Возможности родителей в решении проблем речевого развития детей
дошкольного возраста Иванова С.К.
Иванова Светлана Каняфиевна /Ivanova Svetlana Kanyafievna - воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Автор формулирует методические рекомендации для родителей по речевому развитию детей, используя практико-ориентированный подход к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Abstract: the article deals with the problem of language development in preschool children. The author formulates guidelines for parents on language development of children using the practice-oriented approach to the organization of educational process in preschool educational institution.
Ключевые слова: речевое развитие, дошкольное образование, дошкольный возраст. Keywords: speech development, preschool education, preschool age children.
В последние годы наметилась тревожная тенденция - в младшие группы детского сада поступают все больше детей, имеющих задержку речевого развития.
Активная речь возникает у ребенка как средство ситуативно-делового общения с взрослыми. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Появление активной речи является свидетельством психического развития, позволяющее родителям сравнивать своего ребенка со сверстниками. Не имея возможности оценить, на сколько серьезным является такое отставание, родители часто драматизируют ситуацию и начинают сосредотачивать усилия на всевозможных формах стимуляции речевого развития. Последствием такой настойчивости со стороны родителей может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усугубляет проблему.
Появление активной речи у ребенка является результатом изменения формы его общения с взрослыми. Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с другими людьми.
Речь необходима для содержательного обмена информацией при объединении усилий взрослого и ребенка для достижения единой цели. Поэтому отсутствие сотрудничества в решении задач продуктивной деятельности также лишает ребенка необходимости осваивать активные формы речи.
Решение проблемы речевого развития требует анализа семейной ситуации, с точки зрения организации взрослым достаточного условия общения и сотрудничества с ребенком и специфики способа их взаимодействия.
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается практически всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не успевает в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребенок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса. Именно с помощью речи ребенок общается с окружающими. Чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.
По данным российских ученых от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет - явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку в это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.
Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в это период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером или с игрушками), редко слышат сказки, рассказанные мамой и папой.
Характерные проблемы развития речи дошкольников:
1. Односложная речь, которая состоит из простых предложений (« ситуативная» речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
2. Скудность речи, маленький словарный запас.
3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных слов и выражений.
4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задавать вопрос, построить развернутый или краткий ответ.
5. Не способность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.
6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса.
8. Нарушение дикции.
Речь - сложный психофизиологический процесс и в основе его нарушений могут лежать различные факторы, как медицинские, так и социально-культурные.
Как правило, ребенок поступает в детский сад в раннем возрасте, когда речь только формируется и предпосылки ее нарушения в большинстве случаев еще не могут быть выявлены по различным причинам. В результате этого, воспитатели часто сталкиваются с трудностями, которые в условиях массовой группы невозможно преодолеть без помощи специалистов, а в ряде случаев без специальных условий обучения.
Заключение специалистов о наличии у ребенка нарушений в развитии речи часто воспринимается родителями как неприятная неожиданность и вызывает отрицательные эмоции или защитную реакцию. Многие родители считают, что их ребенок перерастет, разговорится, догонит сверстников без специально созданных условий обучения. Часто получив рекомендации специалистов, они отказываются обратиться за медикаментозной помощью, больше полагаются на рассказы о том, как чей-то ребенок не говорил, а потом вдруг заговорил, да так, что не остановишь. Но никто не говорит о качестве речи заговорившего ребенка, насколько соответствует норме звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь. В результате этого упускается шанс своевременной и эффективной помощи малышу.
Часто родители, не соглашаясь с мнением специалистов, отказываются от перехода в специализированный детский сад, объясняя это тем, что малыш испытает стресс, попав в новый коллектив, что предлагаемое учреждение неудобно расположено территориально. В результате этого, ребенок с проблемами развития речи переходит из группы в группу, не получая квалифицированной помощи.
При организации взаимодействия с родителями в настоящее время используются традиционные формы, хорошо зарекомендовавшие себя в свое время, но не всегда учитывающие трудности и возможности современных родителей, такие как беседа, консультация, присутствие в образовательной деятельности, информационные ширмы в группе. Как правило, все они требуют непосредственного присутствия родителей в течение некоторого времени в детском саду, что не всегда возможно и удобно для них. И
очень мало внимания уделяется использованию в этих целях информационных компьютерных технологий, которые могут значительно увеличить арсенал средств взаимодействия с родителями, не требуя от них личного присутствия и связанных с этим проблем.
Современные дошкольные учреждения имеют информационные сайты, на которых представлена работа учреждения, и каждый специалист может разместить на нем материал для родителей, содержащий информацию о развитии детей по каждой возрастной группе: тесты, задания, практические рекомендации, ссылки на литературу для чтения. Можно каждую неделю сообщать родителям о том, какие темы были пройдены, о чем было бы полезно поговорить с ребенком.
Таким образом, если механизм преемственности между семьей и дошкольным учреждением будет осуществляться не с момента поступления ребенка в детский сад, а намного раньше, появится возможность раннего просвещения родителей, и как следствие снижение количества детей с задержкой речевого развития, поступающих в младшие группы детского сада.
Опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах - все делайте вместе с ними и обязательно просите их рассказать, что изображено, описать игрушку.
Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка является описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ. Это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать. Но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонацией выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.
Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким конструктором и другими предметами, разучивать пальчиковые игры. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить. Рисование дети любят и оно очень полезно. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте детям штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунок по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок - развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущения у малыша.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Родителям стоит обратить внимание на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков,
задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Если ребенок не правильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или хвалить. Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко и доступно родителям.
Организация преемственности в работе дошкольного учреждения и семьи, эффективное взаимодействие педагогов и родителей, их взаимное доверие, возможны лишь в том случае, если их объединяет одна идея. Так же родители открыты для диалога, а педагоги, учитывая возможности родителей, дифференцированно подходят к каждому случаю и тактично подводят родителей к пониманию необходимости педагогических знаний, активной позиции сотрудничества и решающей роли семьи в важном деле воспитания и развития ребенка. Чем раньше начнется такая работа, тем эффективнее она будет.
Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Литература
1. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М., Мозаика - Синтез, 2005. С. 23-28.
2. Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии». 1997. 384 с.