации, и т.п. Для родителей важно получать оперативные ответы на возникающие вопросы в доступной форме. Поэтому главным фактором мотивации может стать оперативная реакция на запросы конкретных родителей и распространение информации об этом в их среде.

Сообщества, созданные учителями

Записки классной мамы http://klassmama.blogspot.ru/

Автор — А.Е. Плужникова, учитель русского языка и литературы средней школы № 14 города Апатиты Мурманской области. Сообщество насчитывает 152 участника и их число постоянно растёт. Темы, предлагаемые к обсуждению, актуальны для многих учеников и родителей, поэтому у сообщества высокая посещаемость. Так, одна из обсуждаемых тем — «ЕГЭ — это просто ЕГЭ», где публикуются разборы заданий ЕГЭ; другая важная тема — «Безопасность в Сети». Публикуются рекомендации и полезные ссылки по безопасности в интернет-пространстве, ведутся дискуссии, обсуждения.

-о-

Есть только МИГ http://odinmig.blogspot.ru/

Автор — Кутузова И.А., учитель русского языка и литературы средней школы № 6 г. Владимира. В блоге размещены видео-и аудиофайлы из Интернета, авторские презентации, статьи, шаржи и коллажи, тесты и фотографии. Обсуждаются проблемы: цифровой мир: враг или друг современного человека? Интернет приносит больше пользы или вреда? Медиаобразование в России: решение проблем или путь в никуда? «Сеть», сплетённая — кем? Может ли семья и школа обеспечить информационную безопасность детям? Как подготовить детей к жизни в информационном обществе? Могут ли дети, используя Интернет, заниматься самообразованием?

Страница «Работа учащихся в Интернете» демонстрирует опыт освоения сетевых социальных сервисов и занятость детей в свободное время. Важность размещённых ссылок на информационно-справочных интернет-ресурсах отмечают в комментариях многие родители, так как материалы могут быть полезны семьям, интересующимся проблемами медиаобра-зования, безопасности в Сети. Все материалы, размещённые в Интернете, предоставлены для всеобщего доступа. Родители и дети посещают блог, участвуют в опросах и пишут комментарии.

Как показывает опыт учителей, создающих свои сообщества, ведущих блоги, эта деятельность служить источником информации об учителе и примером для школьников и родителей: блоги содержат личную информацию, которая даёт представление об интересах и хобби учителя, о путешествиях, досуге. Активная сетевая деятельность учителей влияет на их репутацию в глазах учеников. Пример учителя, получающего образование в дистанционной форме, заразителен: дети организуют свои блоги, электронные портфолио, 75% учащихся, по результатам школьного опроса, хотят получать дополнительное образование в дистанционной форме.

Но, к сожалению, можно встретить в Сети множество сайтов, посещаемость которых, а также их деятельность оставляют желать лучшего. Причин тому множество: несовер-

207

шенство контента, отношение автора, но самое главное — неумение, незнание принципов продвижения сайтов в Интернете. Ведь интерес пользователей к авторскому ресурсу становится сильнейшей мотивацией к развитию и продолжению работы с ним.

Продвижение сайта

Учитель, создавая свой ресурс, должен иметь представление о «жизни» ресурсов в Сети, закономерности их попадания в поисковые системы. Можно выделить два основных типа продвижения сайтов: вывод сайта на ключевые позиции популярных поисковых систем; привлечение посетителей за счёт рекламных объявлений (баннерная реклама, контекстная реклама, реклама в социальных сетях и т.п.)

Основная цель продвижения сайта — его вывод по ключевым словам на первых страницах популярных поисковых систем. Для того чтобы попасть на первую страницу результатов поиска, существует два основных способа: оптимизация сайта и реклама в поисковых системах.

В первую очередь автору собственного ресурса надо работать над текстами и структурой страниц, ссылок сайта, выбирать описания для сайта и грамотно его регистрировать в поисковиках, повысить авторитетность страниц сайта и его тематическую популярность, работать с описаниями, ориентированными на пользователя, для увеличения объёма контента. Последнее особенно важно: продвигаемые слова обязательно должны быть в заголовке (желательно в заголовке первого уровня), повторяться в тексте, быть прописаны в альтернативном тексте к изображениям. Всё это легко сделать, используя простые встроенные веб-редакторы при работе над созданием той или иной страницы собственного ресурса.

-е-

Е.В. Якушина. Учитель осваивает сетевые технологии: это необходимо для профессионального роста

Чем больше на сайте материалов, тем больше поток посетителей из поисковиков. Любая поисковая система представляет собой прежде всего алгоритм, который по запросу пользователя расставляет известные ему страницы в определённом порядке на основании текста страниц и их особенностей. Детали алгоритма скрываются, но общие принципы известны и его задача ясна — выдать пользователю результат.

Помимо оптимизации мы можем воздействовать на поисковые машины с помощью встроенных в них рекламных систем. Кроме обычной рекламы, рекламодателю доступна контекстная реклама: это показ объявления в тех случаях, когда пользователь задаёт запрос, интересующий рекламодателя. К примеру, такие услуги предлагают системы Ян-декс.Директ, Google AdWords. Эта реклама платная, но если есть хотя бы минимальный бюджет на создание и поддержку ресурса, надо его использовать.

Эффективность конкретного вида контекстной рекламы зависит от многих факторов, но больше всего от правильного подбора ключевых слов и текста объявления (или баннера), соответствующего этим словам.

Приведём краткую характеристику систем, которые мы рекомендуем использовать учителю-автору собственного ресурса:

Seopult (Сеопульт) http://www.seopult.ru

Система для автоматизированного продвижения сайтов именно в поисковых системах «Google», «Яндекс» и «Rambler», что очень важно для того, чтобы выполнить поставленную задачу — вывести сайт на ключевые позиции в поисковиках.

Яндекс.Директ http://direct.yandex.ru

Система контекстной рекламы от компании Яндекс. Сегодня Яндекс.Директ входит в чис-

ло наиболее популярных систем поисковой рекламы. Показ объявлений осуществляется в рамках поисковой системы Яндекс и на ресурсах-партнёрах её рекламной сети.

Бегун http://begun.ru/

Система контекстной рекламы. Партнёрская сеть Бегуна, состоящая из более чем 150 тысяч сайтов, охватывает почти весь русскоязычный сегмент всемирной Сети (около 40 млн посетителей в месяц). В качестве одной из существенных особенностей системы Бегун выступает возможность транслировать объявления рекламы в различных сервисах, а именно в Google AdWords, Kavanga и MobileDirect. Действие объявлений, их показы направлены только на целевую аудиторию пользователей. Рекламные сообщения создаются в течение как минимум 10 минут, после чего они размещаются на ресурсах-медиапартне-рах системы, на сайтах популярных социальных сетей — ЖЖ, Одноклассниках, на Mail.ru, Rambler.ru, Google и других крупных сайтах.

Google AdWords http://adwords.google.ru

Сервис поисковой рекламы от компании Google. В Google AdWords оплачиваются непосредственно переходы по объявлениям, а не их фактические показы. Сервис положительно характеризуется отсутствием ограничений на минимальную сумму расходов.

В качестве дополнительных средств для продвижения сетевого ресурса отметим также эффективные моменты, такие как: баннерная реклама, контекстная реклама, электронные рассылки, указание адреса сайта в рекламных материалах от визиток до рекламы на телевидении, обмен ссылками — размещение на других сайтах ссылок на продвигаемый сайт, создание потока посетителей из социальных сетей и других сетевых педагогических сообществ, размещение в блогах материалов со ссылками на сайт, распространение

-е-

новостей с упоминаниями сайта на популярных новостных ресурсах, публикация статей и пресс-релизов со ссылками на сайт, инициирование обсуждений на форумах (при этом в сообщениях упоминается продвигаемый сайт), публикация ссылок в каталогах сайтов, распространение интересного сообщения с явной или неявной ссылкой на сайт.

Посещаемость

Для того чтобы понять, много ли обращений к созданному ресурсу, следует следить за статистикой посещаемости сайта. Рекомендуем проверять это с помощью системы Яндекс-метрика — инструмента, позволяющего оценивать посещаемость сайтов в Интернете, анализировать поведение посещающей их аудитории. Для оценки эффективности продвижения сайта основное внимание следует уделять следующим параметрам: место сайта в результатах поиска; трафик с поисковиков; число точек входа на сайт по отношению к общему числу страниц; показатели авторитетности сайта (ИЦ, ВИЦ, PageRank); заинтересованность аудитории (разрыв между количеством просмотров и числом посетителей говорит о том, что сайт интересен, что аудитория целевая).

Критерии эффективности

К критериям эффективного сетевого ресурса, созданного педагогом или предназначенного для педагогов, можно отнести: продолжительность деятельности сайта (жизненный цикл); качество оформления страницы сообщества, удобство, «интуитивность» интерфейса; информативность, контентную насыщенность, правильное заполнение метатегов сайта (специальных «полей», обеспечивающих удобство индексации ресурса поисковыми системами);

аксиологическую определённость и выраженность сайта, позволяющую установить его миссию (цели и задачи, целевые группы пользователей); посещаемость сайта: выражается в количестве зафиксированных посещений, а также число активных участников и их роль (если это сообщество или блог); возможность использовать сайт для разработки образовательных ресурсов, имеющих методическую направленность; социокультурную направленность взаимодействия; коммуникативную направленность сайта, насыщенность веб-среды сайта сервисами; направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работает автор или члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов «смежных» специальностей).

* * *

Деятельность учителя в процессе всей жизни заключается не только в обучении других, но и в самообразовании и саморазвитии. Педагог никогда не может считать своё образование завершённым, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Использовать сетевые технологии сегодня необходимо для плодотворной работы любого учителя.

Для профессионального роста и развития рекомендуем педагогу иметь электронное портфолио (оно может быть связано с сайтом школы, расположено в сетевом сообществе, создано самостоятельно); иметь электронные публикации; быть членом сетевого педагогического сообщества (одного или нескольких). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.