Научная статья на тему 'Особенности оценки конкурентоспособности молочной продукции на рынке конечного потребителя'

Особенности оценки конкурентоспособности молочной продукции на рынке конечного потребителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев А.В., Федулова И.Ю.

В статье рассматриваются особенности оценки конкурентоспособности продовольственных сельскохозяйственных товаров, в частности, молочной продукции. Предлагается алгоритм оценки конкурентоспособности молочной продукции, предназначенной для конечного потребления. Выделяются особенности проведения каждого этапа оценки и указываются разные варианты проведения интегральной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки конкурентоспособности молочной продукции на рынке конечного потребителя»

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

© Лебедев А.В.*, Федулова И.Ю.*

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж

В статье рассматриваются особенности оценки конкурентоспособности продовольственных сельскохозяйственных товаров, в частности, молочной продукции. Предлагается алгоритм оценки конкурентоспособности молочной продукции, предназначенной для конечного потребления. Выделяются особенности проведения каждого этапа оценки и указываются разные варианты проведения интегральной оценки.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, молочная продукция, исследование рынка.

Рыночная конкуренция - это прямое либо косвенное воздействие одного субъекта рынка на другого (других) с целью сохранения или расширения своего присутствия на рынке, осуществляемое с помощью широкого спектра легальных средств [2]. Конкурентоспособность можно определить как свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Сельское хозяйство является одним из стратегических направлений экономической деятельности для России, обеспечивающим продовольственную безопасность на ее территории. Страна занимает существенную позицию в мире по производству подсолнечника, ячменя, ржи, пшеницы, овса, сахара из сахарной свеклы, а также по экспорту пшеницы, ячменя, ржи. Однако ситуация с животноводческой продукцией на настоящий момент не столь хороша. Финансово-экономические кризисы 1998 и 2008 годов оказали сильное воздействие на сферу сельского хозяйства, показатели которого только начали улучшаться к 2008 году в связи с реализацией Госпрограммы развития сельского хозяйства.

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Они должны находить решение на уровне регионов, поскольку именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов.

* Магистрант 1 курса.

* Доцент кафедры Управления и маркетинга в АПК, кандидат экономических наук.

В условиях рыночной экономики устойчивое положение на рынке товаров любого предприятия определяется уровнем его конкурентоспособности. Основной аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые важны для бизнеса стратегически и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентоспособная продукция - продукция, с более высокими свойствами по сравнению с аналогичным товаром и пользующаяся в результате повышенным спросом [1].

На рынке конкурентоспособным является товар, обладающий комплексом привлекательных потребительских, качественных и стоимостных свойств, который в условиях широкого предложения обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей и коммерческий успех товаропроизводителям.

Проблема оценки конкурентоспособности является краеугольным камнем при постановке задачи повышения такой конкурентоспособности и обеспечения рыночного успеха товару или марке. Оценка конкурентоспособности товара, предназначенного для конечного потребления методически отличается от оценки, проводимой для товара производственного назначения.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Для определения конкурентоспособности молочной продукции как товара для конечного потребления можно предложить следующие этапы работы:

1. Определение цели исследования и отбор конкретных видов продукции. При оценке групп продукции, продвигаемых под одной торговой маркой, следует применять иную последовательность действий, так как в данном случае будет происходить, по сути, исследование конкурентоспособности бренда, а не товара. Исследуемых видов продукции может быть один или несколько, но лишь при условии наличия одинаковой цели исследования для всей группы.

2. На втором этапе устанавливаются потенциальные потребители и анализируются их предпочтения. Обычно данный этап исследования реализуется в виде наблюдений и опросов. Основная задача этого этапа - выявить наиболее важные консументные параметры для потребителей по видам продукции. Данная задача может быть решена двумя принципиально отличными способами. Первый заключается в том, что за основу берутся основные признаки качества продукции, например, закрепленные в стандартах или технических условиях, а также цена, а потребителям предлагается выбрать наиболее значимые из них путем ранжирования перечня или балльной оценки важности фактора. Второй способ более трудоемкий и заключается в том, чтобы задать потребителям открытые вопросы с целью получить их формулировки перечня наиболее важных характеристик продукции, определяющих их выбор.

Обычно в ходе того же опроса задаются и вопросы, нацеленные на выявление приемлемых для потребителей значений выявленных параметров.

Однако при применении второго метода выявления перечня этих параметров может потребоваться второй тур обследования с формулированием отдельного ряда вопросов.

3. Оценка соответствия параметров пищевого изделия обязательным стандартам и нормам, регламентирующим уровень, а также обязательные границы этих параметров. Такая оценка может проводиться своими силами при наличии, например, лаборатории, оборудованной для проведения товароведческой экспертизы, и собственных специалистов, а может быть передана в аутсорсинг сторонним организациям. Важно понимать, что выводы специалистов могут в корне не совпадать с мнением потребителей, которые не имеют ни профессиональных знаний, ни технических возможностей для проведения объективной оценки параметров качества продукции. Однако, если требования к товару закреплены законодательно, например, в виде национальных или отраслевых стандартов, то результаты данного этапа исследования оказываются более значительными по сравнению с изучением мнения потребителей.

Важно также указать, что с количественной точки зрения по большинству регламентируемых параметров может приниматься во внимание только два варианта их значений - «соответствует» требованиям регламентирующих документов либо «не соответствует» им. Значительная часть молочной продукции в нашей стране выпускается по ГОСТам, однако не меньше и доля тех товаров, которые производятся в соответствии с ТУ предприятия-изготовителя.

4. Если на рынке существуют аналоги исследуемой продукции, потребуется четвертый этап исследования - сопоставление собственной продукции с аналогичной продукцией других производителей в рамках видов товаров. Обычно на рынке молочной продукции обычно представлено большое разнообразие товаров и марок, причем товары разных производителей часто оказываются полными аналогами. Поэтому в тех случаях, когда нет возможности сопоставить собственную продукцию со всеми представленными на рынке конкурентами, для сравнения выбирают лишь некоторых из них по следующим признакам:

- лидеры рынка;

- аналогичный ценовой диапазон;

- реализация через тех же ритейлеров;

- производство в одном и том же регионе.

5. На последнем этапе все полученные данные обобщаются для получения интегрального показателя конкурентоспособности, который также можно вычислить разными способами, например, в виде площади фигуры при построении звезды конкурентоспособности.

Другим способом является оценка всех параметров как «1», если значение параметра равно или выше значения параметра у аналогов, и «0», если

ниже. После их перемножения получаем оценку «1», если товар конкурентоспособен, и «0», если нет. Этот способ учитывает так называемое правило слабого звена: если товар неконкурентоспособен по какому-либо значимому для потребителя параметру, то он не конкурентоспособен вообще.

Наконец, интегральный показатель можно вычислить как средневзвешенную балльных оценок разных показателей конкурентоспособности, когда веса оценкам присваиваются исходя из важности оцениваемых признаков для потребителей.

Оценка конкурентоспособности продовольственного товара - сложный процесс. Трудности возникают при выборе единой размеренности сопоставимых показателей и оценки их значимости, определении коэффициентов весомости различных свойств пищевого изделия для потребителя. В связи с этим на практике часто используются упрощенные схемы оценки, использующие не все, а лишь ограниченный перечень параметров для сравнения - обычно 2-5 параметров, куда обязательно входит ценовой фактор или себестоимость.

Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции позволит усилить позиции отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их производственного потенциала, вследствие чего последует насыщение товарного и потребительского рынков качественной продукцией.

Список литературы:

1. Васильченко П.В. Повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного производства в современных региональных условиях / П.В. Васильченко, Е.Е. Моисеева // Экономика и эффективность организации производства. - 2015. - № 22. - С. 61-64.

2. Лебедев А.В. Некоторые особенности конкуренции в сельском хозяйстве / А.В. Лебедев, Т.В. Сабетова // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 258-261.

3. Отинова М.Е. Теоретико-методические аспекты SWOT-анализа предпринимательских структур в АПК / М.Е. Отинова, Т.В. Закшевская // Организационно-экономический механизм инновационного развития агропромышленного комплекса. - Воронеж, 2014. - С. 53-58.

4. Сабетова Т.В. Comparison of Central Black-soil area regions in terms of competitiveness / Т.В. Сабетова, Н.М. Шевцова // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических наук: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 217-220.

5. Сабетова Т.В. Привлекательность территорий и ее взаимосвязь с развитием сельского хозяйства на примере Воронежской области / Т.В. Сабето-ва // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента: сбор-

ник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Самара, 2015. - С. 248-253.

6. Шевцова Н.М. Экономическая оценка конкурентоспособности областей ЦЧР / Н.М.Шевцова, И.Ю.Федулова // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем: Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж, ВГАУ 2014. - С. 73-77.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

© Шевцова Н.М.*

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж

В статье рассматриваются объемы и динамика показателей производства, а также рынка молока и молочных продуктов. Выявлены причины неблагоприятной ситуации в отрасли молочного скотоводства. Выявлены как негативные, так и позитивные аспекты развития данной отрасли за последние годы. Выявлены основные регионы, производящие молочную продукцию, и точки интенсивного роста отрасли. Сделан вывод о стратегической важности молочного скотоводства для обеспечения нормального питания населения и сбалансированного функционирования рынка молока.

Ключевые слова: молоко, молочное скотоводство, поголовье, надои, цены.

Современные мировые экономические и политические условия влекут за собой риск невыполнения российскими товаропроизводителями показателей по самообеспеченности молоком и молочными продуктами. В связи с этим разработка направлений и мер по повышению эффективности функционирования молочного подкомплекса АПК приобретает особое значение.

Прежде всего, из-за того что темпы роста производства молока отстают от возрастающего спроса потребителей появляется необходимость в усовершенствовании взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей с обслуживающими его отраслями, региональными структурами управления и, конечно же, целевыми промышленными потребителями. Невозможно достигнуть эффективных показателей развития молочного подкомплекса в условиях разобщенности данных субъектов, поскольку на молочном рынке по-прежнему большую роль играют посреднические торговые структуры, устанавливающие цены на готовую молочную продукцию и стимулирующие конкуренцию с зарубежными аналогами.

* Доцент кафедры Управления и маркетинга в АПК, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.