Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ «1 УЧЕНИК: 1 КОМПЬЮТЕР» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛЬ «1 УЧЕНИК: 1 КОМПЬЮТЕР» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВЫПУСКНИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ "1 УЧЕНИК: 1 КОМПЬЮТЕР" / WIKI-СРЕДА / МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА / CLASSMATE PC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудимова Н. В.

В статье представлен опыт реализации модели электронной среды обучения «1 ученик: 1 компьютер» в школе № 14 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахны. Рассмотрены проблемы, которые необходимо решать образовательному учреждению, внедряющему данную модель в учебный процесс. Статья знакомит читателей с разнообразием учебных действий по использованию ClassMate PC, с возможностями применения Wiki-среды в учебном процессе, а также с результатами исследования, проведенного среди учеников, их родителей и педагогов, в классах которых используются СМРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ «1 УЧЕНИК: 1 КОМПЬЮТЕР» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

МОДЕЛЬ «1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Н. В. КУДИМОВА, заместитель директора по информатизации школы № 14 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахны

В статье представлен опыт реализации модели электронной среды обучения «1 ученик : 1 компьютер» в школе № 14 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахны. Рассмотрены проблемы, которые необходимо решать образовательному учреждению, внедряющему данную модель в учебный процесс. Статья знакомит читателей с разнообразием учебных действий по использованию ClassMate РС, с возможностями применения Wiki-среды в учебном процессе, а также с результатами исследования, проведенного среди учеников, их родителей и педагогов, в классах которых используются СМРС.

Ключевые слова: интеллектуальные параметры выпускника, С1а$$Ма1е РС, электронная модель обучения «1 ученик : 1 компьютер», Wiki-среда, метод мозгового штурма

Мы живем во время больших перемен, связанных с модернизацией системы образования, с переходом к новым образовательным стандартам, продиктованным более высокими требованиями современного информационного общества к интеллектуальным параметрам выпускника. С 1 января 2010 года в России вступает в силу новый стандарт начального общего образования, реализация которого в ряде регионов Российской Федерации началась с 1 сентября 2009 года. Для того чтобы понять, какие педагогические принципы должны быть положены в основу обучения, обратимся к проекту Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Согласно данной концепции, выпускнику школы XXI века необходимо обладать:

3 готовностью и способностью к саморазвитию и реализации творческого потенциала, высокой социальной и профессиональной мобильностью на основе непрерывного образования, умением учиться;

3 позитивной самооценкой и самоуважением, умением открыто выражать и отстаивать свою позицию;

3 готовностью к самостоятельным поступкам и действиям, способностью критически их оценивать и брать на себя ответственность за результаты, целеустремленностью;

3 стремлением осваивать основные социальные роли, нормы и правила;

3 сформированностью научной картины мира;

3 способностью управлять своей интеллектуально-познавательной деятельностью;

3 репрезентативным, символическим, логическим, творческим мышлением, продуктивностью воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии;

3 коммуникативной компетентностью, предполагающей сознательную ориентацию на позицию партнеров по общению, совместную с ними деятельность (умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений).

Какие же технологии способствуют формированию у учащихся умений и навыков, необходимых в современном информационном обществе? Каким образом организовать учебный процесс, чтобы достичь поставленных целей? Эти вопросы стоят перед каждым образовательным учреждением, однако ответы на них находят далеко не все.

Президентская инициатива «Наша новая школа» породила жаркие споры во всех учебных заведениях нашей страны. Новые государственные образовательные стандарты вызывают противоречивые чувства. Необходимы? Несомненно! Своевременны? Конечно! Актуальны? Безусловно! Но готовы ли к ним ученики и учителя?

Технологией, позволяющей всем участникам учебного процесса соответствовать запросам современного общества, является модель обучения в рамках программы «1 ученик : 1 компьютер».

В 2007 году школа № 14 г. Балахны вошла в число лауреатов регионального конкурса образовательных учреждений, использующих информационные и коммуникационные технологии в образовании. А в 2008 году, когда школа получила 48 ClassMate РС для реализации программы «1 ученик : 1 компьютер», начался новый этап информатизации ОУ — внедрение ИКТ на уроках в начальной школе. С этого момента все учащиеся 3-х классов получили возможность работать на занятиях с персональными ноутбуками.

В основе программы «1 ученик : 1 компьютер» могут лежать различные модели организации обучения. Но в реальном образовательном процессе российской школы очень сложно воспроизвести их в чистом виде. Это объясняется постоянно изменяющимся количеством учеников в классе, большим интересом школьников к работе с ClassMate РС, различным уровнем ИКТ-грамотности педагогов, санитарно-гигиеническими нормами, согласно которым учащийся начальных классов может непрерывно работать с ClassMate РС не более 15 минут, и, наконец, ответственностью за сохранность ноутбуков, лежащую на педагоге. Именно поэтому, для того чтобы организовать учебный процесс с использованием СМРС, в первую очередь необходимо:

3 обучить педагогов начальной школы основам работы с СМРС и методике применения ИКТ в учебном процессе;

3 оборудовать школьный кабинет так, чтобы он удовлетворял требованиям к использованию ClassMate РС в учебном процессе (возможность подзарядки, сеть WiFi);

3 ознакомить родителей с новыми методами обучения;

3 организовать техническое обслуживание СМРС.

В течение 2007/2008 учебного года для учителей начальных классов школы № 14 заместителем директора по информатизации Н. В. Кудимовой был проведен ряд практических семинаров, на которых они познакомились с основами работы на СМРС, изучили особенности ноутбуков, отметили их плюсы и минусы в сравнении со стационарными компьютерами.

На первом этапе обучения каждый из педагогов продумал и провел одно занятие с использованием ClassMate РС для своих коллег, во время которого об-

Технологией, позволяющей всем участникам учебного процесса соответствовать запросам современного общества, является модель обучения в рамках программы «1 ученик : 1 компьютер».

суждались удачные фрагменты урока, возможные варианты применения ИКТ на занятиях.

На втором этапе педагоги давали открытые уроки, работая уже с классом, а затем также анализировали проведенное занятие. К настоящему времени учителями нашей школы разработана серия мастер-классов, позволяющих продемонстрировать возможности электронной модели обучения «1 ученик : 1 компьютер» коллегам из других образовательных учреждений района.

В рамках реализации модели «1 ученик : 1 компьютер» в нашем учебном заведении был создан специальный класс, оснащенный мультимедийным оборудованием. Установлен скользящий график посещения педагогами данного кабинета как для проведения уроков с использованием ноутбуков, так и для самоподготовки. В результате каждый ученик начальных классов имеет возможность работать с СМРС на занятиях и во внеурочное время.

В нашем образовательном учреждении модель электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» реализуется по двум основным направлениям:

3 использование ClassMate РС на занятиях по различным предметам (особенно эффективно проходят уроки по рисованию, русскому языку, математике, окружающему миру). Это дает педагогу возможность быстрой обратной связи как со всем классом, так и с отдельным учеником. Таким образом реализуется личностно ориентированное обучение, когда каждый учащийся работает с заданиями определенного уровня в индивидуальном темпе;

3 создание и использование в урочной и внеурочной деятельности локальной Wiki-среды. Речь идет об эффективной форме организации как индивидуальной, так и групповой работы, которая

Использование ClassMate РС на занятиях по различным предметам дает педагогу возможность быстрой обратной связи как со всем классом, так и с отдельным учеником.

включает в себя создание и редактирование совместных статей, презентаций итоговых работ, а также дает учащимся возможность развивать навыки сетевого этикета, сотрудничества, умение лаконично излагать свои мысли.

Ученики, работая на СМРС, создают и редактируют страницы локального школьного сайта, разрабатывают свои электронные портфолио, ведут летопись класса, участвуют в разнообразных проектах. Расскажем подробнее о реализации метода мозгового штурма при работе на страницах Wiki-среды.

На отдельной странице сайта формулируется проблемный вопрос, и на первом этапе каждый учащийся, действуя индивидуально, вносит на страницу всевозможные варианты ответов на него. На втором этапе учащиеся работают в группе и выбирают наиболее подходящие, по мнению группы, варианты ответов на вопрос. В результате и учитель, и ученики в разделе «История» могут увидеть, кто внес наибольший вклад в решение поставленной проблемы.

Работа с ClassMate PC может быть организована различными способами, позволяющими реализовать на уроках многообразие заданий:

3 групповой чат дает школьникам возможность видеть на своем мониторе собственную работу и работы всех одноклассников и, соответственно, исправлять ошибки;

3 тесты позволяют учителю сразу провести мониторинг и получить результаты их выполнения каждым учащимся и классом в целом (в процентах, в виде диаграмм);

3 в программе Note Taker с использованием мини-сканера и цифрового пера учащиеся выполняют задания на обычной бумаге; ClassMate PC переводит рисунок или заметку в графический файл, после чего работу любого ученика можно продемонстрировать на мониторах ClassMate PC или вывести на интерактивную доску;

3 электронные пособия-тренажеры позволяют каждому учащемуся выполнять задания в индивидуальном темпе и самому проверять правильность их выполнения.

Таким образом, в результате использования СМРС в учебном процессе учащиеся приобретают способности мыслить глобально, работать с информацией, медиа-средствами, сервисами сетевого взаимодействия; у школьников формируются критическое и системное мышление, способность решать творческие задачи, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельность, с другой. Иными словами, они становятся социально ответственными. Данные личностные параметры учеников отвечают новым государственным образовательным стандартам. Означает ли это, что школа находится на правильном пути? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к исследованию, проведенному в 2009 году на региональном уровне среди использующих ClassMate РС учителей, учащихся и родителей. Анализ его результатов позволяет заключить, что:

3 существенно повысились ИКТ-грамот-ность и ИКТ-компетентность педагогов, учителя приобрели навык использования компьютерных технологий на разных этапах образовательного процесса;

3 возросла мотивация школьников к обучению, соответственно, повысились их внимание, творческая активность и в целом успеваемость по предметам, уменьшилась боязнь получения плохой оценки;

3 вырос интерес родителей к учебе детей. По данным исследования, 98 % родителей положительно реагируют на участие в программе «1 ученик : 1 компьютер». Проведение для родителей открытых уроков с использованием СМРС, распространение буклетов о безопасной работе детей с компьютером позволили понизить тревожность, связанную с влиянием СМРС на здоровье учащихся.

В целом применение СМРС в учебном процессе как одно из приоритетных

направлений развития образовательного учреждения позволяет расширять информационно-образовательную среду школы, повышать заинтересованность педагогов в использовании ИКТ на уроках, представлять и обобщать инновационный опыт как на муниципальном, так и на региональном уровне. Возможности ClassMate РС поистине неисчерпаемы, поэтому, несмотря на заметные достижения школы в данном направлении работы, ей предстоит решить не менее важные задачи:

3 в рамках участия в региональном сетевом проекте «Проектирование информационно-образовательной среды в школе» планируется провести детальное исследование развития таких личностных характеристик учащихся, как память, внимание, мышление;

3 продолжить реализацию учебных проектов с использованием СМРС, уделив особое внимание организации электронной модели обучения в условиях локальной школьной Wiki-среды с дальнейшим размещением некоторых материалов на социальных сервисах в открытом доступе как для родителей учащихся, так и для других заинтересованных лиц;

3 провести серию мастер-классов для учителей начальной школы района: познакомить их с программой «1 ученик : 1 компьютер», продемонстрировать основные возможности организации учебного процесса с использованием СМРС;

3 начать работу на СМРС в рамках кружка в дошкольном образовательном учреждении, которое является филиалом школы;

3 познакомить учащихся начальных классов с программой, позволяющей создавать мультипликационные ролики и игровые проекты, развивая при этом логическое мышление, закладывая основы компьютерной грамотности.

Применение СМРС в учебном процессе позволяет расширять информационно-образовательную среду школы, повышать заинтересованность педагогов в использовании ИКТ на уроках, представлять и обобщать инновационный опыт как на муниципальном, так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.