Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации'

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2447
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дети раннего возраста / психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии / механизм реализации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития / индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка 2– 3 лет с задержкой речевого развития / children of early age / psychological and pedagogical support for early age children with developmental disabilities / mechanism for implementing psychological and pedagogical assistance to early age children with develop- mental disabilities / individual program of psychological and pedagogical support for 2–3 years old children with a delay in speech development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Николаевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена фактическим состоянием помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения, осознанием важности процесса сопровождения детей 2–3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью технологии сопровождения. Таким образом, целью нашей статьи является анализ теоретических аспектов проблемы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии речи, презентация содержания программы «Я учусь говорить правильно». Методологическими основаниями исследования выступили личностно ориентированный, гуманистический, деятельностный и интегрированные подходы, а также теория психического развития личности ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями, компенсаторная теория аномального развития ребенка 2–3 лет и др. При проведении экспериментального исследования были использованы такие методы, как анализ речевых педагогических ситуаций, речевые игры, беседа и анкетирование родителей и т. п. Анализ данных обследования детей показал, что у большинства был обнаружен низкий уровень речевого развития. У детей, принявших участие в эксперименте, в значительной степени отставала контекстная речь, грамматический строй речи и звукопроизношение. Анкетирование родителей позволило сделать вывод о том, что большая часть родителей высказали желание повысить уровень педагогической культуры по проблеме речевого развития детей, согласились участвовать в реализации программы. Результаты эксперимента позволили разработать содержание программы психолого-педагогического сопровождения ребенка 2–3 лет с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации. В результате внедрения программы у детей 2–3 лет сформировано наглядно-действенное мышление; малыши понимают речь взрослого, указывают на называемый предмет, производят с предметом названные действия, в ответах на вопросы по картине используют разные виды предложений: простые, простые распространенные – с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов; в детском саду внедрена модель взаимодействия специалистов, направленная на развитие и коррекцию речи детей раннего возраста; у родителей (законных представителей) детей раннего возраста сформированы основы педагогической культуры (взрослые овладели элементарными технологиями развития, коррекции и профилактики речевых нарушений у детей 2–3 лет и т. п.). Статья может представлять интерес для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов дошкольных образовательных организаций и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of early age children with a delay in speech development in conditions of pre- school educational organization

The urgency of the problem under study is due to the actual state of assistance to early age children with speech disorders in the pedagogical environment of preschool educational institutions, the importance of the supporting process for children of 2–3 years of age with delayed speech development and insufficiently developed supporting technology. Thus, the purpose of our article is to analyze the theoretical aspects of providing psychological and educational assistance to early age children with impaired speech development, presentation of the program “I learn to speak correctly”. The methodological basis of the research was made by the personality-oriented, humanistic, activity-based and integrated approaches, as well as by the theory of mental development of the personality of a young child with special educational needs, and the compensatory theory of anomalous development of 2–3 years old children. Such methods as an analysis of pedagogical speech situations, speech games, conversation, questioning of parents, and others were used during the experimental study. Analysis of the survey data showed that most children had a low level of speech development. The children, who took part in the experiment, had problems with contextual speech, grammatical structure of speech, and sounds pronunciation. Parents’ questionnaire survey led to the conclusion that most of the parents expressed a desire to raise the level of pedagogical culture concerning the problem of children's speech development, and agreed to take part in the program. The results of the experiment made it possible to develop the content of psychological and pedagogical support program for 2–3 years old children with a delay in speech development in the conditions of pre-school educational organization. As a result of the program introduction, 2–3-years old children have developed visual-effective thinking, they understand the speech of an adult, point to the object called, produce the named actions with the object, use different types of sentences in answers to the questions about the picture: simple, simple extended – with the use of direct object or indirect objects with prepositions. The model of specialists’ interaction is introduced in the kindergarten, aimed at developing and correcting the speech of early age children; parents (legal representatives) of young children get the basis of pedagogical culture (adults learn the elementary technologies of development, correction and prevention of speech disorders in 2–3 years old children, etc.). The article may be interesting for educators, speech therapists, teachers, defectologists of preschool educational organizations and parents.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181085 2018, № 11 (ноябрь) УДК 376.3

Психолого-педагогическое сопровождение

детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации

Платохина Наталья Алексеевна1

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия platotinaN@yandex.ru

Абашина Наталья Николаевна2

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

n.n.abashina@gmail.com

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена фактическим состоянием помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения, осознанием важности процесса сопровождения детей 2-3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью технологии сопровождения. Таким образом, целью нашей статьи является анализ теоретических аспектов проблемы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии речи, презентация содержания программы «Я учусь говорить правильно». Методологическими основаниями исследования выступили личностно ориентированный, гуманистический, деятельностный и интегрированные подходы, а также теория психического развития личности ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями, компенсаторная теория аномального развития ребенка 2-3 лет и др. При проведении экспериментального исследования были использованы такие методы, как анализ речевых педагогических ситуаций, речевые игры, беседа и анкетирование родителей и т. п. Анализ данных обследования детей показал, что у большинства был обнаружен низкий уровень речевого развития. У детей, принявших участие в эксперименте, в значительной степени отставала контекстная речь, грамматический строй речи и звукопроизношение. Анкетирование родителей позволило сделать вывод о том, что большая часть родителей высказали желание повысить уровень педагогической культуры по проблеме речевого развития детей, согласились участвовать в реализации программы. Результаты эксперимента позволили разработать содержание программы психолого-педагогического сопровождения ребенка 2-3 лет с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации. В результате внедрения программы у детей 2-3 лет сформировано наглядно-действенное мышление; малыши понимают речь взрослого, указывают на называемый предмет, производят с предметом названные действия, в ответах на вопросы по картине используют разные виды предложений: простые, простые распространенные - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов; в детском саду внедрена модель взаимодействия специалистов, направленная на развитие и коррекцию речи детей раннего возраста; у родителей (законных представителей) детей раннего возраста сформированы основы педагогической культуры (взрослые овладели элементарными технологиями развития, коррекции и профилактики речевых нарушений у детей 2-3 лет и т. п.). Статья может представлять интерес для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов дошкольных образовательных организаций и родителей.

Поступила в редакцию Received 21.09.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.10.2018

Принята к публикации Accepted for publication 30.10.2018 Опубликована Published 30.11.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Платохина Наталья Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Россия

2 Абашина Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии и инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия

Ключевые слова: дети раннего возраста, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии, механизм реализации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка 23 лет с задержкой речевого развития.

Введение

Актуальной проблемой специального образования, а также педагогической практики является выявление и оказание помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития. С чем же связан такой интерес к данной проблеме? Безусловно, с ростом в последнее время количества новорожденных детей с какими-либо нарушениями. При этом необходимо помнить о том, что первичные нарушения в развитии малышей непосредственно вытекают из биологического характера болезни индивида (положение, выдвинутое в работах Л. С. Выготского). Дети раннего возраста с достаточно осложненным медицинским анамнезом составляют большой резерв для коррек-ционно-образовательной работы учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов. Анализируя исследования в области специального образования, становится очевидно, что в научных публикациях остро поднимается вопрос о соотношении периодов возникновения нарушений и продолжительности сензитивных периодов в развитии малышей 2-3 лет с нарушениями развития и детей с нормой в развитии.

Кроме того, многие авторы (Л. И. Аксенова, Н. Ю. Борякова, В. И. Лубовский, Е. А. Стребелева и др.) указывают на несовпадение сроков возникновения и длительности сензитивных периодов у данной категории малышей, при этом у аномальных детей созревание нервных структур значительно задерживается, нарушается взаимное соотношение порядка их созревания [1-4].

Очевидно, что коррекционную работу с детьми с нарушениями в развитии следует начинать именно в сензитивные периоды развития, поскольку, если малыш не получает специальной помощи, отклонения в его развитии могут оказаться необратимыми. В контексте нашего исследования актуальной выступает проблема разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации «Я учусь говорить правильно».

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии» нами трактуется как система диагностических, коррекци-онных, развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание эффективных условий для психофизического, социального и речевого развития ребенка раннего возраста с различными нарушениями в развитии, психолого-педагогическое сопровождение предполагает активную стимуляцию потенциальных возможностей ребенка в процессе специально организованного взаимодействия со взрослыми и окружающим их миром.

Важным для нашего исследования является научное исследование Н. В. Макаровой. Автором был разработан и апробирован уникальный механизм оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с различными нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения, предполагающий: создание в образовательной организации условий, направленных на выявление детей раннего возраста, нуждающихся в особой помощи специалистов; осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии детей; разработку и реализацию программы психолого-педагогической помощи ребенку; проведение итогового психолого-педагогического обследования детей; а также при необходимости разработку и реализацию программы, направленной на создание условий для положительной адаптации ребенка раннего возраста к образовательному учреждению [5].

Актуальность нашего исследования обусловлена разрешением следующих противоречий: межу потребностями и запросами детей, а также их родителей и фактическим состоянием психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями в нашей стране; осознанием в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения важности разработки программы осуществления психолого-педагогического сопровождения детей 2-3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью технологии ее реализации.

Цель статьи - анализ теоретических аспектов проблемы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии речи, презентация содержания программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации «Я учусь говорить правильно».

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В зарубежных исследованиях уделяется большое внимание проблеме сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития:

- диагностические аспекты изучения детей раннего возраста раскрываются в работах T. Бразелтона, автором сформулирована «Шкала поведения новорожденных» [6];

- тестовая методика оценки уровня развития ребенка раннего возраста описана в исследованиях Х. Прехтля [7];

- изучению движению руки ребенка первого-второго года жизни посвящено исследование Х. Халоверсон, ученый движение малыша к предмету разделил на три группы (скользящие, планирующие, петлеобразные) [8];

- в научных работах Э. Бонди, Л. Фрост описан опыт использования в коррекци-онной работе с детьми раннего возраста коммуникационной системы PECS, направленной на развитие импрессивной и экспрессивной речи, обучению целенаправленному общению [9];

- в исследованиях Дж. Блачер рассматриваются теоретико-методологические аспекты подготовки родителей к рождению ребенка с отклонениями в развитии [10];

- в работах М. Я. Родриго, Б. Триана поднимаются вопросы, связанные с родительскими установками и убеждениями по вопросам воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями [11];

- трансформационные изменения, связанные с процессом воспитания детей с ограниченными возможностями, раскрываются в трудах К. Скорги, Д. Собси [12] и др.

Теоретические предпосылки речевого развития, организации работы с детьми раннего возраста, а также специфика осуществления психолого-педагогического сопровождения детей 2-3 лет с задержкой речевого развития в разное время активно изучались отечественными учеными:

- известный психолог Л. С. Выготский в своих трудах описал симптомы кризиса ребенка трехлетнего возраста, ученый в своих публикациях подчеркивал необходимость качественного изучения внутренней и внешней ситуации развития ребенка [13]; возрастную периодизацию психического развития, определение хронологических границ раннего возраста представил в своей монографии Д. Б. Эльконин и др. [14];

- методика речевого развития и обучения родному языку раскрыта в трудах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной [15]; теории, технологии речевого развития в схемах и таблицах - О. А. Бизиковой [16]; методика воспитания звуковой культуры речи, формирования грамматического строя речи, развития словаря, связной и образной

речи, выявления уровня развития речи дошкольников - О. С. Ушаковой, Е. М. Стру-ниной [17]; лингвистические, педагогические основы, содержание и методы развития речи дошкольников - Н. А. Стародубовой [18];

- в статье О. В. Добронравовой, Х. Н. Галимовой, А. В. Панькова проанализированы педагогические подходы к развитию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром [19]; Л. А. Сафиной - общие аспекты речевого развития детей раннего возраста (условия, этапы и направления речевого развития детей и т. п.) [20]; С. В. Ваторопиной - проблема своевременного предупреждения речевых затруднений детей раннего возраста, а также оказания комплексного педагогического воздействия, позволяющего добиться наилучшего результата в развитии у детей раннего возраста структурных компонентов речевой системы [21]; Е. О. Смирновой - диагностические процедуры оценки уровня развития детей от рождения до трехлетнего возраста [22];

- особенности развития и воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития описаны в научных исследованиях М. Ф. Фомичевой [23]; специфика проведения логопедической работы с детьми данной категории - Е. Ф. Архиповой [24];

- эмоциональные предпосылки освоения родной речи детьми двух-трех лет -Е. Н. Винарской [25]; системный подход к комплексной работе с детьми раннего возраста - О. Г. Приходько [26]; использование игровых технологий в процессе коррекции речи - Е. А. Янушко [27];

- организация процесса сопровождения дошкольников описана в трудах Э. М. Александровской, Э. М. Кокуриной, Н. К. Кокуриной [28]; особенности оказания квалифицированной помощи детям с различными проблемами в развитии -И. И. Мамайчук [29]; поддержка детей с нарушениями речевого развития - С. Г. Щербак [30]; концепция реабилитации и коррекции детей раннего возраста - М. А. Ко-вальчук, А. В. Волкова [31];

- в публикации Т. В. Сурковой подчеркивается роль семьи и педагогов в развитии и обучении детей раннего возраста [32]; Н. Н. Абашиной, Н. А. Платохиной- специфика взаимодействия специалистов и родителей в процессе предупреждения речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста [33]; особенности процесса профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста [34]; в монографии Д. А. Фатеевой, Н. А. Платохиной - особенности развития сенсорной культуры детей в процессе взаимодействия в дошкольной образовательной организации и семьи [35]; Т. В. Перведенцевой - теоретические аспекты взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе профилактики речевых нарушений [36].

Методологическая база исследования

Методологическую основу нашего исследования составили следующие научные подходы: личностно ориентированный и гуманистический, направленные на поддержку ребенка 2-3 лет в процессе психолого-педагогического сопровождения, создание особых коррекционно-развивающих условий для гармоничного развития детей; дея-тельностный подход к процессу речевого развития ребенка раннего возраста и повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей); интегрированный подход к процессу коррекции и развития детей раннего возраста, предполагающий взаимодействие квалифицированных специалистов в процессе работы с детьми.

Кроме того, методологическую основу исследования составили: теория психического развития личности ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями; компенсаторная теория аномального развития ребенка 2-3 лет и др.

Результаты исследования

Процесс разработки и апробации программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития предполагает обследование речи детей 2-3 лет. Так, в процессе диагностических мероприятий мы использовали методики, разработанные И. А. Смирновой, направленные на выявление [37, 38]:

- уровня понимания ребенком речи взрослого (малыш активно отзывается на свое имя, легко указывает на называемый взрослым предмет, показывает у игрушек (например, кукол) какую-либо часть лица (например, лоб, нос, брови, глаза, рот, зубы и т. п.) или части тела (например, голова, шея, руки, ноги, живот и т. п.), находит аналогичные части лица или тела у себя, подает называемый предмет, производит с предметом определенные действия и т. п.);

- объем активного словаря (ребенок узнает и называет по картинкам предметы, с которыми наиболее часто сталкивается в быту, из разных групп: одежда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.);

- состояние звукопроизношения (ребенок по картинке называет слово с проверяемым звуком в начале, в середине или в конце слова и т. п.);

- активный словарный запас (ребенок рассматривает картинку и рассказывает с помощью взрослого о том, что на ней нарисовано и т. п.);

- состояние контекстной речи (малыш рассматривает сюжетные картинки и с помощью взрослого рассказывает, что на них изображено, использует разные части речи и т. п.);

- состояние грамматического строя речи (ребенок в ответах на вопросы по картине использует разные виды предложений: простые, иногда простые распространенные - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов и т. п.).

На основе выделенных критериев нами были сформулировали уровни развития речи детей 2-3 лет:

- высокий уровень развития речи (ребенок отзывается на свое имя, по указанию взрослого показывает называемый предмет, части лица и тела у себя и игрушек (например, лоб, нос, брови, глаза, рот, зубы, голова, шея, руки, ноги живот и т. п.), понимает обращенную к нему речь, произносит правильно большинство звуков, может рассказать о том, что видит на картине, с использованием различных видов предложений и т. п.);

- средний уровень развития речи (уровень понимания речи ребенка 2-3 лет соответствует возрастной норме; с заданиями ребенок справляется частично, невнимательно слушает взрослого или не реагирует на вопросы, обращенные к нему; у ребенка могут наблюдаться определенные отклонения в звукопроизношении; а также искажения слоговой структуры слова, фразы ребенка аграмматичны, наблюдаются ошибки в употреблении личных местоимений, малыш путает «он - она», «я - он», речь ребенка скудна, элементарна и невыразительна и т. п.);

- низкий уровень развития речи (речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы; наблюдается отсутствие интереса к предложенным заданиям; у малыша возникают трудности в понимании инструкции; предложенные для описания картинки вызывают у ребенка затруднения; словарь ограниченный и пассивный; для общения в речи ребенок использует «детские слова» и звукоподражание и т. п.).

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте от 2 лет 7 месяцев до 3 лет 2 месяцев, из которых 30,5% посещают дошкольные образовательные учреждения, детские развивающие центры; 20,8% ранее посещали детские

центры, но сейчас по объективным обстоятельствам этого не делают; 48,7% находятся на домашнем воспитании.

Анализ данных анамнеза показал: 20,4% обследуемых имели тяжелые соматические заболевания, перенесенные до 1 года; 12,2% с 1 года до 2 лет; 5,3% с 2 до 2 лет 5 месяцев; 5,8% с 2 лет 5 месяцев до 2 лет 7 месяцев; 4,0% с 2 лет 7 месяцев до 3 лет; 10,4% детей имели хронические заболевания; 5,0% детей перенесли различные инфекции; 4,8% - имели травмы разной сложности; 8,1% детей перенесли судороги при высокой температуре; у 4,9% детей обнаружено наличие наследственных нервно-психических заболеваний; 4,2% - имелись данные о речевых нарушениях у родственников и родителей; у 14,9% не были обнаружены какие-либо нарушения в развитии.

В беседе с родителями детей мы выяснили: 30,4% из них обеспокоены уровнем речевого развития малышей; 15,7% мам и пап обращались за помощью к специалистам; 30,4% родителей уверены, что речевые нарушения у детей носят возрастной характер; 13,2% - наследственный характер; 10,3% не обращали внимание на этот показатель.

Анкетирование родителей позволило сделать вывод о том, что 24,1% родителей высказали желание повысить уровень педагогической культуры по проблеме речевого развития детей; 10,6% - возлагают ответственность за развитие речи детей на дошкольные образовательные учреждения; 65,3% родителей согласились участвовать в реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Результаты обследования. Анализ данных обследования детей показал, что высокий уровень речевого развития был обнаружен у 15,3%. Дети понимали обращенную к ним речь, были любознательны и активны. Кроме того, у малышей были отмечены хорошие показатели в развитии контекстной речи. В речи присутствовали существительные (существительные единственного и множественного числа), глаголы (глаголы совершенного и несовершенного вида). Дети использовали в речи предлоги, изредка местоимения. В ходе обследования было отмечено мало ошибок в грамматических конструкциях. Уровень звукопроизношения приблизился к норме.

Средний уровень развития речи был выявлен у 44,1% обследуемых. Дети испытывали определенные сложности в понимании обращенной к ним речи, с предложенными заданиями справились не в полном объеме. Многие проявляли пассивность, не всегда реагировали на вопросы экспериментатора. В словаре малышей отсутствовали обобщающие понятия, дети путали местоимения «я - он», «он - она», «он - оно», наблюдались аграмматизмы, возникали трудности в использовании прилагательных. Наблюдались отклонения в звукопроизношении: дети заменяли звуки, которые уже были сформированы в речи. Речь детей была маловыразительной.

Низкий уровень речевого развития был выявлен у 40,6% детей 2-3 лет. Речь детей не соответствовала возрастным нормам. Дети с трудом вступали в контакт, не понимали обращенную к ним речь, смущались, испытывали трудности при ответах на вопросы. Некоторые задания приходилось детям повторять несколько раз. Наблюдалось отставание в уровне развития звукопроизношения, словаря. Большие затруднения у малыша возникли в процессе составления рассказа по картинкам. Речь была трудна для восприятия, аграмматична.

Анализ данных педагогического эксперимента показал, что у детей, принявших участие в эксперименте, в значительной степени отстает контекстная речь, грамматический строй речи и звукопроизношение.

Анализ результатов эксперимента позволил нам разработать содержание программы психолого-педагогического сопровождения ребенка 2-3 лет с задержкой речевого развития в условиях дошкольного образовательной организации «Я учусь говорить правильно».

Цель программы - создание в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогических условий, направленных на развитие и коррекцию речи ребенка в возрасте 2-3 лет.

Задачи программы:

1. Развитие мелкой моторики ребенка раннего возраста в процессе игровых и продуктивных видов деятельности (координации, гибкости, автоматизированности движений рук и т. п.).

2. Формирование психических процессов ребенка раннего возраста с использованием игровых технологий (предметно-действенного мышления, внимания, памяти и т. п.).

3. Развитие умений и навыков ребенка 2-3 лет, связанных с пониманием речи, звукопроизношением.

4. Расширение у ребенка объема активного словаря, развитие грамматического строя речи.

5. Создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) по проблеме исследования.

6. Взаимодействие учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психоло-гов, воспитателей в процессе развития и коррекции речи, психических процессов ребенка раннего возраста.

Программа включает следующие разделы:

Раздел 1. «Я и мои ручки» (содержание раздела направлено на формирование педагогами у ребенка обследовательских действий при восприятии предметов разной формы, размера, цвета; осуществляется обучение направленным движениям рук к предмету, захватывание и удержание, формирование предметно-орудийных действий, навыков самообслуживания, развитие элементарных навыков рисования и лепки и т. п.).

Педагогические методы и приемы: игры и конструирование из прищепок, помпонов разного цвета и размера, сортировка крупы, рисование ватными палочками, пальцами, ладошками, маркерами, карандашами, лепка из теста и мягкого пластилина, рисование на манной крупе, поиск предметов в воде, игры с пипеткой, крупными бусами, болтиками и винтиками, мозаикой, лего, пальчиковый театр, массаж ладоней, игры с дидактической куклой и др.

Раздел 2. «Я учусь размышлять» (предполагает обучение малышей манипулированию предметами, выделению основных свойств предметов: цвет, форма, размер; сравнение по размеру, цвету, форме, формирование числовых представлений: много, мало, один, два, обогащение представлений детей об окружающем мире и т. п.).

Педагогические методы и приемы: игры и упражнения на развитие восприятия пространства «Сложи картинку», «Найди красный/зеленый листочек» и др.; развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений «Соберем бусы для мамы», «Чудесный сундучок», Угадай на вкус» и др.; развитие зрительной памяти «Какой игрушки не хватает?», «Запомни картинку», «Кто, где живет?», «Подбери поясок к платью» и др.; развитие воображения «Что это такое?», «Что не так? и др.; развитие внимания «Угадай, где звучит», «Угадай, кто это», развитие мышления «Магазин овощей», «Животные и их детеныши», «Подбери пару», «Птичий двор» и др.

Раздел 3. «Я понимаю слова» (в рамках данного раздела предполагается учить ребенка раннего возраста отзываться на свое имя, показывать называемый предмет, части лица или тела, находить аналогичную часть лица или тела у себя и других взрослых, подавать называемый предмет, производить с предметами определенные действия, проведение упражнений на тренировку дыхания и т. п.).

Педагогические методы и приемы: игры на развитие понимания речи «Иди ко мне», «Возьми игрушку», «Прокати мячик», «Потопали, похлопали», «Хлоп-хлоп ручками», «Руки вверх», «Кулачки», составление элементарных рассказов по картинкам «Зайка», «Машина», «Кисонька», игры с дидактической куклой «Покормим куклу Катю вкусной кашей», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Расчешем Кукле волосы», игры на звукоподражание «Дует ветер», «Птичьи трели», «Звуки домашних животных» и т. п.

Раздел 4. «Я говорю» (содержание раздела позволяет научить ребенка узнавать и называть предметы, с которыми наиболее часто сталкивается в быту, по картинкам; учит называть слово с проверяемым звуком в начале, в середине или в конце слова; рассматривать картинки и рассказывать о том, что на них нарисовано; отвечать на вопросы по картине, использовать в речи различные виды предложений и т. п.).

Педагогические методы и приемы: подвижные игры с речевым сопровождением «Гуси-гуси», логоритмические игры с самомассажем «Лягушата», «Зайчата», игры-подражания с речевым сопровождением «Птичий двор», «Щенок», «Бельчата», игры с различными по качеству предметами и материалами «Яичко», «Крутись, карандаш» и др.

Раздел 5. «Я и моя семья» (раздел направлен на расширение представлений родителей об онтогенезе речевой деятельности детей, методах профилактики, коррекции речевых нарушений, развития всех сторон речи, мелкой моторики, оснащения развивающей предметно-пространственной среды, игровыми элементами, способствующими развитию речи детей в домашних условий и т. п.).

Педагогические методы и приемы: мастер-классы «Игровые технологии развития и коррекции речи дошкольников», практикум «Развиваем мелкую моторику детей дошкольного возраста», размещение актуальной информации на сайте детского сада, консультирование родителей узкими специалистами: учителем-логопедом, учите-лем-дефектологом, педагогом-психологом и т. п.

Заключение

Результаты внедрения содержания программы психолого-педагогического сопровождения ребенка 2-3 лет с задержкой речевого развития в условиях дошкольного образовательной организации «Я учусь говорить правильно»:

- у детей 2-3 лет наблюдаются синхронизированные движения мелких мышц обеих рук, дошкольники могут осуществлять смену движений кистей и пальцев рук по образцу, при работе малыша с карандашом или маркером на листе бумаге осуществляется правильное распределение мышечной активности, наблюдается точность движений кисти и пальцев обеих рук;

- у детей сформировано наглядно-действенное мышление, познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, дети выделяют основные свойства предмета (форма, цвет, размер), способны к сравнению предметов, у них сформированы числовые представления (много, мало, один, два и т. п.), внимание, память носят непроизвольный характер, дети запоминают и правильно выполняют несколько действий подряд, которые называет взрослый;

- дети 2-3 лет понимают речь взрослого, указывают на называемый предмет, производят с предметом названные действия, узнают и называют по картинкам предметы, с которыми наиболее часто сталкиваются в быту, из разных лексических групп; называют слово с проверяемым звуком в начале, в середине или в конце слова, рассматривают картинки и рассказывают о том, что на них нарисовано; используют разные части речи и т. п., в ответах на вопросы по картине используют разные виды предложений: простые, простые распространенные - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов;

- в детском саду внедрена модель взаимодействия специалистов, направленная на развитие и коррекцию речи детей раннего возраста;

- у родителей (законных представителей) детей раннего возраста сформированы основы педагогической культуры (взрослые овладели элементарными технологиями развития, коррекции и профилактики речевых нарушений у детей 2-3 лет и т. п.).

Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволяют нам говорить о том, что оказание своевременной помощи детям раннего возраста -это одно из главных условий гармоничного развития малыша и в будущем залог успешной подготовки и адаптации к школьному обучению. Любая задержка, нарушения в речевом развитии и развитии психических процессов, мелкой моторики пальцев рук ребенка зеркально отражаются на общении малыша со сверстниками и взрослыми, формировании социальных умений и навыков.

Ссылки на источники

1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 9-20.

2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 222 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. - 2004. - № 2. - С. 34-35.

4. Стребелева Е. А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология - 1996. - № 4. - С. 75-83.

5. Макарова Н. В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 22 с.

6. Brazelton T. B. Neonatal Behavioral Assessment Scale // Clinics in Developmental Medicine. - 1984. - Vol. 88. - 125 p.

7. Prechtl H. F. R. The neurological examination of the full term infants // Clinics in developmental medicine. - 1977. -№ 63. - 109 p

8. Halverson H. M. An experimental study of prehension in infants by means of systematic cinema records // Genetic psychology monographs. - 2001. - Vol. 10. - № 2-3.

9. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. - М.: Теревинф, 2011. - 416 с.

10. Blacher J. Sequential stagesnof parental adjustment to the birth of a child with handicaps: Fact or artifact? // Mental Retardation. - 1984. - Vol. 22. - № 2. - P. 55-68.

11. Rodrigo M. J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes // Eur. J. Psychol. - 1996. - Vol. XI. - № 1.

12. Scorgie K., Sobsey D. Transformational outcomes associated with parenting children who have disabilities // Mental Retardation. - 2000. - Vol. 38. - № 3.

13. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

14. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.

15. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 400 с.

16. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.

17. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

18. Стародубова Н. А. Теория и практика развития речи дошкольников. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 256 с.

19. Добронравова О. В., Галимова Х. Н., Паньков А. В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 271-273.

20. 20.Сафина Л. А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 35-37.

21. Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5 (май). - С. 21-25.

22. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 144 с.

23. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии. — М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

24. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.

25. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: кн. для логопеда. - М.: Правда, 1987. - 159 с.

26. Приходько О. Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития // Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения: материалы III Междунар. конф. дефектологов. 28-29 ноября 2007 г.- М., 2008. - Ч. I. - С. 6-12.

27. Янушко Е. А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6. - С. 22-28.

28. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение дошкольников: учеб. пособие / под ред. Э. М. Кокуриной, Н. К. Куренковой. - М.: Академия, 2012. - 208 с.

29. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.

30. Щербак С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзии. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 43 с.

31. Ковальчук М. А., Волков А. В. Концепция психолого-педагогической реабилитации и коррекции Даниловского центра. - Ярославль: ЯГПУ, 2004. - 28 с.

32. Суркова Т. В. К проблеме развития и обучения детей раннего возраста // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3(17). - С. 295-298.

33. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе профилактики речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования: Материалы докл. III Всерос. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д., 2016. - С. 308-311.

34. Платохина Н. А., Абашина Н. А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 833-835.

35. Платохина Н. А., Фатеева Д. А. Развитие сенсорной культуры детей с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольной образовательной организации и семьи. - Ростов н/Д.: Фонд науки и образования. - 2017. - 182 с.

36. Перведенцева Т. В. Основы взаимодействия учителя - логопеда и родителей по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста // Сборник статей международной научно-практической конференции «Роль и значение современной науки и техники для развития общества». - Екатеринбург, 2017. - С. 175-179.

37. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 52 с.

38. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.

Natalia Platokhina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Corrective Pedagogy Chair, Southern Federal University, Rostov-on-Don

platohinaN@yandex.ru

Natalia Abashina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Defectology and Inclusive Education Chair, Don State Technical

University, Rostov-on-Don

n.n.abashina@gmail.com

Psychological and pedagogical support of early age children with a delay in speech development in conditions of preschool educational organization

Abstract. The urgency of the problem under study is due to the actual state of assistance to early age children with speech disorders in the pedagogical environment of preschool educational institutions, the importance of the supporting process for children of 2-3 years of age with delayed speech development and insufficiently developed supporting

technology. Thus, the purpose of our article is to analyze the theoretical aspects of providing psychological and educational assistance to early age children with impaired speech development, presentation of the program "I learn to speak correctly". The methodological basis of the research was made by the personality-oriented, humanistic, activity-based and integrated approaches, as well as by the theory of mental development of the personality of a young child with special educational needs, and the compensatory theory of anomalous development of 2-3 years old children. Such methods as an analysis of pedagogical speech situations, speech games, conversation, questioning of parents, and others were used during the experimental study. Analysis of the survey data showed that most children had a low level of speech development. The children, who took part in the experiment, had problems with contextual speech, grammatical structure of speech, and sounds pronunciation. Parents' questionnaire survey led to the conclusion that most of the parents expressed a desire to raise the level of pedagogical culture concerning the problem of children's speech development, and agreed to take part in the program. The results of the experiment made it possible to develop the content of psychological and pedagogical support program for 2-3 years old children with a delay in speech development in the conditions of pre-school educational organization. As a result of the program introduction, 2-3-years old children have developed visual-effective thinking, they understand the speech of an adult, point to the object called, produce the named actions with the object, use different types of sentences in answers to the questions about the picture: simple, simple extended - with the use of direct object or indirect objects with prepositions. The model of specialists' interaction is introduced in the kindergarten, aimed at developing and correcting the speech of early age children; parents (legal representatives) of young children get the basis of pedagogical culture (adults learn the elementary technologies of development, correction and prevention of speech disorders in 2-3 years old children, etc.). The article may be interesting for educators, speech therapists, teachers, defectologists of preschool educational organizations and parents. Key words: children of early age, psychological and pedagogical support for early age children with developmental disabilities, mechanism for implementing psychological and pedagogical assistance to early age children with developmental disabilities, individual program of psychological and pedagogical support for 2-3 years old children with a delay in speech development.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 11 (ноябрь). - С. 1028-1038. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181085.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2018-11085

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Платохина Н. А., Абашина Н. Н., 2018

977230412018014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.