$
рой прикладываются силы. Представления о телесности, структурности объекта, значение и смысл абстракции не участвовали в осмыслении условия и требования задачи. Затем трудным был вопрос о том, как стержень движется. Учащиеся не могли представить идеализированную «реальность», соответствующую условиям задачи: стержень на гладком столе или в условиях невесомости.
Интуитивные, некритические представления о движении и взаимодействии тел, стереотипы, сформировавшиеся при решении типовых задач, проявлялись и дальше. Однако от занятия к занятию такого рода заблуждения встречались все реже, так что к концу факультатива почти все учащиеся довольно успешно решали предлагаемые задачи.
Сравнение успеваемости учащихся 10Б класса, посещавших факультатив по физике и не посещавших его, по данным итогового контроля за год, показало заметный рост успеваемости по физике и геометрии у посещавших факультатив, в отличие от не посещавших. Несмотря на непродолжительность занятий по предлагаемой методике, получен заметный эффект (результаты контроля успеваемости статистически различимы с доверительной вероятностью 0,95).
В начале и конце года было проведено тестирование интеллекта участников факультатива и 15 учеников 10В класса с помощью прогрессивных матриц Равена. Эти данные также статистически значимо, с доверительной вероятностью 0,95, говорят о росте интеллекта учащихся.
По отзывам преподавателя математики, участники факультатива стали лучше и с большим интересом решать задачи по геометрии, улучшилось их пространственное воображение. Преподаватель русского языка и литературы отметил, что сочинения этих школьников стали более
глубокими, с более четкой структурой, без «размазанных» предложений, появилась связь между абзацами, чего не было в начале года. Возросшую внимательность, наблюдательность, способность к суждению отметил у этих ребят и преподаватель физики.
Аналогичные результаты: заметный рост успеваемости по физике и геометрии, улучшение успеваемости по русскому языку отмечены нами и в предыдущих работах [7; 8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веккер Л.М. Психика и реальность. М.: Смысл, 1998.
2. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Действие моделирования в учебной деятельности школьников (к постановке проблемы) // Психология науки и образование. - 2000. - № 2.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1979.- Т.2.
4. Гальперин ПЯ. Лекции по психологии. М., 2005.
5. Молдавский Д.Ф. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2.
6. Задачи по физике / Под ред. О.Я. Савченко. -М.: Наука, 1988.
7. Молдавский Д.Ф., Кузнецова О.В. Матер. 8-й Междунар. конф. «Физика в системе современного образования»: 29 мая - 3 июня. - СПб., 2005. - Книга 2.
8. Молдавский Д.Ф., Кузнецова О.В. Матер. 9-й Междунар. конф. «Физика в системе современного образования»: 4-8 июня. - СПб., 2007. - Т. 2.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
SOME ASPECTS OF TEACHER REFRESHER COURSE IN REGARDS TO EDUCATION INFORMATIZATION PROCESS
М.Л. Соболева
В статье рассматривается альтернативный подход к переподготовке кадров системы среднего образования (учителей-предметников) в области информатизации.
Ключевые слова: переподготовка кадров, повышение квалификации учителей, информационно-коммуникационные технологии в образовании, тренинги по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Soboleva M.L.
The article presents an alternative approach to conducting secondary school teacher refresher course in regards to informatization.
Keywords: refresher course, improving teaching qualification, information and communication technology in education, training in using information and communication technology in education.
ф
В настоящее время, когда одним из основных стратегических ресурсов является информация, становится очевидной необходимость создания новой практики подготовки будущих учителей.
Учителя-предметники в условиях информационного общества должны обладать следующими профессиональными знаниями, умениями и навыками (ЗУН):
1) иметь подготовку в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как минимум на уровне конечного пользователя (приобрети элементарные навыки работы с персональным компьютером; научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, готовыми компьютерными учебными программами в соответствующей предметной области);
2) освоить методы структуризации информации в системно-компонентном аспекте;
3) уметь внедрять и использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;
4) осуществлять взаимодействие на разных уровнях: с учениками, их родителями и коллегами; используя ИКТ (средства интерактивного общения, e-mail и др.);
5) иметь представление об основных принципах и способах управления образовательным учреждением среднего звена в условиях информационного общества.
Однако в настоящее время наблюдается некоторое противоречие между необходимостью в подготовке учителей-предметников качественно нового уровня и недостаточной проработанностью соответствующих программ подготовки, а также наличием в школах большого количества учителей, окончивших вузы на заре информационного общества (или ранее) и не получивших подготовки в области ИКТ.
Одним из решений для устранения обозначенного противоречия может являться система переподготовки учителей-предметников, основывающаяся на принципах технологий «обучение действием» и «коллегиальное управление» [1; 2].
Данные технологии разработаны для усовершенствования системы профессионального обучения, в частности для интеграции развития людей (работников) и организации, и являются альтернативной моделью обучения в системе повышения квалификации персонала компании.
В системе среднего образования вышеперечисленные технологии переподготовки кадров применяются как некоторый инструмент решения задач по вопросам повышения квалификации учителей-предметников.
Рассмотрим механизм реализации альтернативного подхода к переподготовке кадров среднего образования. Ведущую роль в процессе повышения квалификации учителей-пред метников сред-
него образовательного учреждения (ОУ) в рамках процесса информатизации образования может сыграть учитель информатики этого же учебного заведения. Все предпосылки для включения учителя информатики в процесс переподготовки учителей-предметников и возложения на него полномочий по обучению и управлению данным процессом в условиях информатизации образования уже существуют. В последние годы в систему высшего профессионального образования внедрена программа подготовки специалистов качественно нового уровня. Разработанные примерные программы дисциплин специализации [3] и предметного блока [4] специальности «Информатика» предписывают подготовку будущих учителей информатики в области информатизации образования по следующим направлениям:
- информатизация управления образовательными процессами;
- организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет;
- психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования;
- разработка и использование информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Исходя из вышеперечисленного, в соответствии с социальным заказом информационного общества и в условиях процесса информатизации образования, в частности общего среднего образования, деятельность современного учителя информатики можно разбить на следующие составляющие (рис.1).
Деятельность учителя информатики в условиях информатизации образования
Повышение квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе
Ведущая роль в смене методических разработок по информатике в условиях информатизации
Помощь в отборе и создании программных средств учебного назначения учителям-предметникам
Взаимодействие с учителями-предметниками в условиях интеграции школьных предметов и ИКТ (интегрированные уроки)
Создание и координация информационного пространства образовательного учреждения
Рис. 1. Структурная схема профессиональной деятельности учителя информатики средней школы в условиях информатизации образования
#
Продекомпозировав функцию деятельности учителя информатики в условиях процесса информатизации образования на несколько функциональных составляющих и проанализировав их во взаимосвязи, сопоставив между собой (как на одном уровне иерархии, так и на разных), можно утверждать, что современный учитель информатики готов выступить своеобразным буфером взаимодействия между учителем-предметником и ИКТ в альтернативной форме системы повышения квалификации.
В свою очередь, это вызывает ряд уточнений по финансовой стороне и временным ресурсам рассматриваемой проблемы. Решить данный вопрос возможно в рамках новой системы оплаты труда педагогов, в частности учителей информатики, а временные ресурсы найти за счет каникулярного времени учебного года.
Функцию «Повышение квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе» можно продекомпозировать на следующие подфункции (рис. 2).
ИКТ в образовании
Презентации
Учебно-методические комплексы (УМ К)
Тестовые среды
Рис. 2. Структурная схема функциональных составляющих повышения квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе
Применение совокупности функциональных составляющих данной функции является, по мнению автора, решением реализации функции «Повышение квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе».
Автором, являющимся по совместительству учителем информатики в средней школе, разработаны различные тренинги по освоению ИКТ и их использованию в учебном процессе учителями-предметниками.
1. Тренинг «Обзор существующих программных средств (ПС) учебного назначения и образовательных ресурсов сети Интернет».
Данный тренинг основывается на подборке существующих методических разработок и программных средств (ПС) в области ИКТ по разным предметам школьных курсов, находящихся в свободном доступе в сети Интернет. В поддержку этого тренинга была создана презентация, включающая в себя следующие основные компоненты обсуждаемой тематики (рис. 3).
Блок «Презентации» включает в себя перечень готовых презентаций по предметам школьного цикла, распространяемых в свободном доступе сети Интернет.
Рис. 3. Структурная схема начальной страницы презентации в поддержку тренинга «Обзор существующих программных средств (ПС) учебного назначения и образовательных ресурсов сети Интернет»
Блок «Учебно-методические комплексы (УМК)» содержит учебно-методические материалы из свободного доступа сети Интернет, а также из банка данных УМК, разработанных и созданных студентами, обучающимися по специальности «Информатика» в рамках спецкурса, читаемого автором на математическом факультете МПГУ [7].
Блок «Тестовые среды» состоит из оболочек тестовых сред из свободного доступа сети Интернет и примеров готовых тестов, интегрированных в одну из оболочек, которые разработаны автором в качестве контролирующего компонента по различным темам школьного курса информатики и применяются на уроках информатики.
На заключительном слайде презентации приведен перечень образовательных ресурсов сети Интернет в помощь учителям-предметникам в их профессиональной деятельности.
В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН из области ИКТ учебного назначения.
2. Тренинг «Интеграция различных видов ИКТ на уроках информатики».
На этом тренинге автором представляются 3 урока информатики по теме «Устройства персонального компьютера» как пример интеграции ИКТ в учебный процесс. Для визуализации структур каждого рассматриваемого урока была создана презентация, включающая в себя следующие составляющие:
Урок 1.
Тема: Устройства ввода и вывода информации.
Содержание: доклады учащихся по теме урока в виде мультимедийных презентаций с использованием презентационного мультимедийного оборудования.
Домашнее задание: подготовиться к проверочному тесту по теме «Устройства ввода и вывода информации».
Урок 2.
Тема: Устройства системного блока и хранения информации.
Содержание: презентация нового материала; решение заданий в тетради; тест на проверку знаний по теме «Устройства ввода и вывода информации».
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по темам: «Устройства ввода и вывода информации» и «Устройства системного блока и хранения информации».
Урок 3.
Тема: Обобщающий урок по аппаратным устройства персонального компьютера.
$
Содержание: контрольная работа (обобщающая) в виде контрольного теста; выполнение заданий на закрепление/уточнение учебного материала по аппаратным устройствам персонального компьютера.
Домашнее задание: без домашнего задания.
В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН в области применения ИКТ в образовании, в частности в учебном процессе школьных курсов.
3. Тренинг «Создание эффективных презентаций в Microsoft PowerPoint».
Данный тренинг разработан автором для поддержки учителей-предметников в желании и готовности адаптировать мультимедийные презентации из свободного доступа сети Интернет, а также для разработки и создания ими собственных презентаций. Учебно-методическим материалом для этого тренинга могут являться учебно-методические пособия, разработанные, опубликованные и используемые автором при проведении тренинга по созданию эффективных презентаций в Microsoft PowerPoint версий 2003 и 2007 [5; 6].
В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН по разработке и реализации мультимедийных презентаций, а также по адаптации готовых презентаций из свободного доступа сети Интернет.
Таким образом, на примере структур трех тренингов рассмотрена система альтернативной формы повышения квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебный процесс школьных дисциплин.
Все этапы реализации проведения обучающих тренингов апробированы в негосударственном образовательном учреждении «Школа НИКА» г. Москвы в 2008/2009 учебном году. В 2009/2010 учебном году проведен второй цикл тренингов для учителей-предметников по овладению различными технологиями создания программных средств учебного назначения, что коррелирует с такой функцией учителя информатики в условиях информатизации образования, как помощь в отборе и создании программных
средств учебного назначения учителям-предметникам (рис.1).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краткое описание технологии «Обучение действием». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.alekhina.ru/study/ 515336723#515336723.
2. Краткое описание технологии коллегиального управления. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.alekhina.ru/study/ 1999018229#1999018229.
3. Программа специализации по специальности «030100-Информатика» «Организация информатизации образования». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/ pages/educational/educ2/kourses/IO_ SPEC030100/.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Информатика с дополнительной специальностью». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mpgu.edu/umo/standarty/ 030100/030100-00st.htm.
5. Маркина В.П., Соболева М.Л. Microsoft PowerPoint 2003 для пользователей: Учеб.-методич. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.
6. Соболева М.Л. Microsoft PowerPoint 2007 для пользователей: Учеб.-методич. пособие - М.: МПГУ, НОУ «Школа НИКА», 2010.
7. Соболева МЛ. Структура и содержание спецкурса по теории и методике обучения информатике специальности 030100 - информатика // Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий: Межвуз. сб. научн. ст. / Под общ. ред. О.Б. Назаровой. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
О РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ON IMPLEMENTING INTEGRATION AND DIFFERENTIATION APPROACHES IN TEACHING GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY
А.М. Стихова
В статье дан анализ концептуальной модели обучения будущих инженеров-экологов общей и неорганической химии с учетом интегративного и дифференцированного подходов. Представлена тех-
Styhova A.M.
The article analyzes the conceptual model of teaching general and inorganic chemistry to future engineering ecologists using integration and the differentiation approaches. The author presents methods of teaching
#