УДК 338.431:631.153
Кокова Эльвира Руслановна
старший преподаватель кафедры государственного
и муниципального управления Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова [email protected] Kokova Elvira Ruslanovna
senior lecturer of the chair state and municipal management Kabardino-Balkarian State agrarian university of V. M. Kokov [email protected]
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК
PRODUCTION DIVERSIFICATION AS THE FACTOR OF STIMULATION OF INTEGRATION PROCESSES IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL
COMPLEX
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с диверсификацией как процессом повышения экономической эффективности деятельности предприятий, выявлены особенности диверсификации в агропромышленном производстве, сформулированы альтернативные виды стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: диверсификация, сельское хозяйство, стратегия, управление,. интеграционный потенциал; направления развития интеграции; модель интеграции.
Annotation: Considered the issues related to the divestment as a process of increasing the economic efficiency of enterprises. Features of diversification in agricultural production. Formulated alternative strategies of diversification of agricultural enterprises.
Keywords: a diversification, agriculture, strategy, management, economic efficiency. integration potential; directions of development integration; integration model.
Для большинства сельскохозяйственных предприятий есть необходимость оптимизации и совершенствования производства сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента, исходя из потребностей перерабатывающих предприятий и конъюнктуры рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Для этого в перспективе необходимо сконцентрировать свои усилия на разработке и внедрении новых механизмов взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей продукции, при которых будет обеспечена относительная стабильность и предсказуемость рыночной ситуации.
Хозяйствующим субъектам необходимо строить долгосрочные планы, что обеспечит устойчивое развитие, однако для этого предприятия должны искать альтернативу сложившейся специализации производства. В связи с этим возникает необходимость стратегического подхода к управлению сельскохозяйственными предприятиями. Перед предприятиями стоит задача поиска стратегий развития, позволяющих решить ряд экономических проблем сельского хозяйства а, следовательно, и социальных проблем и, в первую очередь, повышение уровня занятости, а значит, и уровня жизни на селе. Одной из стратегических альтернатив перспективного планирования является диверсификация.
Диверсификация - это одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий.
Диверсификация производства - это расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
Мы определим диверсификацию как процесс повышения экономической эффективности деятельности предприятия и снижения финансовых рисков, основанный на развитии новых производств и расширении занимаемой доли рынка.
В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала. Сегодня диверсификация считается элементом стратегического управления, который возник за счет удовлетворенного потребительского спроса и возникновения необходимости у предприятий сохранить свое место на рынке за счет создания ими дополнительных преимуществ. Диверсификация оттеснила эффект массового производства однородной продукции, выводя на реализацию стратегии роста за счет «эффекта разнообразия». Суть эффекта разнообразия заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях.
Главной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения деятельности в нескольких отраслях, которые даже могут отличаться цикличностью (в то время как одни отрасли переживают спад, другие - подъем). Поскольку диверсифицированные предприятия более устойчивы в конкурентной борьбе, у них уменьшен риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйствования.
На сегодняшний день, в связи с необходимостью создания новых механизмов взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками, необходимостью оптимизации существующего производства и внедрения новых производств, исходя из потребностей переработчиков, возрастает актуальность диверсификации производства в АПК [4].
Однако при принятии решения о диверсификации АПК (или с.-х. предприятий) следует учитывать ряд особенностей сельского хозяйства:
- несовпадение рабочего периода с производственным периодом (сезонность);
- переплетение биологических и экономических процессов;
- рассредоточенность территории;
- земля выступает в качестве средства производства.
Именно от этих особенностей во многом зависит результат деятельности сельскохозяйственного предприятия и его экономическая эффективность, что, в свою очередь, отражается на функционировании АПК в целом. И в настоящее время за счет неэффективного и нерационального использования земли, ярко выраженной сезонности ряда производств, приводящей к проблемам использования трудовых ресурсов, неучета всех биологических процессов и их влияния на экономическую эффективность предприятия в целом большинство сельхозтоваропроизводителей недополучают прибыль или вовсе убыточны. Необходимо искать пути решения этих проблем, одним из таких путей мы видим диверсификацию деятельности сельхозпредприятий, которая повысит эффективность как сельского хозяйства, так и функционирования АПК в целом.
Однако для повышения экономической эффективности сельского хозяйства и АПК в целом выбранная диверсификация, как одна из стратегий роста, должна опираться на системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Диверсификация деятельности сельскохозяйственного предприятия, основанная на системном подходе, будет способствовать разработке принципов и методов восстановления, а затем и роста экономики сельского хозяйства с учетом его специфики [2].
Диверсификация благодаря развитию других сфер деятельности позволит снизить сезонность и связанные с ней негативные последствия, возникающие у сельхозпредприятий. На большинстве предприятий развитие новых отраслей наряду с существующими обеспечит более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, что в свою очередь приведет к повышению экономической эффективности предприятия в целом. Это особенно актуально для хозяйств, находящихся в отдаленных районах, которые в силу своей специализации недоиспользуют имеющиеся земли, а в силу отдаленности от других хозяйств не имеют возможности сдать их в аренду.
Таким образом, стратегическое развитие агропромышленного комплекса, основанное на диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, позволит наиболее полно и рационально использовать природный и производственный потенциал, расширить ассортимент и увеличить объемы производства продукции АПК. Стратегия диверсификации деятельности сельскохозяйственного предприятия нацелит его на создание и стабилизацию эффективной экономики, удовлетворяющей потребности внешней и внутренней социально-экономической среды [3].
1. Неравномерное развитие отраслей экономики
2. Падение нормы прибыли в традиционном производстве
3. Развитие научно-технического прогресса
Мотивы
Технико- Эконом ичяс кие Финансовые Социальн ые Стрлгегические
технологические
"Жел ай нс ■Скмюс
пол НО
проишзяпмн-ные мощности и
СО-КрЗХНТПЬ ТТрОИЭ-
ВО ДС ПК" нный
потенциал
А л ьт ерн ати янме
варнак 1-ы
н сп о л ьз ован и я
сырья,
м а- гс рнш юн»
тйх ноло гн й ^ Избыточность к неполное н с в ■ о л ь л ован и с ресурсов
1. Рост компании
2. Снижение рисков
3. Создание конкурентных преимуществ
4. Увеличение рентабельности
5. Социальные цели
> Иэбьгточшстъ каггш гала в ■|-радивд,иониых отраслях промиюлсти^. Н гюнек новых, прнл ожс ннй капитале
>■ Расширение доли рынка, завоевание новых рынком
^ Получение
еннергетнч^кйгй эффекта
> Экономил на м ас штабах
ДС ЯТСЛЬНОСтн
Распределение рисков между большим ОЙЪСМОМ
производства Ф нн анс овая стабн льн ость
Сохранение
раСючнч
кадров
Создание
нОнм ч рйбОчня
мест
V до влетио-рение нимх ■ нпребмостеН Изменение системы мотиваций м-с НСДЖМ с н Т а
>- Адаптация к изменениям котгь. ю н ктур ы !> Страхование п редл р и яти я >■ Антимоиополь нос законодательство >■ Сменяй не н
ПОГЛОЩС Н~Н с-
Цели
Рисунок 1. Мотивы и цели диверсификации [3].
Сдерживающими факторами создания, развития и эффективного функционирования интегрированных структур на современном этапе являются:
- более высокий уровень общественного разделения труда в перерабатывающей промышленности по сравнению с сельским хозяйством;
- недостаточная заинтересованность многих предприятий АПК в создании интегрированных формирований;
- несовершенство правовой базы в области создания и функционирования интегрированных структур;
- отсутствие научно обоснованных методик выбора форм агропромышленной интеграции, учитывающих специфические экономические условия отрасли и региона;
- неудовлетворительное финансовое состояние предприятий АПК и хроническая неплатежеспособность значительного количества сельскохозяйственных организаций;
- низкий материально-технический потенциал сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК;
- отсутствие навыков стратегического планирования деятельности интегрированных формирований и пр.
Расчет экономической эффективности диверсификации производства должен учитывать ряд существенных моментов. Во-первых, в результате
влияния диверсификации производства на ранее выпускаемую предприятием продукцию может образовываться дополнительный доход. Этот дополнительный доход может быть получен за счет следующих источников.
Дополнительный доход, полученный за счет снижения доли условно-постоянных расходов в себестоимости выпускаемой в настоящий момент продукции возникает потому, что, как правило, при диверсификации производства предприятие использует для обслуживания производства и продвижения на рынок новой продукции уже имеющуюся инфраструктуру.
Однако условно-постоянные затраты предприятия перераспределяются между себестоимостью уже выпускаемой продукции и вновь планируемой к выпуску, что формирует себестоимость планируемой к выпуску продукции и снижает себестоимость уже выпускаемой.
Дополнительный доход, полученный за счет прогнозируемого увеличения объемов продаж взаимосвязанных товаров, возникает, когда продукция, полученная при диверсификации производства, является дополнением к уже выпускаемой. Рост объемов реализации происходит за счет более комплексного удовлетворения потребностей клиентов.
Как правило, освоение новой продукции требует покупки нового, высокотехнологичного оборудования. Это же оборудование может применяться и для совершенствования технологии и удешевления себестоимости уже выпускаемой продукции. Это в свою очередь приводит к росту общего дохода предприятия.
Стратегии диверсификации, возможные для использования сельскохозяйственными предприятиями, представлены на рисунке 2.
ЕДИНИЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛИЗИРОЕА ИНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: - полная, включающая все стадии: часфтаая, вктючающая только определенные стадии (пр р.тпт ее твукяцую шнпои ел>тощую)
J
Д] 1ВБРС11ФИКАЦИЯ В РОДСТВЕННЫЕ ОТРАСЛИ (связана с переносом имеющегося опыта):
- развитие новых направлении в животноводстве (птицеводство, кроликовод ство, рыбоводство,
пчеловодство);
- развитие новых направлении в растениеводстве (садоводство н
овощевод ство); - разделение затрат с переработчиками шн сбытовыми организациями
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В НЕРОДСТВЕННЫЕ ОТРАСЛИ (не связана с предыду.:щим
производственным или коммерческим опытом): распределение риска между див ер енфнцнрованнымн направлениями деятельности: - создание рыночной стоимости вновь созданных предприятий за счет наилучшего управления их деятельностью
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В РОДСТВЕННЫЙ И НЕРОДСТВЕННЫЙ
БИЗНЕСЫ: может проводиться одновременно в различные отрасли, Еак с ель скок озянственного производства, так и развитие с оциальнп - жонпмнче ской сферы в сель ской местности
Рисунок 2. Альтернативные виды стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий
Реализация той или иной стратегии диверсификации не всегда приносит сельхозпредприятиям успех, поэтому в процессе руководство вынуждено постоянно отслеживать результативность ее применения, корректировать свои действия, а если она все же окажется неэффективной, - изменять направления деятельности. В этом случае опыт развитых стран предлагает альтернативные стратегии, следующие за диверсификацией:
- осуществлять новые приобретения или слияния с целью создания позиций в новых отраслях или укрепления позиций уже диверсифицированных направлений деятельности;
- удалять направления деятельности, не соответствующие экономической стратегии предприятия;
- сокращать или сужать базу диверсификации, в том числе путем удаления слабых направлений;
- ликвидировать или закрыть приносящие убытки дочерние предприятия и подразделения, не приносящие прибыли.
Таким образом, выбор стратегии диверсификации деятельности сельхозпредприятия определяется внутренним потенциалом и потенциалом внешней экономической среды (сельской территории, социально-политическими и экономическими условиями ведения бизнеса, созданными на региональном и федеральном уровнях). Организационно-экономический механизм выбора стратегии диверсификации деятельности сельхозпредприятия включает в себя диагностирование и структуризацию его внутренних и внешних проблем, формулировку его миссии и целей, стратегический анализ, определение стратегических альтернатив, выбор стратегии, контроль над ее реализацией и оценку ее эффективности.
Существующие товары
Новые товары
о и
£
Я =
Р^Ч
I
СС
а
о Ш
Стратегия «проникновения на рыноюу
1.1. - стимулирование сбыта ля постояннее; оптовых покупателей за счет применения накопительных скидок. направленное на. привлечение покупателей предприятий-конкурентоЕ;
- привлечение новых потребителей в лице перерабатывающих предприятий;
- строительство собственного мясоперерабатывающего предприятия, в том числе совместно с другими
сельхозпр едпр ият июш.
1.2. - стичгтлфдоаны^ сбыта для постоянных оптовых покупателей за счет применения накопительных скидок. направленное на. привлечение покупателей от предприятий-конкурентов;
- привлечение новых потребителей в лице перерабатывающих пре~ приятии Стратегия #Развития рынка»
3.1. - выход на новые территориальные рынки мяса в СКФО;
- выход на новые сбытовые сети как внутри республики, так и за его пределами;
- создание собственных сбытовых сетей за счет открытия заготовительных предприятий. в том числе совместно с другими сельхозпр едпр ият июш.
3.2. - выход на новые территориальные рывши мяса в регионы;
- создание собственных сбытовых сетей за счет открытия заготовительных предприятий, в т. ч. совместно с другими сельхозпр едпр ият июш СКФО
Стратегия (¡развития продукции.» 2.1. — инновации — использование НИ ОКР в области :еиботноводетва;
— расширение птицеводства. освоение технологий выращивания г^сей. индеек, цесарок, страусов;
— расширение ассортимента на собственном пер ерабатывающем пр едпр ият ии;
— выпуск полуфабрикатов.
2.2. - нннсбагнш - использование НИОКР в области азшотноводетва;
- расширение птицеводства. освоение технологий Бьзращивания гусей. индеек, цесарок, страусов;
Стратегия «диверсификации.»
4.1. - производство мясных консервов и выход
на рынок
Рисунок 3. Матрица рыночных стратегий сельскохозяйственных предприятий на рынке мясопродукции
На развитие диверсификации сельхозпредприятий активное влияние оказывают:
- сезонность производства, а значит, сезонность занятости;
- разрозненность интересов производителей сельхозпродукции, стремление каждого из них стать лидером на региональном агропродовольственном рынке;
- разрозненность интересов товаропроизводителей различных отраслей АПК, и как результат - вынужденная организация в сельхозпредприятиях перерабатывающих производств с выпуском не всегда качественной продукции с плохой упаковкой и отсутствием коммуникативной политики по продвижению ее на рынке [1].
Выбор стратегии диверсификации сельхозпредприятий зависит от конкурентной позиции предприятия на рынке и темпов роста рынка.
В идеальном виде в мясной подкомплекс должны включаться только специализированные хозяйства по выращиванию и откорму крупного и мелкого рогатого скота, но воспроизводству, доращиванию и откорму свиней, свинокомплексы с полным циклом производства, бройлерные птицефабрики, ветеринарная служба, заготовительные организации, а также мясокомбинаты,
специализированные оптовые рынки, фирменные магазины розничной торговли.
Он представляет собой производственно-экономическую систему взаимосвязанных производств, отраслей и подотраслей сельского хозяйства, переработки (включая комбикормовую, микробиологическую и мясоперерабатывающую промышленность), сервиса, торговли, общественного питания, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт - мясо и мясные изделия для удовлетворения потребностей населения. Каждый из субъектов подкомплекса стремится получить максимальный доход. Кроме того, в мясном подкомплексе налажено производство мясокостной и кровяной муки, эндокринно-ферментного, кожевенно-шубного сырья и другой продукции для легкой промышленности.
Ядром мясного подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и товарного обращения конечной продукции, является животноводство всех сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, фермерских хозяйств и личных хозяйств граждан в части выращивания и откорма животных для получения мяса.
Рисунок 4. Модель организационно-производственной структуры и технологических связей мясопродуктового подкомплекса
Назначение подкомплекса - мобилизация собственных ресурсов для увеличения доходов субъектов подкомплекса за счет удовлетворения
внутреннего продовольственного рынка в мясе и мясопродуктах и роста экспорта конкурентоспособном продукции на внешний рынок.
Литература:
1. Гриценко Г. М., Борисова О. В., Фисак С. А. Развитие стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, - Барнаул: «Аз Бука», 2007.
2. Голубов И. Методология диверсификации производства в сельском хозяйстве // Агробизнес: экономика - оборудование - технологии. 2011, № 5.
3. Фомичев А.В. Особенности диверсификации в агропромышленном производстве. ВестникМичГАУ, №1, Ч. 2, 2011
4. Немченко Г. Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №5.
Literature:
1. Gritsenko G. M., Borisova O.V., Fisak C. A. The development of the strategies of diversification of agricultural activities of enterprises, - Barnaul: «AZ Buka», 2007.
2. Golubov I. Methodology the diversification of production in agriculture // Agribusiness: the economy - equipment - technologies. 2011, № 5.
3. Fomichev A. V. Features of diversification in agricultural production. VestnikMichGAU, №1, P. 2, 2011
4. Nemchenko G., Donetskya C., Deaconov K. Diversification of the production: the purposes and directions of activity. // Problems of theory and practice of management. - 2003. - №5.