щ) Информационно -
образовательная среда школы
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИОС В ШКОЛЕ
Л. А. ШЕВЦОВА, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой информационных технологий ГОУ ДПО НИРО
Автор статьи обращается к актуальной проблеме внедрения современных информационных технологий в процесс обучения и создания с их помощью условий, способствующих всестороннему развитию личности обучающегося. При этом информационно-образовательная среда школы рассматривается как комплексная система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса. В статье описаны задачи сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды в школе», нацеленного на апробацию рассмотренной модели и на разработку рекомендаций по ее реализации.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда (ИОС), информатизация образовательного учреждения, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсыI, ИКТ-компетентность, электронная среда обучения
Современные глобальные изменения в экономике, политике, образовании, социальной и культурной сферах предъявляют новые требования к содержанию и методам подготовки выпускников XXI века.
В числе первоочередных задач, поставленных Президентом РФ в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа», — создание таких условий обучения, при которых «уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехноло-
гичном конкурентном мире». Ключевым инструментом решения этой задачи является информатизация образовательного учреждения —управляемый и комплексный по своей сути процесс, эффективность реализации которого зависит в первую очередь от наличия информационно-образовательной среды.
Мы рассматриваем информационно-образовательную среду ОУ, с одной стороны, как важный фактор, обеспечивающий доступность и качество образования, а с другой стороны — как необходи-
мое условие эффективной реализации процесса информатизации образовательного учреждения.
Внедрение в практику образовательных учреждений Нижегородской области программ, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а также реализация Комплексной областной целевой программы развития образования Нижегородской области на 2006— 2010 гг. предопределяют системное решение проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе и обосновывают необходимость разработки стратегии развития информационно-образовательной среды современной школы.
Информационно-образовательная среда учебного учреждения должна реали-зовывать:
3 интегрирующую функцию, то есть создавать «пространство возможностей» для всех участников образовательного процесса; объединять усилия педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современной школой; формировать единую систему информационного обеспечения в учреждении;
3 дифференцирующую функцию, то есть создавать такие микросреды («ниши»), которые позволят каждому учителю построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства; учащемуся — реализовать возможность саморазвития и воплощения творческого потенциала; администратору образовательного учреждения — своевременно получить необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.
Создать информационно-образовательную среду, соответствующую целям и задачам XXI века, можно только на основе реализации комплекса мероприятий, включающего:
3 техническое обеспечение школы, развитие компьютерной базы, создание школьной локальной сети: доступные, надежные, современные компьютеры, предназначенные для решения образователь-
ных задач. Важно решить вопросы, связанные с созданием внутришкольной локальной сети с выделенным сервером и достаточной пропускной способностью для подключения к ней дополнительных компьютеров;
3 электронные образовательные ресурсы: мультимедийные приложения, то есть образовательный контент, адаптированный к учебным программам, специфике и профилю образовательных учреждений;
3 подключение к Интернету: доступное, высокоскоростное соединение с Интернетом, в том числе построение сетевой инфраструктуры — школьного Интранета. Важным звеном информационно-образовательной среды является школьный сайт;
3 профессиональное развитие, повышение ИКТ-компетентности учителей: широкий спектр курсов повышения квалификации педагогов, позволяющий им приобрести необходимые знания и умения для интеграции компьютерных технологий в учебный процесс;
3 усовершенствование образовательных методик: внедрение интерактивных методов образования, основанных на сотрудничестве, позволяющих учителям интегрировать компьютерные технологии в учебный процесс, а ученикам — получать доступ к знаниям в любое время и в любом месте;
3 автоматизацию управленческой деятельности: документооборота, управления и планирования учебной деятельности.
В качестве основных характеристик содержательного наполнения информационно-образовательной среды нами выделены: доступность информационных ресурсов и удобство их использования; системность, содержательность и полнота информации, достаточные для принятия управленческих решений; точность, дос-
Внедрение в практику образовательных учреждений Нижегородской области программ, связанный с информационно-коммуникационными технологиями, предопределяет системное решение проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
товерность информации, необходимые для отражения реального состояния объекта; актуальность, своевременность, практическая ценность информации.
Для создания информационно-образовательной среды ОУ необходимо системное видение роли ИКТ в рамках информатизации образовательного учреждения, которое предполагает реализацию взаимосвязанных направлений-модулей. Вместе с тем в современных условиях отсутствуют системные модели информационно-образовательной среды школы, недостаточно отработаны методики развития ее отдельных компонентов, использования ее ресурсов в учебно-воспитательном процессе.
Это актуализировало организацию экспериментальной деятельности и разработку регионального сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды в современной школе», инициированного кафедрой информационных технологий ГОУ ДПО НИРО в 2008 году.
Целью деятельности в рамках проекта являются проектирование и апробация модели информационно-образовательной среды школы. Сетевой проект «Проектирование информационно-образовательной среды в школе» призван решить следующие важные задачи:
3 определить необходимые условия для эффективного развития информационно-образовательной среды школы; 3 разработать концепцию проектирования развития информационно-образовательной среды учебного заведения;
3 создать модель развития информационно-образовательной среды школы;
3 провести опытно-экспериментальную работу по апробации данной модели;
3 разработать методические и практические рекомендации по проектированию и развитию информационно-образовательной среды учебного учреждения.
Для создания информационно-образовательной среды ОУ необходимо системное видение роли ИКТ в рамках информатизации образовательного учреждения, которое предполагает реализацию взаимосвязанных направлений-модулей.
Участниками проекта стали 20 образовательных учреждений Нижегородской области, имеющих опыт развития информационно-образовательной среды. В число участников сетевого проекта вошли:
3 6 лицеев (лицеи № 8, 36 и 87 Н. Новгорода, лицей № 3 г. Сарова, лицей № 7 г. Кстово и Борский лицей);
3 гимназия № 14 г. Выксы;
3 5 школ с углубленным изучением отдельных предметов (школы № 33 и 85 Н. Новгорода, школа № 8 г. Кстово и № 14 г. Балахны, а также школа № 22 г. Дзержинска);
3 8 средних общеобразовательных школ (школы № 21 г. Дзержинска, № 3 и 8 г. Выксы, Воротынская средняя школа, Арефьинская средняя школа Вачско-го района, Суворовская средняя школа Дивеевского района, школа № 5 г. Лыс-ково и школа № 3 г. Кулебаки).
В 2009 году к проекту присоединились нижегородские школы № 32, 103 и 118, а также Первомайская и Больше-мурашкинская средние общеобразовательные школы. На базе школ № 5, 105, 137 и 190 Н. Новгорода совместно с кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО открылись межкафедральные экспериментальные площадки, исследующие проблему преемственности организации обучения младших школьников в условиях ИКТ-насыщенной среды в среднем звене.
Важно отметить, что проект является сетевым как по содержанию, так и по форме взаимодействия участников эксперимента. Это воплощается в том, что, во-первых, основные направления исследования представлены в сети Интернет — в одноименных образовательных ресурсах — сайтах с использованием сетевых сервисов WEB 2.0 и Google-технологий; во-вторых, развитие и наполнение ресурсов происходят непосредственно самими участниками эксперимента в рамках совместной деятельности сетевых творческих групп под руководством кураторов из числа сотрудников кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО.
В рамках проекта разработана и апробирована в ряде образовательных учреждений Нижегородской области модель информационно-образовательной среды школы, которая в самом общем виде представляет собой комплексную систе-
му, где задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса (учителя, ученики, родители, администрация ОУ, вышестоящие организации и т. д.) (см. схему 1).
Схема 1
Модель информационно-образовательной среды ОУ
Проектирование информационно-образовательной среды — это сложный, многокомпонентный процесс, который включает в себя несколько аспектов. В данной статье нам представляется целесообразным уделить особое внимание концептуальной стороне проблемы и не затрагивать технические вопросы.
В основе проекта лежит идея использования информационных технологий для создания электронной среды обучения (ЭСО) [2], которая представляет собой:
3 комплекс электронных образовательных ресурсов: медиатек, энциклопедий, уроков и др. — и инструментов управле-
ния ими (поиска, отбора, представления), разработанный на основе интернет/инт-ранет-технологий;
3 образовательное пространство, способствующее формированию у детей таких качеств и умений XXI века, как ме-диаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание.
Организация среды электронного обучения предполагает включение нескольких взаимосвязанных компонентов (см. схему 2).
Схема 2
Компоненты организации среды электронного обучения
Внешняя информационно-образовательная среда
Электронная среда обучения | школы: „-\-
— школьный Интранет;
— мультимедийный информационный центр компьютерной поддержки;
— кабинет методической поддержки и др.
Электронная среда обучения класса:
— стационарный мультимедийный комплекс;
— мобильный мультиме дийный комплекс;
— стационарный класс;
— мобильный класс
Электронная среда обучения учащегося:
— автономная;
— сетевая
Электронная среда обучения учащегося строится на основе образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер», в рамках которой общение учащегося с компьютером происходит «один на один».
В мировой образовательной практике известно несколько моделей создания среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер», среди них:
3 модель концентрации (передача ноутбука в собственность учащегося);
3 дисперсная модель (предоставление родителям субсидий для приобретения ноутбука: допускается использование ноутбука в парах или группах);
3 настольная модель (на класс раздается несколько ноутбуков для использования в парах);
3 модель классного комплекта (закупка комплекта ноутбуков на класс).
В школах Нижегородского региона в большинстве случаев используется именно модель классного комплекта.
Электронная среда обучения класса предполагает совместное использование компьютеров и программного обеспечения учителями и школьниками с реализацией «обратной связи», проверки знаний, тестирования. Ученик может иметь доступ к дополнительному контенту че-
рез учительский ноутбук. Соединение в этом случае осуществляется по Wi-Fi или с помощью кабельного соединения. Педагог может использовать программное обеспечение (e-Learning), позволяющее осуществлять сетевое взаимодействие между своим компьютером и компьютером каждого учащегося. В случае подключения всего класса к Интернету ученики могут работать вместе, а учитель направлять учебный процесс.
Развитие среды электронного обучения класса возможно в виде различных модулей и их комбинаций:
3 в учебных кабинетах в качестве стационарного мультимедийного комплекса (компьютер с мультимедийным проектором). В этом случае компьютер на уроке используется учителем, как правило, в качестве демонстрационного устройства. Более широкие возможности организации урока предоставляет наличие в классе интерактивной доски;
3 в виде передвижного мультимедийного комплекса (например, учительского ноутбука и мультимедийного проектора), который можно оперативно развернуть в нужное время в конкретном учебном классе;
3 в учебных кабинетах в качестве стационарного мультимедийного класса. Такая модель используется в начальном звене образовательных учреждений Автозаводского района Н. Новгорода. Количество компьютеров соответствует количеству учащихся в классе. За каждым учеником закреплен «личный» компьютер, который по мере необходимости используется в процессе обучения на разных уроках;
3 в учебных кабинетах в качестве мобильного мультимедийного класса на базе передвижной тележки — AquaCart. Такой класс представляет собой комплект ноутбуков для учителя и учащихся, оснащенных модулями беспроводной связи. Ноутбуки хранятся в ячейках тележки, которая служит также средством транспортировки, рабочим столом учителя и
единым для всех ноутбуков зарядным устройством;
3 в ряде образовательных учреждений выделяется специализированный ме-диакласс (медиацентр) свободного доступа для проведения уроков с применением ИКТ. Проблемы использования такого варианта заключаются в согласовании расписания учителей-предметников.
Выбор определенного технологического решения может зависеть от размера класса, уровня владения учителем компьютерными технологиями, а также от технических возможностей школы и наличия дополнительных помещений.
Электронная среда обучения школы предусматривает получение всеми участниками образовательного процесса доступа к размещенным на школьном сервере приложениям, материалам или сервисам. В этом варианте образовательной модели учителю больше нет необходимости использовать свой компьютер в роли сервера.
Школьные серверы устраняют проблему дубликации оборудования и электронных образовательных ресурсов, позволяют оптимизировать скорость сети и обеспечивать постоянный и бесперебойный доступ к сети всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты проекта «Проектирование информационно-образовательной среды»:
3 повышение эффективности учебного процесса: оптимизация работы учителей и школьной администрации за счет использования компьютерных технологий при хранении и обработке информации;
3 повышение качества преподавания: улучшение знания учителем своей предметной области; овладение современными методиками преподавания и способами организации учебного процесса с помощью компьютерных технологий;
Педагог может использовать программное обеспечение (е^еагт^), позволяющее осуществлять сетевое взаимодействие между своим компьютером и компьютером каждого учащегося.
3 формирование компьютерной грамотности: обучение учителей и школьников базовым и инновационным информационным технологиям XXI века;
3 обеспечение широкого доступа участников образовательного процесса к информации с помощью локальной сети или через Интернет;
3 развитие качеств и умений XXI века: медиаграмотности, критического и системного мышления, способности к решению творческих задач, умения работать в команде, самостоятельности, гражданской сознательности.
В настоящее время в on-line режиме представлены сетевые ресурсы проекта, отражающие его промежуточные результаты: «Издательское дело в школе» (http:// sites.google.com/site/pressann/), «Через проект в будущее» (http://sites.google.com/ site/projectniro/), «Мобильные технологии» (http://sites.google.com/site/1to1niro/).
В стадии развития находятся такие информационные ресурсы, как: «Виртуальный методический кабинет» (http:// sites.google.com/site/vmkniro/), «Школьный медиацентр» (http://sites.google.com/site/ mediacenternn/), а также диск с учебно-методическими материалами для учите-
ля, работающего в ИКТ-насыщенной среде «ИКТ-азбука».
Учитывая значимость промежуточных и итоговых результатов проекта для всех образовательных учреждений Нижегородской области, процесс диссеминации разработанной модели и методик развития ее отдельных компонентов предполагает комплекс мероприятий, в частности, информационные и научно-практические семинары, различные формы сетевых коммуникаций, расширение сетевого педагогического сообщества, созданного в рамках пилотного этапа проекта.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Методические рекомендации по повышению эффективности использования ИКТ в учебном процессе образовательных учреждений / Департамент образования Нижегор. обл., Нижегор. ин-т развития образования. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2007. — 75 с.
2. Создание среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер». — М., 2008. — 30 с.
3. Уваров, А. Ю. Информатизация школы и проблема трансформации учебных курсов / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. — 2004. — № 7. — С. 23—28.
ИКТ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются возможности и преимущества использования ИКТ в образовательном учреждении; утверждается мысль о том, что современный учитель иностранного языка должен обладать не только предметной и методической, но и информацион-
Е. К. ПЫХОВА,
учитель английского языка высшей категории лицея № 8 Н. Новгорода