Научная статья на тему 'Трансформация образования в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды'

Трансформация образования в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ШКОЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / MODERN EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TRANSFORMATION OF EDUCATION / WORKSTATION / SCHOOL PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульгина Диана Сергеевна

В статье раскрываются предпосылки создания новой модели индивидуализированной системы учебной работы на основе школьного портала, характеризуются используемые дляее работы информационные инструменты. Обсуждается трансформация пространства и времени образовательного процесса в новых условиях. Показано, что переход на новую модель помогает решить ряд актуальных проблем системы общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EDUCATION IN IT-RICH EDUCATIONAL ENVIRONMENT

He article focuses on the importance of education and its changes due to many factors, one of which is the it, the background of the new model ofindividualized system of school study based on the school portal as well as the description of the information tools used for its operation. the transformation of space and time of the educational process in the new conditions isdiscussed. it is shown that the transition to the new model helps to solve a number of urgent problems of the general education system.

Текст научной работы на тему «Трансформация образования в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

TRANSFORMATiON OF EDUCATiON iN iT-RiCH EDUCATiONAL ENViRONMENT

Шульгина Диана Сергеевна

Преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ Московской области «Серпуховский колледж», магистрант кафедры теоретической информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета e-mail: riddle53@mail.ru

Shulgina Diana S.

Special disciplines teacher, "Serpukhov College", student in the master's program of the Department of Theoretical Computer Science and Discrete Mathematics of Moscow State Pedagogical University e-mail: riddle53@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются предпосылки создания новой модели индивидуализированной системы учебной работы на основе школьного портала, характеризуются используемые для ее работы информационные инструменты. Обсуждается трансформация пространства и времени образовательного процесса в новых условиях. Показано, что переход на новую модель помогает решить ряд актуальных проблем системы общего образования.

Ключевые слова: современное образование, информационно-коммуникационные технологии, трансформация образования, автоматизированное рабочее место, школьный портал.

Abstract. The article focuses on the importance of education and its changes due to many factors, one of which is the iT, the background of the new model of individualized system of school study based on the school portal as well as the description of the information tools used for its operation. The transformation of space and time of the educational process in the new conditions is discussed. it is shown that the transition to the new model helps to solve a number of urgent problems of the general education system.

Keywords: modern education, information and communication technologies, the transformation of education, workstation, school portal.

Образование представляет собой многофункциональную систему со сложной структурой. Воздействие системы образования на жизнь общества весьма широко - в дошкольных организациях и общеобразовательной школе начинается процесс формирования личности, индивидуального и общественного сознания людей, продолжающийся и в системе профессионального образования. Возрастает роль системы образования как института духовного производства личности, повышения ее качеств как субъекта производственных отношений. Эта деятельность образовательных организаций, выступая своего рода реализацией потребности государства и граждан в образовательных услугах, нуждается в особой поддержке государства.

Образование всегда было, есть и будет одним из тех определяющих начал жизни человечества, по природе своей порождающее так называемые «вечные проблемы», актуальность которых со временем не тускнеет. Более того, каждый новый виток развития человеческой цивилизации заставляет обращаться к процессам, происходящим в этой сфере на принципиально новых основаниях. Образование все больше приобретает характер одной из сфер жизнедеятельности общества, обеспечивающих его качественные изменения и предопределяющих будущее устройство. Ведущей качественной характеристикой современного образования, с данной точки зрения, становится его «опережающий» характер, позволяющий формировать социокультурный потенциал и дающий возможность моделировать процессы развития общества в целом, закладывая основы соответствующей культуры личности. Все это актуализирует роль образования как специфической социокультурной системы - роль, которую она утрачивала на протяжении всего прошлого столетия.

Происходящие перемены в образовании во многом близки по смыслу к государственному видению перспектив развития образовательной системы. Достижение необходимого уровня образования в данный момент требует управляемого вмешательства в развитие российского образования, так как эволюционное и инерционное движение образовательной системы отстает от современных потребностей экономики.

Десять лет назад было зафиксировано развитие дополнительного измерения в изучении информатики, которое связано с процессами трансформации учебного заведения и перетягивает на себя все большую часть содержания общеобразовательного курса.

«Трансформация» как детерминация настоящего и будущего прошлым — эта точка зрения разделяется многими, проблема же заключается в степени и формах детерминации. М. Гефтер утверждал, что российское общество в принципе нереформируемо. По А. С. Ахиезеру, оно совершает некоторое маятниковые колебательные движения, то есть проходит инверсионные циклы [1].

Трансформацию системы образования в российском обществе можно проанализировать по основным положениям российской образовательной политики, раскрытым в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и зафиксированным в Законе Российской Федерации «Об образовании». В частности, в Концепции модернизации российского образования утверждалось, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны

современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2].

Пример трансформации образования в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды можно рассмотреть на основе образовательной организации - школы. Обсуждая новую модель школы с индивидуализированной системой учебной работы на основе школьного портала, следует обсудить трансформацию пространства и времени образовательного процесса в новых условиях.

За последние годы совокупное действие внешних и внутренних факторов развития процессов информатизации школы [3], а также синтез работ в области педагогической инно-ватики с новым поколением средств ИКТ, которые доступны школе на новом этапе ее информатизации, привели к появлению представления о новом этапе информатизации школы.

Новый этап связан с индивидуализацией учебного процесса. В основе этого процесса лежит новая модель школы, которая качественно расширяет рамки традиционной классно-урочной системы, ведь традиционные школы базируются на основе классно-урочной системы.

Создание данной системы - результат деятельности великих педагогов прошлого, она выдержала проверку временем и стала основой существующей системы массового образования, обеспечила повсеместное становление индустриальной экономики, сделала похожими школы во всех странах мира. Однако сегодня классно-урочная система все шире подвергается критике. Варианты повышения результативности ее работы в значительной мере исчерпаны, а классно-урочная организация учебного процесса стала препятствием на пути индивидуализации учебной работы и достижения учащимся новых образовательных результатов [4]. История учит, что отказ от классно-урочной системы (что широко практиковалось в отечественной школе в конце 1920-х гг.) может привести к снижению результативности образовательной работы в массовой школе. Именно поэтому и сегодня наша общеобразовательная система продолжает выполнять постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе» (1930), где сказано: «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся».

Чтобы перейти от системы образования, характерной для индустриальной экономики, к индивидуализированному образованию для всех, требуются другие, не менее действенные средства управления коллективной работой школьников и педагогов, чем те, что в условиях массовой школы обеспечивает классно-урочная система. Помимо прочего, они должны включать традиционную классно-урочную систему в качестве частного случая и позволять поддерживать учебную работу в ее рамках не менее успешно, чем при традиционном планировании и реализации привычного расписания занятий.

Сегодня такие средства управления коллективной работой появились, а их распространение в школах по всему миру обещает стать одним из наиболее примечательных событий нашего времени.

Информационные инструменты и организационная структура, которые лежат в основе традиционной модели школы (постоянные учебные группы учащихся, сменяющиеся уроки, журнал посещаемости и успеваемости, расписание занятий по классам и т. п.), были заимствованы из практики становящегося в то время промышленного производства, которое задавало модели будущей организации больших человеческих коллективов. Организационную структуру и инструменты, которые лежат в основе новой модели школы с индивидуализированной системой учебной работы, следует заимствовать из практики становящегося современного высокотехнологичного производства. Образцом может служить индивидуализированная организация работы сотрудников современных корпораций, которые находятся на переднем крае технологического прогресса.

Для поддержания новой организационной структуры типичным сетевым инструментом выступают календари, которые поддерживает MS ExchangeServer. В пакете с другими портальными средствами он представляет собой современное портальное решение, которое поддерживает оперативную (в режиме онлайн) совместную работу многих тысяч людей с динамическими индивидуальными рабочими календарями и обновляемыми заданиями. На портале фиксируются планы необходимых действий (задания) и этапы их исполнения, хранятся ссылки на результаты сделанной работы. Современные коммуникаторы позволяют определить, находится ли тот или иной сотрудник в корпоративной сети, а также могут отправить ему мгновенное или отсроченное сообщение, провести аудио-или видеоконференцию.

Сегодня много тысяч работников корпораций повседневно используют корпоративные порталы как информационный инструмент для оперативной поддержки совместной работы по всему миру. Использование подобного портального решения в школе дает возможность перейти к гибкому индивидуальному планированию работы и учащихся, и преподавателей. В распоряжении педагогов появляются надежные, отработанные в производственной практике, гибкие инструменты для поддержки совместной, хорошо контролируемой целенаправленной работы больших коллективов людей, которые заменяют традиционные организационные инструменты работы школы: прошитый школьный журнал, расписание уроков на стене в коридоре и в учительской, дневник учащегося.

Новый электронный дневник школьника (равно как и других участников образовательного процесса) представляет собой календарь индивидуальной работы, куда включаются (в том числе в режиме оперативной корректировки) различные мероприятия:

• общие для постоянных групп учащихся (школы, отряда) или для динамически формируемых рабочих групп,

• индивидуальные (в том числе с участием педагогов, сетевых педагогов или родителей).

В дневнике помимо всего этого фиксируется самостоятельная работа школьника с использованием рекомендованных цифровых образовательных ресурсов, интернет-ресурсов и т. п.

Изучение и освоение новых инструментов и новой организационной культуры -непростое дело. Те, кто ими пользуется, должны отвечать требованиям, которые предъявляет культура современного высокотехнологичного производства. Вместе с тем появление

новых инструментов создает среду, в которой учащиеся будут вырабатываться способности, необходимые для того, чтобы отвечать этим требованиям.

Переход к самостоятельному планированию учениками своей учебной работы и внеурочной занятости может происходить постепенно, по мере того как они овладевают универсальными учебными действиями, техниками постановки целей и рационального планирования. Чтобы выработать эти умения в перечне работ, которые фиксируются в индивидуальном календаре, появляется пункт, который предполагает систематическую (ежедневную, еженедельную) работу учащегося и его наставника (воспитателя, куратора, тьютора) по анализу хода и результатов выполнения принятых пунктов индивидуального расписания, проведению необходимой рефлексии.

Основываясь на материалах календаря и результатах его выполнения, наставник ведет систематическую работу по формированию у своего воспитанника универсальных учебных действий, организованности и ответственности, которые составляют важнейшую часть образовательных результатов XXI в. Появляется возможность оперативно анализировать результаты учебной работы и обоснованно (по мере необходимости) корректировать график ее выполнения, последовательно передавая соответствующие права и ответственность за достигнутые результаты самими учащимися.

Заметно изменяется работа классного руководителя (наставника, тьютора). Его главной обязанностью становится педагогическая поддержка, координация работы по выработке у школьников универсальных учебных действий.

Применение и использование школьного портала для гибкого индивидуального планирования учебной работы детей создает предпосылки для проведения их систематической индивидуализированной текущей (формирующей) оценки, позволяет выстраивать ее модульно-зачетную организацию. Учащиеся могут претендовать на прохождение итогового испытания по материалам модуля и получение итоговой (констатирующей) оценки, не дожидаясь усредненных сроков завершения работы по соответствующим курсам, а сразу после того, как они к ней готовы. Таким образом, у школьников появляется возможность «двигаться» по учебной программе со своей скоростью при гарантированном освоении материала каждого модуля, добиваться высоких образовательных результатов без досадных пробелов, характерных для современной классно-урочной системы.

Время учебной работы в традиционной школе разорвано расписанием занятий на отдельные, как правило, не связанные между собой уроки. Учащийся погружен внутрь калейдоскопа сменяющих друг друга занятий. После школы ему предлагается выполнять домашние задания, готовиться к следующему учебному дню, причем объем и интенсивность этой работы фактически ненормированы.

Школьный портал и инструменты индивидуализированного планирования, которые лежат в основе новой модели школы, позволяют выстраивать учебную работу вокруг потребностей ученика и учитывать его бюджет времени, стимулируют использование интегрированных курсов и учебных проектов, которые повышают интенсивность и результативность учебной работы, делают ее более осмысленной и увлекательной, реально отвечают индивидуальным интересам школьников. Здесь создаются хорошие условия для того, чтобы реализовать педагогику, которая ориентирована на ребенка.

Домашняя работа, а также занятия в учреждениях дополнительного образования естественно включаются в общий бюджет учебного времени школьников, а ее содержание и интенсивность контролируются так же, как и учебное время при работе в классе или в составе других учебных групп.

В результате появления школьного портала учащиеся, их наставники и родители получают возможность осваивать и использовать самые современные технологии «управления временем», а само время превращается в важнейший контролируемый ресурс учебно-воспитательной работы.

Неудивительно, что средства ИКТ, поддерживающие новую модель школы, помогают трансформировать не только время, но и пространство учебной работы.

Пространство учебной работы в классно-урочной системе ограничено стенами учебного кабинета. Аналогично, коммуникационное пространство, как правило, ограничено условиями традиционной фронтальной учебной работы. Возможности для индивидуализированной работы, например, с электронными образовательными ресурсами, использованием ресурсов Интернета, работы в малых группах здесь сильно ограничены. Организовать полноценную проектную работу школьников крайне трудно. Новая модель школы помогает решить эту проблему.

Естественными и легитимными местами работы школьников, наряду с лекционной аудиторией, учебным кабинетом и лабораторией становятся помещение школьной библиотеки или фойе школы, где оборудованы места для самостоятельной работы. В свободное время помещение школьной столовой превращается в общий холл, где учащиеся могут встречаться для работы в малых группах.

Школьный портал и поддерживаемые им сервисы позволяют еще больше расширить пространство учебной работы. ИКТ-среда школы формирует новое цифровое пространство, где школьники получают доступ к тренажерам и цифровым самоучителям, компьютерным моделям изучаемых объектов и процессов, средствам автоматизированного контроля, первоисточникам. Вебинары, сетевые проекты и интернет-курсы становятся составной частью учебного пространства школьников при изучении языка, истории, географии, естественнонаучных дисциплин.

В текущий план индивидуальной работы органично включается работа с ресурсами Интернета, освоение сетевых курсов (в том числе с помощью сетевых педагогов), работа с социальными сервисами. Существенно расширяется коммуникационное пространство учебной работы: каждый школьник получает легитимную возможность для общения со своими партнерами по учебной работе (устно и письменно), что создает благоприятные условия для формирования и развития коммуникативных навыков, способности продуктивно трудиться в составе группы.

Трансформация времени и пространства учебной работы, которую порождает появление школьного портала, применение новых информационных инструментов и переход к индивидуализированной системе учебной работы, создают условия для расширения и преобразования традиционных организационных форм учебной работы.

Наряду с уроком с данной группой учащихся и строго определенным расписанием занятий, одной из основных форм становится работа в меняющихся по составу малых

группах (освоение нового, взаимная оценка, взаимопомощь), а также в проектных группах. Постоянными коллективами учащихся могут стать «отряды» (возможно, разновозрастные), в рамках которых проводится предусмотренная планами школы воспитательная и организационная работа.

Среди педагогов школы выделяется специальная категория - наставники (воспитатели, тьюторы), которые систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результативности выполнения индивидуальных планов учебной работы. Наставник целенаправленно занимается формированием у каждого воспитанника универсальных учебных действий (в том числе в ходе подготовки, согласования, анализа хода и результатов выполнения индивидуальных планов работы школьников). Таким образом, в учебном процессе в явном виде выделяется пространство для планомерной воспитательной работы, формирования и отработки универсальных учебных действий, которые зафиксированы в новых образовательных стандартах. Появляется педагог, который отвечает за ее выполнение.

В новой модели школы учителя-предметники, как специалисты в отдельных предметных областях, выступают (помимо возможной работы наставниками) в роли содержательных консультантов, руководителей учебных проектов, организаторов работы в учебных лабораториях. Они компонуют (подбирают) учебные материалы для индивидуальной и групповой работы, дополнительно опекают «продвинутых» и «отстающих» обучающихся, обеспечивают освоение вариативных компонент (профильная составляющая) учебного плана школы.

Существенную часть учебного времени школьники проводят, выполняя индивидуальные задания с использованием ЦОР, работая с партнерами в малых группах. Распространенной формой учебной работы и получения признания школьниками результатов своего труда становится в том числе презентация своих результатов перед одноклассниками на общеотрядных и общешкольных мероприятиях. Подготовка и участие в различных олимпиадах и соревнованиях учащихся различного уровня (районных, городских, региональных, общероссийских и международных) становится составной частью учебной работы, фиксируется в индивидуальных планах, а ее результаты систематически контролируются.

Ключевой составляющей новой модели школы является технологическая инфраструктура, которая необходима для ее функционирования. ИКТ-насыщенная образовательная среда новой школы включает в себя:

• рабочие места с постоянным широкополосным доступом в сеть Интернет и в школе, и дома для каждого участника учебного процесса (учащийся, учитель, администратор);

• единый информационный портал (школьный портал), позволяющий решать все задачи информационного обеспечения, которые возникают в ходе планирования и реализации индивидуализированного образовательного процесса, а также при оценке его результативности;

• горячую линию для непрерывной технической поддержки всех пользователей, которая функционирует по схеме 24 часа в день, семь дней в неделю и 356 дней в году;

• систему постоянного технического обслуживания мобильных рабочих мест (включая замену вышедших из строя компьютеров за счет использования обменного фонда).

В качестве автоматизированных рабочих мест педагогов и школьников (или сокращенно АРМ) можно использовать принадлежащие им (или школе) личные мобильные компьютеры. Вся необходимая информация и программные средства для текущей работы могут располагаться на школьном портале.

Школьный портал предоставляет всем участникам образовательного процесса защищенный доступ в Интернет и к информационным ресурсам школы, возможность компоновать, формировать, создавать, хранить и использовать необходимые цифровые образовательные ресурсы, а также всевозможные дистанционные образовательные технологии (ДОТ); накапливать данные о результатах учебной работы; формировать необходимые справочные и отчетные формы.

Уже существуют экономичные портальные решения для школы, которые наследуют проверенные технологические разработки для банков и крупного бизнеса, гарантируют высокую надежность, стабильность и безаварийность работы, а также защиту данных от несанкционированного использования.

ИКТ-насыщенная образовательная среда, которая позволяет создать на школьном портале единое информационное поле для всех участников учебно-воспитательного процесса, может (и должна) также поддерживать продолжающийся процесс целенаправленных изменений в работе школы. Прогнозирование, планирование и претворение в жизнь желаемых изменений в работе школы становится составной частью каждодневной работы педагогического коллектива. В результате работа школы в условиях непрерывных (хорошо спланированных) изменений превращается в норму. Исчерпывающая информация о ходе образовательного процесса позволяет работникам школы заранее распознавать потенциальные проблемы, которые угрожают успешности отдельных школьников, и принимать решения, направленные на их преодоление и предупреждение.

Рассуждая о влиянии ИКТ на среднее образование, важно понять, насколько применение ИКТ обеспечит учащемуся плавный переход от обучения к трудовой жизни. Кроме того, следует проанализировать, как ИКТ помогает постепенному переходу от существующей системы образования к такой системе, которая бы отвечала потребностям общества будущего, особенно когда мы имеем в виду информационное общество.

Идея школы с индивидуализированной системой учебной работы уже возникла давно. Этот подход пытались и продолжают пытаться реализовать с помощью «бумажных» технологий многие инновационные школы. Развитие информационных технологий, появление в школе ИКТ-насыщенной образовательной среды впервые предоставляет педагогам возможность разработать вариант такой модели для массовой школы. Сегодня потребность в такой модели как никогда велика. Она уже реализована в отдельных школах в Европе и США [5; 6]. В ближайшем будущем распространение новой модели школы будет одним из основных трендов развития образования в мире.

Список литературы

1. Гефтер, М. Я. Альтернативы общественного развития [Текст] / М. Я. Гефтер. - М.: Аспект пресс, 1995.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stavedu.ru/index. php3?r=m&s=1&d=bdocs_02 (дата обращения: 30.11.2015).

3. Уваров, А. Ю. Чему учить на уроках информатики [Текст] / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. - 1999. - № 1 (194).

4. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с.

5. [Сайт школы Kunskapsskolan в Швеции] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kunskapsskolan.se/ (дата обращения: 30.11.2015).

6. DeLorenzo, R. A. Delivering on the Promise: The Education Revolution [Text] / R. A. DeLorenzo, W. J. Battino, R. M. Schreiber, B. B. Gaddy Carrio. - Blumington: Solution Tree Press, 2008.

References

1. Gefter M. Ya. Alternativy obshchestvennogo razvitiya. Moscow: Aspekt press, 1995.

2. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda. Available at: http://www.stavedu.ru/index.php3?r=m&s=1&d=bdocs_02 (accessed: 30.11.2015).

3. Uvarov A. Yu. Chemu uchit na urokakh informatiki. Informatika i obrazovanie. 1999, No. 1 (194).

4. Mikhaylova N. N., Yusfin S. M. Pedagogika podderzhki: uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow: MIROS, 2001. 208 p.

5. Kunskapsskolan [School-site, Sweden]. Available at: http://www.kunskapsskolan.se/ (accessed: 30.11.2015).

6. DeLorenzo R. A., Battino W. J., Schreiber R. M., Gaddy Carrio B. B. Delivering on the Promise: The Education Revolution. Blumington: Solution Tree Press, 2008.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.