Научная статья на тему 'Духовно-нравственное назначение психологического сопровождения'

Духовно-нравственное назначение психологического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
909
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / MORALITY / SPIRITUALITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT THEORETICAL AND METHODOLOGICAL CONCEPTS OF MORAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Н. В.

Проблема духовно-нравственного развития человека приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Духовность свойство души, преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов личности над материальными предметами и вещами. Нравственность внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек, характеризуя нравственные нормы и правила поведения. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Отсюда, нравственные убеждения, принципы и нормы являются основой развития духовно-нравственной личности, которая становится таковой под воздействием позитивно-психологического сопровождения социума. Хорошие поступки характеризует высокая мораль, во многом зависящая от влияния людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL PURPOSE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

The problem of spiritual and moral development of the person acquires special relevance in the modern Russian society. Spirituality is a quality of the soul, the predominance of moral and intellectual interests of the individual over material things. Morality inner spiritual quality that guides people, describing the standards and rules of conduct. It defines moral choice in every situation of his life. Hence, moral beliefs, principles and standards are the basis for the development of spiritual and moral personality, which becomes under the influence of a positive-psychological support of the society. Good deeds are characterized by high morale, largely dependent on the influence of people. In the definition of the psychological guidance the author makes an accent on a system-like organization of the activity, in the process of which sociopsychological and pedagogical conditions for successful psychological development are created.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное назначение психологического сопровождения»

исполнительной власти, а также территориальные органы надзора (например, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю).

Исходя из выше изложенного, следует, что деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Их главная цель - это в целом обеспечить безопасность граждан, общества, государства, надлежащее качество продукции, услуг и работ, а в нашем случае в сфере здравоохранения.

На сегодняшний день уже существуют и действуют регламенты, регулирующие взаимодействие федеральных служб при осуществлении административного надзора в случаях пересечения предметов их ведения. Например: Регламент взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утверждённый приказами Росздравнадзора № 1148-Пр/07 и ФМС РФ № 128 от 19 июня 2007 г.

Библиографический список

Мы считаем, что для надлежащего осуществления взаимодействия между субъектами административного надзора в сфере здравоохранения необходимо издать межведомственные акты Министерства внутренних дел РФ и Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Хотелось бы так же отметить, что в современных документах, посвящённых реформированию здравоохранению, практически не прописаны психологические аспекты сохранения здоровья населения - формирования установки на здоровый образ жизни, определённых психологических настроев, позволяющих сохранить как психическое, так и соматическое здоровье населения.

Поскольку у нас в России система создаётся и в определённой степени авторитарно (через законы, ведомственные нормативные акты, инструкции, порядки, стандарты и т.д.) управляется сверху, далеко не всегда обоснованно и правильно, то роль административного надзора возрастает, и она состоит не только в защите профессиональных интересов и не столько в противодействии не просчитанным и не конструктивным решениям и действиям, сколько в организации более тесного взаимодействия с органами управления, т.е. в сотрудничестве профессионалов с чиновниками в интересах пациентов и медицинских работников.

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Available at: www.consultant.ru

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Available at: www.consultant.ru

3. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения до 2020 г.» Available at: www.consultant.ru

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Available at: www.consultant.ru

5. Торопчин Н.А. Административный контроль и надзор органов внутренних дел в области предпринимательской деятельности. Закон и право. 2013; 5.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 598 «O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohraneniya». Available at: www. consultant.ru http://www.consultant.ru

2. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 597 «O meropriyatiyah po realizaciigosudarstvennojsocial'nojpolitiki». Available at: www.consultant. ru http://www.consultant.ru

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.12.2012 № 2511-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy RF «Razvitie zdravoohraneniya do 2020 g.» Available at: www.consultant.ruhttp://www.consultant.ru

4. Federal'nyjzakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 22.10.2014) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan vRossijskojFederacii». Available at: www.consultant.ruhttp://www.consultant.ru

5. Toropchin N.A. Administrativnyj kontrol' i nadzor organov vnutrennih del v oblasti predprinimatel'skoj deyatel'nosti. Zakon ipravo. 2013; 5.

Статья поступила в редакцию 19.03.15

УДК 159.9

Melnikova N.V., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: shustrik@shadrinsk.net

MORAL PURPOSE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT. The problem of spiritual and moral development of the person acquires special relevance in the modern Russian society. Spirituality is a quality of the soul, the predominance of moral and intellectual interests of the individual over material things. Morality inner spiritual quality that guides people, describing the standards and rules of conduct. It defines moral choice in every situation of his life. Hence, moral beliefs, principles and standards are the basis for the development of spiritual and moral personality, which becomes under the influence of a positive-psychological support of the society. Good deeds are characterized by high morale, largely dependent on the influence of people. In the definition of the psychological guidance the author makes an accent on a system-like organization of the activity, in the process of which sociopsychological and pedagogical conditions for successful psychological development are created.

Key words: morality, spirituality, psychological support theoretical and methodological concepts of moral development.

Н.В. Мельникова, д-р психол. наук, проф. каф. психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: shustrik@shadrinsk.net

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Проблема духовно-нравственного развития человека приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Духовность - свойство души, преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов личности над материальными предметами и вещами. Нравственность - внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек,

характеризуя нравственные нормы и правила поведения. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Отсюда, нравственные убеждения, принципы и нормы являются основой развития духовно-нравственной личности, которая становится таковой под воздействием позитивно-психологического сопровождения социума. Хорошие поступки характеризует высокая мораль, во многом зависящая от влияния людей.

Ключевые слова: нравственность, духовность, психологическое сопровождение теоретико-методологические концепции, моральное развитие.

Российская научная школа уверенно идёт по пути гуманизации образования, ставя личность в центр образовательно-воспитательного процесса. В числе основных задач гуманистической школы, большую актуальность обретает психолого-педагогическая помощь гражданскому населению, социальная защищённость детей и взрослых. Человеческая жизнь является проблемой с её жизненными противоречиями, которые образуются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы, что необходимо научиться разрешать. Сформированная психолого-педагогическая позиция - это профессиональная рефлексия, в которой взрослые - носители социокультурных ценностей.

Психологическое сопровождение - это системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного психологического развития каждого человека. Гуманистически ориентированной целью сопровождения является защита прав на развитие и образование, на сохранение «позитивного здоровья» личности. Оно направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития в ситуациях социально-педагогических взаимодействий. Психолог участвует в этом процессе как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения личности по тем путям, которые выбрал сам и на которые его ориентировали правовые нормы.

М.Р. Битянова [1] выделяет принципиальные условия психологического сопровождения:

- следование за естественным развитием личности на возрастном, социокультурном этапе;

- создание объекта для самостоятельного творческого освоения системы отношений с миром и с самим собой, что поможет легче освоить личностно значимых жизненных выборов;

- среда, обозначенная родителями должна соблюдаться психологом, так как она помогает ориентироваться и действовать в заданных условиях для успешного развития психики.

Организация противостояния вредным социальным воздействиям неодинакова: одних она не ограждает от того, от чего надо бы защитить, а других - ограждает настолько прочно, что в психику не проходит и значимая для личностного развития информация. Личность как социально-сознательное и самостоятельное существо способно разрешать конфликты, целенаправленно бороться с тревогой и напряжением, так как человек - активный участник социального взаимодействия. Окружающие передают ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Взрослые - носители социокультурных ценностей, выполняющие регулирующие функции (И.В. Дубровина [2]).

Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь подчеркивает, что духовность придает смысл жизни человеку. Психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем человека является совесть или «вторичная рефлексия» - фундаментальное качество нравственного самосознания личности.

А.А. Андрушкевич определяет духовность как выражение нравственного начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом. Духовность человека - это его способность различать и выбирать исходные нравственные ценности и подчинять им своё поведение и способ жизни. Управление волей, взращивание её, направление на выбор ценностей, подчинение им своего способа жизни в совокупности образуют комплекс духовных способностей человека. Разнообразие ценности зависит от уровня жизни личности: чем выше уровень жизни людей, тем сложнее их оценка и выбор. От этого зависит длительность процесса осознания человеком потребности в духовно-нравственном росте.

Для Н.В. Марьясовой духовность - система отношений человека к миру и себя в этом мире. Создаётся конкретная программа поведения целостной самоактуализирующейся личности, приоритет высших духовных ценностей над витальными. Главное в духовности нравственный строй и её способность руководствоваться высшими ценностями общественной жизни, идеала истины, красоты и добра. Духовность измеряется оценкой нравственности. Духовность и нравственность - важные, базисные характеристики личности.

Духовность (устремление к цели), а нравственность - совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Вместе они основа личности, где духовность - вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. В задачи духовно-нравственного развития входят:

- формировать жизнестойкость личности (объективное восприятие жизни), способность к природной и общественной интеграции и к преодолению трудности;

- стремиться и уметь преобразовывать своё духовное начало в материальное.

Личностная позиция психолога, отражающая ценностно-смысловую основу сопровождающей деятельности, реализуется:

- приоритетностью цели ценностей и потребностей развития внутреннего мира личности;

- силой и потенциальными возможностями личности, верой в них;

- ориентацией на создание условий, позволяющих самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми, с самим собой и самостоятельно преодолевать трудности. У сопровождающих должна присутствовать профессиональная рефлексия, а психическое взаимодействие строиться на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого человека.

Центром такой деятельности является осмысление концепции культурно-исторической теории Л.С. Выготского [3], человеческого существования как единство человека и мира (Л.С. Рубинштейн [4]), концепции образа мира А.Н. Леонтьева [5]. Л.С. Выготский ввёл понятие - «зона ближайшего развития». Это - теоретический конструкт возможности обучения человека подтягиванием психического развития за обучением. Маленький ребёнок сначала может решить задачи с помощью взрослого, но, приобретая опыт совместной деятельности, он приходит к самостоятельному решению аналогичных задач. Помощь взрослого должна быть строго к месту и времени. Взрослый выступает как побудитель его активности. Согласно Л.С. Выготскому, функция в культурном развитии сначала появляется в социальном, потом в психологическом плане; сначала между людьми - категория интерпсихическая, потом внутри - категория итрапсихиче-ская. У Э. Эриксона [6] индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач в каждом возрасте на разных стадиях: решается своя задача развития, специфика которой зависит от ситуации и от возраста.

Важный принцип психологического сопровождения - ценность внутреннего мира каждой личности, приоритетность потребности её развития. Психологически сопроводить человека, значит: направить все его действия на создание благоприятных социальных условий для эмоционального благополучия и развития.

Специфика сопровождения гражданского населения отражает отношение человека к себе (понятия достоинства и чести). В структуру психологического сопровождения входит: предупреждение генезиса проблемы; экстренная помощь в кризисной ситуации; обучение методам разрешения появившихся вопросов.

Оно бывает индивидуально-ориентированным и системно-ориентированным. В том и другом виде, главное в совпадении требований с интересами самого человека. Психологом уточняется программа деятельности, выявляются и устраняются причины нетрадиционного поведения, обоснованные методологическими принципами возможности личности, приоритетности

ценности, потребности внутреннего мира, ориентации на самостоятельное преодоление трудности.

Определяется характер социальной среды и её влияние на психику личности. Обеспечивается защита профилактической функции от неадекватной информации.

Важно знать источник социо-культурного окружения, лидеров и отверженных и уметь с ними работать. Полезно создавать разные молодежные клубы, как модели реальной профессиональной деятельности, влияющей на характер общения. Для людей пожилого и старческого возраста образовывать личностное самоопределение - исходную группу, определяющую нравственное и ценностное оздоровление окружающей социальной микросреды.

Главное - не разрушать внутренний мир любой личности, учить ставить цель и соотносить её с целью окружающих людей и социально-духовными ценностями. Сначала в онтогенезе формируется деятельность, потом сознание, а только в процессе практической деятельности формируется ее внутренний план, который тесно связан с формированием представлений об окружающем. Сознание - результат развития деятельности. Изучать сознание можно через деятельность человека в любом возрасте, что характеризуют собой единство сознания и деятельность.

Каждый индивид вынужден искать ответ на такие вопросы: «Каким ему следует быть?», «Какой моральной ориентации держаться?». Отвечая на них, человек обращается к своему жизненному опыту и нравственному долгу.

Важно обозначить и осознавать критерии формирования духовно-нравственной сферы (Н.В. Мельникова) [7]):

Критерий нравственного знания - что личность знает? Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.

Критерий нравственных отношений - как она относится к себе и другим? Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.

Критерий нравственного поведения - как она себя ведет? Признаки: способность выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоять искушению, нарушать эти правила; способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.

Критерий морального переживания - что она при этом чувствует? Признаки: способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.

Критериями, на основании которых можно судить о степени духовно-нравственного развития личности, являются - когнитивно-интеллектуальный, поведенческий и эмоциональный компоненты.

Когнитивный компонент - представление о себе, как активном субъекте жизнедеятельности; о других, как уникальных и равноправных участниках процесса жизнедеятельности, мнений, эмоций, чувств, творчества, мыслительной деятельности. Нравственный смысл жизни - процесс совершенствования её социальной сущности и духовных оснований. Познавательная задача разрешается этическим мышлением посредством двух основных

Библиографический список

операций - анализа (мыслительное расчленение этической ситуации и выявление составляющих её элементов) и синтеза (восстановление этической ситуации, вскрывая существенные связи и отношения выделенных анализом элементов). Синтез по-новому объединяет данные для её разрешения.

Эмоциональный компонент включает способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах. Эмоционально-нравственная сфера индивидуальной психики формируется под воздействием норм и идеалов нравственного общественного сознания в процессе развития культуры человечества. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнает и понимает. Оно может протекать и в виде эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений.

Поведенческий компонент - состоит из действий: по отношению к себе, направленных к самопознанию, саморазвитию, самореализации; по отношению к другим - социально компетентное поведение, основанное на доброжелательности и уважении личности других; по отношению к миру - преумножение, а иногда и восстановление ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации. Существенная роль в поведенческом компоненте отводится наличию потребности.

Первая группа потребности включает в себя: потребность в избегании страданий, неожиданных ситуаций и контактов; потребность в постоянстве, привязанность человека к определенным людям, предметам. Вторая группа: потребность в автономии, проявляющаяся в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем; потребность в защите своего «Я» от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир; потребность в заботе о других, преобладающая у женщин; потребность во власти.

Третья группа - «подчинённые потребности»: потребность в любви, в творчестве - весьма значимые, играющие значительную роль в жизни человека, но могут быть оттеснены или иметь незначительный удельный вес; потребность в отталкивании -враждебное, презрительное отношение к другим людям. Процесс нравственного развития личности связан с качественными изменениями нравственного сознания и поведения, культуры человека в обществе. Осознание себя как физического существа есть и отношение к себе как к определённому живому организму, обладающему известными физическими качествами. Человек сам объект практической деятельности и её субъект.

А.А. Бодалев [8]отмечал, что в ряду первоочередных проблем формирования нравственной сферы существенное место занимает проблема объективных факторов, которые обеспечивают это развитие. Главной задачей он считает выяснение, когда? как? и какими сторонами? они влияют на развитие личности и, вместе с тем, как эти стороны должны изменяться, чтобы человек формировался не с любыми характеристиками духовного развития, а только с теми, которые отвечают высоким общественным идеям.

Рассматривая суть психической деятельности в рамках психологического сопровождения, учёные разрабатывают и внедряют в практику работы психолога алгоритмы исследования разных аспектов практической деятельности, способствующие повышению эффективности профессионального труда. Реализуются системы комплексного психологического сопровождения, которые обоснованы психологическим воздействием содержания духовной нравственности.

1. Битянова Р.М. Кризис самоопределения. Школьный психолог. 2000; 34: 12 - 13.

2. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Академия, 2003: 50 - 54.

3. Выготский Л.С. Психология как феномен культуры. Москва - Воронеж, 1996.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва: Наука, 1997.

5. Леонтьев А.Н. Основные процессы психической жизни. Москва: Изд-во МГУ, 1994.

6. Эриксон Э.Г. Восемь возрастов человека. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. Москва: АСТ Астрель, 2009: 388 - 403.

7. Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати, 2010.

8. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. Москва: РАО Московский психолого-социальный институт, 2002.

References

1. Bityanova R.M. Krizis samoopredeleniya. Shkol'nyjpsiholog. 2000; 34: 12 - 13.

2. Dubrovina I.V. Sem'ya i socializaciya rebenka. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya: hrestomatiya. Sost. I.V. Dubrovina, A.M. Prihozhan, V.V. Zacepin. Moskva: Akademiya, 2003: 50 - 54.

3. Vygotskij L.S. Psihologiya kak fenomen kul'tury. Moskva - Voronezh, 1996.

4. Rubinshtejn S.L. Chelovekimir. Moskva: Nauka, 1997.

5. Leont'ev A.N. Osnovnye processy psihicheskoj zhizni. Moskva: Izd-vo MGU, 1994.

6. 'Erikson 'E.G. Vosem' vozrastov cheloveka. Psihologiya lichnosti. Pod red. Yu.B. Gippenrejter i dr. Moskva: AST Astrel', 2009: 388 - 403.

7. Mel'nikova N.V. Nravstvennaya sfera razvitiya lichnosti doshkol'nika. Shadrinsk: Izd-vo OGUP «Shadrinskij Dom Pechati, 2010.

8. Bodalev A.A. Psihologiya obscheniya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: RAO Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2002.

Статья поступила в редакцию 19.03.15

УДК 130.3

Mironova Ye.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs, E-mail: mironovbor@mail.ru

Zhikrivetskaya Yu.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs, E-mail: zh.yulya@list.ru

THE SPIRITUALITY OF THE CONSUMER SOCIETY. This work attempts to validate the current crisis of Western culture and the crisis of spirituality, society and man, through the establishment of the influence of the mind on the knowledge and the essence of spirituality. The research specifies conditions and factors that contribute to the formation of a society of a new type of consumer society. In the paper the analysis of human spirituality is conducted in terms of consumption and development of technological culture. The authors have reviewed the contents and functions of spirituality at different levels, including the personal and social levels. The researchers have formed the ideas about the role of spiritual values in the process of changing the spiritual consciousness of society and the individual. The research has allowed formulating a set of recommendations to preserve the human integrity and ways to overcome the identified problems.

Key words: spirituality, crisis of spirituality, spiritual values, reason, spiritual culture, consumerism, consumer society.

Е.Н. Миронова, канд. филос. наук, ст. преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: mironovbor@mail.ru Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. каф. социально-экономических дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: zh.yulya@list.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОСТИ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

В данной статье предпринята попытка обоснования современного кризиса Западной культуры и кризиса духовности общества и человека, через установление влияния разума на познание и саму сущность духовности. Указаны условия и факторы, способствующие формированию общества нового типа - общества потребления. Проведен анализ духовности человека в условиях потребления и развития технологической культуры. Рассмотрены содержание и функции духовности на различных уровнях: личностном и общественном. Сформированы представления о роли духовных ценностей в процессе изменения духовного сознания общества и личности. Даны рекомендации для сохранения человека как целостности и пути преодоления выявленных проблем.

Ключевые слова: духовность, кризис духовности, духовные ценности, разум, духовная культура, потребительство, общество потребления.

Учёные всего мира констатируют кризис Западной культуры, кризис духовности современного человека, как структурной единицы нашей цивилизации. Что вызвало столь сильный и всеобъемлющий процесс? Какие условия необходимо создать для благополучного и качественно нового выхода из создавшейся глобальной проблемы?

На наш взгляд, корни этого явления кроются в самом историко-культурном развитии человеческой цивилизации и личности как основного её элемента. В разные эпохи существовали различные представления о человеке и его роли. Так, в Античности - сформировался человек мусический, в Средневековье мы видим человека-богослова, в эпохе Возрождения представлен человек универсальный, человека-специалиста встречаем в Новом времени, на протяжении всего ХХ века человек претендовал на звание носителя планетарного мышления. [1] Однако сегодня наблюдается парадоксальное явление: с одной стороны продолжает утверждаться сила «социального разума», с другой - деградация субъективного интеллекта.

При анализе событий последних лет создаётся впечатление, что разум вообще работает против человечества в угоду небольшого количества людей, использующих его себе во благо и создающих угрозу уничтожения для остальных. XXI век характеризуется формированием нового типа общества, в котором основная его часть смыслом своей жизни считает материальное потребление. Причём потребительство не просто удовлетворяет базовые потребности человека, а становится основным регу-

лятором его активности. Такая ситуация на первый взгляд не должна вызывать опасения, поскольку развитие человечества основано на процессе создания оптимальных условий для жизнеобеспечения и безопасности за счёт получения, накопления и транслирования нового знания и опыта, что всегда способствовало эволюции интеллекта. Однако, сегодня у большинства молодых людей наблюдается ослабление, а иногда и утрата желания получать новые знания, развивать свои интеллектуальные способности, что безусловно, ведёт к деградации и не оставляет никакого шанса для развития духовных потенций.

По нашему мнению, одной из причин данного явления стали новые экономические отношения. Развитие рыночной экономики, внедрение научных открытий в производство и как следствие наращивание темпов его развития для получения дополнительной прибыли создало угрозу перепроизводства товаров. С другой стороны, отсутствие свободных рынков сбыта заставило обратить внимание на самого человека как потенциального покупателя. Однако человек приобретает товар для обеспечения своей жизни, здоровья и безопасности гораздо меньше, чем его производится. В создавшихся условиях необходимо было заставить человека купить то, что ему не нужно или то, что у него уже имеется. Началось формирование нового общественного сознания, позволившее создать общество нового типа, социума, где потребление материальных товаров стало основой жизни, её смыслом. В результате, потребительство изменило социальные ориентации и наклонности личности. Теперь социальная зна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.