Научная статья на тему 'Возможности психолого-педагогического сопровождения как метода сохранения здоровья в современном образовании'

Возможности психолого-педагогического сопровождения как метода сохранения здоровья в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности психолого-педагогического сопровождения как метода сохранения здоровья в современном образовании»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

предназначению, нравственным ценностям.

В соответствии с предложенной схемой, системообразующей составляющей, связывающей воедино и направляющей развитие остальных, является духовно -нравственное здоровье. Можно также говорить о том, что внешние воздействия в определенной мере опосредуются высшими уровнями здоровья. То есть ценности человека, его «нравственная конституция», с одной стороны являющиеся итогом, с другой - направляющие его развитие, являются важнейшим фактором его личностно-психологического, природно-психического и даже физического здоровья. Этот вывод имеет эмпирические подтверждения (исследования А.А. Бодалева, Б.С. Братуся, А. Маслоу, Г.С. Никифорова, Ф.Р. Фонарева и др. демонстрирующие, что гуманистическая, просоциальная ориентация, в противоположность эгоцентрической, асоциальной создает оптимальные условия для здоровья и развития человека, достижения им вершин профессионализма и самореализации) и согласуется с теоретическими выводами других ученых (В.Е. Давидович, О.И. Даниленко, Ю.А. Жданов, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, В.Ф. Сержантов, В.С. Степин, А.И. Субетто, Л.Г. Татарникова, Э. Фромм, К.С. Хруцкий, А.Е. Чекалов и др.).

С позиции педагогического взгляда важным является тот факт, что поскольку в отличие от физического и природно-психического, личностнопсихологическое и духовно-нравственное здоровье не даны человеку от природы, а требуют собственных усилий в направлении их формирования, то можно говорить о необходимости не только поддержания и укрепления здоровья растущего человека, но и его развития, творения.

Мейерович А.Ю. (Екатеринбург)

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК МЕТОДА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Прогресс человечества определяется его духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом. Одним из критериев потенциала человека является его здоровье. В современном обществе проблема здоровья выносится в число приоритетных задач развития.

Понятие «здоровье» характеризуется сложностью и многозначностью. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражены фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека. В самом общем виде здоровье трактуется как состояние физической, социальной, психологической гармонии человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой (И.И. Брехман, 1990).

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (Е.И. Торохова, 2002). Большинство специалистов согласны с данной формулировкой здоровья. Но если рассмотреть это определение более подробно, то становится совершенно очевидно, что абсолютное здоровье - это абстракция. Кроме того, люди, имеющие какие-либо ограниченные возможности, изначально исключены из списка здоровых.

Мы рассматриваем здоровье человека как одно из наиболее сложных явлений, охватывающих жизнедеятельность человека во всем её многообразии.

В настоящее время социум подходит к глубокому осмыслению глобальной

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

значимости здоровья как основной составляющей полноценного и конструктивного развития, как конкретного человека, так и целого сообщества.

В сложившихся условиях здоровье выступает как фундаментальная проблема человечества, актуальная на любом этапе его биологической, социальной и духовной жизни. Такое исключительное положение здоровья делает его одной из главных областей национальной политики и предметом всестороннего исследования. Становится очевидным, что для полного осмысления проблемы здоровья необходимо расширение и углубление знаний о человеке, а также совершенствование оздоровительных технологий. По свидетельству В.М. Розина, «...сегодня приходит осмысление того факта, что без кардинального пересмотра понятий «здоровье» и «болезнь» едва ли возможно дальнейшее развитие медицины» (2000). А на наш взгляд, в это утверждение следует добавить и образование.

Мы считаем, что обеспечить формирование психического и физического здоровья возможно различными методами. Один из таких методов - психолого-пе-дагогическое сопровождение данного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение - это комплексный метод, направленный на оптимальный выбор человека в условиях многофакторного влияния и обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

В нашей работе предлагается программа исследования проблемы формирования психического и физического здоровья как целевой установки образования и возможности её реализации в современной школе. Основные этапы исследования: исходная диагностика состояния здоровья участников образовательного процесса; разработка технологий мониторинга состояния здоровья; разработка программы психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, одной из важных задач современного этапа модернизации образования должно стать формирование как психического, так и физического здоровья подрастающего поколения, которое возможно обеспечить организацией пси-холого-педагогического сопровождения процесса здоровьеформирования.

Неиомиящий А.В. (Таганрог)

ПСИХОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

В жизнедеятельности каждого отдельного человека и социальных систем различного уровня, от малых групп до государств, все более актуальной и зримой становится извечная проблема обеспечения информационной безопасности. Её актуальность обусловлена непрерывностью существования двух базовых концепций и процессов социального бытия - содействия и противодействия. При этом развитие современной цивилизации технократического характера, в основном, стимулируется процессами противодействия, что наиболее наглядно проявляется в самом ходе технического прогресса, направленного первостепенно на совершенствование оружия противодействия и, соответственно, средств защиты от воздействия этого оружия. Мы видим, как с развитием науки контактное оружие (луки, ружья, автоматы, пушки и т.п.) уступает лидерство энергетическому оружию (ядерное, термоядерное, нейтронное.), а последнее со временем уходит на второй план и уступает первое место информационно-психологическим средствам поражения противника.

С появлением современного информационного оружия война приобрела принципиально новое качество - непрерывность, что поставило человечество под угрозу полного самоуничтожения. Собственно, именно этот факт и определяет пер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.