Содержание: контрольная работа (обобщающая) в виде контрольного теста; выполнение заданий на закрепление/уточнение учебного материала по аппаратным устройствам персонального компьютера.
Домашнее задание: без домашнего задания.
В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН в области применения ИКТ в образовании, в частности в учебном процессе школьных курсов.
3. Тренинг «Создание эффективных презентаций в Microsoft PowerPoint».
Данный тренинг разработан автором для поддержки учителей-предметников в желании и готовности адаптировать мультимедийные презентации из свободного доступа сети Интернет, а также для разработки и создания ими собственных презентаций. Учебно-методическим материалом для этого тренинга могут являться учебно-методические пособия, разработанные, опубликованные и используемые автором при проведении тренинга по созданию эффективных презентаций в Microsoft PowerPoint версий 2003 и 2007 [5; 6].
В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН по разработке и реализации мультимедийных презентаций, а также по адаптации готовых презентаций из свободного доступа сети Интернет.
Таким образом, на примере структур трех тренингов рассмотрена система альтернативной формы повышения квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебный процесс школьных дисциплин.
Все этапы реализации проведения обучающих тренингов апробированы в негосударственном образовательном учреждении «Школа НИКА» г. Москвы в 2008/2009 учебном году. В 2009/2010 учебном году проведен второй цикл тренингов для учителей-предметников по овладению различными технологиями создания программных средств учебного назначения, что коррелирует с такой функцией учителя информатики в условиях информатизации образования, как помощь в отборе и создании программных
средств учебного назначения учителям-предметникам (рис.1).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краткое описание технологии «Обучение действием». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.alekhina.ru/study/ 515336723#515336723.
2. Краткое описание технологии коллегиального управления. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.alekhina.ru/study/ 1999018229#1999018229.
3. Программа специализации по специальности «030100-Информатика» «Организация информатизации образования». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/ pages/educational/educ2/kourses/IO_ SPEC030100/.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Информатика с дополнительной специальностью». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mpgu.edu/umo/standarty/ 030100/030100-00st.htm.
5. Маркина В.П., Соболева М.Л. Microsoft PowerPoint 2003 для пользователей: Учеб.-методич. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.
6. Соболева М.Л. Microsoft PowerPoint 2007 для пользователей: Учеб.-методич. пособие - М.: МПГУ, НОУ «Школа НИКА», 2010.
7. Соболева МЛ. Структура и содержание спецкурса по теории и методике обучения информатике специальности 030100 - информатика // Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий: Межвуз. сб. научн. ст. / Под общ. ред. О.Б. Назаровой. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
О РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ON IMPLEMENTING INTEGRATION AND DIFFERENTIATION APPROACHES IN TEACHING GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY
А.М. Стихова
В статье дан анализ концептуальной модели обучения будущих инженеров-экологов общей и неорганической химии с учетом интегративного и дифференцированного подходов. Представлена тех-
Styhova A.M.
The article analyzes the conceptual model of teaching general and inorganic chemistry to future engineering ecologists using integration and the differentiation approaches. The author presents methods of teaching
нология обучения общей и неорганической химии, включающая способы сочетания и взаимодействия интеграции и дифференциации.
Ключевые слова: интегративный и дифференцированный подходы, целостность системы, профессиональная направленность, инженерно-экологический аспект.
general and inorganic chemistry including ways of combining and interrelating integration and differentiation.
Keywords: integration and differentiation approaches, system integrity, professional orientation, engineering ecology.
Реформирование высшего профессионального образования связывают с его компетентностной ориентацией на определенную сферу профессиональной деятельности. А это, в свою очередь, требует изменений как в содержании образования, так и в методах и формах его организации. По сути, речь идет об интегра-тивно-деятельностном характере процесса обучения и «акцент делается на необходимость целостного развития человека, раскрытие качественного своеобразия его творческой индивидуальности и, как следствие, профессиональной компетентности» [3, с. 18].
В системе подготовки будущих инженеров-экологов в морском вузе курс общей и неорганической химии (ОНХ) относится к разряду профессионально значимых и получает дальнейшее развитие в химических и инженерно-экологических дисциплинах.
Основная концептуальная идея состоит в том, что процесс обучения ОНХ становится профессионально направленным только при условии оптимального сочетания интегративного и дифференцированного подходов, причем как в содержательном, так и процессуальном аспектах. Для этого необходимо дополнить теоретическое содержание разделов курса материалом, позволяющим курсантам осознать необходимость химических знаний для решения профессиональных задач. Речь идет о химической составляющей инженерно-экологических знаний.
В теории и практике обучения интеграция и дифференциация занимают значительное место, однако рассматриваются они преимущественно изолированно, без учета их взаимосвязи и взаимозависимости. В Большом энциклопедическом словаре даны следующие определения интеграции и дифференциации. Интеграция (лат. integra-tio - восстановление, восполнение, от integer - целый) -это понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. В то же время, это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Дифференциация (лат. differentia - разность, различие) - это разделение целого на части, формы и ступени или выделение различающих компонентов по единому принципу, исходя из одной отправной точки [2; 3].
Интеграция и дифференциация находятся в диалектических отношениях - как единство и противоположность, как общее и частное, универсальное и специфическое, особенное. Сочетание интегративного и дифференцированного подходов заложено как в содержании, так и в методологии усвоения химических знаний.
При организации обучения ОНХ возникают проблемы выделения оснований для процессов интеграции и дифференциации и определения их оптимального соотношения как в предметном содержании, так и в процессе его усвоения. К общим основаниям интеграции можно отнести единство окружающего мира и взаимосвязь наук, а также интегративный характер мышления и процесса усвоения знаний. В то же время, дифференциация обусловливается спецификой каждой отрасли знаний и различной способностью курсантов усваивать одну и ту же учебную информацию.
Очевидно, что процесс профессионализации требует интеграции, а значит, организации обучения в том числе и на междисциплинарной основе. В то же время, индивидуализация возможна только при условии дифференциации процесса обучения; способствует дифференциации самостоятельность выбора и сформированность индивидуального стиля учебной деятельности курсантов.
Так как нельзя преувеличивать роль ни химической теории, ни чрезмерного профилирования, выбирается оптимальное соотношение между общими химическими и прикладными (инженерно-экологическими) знаниями. Определена и форма представления инженерно-экологической информации в виде приложения к основному курсу.
В содержание приложения входят реакции, протекающие как в природных средах, так и на промышленных предприятиях. Они имеют не только естественное, но и антропогенное происхождение и связаны с образованием химических загрязнителей или с очисткой газообразных выбросов, сточных вод и твердых отходов.
Для наглядности в приложении приводятся числовые сведения, иллюстрирующие масштабы загрязнения, токсичность и устойчивость загрязняющих веществ в различных средах, а также степень их очистки. Это не только способствует решению профессиональных задач в курсе ОНХ, но и ликвидирует отрыв формализованного содержания от реального природного или техногенного объекта.
Существует многообразие связей между общей химией и неорганической химией в рамках одной интегративной дисциплины, между курсом ОНХ и блоками химических и инженерно-экологических дисциплин. При этом характер внутри- и междпредметных интегративных процессов различен, так как изучаемые дисциплины отличаются друг от друга уровнем и типом усвоения предметного содержания.
Изучение ОНХ строится на взаимосвязи интегративного и дифференцированного подходов, которая реализуется в профессионально направленной самостоятельной работе курсантов. Выделим основные признаки, по которым самостоятельную работу можно отнести к разряду профессионально значи-
#
мой. Прежде всего, следует отметить, что самостоятельная работа - это основной вид учебной и исследовательской работы курсантов в техническом вузе, а также ведущий метод усвоения химических знаний. Самостоятельная работа, в том числе, способствует развитию индивидуальных, креативных свойств личности будущего инженера-эколога. Самостоятельная работа, по сути, имеет интегративно-дифференцированную природу, так как относится к категории как метода, так и средства, а также формы и принципа обучения.
Необходимость реализации одновременно интегра-тивного и дифференцированного подходов в обучении связана с объективно существующим противоречием между интегративными целями и интегративным содержанием для всех, и индивидуальными возможностями каждого. Очевидно, что усвоение знаний и умений, имеющих инте-гративную сущность, происходит индивидуально, в соответствии с особенностями мыслительной деятельности и личностных качеств обучаемых. В то же время, решение современных задач формирования профессиональных компетенций будущих специалистов требует поиска более совершенных приемов и методов обучения каждого.
В целом, структура подготовки курсантов к профессии инженера-эколога интегративна и состоит из двух взаимосвязанных предметных областей - химической и инженерно-экологической. В то же время, дифференциация включает признаки как предметной, так и профессиональной ориентации.
Например, важнейшим признаком предметной дифференциации является деление химии на отдельные разделы, часть из которых рассматриваются как самостоятельные химические науки (и соответствующие им химические дисциплины). Это общая и неорганическая химия (ОНХ), органическая химия (ОХ), физическая химия (ФХ), аналитическая химия и физико-химические методы анализа (АХ и ФХМА), коллоидная химия (КХ). ОНХ, в свою очередь, состоит из двух относительно самостоятельных разделов: общей химии (ОбХ) и неорганической химии (НХ). При этом центральное место занимает ОбХ как теоретическая и ин-тегративная часть ОНХ. ОбХ выполняет роль системообразующего фактора по отношению к другим частям химии и инженерно-экологическим дисциплинам.
В связи с этим вместо термина «химия» могут быть использованы термины «химические науки» и «химические дисциплины». Эти науки имеют свои специфические объекты исследования, присущие только им теоретические представления и собственные экспериментальные методы исследования. В то же время, все области и разделы химии фактически едины.
В табл.1 представлены основания для дифференциации и взаимной интеграции химических знаний. При этом углубление процессов дифференциации приводит к новым формам интеграции, и наоборот.
Результатом интеграционных процессов является возникновение новой концептуальной системы, представляющей собой единство связанных между собой дифференциальных компонентов. Интеграция базируется прежде всего на межпредметных связях, однако логика процесса обучения предполагает первичное формирование и раскрытие внутрипредметных связей, и, только затем, на их основе -связей межпредметных. Очевидно, что системные химические знания отличаются наличием взаимосвязей между фактами, понятиями, законами и теориями, отражающими связь химических веществ и химических процессов.
Основой профильной или профессиональной дифференциации при обучении ОНХ является ее инженерно-экологическая направленность. Связи между химическими и инженерно-экологическими дисциплинами обусловливают интеграцию различных предметных областей.
В табл. 2 представлены основания для дифференциации и взаимной интеграции знаний химических и инженерно-экологических дисциплин, таких как: общая экология (ОЭ), промышленная экология (ПЭ), инженерные методы защиты атмосферы (ИМЗА), инженерные методы защиты гидросферы (ИМЗГ), основы токсикологии (ОТ) и др.
Реализация интегративного и дифференцированного подходов в курсе ОНХ опирается на технологию индивидуального обучения. Фактически речь идет о системе организации учебной работы курсантов при изучении содержания ОНХ, при этом центральное место в системе занимает активная самостоятельная деятельность. Оптимальное соотношение интеграции и дифференциации в самостоятельной работе курсантов обеспечивается дидактически-
Таблица 1
Дифференциация и взаимная интеграция химических знаний
Основания для интеграции Разделы химии (хим. дисциплины) Основания для дифференциации Основания для взаимной интеграции и дифференциации
л н о (в Единство и общность: ОНХ а) увеличение объема хими- а) система связей меж-
Ч хо ч - объектов исследования; ОХ ческих знаний; ду хим. науками и их
и о ф - языка и терминологии; АХ и ФХМА б) специфика, уровень и раз- разделами;
я н 8 - понятий; ФХ личие: б) специализация и
8 X - теорий; КХ - теоретических представле- комплексность иссле-
ф а - экспериментальных ний; дования проблем;
а методов - объектов исследования; - сложности понятий; - экспериментальных исследований в) привлечение разных методов исследования
Таблица 2
Дифференциация и взаимная интеграция химических и инженерно-экологических знаний
Основания Инженерно- Основания для Основания для вза-
для интеграции экологические дифференциации имной интеграции и
дисциплины дифференциации
s H и ев и о ® F g Химическая (ие): ОЭ а) уровень и сложность а) разработка
о (в и (в и - природа ПЭ решаемых инженерно- малоотходных и
>о о и о загрязнителей; ИМЗА экологических проблем; безотходных
® 3 ч о й о ® - промышленность - ИМЗГ б) использование природного технологий;
s н IS s э источник загрязнений; ОТ или техногенного сырья; б)создание
® S о s ft д s и - методы контроля за и др. в) степень токсичности экологически
н ® & ® s состоянием ОС; загрязняющих веществ; чистых источников
В ® s - методы защиты ОС г) уровень и степень очистки; энергии;
s s и др. д) уровень технологичности химических процессов; е) глубина связи с химическими дисциплинами и др. и др.
ми средствами (учебными и учебно-методическими пособиями), которые выполняют, в том числе, и контрольные функции. Все они имеют экологическую направленность и дифференцированы в соответствии с видами контроля и самоконтроля. Учебные и учебно-методические пособия являются не только эффективным средством, но, одновременно, и условием успешного индивидуального усвоения интегративного химического содержания.
Таким образом, разработана концепция и методика реализации дифференцированного подхода к изучению профессионально направленного интегративного содержания общей и неорганической химии. Она представлена системой непрерывно протекающих процессов интегра-
ции и дифференциации химических и инженерно-экологических знаний. Определены роль и место дисциплины в системе подготовки инженеров-экологов в морском вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шемет О.В. Дидактические основы компетент-ностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - № 10.
2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - В 2 т. - Т.1. - М., 1991.
3. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е.Ф. Губского. - М., 1991.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING EDUCATIONAL AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON
М.А. Валеева
В статье проанализирована сущность понятия «среда»; представлены различные трактовки феномена «образовательная среда»; отражены различные точки зрения относительно ее структуры; показано соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство».
ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY
Valeeva M.A.
The article analyses the essential meaning of the concept of «environment», presents various treatments of the phenomenon of «educational environment», describes different points of view concerning its structure, and examines the correlation between the concepts of «educational environment» and «educational space».
Ключевые слова: образовательная среда, образователь- Keywords: educational environment, educational ное пространство, структура образовательной среды. space, structure of educational environment.