Научная статья на тему 'СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В ШКОЛЕ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / КОНКУРС ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ И СЕМИНАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лескина И. Н., Гергель В. А.

Статья рассказывает об особенностях организации единой информационной среды для представителей издательских коллективов образовательных учреждений Нижегородской области, включающей сетевые ресурсы и сообщества; демонстрирует сетевые и очные способы работы специалистов, знакомит с данными мониторинга развития школьной прессы в регионе, итогами и перспективами развития издательских технологий в нижегородских образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

И. Н. ЛЕСКИНА,

заместитель директора по научно-методической работе школы № 3 г. Кулебаки, сетевой методист, руководитель информационного центра школьной прессы Нижегородской области

В. А. ГЕРГЕЛЬ,

старший преподаватель кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО

Статья рассказывает об особенностях организации единой информационной среды для представителей издательских коллективов образовательных учреждений Нижегородской области, включающей сетевые ресурсы и сообщества; демонстрирует сетевые и очные способы работы специалистов, знакомит с данными мониторинга развития школьной прессы в регионе, итогами и перспективами развития издательских технологий в нижегородских образовательных учреждениях.

Ключевые слова: издательское дело в школе, сетевое сообщество, информационная среда, сотрудничество, сетевые ресурсы, конкурс школьной прессы, дистанционные мастер-классы и семинары

Сегодня каждая вторая школа России имеет собственное печатное издание. Число читательской аудитории школьной прессы «более 20 миллионов». При этом издательская работа в школе часто осуществляется стихийно, при отсутствии методик и подготовленных специалистов1.

Основными целями российской системы образования всегда были и остаются предоставление знаний и привитие навыков практической деятельности. Однако при изучении дисциплин, предусмотренных школьной программой, отмечается разное соотношение первого и второго. Стремительное развитие информационных технологий, а так-

же постоянно повышающиеся требования к выпускникам образовательных учреждений способствуют активному внедрению информационных направлений обучения в рамках дополнительного образования.

Современное образовательное учреждение, следуя Государственному стандарту, стремится самостоятельно создавать до-

полнительные программы по определенным дисциплинам, а в рамках дополнительного образования — открывать различные студии, кружки, мастерские, спортивные секции. В качестве нового педагогического инструмента дополнительного образования необходимо отметить школьную прессу.

Главная черта российского школьного издательского дела — наличие в условиях стандартизации государственного образования разнообразных изданий, каждое из которых имеет свои «лицо», стиль, содержание. Однако долгосрочное и перспективное функционирование школьных пресс-центров в образовательных учреждениях невозможно без централизованной организации издательского дела как особого ресурса информационно-образовательной среды.

30 сентября 2009 года на региональном семинаре «Школьная пресса как ресурс развития информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения» было официально объявлено об организации сетевого сообщества представителей школьных издательских центров Нижегородского региона. «Издательское дело в школе» — одно из направлений регионального сетевого образовательного проекта «Проектирование ин-формационно-образова-тельной среды современной школы», куратором которого является кафедра информационных технологий Нижегородского института развития образования. Ключевая идея данного направления — сетевое сотрудничество, информативность, развитие.

Организация единой информационной среды для представителей издательских коллективов образовательных учреждений Нижегородской области, включающей сетевые ресурсы и сообщества, чрезвычайно актуальна. Это дает различным ре-

Долгосрочное и перспективное функционирование школьных пресс-центров в образовательных учреждениях невозможно без централизованной организации издательского дела как особого ресурса информационно-образовательной среды.

дакциям возможность объединяться и систематизировать совместную работу с целью активного развития издательского дела как особой педагогической технологии.

Формирование единой информационной среды предполагает работу по следующим направлениям:

3 концептуальному — объединение и систематизация школьной прессы региона;

3 практическому — внедрение различных очных и сетевых форм взаимодействия школьных издательских центров;

3 аналитическому — диагностика наличных условий существования школьной прессы, исследование наметившихся тенденций и перспектив развития школьного издательского дела в регионе и России;

3 организационному — подготовка и проведение различных конкурсов, форумов и конференций;

3 методическому — проектирование и апробация новых педагогических технологий;

3 информационному — разработка системы регулярного информирования о деятельности школьных издательских центров.

В настоящее время в регионе создан информационный банк данных о школьных пресс-центрах. Основная информация размещена в системе электронных портфолио редакционных коллективов, которая непрерывно обновляется.

Важен выход регионального информационного банка данных на Всероссийский портал школьной прессы, который дает представление о развитии издательского дела в образовательных учреждениях отдельного региона в разрезе федерального уровня, а также способствует обмену опытом применения издательских технологий в учебно-воспитательном процессе между образовательными учреждениями.

Особая роль в деятельности сообщества принадлежит кафедре информационных технологий Нижегородского института развития образования, на базе которой решаются основные организацион-

ные вопросы. Так, для работы с педагогами экспериментальных площадок создан такой ресурс кафедры, как сайт «Издательское дело в школе», и первым шагом стало выявление образовательных учреждений, выпускающих различные издания.

В сентябре 2008 года на семинаре, организованном на базе школы № 3 г. Кулебаки, были приняты меморандум и положение о сообществе издательских центров Нижегородского региона. Затем были определены победители I регионального конкурса школьных изданий, которыми стали: нижегородский лицей № 8, Каменская и Воротынская школы (в номинации «Лига мастеров»); школы № 3 г. Кулебаки и № 8 г. Кстово (в номинации «Лига новичков»).

В конкурсе приняло участие 31 образовательное учреждение города и области, и каждое из них представило свои печатные издания. Перед членами жюри стояла нелегкая задача — выбрать победителей в двух номинациях, указать на недостатки, дать рекомендации. В целом конкурс помог обнаружить существующие проблемы школьной издательской деятельности и сформулировать задачи дальнейшей работы: необходимость общения, обмена опытом между руководителями издательских центров, педагогами в Сети, проведение мастер-классов для учащихся и учителей. На сайте появились рубрики «Мастер-класс» и «Копилка», которые предлагают важную информацию для проведения занятий, пополнения теоретических знаний.

В целях повышения культуры работы с печатными изданиями в школе для педагогов и учащихся на кафедре информационных технологий Нижегородского института развития образования организованы специальные курсы «Издательская деятельность в школе», предлагаются дистанционные мастер-классы и семинары.

Укреплению сотрудничества коллективов пресс-центров Нижегородского региона способствуют организация и прове-

дение выездных мероприятий. Например, в сентябре 2008 года в школе № 3 г. Ку-лебаки в рамках семинара «Школьная пресса как ресурс развития информационно-образовательной среды современной школы» были организованы выставка школьной прессы Нижегородского региона и мастер-классы для педагогов и учащихся на тему «Особенности создания школьной прессы с использованием технологии InDesing» при участии представителей редакции журнала «Лицейское и гимназическое образование».

Во время мероприятий I регионального конкурса школьной прессы, который проходил в нижегородском лицее № 8 в декабре 2008 года, был организован школьный десант «Дис-кавери», в ходе которого его участники знакомились с лицеем, ориентируясь с помощью маршрутных листов. По итогам мероприятия был оформлен издательский проект «Дискавери».

Журналистская игра «Свой голос» состоялась в марте 2009 года на базе Воротынской школы. Благодаря данному мероприятию представители региональных редакционных коллективов смогли познакомиться с азами журналистского творчества в процессе игры «Журналистское путешествие», принять участие в пресс-конференции с актерами спектакля «Ступени».

Сетевой конкурс фотоматериалов «Фо-токросс-2009» проходил весной — летом 2009 года в шести номинациях: «Школьный праздник», «О, спорт! Ты — мир», «Умники и умницы», «Доброта спасет мир», «Дорогая редакция», «Чудо-объектив». Победителями были объявлены работы школ № 5 г. Лысково, № 3 г. Кстово, № 3 г. Кулебаки, гимназии № 14 г. Выксы, Арефьинской школы.

В сентябре 2009 года в рамках профильной смены «ИнтелЛето-2009» на базе санаторно-оздоровительного центра «Ла-

Региональный конкурс школьных изданий помог обнаружить существующие проблемы школьной издательской деятельности и сформулировать задачи дальнейшей работы.

зурный» работал пресс-центр. На смену перьям и бумаге пришли новые технологии — «1 ученик: 1 компьютер». Дети под руководством педагогов-экспертов (представителей школ № 14 г. Балахны, № 21 г. Дзержинска, № 3 г. Кулебаки) апробировали работу с издательскими технологиями в рамках среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер».

Сетевое сообщество представителей школьных издательских центров Нижегородского региона активно сотрудничает с другими российскими объединениями в области издательского дела в школе. В рамках системы «Открытый класс» в блогах и на форумах педагогического сообщества «Издательское дело в школе» учителя и учащиеся обсуждают региональные и межрегиональные проекты, делятся опытом.

Представители сетевого сообщества принимают непосредственное участие в межрегиональном форуме «Медиашкола-2008» (Иваново), международном фестивале юношеских СМИ «Волжские встречи — 2009» (Чебоксары), «Большой игре» в рамках финальных мероприятий VIII Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» (Москва).

Стало традиционным ежегодное проведение в начале учебного года семинара для педагогов, руководителей и организаторов издательских центров с целью обсуждения итогов и определения дальнейших перспектив развития издательского дела в регионе. Подобные мероприятия позволяют привлечь педагогов к активному использованию сетевых ресурсов по издательским технологиям, что способствует не только пополнению информационного банка данных о пресс-центрах региона, но и развитию дистанционных форм работы.

Создание сетевого сообщества позволило решить главную проблему региональ-

Создание сетевого сообщества позволило решить главную проблему региональных школьных издательских центров — их территориальной удаленности друг от друга.

ных школьных издательских центров — их территориальной удаленности друг от друга. Однако для осуществления дальнейшего развития издательского дела в школах необходимо активно внедрять дистанционные методы и формы работы.

По итогам мониторинга печатной продукции школьных издательских центров Нижегородской области в 2008/2009 учебном году получены следующие данные об издателях и параметрах изданий.

Типы изданий: журналы, газеты, альманахи, брошюры, методические вестники, научные сборники.

Руководители: заместители директоров образовательных учреждений, учителя русского языка и литературы, информатики, экономики, истории, химии, педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы.

Издатели: преподаватели и учащиеся.

Год основания: от 1996 до 2008 года; средний возраст печатного школьного издания в Нижегородской области — 7 лет.

Тираж: от 2 до 300, в среднем — 100 экземпляров.

Программы верстки: Adobe InDesing (чаще всего), Microsoft Publisher, Microsoft Word, Adobe PageMaker (реже всего).

Способы распространения: в основном бесплатно, иногда за деньги (от 5 до 50 рублей).

Цветность: черно-белые, двухцветные, полноцветные (чаще всего).

Формат: A3, A4, A5.

Периодичность: от одного раза в неделю до одного раза в год; в среднем — один раз в четверть, но есть и разовые издания.

Наличие RSPR: 22 издания.

Тип образовательного учреждения: школа, лицей, гимназия.

Тип издания по месторасположению издательства: 6 сельских и 24 городских издания.

По предварительным итогам опроса, проведенного в 2009 году среди участников сетевого сообщества (по последним данным, их около 50), четко обозначи-

лась тенденция к увеличению числа издательских центров в образовательных учреждениях Нижегородской области. Более чем в 60 % школ функционируют пресс-центры, около 40 % регулярно создают печатное издание (или, в большинстве учреждений, несколько изданий), 20 % эпизодически выпускают печатную продукцию.

К сожалению, в редких случаях образовательные учреждения имеют собственные мини-типографии, в основном пользуются услугами профессиональных типографий.

В ряде районов Нижегородской области накоплен немалый практический опыт организации выставок и конкурсов школьной прессы местного значения. Так, в Борском районе в октябре 2009 года состоялся очередной конкурс школьных изданий, в котором приняли участие девять редакционных коллективов образовательных учреждений района. В ходе мероприятий было отмечено, что уровень культуры оформления школьных газет возрастает, увеличивается число изданий. В г. Бор регулярно проводятся мастер-классы и консультации по вопросам подготовки школьных печатных изданий, что способствует развитию издательского дела в образовательных учреждениях.

Кулебакский район также имеет опыт проведения районных конкурсов («Серебряные перышки»), семинаров, мастер-классов по издательским технологиям. На базе школы № 3 функционирует информационный центр школьного издательского дела Нижегородского региона, где осуществляется регулярный мониторинг развития издательского дела в образовательных учреждениях с последующей обработкой результатов. На базе информационного центра действует координационный пункт сети опорных площадок школиздата Рос-

сии. Сетевое сообщество представителей школьных издательских центров Нижегородской области имеет четко организованную структуру очных и сетевых проектов, информационную службу и обучающие направления.

Итак, успешная реализация интеграционных проектов журналистско-информа-ционной и медийно-технической сторон издательского дела стала залогом качественных изменений в образовательном процессе Нижегородского региона. В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений, и первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы «раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»2.

Дорога в тысячу миль начинается с одного шага. Участие школьников в работе издательских центров решает одну из главных задач воспитания — формирование социально активной личности; позволяет им приобщиться к профессиям журналиста, верстальщика, дизайнера, а общение в сетевом сообществе повышает ИКТ-компетентность и коммуникабельность обучающихся.

ПРИМЕЧАНИЯ _

1 Всероссийский портал школьной прессы. URL: http//www.portal.lgo.ru

2 Из Послания Президента Федеральному собранию. URL: http//www.krtmlin.ru

Успешная реализация интеграционных проектов журналистско-ин-формационной и медийно-техни-ческой сторон издательского дела стала залогом качественных изменений в образовательном процессе Нижегородского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.