3 формирование компьютерной грамотности: обучение учителей и школьников базовым и инновационным информационным технологиям XXI века;
3 обеспечение широкого доступа участников образовательного процесса к информации с помощью локальной сети или через Интернет;
3 развитие качеств и умений XXI века: медиаграмотности, критического и системного мышления, способности к решению творческих задач, умения работать в команде, самостоятельности, гражданской сознательности.
В настоящее время в on-line режиме представлены сетевые ресурсы проекта, отражающие его промежуточные результаты: «Издательское дело в школе» (http:// sites.google.com/site/pressann/), «Через проект в будущее» (http://sites.google.com/ site/projectniro/), «Мобильные технологии» (http://sites.google.com/site/1to1niro/).
В стадии развития находятся такие информационные ресурсы, как: «Виртуальный методический кабинет» (http:// sites.google.com/site/vmkniro/), «Школьный медиацентр» (http://sites.google.com/site/ mediacenternn/), а также диск с учебно-методическими материалами для учите-
ля, работающего в ИКТ-насыщенной среде «ИКТ-азбука».
Учитывая значимость промежуточных и итоговых результатов проекта для всех образовательных учреждений Нижегородской области, процесс диссеминации разработанной модели и методик развития ее отдельных компонентов предполагает комплекс мероприятий, в частности, информационные и научно-практические семинары, различные формы сетевых коммуникаций, расширение сетевого педагогического сообщества, созданного в рамках пилотного этапа проекта.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Методические рекомендации по повышению эффективности использования ИКТ в учебном процессе образовательных учреждений / Департамент образования Нижегор. обл., Нижегор. ин-т развития образования. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2007. — 75 с.
2. Создание среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер». — М., 2008. — 30 с.
3. Уваров, А. Ю. Информатизация школы и проблема трансформации учебных курсов / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. — 2004. — № 7. — С. 23—28.
ИКТ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются возможности и преимущества использования ИКТ в образовательном учреждении; утверждается мысль о том, что современный учитель иностранного языка должен обладать не только предметной и методической, но и информацион-
Е. К. ПЫХОВА,
учитель английского языка высшей категории лицея № 8 Н. Новгорода
66
Л. А. ШЕВЦОВА. Проектирование ИОС в школе
но-технологической компетенцией. В связи с этим автор обозначает ряд задач, которые необходимо решить для создания в школе единого образовательного пространства: всемерная поддержка учителя администрацией школы, техническая помощь в освоении ИКТ, теоретическая и методическая подготовка учителя-предметника к применению ИКТ.
Ключевые слова: информационно-технологическая компетенция учителя иностранного языка, использование ИКТ в школе, техническая, педагогическая и методическая подготовка учителя к внедрению ИКТ
В условиях информационного общества владение информационными и коммуникационными технологиями во многом определяет психологическое и материальное благополучие человека, его востребованность как специалиста на рынке труда и уверенность в будущем.
В классификацию компетенций учителя иностранного языка, предложенную известным психологом И. А. Зимней, помимо предметной, методической, социально-психологической и компетенции личностного саморазвития включена информационно-технологическая компетенция. Она предусматривает овладение учителем иностранного языка компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, а также применение им современных информационных технологий в своей учебно-познавательной деятельности [2].
Мультимедийные образовательные технологии позволяют организовать учебный процесс на основе взаимодействия аудио-и видеофайлов под управлением интерактивного программного обеспечения. Как отмечает И. Г. Захарова, «изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Текстовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет» [1].
Мультимедийные программы дают ученику возможность коммуникации в системе «человек — компьютер», что корен-
ным образом меняет традиционный процесс восприятия и усвоения знаний в обучающей среде. Компьютер применяется теперь не только как средство обучения, но и, главным образом, в качестве среды обучения. Учащиеся воспринимают его как компонент среды, в которой происходит общение, а учитель выступает в роли фасилитатора, координатора учебной деятельности.
Возможности ИКТ на современном уроке не ограничены. Так, мультимедийные программы на CD являются эффективным инструментом самостоятельного обучения. Их главные преимущества — компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения — анимации), интерактивность, низкая стоимость.
Применение цифровых видеопроекторов, подключенных к компьютеру, интерактивных досок позволяет перейти от традиционной технологии обучения к новой интегрированной образовательной среде. Педагог получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнообразных формах (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео) и сам определяет последовательность и способ изложения материала.
Кроме того, практические занятия на компьютерах, объединенных в локальную сеть, дают возможность обмена мульти-медиаинформацией и ее совместного использования. Программное обеспечение системы позволяет ученикам выполнять индивидуальные и групповые упражнения,
а педагог, наряду с возможностью контроля и управления, получает средства записи и протоколирования действий учеников для последующего анализа и комментирования.
Интернет также предоставляет педагогам и учащимся различные возможности, среди которых:
3 проведение урока по теме. Уроки разрабатываются учителем либо берутся с сайтов www.english-to-go.com, www.center.fio.ru,www.teacher.fio.ru, www.ioso.ru/distant,www.eslcafe.com, www.reward.ru,www.techlearning.com, www.teachingenglish.org.co.uk. Все материалы на указанных сайтах аутентичны, даются варианты уроков разных уровней, что помогает решить проблему дифференцированного обучения. Уроки четко организованы, предлагаемые задания соответствуют как международным экзаменам, так и требованиям ЕГЭ. Кроме того, издательство «Лонг-ман» предоставляет учителям электронные ресурсы, поддерживающие ряд популярных британских УМК и предлагающие дополнительные материалы к учебнику: упражнения, справочные материалы, игры, он-лайн тесты, консультации методистов; учительские форумы: www.longman.com/friends, www.longman.com/opportunities, www.longman.com/exams, www.language-to-go.com, www.longman.com/dictionaries и др.;
3 подготовка устного сообщения с помощью различных англоязычных сайтов. Если нужно подготовить задание по лексике, лучше всего обратиться к британскому сайту www.worldwidewords.org;
3 участие в текстовых и голосовых чатах, телекоммуникационных международных проектах, конкурсах, олимпиадах, тестировании, что помогает повышать уровень владения языком, развивать круго-
68
Использование ИКТ, в частности Интернета, в учебном процессе помогает решить проблемы информационно-языкового и образовательного неравенства, разрыва между городской и сельской инфраструктурами в связи с неодинаковыми возможностями получения знаний, языкового образования и доступа к информационным технологиям.
зор, получать специальные, необходимые для выполнения конкретного проекта знания, а также объективную оценку знаний; позволяет самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, другим конкурсам и олимпиадам;
3 оперативная бесплатная публикация творческих работ учащихся;
3 самообразование посредством бесплатных или платных курсов дистанционного обучения, в том числе в ведущих британских учебных заведениях;
3 переписка по электронной почте в процессе обучения иностранному языку. Электронные адреса зарубежных школ можно найти на сайтах Европейской школьной сети: www.eun.org, www. kidlink.org, www.learn.org. Переписка по электронной почте — один из эффективных способов устанавливать интернациональные связи, преодолевать межкультурные стереотипы, изучать другую культуру, получать знания «из первых рук».
Использование ИКТ, в частности Интернета, в учебном процессе помогает решить проблемы информационно-языкового и образовательного неравенства, разрыва между городской и сельской инфраструктурами в связи с неодинаковыми возможностями получения знаний, языкового образования и доступа к информационным технологиям.
Отметим, однако, что включение мультимедийных технологий в процесс обучения иностранному языку не приводит автоматически к улучшению результатов обучения. Компьютер не может полностью заменить преподавателя иностранного языка, поскольку не способен полностью имитировать воспитательные аспекты, планировать занятия, давать индивидуальные консультации, отбирать и подготавливать материал, оценивать процесс и конечный результат работы. Компьютер не следует противопоставлять преподавателю, наоборот, его следует рассматривать как средство поддержки профессиональной деятельности учителя. Поэтому информационная культура педа-
Е. К. ПЫХОВА. ИКТ на современном уроке...
гога-предметника, его умение эффективно интегрировать ИКТ в учебный процесс играют ключевую роль в создании единого образовательного пространства школы. В связи с этим необходимо поставить и решить ряд задач.
3 Изменение подхода к внедрению ИКТ в обучение не только со стороны преподавателя, но и со стороны администрации образовательного учреждения. Учителям-предметникам крайне нужна поддержка администрации школы, предполагающая, например, обеспечение необходимым количеством компьютеров, помощь учителя информатики или технического ассистента, согласование расписания, возможность доступа в кабинет информатики или мультимедиацентр.
3 Содействие учителям иностранного языка в освоении новых технических средств и новых методик с использованием этих средств, так как готовность и способность педагогов к их применению являются решающими факторами успешного внедрения ИКТ в учебный процесс. Каждый учитель иностранного языка стремится использовать на занятиях магнитофон и видео.
До сих пор компьютер и Интернет не воспринимаются как еще один инструмент обучения. Большинство педагогов, получивших гуманитарное образование, не умеют пользоваться компьютером, и мысль о необходимости его применения вызывает у них раздражение и страх перед техникой.
3 Подготовка учителя иностранных языков к профессиональному, систематическому освоению информационных технологий. Первый этап такой подготовки осуществляется обычно силами учителей информатики на курсах повышения квалификации, где преподаватели иностранных языков осваивают основы компьютерной грамотности: умение работать в программах Word, Excel, Power Point. Не хочется умалять всей важности подобных курсов, но, как правило, их КПД недостаточно высок. Научившись печа-
тать тексты и создавать презентации, учителя-предметники не могут методически грамотно применить знания в области ИКТ на уроках. На этом обычно формирование ИКТ-компетентности учителя заканчивается, и второй этап, предусматривающий развитие у педагогов способности внедрять мультимедийные технологии в процесс обучения своему предмету, становится, к сожалению, их внутренней проблемой, решать которую им приходится самостоятельно, в лучшем случае посредством самообразования.
Таким образом, из процесса подготовки учителя выпадает значимый этап, предполагающий теоретическую и практическую помощь методистов в применении современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности.
3 Совместная работа учителя-предметника с «наемными» программистами при создании обучающих программ. Чаще всего программные средства создаются с помощью учителей информатики, а также творческих проектных групп учащихся под руководством педагога-предметника. Учитель информатики выступает как технический руководитель, педагог-предметник — как генератор содержания работы и эксперт, а учащиеся — как исполнители, пусть даже достаточно высокого уровня. Однако подобный вид работы не всегда продуктивен и удобен учителю: не все темы и подходы, необходимые ему для урока, могут быть посильны учащимся; жесткие временные рамки также снижают эффективность создаваемого программного продукта; чувство неудовлетворенности уровнем своей информационной компетенции и зависимость от третьих лиц нередко вызывают нежелание педагогов-предметников создавать программные продукты.
Необходимо содействовать учителям иностранного языка в освоении новых технических средств и методик с использованием этих средств, так как готовность и способность педагогов к их применению являются решающими факторами успешного внедрения ИКТ в учебный процесс.
3 Юридическое урегулирование проблемы авторских прав. Учителя, добившиеся определенных результатов в сфере создания обучающих программ, охотно делятся опытом со своими коллегами, обмениваются рекомендациями по применению этих программ, но не всегда предоставляют другим программное обеспечение, созданное своими силами, мотивируя это тем, что данный продукт является авторской разработкой. Необходимо решить этот вопрос, для того чтобы программный продукт можно было купить на законных основаниях.
Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что для успешного внедрения в учебный процесс информационных технологий и, как следствие, его оптимизации необходимо разработать программу формирования единой инфор-
мационной образовательной среды школы и внедрения ИКТ в учебный процесс на базе междисциплинарной интеграции при поддержке администрации школы и органов образования различных уровней. Педагога-предметника нельзя оставлять наедине со своими проблемами — он нуждается в централизованной помощи специалистов и, самое важное, должен быть уверен, что стоящие перед ним проблемы преодолены.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М. : Академия, 2003.
2. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. — М., 1991.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ
«ШКОЛА - СЕТЕВАЯ ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА»
В статье рассказывается об особенностях организации информационно-образовательной среды «новой» школы, сочетающей черты образовательного учреждения, проектной
Н. Н. СМОЛЕНЧЕНКО, директор школы № 3 г. Кулебаки
И. Н. ЛЕСКИНА,
заместитель директора по научно-методической работе, сетевой методист, руководитель информационного центра школьной прессы Нижегородской области
70
Е. К. ПЫХОВА. ИКТ на современном уроке.