Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ШКОЛЬНЫЕ СМИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION CENTER / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERACTIVE INTERACTION / INTEGRITY AND DEFINITENESS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCHOOL MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лескина И. Н.

В статье говорится о роли школьного информационного центра в развитии образовательной среды современного образовательного учреждения в условиях информационного общества, об использовании сети Интернет как ресурса развития образовательной среды. В качестве примера саморазвивающейся интерактивной образовательной среды рассмотрены механизм организации сетевого взаимодействия информационных центров образовательных учреждений Нижегородской области, основные направления его работы и эпистемические способы взаимодействия субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational center as a resource of development of the educational environment

In article it is told about a role of school informational center in the development of the educational environment of modern educational institution in the conditions of information society and also about the Internet as a resource of the educational environment’s development. As an example of the spontaneous interactive educational environment the author describes the mechanism of the network interaction between the information centers of educational institutions in the Nizhegorodsky Region. The author also describes the main directions of its work and epistemichesky ways of subjects interaction.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

И. Н. ЛЕСКИНА,

заместитель директора по научно-методической работе МБОУ Лицей № 3 г. Кулебаки,

сетевой методист, руководитель информационного центра сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области» Нввкта @ gmail.com

В статье говорится о роли школьного информационного центра в развитии образовательной среды современного образовательного учреждения в условиях информационного общества, об использовании сети Интернет как ресурса развития образовательной среды. В качестве примера саморазвивающейся интерактивной образовательной среды рассмотрены механизм организации сетевого взаимодействия информационных центров образовательных учреждений Нижегородской области, основные направления его работы и эпистемические способы взаимодействия субъектов.

In article it is told about a role of school informational center in the development of the educational environment of modern educational institution in the conditions of information society and also about the Internet as a resource of the educational environment's development. As an example of the spontaneous interactive educational environment the author describes the mechanism of the network interaction between the information centers of educational institutions in the Nizhegorodsky Region. The author also describes the main directions of its work and epistemichesky ways of subjects interaction.

Ключевые слова: образовательная среда, информационный центр, субъекты образовательной среды, интерактивное^ взаимодействие, целостность и определенность образовательной среды, школьные СМИ

Key words: educational environment, information center, subjects of the educational environment, interactive interaction, integrity and definiteness of the educational environment, school mass media

Согласно ведомственной целевой программе «Развитие образования в Нижегородской области на 2011 — 2013 годы», утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 7 сентября 2010 года № 1009, развитие образовательной среды современного образовательного учреждения в условиях модернизации современной экономики и стремительного совершенствования технологий предполагает непрерывное обновление имеющихся ресурсов и наращивание инновационных.

Организация образовательной среды как центрального компонента сферы образования должна происходить в соответствии с постоянно меняющейся внешней средой таким образом, чтобы для субъектов — участников образовательной среды современного образовательного учреждения — складывались условия, оптимальные для обучения и позволяющие каждому обучающемуся «раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1].

Радикальное изменение способа существования человека в информационном обществе выявило проблемы:

3 меняется непрерывно мир, в котором живем, темп изменений все увеличивается;

3 не хватает для жизни знаний, которые получаем в школе и даже в нескольких вузах;

3 изучаем дисциплины до сих пор разрозненно, не выделяя между ними никакой связи;

3 не работает пока на практике дея-тельностная схема, лежащая в основе любого вводимого концепта или понятия;

3 требует вся контрольно-измерительная система по-прежнему лишь передачи, запоминания информации и выполнения стандартных алгоритмических действий.

Образовательное учреждение с его инфраструктурой мультимедийных, коммуникационных и интерактивных технологий в настоящее время важно рассматривать уже не только как участника системы образования, но и как структурный компонент системы проектно-методического обеспечения инновационной деятельности субъектов системы образования. При этом развитие образовательной среды — это одно из условий развития не только конкретного образовательного учреждения, но и сетевого образовательного сообщества в целом.

Образовательная среда — целостная, качественная характеристика организации внутренней жизни современной школы, неотъемлемой составной частью которой является информационная среда; «совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебных и учебно-практических задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),

Школьный информационный центр является именно тем модулем, который способен осуществлять функции связующего звена основных модулей информационно-образовательной среды не только отдельно взятого образовательного учреждения, но и сетевого образовательного сообщества.

а также наличие служб поддержки применения ИКТ» [3].

Согласно ФГОС нового поколения, «создание и организация функционирования многополюсной информационно-образовательной среды» — одна из важнейших задач современного образовательного учреждения. Таким образом, реализация указанной задачи школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни субъектов информационно-образовательной среды, основы профессиональной педагогической работы.

В свою очередь, это определяет необходимость решения задачи обновления и расширения образовательной среды как центрального компонента сферы образования за счет организации информационного модуля, позволяющего организовать непрерывное взаимодействие субъектов образования на любом уровне.

Школьный информационный центр является именно тем модулем, который способен осуществлять функции связующего звена основных модулей информационно-образовательной среды не только отдельно взятого образовательного учреждения, но и сетевого образовательного сообщества.

При этом данный модуль является не только центром информационной культуры и информационных сервисов школы, но и центром формирования личности субъекта и его компетентностей, необходимых для развития, самореализации и успешной адаптации в современном информационном обществе.

Задачи информационного центра образовательного учреждения:

3 достоверное отражение событий школьной жизни в школьных СМИ;

3 расширение коммуникативного пространства для сотрудничества детей и взрослых;

3 социализация и самореализация личности школьника;

3 создание условий для приобретения практических навыков работы со средствами коммуникации и для получения

представления о профессиях в сфере информационных технологий, связей и СМИ;

3 обеспечение становления и развития ИКТ-компетентности;

3 организация информационного взаимодействия всех модулей информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Актуальность школьного информационного центра для становления личности ребенка и развития личности взрослого определяется двумя ключевыми моментами: во-первых, это средство защиты от манипулятивного воздействия любых современных средств массовой информации; во-вторых, это способ осознанного участия в жизни школы и общества, что является залогом успешной социализации самой личности и эффективного развития гражданского общества в целом.

Знакомство с особенностями современной журналистики, представляющей собой динамический процесс, и освоение структурно-функциональных особенностей общественного устройства позволяют школьнику не только приобрести начальные профессионально-технические навыки и умения, но и реализовать личный творческий и гражданский потенциал.

Работа в школьном информационном центре предполагает непрерывное интеллектуальное развитие личности школьника, так как для подготовки качественного информационного продукта необходимо не только использовать знания из различных школьных дисциплин, но еще нужно привлекать дополнительную информацию из различных источников. При этом происходит формирование компетенций, необходимых для оперативной работы с информационными базами и коммуникационными устройствами: обращение с устройствами ИКТ, передающими и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми; фиксация, запись изображений и звуков, их обработка; создание письменных текстов, графических, музыкальных и звуковых объектов, сооб-

щений (гипермедиа); восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа); коммуникация и социальное взаимодействие; поиск информации.

Освоение правил журналистской этики способствует формированию коммуникативной культуры личности гражданина и приобретению новых умений: емко и точно выражать свои мысли, правильно отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других, достоверно и объективно отражать полученную информацию.

В настоящее время практически в каждом образовательном учреждении в рамках информационного центра есть пресс-центр, представленный такими традиционными направлениями, как газетно-журнальная периодика, радио и телевидение, а также новым направлением — интернет-СМИ. Все чаще для освещения образовательной среды школы используются не отдельно взятые направления, а их совокупность, что позволяет каждому читателю (пользователю) выбрать оптимальный для него вид СМИ.

Виды школьных СМИ представлены таким списком:

3 печатные СМИ (газета, журнал, альманах, альбом и др.);

3 аудиовизуальные СМИ (радио, видео, телевидение);

3 интернет-СМИ (интернет-газета, блог, форум, портал).

Широкое использование технических устройств и информационных средств в образовательной среде школы параллельно с процессом повышения ИКТ-компетент-ности педагогов стало залогом успешного развития всех направлений школьных СМИ. Основными продуктами работы информационных центров образовательных учреждений являются различные печатные издания, видеоматериалы, радиопередачи. Перечень продукции постоянно увеличивается, расширяется ее жанровое своеобразие. В создании школьных СМИ актив-

Основными продуктами работы информационных центров образовательных учреждений являются различные печатные издания, видеоматериалы, радиопередачи.

но участвуют педагоги, школьники, родители и общественность.

Решение задачи грамотной организации школьного информационного центра невозможно без эффективного формирования теоретического мышления субъектов образовательной среды через обучение их техникам и способам эпистемиче-ской работы, включающей в себя схематизацию, идеализацию, моделирование, построение понятий, понимание и др. Осуществляя совместную деятельность в рамках школьного информационного центра, все участники получают метод работы с определенным типом знания, осваивают ту или другую эпистемическую технологию. Результаты этого сотрудничества мы видим в школьных СМИ.

Результаты мониторинга, организованного в 2010 году кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (далее НИРО) среди участников сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения», показали, что пресс-центры организованы в 70 % образовательных учреждений Нижегородской

Интернет — это новая образовательная среда с широким перечнем интерактивного педагогического инструментария, необходимого не только для оптимизации образовательного процесса, но и для расширения сферы коммуникационного взаимодействия и продуктивного сотрудничества всех субъектов независимо от их количества и разнообразия.

русского языка и литературы, информатики, экономики, истории, химии, педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы.

Работа школьного пресс-центра 10— 15 лет назад носила чаще всего эпизодический характер, обусловленный разными причинами: отсутствием необходимых ма-

области. Причем в процессе работы каждого пресс-центра создаются СМИ одного-двух видов (печатное издание или интернет-газета, школьное телевидение или радио). В качестве руководителей школьных пресс-центров выступают заместители директоров образовательных учреждений, учителя

териально-технических условий, несоблюдением принципа преемственности в школьных редакционных коллективах, недостаточной методической подготовкой педагогов и сменой кадрового состава. В течение обозначенного периода были успешные попытки организации информационного центра как модуля образовательной среды, действующего регулярно и в системе, в связи с чем некоторыми образовательными учреждениями Нижегородской области накоплен серьезный опыт в этом направлении: лицеями № 8, 36 и 28 им. академика Б. А. Королева, гимназией № 53 Н. Новгорода, лицеем г. Бор, гимназией № 14 г. Выксы, Каменской школой Богородского района, Воротынской школой и др.

Распространение продуктов информационного центра благодаря активному развитию и постоянному обновлению инфраструктуры образовательной среды возможно не только физически, но и виртуально, то есть при помощи сети Интернет. Все чаще на сайтах образовательных учреждений стали размещаться свежие выпуски школьных газет, радиопередачи, телевизионные новости. Имеются попытки организации сетевых информационных ресурсов, основной задачей которых является размещение материалов в помощь редакционным коллективам (рекомендации, памятки, обзорные презентации, фотоматериалы).

Однако, рассуждая об организации образовательной среды как центрального компонента сферы образования в условиях информационного общества, необходимо помнить, что колоссальный ресурс знаний человеческой цивилизации существует в электронной форме в сети Интернет и непрерывно пополняется. Интернет — это новая образовательная среда с широким перечнем интерактивного педагогического инструментария, необходимого не только для оптимизации образовательного процесса, но и для расширения сферы коммуникационного взаимодействия и продуктивного сотрудничества всех субъек-

тов независимо от их количества и разнообразия. Универсальность сети Интернет заключается в том, что она может существовать и развиваться как в качестве самостоятельной образовательной среды, так и в качестве интерактивного ресурса образовательной среды современного образовательного учреждения. Но в современной школе этот ресурс не реализуется в полной мере. Стало очевидным то, что в информационном обществе достигнуть настоящей индивидуализации образования вне электронной среды невозможно: традиционная образовательная среда до сих пор предлагает нам модель использования компьютерных классов, где ученики сидят спиной к учителю, а количество новейшей компьютерной техники в образовательном учреждении не является показателем ИКТ-компетентности субьектов образовательной среды.

Образовательная среда современной школы способна на более качественном уровне решить вопросы становления и развития личности школьника-гражданина XXI века и учителя-тьютора. Работа информационного центра как связующего звена всех модулей образовательной среды при активном использовании собственных сетевых ресурсов (сайтов, сообществ и др.) доказывает готовность школы к выстраиванию, например, модели образовательного портала нового типа, на котором возможно организовать обучение школьников коллективным способам решения проблем. На таком портале могут транслироваться не только знания, но и сами способы работы с ними — технологии.

Одним из вариантов модели такого портала является организованный в 2008 году НИРО сетевой ресурс «Издательское дело в школе» с целью оказания научной поддержки коллективам информационных центров образовательных учреждений Нижегородской области. Сетевое взаимодействие участников отдельных школьных информационных центров стало основной причиной организации образовательной

среды целого сетевого сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области». Создание сообщества состоялось в сентябре 2008 года в рамках реализации регионального сетевого проекта НИРО «Проектирование информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения». Участниками сообщества в настоящее время являются более 70 информационных центров таких городов, как Нижний Новгород, Кстово, Дзержинск, Ба-лахна, Лысково, Саров, Сергач, и Борско-го, Выксунского, Кулебакского, Дивеев-ского, Вачского, Воротынского, Богородского, Тонкинского, Сосновского, Володарского, Первомайского, Арзамасского, Урен-ского районов и др.

В рамках образовательной среды сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области» созданы условия, позволяющие каждому субъекту самостоятельно организовывать пути самообразования и саморазвития. Это чрезвычайно важно для становления профессиональной компетентности педагога и для выработки ответственной профессиональной позиции его.

В рамках работы сообщества организовано несколько рабочих направлений.

3 Модуль дистанционного и очного сотрудничества позволяет организовать обучение технологиям создания школьных средств массовой информации. Руководители школьных информационных центров проходят обучение на кафедре информационных технологий НИРО, а также в рамках «Летней школы для руководителей школьных СМИ» на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, участвуют в мастер-классах, организованных редакционными коллективами районных и областных газет. В рамках сетевого ресурса сообщества организована рубрика «Мастер-класс» (ее ведущие — главный редактор областной газеты «Земля Нижегородская» Е. Ю. Беляева и редактор областной газеты для старшеклассников

Модуль дистанционного и очного сотрудничества позволяет организовать обучение технологиям создания школьных средств массовой информации.

«Сюжет» Л. А. Шпак). Ведется работа над разработкой интерактивного дистанционного курса по освоению основ создания школьных СМИ.

3 Модуль информационного освещения традиционных мероприятий для участников сообщества: ежегодный областной фестиваль школьной прессы, школьный издательский десант «Дискавери-2008» (лицей № 8 Н. Новгорода), журналистская игра «Школьные СМИ — территория толерантности» (гимназия № 53 Н. Новгорода), проект «Журналистское путешествие — 2009» (Воротынская школа), семинары для юных журналистов и их руководителей (2008 г. и 2010 г. — школа № 3 г. Кулебаки, 2011 г. — лицей г. Бор) и др.

3 Модуль профильного направления журналистской смены, в рамках которого осуществляется подготовка очередного проекта с последующим оформлением его в сети Интернет:

— журналистское направление в рамках региональной информационно-технологической смены «ИнтелЛето-2009» на базе ГБОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный»;

— журналистское направление в рамках международного эколого-этнографиче-ского палаточного лагеря-экспедиции «При-

Устье-2010» в Тонкинском районе Нижегородской области;

— журналистские направления в школьных и загородных детских лагерях п. Воротынец, г. Кулебаки (2010—2012 гг.) (работа на страницах школьных сайтов).

3 Модуль информационного банка данных о школьных информационных центрах Нижегородской области уникален по территориальному масштабу. Основная информация размещена в системе электронных портфолио редакционных коллективов, которая непрерывно обновляется. Важен выход регионального информационного банка данных на всероссийский портал школьной прессы, который дает

Всероссийский портал школьной прессы дает представление о развитии издательского дела в образовательных учреждениях отдельного региона в разрезе федерального уровня, а также способствует обмену опытом по применению издательских технологий в учебно-воспитательном процессе между образовательными учреждениями.

представление о развитии издательского дела в образовательных учреждениях отдельного региона в разрезе федерального уровня, а также способствует обмену опытом по применению издательских технологий в учебно-воспитательном процессе между образовательными учреждениями.

3 Модуль онлайн-общения, обмена опытом и подготовки коллективных образовательных продуктов (программ, методических материалов, альманахов и др.). Организованы блоги и форумы в педагогическом сообществе «Издательское дело в школе» в рамках сетевого ресурса «Открытый класс».

3 Модуль опорной площадки федерального проекта «Сеть опорных площадок школиздата». Сетевое сообщество представителей школьных информационных центров Нижегородской области активно сотрудничает с другими объединениями на федеральном уровне. В качестве опорной площадки школьных СМИ сообщество «Школьные СМИ Нижегородской области» является участником федерального проекта «Сеть опорных площадок школиздата» (проект Всероссийского конкурса школьной прессы «Больше изданий хороших и разных»). С помощью дежурной линии на всероссийском портале школьной прессы «Опорные площадки», системы электронного мониторинга, видеоконференций и семинаров с 2007 года организовано рабочее взаимодействие субъектов образовательной интерактивной среды и представителей объединений по работе с участниками информационных центров Московской, Ивановской, Кемеровской, Ленинградской и Нижегородской областей. В 2010 году состоялся I межрегиональный турнир школьных изданий на базе НИРО, в котором приняли участие школьные СМИ Ивановской, Ленинградской и Нижегородской областей.

Представители сетевого сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области» принимали непосредственное участие в межрегиональном форуме «Медиашко-ла-2008» (Иваново), с 2009 года в ежегодном Международном фестивале юноше-

ских СМИ «Волжские встречи» (Чебоксары), в рамках финальных мероприятий Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» (Москва) в «Большой игре», а также становятся участниками ежегодного Открытого фестиваля начинающих журналистов Ульяновской области «1пформат».

В таких районах, как Борский, Богородский, Кулебакский, Сосновский, Ша-хунский, созданы творческие объединения представителей информационных центров образовательных учреждений с целью организации и проведения совместных проектов и конкурсов. В перспективе рассматривается вопрос о создании собственных интерактивных порталов для участников объединений районного уровня с выходом на региональный и всероссийский ресурсы.

Несомненно, достигнуть настоящей индивидуализации образования вне электронной (интерактивной) среды невозможно, однако использование новой образовательной среды на основе 1Т-технологий не предполагает отказа от традиционной образовательной среды, напротив, делает возможным ее обновление и расширение.

Модели интерактивной образовательной среды позволят обучать подрастающую молодежь работе со знанием в насыщенной информационной среде и противостоять некоторым вредным воздействиям самого Интернета.

Развитие человека — основная задача системы образования и необходимое условие развития общества. Традиционная образовательная среда, ориентированная на трансляцию предметных знаний и умений, на подготовку человека к жизни в относительно стабильных общественно-экономических условиях, не способна адекватно ответить на вызовы сложившегося информационного общества. Необходимы модернизация образовательной среды, которая уже носит информационный характер, а также обновление образовательных технологий.

Первоначальный опыт взаимодействия участников сетевого сообщества «Школь-

ные СМИ Нижегородской области» при поддержке НИРО доказывает жизнеспособность модели интерактивной образовательной среды участников информационных центров и необходимость ее дальнейшего развития.

Чем больше и разнообразнее количество участников отдельно рассматриваемого школьного информационного центра или сетевого сообщества, тем больше образовательных практик будет преобразовано в образовательной среде. Делая ее богатой по составу и содержанию, начнут выстраиваться органические связи и отношения, задающие целостность и определенность новой образовательной среде. В свою очередь, организованная образовательная среда будет способствовать обогащению и развитию самих участников, моделей школьных информационных центров и их внутренней образовательной среды. В таком представлении образовательная среда современного образовательного учреждения будет залогом успешной реализации основного направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России — «развитие человеческого потенциала и повышение его конкурентоспособности» — и перехода от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех — развитие образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности [2].

ЛИТЕРАТУРА _

1. Из Послания Президента РФ Федеральному собранию // URL: http//www. krtmlin.ru.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // URL: http// www.economy.gov.ru.

3. Проект основной образовательной программы основного общего образования / / URL: http//standart.edu.ru/.

Модели интерактивной образовательной среды позволят обучать подрастающую молодежь работе со знанием в насыщенной информационной среде и противостоять некоторым вредным воздействиям самого Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.