Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственного развития личности в условиях социальных перемен'

Проблема духовно-нравственного развития личности в условиях социальных перемен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / PUBLIC AND MUNICIPAL AUTHORITY / ШКОЛА / ВУЗ / SCHOOL / HIGHER EDUCATION SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костюк Юлия Анатольевна, Казанцева Дина Борисовна, Казанцев Евгений Александрович

Проблема духовно-нравственного развития личности молодого человека в условиях современного общества. Результаты исследования по проблеме среди представителей средств массовой информации, работников органов государственной и муниципальной власти, преподавателей вузов, учителей школ. Понятия «духовно-нравственное развитие», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал». Неоднозначность позиций представителей разных групп населения по вопросу решения проблемы духовно-нравственного развития молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Костюк Юлия Анатольевна, Казанцева Дина Борисовна, Казанцев Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL PERSON’S DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF SOCIAL CHANGES

The article is devoted to the problem of spiritual and moral development of young people under the modern society conditions. The results of the investigation among mass media representatives, public and municipal authorities, schools and higher education schools teachers, are given in this work. Within this problem the research of understanding problem and detailing the concepts «spiritual and moral development», «spirituality», «morality», «spiritual and moral potential» were proved that the positions for solving problems of spiritual and modern development of youth, different group of citizens are ambiguous.

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственного развития личности в условиях социальных перемен»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

Костюк Юлия Анатольевна, кандидат психологических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Казанцева Дина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет; магистрант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

шшш

12

АННОТАЦИЯ

Проблема духовно-нравственного развития личности молодого человека в условиях современного общества. Результаты исследования по проблеме среди представителей средств массовой информации, работников органов государственной и муниципальной власти, преподавателей вузов, учителей школ. Понятия «духовно-нравственное развитие», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал». Неоднозначность позиций представителей разных групп населения по вопросу решения проблемы духовно-нравственного развития молодёжи.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, духовность, нравственность, духовно-нравственный потенциал, средства массовой информации, государственная и муниципальная власть, вуз, школа.

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-нравственное развитие личности подразумевает наличие внутренней системы нравственных регуляторов поведения, обретение духовно-нравственных ценностей, формирование доброго отношения к себе, к другим людям — с выстраиванием партнёрских отношений, к обществу, государству, миру в целом. В жизни оно проявляется реальным и ответственным отношением к решению социальных проблем на основе нравственного выбора. Основа содержания воспитания и социализации подрастающего поколения при этом — базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных и духовных традициях народов. Духовно-нравственные ценности — важный фактор развития личности и общества, политической и экономической стабильности. Нормальная потребность развивающегося общества состоит в том, чтобы сохранять его духовный потенциал как основу всей жизнедеятельности. В современном мире проблемное поле для исследования создают

Казанцев Евгений Александрович, аспирант, Пензенский государственный университет, ул. Красная, 40, Пенза, Россия, 440000; e-mail: [email protected]

изменения ценностных ориентиров, приоритет материального над духовным, определяющие основы трансформации личности.

Современное общество характеризуется наличием противоречивых тенденций — отходом от традиций советского периода, отсутствием обращения к отечественным дореволюционным традициям, активным внедрением западных ценностей. В связи с этим в российском обществе, особенно в молодёжной среде, ощутим недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, созидательных ориентиров смысла жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения. В этой ситуации необходима грамотная государственная политика, нацеленная на поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, духовного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Что же представляют собой такие понятия, как «нравственность» и «духовность» и как именно обеспечивается духовно-нравственное развитие молодого поколения?

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данной проблемы было проведено исследование на уточнение понятий «духовно-нравственное развитие», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» среди представителей СМИ, работников органов государственной и муниципальной власти, преподавателей вузов, учителей школ. Опрос проводился методом экспертного интервью по стандартизованному опросному листу (анкете). Отбор экспертов осуществлялся методом «снежного кома». Опрос проводился дважды — в 2009 и 2010 годах, оба исследования проходили в г. Пензе и Пензенской области.

В 2009 году было опрошено 25 человек (32% — мужчины, 68% — женщины), возраст респондентов: от 35 до 40 лет — 24%, от 41 до 50 — 40%, от 51 и выше — 36%. По сферам деятельности (по 20% от каждой): представители СМИ, государственного или муниципального управления (ГМУ), системы общего образования (СОО), системы высшего образования (СВО), других сфер (ДС).

В 2010 году было опрошено 30 человек, из них 60% — мужчины, 40% — женщины. Возраст — от 44 до 62 лет. Сфера деятельности: система высшего образования, государственно-муниципальное управление, СМИ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе опроса 2009 года абсолютное большинство экспертов (96%) на вопрос о состоянии уровня духовности современного общества заявили о его резком снижении, затруднились ответить 4%. При этом в качестве основных причин снижения были названы:

— американизация российского общества — 81,6% экспертов (муж. — 75,0%, жен. — 88,2%);

— низкий социальный уровень — 66,2% (муж. — 50,0%, жен. — 82,4%);

— деятельность средств массовой информации, которые своей рекламой разрушают духовность и нравственность — 51,4% (муж. — 50,0%, жен. — 52,9%),

— безразличие к абсолютным ценностям — 52,2% (муж. — 75,0%, жен. — 29,4%);

— безверие, отсутствие религиозности — 15,1% экспертов (муж. — 75,0%, жен. — 29,4%).

По сферам деятельности основными причинами происходящего упадка эксперты назвали американизацию российского общества (СМИ, ГМУ, СОО, ДС по 80%, СВО — 100%), низкий социальный уровень (СМИ — 80%, ГМУ, СОО, ДС по 60%, СВО — 100%) и средства массовой информации, рекламу (СМИ — 80%, ГМУ — 40%, СОО, СВО по 60%, ДС — 20%), безразличие к абсолютным ценностям (СМИ, ГМУ по 40%, СОО, ДС по 60%, СВО — 20%) безверие, отсутствие религиозности (СМИ, ГМУ, СОО, СВО, ДС по 20%).

Определяя понятие духовность, 69,8% экспертов заявили, что это нравственность (муж. 75,0% и жен. 64,7%); 60,3% считают, что это внутренний мир человека (муж. 50,0%

и жен. 70,6%); 42,6% полагают, что это эмпатия, доброта, помощь другим людям (муж. 50,0% и жен. 35,3%); 26,8% экспертов убеждены, что это сила духа и всё, что связано с душой (муж. 12,5 и жен. 41,2%); 33,4% связывают духовность с верой в Бога, религиозностью (муж. 37,5% и жен. 29,4%); 28% — с культурой и искусством (муж. 28,0% и жен. 41,2%); 8% — с образованностью (муж.12,5% и жен. 5,9%).

По сферам деятельности: понятие духовность рассмотрели как нравственность (СМИ, СОО, СВО по 40%; ГМУ, ДС по 20%); внутренний мир человека (СМИ, СОО по 40%, ГМУ — 80%, СВО — 100%, ДС — 60%); эмпатию, доброту, помощь другим людям (СМИ — 0%, ГМУ, СОО, СВО по 40%, ДС — 80%); силу духа и всё, что связано с душой (СМИ — 60%, ГМУ — 20%, СОО, СВО — 40%, ДС — 0%); веру в Бога, религиозность (СМИ, СОО, СВО по 40%, ГМУ и ДС по 20%); культура и искусство (СМИ, СОО по 0%, ГМУ — 20%, СВО — 80%, ДС — 40%); образованность (СМИ, СВО, ДС по 0%, ГМУ, СОО по 20%).

В ходе опроса 84,9% экспертов говорили о необходимости духовно-нравственного развития посредством нравственного воспитания и приобщения к культуре (муж. 87,5% и жен. 82,4%); 72,4% — путём цензуры средств массовой информации (муж. 62,5% и жен. 82,4%); 62,8% — посредством повышения материального благосостояния населения (муж. 37,5% и жен. 88,2%); 63,6% — с помощью решения социальных проблем (муж. 62,5% и жен. 64,7%); 50,7% — путём решения проблем в образовании (муж. 25,0% и жен. 76,5%); 58,1% — благодаря укреплению института семьи (муж. 75,0% и жен. 41,2%); 30,5% — с помощью стремления человека изменить себя (муж. 37,5% и жен. 23,5%); 5,9% — путём приобщения к искусству (муж.0,0% и жен. 11,8%); 5,8% — посредством чтения и приобщения к литературе (муж. 75,0% и жен. 52,9%).

По сферам деятельности отмечена необходимость духовно-нравственного развития посредством нравственного воспитания и приобщения к культуре (СМИ, ГМУ по 80%, СОО, СВО по 100%, ДС — 60%), цензуры СМИ (СМИ, ГМУ, СВО по 100%, СОО — 60%, ДС — - 80%), решения социальных проблем (СМИ — 40%, ГМУ, ДС по 80%, СОО, СВО по 60%) и решения проблем в образовании (СМИ — 40% ГМУ — 60%, СОО, СВО по 100%, ДС — 0%), укрепления института семьи (СМИ — 40%, ГМУ, ДС по 80%, СОО — 60%, СВО — 0%), стремления человека изменить себя (СМИ — 40%, ГМУ — 20%, СОО, СВО по 0%, ДС — 80%), приобщения к искусству (СМИ — 80%, ГМУ, СОО, СВО по 0%, ДС — 20,0%), чтения и приобщения к литературе (СМИ — 40%, остальные — 0%).

Все эксперты констатировали кризисное состояние общества и молодого поколения, однако имелись расхождения в предложениях по улучшению ситуации. Предположительно это связано с различным пониманием и толкованием ключевых терминов, таких, как «нравственность» и «духовность», и отсутствием чёткой государственной позиции по данному вопросу. Отсюда вытекает разнообразие трактовок духовно-нравственного развития личности, а именно воспитание на основе морально-нравственных норм; духовность личности и развитие духовных качеств; освоение высших человеческих ценностей и продвижение их в своей жизни; реализация в жизни высших принципов, по которым должно жить человечество; правила поведения, принятые в обществе, и принятие человеком ценностей общества; развитие потенциала и внутренних качеств личности самостоятельно либо посредством различных институтов; процесс достижения успеха, высшей творческой активности, реализация творческого потенциала; формирование гармоничной личности; воспитание законопослушного гражданина; жизнь в соответствии с религиозной верой; формирование культуры личности, этика и эстетика человеческих отношений; реализация своих целей и самосовершенствование и т.д.

Детальный анализ экспертного опроса 2009 года позволил в исследовании 2010 года откорректировать вопросы, добавить вопросы, нацеленные на изучение роли государства в осуществлении духовно-нравственного развития молодого поколения.

В ходе экспертного опроса 2010 года абсолютное большинство заявило о том, что в области духовно-нравственного развития российского общества достаточно проблем (62%).

На вопрос о духовно-нравственном состоянии российского общества в целом респонденты ответили, что в этой области существует много проблем (62%, где СМИ —

60%, ГМУ — 64%, СВО — 62%), и положение практически катастрофическое (14%, где СМИ — 14%, ГМУ — 16%, СВО — 12%), были и ответы, что ситуация в целом нормальная (8%, где СМИ — 10%, ГМУ — 6%, СВО — 8%). Именно на этот вопрос большинство ответов были однозначными, категоричными и очень краткими.

На вопрос о том, что способствует упадку духовности и нравственности в обществе, в качестве основных причин назывались низкий социальный уровень российского общества (54%, где СМИ — 56%, ГМУ — 51%, СВО — 55%), безразличие властей (26%, где СМИ — 26%, ГМУ — 28%, СВО — 24%) и американизация, которые разрушают духовность и нравственность (12%, где СМИ — 14%, ГМУ — 10%, СВО — 12%).

Чтобы Россия духовно-нравственно возродилась, её опорой должна стать, по мнению экспертов, государственная власть (68%, где СМИ — 61%, ГМУ — 68%, СВО — 75%), так как решить данную проблему можно только на уровне государственного масштабного регулирования. При этом необходимы государственные программы, направленные на благополучие российских семей (14%, где СМИ — 16%, ГМУ — 12%, СВО — 14%), на поддержку общественных организаций (27%, где СМИ — 31%, ГМУ — 22%, СВО — 28%), которые занимаются благотворительностью на благо человека, семьи и общества.

В ходе опроса эксперты отметили необходимость духовно-нравственного развития общества посредством стремления человека изменить себя (78%, где СМИ — 75%, ГМУ — 75%, СВО — 84%), нравственного воспитания и приобщения к культуре и искусству (31%, где СМИ — 31%, ГМУ — 27%, СВО — 32%), укрепления института семьи (23%, где СМИ — 27%, ГМУ — 20%, СВО — 22%) и повышения материального благосостояния населения (12%, где СМИ — 10%, ГМУ — 12%, СВО — 14%).

В качестве важнейших целевых показателей духовно-нравственного роста молодых людей были отмечены снижение агрессивности молодёжи (62%, где СМИ — 64%, ГМУ — 58%, СВО — 64%) и её криминализации (15%, где СМИ — 19%, ГМУ — 16%, СВО — 10%), употребления ненужных и вредных организму веществ — наркотиков, алкогольных напитков и табачных изделий (18%, где СМИ — 12%, ГМУ — 24%, СВО — 18%), уменьшение колличества детей-сирот (26%, где СМИ — 28%, ГМУ — 20%, СВО — 30%).

На вопросы о том, требуется ли вводить на уровне государственного регулирования единые нормативы по обучению духовности и нравственности и нужно ли проводить всероссийские и международные семинары, конференции по данной проблеме, было единодушие: да. Главный аргумент — необходимость обмена опытом в решении общих проблем. Представители науки и духовенства отметили необходимость нормативов и соглашений, вспоминая положительные примеры взаимодействия государства и Церкви. Представители ГМУ, отметив, что некоторые, чисто организационные вопросы такого взаимодействия государство может и должно решать, всё же с недоверием отнеслись к регулированию подобных вопросов государством, выделяя при этом роль самой Церкви.

ВЫВОДЫ

Резюмируя полученные ответы, отметим, что особенности понимания сути проблемы зависят от специфики деятельности экспертов. Так, к примеру, если духовенство определяет духовность посредством религии, считая её частью нравственности, отмечая, что без религии не бывает духовности, то остальные, признавая религию одной из основ духовности в России, всё же не абсолютизируют религиозность в контексте духовности. Представители ГМУ, кроме того, отделяют культуру от духовности, считая духовность внутренним качеством людей, а культуру — внешним проявлением. Представители науки включают в духовность ум и культуру, а представители ГМУ отделяют ум от духовности, соглашаясь, однако, с тем, что духовность составляют положительные качества души. Если представители духовенства видят воплощение духовности в религиозности, то представители ГМУ не столь категоричны и видят воплощение духовности во всех формах и уровнях духовной жизни общества.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что позиции по вопросу решения проблемы духовно-нравственного развития молодёжи у представителей разных групп населения неоднозначны. Дискуссии идут вокруг способов решения — религиозных или светских. Существует единодушное мнение, что необходимо государственное регулирование данного вопроса на самом высоком уровне с осуществлением поддержки семье и общественным организациям. Основополагающими при этом рассматриваются понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал», «духовно-нравственное развитие», составляющие основу культуры России. Именно поэтому проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения должна стать ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и решаться системно и последовательно на всех уровнях государственной власти.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Казанцева Д.Б. Трансформационные процессы духовного потенциала личности: монография / Д.Б. Казанцева. — Пенза: ПГУ, 2010.

[2]. Казанцева Д.Б. Проблемы повышения уровня духовности современной молодёжи // Традиции, тенденции и перспективы в научных исследованиях: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть I. — Чистополь: ИНЭКА, 2009. — С. 235-237.

[3]. Казанцева Д.Б. Исследование межпоколенной трансформации духовно-нравственного аспекта личности молодого человека // Россия и славянский мир в контексте многополярности: Материалы VII международной научной конференции: в 4 ч. — Ч. I. Разд. I. — Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2010. — С. 43-49.

[4]. Казанцева Д.Б. Духовные основы нравственных ценностей в религии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Научно-образовательный и прикладной журнал / Сер. Общественные науки. — Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2010. — № 2. — С. 15-18.

[5]. Казанцева Д.Б. Проблема трансформации личности в дореформенной и пореформенной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научно-образовательный и прикладной журнал. — Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2010. — № 5. — С. 36-40.

[6]. Казанцева Д.Б. Философско-правовые основы духовно-нравственного развития современного российского общества: монография / Д.Б. Казанцева, О.В. Брызгунова. — Пенза: ПГУ, 2011.

[7]. Казанцева Д.Б. Социокультурная трансформация духовной жизни личности в современном обществе / Д.Б. Казанцева, Е.А. Казанцев, Ю.А. Костюк // Социогуманитарные и медицинские вопросы современной психологии, нейрофизиологии, нейроморфологии, психолингвистики: Материалы 2-й международной научно-практической конференции, 7-8 апреля 2014. — Prague: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. — С. 20-24.

[8]. Казанцева Д.Б. Духовная жизнь молодёжи в постсоветском обществе / Д.Б. Казанцева, Е.А. Казанцев, Ю.А. Костюк // Информационно-коммуникативное пространство и человек: Материалы 4-й международной научно-практической конференции. 15-16 апреля 2014. — Prague: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. — С. 153-159.

[9]. Коваль К.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997.

[10]. Костюк Ю.А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. — 2012. — № 4 (44). — С. 90-95.

[11]. Федоркина А.П. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности // Акмеология. — 2010. — № 4 (36). — С. 65-69.

THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL PERSON'S DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF SOCIAL CHANGES

Julia A. Kostyuk, Ph.D. in Psychology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, [email protected]

Dina В. Kazantseva, Ph.D. in Psychology, Associate Professor of Criminal Law Department, Penza State University; Master's Degree Student of the Acmeology and Psychology of Professional Activities Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84,Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, [email protected]

Evgeniy A. Kazantsev, Advanced student, the Wireless Set Construction and Manufacturing Department, Penza State University, 40, Krasnaya St., Penza, 440000, Russia, [email protected]

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of spiritual and moral development of young people under the modern society conditions. The results of the investigation among mass media representatives, public and municipal authorities, schools and higher education schools teachers, are given in this work. Within this problem the research of understanding problem and detailing the concepts «spiritual and moral development», «spirituality», «morality», «spiritual and moral potential» were proved that the positions for solving problems of spiritual and modern development of youth, different group of citizens are ambiguous. Key words: spiritual and moral development, spirituality, morality, spiritual and moral potential, mass media, public and municipal authority, higher education school, school.

REFERENCES

[1]. Kazantseva D. Transformational processes of spiritual potential of the personality / D. Kazantseva. — Penza: PGU, 2010.

[2]. Kazantseva D. Problems of increase of level of spirituality of modern youth //Traditions, tendencies and prospects in scientific researches: Materials IV of the International scientific and practical conference. Part I. — Chistopol: INEKA, 2009. — P. 235-237.

[3]. Kazantseva D. Research of inter-generational transformation of spiritual and moral aspect of the identity of the young man // Russia and the Slavic world in a multipolarity context: Materials VII of the international scientific conference: in 4 h. H. I. Section I. — Slavyansk-on-Kuban: SGPI, 2010. — P. 43-49.

[4]. Kazantseva D. Spiritual bases of moral values in religion // News of higher educational institutions. North Caucasus region. Scientific and educational and applied magazine. It is gray. Social sciences. — Rostov-on-Don: FGOU VPO «Southern Federal University», 2010. — № 2. — P. 15-18.

[5]. Kazantseva D. The Problem of transformation of the personality in prereform and post-reform Russia//Humanitarian and social and economic sciences. Scientific and educational and applied magazine. — Rostov-on-Don: FGOU VPO «Southern Federal University», 2010. — № 5. — P. 36-40.

[6]. Kazantseva D. Filosofsko-legal bases of spiritual and moral development of modern Russian society / D. Kazantseva, O.V. Bryzgunova. —Penza: PGU, 2011.

[7]. Kazantseva D. Sociocultural transformation of spiritual life of the personality in modern Society / D. Kazantseva, E.A. Kazantsev, Yu.A. Kostiuk // Socio-humanistic and medical questions of modern psychology, neurophysiology, neuromorphology, psycholinguistics: materials of the 2nd international scientific and practical conference, on April 7-8, 2014. — Prague: Vedecko vydavatelske centrum «So-ciosfera-CZ», 2014. — P. 20-24.

[8]. Kazantseva D.. Spiritual life of youth in Post-Soviet society / D. Kazantseva, E.A. Kazantsev, Yu.A. Kostiuk. Information and communicative space and person: materials of the 4th international scientific and practical conference. April 15-16, 2014. — Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Socios-fera-CZ», 2014. — P. 153-159.

9]. Koval'K.A. Duhovnost' v sisteme professional'nogo stanovlenija specialista: dis. ... kand. psi-hol. nauk. — M., 1997.

[10]. Kostyuk Yu.A. Fenomen of spirituality and his place in akmeology development // Akmeol-ogy. — 2012. — № 4 (44). — P. 90-95.

[11]. Fedorkina A.P. Mass forms of behavior in a context of new social reality // Akmeology. — 2010. — № 4 (36). — P. 65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.