Научная статья на тему 'МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ'

МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ КАЛЬКУЛЯТОР / ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «Ь-МИКРО» / ПЛАТФОРМА «ДНЕВНИК.РУ» / DIGITAL LABORATORY «Ь-MIKRO» / PLATFORM «DNEVNIK. RA» / MULTISERVICE INFORMATION ENVIRONMENT / INTERACTIVE MEANS OF TEACHING / GRAPHIC CALCULATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина С. П.

В статье раскрывается опыт по созданию мультисервисной информационной среды, по применению интерактивных технологий, по автоматизации учебного процесса на базе платформы сети «Дневник. ру» в современной школе в условиях информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multiservice informational environment of school and modern interactive tutorials

The author of the article describes the experiment on creation of the multiservice informational environment, on application the interactive technologies, on automation the educational process on the basis of a network platform «Dnevnik.Ru» in modern schools in the conditions of society informatisation.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

Информационно-образовательное пространство школы

МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ

И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

С. П. ВАСИНА,

директор МБОУ Проволоченская ООШ г. Выксы spvasina @gmail.com

В статье раскрывается опыт по созданию мультисервисной информационной среды, по применению интерактивных технологий, по автоматизации учебного процесса на базе платформы сети «Дневник. ру» в современной школе в условиях информатизации общества.

The author of the article describes the experiment on creation of the multiservice informational environment, on application the interactive technologies, on automation the educational process on the basis of a network platform «Dnevnik.Ru» in modern schools in the conditions of society informatisation.

Ключевые слова: мультисервисная информационная среда, интерактивные средства обучения, графический калькулятор, цифровая лаборатория «Ь-мик-ро», платформа «Дневник.ру»

Key words: multiservice information environment, interactive means of teaching, graphic calculator, digital laboratory «Ь-mikro», platform «Dnevnik.Ra»

Развитие образования в условиях формирования информационного общества основано на активном внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных средств. Компьютеры и Интернет уже стали неотъемлемой частью как процесса обучения, так и управления учебным процессом.

Какой должна быть современная школа? Что нужно сделать, чтобы ученики были конкурентоспособными? Такими вопросами задаются многие — родители, педагоги, руководители образовательных учреждений различных уровней.

МБОУ Проволоченская ООШ — одна из старейших школ Выксунского района.

Она основана 11 октября 1899 года. До 2010 года материальная база школы не соответствовала современным требованиям образования: не было компьютерного класса, школьной локальной сети.

Второе рождение школы — декабрь 2010 года. В торжественном ее открытии принимали участие губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев, заместитель губернатора по социальным вопросам Г. А. Суворов, министр образования Нижегородской области С. В. Наумов, глава местного самоуправления Выксунского района И. В. Матюков, глава администрации Выксунского района К. А. Каддо.

Школа имеет материально-техническое оснащение, необходимое для выполнения требований новых образовательных стандартов: на средства целевой программы правительства Нижегородской области при участии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, немецкой фирмы «ШОТТ ФП», Благотворительного фонда «Система» оборудованы современными интерактивными и лабораторными комплексами кабинеты химии, физики, математики, истории, информатики, технологии, спортивный и актовый залы, столовая, методический кабинет, библиотека. Школа имеет один компьютерный класс (14 персональных компьютеров), один мобильный класс (16 ноутбуков, 10 интерактивных комплексов, 10 компьютеров).

В рамках проекта модернизации в школе были созданы современная инфраструктура и ИКТ-насыщенная образовательная среда, включающая интерактивные доски, системы интерактивного тестирования, мультимедийные школьные учебники, медиатеку, высокотехнологичное учебное оборудование, Интернет, интерактивные учебные пособия.

Структура мультисервисной информационной образовательной среды в школе, с точки зрения применяемых программно-аппаратных комплексов, предназначенных для решения образовательных и управ-

ленческих задач, выглядит следующим образом:

3 компьютерный класс для осуществления образовательного процесса информатики и ИКТ в условиях групповой работы обучающихся под руководством учителя и для свободного доступа в Интернет;

3 специализированный мобильный компьютерный класс для организации изучения различных учебных предметов, предназначенных для осуществления образовательного процесса в условиях модели электронного обучения «Netop School 6», под руководством учителя и для свободного доступа в Интернет;

3 технический комплекс библиотеки, обеспечивающий анализ пользования биб-лиотечно-информационными ресурсами;

3 демонстрационный комплекс, который дает возможность проведения лекций, внеклассных мероприятий, заседаний педагогического совета, родительских собраний и других мероприятий, связанных с использованием информационных ресурсов;

3 рабочие места сотрудников образовательного учреждения;

3 интерактивные кабинеты физики, химии, истории, экономики, информатики, русского языка, имеющие интерактивные системы тестирования.

Потребность быстрого освоения современных технических средств, эффективного применения интерактивного оборудования актуализировала задачу повышения информационной культуры педагогов и школьников. Остро встал вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы, что обусловило разработку новой программы развития школы «Шаг в будущее». Ее цель: созда-

В рамках проекта модернизации в школе были созданы современная инфраструктура и ИКТ-насыщенная образовательная среда, включающая интерактивные доски, системы интерактивного тестирования, мультимедийные школьные учебники, медиатеку, высокотехнологичное учебное оборудование, Интернет, интерактивные учебные пособия.

ние модели мультисервисной информационно-образовательной среды, способствующей развитию познавательных направлен-ностей всех участников образовательного процесса, фундаментальности и практической направленности образовательной программы школы, обеспечению качества образования обучающихся, формированию системы непрерывного образования и индивидуального сопровождения развития ребенка, отвечающей социальному заказу родителей и социума в целом.

В рамках программы существует ряд подпрограмм. Подпрограмма «Малая академия наук» направлена на овладение обучающимися методами и приемами про-ектно-исследовательской деятельности. Управление качеством образования в условиях мультисервисной информационно-образовательной среды через технологию проектно-исследовательской деятельности призвано создать условия для творческой самореализации учащихся и учителей, формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в обучении.

Подпрограмма «Познаем мир вместе» формирует у младших школьников информационную культуру через активное применение ИКТ в учебной деятельности с использованием мобильного класса, через создание пакета программно-методических средств для использования учителями в начальном образовании и родителями в домашних условиях.

Информационная технология в образовательном процессе школы

Интерактивные технологии

Работа с графическими калькуляторами

Ресурсы сети Интернет

Интерактивное тестирование

Электронный дневник

ГИспользование| I ТВ-ресурсов I

Мобильные технологии

Для повышения качества образования и мотивации обучения педагоги школы используют интерактивные технологии на основе применения интерактивного оборудования кабинетов.

Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, видео).

Системы интерактивного тестирования, получившие признание всеми участниками образовательного процесса школы, обеспечивают обратную связь на уроке и позволяют быстро и эффективно проводить опрос и оценивать ответы обучающихся, повышая мотивацию всех учеников. Беспроводные устройства ActiVote позволяют не только проводить эффективное тестирование для оценки учеников, для понимания ими содержания урока и усвоения новой информации, но и сэкономить время. При использовании системы интерактивного тестирования каждый ученик вовлечен в процесс обучения, что создает особую атмосферу и делает урок личностно ориентированным.

Учителя физики и химии используют виртуальные лаборатории-конструкторы «Ь-микро», которые позволяют создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности, проводить эксперименты с этими моделями.

При всей своей внутренней конструктивной сложности цифровые научно-измерительные комплексы адаптируются для использования в образовательном процессе и становятся доступными в управлении и понимании их принципиального устройства школьниками.

Цифровая лаборатория по физике поз-

воляет выполнить разнообразные лабораторные работы, в том числе посвященные изучению движения по наклонной плоскости, простых колебательных движений, вольтамперных характеристик проволочного сопротивления, лампы накаливания и диода, магнитных полей, скорости звука, дифракции и интерференции света.

«L-микро» позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов, предоставляет практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных. Его использование способствует освоению понятий и навыков смежных образовательных областей:

3 современных информационных технологий;

3 современного оборудования исследовательской лаборатории;

3 математических функций и графики, математической обработки экспериментальных данных, статистики, приближенных вычислений, интерполяции и аппроксимации;

3 методики проведения исследований, составления отчетов, презентации проведенной работы.

Мобильный компьютерный класс оснащен программой «Netop School 6». Для внедрения в образовательный процесс мобильных технологий была изучена разработанная в Нижегородской области модель электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер», представляющая собой образовательную ситуацию, в которой основным инструментом обучения школьника является мобильный компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы удаленного управления, сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный мобильный портативный компьютер, связанный с ноутбуками других учащихся по

беспроводной локальной сети. Модель «Netop School 6» дает педагогам большой набор инструментов для ведения занятий и управления мобильным компьютерным классом. Ее применение позволяет педагогу быть ближе к каждому обучающемуся, дает возможность транслировать экран преподавателя или любого обучающегося на всех (или выбранных) компьютерах класса, просматривать экраны компьютеров обучающихся и отслеживать ход работы, проводить тесты, управлять тем, как используются приложения и Интернет на каждом из компьютеров.

В образовательном процессе школы активно используются цифровые образовательные ресурсы, а также учебные ресурсы телевидения, такие как «Природа», «Знание», «Школьник ТВ». Видеоуроки позволяют удовлетворить спрос на качественные знания и оказать весомую помощь как учителю, так и ученику. Путем увеличения наглядности повышается уровень учебных достижений школьников.

В школе имеется локальная школьная сеть (ЛШС), все учебные кабинеты и актовый зал подключены к сети Интернет. Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс поурочными учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам, к электронным библиотекам, к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных электронных газет и журналов.

Доступ к сети Интернет позволяет разнообразить и внеурочную деятельность школы посредством проведения онлайн-конференций и работы на интернет-порталах, а также дает возможность учителям

Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс поурочными учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам, к электрон -ным библиотекам, к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных электронных газет и журналов.

Современные графические калькуляторы, внедряемые в образовательный процесс, больше похожи на математические микрокомпьютеры. Использование в учебном процессе графических калькуляторов создает дополнительные возможности для обеспечения более глубокого и осознанного усвоения обучающимися учебного материала.

школы участвовать в сетевых сообществах, распространять педагогический опыт и пользоваться наработками педагогов всей страны. Они активно принимают участие в работе следующих сетевых сообществ: Сеть творческих учителей, Завуч.инфо, Открытый класс, Учительский портал, Открытый урок, Pedsovet.su, Pedsovet.edu.ru, wiki.iteach.ru, Урок.ги, Pro школу.ги, Activ-syudio.do, Prometheanplanet.ru.

Новые условия работы школы требуют от педагогов знаний и практических умений использования ИКТ. В школе успешно используются информационные технологии при проведении классных часов, родительских собраний и конференций, педагогических советов и семинаров, заседаний методических объединений.

Школа является экспериментальной площадкой научно-методического проекта «Школьный калькулятор». Учителями разработаны авторские программы по внедрению графических калькуляторов в образовательный процесс («Программа объединения дополнительного образования по физике "Физика без проблем"» (Н. С. Боброва), программа факультативного курса «Исследование свойств функций с помощью графического калькулятора» (О. Д. Абрамова), программа факультативного курса «Решение задач на уроках экономики при помощи графических калькуляторов» (Е. И. Шикова)).

Современные графические калькуляторы, внедряемые в образовательный процесс, уже сложно назвать просто калькуляторами, они больше похожи на математические микрокомпьютеры. Использование в учебном процессе графических калькуляторов Casio серии fx-9860GII создает дополнительные возможности для обеспечения более глубокого и осознанного усвоения обучающимися учебного материала. Калькулятор становится актив-

ным помощником в формировании знаний и умений обучающихся, обеспечивая большую наглядность излагаемого материала, побуждая к проявлению творческой и исследовательской инициативы. Кроме того, современные калькуляторы обладают значительными демонстрационными возможностями: все осуществляемые с их помощью действия могут быть спроецированы на большой экран интерактивного комплекса.

Возможности современных калькуляторов в школьном обучении практически идентичны компьютерам. Рациональное их применение позволяет расширить и углубить содержание школьных естественнонаучных предметов и повысить качество обучения в целом. На применение калькуляторов ориентированы федеральные стандарты, учебные программы и учебники.

Количественные лабораторные работы, которые выполняют ученики при изучении курса физики, делятся, в зависимости от содержания, на различные виды: измерение физических величин, в том числе констант и физических характеристик веществ и процессов, изучение зависимостей между физическими величинами, исследование эмпирических закономерностей, проверка следствий из физических законов, измерение характеристик приборов и технических устройств. Все количественные работы сопровождаются вычислениями. При проведении прямых измерений необходимо оценивать границы погрешностей. Если в работе проводятся косвенные измерения, то объем вычислений возрастает, так как числовое значение измеряемой величины определяется в результате расчетов. Графический калькулятор радикально изменяет педагогический смысл расчетов. Проблема с выполнения самой механической процедуры расчета переносится на анализ результатов и становится уже полезной и интерес-

ной для учащихся. Использование графических калькуляторов позволит:

3 обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого школьника с ИКТ не только на уроке информатики;

3 более полно выполнить требования образовательного стандарта, особенно в области повышения практической направленности обучения;

3 повысить эффективность учебного процесса;

3 значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных возможностей графического калькулятора;

3 увеличить число решаемых задач при объяснении учебного материала (вместо 2—3 задач решаются 5—7, каждая следующая усложняется).

Важными направлениями в школе стали использование ИКТ в управлении образовательным процессом и развитие электронного документооборота. С начала 2011 года в школе введен электронный дневник на платформе «Дневник.ру». Педагоги школы успешно освоили данную платформу и ежедневно продолжают совершенствовать навыки работы с ней. В настоящее время электронный журнал ведут все 17 педагогов школы, а электронные дневники имеют все 152 обучающихся. У каждого учителя в кабинете есть выход в Интернет, поэтому их работа по заполнению электронного журнала непосредственно осуществляется на рабочем месте. У каждого класса есть персональная страничка, где классный руководитель сообщает обучающимся о классных мероприятиях, информирует родителей о родительских собраниях, публикует фотоальбомы о проделанной работе.

Для директора и заместителя директора электронный документооборот оказывает большую помощь в работе. Благодаря единой платформе легко создаются различные статистические отчеты по всем аспектам учебного процесса: ведомости оценок за четверть, результаты промежуточной и итоговой аттестаций каждого

обучающегося, итоговые отчеты успеваемости по классу, школе, — и осуществляется мониторинг образовательного процесса.

Электронный дневник стал важным средством организации взаимодействия школьного и родительского сообществ, позволяет решить одну из главных проблем школы — повышение информированности и вовлеченности родителей в жизнь школы. Используя сервис «Днев-ник.ру», родители могут принимать активное участие в обучении своего ребенка, получать своевременную информацию о его успехах, вести прямую переписку как с учителями, так и между собой.

Активное внедрение ИКТ, безусловно, предполагает непрерывное повышение квалификации руководителей и педагогов школы. Как директор образовательного учреждения, я прошла серию курсов и модулей на кафедре информационных технологий ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (далее НИРО), также являюсь тьютором по направлению «Информационные технологии» в рамках каскадной модели повышения квалификации. Учитывая потребность корпоративного повышения квалификации педагогов школы, администрацией была разработана и реализуется программа «Инновационная культура педагога», которая способствует совершенствованию уровня владения информационными технологиями и является условием эффективной профессиональной деятельности в ИКТ-насы-щенной образовательной среде.

Деятельность педагогического коллектива по использованию современных средств обучения дает положительные результаты: повысилась мотивация школьников, выросло качество знаний до 62 %, возросла доля педагогов и учащихся — участников сетевых проектов и конкурсов, существенно увеличилось количество

Электронный дневник стал важным средством организации взаимодействия школьного и родительского сообществ, позволяет решить одну из главных проблем школы — повышение информированности и вовлеченности родителей в жизнь школы.

уроков с ИКГ-поддержкой, а также проектных и исследовательских работ, выполненных учениками. В 2012 году школа стала участником фестиваля образовательных учреждений «Нижегородская школа в цифровом формате», который проводился НИРО в рамках X международного форума информационных технологий «1ТРогит 2020 / Информатизация нашей жизни» 19 апреля 2012 года на Нижегородской ярмарке.

Опыт школы по развитию мультисер-висной информационной среды школы был представлен также в июне текущего года

в рамках стажировочной площадки для слушателей курсов «Управление инновационным развитием муниципальной системы образования» на базе городского округа г. Выксы, которые проводились по инициативе министерства образования Нижегородской области и НИРО. Наша новая цифровая школа — это мечта каждого ученика, учителя, родителя, воплотившаяся в реальность. И мы стремимся к новым рубежам, не останавливаясь на достигнутом. Впереди много планов, и в реализации их мы рады взаимодействию и открыты к сотрудничеству!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Т. В. РЕГАЛОВА,

директор МБОУ СОШ № 97 Н. Новгорода school97@list.ru

В статье представлен опыт по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, по интеграции информационно-коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания, обучения и построения информационного пространства школы через создание сетевого взаимодействия.

The author of the article describes the experiment on forming the informational culture of all participants of the educational process, on integration of informational and communicational technologies in the management processes, education, training and creation the information space of school through the creation of network interaction.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, управление информатизацией образования, цифровые ресурсыь, информационно-коммуни-кационныье технологии, информационно-образовательная среда, ключевые компетенции, новы1е образовательные результаты1, профессиональная переподготовка, медиацентр, программное обеспечение, сетевое взаимодействие, информационное пространство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.