Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы для элективного курса «Энергосбережение и энергоэффективность»'

Электронные образовательные ресурсы для элективного курса «Энергосбережение и энергоэффективность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтина Е. Ю., Гришин М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы для элективного курса «Энергосбережение и энергоэффективность»»

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Е. Ю. Бахтина

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, г. Москва

М. Ю. Гришин

Лицей № 11 им. Т. И. Александровой, г. Йошкар-Ола

Электронные образовательные ресурсы

ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ»

С сентября 2011 года учащиеся первых классов «живут по-новому» — учатся по новым ФГОС. Уже приняты стандарты и для основной школы. Системно-деятельностный подход, заложенный в ФГОС, предполагает развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Предполагается, что при реализации ФГОС дети будут заняты в образовательном учреждении в течение всего дня. Прообразом новых форм деятельности для учителя выступают такие формы организации учебного процесса, как кружок и элективный курс. В основном содержимое любого элективного курса ориентировано на конкретный предмет. Однако время требует метапредметного подхода к изучению учебных дисциплин.

Так, введение курса «Энергосбережение и энергоэффективность» предполагает сочетание в себе таких предметов, как физика, экология, биология, география, экономика. Таким образом, мы можем говорить об универсальном элективном курсе.

Актуальность данного курса очевидна. На сегодняшний день тема сбережения природных ресурсов и рациональное их использование рассматривается с различных позиций. Изучение данной проблемы необходимо начинать уже с начальной школы, чтобы даже младшие школьники понимали значимость вопросов сбережения природных запасов. В качестве интерактивного содержательного наполнения курса могут являться ресурсы, созданные в виде отдельных модулей. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) не требуют специальной установки, ими можно пользоваться online в сети Интернет.

К примеру, ЭОР для начальной школы включают в себя вопросы, связанные с экономией электрической энергии, воды, тепла, экологические проблемы, вопросы бережного отношения к природе. В ЭОР для средней школы детям наглядно рассказывается о том, каким образом рационально использовать электрическую и тепловую энергию у себя дома. Задания практического характера раскрывают секрет использования определенного типа ламп, излишне затраченной энергии при использовании электрического чайника, количества утеплителя для оконных рам и т. д.

Ресурсы дифференцированы по возрасту детей. Это позволяет включить их в различные курсы по энергосбережению: как для учащихся начальной школы, среднего звена, старшеклассников, так и для обучающихся средних профессиональных училищ. Учитель дает материал в соответствии с уровнем ранее изученных тем по физике, химии и т. д. Однако ресурсы для начальной школы, по нашему мнению, слишком сложны для детей данного возраста (используется материал курса физики для 7, 8 класса). Возможно, следует пересмотреть форму подачи информации в ресурсах именно для начального звена, так как основным видом деятельности для такого возраста является игра.

Для реализации учебного процесса с использованием ЭОР по энергосбережению необходим мультимедийный класс, в котором должны присутствовать интерактивная доска и средства вывода звуковой информации (для фронтальной работы). Для индивидуальной работы необходимо, чтобы класс был оборудован персональными компьютерами. Детям всегда интересно работать с ЭОР за компьютерами, им интересны интерактивные модели. Здесь уже остро встает вопрос о качественном, содержательном наполнении электронного образова -

тельного ресурса. Наибольший результат принесут те модули, в которых продумана и теория, и практика, и контроль знаний. Практически все ресурсы по энергосбережению построены именно таким образом.

В целом курс будет актуальным и значимым для использования в образовательных учреждениях как в качестве проведения элективного курса или кружковых занятий, так и для использования отдельных модулей на уроках физики, экологии, биологии, географии, экономики.

Л. Л. Босова

Национальный фонд подготовки кадров, г. Москва Организационно-педагогические модели

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ

Современный учебный процесс строится на основе широкого использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Во-первых, это делает обучение более привлекательным с точки зрения учеников, предлагая им в школе те же технологии, которые они применяют для связи и развлечений вне школы и, тем самым, способствует уменьшению разрыва между обучением в школе и обучением, которое происходит вне школы. Во-вторых, и это самое главное, ИКТ позволяют реализовать активно-деятельностное обучение, учитывающее потребности и склонности каждого обучающегося. Современное техническое оснащение школ, использование средств ИКТ в учебном процессе создает необходимые условия для широкомасштабного внедрения прогрессивных педагогических технологий, применение которых в массовой школе ранее была невозможно.

Различные варианты технического оснащения общеобразовательных учреждений, как правило, определяют организационно-педагогические модели применения ИКТ и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе этих учреждений. В связи с этим можно выделить следующие наиболее распространенные модели:

1) компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;

2) компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;

3) один ученик — один компьютер;

4) интерактивный мобильный электронный учебник у каждого ученика.

Рассмотрим каждую из моделей более подробно.

1. В данной модели компьютер, подключенный к мультимедийному проектору, является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской, наличие которой — важное условие организации современного урока, существенно расширяющее возможности использования средств наглядности.

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач: развитие у учащихся наглядно-образного мышления; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме; фиксация внимания при усвоении учебного материала; развитие познавательного интереса; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; конкретизация изучаемых теоретических вопросов; наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т. д.

Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала. Компьютер с проектором может полностью решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем наглядности интерактивной.

Данная модель достаточно широко распространена в общеобразовательных учреждениях: как правило, в каждой школе есть несколько проекторов и ноутбуков, которые переносятся учителями по мере необходимости из кабинета в кабинет или же установлены в кабинетах стационарно. При этом подавляющее (до 90 %) число учителей-предметников, включая учителей физической культуры, считают, что таким оборудованием в стационарном режиме должен быть укомплектован каждый предметный кабинет.

Как правило, компьютер с проектором используются учителями для организации фронтальной работы с учащимися: учителя на этапе подготовки к уроку подбирают соответствующий изучаемой тематике видеоряд, на основании которого создают авторские презентации; созданные презентации служат своеобразной «канвой» урока. Следует отметить, что презентация является излюбленным жанром учебных материалов, повсеместно разрабатываемых нашими учителями. Об этом свидетельствуют как результаты анкетирования и мониторинговых визитов, проводимых в рамках комплексного проекта федерального уровня «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р), так и результаты региональных и всероссийских конкурсов по использованию ЭОР и ИКТ в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.