УДК 159.9
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Андрей Анатольевич Зырко, иерей, священник храма св. Иоанна Златоуста г. Астрахани, Астраханско-Енотаевская епархия Русской православной церкви; ул. Донбасская, д. 61, Астрахань, Россия, 414045; е-шаД: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена содержательно-структурным характеристикам духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи. Духовно-нравственные ценности рассматриваются как сложноструктурированное внутриличностное образование. В результате эмпирического исследования выявлены достоверные различия в значимости духовно-нравственных ценностей современных юношей и девушек.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, молодежь, юношеский возраст.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема духовно-нравственных ценностей отражает современную ситуацию развития общества в силу различных стремительных преобразований и изменений в области экономики, образования, политики и других важных направлений движения Российского государства и мира в целом. Все демократические преобразования создали потребность в поиске новых нравственных ориентиров. Развитие духовно-нравственных ценностей личности - важное условие сохранения прошлого, настоящего и будущего, накопленного человечеством веками. Особенно эта проблема характерна относительно студенческой молодежи, закладывающей основы будущего мировоззрения [6, 7]. Все это приводит нас к необходимости осмысления сущностных характеристик духовно-нравственных ценностей юношей и девушек.
В рамках нашей работы важны психологические исследования духовно-нравственных ценностей. Ценности рассматриваются как психические свойства личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.); внешне заданные условия интериоризации поведения и мышления, направленность личности (Л.И. Божович); результат ценностей - окружающая социальная среда (А.Н. Леонтьев); установка (Д.Н. Узнадзе); причинно-обусловленность поведения (С.Л. Рубинштейн); мысли, поступки, значимость объектной сущности для субъекта, значения, объект интереса, предмет потребностей (О.М. Вовченко, В.А. Гордилов, А.Т. Москаленко, Р. Перри, В.Ф. Сержантов, Т. Шибутани, Е.А. Яблокова).
Проблематика ценностей, имеющих социальное, общечеловеческое значение [18], отражение системы ценностной ориентации человека как главного личностного основания представляется в работах В.Г. Алексеевой, С.С. Бубновой, А.В. Кирьяковой, Н.И. Непомнящей и др. Типологизация ценностной системы обнаруживается в работах К.А. Абульхановой-Славской. Некоторые исследования раскрывают значение ценности как предопределения всего сущего (У. Билкси, Р.М. Вильямс, Н.И. Даниленко, К. Клакхон, Н.О. Лосский, М. Рокич, Ш. Шварц).
Уделяется внимание духовно-нравственным ценностям как внутреннему причинно-обусловленному процессу развития личности (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, В.В. Кра-евский, Т.И. Петракова, В.В. Сериков, И.А. Соловцова). В ряде работ духовно-нравственные ценности рассматриваются как высшие (Л.Н. Антилогова, В.А. Бромкин и др.); направленность личности (И.Б. Дерманова, Т.Н. Мальковская и др.); безоценочное позитивное принятие другого человека (К. Роджерс); непрерывное стремление к самовыражению [5], проявлению смысложизненных ценностей (А. Маслоу); внутренний диалог (В. Франкл); убежденность в приоритете конкретного типа поведения (М. Рокич).
Исследованию особенностей развития духовно-нравственных ценностей в юношеском возрасте посвящен ряд научных работ. Так, специфика юношеского возраста подчеркивается Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, И.М. Ильинским, И.С. Коном, Ю.А. Самариным, Д.И. Фельдштейном и др. Особое внимание отводится проблеме периодизации (Дж. Биррен, Д.Б. Брамлей, Г. Гримм, Г. Крайг, Э. Эриксон и др.) [3, 10, 19]. Подчеркивается важность сензитивности возрастного периода для развития духовно-нравственных ценностей [1, 17].
Ряд исследований, проведенных учеными, посвящен анализу факторов развития ценностей личности (Д. Бокум, В.М. Бехтерев, Е. Бордин, Л.С. Выготский, И. Дарли, А.А. Дер-кач, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Г. Крайг, А.Р. Лазурский, Б.Т. Лихачев, Д. Мацумото, С.В. Мерз-лякова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов и др.) [2, 4, 15].
В исследованиях последних лет уделяется внимание смысложизненной ориентации ценностей (Т.Г. Авдеева, Н.Т. Абидова, С.В. Мерзлякова, Е.И. Огарева, В.А. Семиков, И.А. Соина, Т.И. Шнуренко,); развитию духовности, духовного потенциала (Х.Х. Валиахметов, О.Ю. Голубева, Н.Б. Трофимова, Т.В. Чхиквадзе) [8]; особенностям ценностно-смысловой сферы (К.В. Бондарь, Ф.К. Нуриманова, И.П. Шапенкова). Рассматривались вопросы развития нравственных ценностей управленцев: ценностные детерминанты развития акмеоло-гической культуры (О.В. Шаланкина), акмеологическая модель развития (Е.А. Лихачева).
С учетом имеющихся в науке представлений и разработок ценностная проблематика остается востребованной в современной науке. В этой связи нами сформулирована цель исследования - определить содержательно-структурные характеристики духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что духовно-нравственные ценности студенческой молодежи представляют собой сложно структурированное внутриличностное образование, которое обусловлено полом респондентов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для диагностики содержательно-структурных характеристик духовно-нравственных ценностей применялся модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.
На аналитическом этапе мы применили математико-статистические методы, с помощью которых установлена достоверность результатов исследования на уровне статистической значимости p < 0,05 и p < 0,01. В анализ включались дескриптивные статистики, факторный анализ методом главных компонент, анализ пригодности, непараметрические (одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Манна-Уитни) и параметрические (критерий Стьюдента) критерии. Расчеты выполнялись с использованием стат-пакета IBM SPSS Statistics 21.
В исследовании приняли участие 300 студентов Астраханского государственного университета, Астраханского государственного технического университета, Астраханского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия» [9]. Из них 143 юноши и 157 девушек. Распределение по возрасту следующее: 17 лет - 98 чел., 18 лет - 101 чел., 19 лет - 101 чел.
Для диагностики развития духовно-нравственных ценностей мы использовали модифицированный вариант методики семантического дифференциала, в котором респондентам предлагалось оценить с помощью набора шкал следующие понятия: выполнение обязанностей, доброта, долг, достижение успеха, духовность, заботливость, искусство, красота, любовь, мир (безопасность), моя будущая карьера, моя семья, мудрость, наука, нравственность, образование, ответственность, отчизна, познание, развитие, религия, самоактуализация, самопонимание, свобода, справедливость, счастье, творчество, терпеливость, трудолюбие, уважение к другому человеку, эмпатия, Я-будущий семьянин, Я-гражданин, Я-образ.
С целью выявления однородных групп духовно- нравственных ценностей мы применили факторный анализ. С помощью метода главных компонент извлечено четыре фактора, где доля объясненной дисперсии составляет 55,27 %. Показатель меры Кайзера -
Мейера - Олкина (КМО = 0,865) свидетельствует о высокой адекватности выборки. Значимость критерия сферичности Бартлетта р < 0,0001 означает, что эмпирические данные вполне приемлемы для проведения факторного анализа.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате факторизации 34 первичных переменных и вращения факторов методом Варимакс мы получили хорошо структурированную матрицу (см. табл. 1).
Таблица 1
Матрица факторных нагрузок после вращения
Переменные Фактор
1 2 3 4
Моя семья 0,812 0,324 0,139 0,097
Счастье 0,807 0,208 0,156 0,107
Доброта 0,789 0,188 0,241 -0,032
Свобода 0,749 -0,012 0,133 0,125
Нравственность 0,710 0,326 0,194 0,099
Справедливость 0,676 0,311 0,151 0,179
Мир (безопасность) 0,667 0,157 0,289 0,266
Любовь 0,655 0,066 0,381 0,004
Духовность 0,641 0,417 0,152 0,030
Красота 0,639 0,465 0,081 0,032
Отчизна 0,461 0,345 0,288 0,010
Мудрость 0,178 0,758 0,255 0,098
Искусство 0,268 0,731 0,231 0,001
Религия 0,548 0,689 0,114 -0,077
Образование 0,468 0,654 0,172 0,202
Познание 0,333 0,563 0,343 0,196
Развитие 0,452 0,495 0,069 0,184
Наука 0,109 0,479 0,284 0,211
Я-образ 0,137 0,070 0,717 0,109
Я-будущий семьянин 0,130 0,186 0,657 -0,109
Достижение успеха 0,341 -0,050 0,651 -0,066
Самоактуализация 0,214 0,260 0,591 -0,030
Ответственность 0,021 0,194 0,583 0,193
Трудолюбие 0,253 0,481 0,561 0,239
Я-гражданин 0,004 0,384 0,516 0,038
Моя карьера 0,316 0,255 0,497 0,000
Самопонимание 0,255 0,337 0,466 0,186
Творчество 0,250 0,125 0,392 0,210
Терпеливость 0,186 0,246 0,026 0,680
Эмпатия 0,377 0,072 0,010 0,565
Заботливость 0,048 -0,201 0,405 0,546
Выполнение обязанностей 0,186 0,424 0,224 0,537
Долг -0,198 -0,008 -0,108 0,527
Уважение к другому человеку 0,250 0,354 0,232 0,466
Первый фактор включает переменные, выражающие эмоциональную привлекательность общечеловеческих ценностей. В зоне положительных значений фактора сосредоточены респонденты, для которых такие ценности, как моя семья, счастье, доброта, свобода, нравственность, справедливость, мир (безопасность), любовь, духовность, красота, Отчизна обладают высокой значимостью. В зоне отрицательных значений фактора сконцентрированы испытуемые, считающие вышеперечисленные ценности маловажными. Первый фактор назовем «Общечеловеческие ценности».
Второй фактор группирует переменные, где опрашиваемые оценивают субъективную значимость ценности познания: в зоне положительных значений фактора находятся респонденты, для которых ценны мудрость, произведения искусства, религия, образование, познание, развитие, научная деятельность, в зоне отрицательных значений фактора сосредоточены опрашиваемые, не проявляющие интерес к указанным сферам. Второй фактор определяем как «Познавательные ценности».
В третий фактор вошли ценности, оказывающие влияние на процесс самовосприятия, формирование представлений о себе. В зоне положительных значений фактора находятся студенты, для которых характерно положительное самоотношение (ценность Я-образа); эмоциональной привлекательностью обладают роли Я-гражданина и будущего семьянина; важными становятся карьера, достижение успеха, самоактуализация, творчество; ценными качествами являются ответственность, трудолюбие, самопонимание. Третий фактор назовем «Ценности самоопределения и саморазвития».
Четвертый фактор составили ценности, отражающие позитивное отношение к миру, к окружающей действительности, к людям. Положительные значения фактора наблюдаются у студентов, для которых высокой ценностью обладают такие качества, как терпеливость, эмпатия, заботливость, выполнение обязанностей, долг, уважение к другому человеку. Четвертый фактор - «Альтруистические ценности».
С помощью процедуры «анализ пригодности» мы выполнили проверку качества полученной модели. Подсчитав коэффициент Альфа Кронбаха, проверили согласованность первичных переменных, образующих выделенные факторы. Для первого фактора «Общечеловеческие ценности», включающего одиннадцать первичных переменных, этот показатель равен 0,943 (соответствует отличной оценке внутренней согласованности шкалы), для второго фактора «Познавательные ценности», содержащего семь первичных переменных, - 0,905 (отличная оценка), для третьего фактора «Ценности самоопределения и саморазвития», содержащего десять первичных переменных, - 0,871 (хорошая оценка), для четвертого фактора «Альтруистические ценности», содержащего шесть первичных переменных, - 0,758 (приемлемая оценка). Проведенная проверка подтверждает гипотезу о существовании четырех латентных факторов, фиксирующих уровень развития духовно-нравственных ценностей у студенческой молодежи.
Для оценки достоверности различий в значимости духовно-нравственных ценностей между юношами и девушками мы использовали критерий Стьюдента для независимых выборок для количественных переменных, распределение которых соответствует нормальному закону, в остальных случаях - критерий Манна-Уитни (см. табл.2). Показатели средних значений свидетельствуют о том, что для юношей более ценной по сравнению с девушками является свобода. Большей эмоциональной привлекательностью для девушек, чем для юношей, обладают общечеловеческие ценности (включающие в себя семейный образ жизни, стремление к счастью, доброту, нравственность, справедливость, мир, любовь, духовность, красоту, любовь к Отечеству), познавательные ценности (содержащие жизненную мудрость, искусство, религию, образование, науку как способы познания окружающего мира, развитие), ценности самоопределения и саморазвития (охватывающие представления о себе, образе Я - гражданина и будущего семьянина, отражающие отношение к собственной карьере, достижению успеха, самоактуализации, важность самопонимания и трудолюбия), альтруистические ценности (терпеливость, уважение к другому человеку, эмпатия, выполнение обязанностей).
Таблица 2
Сравнительный анализ различий в значимости духовно-нравственных ценностей между юношами и девушками (методика семантического дифференциала)
Духовно-нравственные ценности Среднее значение Значение критерия Уровень значимости
юноши девушки
Общечеловеческие ценности -0,56608 0,5561488 t = -7,173 0,000
Моя семья 5,3447 6,3052 и = 5621,500 0,000
Счастье 5,6554 6,5826 и = 5762,000 0,000
Доброта 5,0395 6,2623 и = 1120,500 0,000
Свобода 5,8840 5,0102 и = 5368,000 0,000
Нравственность 5,4331 6,4043 и = 5710,500 0,000
Справедливость 4,8423 6,0196 и = 1250,500 0,000
Мир (безопасность) 4,9540 5,5720 и = 6694,500 0,000
Любовь 5,0951 5,8971 и = 5259,000 0,000
Духовность 5,8827 6,6032 и = 7405,500 0,000
Красота 5,7415 6,4102 и = 7212,000 0,000
Отчизна 5,1888 5,6927 и = 7213,500 0,000
Познавательные ценности -0,2139963 0,2102419 t = -2,288 0,025
Мудрость 5,4775 6,2763 и = 6631,000 0,000
Искусство 5,7669 6,4226 и = 7252,500 0,000
Религия 5,8066 6,5473 и = 6491,500 0,000
Образование 5,3543 6,2731 и = 6289,500 0,000
Познание 5,5568 6,4316 и = 6286,500 0,000
Развитие 5,6354 6,3753 и = 6768,500 0,000
Наука 5,2926 5,6258 и = 8563,000 0,006
Ценности самоопределения и саморазвития -0,1864332 0,1831625 t = -1,990 0,049
Я - образ 5,5338 5,7824 и =9490,500 0,026
Я - будущий семьянин 5,9401 6,2100 и =8899,000 0,003
Достижение успеха 5,6141 5,9703 и =8833,500 0,001
Самоактуализация 5,5161 5,8474 и =8574,000 0,002
Ответственность 5,0369 5,2635 г = -1,931 0,054
Трудолюбие 5,5018 5,8964 и =8774,000 0,005
Я - гражданин 5,2083 5,4760 и =8574,000 0,010
Моя карьера 5,2463 5,7914 и =7668,000 0,000
Самопонимание 5,1253 5,4669 и =8794,000 0,009
Творчество 6,2555 6,4613 и =9880,000 0,292
Альтруистические ценности -0,0907272 0,0891355 1 = -0,959 0,340
Терпеливость 4,5309 4,7284 и = 8771,500 0,017
Эмпатия 4,5258 5,0240 и = 7309,500 0,000
Заботливость 4,9760 5,1081 и = 10459,500 0,466
Выполнение обязанностей 4,6883 5,0104 и = 7978,500 0,001
Долг 3,8947 4,0071 и = 9390,000 0,265
Уважение к другому человеку 4,8321 5,2197 г = -3,217 0,001
Примечание: t - значение критерия Стьюдента для независимых выборок, и-значение критерия Манна-Уитни.
С помощью критерия Манна-Уитни мы изучили различия в системе ценностей между юношами и девушками (см. табл. 3). Достоверные различия выявлены для порядковых переменных: активная деятельная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь.
Таблица 3
Сравнительный анализ различий в системе ценностей между юношами и девушками
Ценностные ориентации Значение Ц-критерия Уровень значимости
Ценность активной деятельной жизни 8089,500 0,000
Ценность здоровья 9908,000 0,078
Ценность интересной работы 10995,500 0,756
Ценность красоты природы и искусства 10547,500 0,415
Ценность любви 7252,000 0,000
Ценность материально обеспеченной жизни 10061,000 0,143
Ценность наличия хороших и верных друзей 9068,500 0,005
Ценность уверенности в себе 10547,000 0,417
Ценность познания 10703,000 0,549
Ценность свободы 10436,500 0,339
Ценность счастливой семейной жизни 6522,500 0,000
Ценность творчества 10921,500 0,760
На рис. 1. представлена система ценностей юношей. В результате ранжирования средних значений от большей величины к меньшей получаем следующую иерархию ценностей: 1) счастливая семейная жизнь; 2) наличие хороших и верных друзей; 3) здоровье; 4) любовь; 5) уверенность в себе; 6) материально обеспеченная жизнь; 7) свобода; 8) интересная работа; 9) активная деятельная жизнь; 10) познание; 11) творчество; 12) красота природы и искусства. Для юношей более ценными по сравнению с девушками оказываются наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь.
Рис. 1. Профиль иерархии ценностей юношей
Рис. 2. демонстрирует иерархию ценностей у девушек: 1) счастливая семейная жизнь; 2) любовь; 3) здоровье; 4) наличие хороших и верных друзей; 5) уверенность в себе; 6) материально обеспеченная жизнь; 7) свобода; 8) интересная работа; 9) познание; 10) активная деятельная жизнь; 11) творчество; 12) красота природы и искусства. Для девушек более важны, чем для юношей, ценности любви и счастливой семейной жизни.
Красота природы искусства Творчество Активная деятельная жизнь Познание Интересная работа Свобода
Материально обеспеченная жизнь Уверенность в себе Наличие хороших и верных друзей
Здоровье Любовь
Счастливая семейная жизнь
0123456789 10
Рис. 2. Профиль иерархии ценностей девушек
Как для юношей, так и для девушек «ядро» ценностного сознания составляют «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «любовь». Маловажны такие духовно-нравственные ценности, как «красота природы и искусства», «творчество». Аналогичные результаты получены в эмпирическом исследовании С.В. Мерзляковой, при изучении структуры ценностных ориентаций студенческой молодежи с помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» [14, с. 55-56].
ВЫВОДЫ
1. С помощью факторного анализа выделены латентные признаки, позволяющие измерить значимость духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи. Первый фактор «Общечеловеческие ценности» составили категории: семья, любовь, счастье, доброта, духовность, нравственность, красота, свобода, справедливость, мир, Отчизна. Во второй фактор «Познавательные ценности» вошли понятия: мудрость, искусство, религия, образование, познание, развитие, научная деятельность. Третий фактор - «Ценности самоопределения и саморазвития» - включает список признаков, определяющих самоотношение (ценность Я-образа), эмоциональную привлекательность роли Я-гражданина и будущего семьянина, важность карьеры, достижения успеха, самоактуализации, творчества, ценность таких качеств, как ответственность, трудолюбие, самопонимание. Четвертый фактор - «Альтруистические ценности» - содержит значимость качеств, отражающих отношение к миру и людям: терпеливость, эмпатия, заботливость, выполнение обязанностей, долг, уважение к другому человеку.
2. Получила подтверждение гипотеза о том, что пол - значимый фактор становления и развития духовно-нравственных ценностей в юношеском возрасте. Для девушек более важными, эмоционально привлекательными по сравнению с юношами, являются общечеловеческие ценности (семья, счастье, доброта, нравственность, справедливость, мир,
любовь, духовность, красота, Отчизна), познавательные ценности (мудрость, искусство, религия, образование, наука, познание, развитие), ценности самоопределения и саморазвития (Я-образ, Я-гражданин, Я-будущий семьянин, моя карьера, достижение успеха, самоактуализация, самопонимание, трудолюбие), альтруистические ценности (терпеливость, уважение к другому человеку, эмпатия, выполнение обязанностей). Свобода является более ценной для юношей, чем для девушек. Для студенческой молодежи приоритетными ценностями (занимают 1-4 ранговые места) выступают счастливая семейная жизнь, здоровье, дружба, любовь. Менее ценными оказываются уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, свобода, интересная работа (находятся на 5-8 месте). Малозначимые ценности составляют красота природы и искусства, творчество, познание, активная деятельная жизнь (9- 12 ранг). Между юношами и девушками выявлены достоверные различия в иерархии ценностей. Наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь - более важные ценности для юношей, счастливая семейная жизнь, любовь - для девушек.
Особое место в развитии личности занимает вопрос духовно-нравственных качеств, определяющих основу поведения [13]. В юношеском возрасте личность не только усваивает и закрепляет сущность духовно-нравственных ценностей, но и рефлексирует, реализуя их в поступках, действиях окружающих и своих собственных [11, 12].
Духовно-нравственные ценности выступают своеобразной моделью, заключающей в себе устоявшуюся жизнь человека, ее сформированный смысложизненный ориентир, позитивно окрашенное отношение к миру, проявляющееся в доброте, совести, истине, справедливости и морали.
Духовно-нравственные ценности выступают в определенной мере как идеальные объекты, включающие в себя личностный смысл, сочетающиеся с добром, получающие общественную поддержку, направляющие человека на проявление себя в рамках норм морали и этики, что предопределяет духовно-нравственное содержание жизни и целостное, гармоничное развитие личности.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Аладьина В.В. Ценностно-профессиональная ориентация студентов технических вузов // Акмеология. 2011. № 3. С. 136-140.
[2]. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 12. С. 149-153.
[3]. Батарчук Д.С. Формирование гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи в условиях многонациональной России // Акмеология. 2013. № 4. С. 28-34.
[4]. Батарчук Д.С., Копейкин А.Н. Педагогическое сопровождение становления мультикуль-турного самосознания личности // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 5. С. 306-311.
[5]. Воробьева А.Е., Купрейченко А.Б. Нравственное самоопределение разных социально-демографических групп молодежи // Психологический журнал. 2011. № 1. С. 22-33.
[6]. Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. 2010. № 3. С. 28-32.
[7]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 1. С. 11-16.
[8]. Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2. С. 156-167.
[9]. Зырко А.А. Динамика развития нравственного генезиса личности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 1. С. 165-171.
[10]. КазаковЮ.Н., Радушинский А.С. Особенности ценностных ориентаций в структуре уверенности пограничников // Акмеология. 2010. № 3. С. 34-37.
[11]. КарнеевР.К., Мерзлякова С.В. Поло-возрастные особенности ценности семьи современной молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета 2010. № 3 (13). С. 38-47.
[12]. Маркин В.Н. Духовность как основание развития профессионала // Акмеология. 2010. № 3. С. 46-47.
[13]. МельничукА.С., БатарчукЕ.А. Представления о стратегиях поведения различных типов руководителей в ситуации конфликта // Акмеология. 2013. № 1. С. 43-46.
[14]. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: Монография. Астрахань: Астраханский университет, 2011. С. 55-56.
[15]. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 85-91.
[16]. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 97-108.
[17]. Мерзлякова С.В. Ценностные ориентации молодежи в зависимости от степени выраженности внутриличностного конфликта в сфере семейных отношений // В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, 2011. № 7.2 (19). С. 864-880.
[18]. Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. Кемерово: Полиграф, 2004.
[19]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи // Акмеология. 2013. № 3. С. 28-34.
THE CONTENT-STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF MORAL AND SPIRITUAL VALUES OF YOUNG PEOPLE
Andrey A. Zyrko, Priest of St Ioann Zlatoust Temple, Astrakhan, Astrakhan-Enotaevsk Eparchy of the Russian Orthodox Church; 61 Donbasskaya St., Astrakhan, 414045, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to content-structural characteristics of moral and spiritual values of
students. Moral and spiritual values are considered as hard-structured intrapersonal education.
As a result of empirical research, reliable distinctions of the importance of moral and spiritual
values of young are revealed.
Keywords: moral and spiritual values, youth, pre-adult age.
REFERENCES
[1]. Alad'ina V.V. Cennostno-professional'naja orientacija studentov tehnicheskih vuzov // Akmeologija. 2011. № 3. S. 136-140.
[2]. BatarchukD.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija polikul'turnoj lichnosti v uslovijah polijetnicheskoj obrazovatel'noj sredy // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. № 12. S. 149-153.
[3]. Batarchuk D.S. Formirovanie grazhdansko-kul'turnoj identichnosti studencheskoj molodezhi v uslovijah mnogonacional'noj Rossii // Akmeologija. 2013. № 4. S. 28-34.
[4]. BatarchukD.S., Kopejkin A.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovlenija mul'tikul'turnogo samosoznanija lichnosti // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2006. № 5. S. 306-311.
[5]. Vorob'eva A.E., Kuprejchenko A.B. Nravstvennoe samoopredelenie raznyh social'no-demograficheskih grupp molodezhi // Psihologicheskij zhurnal. 2011. № 1. S. 22-33.
[6]. Gagarin A.V. Mirovozzrenie, kul'tura, kompetentnost' lichnosti v kontekste ustojchivogo razvitija prirody i obshhestva // Akmeologija. 2010. № 3. S. 28-32.
[7]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 1. S. 11-16.
[8]. Ezhov I.V. Metodika issledovanija duhovno-nravstvennogo samosoznanija lichnosti v pedagogicheskoj sfere // Mir psihologii. 2008. № 2. S. 156-167.
[9]. Zyrko A.A. Dinamika razvitija nravstvennogo genezisa lichnosti // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2013. № 1. S. 165-171.
[10]. Kazakov Ju.N., Radushinskij A.S. Osobennosti cennostnyh orientacij v strukture uverennosti pogranichnikov // Akmeologija. 2010. № 3. S. 34-37.
[11]. Karneev R.K., Merzljakova S.V. Polo-vozrastnye osobennosti cennosti sem'i sovremennoj molodezhi // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta 2010. № 3 (13). S. 38-47.
[12]. Markin V.N. Duhovnost' kak osnovanie razvitija professionala // Akmeologija. 2010. № 3. S. 46-47.
[13]. Mel'nichuk A.S., Batarchuk E.A. Predstavlenija o strategijah povedenija razlichnyh tipov rukovoditelej v situacii konflikta // Akmeologija. 2013. № 1. S. 43-46.
[14]. Merzljakova S.V. Sem'ja v sisteme cennostnyh orientacij sovremennoj molodezhi: monografija. Astrahan' : ID «Astrahanskij universitet», 2011. S. 55-56.
[15]. Merzljakova S.V. Semejnoe samoopredelenie molodezhi: ponjatie, tipologizacija, mehanizmy formirovanija // Akmeologija. 2013. № 4 (48). S. 85-91.
[16]. Merzljakova S.V. Samoaktualizacija kak faktor razvitija cennosti sem'i v junosheskom vozraste // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 6. S. 97-108.
[17]. Merzljakova S.V. Cennostnye orientacii molodezhi v zavisimosti ot stepeni vyrazhennosti vnutrilichnostnogo konflikta v sfere semejnyh otnoshenij // V mire nauchnyh otkrytij. Krasnojarsk: NIC, 2011. № 7.2 (19). S. 864-880.
[18]. Problemy moral'no-nravstvennogo razvitija lichnosti i obshhestva. Kemerovo: Poligraf, 2004.
[19]. Selezneva E.V. Samorealizacija i osobennosti motivacii studencheskoj molodezhi // Akmeologija. 2013. № 3. S. 28-34.