Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе'

Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1425
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / COMPONENTS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милохина Галина Георгиевна

В статье рассматривается роль духовно нравственного воспитания в развитии духовно-нравственных ценностей личности, приводятся основные компоненты и формы развития духовно-нравственных ценностей подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral values ​​of adolescents as the main direction of education of the person in the school

The article discusses the role of spiritually-moral education in the development of the system of values of personality are the basic components and forms of development of spiritual and moral values of adolescents.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе»

свойств, которые позволяют его характеризовать как данный метод. В процессе разработки логической структуры любого метода достигается такой уровень, который дает возможность, прежде всего, отличать его от других. Естественно, что при таком подходе проблема взаимосвязи методов отходит на второй план. Она возникает лишь в тех случаях, когда наблюдается совпадение логических структур анализируемых методов с логической структурой других. Но и в этом случае главное внимание исследователя привлекают те черты и свойства метода, которые дают возможность отличать его от других.

Как ни парадоксально, но большинство авторов, анализирующих роль экстраполяции в научном познании и отстаивающих тезис о ее универсальности, доказывают его путем сравнительного анализа логической структуры экстраполяции и других методов. Схема такого анализа достаточно проста. Прежде всего, рассматриваются методы, структура которых сходна со структурой экстраполяции (аналогия, моделирование). В более сложных случаях, когда совпадения структур не наблюдается или экстраполяция отсутствует в структуре метода, доказывается тезис о том, что экстраполяция потенциально содержится в одном из этапов анализируемого метода. В последнем случае, несомненно, нарушаются правила анализа, когда логический подход подменяется либо гносеологическим, либо онтологическим.

Следствием такого анализа является вывод об универсальной роли экстраполяции и в научном познании в целом, и в каждом из методов. На этом уровне анализируется не структура методов, а структура познания в целом. На второй план отходят качественные отличия методов и все отчетливее начинает проявляться то, что их объединяет. На этом уровне экстраполяция вырастает до состояния, которое можно характеризовать как концентрированное выражение методов научного познания. И это естественно, так как ее структура начинает совпадать со структурой познания в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс, К. Сочинения. Т. 20 / К. Маркс ; Ф. Энгельс. - М. : Государственное изд-во политической литературы, 1961. - 827 с.

УДК 37.034

Г.Г. Милохина, г. Шадринск

Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе

В статье рассматривается роль духовно нравственного воспитания в развитии духовно-нравственных ценностей личности, приводятся основные компоненты и формы развития духовно-нравственных ценностей подростков.

Система ценностей, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воспитание, подростки, компоненты духовно-нравственного воспитания.

G.G. МйоИта,

Shadrinsk

Formation of spiritual and moral values of adolescents as the main direction of education of the person in the school

The article discusses the role of spiritually-moral education in the development of the system of values of personality are the basic components and forms of development of spiritual and moral values of adolescents.

Keywords: The system of values, moral values, spiritual and moral education, adolescents, components of spiritual and moral education.

Система ценностей, приобретенная личностью в процессе её жизнедеятельности, позволяет оценивать явления действительности с точки зрения полезности, тем самым удовлетворяя её потребности, желания. То есть ценностные ориентации основываются на сложившихся потребностях личности, её стремлениях, оказывают влияние на мотивацию деятельности и тем самым обуславливают принимаемые решения. Решения человека вытекают из системы ценностей, которые сами основываются на системе потребностей. Знание системы ценностей дает возможность педагогу, родителям предвидеть поведение подростка в различных жизненных ситуациях в школе, на улице, дома.

Не имея достаточного жизненного опыта, стойких убеждений, подростки могут совершать противоправные поступки.

Система ценностей подростка формируется в процессе его жизнедеятельности. На формирование личности большое влияние оказывает духовно-нравственное воспитание, поскольку развитие духовно-нравственного сознания личности находится в прямой зависимости от духовно-нравственных ценностей человека.

Проблемы духовности, нравственности рассматривались в трудах JI.C. Выготского, Б.Т. Лихачева, П.Е. Матвеева, и др. Ценностный подход в формировании личности исследовали (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др. Проблеме нравственного воспитания изучались в исследованиях Б.Ш. Алиевой, В.А. Блюмкина, В.П. Зинченко, A.M. Магомедова, A.B. Мудрик, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, Л.Д. Кудрявцева, и др.

В выше названных и иных исследованиях подчеркивается мысль о необходимости развития духовно-нравственных ценностей начиная с ранних ступеней развития. Обращение к подростковому возрасту было не случайным, поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивный процесс духовного и нравственного развития личности. Учитывая то, что основные базовые ценности личности складываются в школьные годы духовно-нравственному воспитанию на этом этапе важно отводить особое место.

Возможности образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании подростков рассматривали Б.О. Николаичев, А.И. Титаренко, И.И. Ткач, Е.В. Шестун и др. Исследователи верно отмечают, что подростки имеют свои особенности духовно-нравственного развития, обусловленные возрастом, социальным статусом и ролью в обществе.

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков включает в себя три компонента:

- когнитивный, или смысловой компонент предполагает овладение суммой знаний об основах морали, духовно-нравственных ценностях. Результатом является наличие знаний, их осознанность, полнота, конкретность, а так же умение применять их для решения практических задач.

- эмоциональный, предполагает переживание индивидом своего отношения к ценностям, проявление нравственных чувств, положительный эмоциональный настрой на духовные ценности. Результатом является позитивное отношение к окружающим, к моральным нормам, потребность следовать им.

- поведенческий, опирается на результаты взаимодействия первых двух компонентов и проявляется в устойчивости и активности нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, умении применять знания при анализе своего поведения и поведения других людей. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию у подростка формируется готовность действовать в соответствии с намеченной целью.

В числе факторов духовно-нравственного воспитания выступают семья, образовательные организации, учреждения дополнительного образования и др.

В качестве негативных факторов развития духовно-нравственных ценностей можно назвать напряжение нравственно-психологической обстановки в обществе, снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения, ослабление роли семьи и школы в воспитании детей, отрицательное влияние на подростков СМИ, рост криминализации в обществе и др.

Существенное влияние на ценностные предпочтения личности оказывает культура досуга и общения, создание благоприятной атмосферы в школе и дома. Ценности окружающих ребенка взрослых могут взаимодополнять друг друга, сглаживая возникающие разногласия.

При формировании духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном учреждении важно объединить усилия педагогов, учащихся и родителей.

Основными формами развития духовно-нравственных ценностей учащихся могут выступать различные развивающие игры (деловые, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры-соревнования и другие), • моделирование и анализ конкретных жизненных ситуаций, различные конкурсы, акции и др.

Таким образом, роль духовно-нравственного воспитания в развитии духовно-нравственного потенциала подростка велика, поскольку способствует становлению его личности, делает его более самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаврентьева, Л.И. Школа и нравственное воспитание личности / Л.И. Лаврентьева, А.Е. Сатарова, Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. - 2004. - № 4. - С. 69-72.

2. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 176 с.

3. Петракова, Т.И. Духовность и нравственность - базовые характеристики личности / Т.И. Петракова // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие : науч.-практ. семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». - М. : Импэто, 2004. - С. 21-23.

4. Пугачева, Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете / Т.В. Пугачева // Персонал. — 2000. - №3 (57). - Прил. № 6-11. - С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.