Научная статья на тему 'Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания'

Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1590
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания»

124

ИТО Марий Эл -2010

№ 11744 от 18.11.2008, курсы-мультимедиа «Теоретическая механика» № 11746 от 18.11.2008 и «Сопротивление материалов» № 9715 от 25.01.2008. В качестве положительных сторон этих разработок отмечается наличие тестовых заданий в УЭМК, наглядность и довольно простой язык изложения.

Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания

Лоскутова Любовь Александровна (sla5@rambler.ru)

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2 имени Н.А. Заболоцкого»

Аннотация

Материал посвящен вопросу использования информационных технологий на уроках истории и обществознания. Рассматриваются примеры из опыта работы учителя.

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и профессионализма и компетентности учителя.

В настоящее время рабочий кабинет оснащен всем оборудованием, необходимым для применения ИКТ, имеется выход в Интернет. Автор статьи ведет уроки истории, обществознания и права, на которых постоянно используются информационно-коммуникационных технологии:

Технология обработки текстовой информации (текстовый редактор WORD, форматирование, редактирование) На уроках истории и обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Обучающимся остается только включить монитор и прочитать увиденное.

Технология обработки графической информации (графический редактор Paint, программа PowerPoint) Презентации создаем в программе Power Point.

В своей работе мы выделяем три типа создаваемых презентаций.

1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.

2. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие. К настоящему времени нами разработан ряд презентаций по курсу «История России. XX век».

3. Ученические презентации как образовательный продукт урока. Учащиеся, в составе рабочих групп анализируют предложенную информацию, в том числе интернет-ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.

Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников.

Технология обработки числовой информации (таблицы, диаграммы, программа EXSEL). Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.

В процессе обучения применяются мультимедийные технологии. Цифровые образовательные ресурсы, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить»

Информационные технологии в обучении

125

ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Используем диски «От Кремля до Рейхстага», «История России XX век», «История России с древнейших времен до конца XIX века» и другие.

Уроки с применением мультимедийного проектора вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его, делает более продуктивным.

Интернет-технологии (поисковые системы, электронная почта). Поиск необходимой информации, работа с компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями способствует более глубокому усвоению материала. Незаменимым помощником в плане подготовки учащихся к ЕГЭ является сайт fipi.ru, где расположен федеральный банк тестовых заданий.

В своей педагогической работе мы используем различного рода обучающие компьютерные программы: тренажеры, репетиторы, виртуальные экскурсии и т. д.

Работа с интерактивной доской. Любая тема курса обществознания может изучаться с помощью интерактивной доски. Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании данного средства: работа с текстом и изображениями, создание заметок с помощью электронных чернил, сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати, коллективный просмотр web-сайтов, создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий, демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов, использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала, демонстрация презентаций, созданных учащимися, использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Считаем, что использование ИКТ практически на каждом этапе обучения дает возможность не только получения учениками определенной суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируются: более высокий уровень самообразовательных навыков; умения ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное; обобщать, делать выводы.

Новые информационные технологии, мультимедийные продукты - это шаг к повышению качества обучения школьников и, в конечном итоге, к воспитанию новой личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Литература

1. Третьяков П.И, Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 2001.

2. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М.: Русское слово, 2008.

Технологии дистанционного обучении сетевой академии CISCO

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Любутова Елена Геннадьевна (elena-lubutova1@yandex.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 "Обыкновенное чудо"», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В феврале-апреле 2010 года Межрегиональный открытый социальный институт (МОСИ) г. Йошкар-Олы стал инициатором обучения группы работников образования по технологии Сетевой Академии Cisco. В статье подводятся некоторые итоги обучения и рассматриваются перспективы возможного внедрения программ Cisco в образовательный процесс школы.

Корпорация Cisco Systems - мировой лидер в области сетевых технологий и Интернет, меняющих способы человеческого общения, связи, сотрудничества. Сегодня сети стали важнейшим элементом бизнеса, образования, государственного управления и домашних коммуникаций. IP-решения Cisco

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.