Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ИОС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ШКОЛА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / IES COMPONENTS / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL SCHOOL / DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Т.И., Степанова С.Ю.

В статье речь идет о роли информационно-образовательной среды в становлении цифровой школы. Актуализируется понятие информационно-образовательной среды, перечислены ее основные компоненты. Цифровизация образования рассматривается как следующий за информатизацией этап в технологическом развитии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Т.И., Степанова С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF THE DIGITAL SCHOOL FORMATION

The article deals with the role of the information educational environment as a factor in the development of a digital school in a digital economy. The concept of the information-educational environment is updated, its main components and their composition are listed. The digitization of education is considered as the next stage in the technological development of education following the informatization, taking into account the current level of informatization of the school.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ»

4. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816. — URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757?items=1&page=2.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

6. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56957.

7. Соловов, А. В. Электронное обучение — новая технология или новая парадигма? / А. Соловов // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 104—112.

8. Старченко, Б. Е. К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе / Б. Е. Старченко, И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — № 4. — С. 53—58.

9. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. — URL: https://strategy.government-nnov.ru.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018). — URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/.

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ

Т. И. КАНЯНИНА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com

С. Ю. СТЕПАНОВА, старший преподаватель кафедры информационных технологий НИРО svst.kstovo@gmail.com

В статье речь идет о роли информационно-образовательной среды в становлении цифровой школы. Актуализируется понятие информационно-образовательной среды, перечислены ее основные компоненты. Цифровизация образования рассматривается как следующий за информатизацией этап в технологическом развитии образования.

The article deals with the role of the information educational environment as a factor in the development of a digital school in a digital economy. The concept of the information-educational environment is updated, its main components and their composition are listed. The digitization of education is considered as the next stage in the technological development of education following the informatization, taking into account the current level of informatization of the school.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная образовательная среда, компоненты1 ИОС, цифровые технологии, цифровая экономика, цифровая школа, цифровая трансформация

Key words: information and communication technologies, information educational environment, IES components, digital technologies, digital economy, digital school, digital transformation

Сегодня человечество вступило в эпоху глобальных перемен, связанных со стремительным развитием и распространением новых информационных технологий. Информационные технологии изменили не только способы передачи, обработки и хранения информации, но и образ мышления. Эти изменения не могли не коснуться практически всех сфер нашей жизни — экономической и социальной, науки, культуры и образования, государственных структур и институтов гражданского общества. Сейчас вместо термина «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» часто используют термин «цифровые технологии», и эти понятия употребляются в качестве синонимов, однако слово «цифровые» яснее отражает основные тенденции восприятия новых информационных технологий обществом.

Если раньше слово «цифровой» было технологическим термином, то сегодня появились такие словосочетания, как «цифровая экономика», «цифровая школа», «цифровизация», «цифровая трансформация».

Сегодня весь мир охвачен идеей цифровой трансформации, под которой понимается новый подход к использованию цифровых технологий и ресурсов для преобразования разных сфер деятельности. Россия не стоит в стороне от мирового процесса, и в нашей повседневной жизни уже можно найти немало примет циф-ровизации.

В целях развития цифровой экономики утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, которая «определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов» [12]. Основные положения Стратегии получили свое развитие в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее Программа), цель которой — «создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности» [10].

Для каждого из сегментов цифровая трансформация будет иметь свои особенности. Одно из базовых направлений Программы посвящено подготовке специалистов для цифровой экономики, поскольку задача системы образования —обеспечить

цифровую экономику квалифицированными кадрами.

В связи с этим предъявляются новые требования к компетенциям выпускников образовательных организаций: они должны владеть общими ИКТ-навыками, уметь оперативно планировать свою деятельность в условиях быстро меняющейся действительности, эффективно сотрудничать в команде, работать со сложными информационными массивами, критически и системно мыслить, брать ответственность и принимать решения на многокритериальной основе, проникать в суть процессов мультидисциплинарного характера, быть адаптивными, креативными, восприимчивыми к новой информации, способными ставить и решать проблемы цифровой реальности.

Фундамент трансформации образования был заложен в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. ФГОС отражает социальный заказ и является общественным договором, согласующим требования к образованию, учитывает потребности развивающегося информационного общества.

Стандарт содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, предметным и метапредметным), формированию и развитию компетентности в области использования ИКТ. Важным с точки зрения подготовки школьников к жизни в информационном обществе является раздел стандарта «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования», где перечислены требования к информационной образовательной среде (ИОС) образовательной организации.

ФГОС определяет ИОС как комплекс информационных образовательных ресур-

ФГОС отражает социальный заказ и является общественным договором, согласующим требования к образованию, учитывает потребности развивающегося информационного общества.

сов, куда входят цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеров и другого ИКТ-оборудования, коммуникационных каналов, системы современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в информационной образовательной среде.

ИОС образовательной организации должна создать условия для осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:

3 планирование образовательного процесса;

3 размещение и сохранение материалов, в том числе работ обучающихся и педагогов, информационных ресурсов, используемых участниками образовательного процесса;

3 фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

3 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

3 контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

3 взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными организациями [13].

Созданию и развитию единой ИОС уделяется большое внимание на государственном уровне (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа РФ «Разви-

тие образования» на 2013—2020 годы, Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017—2030 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, национальный проект «Образование», федеральный проект «Цифровая образовательная среда» и т. д.).

ИОС — это «система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий... информационно-образовательные среды в обобщенном виде представляют собой различные виды информационных систем, обеспечивающих реализацию процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий» [1].

Анализ нормативных документов, публикаций, деятельности различных образовательных организаций позволяет представить структуру ИОС современной школы как совокупность программно-стратегического, ресурсно-информационного, организационно-управляющего, кадрового, учебно-методического компонентов [7; 8; 11; 15].

В программно-стратегический компонент входят программы развития образовательной организации; основные образовательные программы; программы-развития онлайн-образования; программа создания сетевого взаимодействия с другими ОО по реализации образовательных программ; программа повышения ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов; различные положения, локальные акты.

Организационно-управленческий компонент включает в себя полный электронный документооборот (администрирование образовательной организации, управление качеством образования, управление контентом), базирующийся на различных информационных платформах; систему взаимодействия ОО с социумом, основанную на цифровых инструментах. В образовательных организациях Ниже-

городской области наиболее востребованы единая образовательная сеть «Дневник. ру», система организации и поддержки учебного процесса 1С:Образование, автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС, комплексная информационная система NetSchool и др. Большое количество российских школ для решения управленческих задач и сопровождения образовательного процесса средствами ИКТ используют сетевые сервисы Веб 2.0, которые позволяют создавать информационные, коммуникативные и аналитические продукты нового поколения.

Кадровый компонент ИОС предполагает организацию формального и неформального повышения квалификации в области ИКТ, вовлечение педагогов в профессиональные сообщества, создание электронных портфолио преподавателей и обучающихся, способствует формированию новой роли учителя (учитель-куратор, который помогает учащимся разработать индивидуальную траекторию обучения, ориентирует школьников в соответствии с выбранными ими приоритетами).

Методический компонент ИОС содержит структурированные учебные материалы по предметам и внеклассным мероприятиям, включающие методические разработки, технологические карты уроков, дидактические материалы для обучающихся, оценочные средства, материалы учебных и сетевых проектов и т. п. В современной школе находят широкое применение инновационные образовательные технологии, в которых сочетаются очное и электронное обучение, что позволяет ученику самостоятельно выбрать время, место, темп и траекторию образования, «технология смешанного обучения», модель BYOD, «обучение вне стен классной комнаты»).

В современной школе находят широкое применение инновационные образовательные технологии, в которых сочетаются очное и электронное обучение, что позволяет ученику самостоятельно выбрать время, место, темп и траекторию образования.

Информационно-ресурсный компонент включает доступ к электронным школам («Российская электронная школа», «Мобильное электронное обучение», «Учи. ру», «Якласс», «Знаника», «Яндекс.Учеб-ник»), электронным формам учебников (сайты федеральных издательств «Просвещение», «Российский учебник» и др.), цифровым образовательным ресурсам (порталам образовательных ресурсов, разработанных в рамках федеральных программ, —«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов», «Культура РФ» и др.).

Технический компонент ИОС представляет собой совокупность организационных и технических вопросов по планированию и размещению технической инфраструктуры школы, куда могут входить доступ к сети Интернет, школьная локальная сеть (сервер ОО, проводная и беспроводная сеть), мультимедийный комплекс актового зала, интерактивный кабинет для видеоконференций, аудитории для нестандартных форм обучения, компьютерные классы, креативный центр (робо-тотехническое оборудование; 3D-принте-ры; оборудование виртуальной реальности). Для интеграции ИКТ в образовательные программы необходимы мобильное оборудование (мобильные компьютерные классы на основе планшетов или ноутбуков, мобильный компьютерный комплекс для изучения иностранного языка), интерактивное цифровое оборудование (интерактивный кабинет математики, цифровые лаборатории по предметам (химия, биология, физика), системы опроса и тестирования), системы дистанционного обучения для учащихся, автоматизированные рабочие места учителя, библиотекаря, психолога, администрации.

ИОС школы можно рассматривать, как эффективную образовательную систему, которая повышает мотивацию обучающихся к получению новых знаний, дает возможность более продуктивно и качественно осуществлять дифференцированное обучение, позволяет представить любой материал в наглядной форме.

Внутренний портал (сайт) образовательной организации представляет собой ресурс, который является информационным пространством для взаимодействия преподавателей и учащихся в рамках учебного процесса, доступа к информационным системам и данным. Внешний портал (сайт) содержит информацию об образовательной организации и содействует продуктивному сетевому взаимодействию и успешному представлению образовательных достижений деятельности ОО.

ИОС школы можно рассматривать как эффективную образовательную систему, которая повышает мотивацию обучающихся к получению новых знаний, дает возможность более продуктивно и качественно осуществлять дифференцированное обучение, позволяет представить любой материал в наглядной форме. Наличие всех перечисленных компонентов обеспечивает достижение нового качества образования.

В настоящее время термин «информационная образовательная среда» в нормативных документах заменяется термином «цифровая образовательная среда». Создание цифровой образовательной среды и использование электронных образовательных ресурсов как одного из ее основных компонентов являются непременным условием достижения образовательных результатов.

Цифровая образовательная среда характеризуется:

3 широким применением групповых форм обучения;

3 индивидуализацией учебного процесса;

3 гибкой организацией учебных занятий;

3 использованием интерактивных форм взаимодействия педагогов с учащимися;

3 вариативностью форм и содержания учебных занятий;

3 использованием образовательных технологий, основанных на коммуникации;

3 возможностью построения индивидуальных образовательных траекторий, управления учебной деятельностью;

3 созданием условий для развития информационных, личностных, и деловых компетенций.

Информационные процессы, проходящие в образовательной организации, в условиях цифровой школы должны перейти на новый технологический уровень. Для этого необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность, что расширит возможности педагогики.

Кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО НИРО последовательно реализованы инновационные проекты, направленные на формирование и развитие ИОС образовательных организаций Нижегородской области [2; 5].

В рамках регионального сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды образовательных учреждений» (2008—2010 гг.) была разработана и в ряде образовательных организаций Нижегородской области апробирована модель ИОС, представляющая собой в самом общем виде комплексную систему, где на информационном уровне происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей, администрации, вышестоящих организаций и т. д.) [14].

Работа в проекте велась по таким направлениям, как проектная деятельность, мобильные технологии, школьный медиацентр, издательское дело в школе, виртуальный методический кабинет. По каждому из направлений были созданы информационные порталы.

В ходе сетевого проекта «Нижегородская электронная школа (НЭШ)» (2013— 2015 гг.) разрабатывалась и апробировалась концептуальная модель НЭШ, проводилось тестирование способов эффективной деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды.

Также была апробирована модель сетевого обучения на основе корпоративного портала «Эпистемотека Нижегородской электронной школы», который стал платформой для сетевого взаимодействия участников проекта, инструментом транс-

ляции инновационной деятельности и новых технологий.

С 2017 года реализуется сетевой инновационный проект «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентно-сти педагога».

Его цель — разработка модели и организация продуктивного сетевого взаимодействия педагогических коллективов школ — участников проекта для поиска новых подходов к непрерывному развитию ИКТ-компетентности педагогов; создание условий для распространения успешных педагогических практик, профессионального роста каждого члена коллектива, формирования самообучающихся коллективов школ [6].

В проекте участвуют 24 образовательные организации Нижегородской области. Взаимодействие осуществляется на интернет-ресурсе проекта в системе дистанционного обучения НИРО на платформе Moodle. К ресурсу предоставлен гостевой вход.

Отдельные технологии как часть ИОС ОО были внедрены в рамках работы инновационных площадок на базе образовательных организаций Нижегородской области:

3 «Научно-методическое сопровождение проектирования информационно-образовательной среды гимназии» (МАОУ Гимназия № 67 Нижнего Новгорода);

3 «Разработка и апробация технологии интернет-проекта как средства развития коммуникативной компетентности обучающихся», (МБОУ СОШ № 185 с УИОП Нижнего Новгорода);

3 «Разработка и апробация рабочей программы учебного курса "Технология" с элементами робототехники (МБОУ «СОШ № 11» Балахны);

3 «Виртуальный методический кабинет как форма инновационной организации

Информационные процессы, проходящие в образовательной организации, в условиях цифровой школы должны перейти на новый технологический уровень. Для этого необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность.

методической работы в школе» (МБОУ Школа № 3 Лысково);

3 «Электронная среда образовательной организации как фактор совершенствования и развития ИКТ компетентности участников образовательного процесса» (МОУ «Большемурашкинская средняя школа»);

3 «Модель мобильного обучения "1 ученик— 1 компьютер"» как элемент трансформации учебного процесса при введении ФГОС» (МБОУ «Сергачская СОШ № 3»).

Практика использования цифровых образовательных ресурсов и построения цифровой образовательной среды в образовательных организациях представлена на интернет-форумах («Эффективные практики использования ИКТ в учебной и внеурочной деятельности»), конференциях («Современный учитель в цифровом пространстве»), семинарах («Мобильные технологии в обучении», «Образова-

ЛИТЕРАТУРА _

тельная робототехника: опыт, проблемы и пути решения» и др.), в материалах региональных конкурсов («Безопасная информационная образовательная среда в образовательной организации», «Фестиваль школьных пресс-центров и видеослужб Нижегородской области» и др.), ежегодно проводимых кафедрой информационных технологий НИРО.

Результаты инновационной деятельности нашли отражение в пособиях для педагогов по разным направлениям цифровой школы [3; 4; 9].

Таким образом, в статье проанализировано становление цифровой школы через развитие ее цифровой (информационной) образовательной среды, актуализирована практика реализации инновационных проектов кафедры информационных технологий, направленных на формирование и развитие цифровой образовательной среды образовательных организаций Нижегородской области.

1. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». — URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200082196.

2. Игнатьева, Г. А. Нижегородские авторские школы: от инновационной идеи к практике инновационного образования : научно-практический альманах / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулу-пова. — Н. Новгород : НИРО, 2017. — 318 с.

3. Использование интерактивных технологий в деятельности учителя в условиях ФГОС : методическое пособие / Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, С. Ю. Степанова [и др.].— Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. — 246 с.

4. Канянина, Т. И. Интернет-проект: от идеи до реализации : методическое пособие / Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, С. Ю. Степанова. — Н. Новгород : НИРО, 2017. — 211 с.

5. Канянина, Т. И. Построение информационно-образовательной среды гимназии как необходимое условие реализации ФГОС / Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, М. Л. Бак // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53 (5). — C. 94—100.

6. Канянина, Т. И. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ / Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, С. Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56 (1). — C. 131—137.

7. Канянина, Т. И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды /Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, К. Р. Круподерова //Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58 (4). — С. 144—147.

8. Карагозов, С. Д. На пути к модели цифровой школы / С. Д. Карагозов, А. Ю. Уваров, Н. И. Рыжова // Информатика и образование. — 2018. — № 7. — С. 4—15.

9. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. — URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

10. Организация образовательного процесса с использованием электронной формы учебников : методическое пособие / Е. Г. Калинкина, Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова [и др.]. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования. — 2016. — 129 с.

11. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 398 с.

12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.

13. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. — URL: минобрнау-ки.рф/документы/543.

14. Шевцова, Л. А. Проектирование ИОС в школе / Л. А. Шевцова // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 60—66.

15. Шевцова, Л. А. Электронная форма учебника— новый компонент информационно-образовательной среды современной школы / Л. А. Шевцова, И. Н. Лескина, C. Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51 (5). — С. 456—464.

«МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»

КАК ФАКТОР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. ЗИНОВЬЕВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) zti111@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж. В. АФАНАСЬЕВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) afanasyevayv@gmail.ru

А. В. БОГДАНОВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) 2891photina@mail.ru

В статье проанализированы возможности «Московской электронной школы» (МЭШ) как фактора информатизации системы образования. На материале предметной области «Филология» начального общего образования авторы рассматривают достоинства и недостатки МЭШ, которые являются ориентирами для развития и доработки данного информационного образовательного ресурса в аспекте достижения целей модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.