А. М. Каменский
(Санкт-Петербург)
Нестандартные формы многопрофильного
ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЛИЦЕЕ
Статья посвящена решению актуальной задачи подготовки школы к реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов, предусматривающих осуществление профильности обучения, индивидуализацию образовательного маршрута ученика
Современные лицеи «новой волны» в России появились всего лишь два десятилетия назад. Их породили надежды на демократические перемены, вызванные перестроечными процессами в нашем обществе. При наличии сегодня в России большого количества лицеев, до сих пор не определены их своеобразие и суть. Современный эффективный лицей должен наряду с обеспечением высокого качества образования заниматься постоянными поисками нового, что само по себе является неформатным и нетехнологичным, плохо поддается руководящему администрированию и не вписывается в эталонные каноны.
Вопросы профильности обучения как средства его индивидуализации являются для современного образования наиболее актуальными, так как соответствуют требованиям, предъявляемым новыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Вариантов реализации этих требований и практического осуществления профильности обучения сегодня рассматривается множество, начиная от специализации школ в рамках организации сетевой про-фильности до создания профильных классов и даже подгрупп в общеобразовательных школах (наиболее распространенное решение]. Нами предлагается собственный подход в организации профильного обучения, предполагающий многопрофильность в рамках одного образовательного учреждения и даже в условиях организации работы с отдельным учащимся таким образом, чтобы в зависимости от склонностей и возможностей школьник получал индивидуализированный набор компетенций. «Индивидуализация обучения, одно из магистральных направлений в решении задачи обучения и воспитания творческой личности, в условиях классно-урочной системы становится возможной только при
фактическом разрушении специфических организационных основ», - считает А. И. Савенков [8, с. 117].
Вопросам профильности обучения посвящены работы В. А. Далингера, Н. И. Ешкиной, Л. С. Илюшина, А. В. Хуторского и других. Согласно классическим представлениям в учебный план профильного обучения помимо общеобразовательных дисциплин включают основной, дополнительный и прикладной профильные предметы. С позиции А. А. Пинского содержание профильного обучения определяется базовыми, профильными и элективными курсами, предназначенными для специализации внутри профиля (то, что раньше проводилось как факультативные занятия].
В. В. Гузеев выделяет в учебном плане профильное ядро, состоящее из предметов профессионального плана, вокруг которого группируются предметы прикладного обеспечения, а для гуманитарного развития школьника служат общекультурные предметы [1].
Согласно этим представлениям реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счёт интеграции (во избежание перегрузки] или нелинейности расписания занятий.
Сегодня под нелинейным чаще всего понимают расписание, в котором предусматривается реализация учащимися различных форм и способов учебной деятельности в группах с изменяющимся составом в условиях гибкого режима деятельности. Обычно в таком расписании присутствует жесткий и гибкий модули. В жёстком модуле организовано обучение предметам федерального перечня. Проходит такое обучение, как правило, в традиционной урочной форме. Гибкий модуль вписывается во внеурочные рамки. В него входят как пред-
меты по выбору, так и занятия, связанные с реализацией воспитательной программы. Это исследовательская деятельность школьников, работа в клубах по интересам, выполнение проектных заданий, различного вида практики, экскурсии, участие в конференциях и т.п. Такие занятия обычно проводятся в конце учебного дня либо в особо отведённое время, за рамками традиционного расписания. Также принято включать в нелинейное расписание время для самостоятельной работы.
Введение нелинейного расписания в школе предполагает разработку индивидуального расписания занятий для каждого учащегося. Другие варианты нелинейности в своей реализации сталкиваются с ограниченностью нормативно-правовой базы, начиная от Федерального базисного учебного плана, реализация которого требует обязательного согласования с Учредителем, заканчивая нормативом финансирования на ученика и формированием госзадания.
Проблемы, с которыми сталкивается школа при введении нелинейного расписания, достаточно детально обсуждаются педагогической общественностью на образовательном портале «Эврика» (eurekanet.ru] [10]. Необходимо отметить пошаговый характер составления нелинейного расписания. Формируется индивидуальный учебный план школьника в зависимости от его потребностей и интересов. Затем создаются классы-комплекты, из которых выделяются подгруппы различного уровня освоения предметов. Наконец, подготавливается само расписание, где занятия распределяются по времени в зависимости от нагрузки преподавателя. Основной трудностью при его составлении является соблюдение санитарных норм.
Однако, несмотря на возникающие проблемы, многие школы пытаются выстроить свою собственную модель организации образовательной деятельности. «Сегодня такие учебные заведения распространены по всему миру, хоть и называются они по-разному: свободными или альтернативными... Все они преодолевают недостатки классно-урочной системы, и это - главное» [9, с. 111].
В лицее накоплен опыт работы по освоению новых подходов, способствующих реализации учащимися своего права выбора образовательной программы, форм, методов, темпов, условий обучения [3].
Начиная с пятого класса вводится про-фильность обучения, но формируемые на этой стадии профили носят условный характер: каждый класс обучается по определённому профилю лишь в течение одной учебной четверти. Со сменой четверти изменяется и профиль класса, реализуется новое направление. Таким образом, в течение учебного года осуществляется весь цикл, то есть поочерёдно отрабатываются естественнонаучное, техническое, гуманитарное направления. В каждом профиле присутствует весь набор предметов, изучаемых углублённо, но основная задача таких коротких курсов - мотивационная. Например, курс «Занимательная физика» направлен не на раннее изучение этой науки, а на знакомство учащихся с предметом. В рамках курса ребёнок имеет возможность попробовать свои силы в проведении физических опытов, постановке эксперимента, знакомится с занимательной стороной науки. В четвёртой, последней, четверти с детьми работают сотрудники школьной психологической службы. Только после прохождения такой своеобразной «вертушки» учащийся вместе с родителями выбирает направление обучения. После описанной процедуры выбор делается более осознанно и взвешенно.
Профиль выбран, но профильность в шестом классе лицей осуществляет в сравнительно мягком варианте. Дополнительное учебное время тратится не столько на увеличение объёма пройденного материала, сколько на насыщение его увлекательностью, наполнение историческим содержанием, раскрытием в нём межпредметных и надпредметных связей. Лишь с седьмого класса начинается по-настоящему углублённое изучение профильных предметов, но ребёнок к этому времени уже подготовлен к собственному ответственному решению в выборе профиля.
Основным критерием при зачислении ребёнка на тот или иной профиль является его желание. Соответственно, в классе оказываются разные по уровню готовности к изучению предмета дети. Это обстоятельство накладывает дополнительную ответственность на педагога, которому необходимо в полной мере дифференцировать задания и максимально учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Отдельной программой, реализуемой в лицее, является цикл «Социальные технологии», нацеленный на формирование у лице-
истов основ функциональной грамотности. Он проводится в счёт реализации часов, отведенных на освоение образовательной области «Технология». На параллели, состоящей из нескольких классов, начиная с пятых классов формируются группы, которые на различном предметном содержании отрабатывают освоение тех или иных практических навыков. Например, в курсе «Практическая лингвистика» ребёнок учится правильно писать заявление и заполнять почтовые бланки, что не входит в традиционный курс литературы. В курсе «Домашняя ботаника» ученики осваивают правила ухода за комнатными растениями, чего они не получают в традиционном курсе биологии.
Знания, умения и навыки только тогда переходят в компетенции, когда становятся востребованными ребёнком в реальной жизненной практике. Данный проект становится актуальным именно в преддверии перехода школы к полному освоению новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС].
Таким образом, важнейшая особенность курса «Социальные технологии» состоит в тесном единстве урочной и внеурочной деятельности. Каждая группа в рамках курса связана с определенной структурой детского самоуправления, кружком, клубом по интересам, где учащиеся имеют возможность проявить, «предъявить» другим полученные в учении полезные знания. Например, группы восьмого класса, занимающиеся по программе «Физика и спорт», связаны во внеурочной работе с такими структурами, как «Спортивный комитет», «Школьный стадион», спортивный отдел редакции школьной газеты, «Комитет безопасности».
С помощью спецкурсов цикла «Социальные технологии» учащиеся принимают активное участие в организации выставок, проведении конкурсов, праздников, становятся инициаторами интересных и разнообразных форм жизни школы.
Разнообразие программ позволяет удовлетворить многообразные и разносторонние интересы школьников. Курс «Социальные технологии» включает предметы, связанные с развитием ручной умелости, художественных способностей, творческого начала.
Круг спецкурсов может варьироваться в зависимости от интересов учащихся и возможностей школы.
Безусловно, школа и ранее решала проблемы адаптации учащихся (допрофессиональ-ная подготовка, деятельность кружков и секций], но предлагаемая программа «Социальные технологии» - это более целенаправленный, целостный и комплексный путь, расширяющий возможности современного человека. Социальная адаптация связана не только с выбором профессии и допрофессиональной подготовкой, но и с рядом других проблем: организацией домашнего быта, досугом, сохранением здоровья, освоением социальноэкономического, правового, информационного пространства, приспособлением к условиям жизни в современном городе.
Программа «Социальные технологии» реализуется в тесной связи с «линейными» учебными курсами (математика, физика, химия, биология, география, история, русский язык, литература и пр.]. Она позволяет концентрироваться именно на практическом использовании полученных теоретических знаний.
Начиная с восьмого класса в лицее внедряется «потоковый» метод обучения [4]. В параллели комплектуются несколько классов, и занятия по одному предмету ставятся одновременно в расписание, но уровень изучения предмета в каждой группе разный. Выбираются три уровня: базовый, углублённый и ознакомительный. Лицеист имеет право выбрать уровень обучения самостоятельно. Как правило, в первой четверти бывает большое количество переходов с уровня на уровень. Многие школьники при выборе курса руководствуются не столько степенью сложности изучаемого предмета, сколько симпатией или антипатией к преподавателю. В дальнейшем постепенно происходит саморегулирование списочного состава групп.
В отличие от традиционной профильности «потоковый метод» позволяет ребёнку сконструировать нестандартные сочетания предметов для углублённого изучения. Ориентированный на математическую лингвистику школьник сможет выбрать в качестве профиля литературу в сочетании с математикой, а старающийся попасть на факультет таможенного дела начнёт осваивать физику и иностранный язык.
«Индивидуализация образовательных программ будет способствовать преодолению идеологии принудительного обучения, на которой по-прежнему основывается массовая школа, и тем самым - повышению уровня
мотивации образовательной деятельности и ответственности ученика за её результат», -отмечает О. Е. Лебедев [5, с. 57]. Однако в силу противоречивости общественных тенденций, влияющих на развитие образования, наблюдается и обратная стратегия. И. М. Осмоловская пишет: «В период демократических преобразований, неопределённости в стратегии и тактике развития общества, когда неясно было, люди с какими качествами будут востребованы для развития общества, значительный интерес вызвала идея максимального раскрытия индивидуальности каждого, то есть в обществе должны быть представлены люди с разнообразными свойствами и качествами. Но., такими людьми труднее управлять. И в последнее время наблюдается движение «маятника» в сторону социальной обусловленности процессов образования, унификации учебно-воспитательного процесса (вводятся государственные стандарты образования, единые государственные экзамены], происходит сокращение вариативности в образовании» [7, с. 24].
Вместе с тем на пути реализации «потокового» метода встречается много сложностей. Необходимо иметь достаточное количество учителей по каждому предмету, готовых осуществлять дифференцированный подход в обучении. В параллели имеет смысл иметь не менее трех классов.
На практике достичь значительного углубления путём затраты на изучение предмета большого количества часов не всегда удается, так как базовый учебный план вводит в этом вопросе существенные ограничения. В этом случае углубление достигается за счёт внутреннего содержания курсов, различающихся по уровню сложности и самостоятельной работы учащихся, а также использования внеурочных форм учебной деятельности по предмету. При таком подходе у каждого учащегося выстраивается индивидуальная конфигурация профильности даже на базе одной предметной области ввиду того, что набор внеурочных форм работы, формируемый каждым школьником на добровольной основе, сугубо индивидуален.
«Педагогическое сопровождение жизненного и профессионального самоопределения учащихся школы - это организация внутри образовательного учреждения наилучшего сочетания внешних и внутренних факторов воздействия на личность: социализация, са-
мовоспитание, саморазвитие», - отмечает
С. Ю. Лебедева [6, с. 13].
В связи с этим необходимо говорить и об индивидуальной результативности деятельности учащегося, которая оценивается не столько в сравнении с другими учениками и не только по уровню усвоения общего объёма материала, но и по отношению к собственным предыдущим результатам учебной деятельности. В таком контексте возрастает роль портфолио ученика, демонстрирующего свою активность в различных формах учебной и культуротворческой деятельности, отражающего его способность взаимодействовать с другими людьми, его внутреннюю заинтересованность в выбранном направлении собственного образования.
Так как «потоковый» метод как одна из форм нелинейного расписания, ориентированная на индивидуализацию образовательного процесса, допускает внутреннее разнообразие в самом профиле, то и в традиционной урочной форме могут выстраиваться нестандартные механизмы обучения школьника. На различных предметах нами использовались технологии внутриурочного предметного самоуправления школьников через организацию деятельности Школьной академией наук. Школьные научные общества (ШНО) осуществляют свою деятельность в большинстве отечественных школ. Основной задачей таких объединений является, как правило, способствование организации проектной исследовательской экспериментальной работы учащихся. Многие ШНО занимаются внеурочной работой по предмету - предметные недели, месячники, дни наук, проведение учебных выставок, конкурсов. В отечественной теории и практике накоплен богатый опыт осуществления такой деятельности. Этой теме посвящены работы В. В. Гузеева, В. М. Зайцева,
В. И. Казаринкова, И. Я. Ланиной, А. И. Савенковой и других. Однако связь работы школьного научного общества с деятельностью учащегося непосредственно на уроке рассматривается лишь эпизодически. В лицее Школьная академия наук по игровым условиям направляет активность как на внеурочную, так и на урочную сферу. Эта своеобразная широкомасштабная игра предполагает соответствующую атрибутику - членские билеты, устав с правами и обязанностями, соответствующую символику и атрибутику (академические шапочки, мантии и т.п.]. От школьного
«правительства» академия получает заказы и задания. Лекторскому и шефскому отделам устанавливается норма лекций и занимательных вечеров, которые «академики» проводят в различных классах. Редколлегии определяется регулярность выпуска газет с научной тематикой. Бюро научно-технической информации вывешивает бюллетени с новостями науки и техники. Теоретический отдел отстаивает честь школы на олимпиадах, делает доклады на научно-практических конференциях. Конструкторское бюро занимается ремонтом лабораторного оборудования, помогает в подготовке эксперимента. Административная секция протоколирует заседания, ведёт отчетность, планирует работу.
На основе деятельности Школьной академии наук старшеклассников (ШАНС] в классах сложилась система предметного самоуправления [4], по инициативе школьного совета были введены должности: старшего администратора (заведование проведением учебных экскурсий, вечеров], главного теоретика с группой помощников (подготовка рефератов, сообщений, докладов], архивариуса (подбор и популяризация дополнительной литературы], главного техника (помощь в подготовке и проведении эксперимента], главного механика (ремонт оборудования], заведующего вычислительным центром (подбор и решение интересных расчетных задач], главного аналитика (подбор и решение качественных задач], начальника отдела охраны (сохранность оборудования и кабинета], программиста (создание и работа с обучающими компьютерными программами, консультации в компьютерном кабинете самоподготовки], имиджмейкера (пропаганда научных знаний, в том числе в младших классах, оформление кабинета].
Игровая атмосфера, переходящая из внеурочной деятельности в урочную, способствует стимулированию творчества лицеистов. Каждый ученик способен при таком подходе найти свою «номинацию» в предмете. Наука не может быть при этом «нелюбимой», так как каждый ученик прикасается к ней в своей «экологической нише», при этом освоение учебной программы сопровождается удовлетворением потребности в самореализации, переживанием успеха.
Построение системы самоуправления по предмету дополняется публичным признанием достижений в той или иной номинации, что происходит через систему конкурсов, выставок, олимпиад, игр и т.д. В качестве оценок и наград используются премии школьного совета, ценные подарки, благодарственные письма, поздравления в радиопередачах и т.п.
В школьной практике идея соединения обучения и воспитания должна сопровождаться построением соответствующего организационного механизма школьного самоуправления. Школьная академия наук старшеклассников является частью системы школьного самоуправления. Приоритетны в таком подходе не сумма приобретенных знаний, умений и навыков, а подготовленность учащихся к реальной жизни, выраженная в умении ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, и умении добывать знания, если их не хватает для решения жизненных задач, а также положительное мироощущение ребёнка, вера в свои силы, желание и возможность прийти на помощь товарищу, умение самому воспользоваться такой помощью. Такое педагогическое видение созвучно требованиям новых ФГОС, в которых лейтмотивом проходит идея индивидуализации обучения, развития творческих способностей ученика.
Литература
1. Воспитание в контексте междисциплинарного подхода : материалы Вторых Всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новикова (г. Владимир, 1216 сентября 2009 г.) / под. ред. А. В. Гаврилина и Н. Л. Селивановой. - Владимир ; М. : Изд-во Шарыгина, 2009. - 436 с.
2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград: КГУ, 2000. - 572 с.
3. Каменский А. М. Инновационные технологии организации самостоятельной работы учащихся в современном лицее // Человек и образование. - 2007. - № 1-2. - С. 75-81.
4. Каменский А. М. Стратегические ориентиры в управлении современной школой. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 96 с.
5. Лебедев О. Е. Результаты школьного образования в 2020 году // Вопросы образования. - 2009. - № 1. - С. 40-59.
6. Лебедева С. Ю. Жизненное и профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного образования. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 188 с.
7. Осмоловская И. М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы. - М. : Сентябрь, 2005. -176 с.
8. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
9. Свободное образование: зарубежный опыт // Новые ценности образования / под ред. И. Б. Крыловой. - 2003. - Вып. 2. -
С. 14-19.
10. Все об образовании / МГУ; ИЛОСВЕТ // Образовательный информационный портал «Всеобуч» [сайт]. - Режим доступа: http://www.edu-all.ru
---------^-----------