Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ_'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ_ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНЕШНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ1 / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIGITAL INFORMATION SPACE / EXTERNAL INFORMATION SYSTEMS / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCIENTIFIC / EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Пономарева Е.И., Епифанов Н.А.

Статья посвящена вопросам развития научно-образовательной и творческой деятельности в общеобразовательных организациях посредством формирования в них цифровой образовательной среды и использования ее потенциала. В статье показаны закономерности ее возникновения и развития, взаимосвязи с уровнями ИКТ-компетентности пользователей, осуществляющих свою деятельность в сфере образования. Выделены условия в области применения информационно-коммуникационных технологий и определены критерии формирования эффективной цифровой образовательной среды школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Пономарева Е.И., Епифанов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC, EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITIES IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article is devoted to the problems of the development of scientific, educational and creative activities in educational organizations through of digital environment formation and its potential using. Patterns of its occurrence and development, interconnections with the levels of ICT competence of users operating in the education environment are reflected there. The conditions in the field of application of information and communication technologies are marked and the criteria for the formation of an effective digital educational environment of a general educational organization are defined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ_»

Стратегия и управление

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В. Б. КЛЕПИКОВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий НИРО klevoolk@gmail.com

Н. А. ЕПИФАНОВ, учитель информатики МБОУ «Новинская школа» naepifanov@gmail.com

Т. И. КАНЯНИНА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com

Е. И. ПОНОМАРЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий НИРО ponomareva-ei@yandex.ru

Статья посвящена вопросам развития научно-образовательной и творческой деятельности в общеобразовательных организациях посредством формирования в них цифровой образовательной среды и использования ее потенциала. В статье показаны закономерности ее возникновения и развития, взаимосвязи с уровнями ИКТ-компетентности пользователей, осуществляющих свою деятельность в сфере образования. Выделены условия в области применения информационно-коммуникационных технологий и определены критерии формирования эффективной цифровой образовательной среды школы.

This article is devoted to the problems of the development of scientific, educational and creative activities in educational organizations through of digital environment formation and its potential using. Patterns of its occurrence and development, interconnections with the levels of ICT competence of users operating in the education environment are reflected there. The conditions in the field of application of information and communication technologies are marked and the criteria for the formation of an effective digital educational environment of a general educational organization are defined.

Ключевые слова: информационная культура, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, цифровое информационное пространство, внешние информационные системы1, цифровая образовательная среда, научно-образовательная и творческая деятельность

Key words: information culture, information .society, information and communication technologies, digital information space, external information systems, digital educational environment, scientific, educational and creative activities

В январе 2019 года в Российской Федерации началась полномасштабная реализация Национального проекта «Образование», а в его рамках — федеральных проектов, таких как «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и других. Это дает повод считать, что перед образованием поставлена задача масштабного внедрения в образовательный процесс современных высоких технологий, связанных с процессом цифровизации деятельности общества в различных его сферах. Таким образом, сегодня в образовательных организациях научно-образовательные и творческие среды формируются и реализуются как цифровые.

Словосочетание «цифровая образовательная среда» официально не признано: в статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приведен другой термин — «электронная

информационная образовательная среда», в связи с чем считаем возможным использовать термин «цифровая образовательная среда» как идентичный ему.

Электронная (цифровая) образовательная среда (ЭОС) — это базис для систематизации образовательной деятельности педагога на основе использования ИКТ. Проведенный анализ сущности электронной (цифровой) образовательной среды позволяет определить ее следующим образом: это система предоставляемых пользователю (педагогу) электронных образовательных ресурсов, необходимых и достаточных для формирования и реализации профессиональной готовности педагога к использованию ИКТ в образовательной деятельности, формирующаяся под воздействием внешних систем [5].

Исследователи процессов образовательной деятельности уже неоднократно обращались к вопросу образовательной среды в целом и электронной информа-

ционной (то есть цифровой) образовательной среды — в частности. Анализ источников таких авторов, как А. А. Андреев, А. X. Ардеев, Г. Ю. Беляев, В. П. Бес-палько, А. В. Вишнякова, О. Б. Зайцева, Т. И. Канянина, В. Б. Клепиков, Ю. В. Корнилов, Е. В. Лобанова, Е. В. Мельникова, В. В. Михаэлис, И. А. Моисеенко и др., свидетельствует о том, что сущность понятия «информационно-образовательная среда» непрерывно уточняется. Как подсистема единой информационной среды и результат информатизации образования, она характеризует целостность специально организованных педагогических условий развития личности в информационном обществе [8]. Как система, состоящая из информационной, технической и учебно-методической подсистем, она целенаправленно обеспечивает учебный процесс и его участников в содержательном, технологическом, методическом и мотивационном планах [9].

В настоящее время существует определенная тенденция к отожествлению понятий «информационное пространство» и «информационная среда», поэтому считаем необходимым разделить их, взяв за основу понимание того, что информационное пространство — это источник информационных ресурсов для осуществления какой-либо деятельности, а информационная среда, в том числе цифровая и образовательная, — это система (как часть информационного пространства) предоставляемых пользователю (педагогу) электронных (цифровых) образовательных ресурсов для реализации своей образовательной деятельности, формируемая под воздействием внешних систем.

Теоретический и фактологический анализ проблемы позволяет выделить в качестве основных социальную, образовательную, нормативно-правовую, тех-

Теоретический и фактологический анализ проблемы позволяет выделить в качестве основных социальную, образовательную, нормативно-правовую, техническую, технологическую, операционно-деятельностную и информационную внешние системы.

ническую, технологическую, операцион-но-деятельностную и информационную внешние системы. Они обеспечивают определенные условия для реализации как информационно-коммуникационных технологий, так и цифровой образовательной среды. При этом можно предположить, что они одновременно являются и фактором, и потенциалом для формирования системы предоставляемых пользователю (педагогу) электронных (цифровых) образовательных ресурсов, необходимых и достаточных при развитии профессиональной готовности педагога к использованию ИКТ в образовательной деятельности. Такое влияние, по нашему мнению, осуществляется следующим образом:

3 социальная система является источником социального запроса общества на образование;

3 система образования оформляет социальный запрос в виде социального заказа, конкретизируя параметры образовательной деятельности, организует и осуществляет образовательную деятельность, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

3 нормативно-правовая система обеспечивает социальное регулирование деятельности субъектов цифровой (электронной) образовательной среды посредством регламентов, прописанных в нормативно-правовых актах;

3 техническая система предоставляет пользователю определенный состав технических средств (инструментов) для организации его деятельности;

3 на основе операционально-деятель-ностного обеспечения реализуются возможности субъекта деятельности по восприятию, сохранению, обработке и воспроизведению информации в электронном виде;

3 технологические системы предоставляют программное обеспечение, алгоритмы, моделирование и модели представления информации, методы, формы орга-

низации деятельности, средства (наглядные, вербальные, виртуальные, комплексные) и т. д.

Формирование цифровой образовательной среды является результатом коллективной деятельности множества субъектов внутри вышеуказанных систем. Это определяет ЦОС как коллективную систему реализации предлагаемых пользователю цифровых образовательных ресурсов, имеющую определенные стандарты, регламентирующие образовательную деятельность, технические средства, программное обеспечение и т. д. Коллективность этой среды проявляется и в теоретической возможности любого пользователя применять предлагаемые ресурсы для осуществления своей профессиональной деятельности.

Наряду с этим необходимо понимать, что такая среда должна соответствовать определенным объему и характеру информации, условиям и способам ее обработки, месту и принадлежности субъекту или субъектам деятельности. Это означает, что структура ЦОС представляет собой совокупность различных цифровых образовательных сред как компонентов общей цифровой образовательной среды, по определению не равнозначных относительно друг друга. Поэтому цифровую образовательную среду следует структурировать по уровням иерархической подчиненности для конкретизации степени воздействия обеспечивающих систем по каждому уровню. В рамках этой структуры осуществляется перераспределение цифровых образовательных ресурсов между иерархически расположенными цифровыми образовательными средами по их предназначению и соответствию образовательным стандартам. Следуя данной логике, мы выделили четыре цифровые образовательные среды:

3 универсальную;

3 базовую;

3 специализированную (предметную);

3 персональную ЦОС педагога.

Три первых среды — коллективные — по предназначению, составу субъектов, их формирующих, по доступности предоставляемых ими ресурсов теоретически любому пользователю для осуществления им своей профессиональной деятельности. Персональная цифровая образовательная среда — индивидуальная, принадлежит конкретному пользователю, им формируется и реализуется.

Предлагаемая структура ЦОС применима к образовательной деятельности и определяет иерархию цифровых образовательных сред как компонентов общей цифровой образовательной среды. Коллективные цифровые образовательные среды предоставляют субъекту деятельности унифицированные образовательные ресурсы, рассчитанные на достижение пользователем определенного уровня в своей работе. В то же время любое обращение пользователя к цифровым технологиям как к инструментам образовательного процесса (независимо от периодичности обращения, спонтанности или целенаправленности действий педагога) предполагает возникновение персональной цифровой образовательной среды. Таким образом, основным и существенным отличием персональной ЦОС от коллективных является то, что ее формирует и реализует сам педагог, который самостоятельно выбирает цифровые образовательные ресурсы по принципу необходимости и достаточности для достижения результативности в своей профессиональной деятельности. Исходя из всего вышеизложенного, структуру цифровой образовательной среды можно представить как ряд цифровых образовательных сред, последовательно обеспечивающих формирование и развитие потенциала субъекта деятельности посредством предоставляемых ему цифровых образовательных ресурсов (см. схему).

Структура ЦОС представляет собой совокупность различных цифровых образовательных сред как компонентов общей цифровой образовательной среды, по определению не равнозначных относительно друг друга.

Структура цифровой образовательной среды

В процессе исследования сущности цифровых образовательных сред необходимо выделить ряд принципов, определяющих основы их формирования и реализации:

3 принцип разнообразности — предусматривает создание возможностей пространственного и предметного выбора цели деятельности для достижения желаемого результата;

3 принцип управляемости среды — который предполагает наличие возможно-

стей для функциональных изменений в деятельности в зависимости от изменения условий образовательного процесса;

3 принцип информативности среды как носителя актуальной информации — оказывает воздействие на субъект педагогической деятельности с целью повышения его возможностей при использовании потенциала этой среды;

3 принцип инновационности — предполагает отказ от устоявшихся представлений об учебном процессе и образова-

тельной деятельности, поиск новых форм и методов деятельности;

3 принцип материализации (измерения) — определяет конкретные внешние и внутренние параметры измерения среды, доказывая тем самым ее реальное существование и определяя потенциальные возможности для развития;

3 принцип технологичности среды — обусловливает объем и ассортимент обеспечения пользователей носителями цифровой информации [5].

При этом ключевыми компонентами, обеспечивающими эффективное функционирование среды, являются:

3 субъект деятельности как управляющий компонент;

3 целеполагание;

3 условия и процесс деятельности.

Коллективность любой цифровой среды подразумевает множественность субъектов деятельности — носителей персональных цифровых сред. Это касается всех участников образовательного процесса — педагогов, обучающихся, их родителей. От эффективности деятельности каждого носителя персональной образовательной среды зависит эффективность цифровой образовательной среды каждой конкретной образовательной организации. Следует заметить, что указанная деятельность только тогда будет результативной, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, в которой происходят ее обучение и саморазвитие. Такую среду следует позиционировать как научную и творческую. Ее значимость для развития ключевых компетенций отмечена и в требованиях к реализации ФГОС: «...образовательная среда должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций» [13].

Вопросами формирования и развития творческой среды обучения, а также ее влияния на личность в разное время

занимались Б. Г. Ананьев, В. В. Рубцов, А. А. Деркач, Л. И. Новикова, О. С. Газ-ман, М. В. Кларин, В. И. Слободчиков, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, В. А. Яс-вин и другие исследователи. Философско-пси-хологические аспекты проектирования подобной среды и проблемы взаимоотношений преподавателя и обучающегося в ней представлены в исследованиях Дж. Дж. Гибсона, М. М. Бахтина Т. П. Браун, Ж. В. Дягилевой, Т. В. Менг, В. И. Панова и др. Однако, несмотря на большое количество публикаций по данной проблематике, до сих пор нет единого мнения о сущности творческой образовательной среды и ее структуре. В целом же анализ подходов к рассмотрению сущности образовательной среды позволяет сделать вывод о том, что творческая образовательная среда способствует формированию личности, которая должна быть активной в освоении и преобразовании окружающего мира, иметь высокую самооценку, отличаться открытостью и свободой собственных суждений и поступков. Сущностью данной среды являются совместное созидание равных партнеров [14].

Сегодня именно наличие цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях предполагает ее активное позиционирование как среды научно-образовательной и творческой, что становится возможным в условиях вариативности использования цифровых образовательных технологий при организации образовательного процесса, возможности творческого подхода его участников к решению образовательных задач, наличия авторских систем организации творческой деятельности учащихся, их обучающей непрерывности, обусловленной взаимосвязью урочных и внеурочных практик.

Научность среды общеобразователь-

Несмотря на большое количество публикаций по данной проблематике, до сих пор нет единого мнения о сущности творческой

образовательной среды и ее структуре-

ной организации определяется по ориентирам на усвоение конкретной информации (в данном случае — посредством цифровых технологий) и преимущественно через обобщенные теоретические знания. Весь процессуальный алгоритм обучения — этапы, методы, формы организации учебной деятельности, наличие зависимости целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе исторического развития, соответствие научных трактовок изучаемых явлений реальным учебно-познавательным возможностям учащихся и т. д. — следует рассматривать с позиций научного подхода.

В качестве примера формирования творческой среды в школах можно привести занятия по робототехнике. Эта деятельность регламентируется программами дополнительного образования, но она также может быть интегрирована в основной учебный процесс по предметам различной направленности с учетом того, что в процессе такого обучения формируются и развиваются творческие способности детей, нестандартное мышление, активная жизненная позиция и мотивированность к дальнейшему обучению. Тот же процесс можно наблюдать у школьников при работе в видеостудии с видеотехнологиями: телеоператор, видеомонтажер, корреспондент и т. д. — эти виды деятельности повышают статус ребенка в коллективе, меняя его восприятие действительности, несомненно, в позитивном направлении.

Таким образом, эффективность творческой деятельности обучающихся с применением средств информационных и коммуникационных технологий (в настоящее время — цифровых) зависит от нескольких факторов: организации непрерывного освоения новых программных сред в учебной деятельности, возможности использования сформированных умений и навыков в са-

Современная школьная информационно-образовательная среда, базирующаяся на цифровых технологиях, является потенциальным комплексом возможностей для развития творческой деятельности учащихся средствами ИКТ.

мостоятельной творческой деятельности в целостном педагогическом процессе.

В настоящее время вектор научного интереса все больше и больше смещается в сторону изучения опыта творческой деятельности педагогических коллективов, развитие которых в значительной мере обусловливается использованием современных средств обучения и его инновационным содержанием. Можем предположить, что эффективность творческой деятельности таких коллективов будет зависеть от формирования системы использования информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на цифровые образовательные ресурсы. При этом применение системного подхода при рассмотрении проблемы организации творческой среды в общеобразовательных организациях должно быть обусловлено наличием педагогической системы, объединяющей усилия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) для достижения общей цели, повышающей эффективность педагогического влияния на становление творческой личности через использование цифровых образовательных ресурсов; моделированием и созданием условий для реализации поставленных целей (в данном случае — организации творческой деятельности посредством ЦОР, в которой предполагается личностный рост субъектов образовательного процесса, гуманизация деловых и межличностных отношений).

Таким образом, современная школьная информационно-образовательная среда, базирующаяся на цифровых технологиях, является потенциальным комплексом возможностей для развития творческой деятельности учащихся средствами ИКТ, создает им условия, в которых удовлетворяются их возрастающие потребности, совершенствуются способности, усваиваются социальные нормы и ценности.

Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глу-

бокого исследования. Ее актуальность обусловлена потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уров-

ня, умеющих быстро и качественно работать с информацией, обладающих информационной культурой, формирующейся в условиях развивающегося цифрового пространства.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г. Ю. Беляев. — М. : ИЦКПС, 2000. — 185 с.

2. Брановский, Ю. С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании : учеб. пособие / Ю. С. Брановский, Т. Л. Шапошникова ; Кубан. гос. технол. ун-т. — Краснодар : Изд-во КГТУ, 2010. — 415 с.

3. Канянина, Т. И. Интернет-технологии как средство проектирования новых образовательных продуктов в системе повышения квалификации / Т. И. Канянина, С. Ю. Степанова // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. — Н. Новгород : НГПУ, 2015. — С. 271—274.

4. Карагозов, С. Д. Информационно-образовательные системы как базовый компонент информатизации образования / С. Д. Карагозов // Российская школа и Интернет : материалы краевой научно-практической конференции. — Барнаул, 2005. — С. 45—62.

5. Клепиков, В. Б. Готовность педагогов к формированию и реализации персональной электронной образовательной среды в условиях дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук /

B. Б. Клепиков. — М., 2017. — 212 с.

6. Клепиков, В. Б. Информационная культура педагогов и проблемы киберсоциализации в современной образовательной деятельности / В. Б. Клепиков // Нижегородское образование. — 2017. — № 1. — С. 17—23.

7. Круподерова, Е. П. Формирование информационно-образовательной среды педагога как фактор его профессионального роста / Е. П. Круподерова, Т. И. Канянина, М. Л. Бак // Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации : материалы Всероссийской научно-методической конференции / под общ. ред. И. В. Гребенева. — Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2017. —

C. 115—116.

8. Кулюткин, Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Н. Кулюткин, С. В. Тарасов // Новые знания. — 2001. — № 1. — С. 6—7.

9. Миллер, А. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителей средствами электронных образовательных ресурсов в условиях дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / А. Л. Миллер. —СПб., 2015. —220 с.

10. Пономарева, Е. И. Технологии дистанционного обучения в образовательной практике средней школы / Е. И. Пономарева, А. Л. Золотова // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы : сборник статей участников Международной научно-практической конференции / под общ. ред.

С. В. Арюткиной, С. В. Напалкова. — Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского АФ ; Растр-НН, 2015. — С. 290—292.

11. Семенов, А. Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика / А. Л. Семенов. — М. : ИНТ РФ, 2006. — 327 с.

12. Степанова, С. Ю. ИКТ-инструменты для организации профессионального взаимодействия педагогов / С. Ю. Степанова, Е. П. Круподерова // Актуальные вопросы в науке и практике : сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. — Уфа : Дендра, 2017. — С. 144—149.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.