Информационно-образовательная среда школы
С. Н. ГАШКОВА, Е. А. ГЛУШЕНКОВА,
директор школы № 8 с углубленным заместитель директора
изучением отдельных предметов по учебно-воспитательной работе
г. Кстово school8kst@mail.ru
school8kst@mail.ru
Статья посвящена проблеме создания единой образовательной среды как важного условия организации эффективного учебного процесса. Представлены механизм и основные направления развития ИОС школы, подробно описан информационно-образовательный комплекс школы.
ФАКТОР
ЛИДЕРСТВА
РАЗВИТИЕ ИОС КАК В ОБРАЗОВАНИИ
The article tackles the problem of developing the united educational environment like the main factor of the effective teaching process. The authors of the article introduce the main approaches of the school's development, also they describe the information-educational school's complex.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда школы, среда электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер», информатизация ОУ, инновационная деятельность педагогов, сетевое взаимодействие участников образовательного процесса
Key-words: information-educational school's environment, the environment of electronic studying «1 pupil: 1 computer»», school's computing, teachers' activity, net interaction between the members of the educational process
В настоящее время наблюдается изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования, предполагающего теперь не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Педагогам и учащимся необходим доступ к значительно более разнообразным ее источникам, предусматривающий взаимодействие в сети Интернет, развитие школьных телекоммуникаций, позволяющих находить, анализировать и использовать нужную информацию в образовательном процессе. Новые компьютерные технологии значительно расширяют диапазон образовательных возможностей и способны изменить не только организацию учебного процесса, но и систему образования в целом.
В современных условиях учитель перестает быть для учеников основным носителем информации: во все области получения знаний активно внедряются видео- и аудиоматериалы, ресурсы сети Интернет, мультимедийные программы. Кроме того, задачи, поставленные перед системой образования, требуют изменения функций учителя, который становится руководителем, координатором, консультантом. Иными словами, информатизация способствует переходу от авторитарных позиций к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли учителя. В этих условиях должен измениться учебно-воспитательный процесс школы, важнейшим компонентом которого является информационная среда.
Среди основных целей информатизации образования на современном этапе отметим обеспечение эффективного использования интернет-ресурсов в различных видах деятельности ОУ и организацию оперативного сетевого взаимодействия всех участников процесса обучения в по-
вседневной жизни образовательных учреждений. Отдельные решения в этом направлении, уже ставшие достоянием многих школ, все еще носят разрозненный характер и их совместное использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационно-образовательной среды (далее ИОС) школы и ее интеграция в информационное образовательное пространство региона позволят достичь поставленных целей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ об утверждении федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» на 2001—2005 годы и основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования актуализируется внедрение информационных технологий во все сферы образовательного процесса, решаются задачи создания единой информационно-образовательной среды.
Программа развития такой среды разработана и поэтапно реализуется администрацией средней школы № 8 г. Кстово начиная с 2001 года.
Необходимость создания единой информационно-образовательной среды нашей школы вызвана следующими причинами:
3 увеличивающимся потоком информации, требующимся умением обрабатывать, систематизировать и своевременно использовать ее в образовательном процессе;
3 реализацией новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;
3 развитием современных информационных технологий в сфере образования, что предъявляет новые требования к педагогической деятельности в области применения ИКТ;
Информатизация способствует переходу от авторитарной школы к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли учителя.
3 потребностью оперативной связи с родителями (информирование о жизни школы, результатах обучения, организации элективных курсов, дополнительных занятий), общественностью; взаимодействия с другими образовательными учреждениями;
3 необходимостью применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным процессом (ведение электронного документооборота, составление расписания, учет и контроль).
В результате создаются условия для перехода на новую ступень использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, предполагающую создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся,
гибкую организацию процесса обучения. Это должно обеспечить достижение большинством учащихся среднего и высокого уровней сформированности информационных компетенций; образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Развитие информационно-образовательной среды школы предлагает научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический ресурсы образовательного учреждения. При этом основные субъекты информационных образовательных потоков (администрация, преподаватели, учащиеся, родители) находятся в тесной взаимосвязи, решая поставленные программой задачи (см. схему).
Факторы, влияющие на развитие ИОС школы
Для эффективного управления процессом информатизации ОУ нами были определены следующие этапы создания информационно-образовательной среды школы:
3 организационный (2001—2002 годы);
3 создание основ единой информационно-образовательной среды (2002— 2003 годы);
3 внедрение ИКТ в образовательное пространство школы (2003—2005 годы);
3 развитие и совершенствование процесса информатизации ОУ (2005—2008 годы);
3 обобщение и диссеминация опыта (2008—2010 годы).
В нашем учебном заведении создан информационно-образовательный комплекс, включающий в себя:
3 медиацентр (два компьютерных класса, три компьютерных класса Classmate в начальной школе, два класса с интерактивным оборудованием, лекционный зал с персональными мониторами и мультимедийным оборудованием, локальная сеть с выходом в Интернет, беспроводная сеть передачи данных Wi-Fi, аудио-, видео-и копировальная техника);
3 пресс-центр (школьное радио, школьное кабельное телевидение, редакции методического журнала «Педагогический
вестник» и трех школьных газет — «Новое поколение», «Общество резвых и здоровых», «Родительская газета»);
3 библиотечно-информационный центр (электронная библиотека, медиатека, библиотека учебной литературы, фонд которой составляет 19 400 экземпляров).
Все это обеспечивает максимальное использование ИКТ в преподавании всех дисциплин школьного курса.
В нашей школе действует информационная система Net-school, максимально способствующая автоматизации учебно-воспитательного процесса. Net-school позволяет администрации школы:
3 оперативно получать и обобщать информацию;
3 вести личные дела сотрудников и обучающихся;
3 сопровождать индивидуальные образовательные маршруты учащихся;
3 составлять расписание уроков и внеурочной деятельности;
3 использовать интернет-ресурсы на занятиях;
учителям:
3 вести электронный журнал;
3 размещать объявления на электронной доске;
3 общаться с родителями на форуме;
3 составлять отчеты о работе класса в кратчайшие сроки;
родителям и учащимся:
3 оперативно получать информацию об успеваемости;
3 вести индивидуальные портфолио;
3 общаться на форуме.
Существенным достоинством программы Net-school является то, что с ее помощью все задачи возможно решить комплексно, на основе системного подхода. Регулярное участие учителей в сетевых мероприятиях: видеоконференциях, форумах системы Net-school — создает условия для их профессионального роста, самообразования и самореализации.
Созданию единой информационно-образовательной среды школы также способствуют:
3 информационный сервис «SMS-шко-ла», предоставляющий ученикам, их родителям, учителям, администрации эффективный доступ к школьной информации;
3 web-сайт школы (http://school8kstovo. narod.ru) как информационно-образовательный ресурс, предназначенный для родителей и учащихся.
В течение каждого учебного года администрация школы проводит маркетинговые исследования рынка программных продуктов с целью пополнения школьной медиатеки. В настоящее время она включает в себя более 350 программных продуктов, которые используются для проведения лабораторных и практических работ, осуществления предметного тематического тестирования, а также повышения познавательной активности учащихся.
Участие нашей школы в региональном сетевом инновационном проекте «Проектирование информационно-образовательной среды в образовательном учреждении» под руководством заведующей кафедрой информационных технологий ГОУ ДПО НИРО Л. А. Шевцовой позволило решить следующие приоритетные задачи:
3 вывести ОУ на новый уровень информатизации, позволяющий активно использовать возможности Интернета во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности;
3 в полной мере обеспечить школу цифровыми учебными материалами нового поколения;
3 создать необходимые условия для вовлечения педагогов в процесс использования информационных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности;
3 обеспечить эффективную поддержку инновационной деятельности педагогов, связанной с интеграцией современных достижений в области образования и информационных технологий;
Информационная система ^^ school максимально способствует автоматизации учебно-воспитательного процесса и позволяет решать все задачи комплексно, на основе системного подхода.
3 существенно повысить уровень сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Особое внимание в организации преподавания в начальной школе уделяется реализации модели обучения «1 ученик : 1 компьютер».
Став в 2007 году победителем регионального конкурса в рамках проекта Intel «Мир будущего начинается здесь», наше образовательное учреждение получило 86 мобильных ноутбуков Classmate PC с целью оборудования трех учебных кабинетов для младших школьников. Ученики получили надежное и доступное цифровое устройство, позволяющее использовать его на уроках русского языка, математики, информатики, изобразительного искусства и др.
Основным преимуществом среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» является мобильность Classmate PC, а следовательно, возможность внеурочной работы с аудио- и видеоматериалами, интерактивными и тестирующими программами; участия в учебных исследовательских и социальных проектах. Функционирование данной среды обучения в нашем ОУ основано на применении инновационных образовательных технологий: беспроводного мобильного доступа к интернет-ресурсам, сетевого взаимодействия с медиасредой школы (IP-телевидение, онлайн-конференции, интернет-проекты и др.), интерактивного обучения, работы электронной библиотеки и виртуальных лабораторий.
Основным преимуществом среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» является мобильность Classmate PC, а следовательно, возможность внеурочной работы с аудио- и видеоматериалами, интерактивными и тестирующими программами; участия в учебных исследовательских и социальных проектах.
Использование модели «1 ученик: 1 компьютер» создает оптимальные условия для получения учащимися образования высокого качества, что обеспечивает формирование у них ключевых компе-тентностей и навыков, необходимых в XXI веке: умения мыслить глобально, готовности работать по технологии критического мышления, способности к решению творческих задач.
В 2008 году школа стала победителем I регионального конкурса методических разработок с использованием Classmate PC. Активно распространяется опыт использования информационных технологий. Лучшие из них представлены на сайте «Мобильные технологии» (http://sites. google.com/site/1to1niro), а опыт работы в электронной среде E-learning в рамках модели «1 ученик : 1 компьютер» был представлен на Международном форуме «Hовi горизонти шформацмно-комункацмних технолопй в освт» в Киеве.
В целом использование технологий электронного обучения позволило:
3 школе — на качественно новом уровне организовать учебный процесс, изменить парадигму обучения, создать условия для реализации принципов личностно ориентированного обучения;
3 учителям — использовать наиболее эффективные образовательные стратегии (разноуровневое, разнотемповое, дифференцированное обучение), приобрести новые профессиональные компетентности;
3 ученикам — рационально распределить учебное время, повысить мотивацию, самоконтроль, реализовать индивидуальный образовательный маршрут;
3 родителям — относиться к компьютеру не как к игрушке, а как к средству получения новых знаний, реализации возможностей и потребностей своих детей.