тельного ресурса. Наибольший результат принесут те модули, в которых продумана и теория, и практика, и контроль знаний. Практически все ресурсы по энергосбережению построены именно таким образом.
В целом курс будет актуальным и значимым для использования в образовательных учреждениях как в качестве проведения элективного курса или кружковых занятий, так и для использования отдельных модулей на уроках физики, экологии, биологии, географии, экономики.
Л. Л. Босова
Национальный фонд подготовки кадров, г. Москва Организационно-педагогические модели
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ
Современный учебный процесс строится на основе широкого использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Во-первых, это делает обучение более привлекательным с точки зрения учеников, предлагая им в школе те же технологии, которые они применяют для связи и развлечений вне школы и, тем самым, способствует уменьшению разрыва между обучением в школе и обучением, которое происходит вне школы. Во-вторых, и это самое главное, ИКТ позволяют реализовать активно-деятельностное обучение, учитывающее потребности и склонности каждого обучающегося. Современное техническое оснащение школ, использование средств ИКТ в учебном процессе создает необходимые условия для широкомасштабного внедрения прогрессивных педагогических технологий, применение которых в массовой школе ранее была невозможно.
Различные варианты технического оснащения общеобразовательных учреждений, как правило, определяют организационно-педагогические модели применения ИКТ и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе этих учреждений. В связи с этим можно выделить следующие наиболее распространенные модели:
1) компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;
2) компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;
3) один ученик — один компьютер;
4) интерактивный мобильный электронный учебник у каждого ученика.
Рассмотрим каждую из моделей более подробно.
1. В данной модели компьютер, подключенный к мультимедийному проектору, является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской, наличие которой — важное условие организации современного урока, существенно расширяющее возможности использования средств наглядности.
Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач: развитие у учащихся наглядно-образного мышления; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме; фиксация внимания при усвоении учебного материала; развитие познавательного интереса; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; конкретизация изучаемых теоретических вопросов; наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т. д.
Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала. Компьютер с проектором может полностью решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем наглядности интерактивной.
Данная модель достаточно широко распространена в общеобразовательных учреждениях: как правило, в каждой школе есть несколько проекторов и ноутбуков, которые переносятся учителями по мере необходимости из кабинета в кабинет или же установлены в кабинетах стационарно. При этом подавляющее (до 90 %) число учителей-предметников, включая учителей физической культуры, считают, что таким оборудованием в стационарном режиме должен быть укомплектован каждый предметный кабинет.
Как правило, компьютер с проектором используются учителями для организации фронтальной работы с учащимися: учителя на этапе подготовки к уроку подбирают соответствующий изучаемой тематике видеоряд, на основании которого создают авторские презентации; созданные презентации служат своеобразной «канвой» урока. Следует отметить, что презентация является излюбленным жанром учебных материалов, повсеместно разрабатываемых нашими учителями. Об этом свидетельствуют как результаты анкетирования и мониторинговых визитов, проводимых в рамках комплексного проекта федерального уровня «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р), так и результаты региональных и всероссийских конкурсов по использованию ЭОР и ИКТ в учебном процессе.
Показательными являются результаты прошедшего в 2011 году Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего-2011»: более половины из поступивших на конкурс работ было подано в номинацию «Урок с использованием презентации»; работы второй по массовости номинации — «Внеклассное мероприятие» — также во многих случаях представляли собой презентации, но уже не к уроку, а ко внеклассному мероприятию; много презентаций было и в других номинациях (http://konkurs-eor.ru/).
О широком использовании презентаций в практике отечественной школы свидетельствует и анализ контента, размещенного в так называемых методических копилках федерального (http://festival.1september.ru/, http://www.openclass.ru/) и регионального уровней, на сайтах общеобразовательных учреждений и личных сайтах учителей.
Следует отметить, что многие учителя виртуозно владеют редактором презентаций, что позволяет им разрабатывать на этой платформе действительно мультимедийные и интерактивные электронные образовательные ресурсы. Однако такая работа требует больших временных затрат и специальной подготовки, в то время как большая часть наших учителей имеет лишь базовую подготовку в области использования ИКТ, в том числе и создания презентаций. В итоге подавляющая часть используемых в учебном процессе презентаций (в том числе размещенных в сети Интернет) при вполне удовлетворительном содержании выполнена без соблюдений простейших дизайн-эргономических требований и на крайне низком технологическом уровне.
Важно отметить, что в рамках данной модели компьютерную презентацию в своем выступлении может использовать и ученик, что в значительной мере способствует формированию коммуникативной компетентности. В последнее время такая форма работы находит все более широкое распространение в учебном процессе.
Беседы с учителями разных регионов РФ свидетельствуют о необходимости:
1) дальнейшего совершенствования программ повышения квалификации учителей по использованию средств ИКТ в педагогической деятельности, в том числе:
• в части педагогического дизайна;
• в части освоения технологий включения в авторские приложения видеороликов, анимаций, слайд-шоу, моделей и других электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральных образовательных порталах;
2) расширения спектра (за счет разработки) доступного учителям инструментария для создания различных авторских приложений.
2. Существенным развитием описанной выше модели 1 является наличие интерактивной доски. В отличие от обыкновенного экрана, на который проецируется изображение с экрана учительского компьютера, интерактивная доска обладает следующими возможностями:
1) работа с цветом. Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами;
2) создание заметок. Заметки, добавляемые к демонстрируемым объектам, могут быть сохранены и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при повторении материала. Все файлы с заметками к материалам можно распечатать и передать ученикам;
3) использование видео. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений — сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т. д.;
4) использование функции Drag and Drop (перетащи и отпусти), позволяющее: перемещать объекты из одного положения на экране в другое; устанавливать соответствие между объектами; группировать объекты. Ученики могут экспериментировать, решая поставленную задачу, подставляя разные объекты, используя несколько попыток. В процессе работы с интерактивной доской в классе может идти обсуждение того, что видят ученики;
5) скрытие объектов. Текст, диаграммы и изображения могут появляться на доске последовательно, чтобы ученики могли сосредоточиться на специфических аспектах определенного объекта. Это достигается скрытием части изображений на доске и их открытием только при необходимости;
6) вырезка и вставка. Фрагменты текста, изображения и другие объекты могут копироваться в память компьютера, удаляться и вновь восстанавливаться. Эта особенность интерактивной доски позволяет ученикам не бояться изменений, так как в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить все в прежнем состоянии;
7) флип-чарты (лекционные плакаты). Страницы флип-чартов могут перелистываться назад и вперед, позволяя учителям быстро воспроизвести все содержание урока или возвратиться именно на страницы с теми материалами, рассмотрение которых вызвало затруднение у учеников;
8) разделение экрана. Экран интерактивной доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы;
9) подключение электронного микроскопа или другого оборудования, позволяющего проводить опыты и видеть результат на доске.
В настоящее время подавляющее большинство общеобразовательных учреждений имеют хотя бы одну интерактивную доску. При этом результаты бесед с учениками и учителями во время мониторинговых визитов
показывают, что: учеников привлекает такое техническое средство обучения, как интерактивная доска, им хотелось бы как можно чаще выполнять задания на интерактивной доске; большинство учителей, имеющих возможность использовать интерактивную доску на своих уроках, считают, что это дорогостоящее оборудование по ряду объективных и субъективных причин применяется неэффективно. Основными причинами малоэффективного использования интерактивных досок в учебном процессе учителя считают:
1) отсутствие у них должного уровня подготовки: на самостоятельное освоение поступившей в школу интерактивной доски у них нет времени, как нет и возможности посещения курсов повышения квалификации по работе с имеющейся в их распоряжении интерактивной доской;
2) разнообразие моделей интерактивных досок не только в соседних, но даже в одной школе, не позволяет обмениваться наработками с коллегами;
3) отсутствие на федеральных порталах электронных образовательных ресурсов, ориентированных на педагогически целесообразное использование интерактивной доски.
Вышеизложенное свидетельствуют о необходимости:
1) дальнейшего совершенствования программ повышения квалификации учителей по использованию средств ИКТ в педагогической деятельности, в том числе в части применения интерактивных досок;
2) обеспечение образовательных учреждений электронными образовательными ресурсами, ориентированными на педагогически целесообразное использование интерактивной доски.
3. На сегодняшний день все большую популярность в нашей стране получает модель «Один ученик — один компьютер», методологическое обеспечение которой изначально осуществлялось специалистами Нижегородского регионального института развития образования. Основными целями внедрения модели «Один ученик — один компьютер» являются:
1) обеспечение учащимся равных возможностей доступа к ИКТ;
2) повышение качества образования;
3) внедрение и поддержка лучших практик интеграции ИКТ в обучение;
4) повышение уровня освоения учащимися учебного материала;
5) внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, как формирующее оценивание и дифференцированное обучение;
6) увеличение показателей по сдаче стандартизованных тестов;
7) развитие способностей школьников к непрерывному обучению в течение жизни;
8) подготовка школьников к жизни в современном мире;
9) укрепление связи «школа - семья».
Данная модель предполагает возможность установки на компьютер учителя специального программного обеспечения: приложения для управления классом и совместного обучения (Е-Іеаті^сіазє) и программного обеспечения для учительского контроля.
Идеальный урок в образовательной модели «Один ученик — один компьютер» сочетает в себе элементы исследования и групповой работы, предполагает использование компьютерных технологий и социальных сервисов. Чтобы ответить на заданный вопрос, ребенку надо провести исследование. Компьютер в этом процессе — удобный инструмент: школьник может выйти в сеть для поиска информации, создать он-лайн доску, виртуальную газету или музей, подкрепить его видеороликами, а результаты работы обсудить с одноклассниками. Все это формирует у ребенка навыки работы с компьютером. Материал на уроках лучше усваивается: информацию школьник получает не от учителя — отыскивает сам. В итоге из школьных стен выходит человек, готовый к работе в современном мире.
По рассматриваемой модели на протяжении нескольких лет успешно работают в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане, Нижегородской, Псковской, Ярославской, Иркутской областях и в других регионах России. С текущего учебного года такая модель становится все более массовой в связи с переходом начальной школы на ФГОС нового поколения и соответствующими поставками средств ИКТ в первые классы общеобразовательных учреждений.
Несмотря на имеющиеся достижения в рамках модели «Один ученик — один компьютер», следует констатировать, что:
1) педагогический корпус еще не готов к ее массовой реализации; требуется включение соответствующего направления в программы повышения квалификации педагогических кадров, в которых, в частности, должно быть предусмотрено освоение слушателями приложений для управления классом и совместное обучение, а также программное обеспечение для учительского контроля;
2) сама модель требует существенного развития в части включения в ее содержание работы с широким спектром разнообразных инновационных учебных материалов.
4. Модель 4 можно рассматривать как один из возможных вариантов реализации модели 3. В последние годы такая модель достаточно широко применяется во многих развитых зарубежных странах; в экспериментальном режиме — на Украине, в Беларуси, Казахстане.
Что касается нашей страны, то значимыми этапами в этом направлении являются:
• частная инициатива издательства «Академкнига/Учебник» и фонда «Русский глобус»;
• федеральный проект «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации».
В 2010 г. издательством «Академкнига/Учебник» был разработан электронный образовательный комплекс, составной частью которого стало устройство с двумя сенсорными экранами (диагональ каждого равна диагонали учебника). Один экран, предназначенный для чтения и письма, выполнен по технологии электронной бумаги, другой — жидкокристаллический, полноцветный, предназначен для работы с мультимедийными ресурсами. Устройство по заказу издательства разработала компания «Samsung». Вторая часть электронного образовательного комплекса — контент, подготовленный на основе учебников для общеобразовательной школы.
Такой образовательный комплекс призван заменить школьнику не только учебники, но и хрестоматии, рабочие тетради, дневник — все, что есть в портфеле. Устройство полностью персонифицировано. Учебные материалы — не только тексты, но и иллюстрации, видео и т. д. — переработаны для использования на двух экранах. Школьникам предоставлен ограниченный доступ в Интернет, а также возможность пользоваться веб-камерой, фотоальбомом, видеоплеером. Аналогичное устройство, которым пользуется учитель, позволяет ему следить за учебным процессом, получать обратную связь от учеников.
В 2010-2011 учебном году система электронного обучения была запущена в трех регионах (Москва, Челябинская и Томская области); в эксперименте были задействованы 700 учащихся из экспериментальных и контрольных классов и 43 педагога из 15 школ. Эксперимент проводился с учащимися 6-х классов в процессе изучения курса обществознания. Получены высокие количественные (уровень предметных и метапредметных образовательных результатов) и положительные качественные (отзывы учеников, родителей, учителей) результаты эксперимента.
В 2011-2012 учебном году эксперимент с данным устройством проводился в 53 регионах РФ по общест-вознанию, биологии, истории и географии.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 февраля 2011 г. № Пр-276, Минобрнауки России 1 сентября 2011 года начало реализацию проекта «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации».
Основные задачи эксперимента — определить учебно-методические, дидактические и иные возможности использования ИМЭУ, изучить правовые аспекты их внедрения, экономические преимущества ИМЭУ перед классическим школьным учебником, а также изучить вопрос соответствия этих устройств гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников.
Экспериментальное обучение с использованием ИМЭУ осуществлялось в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Калининградской, Самарской, Кемеровской областей, а также Республики Татарстан.
До начала проведения апробации в условиях реального учебного процесса было проведено многостороннее тестирование ряда электронных мобильных устройств, по результатам которого были отобраны для участия в проекте следующие устройства: ридер PL 100 («Plastic Logic»), ридер JetBook («ЭКТАКО»), ридер PRO 912 («PocketBook», «Азбука»), школьный нетбук Clasmate PC («Интел»).
При организации учебного процесса на основе устройств двух первых типов рекомендовалось широко ис -пользовать мультимедийный проектор и интерактивную доску, что обеспечивало реализацию возможностей, рассмотренных в моделях 1-2.
Использование устройств третьего типа позволяет объединить компьютер учителя и персональные устройства учащихся в единое информационное пространство, обеспечивая:
• электронный кабинет учителя, включающий в себя: конструктор для создания тестов и контрольных работ; наборы шаблонов, готовых тестов и контрольных работ; инструменты автоматической подборки и загрузки учащемуся индивидуальных заданий и контента; инструменты контроля за личными кабинетами учащихся; инструментарий управления отображением материала на персональных устройствах учащихся с компьютера учителя;
• возможность автоматического выставления оценки по результатам теста и контрольной работы, выполненных учениками на своих персональных устройствах в электронный журнал;
• личный кабинет учащегося со статистикой по изученному материалу и выставленным оценкам.
Использование устройств четвертого типа позволяет реализовать модель учебного процесса, представляющего собой развитие традиционной модели «Один ученик — один компьютер» за счет наличия полноценного образовательного контента.
Результаты мониторинговых визитов показывают, что учителя, приступившие к апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников, испытывают потребность в повышении квалификации и методическом сопровождении учебного процесса с использованием ИМЭУ.