Научная статья на тему 'Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственными товаропроизводителями'

Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственными товаропроизводителями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕРАБОТКА / МОЛОЧНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печникова Д.В.

В статье представлена трактовка понятия «диверсификация» и ее особенности в сельском хозяйстве. Дана оценка диверсификации как значимого явления в современной экономике, имеющего особое значение в сельском хозяйстве и в сельской местности. Выделены 4 варианта развития сельскохозяйственных предприятий, объединяемые термином «диверсификация». Указывается, что проблема диверсификации весьма актуальна для предприятий, имеющих крупные объемы деятельности в отрасли животноводства здесь она может принять вид внедрения собственной переработки продукции до товаров, предназначенных для конечного потребителя. В качестве примера рассмотрены возможности диверсификации производителей молока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственными товаропроизводителями»

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

© Печникова Д.В.1

Воронежский государственный аграрный университет, г. Воронеж

В статье представлена трактовка понятия «диверсификация» и ее особенности в сельском хозяйстве. Дана оценка диверсификации как значимого явления в современной экономике, имеющего особое значение в сельском хозяйстве и в сельской местности. Выделены 4 варианта развития сельскохозяйственных предприятий, объединяемые термином «диверсификация». Указывается, что проблема диверсификации весьма актуальна для предприятий, имеющих крупные объемы деятельности в отрасли животноводства - здесь она может принять вид внедрения собственной переработки продукции до товаров, предназначенных для конечного потребителя. В качестве примера рассмотрены возможности диверсификации производителей молока.

Ключевые слова диверсификация, сельскохозяйственное производство, переработка, молочный подкомплекс, маркетинговые исследования.

В стратегическом планировании под диверсификацией понимается одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, а также переориентация рынков сбыта.

Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства [2]. Поэтому считается, что необходимости в ней нет до тех пор, пока компания получает прибыль за счет роста в уже освоенной отрасли. Однако по мере замедления роста диверсификация приобретает все большую привлекательность. Но нужно иметь в виду, что процесс диверсификации для любой компании является сложным. Поэтому в каждом отдельном случае следует учитывать как позитивные, так и негативные стороны этой стратегии [4].

В современных экономических условиях как никогда высоко значение диверсификации именно сельской экономики. Диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения являются одними из важнейших задач, решение которых может способствовать устойчивому развитию сельских территорий, созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни сельского населения в целом.

Для большинства сельскохозяйственных предприятий есть необходимость оптимизации и совершенствования производства сельскохозяйствен-

1 Магистрант 2 курса.

ной продукции, расширение ее ассортимента, исходя из потребностей перерабатывающих предприятий и конъюнктуры рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия [13].

Диверсификация - это одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий. Кокова Э.Р. определяет диверсификацию «как процесс повышения экономической эффективности деятельности предприятия и снижения финансовых рисков, основанный на развитии новых производств и расширении занимаемой доли рынка» [5]. Главной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения деятельности в нескольких отраслях, которые даже могут отличаться цикличностью. Поскольку диверсифицированные предприятия более устойчивы в конкурентной борьбе, у них уменьшен риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйствования.

При принятии решения о диверсификации сельскохозяйственных предприятий следует учитывать ряд особенностей сельского хозяйства:

- несовпадение рабочего периода с производственным периодом (сезонность);

- переплетение биологических и экономических процессов;

- рассредоточенность территории;

- земля выступает в качестве средства производства.

Стратегическое развитие агропромышленного комплекса, основанное

на диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, позволяет наиболее полно и рационально использовать природный и производственный потенциал, расширить ассортимент и увеличить объемы производства продукции АПК [12].

Под диверсификацией в данном случае понимается выход за пределы традиционных сельскохозяйственных видов деятельности, что является объективной необходимостью сегодняшнего дня [8]. В сельском хозяйстве и в сельской местности возможны следующие варианты развития, объединяемые термином «диверсификация»:

- диверсификация предприятия за счет других сельскохозяйственных отраслей, например, внедрение садоводства в чисто полеводческом хозяйстве, или животноводства - в растениеводческом;

- диверсификация предприятия за счет освоения несельскохозяйственных производств, обычно - переработки собственной продукции до товара потребительского назначения, например, цехов и линий по производству консервов, муки и круп, готовой к употреблению молочной продукции, мясных продуктов и полуфабрикатов;

- диверсификация через интеграцию сельскохозяйственных производителей с переработчиками и обслуживающими производствами, а также, возможно, с торговыми посредниками [3];

- создание в сельской местности, а возможно - и при финансовой поддержке аграрных предприятий - других организаций несельскохозяйственного профиля, специализирующихся в самых разных сферах, от бытовых услуг до агротуризма [1].

Проблема диверсификации весьма актуальна для предприятий, имеющих крупные объемы деятельности в отрасли животноводства [14]. Ее продукция часто является убыточной либо приносит незначительную прибыль, при этом требуя для своего производства существенных затрат. Локальные рынки такой продукции, будь то мясо или молоко, обычно сильно монопсони-зированы, и единственный покупатель, доступный географически, диктует производителям свои условия сделок на грани приемлемого для последних.

С другой стороны, рынки потребительских товаров данных групп до сих пор не достаточно насыщены качественной и доступной по цене продукцией, которая представлялась бы привлекательной конечным покупателям.

Многочисленные исследования показывают, что покупатели отмечают, прежде всего, недостаточное качество молочной и мясной продукции на прилавках, затем - ее высокие цены, и лишь затем - отсутствие или перебои в наличии предпочитаемой марки или производителя.

В частности, современные мировые экономические и политические условия влекут за собой риск невыполнения российскими товаропроизводителями показателей по самообеспеченности молоком и молочными продуктами. В связи с этим разработка направлений и мер по повышению эффективности функционирования молочного подкомплекса АПК приобретает особое значение [10]. Можно с полной уверенностью сказать, что уровень самообеспеченности молоком в России в 2013-14 годах был одним из самых низких по сравнению с другими видами сельхозпродукции [9].

На микроуровне (т.е. уровне отдельного предприятия) могут и должны предприниматься определенные шаги в направлении обеспечения спроса населения на молочные продукты и повышения собственной конкурентоспособности [7].

Основным принципом маркетинговой деятельности является выход на рынок с тем товаром, который желает приобрести потребитель, чтобы удовлетворить свои потребности, а не пытаться продать то, что фирма смогла произвести. Поэтому для принятия решения о том, как и с каким товаром конкретное предприятие может выйти на рынок конечного потребителя, прежде всего, следует опираться на результаты маркетинговых исследований - собственных, либо проводимых другими лицами и организациями [6].

Так, проводилось исследование путем распространения анкеты через социальные сети в Интернет среди жителей Задонского, Елецкого, Лебедянского и Усманского районов Липецкой области. Предлагая вниманию населения данный опрос, авторы рассматривали три возможности по переработке молока, доступные неспециализированному предприятию: производство

молочных консервов; производство кисломолочных продуктов: натуральных йогуртов, кефира и снежка; производство сыров [11]. Первая группа продуктов отпала еще на первом вопросе, когда оказалось, что существенная часть населения не приобретает молочные консервы вообще. Между второй и третьей выбирали, уже исходя из способов употребления соответствующих продуктов. Оказалось, что способы употребления сыров гораздо более разнообразны и включают даже детское питание (естественно, не с младенчества).

Таким образом, у производителей сырого молока сейчас имеется одна из наиболее явных перспектив развития в направлении диверсификации путем внедрения собственной переработки продукции. Предприятие способно более эффективно планировать процессы совершенствования товарного ряда, опираясь на конкретные результаты исследования. В данном же случае можно опереться на уже имеющиеся результаты исследований - их немало и они представляются достоверными.

В целом же следует подчеркнуть, что диверсификация для сельскохозяйственных производителей позволяет снизить риски их деятельности, однако, как и в любой другой сфере, требует вложения существенных дополнительных объемов ресурсов, следовательно, не каждое предприятие может позволить себе выбор такой стратегии развития.

Список литературы:

1. Волкова А.Г. Особенности продвижения услуг сельского туризма на современном рынке / А.Г. Волкова, Т.В. Сабетова // Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: Матер. меж-дунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ 2014. -С. 211-216.

2. Закшевская Е.В. Стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями / Е.В. Закшевская, М.В. Загвозкин. - Воронеж, 2014.

3. Закшевская Е.В. Эффективность интеграционных процессов в свеклосахарном подкомплексе АПК России / Е.В. Закшевская, И.Ю. Федулова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2011. -№ 4. - С. 188-192.

4. Зыкова Н.В. Диверсификация сельской экономики: проблемы и перспективы / Н.В. Зыкова, О.В. Иконникова, О.Д. Кононов // Российское предпринимательство. - 2011. - № 2 (196). - С. 151-155.

5. Кокова Э.Р. Диверсификация производства как фактор стимулирования интеграционных процессов в АПК / Э.Р. Кокова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 2. - С. 59-67.

6. Кретова Н.Н. Планирование качества продукции с учетом особенностей восприятия покупателей / Н.Н. Кретова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2010. - Т. 6, № 1. - С. 138-140.

7. Лебедев А.В. Некоторые особенности конкуренции в сельском хозяйстве / А.В. Лебедев, Т.В. Сабетова // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 258-261.

8. Сабетова Т.В., Шевцова Н.М. Экономическое значение инвестирования в основной капитал российскими компаниями // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 27. - С. 103-107.

9. Сабетова Т.В. Milk and dairy product market in Russia: current state and prospects / Т.В. Сабетова, Н.М. Шевцова // Экономические, социальные и экологические проблемы развития агропродовольственной сферы: матер. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Харьков, ХНАУ 2016. - С. 17-20.

10. Сабетова Т.В., Федулова И.Ю. Проблемы анализа эффективности поддержки агропромышленного комплекса // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 39. - C. 27-33.

11. Сапрыкин В.Р. Повышение конкурентоспособности производителя молока путем внедрения собственной переработки / В.Р. Сапрыкин, Е.В. Зак-шевская.

12. Федулова И.Ю. Инвестиционная стратегия предприятия как составная часть стратегии развития // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. - 2015. - № 2. - С. 204-208.

13. Федулова И.Ю. Направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий / И.Ю. Федулова // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем: Матер. междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня образования кафедры экономической теории и мировой экономики. - Воронеж, 2014. - С. 138-142.

14. Шевцова Н.М. Роль демографического фактора в обеспечении устойчивости развития сельских территорий / Н.М. Шевцова // Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2014. - С. 253-256.

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1 2 © Хлусова О.С. , Аблаева З.С.

Кубанский государственный университет, г. Новороссийск

Практика деятельности коммерческих предприятий показывает, что в настоящее время не уделяется должное внимание финансовым рис-

1 Старший преподаватель кафедры Информатики и математики, кандидат экономических наук.

2 Студент 4 курса ОФО направления Экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.