Научная статья на тему 'Повышение эффективности и конкурентоспособности молочной продукции в региональном агропромышленном комплексе'

Повышение эффективности и конкурентоспособности молочной продукции в региональном агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
1984
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО / МОЛОКО / ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Шогенов Б.А., Шогенов X.А., Шогенов А.X.

Статья посвящена проблеме повышения эффективности производства молока и молочной продукции в регионе. Рассматриваются проблемы роста конкурентоспособности молочной продукции, обеспечения продовольственной безопасности, повышения качества молока и системы ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности и конкурентоспособности молочной продукции в региональном агропромышленном комплексе»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Б. А. ШОГЕНОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и аудита E-mail: betal01@mail.ru Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова

X. А. ШОГЕНОВ,

кандидат экономических наук, генеральный директор E-mail: aspkbr@mail.ru Открытое акционерное общество «Молочный завод», г. Нальчик

А. X. ШОЕЕНОВ,

аспирант кафедры экономической теории E-mail: aslan7000@yandex.ru Финансовая академия при Правительстве РФ

Статья посвящена проблеме повышения эффективности производства молока и молочной продукции в регионе. Рассматриваются проблемы роста конкурентоспособности молочной продукции, обеспечения продовольственной безопасности, повышения качества молока и системы ценообразования.

Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, качество, молоко, показатель.

Агропромышленный комплекс представляет собой многоотраслевое образование, объединяющее производство, переработку и реализацию продукции. Молокоперерабатывающая отрасль является наиболее сложной отраслью сельскохозяйственного производства, требующей системного подхода к решению проблем устойчивого развития. Производство молока отличается высокой трудоемкостью, что обуславливает необходимость

внедрения комплексной механизации технологических процессов.

В настоящее время уровень развития молочного подкомплекса на региональном рынке остается низким из-за недостатка кредитных ресурсов, отсутствия развитой инфраструктуры на селе, высоких цен на корма, роста цен на энергетические и материально-технические ресурсы. Низкий уровень рентабельности молокане способствует привлечению инвестиций, без чего невозможно провести технологическую и техническую модернизацию отрасли и обеспечить повышение конкурентоспособности животноводческой продукции.

Для успешного развития молочного животноводства необходим высокий уровень зоотехнической работы и организации полноценного кормления, что предопределяет необходимость создания прочной кормовой базы. Устойчивое развитие

отрасли молочного животноводства во многом обеспечивает продовольственную безопасность региона и страны в целом.

В хозяйствах для увеличения продуктивности молочного скота, улучшения его воспроизводства и сохранности наряду с укреплением кормовой базы и повышением качества кормов необходимо совершенствование структуры кормов на зимнес-тойловый период за счет заготовки грубых кормов, в первую очередь, сенажа и сена.

Для аргументированной оценки работы предприятий и организаций молочного подкомплекса в условиях рынка целесообразно провести исследования производственной инфраструктуры (см. рисунок).

Ситуация на региональном рынке молока и молокопродуктов остается сложной. В качестве субъектов регионального рынка молока и молочной продукции выступают производители молока, предприятия молокоперерабатывающей промышленности и торговли. Социально-экономическое значение регионального рынка молока и молочной продукции определяется превалирующей структурой потребления и значением молочной продукции в системе потребностей населения.

Специфика формирования регионального рынка молока и молочной продукции во многом зависит от региональных природных экономических условий производства, сложившейся рыночной

инфраструктуры и удельного веса отраслей, связанных с производством и сбытом молока и молочной продукции.

Успешное функционирование рынка молока и молочной продукции во многом будет определяться потребительским спросом населения, которое зависит от его платежеспособности.

Структура регионального рынка молока и молочной продукции включает в себя сферу как оптовой, так и розничной торговли. Анализ положения дел на рынке показывает, что в последние годы для оптовой сферы стало характерной особенностью уменьшение доли молока и молочной продукции, закупаемой заготовительными организациями.

Важную роль в успешном функционировании рынка молока и молочной продукции играют экономические взаимоотношения главных субъектов рынка: предприятий по производству молока, его переработке и реализации.

Роль макроэкономических факторов в этих условиях бывает настолько велика, что может послужить причиной негативных последствий для развития регионального рынка молока и молочной продукции.

К макроэкономическим факторам, влияющим на развитие регионального рынка молока и молочной продукции, можно отнести следующие: 1) межотраслевые ценовые отношения. Сюда

необходимо отнести, в первую очередь, топ-

Схема проведения исследований по оценке деятельности предприятий молочного подкомплекса Кабардино-Балкарской Республики в рыночныхусловиях

ливо-энергетический комплекс, продукция которого (энергоресурсы) имела традиционно низкую стоимость, была доступна сельхозтоваропроизводителям молочного подкомплекса по низким ценам и позволяла обеспечивать производство молока и молочной продукции с невысокой себестоимостью и вести хозяйственно-экономическую деятельность прибыльно. При введении мировых цен на энергоресурсы резко возросла стоимость молока и молочной продукции, которые оказались убыточными, а повышение реализационных цен ограничивается платежеспособным спросом населения;

2) покупательная способность населения и динамика его реальных доходов. Анализ положения дел в оплате труда показывает, что в годы реформ доходы населения в несколько раз отставали от инфляции, что привело к резкому снижению покупательной способности, в том числе молока и молочной продукции;

3) государственное регулирование агропромышленного производства, в том числе рынка молока и молочной продукции. К числу важнейших факторов государственного регулирования следует отнести выделение инвестиций и льготных кредитов для производства, переработки и сбыта продукции. Инвестиции в сферу молочного подкомплекса в объекте исследования в 1990-е гг. существенно снизились, а кредиты стали недоступны в большинстве своем из-за высоких процентных ставок, которые значительно превышают рентабельность производства;

4) государственное управление социально-экономическими процессами путем разработки и реализации различных программ, индикативных планов, прогнозов ит.д.;

5) инфляция, влияющая на молочный подкомплекс, рынок молока и молочной продукции через покупательную способность населения. Анализ макроэкономических факторов за

последние 8 лет показывает, что они существенно воздействуют на производство молока и молочной продукции. Однако влияние их на результаты производства не совпадает по времени. Инвестиционная поддержка сказывается позже, в то время как паритет цен может отразиться на результате экономических показателей уже в первый год.

По мнению академика Российской академии сельскохозяйственных наук А. Ф. Серкова, путь оживления агропромышленного производства

лежитчерез систему глубокого сочетания государственного регулирования.

Исследования по функционированию агропромышленного комплекса в условиях сложившихся рыночных отношений показывают, что переход к рынку в Российской Федерации был осуществлен поспешно, без соответствующей экономической, организационной и правовой подготовки как на государственном, так и на региональном уровне. К числу основных причин кризиса на рынке молока и молочной продукции следует отнести неэффективную политику государственного регулирования и поддержки молочного подкомплекса.

Поддержка молочного подкомплекса должна осуществляться централизованно за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Государственное регулирование регионального рынка молока и молочной продукции требует создания государственных стратегических резервов молочной продукции, с помощью которых можно осуществлять продовольственные интервенции, как это делается на зерновом рынке.

Для создания конкурентоспособности отечественной молочной продукции следует ввести систему государственных цен на молочную продукцию товаропроизводителей, включив в них дотацию, обеспечивающую необходимый уровень рентабельности.

Одновременно целесообразно обеспечить проведение в жизнь комплекса мер, позволяющих защитить отечественных производителей молока и молочной продукции от зарубежных конкурентов. К числу таких мер следует отнести компенсационные таможенные сборы, пороговые цены, квоты и лицензии на ввоз молока и молочной продукции. Кроме того, необходимо иметь в виду соотношения внутренних и импортных цен. Прежде чем перейти к рынку молока и молочной продукции необходимо было поэтапно решить ряд задач как в самих методах работы, так и в переориентировании психологии кадров, участвующих в этом процессе. К числу таких задач следует отнести:

1) разработку и реализацию конкретных государственных программ приватизации собственности, строго руководствуясь при этом интересами поступательного развития;

2) осуществление, где это выгодно, демонополизации производства для обеспечения свободной конкуренции;

3) создание цивилизованных условий ценообразования, осуществление реформы цен;

4) обеспечение государственного контроля финансовых потоков;

5) принятие необходимых законодательных актов по взиманию налогов.

В условиях товарно-денежных отношений рынок молока и молочной продукции должен выполнять технико-экономическую, регулирующую и саморегулирующую функции. При этом осуществляется движение продукции по цепочке рыночных отношений от производителя к потребителю. В зависимости от спроса корректируется производство товаров и формируются цены.

Рыночные отношения по сравнению с другими имеют ряд преимуществ. К ним следует отнести более рациональное распределение ресурсов; быструю реакцию на меняющийся спрос на товары и услуги; активное внедрение достижений науки и техники в производство, если эти меры обеспечивают преимущество перед конкурентами; самостоятельность предпринимателей при выборе действий, принятии решений, заключении сделок и т.д.

Региональный рынок молока и молочной продукции может быть определен как система экономических отношений с целью производства, распределения и потребления продукции.

Основные особенности регионального рынка молока и молочной продукции присущи и рынку продовольствия Кабардино-Балкарской Республики. Однако современное состояние регионального рынка молочной продукции обусловлено влиянием факторов, определивших негативные социально-экономические последствия при переходе к рынку:

• макроэкономические решения по стабилизации денежного обращения, основанные на жесткой монетарной политике, привели к лишению аграрного сектора государственной поддержки;

• искусственное форсирование развития фермерских хозяйств, а также поспешная реорганизация сельскохозяйственных предприятий, хотя и в меньшей степени, чем в целом по России, отрицательно сказались на состоянии сельскохозяйственной системы, в результате чего был нанесен ущерб производственному потенциалу, особенно в региональном животноводстве;

• неподготовленность экономики для перехода к цивилизованному рынку из-за наличия монополий. Сельхозпроизводители оказались междудвухмонополий: с одной стороны, монополисты производства средств производс-

тва, с другой — перерабатывающей промышленности, заготовительной сети и торговли. В конечном итоге увеличился диспаритет цен на продукцию промышленного производства и сельского хозяйства.

Рынок же молока и молочной продукции Кабардино-Балкарской Республики можно квалифицировать по объектам купли-продажи как рынок товаров, по территориальному признаку — как региональный.

Экономическая эффективность молочного скотоводства — это получение максимального количества продукции наилучшего качества с минимальными затратами ресурсов на производство единицы продукции при условии сохранения и улучшения экологической ситуации. Основным показателем эффективности отрасли в рыночных условиях является прибыль. Однако в абсолютном выражении она не показывает эффективность функционирования. Обобщающим показателем является рентабельность, в которой отражаются как объем прибыли, так и уровень затрат на производство продукции.

В современных условиях важно не только производить качественную продукцию, нужно уметь выгодно и своевременно ее реализовать. От этого зависит размер прибыли, необходимой для дальнейшего развития производства и решения социально-экономических проблем предприятия.

По данным Росстата, годовое потребление молочной продукции в пересчете на молоко в 2007 г. в стране составило 233 кг надушу населения, а в 2008 г. увеличилось на 2 кг и достигло 235 кг при физиологической норме 392 кг. Основными производителями молочной продукции остаются сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходится 71,3 % поголовья коров и 67,7 % валового производства молока (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что общий объем валового надоя коровьего молока на всей территории Кабардино-Балкарской Республики в 2008 г. уменьшился на 7,2 % по сравнению с 2007 г. Очевидно, что существуют проблемы молочного животноводства, заключающиеся в убыточности основной продукции отрасли.

В настоящее время на рынке молока и молочной продукции в Кабардино-Балкарской Республике существуют предприятия различных форм собственности. Большинство из них имеют незагруженные мощности, но из-за монополизма АПК они лишены возможности проводить свою ценовую политику.

Таблица 1

Валовой надой коровьего молока в Кабардино-Балкарской Республике в 2007—2008гг., ц

Муниципальный район, городское образование Валовой надой (включая купленное в хозяйствах населения по договорам)

2007 2008 2008 к 2007, %

Баксанский 6 272 - -

Зольский 6 025 10 823 179,6

Лескенский 5 364 3 934 73,3

Майский 39 838 37 528 94,2

Прохдадненский 6 6281 6 1125 92,2

Терский 2 040 1 583 77,6

Чегемский 13 860 15 207 109,7

Черекский 1 823 659 36,2

Эльбрусский 73 1 125 1 541,1

Нальчик 2 333 2 075 88,9

Баксан 9 667 8 424 87,1

Всего... 153 576 142 483 92,8

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КБР.

Отсутствие необходимой инфраструктуры рынка (бирж, оптовых рынков) привело к образованию «дикого рынка» с монопольной властью посредников и перекупщиков.

На рынке молока и молочной продукции с низкоэластичными коэффициентами спроса и предложения высокие для потребителей цены оказываются для производителей низкими, так как не обеспечивают нормального уровня рентабельности для ведения расширенного процесса производства в условиях отсутствия предложения. Доплата непосредственно производителю за единицу продукции увеличивает его доход, но не увеличивает дохода монополиста-переработчика или торговца, следовательно, не заинтересовывает его в росте производства. Более того, будучи монополистом, он может снижать свою закупочную цену, чтобы вся надбавка, выданная государством, попала ему, причем, не увеличивая объем закупок. Поэтому закон спроса и предложения в условиях монополизма переработки и торговли не срабатывает.

Маркетинг в сфере АПК имеет свою специфику, связанную с особенностями сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции. Молоко и молочная продукция отличаются малотранспорта-бельностью и недолговечностью хранения, но в то же время, будучи предметом потребления первой необходимости, они пользуются устойчивым спросом, что гарантирует рынок сбыта.

Одним из факторов, определяющих привлекательность продукции для потребителей, является цена. Предприятия должны изыскивать резервы

снижения затрат, что позволит при реализации продукции по доступным для потребителей ценам работать эффективно. При разработке цен на продукцию учитываются производственные издержки; расходы, связанные с реализацией продукции по различным каналам сбыта; платежи и налоги; цены спроса; инфляция; цены конкурентов.

Стимулирование сбыта осуществляется на основе определенной сбытовой политики. Это организация оптимальной сбытовой сети для реализации производимой продукции, включая создание магазинов, складов хранения, определение маршрутов эффективного товаропродвижения, использование рекламы, транспортировку, систему снабжения, скидки и т.д.

Однако маркетинговая служба республики, организованная по функционально-товарному принципу, не имеет полной маркетинговой ориентации и не охватывает все ступени иерархии управления как на уровне предприятий, так и районов. По мнению авторов, схему организации службы маркетинга целесообразно строить не по функциональному, а по товарному признаку, с обслуживанием всех стадий планирования, производства и реализации товара.

По мнению академика И. Ф. Хицкова, основным условием развития рынка является возможность свободной предпринимательской деятельности — производственной, коммерческой, управленческой и свободного функционирования собственного труда всех участников общественного производства. Из всех видов предпринимательской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике на рынке молока и молочной продукции наиболее развита коммерческая, главным образом, торгово-посредническая.

Производительная предпринимательская деятельность представлена 1 102 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, доля которых в общем товарном производстве на 01.01.2008 составила 6,4% общего объема мяса, 2,6% молока и 3,5% яиц. Предприятия молочной промышленности Кабардино-Балкарской Республики — это, как правило, акционерные общества. Среди торговых предприятий в значительной степени распространены частные предприятия. Часть производителей осуществляют реализацию готовой продукции населению напрямую через сеть собственных торговых точек.

С целью изучения, координации и регулирования продовольственного рынка в Кабардино-Балкарской Республике целесообразно создать

государственное унитарное предприятие — Республиканское агентство регулирования продовольственного рынка «Каббалкпродукт», на которое следует возложить следующие функции:

• государственного заказчика по формированию федерального и республиканского фонда сельхозпродукции и продовольствия;

• поставщика продовольствия военным и приравненным к ним потребителям;

• посредника в реализации продукции сельхозтоваропроизводителей;

• осуществление экспертно-импортных операций на продовольственном рынке.

Таким образом, этому предприятию следует передать все функции управления по ресурсам продовольствия и маркетинга (изучение состояния рынка продовольствия, анализ и составление балансов основных видов продовольствия в республике ит. д.).

Необходимо также отметить, что основными причинами, сдерживающими развитие молочной промышленности Кабардино-Балкарской Республики, являются недостаток сырьевой базы производства и низкое качество молока, поставляемого фермами.

Эффективность производства молокопере-рабатывающих предприятий напрямую зависит от объемов переработанного сырья и качества молока. Более 55 % сырого молока как сырья не удовлетворяет переработчиков (особенно в летние месяцы). Качество используемого сырья связано с качеством и безопасностью готовой продукции, играет ключевую роль в стабильности отношений поставщика и продавца продукции. Переработчики молока вынуждены отказываться от приемки некачественного сырого молока или снижать цены за сортность, в результате чего сельхозпроизводители несут большие финансовые потери.

Большое практическое значение имеет изучение причин, вызывающих изменение качества продукции. Выявление этих причин, изучение их взаимодействия в системе служит основой построения учета затрат на изменение качества продукции, определения их эффективности, резервов повышения качества продукции. При решении этого вопроса необходимо выявить факторы, определяющие качество продукции.

Условия производства молока в большинстве хозяйств России не дают возможности выработки качественного молока. Необходимо с самого начала эксплуатации доильного оборудования обеспечить выполнение технологии с учетом всех технических

и санитарно-гигиенических требований к молочному производству. Молоко, соответствующее по санитарно-гигиеническим показателям требованиям высшего сорта, можно реализовать перерабатывающим предприятиям по цене значительно выше, чем молоко среднего качества. И это превышение стоимости способно дать ощутимую прибыль. Но часто из-за незнания или отсутствия материалов и инструментального обеспечения правила машинного доения коров далеки от совершенства.

Важным фактором в повышении эффективности молочного производства является улучшение качества молока: повышение жирности и сортности. Молоко коров различных пород резко отличается по содержанию жира, белка, их физической структуре и другим показателям, а также по технологическим свойствам. Из этого следует, что для дальнейшего улучшения качества продукции важно не только соблюдение технологии и выполнение ветсанмероприятий, но и разработка и внедрение в практику учета и анализа системы критериев оценки, которая бы способствовала получению более качественной сельскохозяйственной продукции.

Основными направлениями повышения качества молока являются улучшение качества кормов, ветеринарно-санитарного обслуживания, совершенствование систем содержания и доения коров. Состав и свойства молока зависят от породных особенностей, периода лактации, уровня кормления, условий содержания, техники доения, индивидуальных качеств коров, состояния их здоровья. От коров разных пород получают не одинаковое по химическому составу молоко.

Большое влияние на качество молока оказывают корма и кормление. Полноценное кормление животных, сбалансированное по белку, не только повышает удои, но и увеличивает содержание жира и белка в молоке. Рационы животных должны быть полноценными по общей и белковой питательности. При полноценном кормлении продолжительность жизни животных увеличивается, воспроизводительная функция сохраняется в течение всей жизни, здоровыми рождаются телята, молоко производится высокого качества. В рационе должно быть необходимое количество жира, витаминов, минеральных солей, микроэлементов.

При недостатке в рационе минеральных веществ и неполноценном кормлении коров снижаются не только удой, но и количество жира, белка и других компонентов в молоке, ухудшаются его свойства. Рацион должен быть разнообразным по

набору кормов. Однообразное кормление даже в сбалансированных по общей питательности и белку рационах приводит к снижению продуктивности и ухудшению качества молока. На долю сочных кормов в рационе дойных коров должно приходиться 45—55 %. При одностороннем силосном кормлении сыры и другие молочные продукты получаются менее вкусными и ароматными.

На наш взгляд, наиболее перспективным направлением получения молока высокого качества является перевод молочного животноводства в специальные доильные залы. В доильном зале всегда можно обеспечить более высокий уровень доения, санитарно-гигиеническое обслуживания животных и доильного оборудования, а также подбор более квалифицированного персонала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным причинам получения молока низкого качества в Кабардино-Балкарской Республике относятся: нарушение санитарных и ветеринарных правил при получении и первичной обработке молока, неудовлетворительное состояние холодильных установок, технологического, лабораторного оборудования. Минимальный необходимый набор контролируемых параметров молока включает в себя: органолептическую оценку молока; плотность; температуру; массовую долю жира, обезжиренных белка и сухих веществ; кислотность; бактериальную обсемененность; количество соматических клеток; группу чистоты; содержание нитратов и примесей тяжелых металлов; возможную фальсификацию; ионный состав.

Имеющиеся в республике стационарные лаборатории плохо оснащены оборудованием контроля качества поступающей продукции. В связи с этим на территории Кабардино-Балкарской Республики предлагается создать мобильную лабораторию, способную производить в любых условиях контроль состава качественных показателей молока. Создание такой лаборатории должно быть начальным этапом в организации на государственном уровне центров по контролю качества молока-сырья, кормов, содержания помещений для животных, по формированию структуры сертификации молочных хозяйств по основным качественным показателям молочного животноводства. Создание передвижных лабораторий позволит повысить качественные показатели работы молочных заводов.

Стратегия развития конкурентоспособности предприятий молочной промышленности зависит от использования достижений НТП, создания устойчивого кормопроизводства, совершенствования селекционно-племенной работы, улучшения вос-

производства молочного стада и его качественного состава.

Укрепление кормовой базы, ликвидация дефицита кормового белка, и прежде всего растительного, должны быть реализованы в хозяйствах республики. Площадь пашни, выделяемой под кормовые культуры, следует в полной мере использовать для производства фуражного зерна и других высокобелковых кормов с повышенным содержанием незаменимых аминокислот. Необходимо совершенствовать структуру кормовых культур, увеличивая в них долю зернобобовых, повышать их урожайность, заготовки сена, сенажа, корнеплодов и силоса.

Значительным резервом в увеличении кормов может стать улучшение природных кормовых угодий. Этот источник не использован в достаточной мере. Для увеличения кормовой ценности природных кормовых угодий необходимо их коренное улучшение с проведением посева и подсева многолетних лугопастбищных трав, внесением удобрений.

Использование инновационных технологий при производстве и переработке молока позволит рационально использовать поступающее на предприятие сырье, увеличить срок годности молочных продуктов, улучшить структуру белкового питания населения, расширить ассортимент диетических и диабетических продуктов.

На качество молока большое влияние оказыва-етдлительность и температурахранения (табл. 2).

Анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что в молоке, охлажденном до 12°, в течение 10 ч кислотность остается на одном уровне, общее число бактерий изменяется несущественно. Качество же свежего молока при температуре около 30° сохраняется всего в течение 3 ч. Поэтому в целях повышения эффективности производства

Таблица 2

Изменение качества молока в зависимости от длительности и температуры хранения

Длительность хранения, ч Температура хранения, С°

32 12

Кислотность, Т Коэффициент увеличения числа бактерий Кислотность, Т Коэффициент увеличения числа бактерий

0 17 1 17,5 1,0

2 18 3,2 17,5 1,0

4 21 8,1 17,5 0,9

6 29 12,2 17,5 1,1

8 37 25,8 17,5 1,1

10 47 39,6 17,5 1,2

необходимо внедрение ресурсосберегающих технологий. Предлагается установка на молочно-то-варных фермах пастеризационно-охладительного оборудования ПМР-0,2 ВТ. Это позволит увеличить сроки и длительность хранения молока. При этом наблюдается экономия энергетических ресурсов по сравнению с используемыми охладителями. Расчеты показали, что в результате снижения энергии на охлаждение 1 т молока на 10 кВт, а также сокращения времени на охлаждение на 4 ч годовая экономия в расчете на ферму составит 97,2тыс. руб. Использование нового охладителя позволит предприятию продавать молоко по цене высшего сорта за счет улучшения его качества, что обеспечит получение дополнительной выручки 3 560 тыс. руб.

Одним из немаловажных факторов увеличения ресурсов молока является устранение его потерь при производстве и транспортировке. Потери молока могут быть при доении, первичной обработке, при очистке (фильтрации), охлаждении и хранении, при транспортировке на предприятия молочной промышленности и в торговую сеть. Суточные потери молока на фермах в среднем достигают 2,5—4,9 кг от каждой тонны, при передаче по молокопроводу 0,3—0,4 кг, при очистке 0,4— 0,6 кг, при охлаждении 0,6—1,0 кг, при транспортировке 0,2—3 кг.

Нарушение правил машинного доения приводит к неполному выдаивнию коров, недобору молока до 25 % общего удоя. Установлено, что потери молока в процессе ручной дойки составляют в среднем 0,66 %, а на доильных установках до 0,36 %. Поэтому необходимо повсеместно использовать машинное доение коров.

Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции молочной промышленности возможно при комплексном и рациональном использовании сырьевых ресурсов. Основными направлениями комплексного использования сырья в молочной промышленности являются совершенствование структуры промышленной переработки молока с учетом более полного использования его составных частей для производства основной молочной продукции, максимальное и рациональное использование побочного молочного сырья (обезжиренного молока, пахты, сыворотки). При выработке основного ассортимента молочных продуктов составные части молока используют в разной степени. При производстве цельного молока, кисломолочных продуктов, сырково-творожных изделий и сметаны почти все составные части

молока входят в готовый продукт. При производстве сыров, творога в продукт в среднем переходит около 50 % сухих веществ молока, 92 % жира и 75 % белка. При производстве масла в продукт в среднем переходит около 26 % сухих веществ молока, 98 % жира и более 1 % белка, остальная часть остается в молочной сыворотке, обезжиренном молоке, пахте. Из всех составных частей молока наиболее полно на пищевые цели используют жир. Применение белка в основном зависит от вида вырабатываемой продукции.

Одной из главных задач молочной промышленности в республике является совершенствование ассортимента и повышение качества молочных продуктов, создание продуктов, отличающихся высокими питательными и вкусовыми свойствами, пользующихся повышенным спросом у населения.

Улучшение качества сельскохозяйственной продукции является крупным резервом повышения эффективности общественного производства, включая не только сельское хозяйство, но и все отрасли перерабатывающей промышленности. Выявление и мобилизация этих резервов в условиях интенсификации народного хозяйства, когда осуществляется задача не просто увеличения валовых объемов производства, но и достижения наиболее высоких конечных результатов при минимальных затратах, приобретают особенно важное значение. Выявление таких резервов и осуществление всей системы управления качеством продукции возможны лишь на основе всесторонней и своевременной информации как о качестве самой производимой продукции, так и о затратах, связанных с производством продукции различных качественных характеристик. Такая информация должна дать основу для оптимизации качества производимой продукции и оценки эффективности затрат на его повышение.

Взаимодействие между государством, сельскохозяйственными предприятиями и молокоперера-батывающими заводами необходимо рассматривать как систему, обладающую особым комплексом экономических, социальных, управленческих и других взаимосвязей, направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов и их источников.

Основными инвестиционными факторами повышения конкурентоспособности молочной продукции предприятий региона являются: специализация, определение тактических и стратегических прерогатив и бизнес-планирование,

концентрация производства, организационная перестройка отрасли по типу формирования крупных молочных холдингов, разработка, стандартизация и сертификация новых методов контроля качества, исследование состава и свойств новых видов молочных продуктов, вложения в собственную сырьевую базу, научное обеспечение отрасли.

В целях дальнейшего повышения эффективности и конкурентоспособности молочной продукции необходимо осуществлять специализацию

Список литературы

молочного производства, направленную на максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ у товаропроизводителей (возможные рынки сбыта продукции, природно-климатические факторы, ресурсный потенциал), концентрацию производства как основного направления использования преимуществ специализированного производства, а также расширение ассортимента и взаимовыгодной интеграции производителей молока с его переработчиками и сферой торговли.

1. Гетъман В. Г. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции в колхозах. М.: Статистика, 1972.

2. ЗалибековаД. 3. Перспективы повышения качества молока// Экономические науки, 2008. № 11.

3. Лутфуллин Ю.Р. Рынок молока и молочной продукции // Проблемы стабилизации АПК. Уфа, 1997.

4. Малыш М. Н. Аграрная экономика: учебник. СПб.: Лань, 2006.

5. Серков А. Ф. Аграрный рынок и макроэкономические факторы / Организационно-экономические основы аграрного рынка: сб. ст. Минск: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 1997.

6. Хицков И. Ф. Основные условия организации рынка в сельском хозяйстве региона // Экономика сельскогохозяйства, 1994, № 10.

7. Шляхтунов В. И., Антонюк В. С., Бубен Д. М. Скотоводство и технология производства молока и говядины: учебник. Минск: Ураджай, 2006.

8. Шогенов Б. А. Стратегия и тактика управления прибыльностью регионального АПК. Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2001.

9. Шогенов X. А. Формы и методы регулирования предпринимательства в системе рынка молока и молочной продукции / дис. на... канд. экон. наук. Ставрополь: 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.