Научная статья на тему 'Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей и уровня осмысленности жизни в юношеском возрасте'

Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей и уровня осмысленности жизни в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1910
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / FAMILY / FAMILY VALUES / LIFE INTELLIGENCE / MEANING-LIFE ORIENTATION / ADOLESCENT PERIOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

Представленные в статье результаты исследования показывают, что уровень осмысленности жизни определяет значимость семейных ценностей для современной молодежи. При высоких показателях осмысленности жизни в юношеском возрасте наблюдается рост значимости ценностей брака, родительства, сексуальных отношений, общения с людьми. Для юношей с высоким уровнем осмысленности жизни важными являются такие семейные ценности, как любовь, личная независимость, безопасность. У девушек при повышении показателей осмысленности жизни приоритетными становятся ценности самоактуализации и ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Research of Connection Peculiarities Between Family Values and Level of Life Intelligence in Adolescent Period

The results of the research presented in the article show that the level of life intelligence determines significance of family values of modern youth. Growth of the values significance in marriage, parenthood, sexual relations, communication with people is observed according to high indicator of life intelligence in adolescent period. For young men with a high level of life intelligence such family values as love, personal independence, security are important. The girls with the increase of life intelligence such values as self-actualization and responsibility become a priority.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей и уровня осмысленности жизни в юношеском возрасте»

УДК 159.9:316.614.5 ББК 88.4+88.5

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasilievna Candidate of Psychology,

Assistant Professor Chair of General Psychology and Psychology of Development Astrakhan State University Astrakhan

Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей и уровня осмысленности жизни в юношеском возрасте

Comparative Research of Connection Peculiarities Between Family Values and Level of Life Intelligence in Adolescent Period

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках на-учно-исследователъского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»), проект № 12-06-00020

Представленные в статье результаты исследования показывают, что уровень осмысленности жизни определяет значимость семейных ценностей для современной молодежи. При высоких показателях осмысленности жизни в юношеском возрасте наблюдается рост значимости ценностей брака, родительства, сексуальных отношений, общения с людьми. Для юношей с высоким уровнем осмысленности жизни важными являются такие семейные ценности, как любовь, личная независимость, безопасность. У девушек при повышении показателей осмысленности жизни приоритетными становятся ценности самоактуализации и ответственности.

The results of the research presented in the article show that the level of life intelligence determines significance of family values of modern youth. Growth of the values significance in marriage, parenthood, sexual relations, communication with people is observed according to high indicator of life intelligence in adolescent period. For young men with a high level of life intelligence such family values as love, personal independence, security are important. The girls with the increase of life intelligence such values as self-actualization and responsibility become a priority.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, осмысленность жизни, смысложизненные ориентации, юношеский возраст.

Key words: family, family values, life intelligence, meaning-life orientation, adolescent period.

Современная российская семья на данном историческом этапе переживает кризис, разрешение которого приведет к модернизации института семьи с

новой функционально-иерархической структурой, эгалитарными семейными отношениями, опирающимися на ценности любви, свободы, самоактуализации личности, как родителей, так и детей. В настоящее время назрела необходимость научного осмысления изменений происходящих в современной российской семье, расширение знаний о механизмах и детерминантах формирования семьи, создание благоприятных социально-психологических условий для гармоничного функционирования семьи.

О.А. Карабанова описывает специфические особенности современной семьи [4]:

S особая роль родительства: если в древней истории крайне низкой была самоценность детства и воспитательной функции, то начиная со второй половины ХХ века «особое значение в детско-родительских отношениях приобретает эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни» [4, с. 18];

S основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка, которые являются высокозначимыми семейными ценностями;

S семейная система является достаточно открытой, позволяет легко вступить в брак и развестись: «супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей ... судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов» [4, с. 19], поэтому возрастает значимость ценностей свободы, как независимости в поступках и действиях, ответственности;

S изменение структуры современной семьи: переход от расширенной семьи к нуклеарной.

Мы согласны с точкой зрения О.А. Карабановой, утверждающей, что ценность в семейном образе жизни возрастет, если рассматривать семью, как форму партнерского союза, оптимального для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития [4, c. 23].

JI.B. Карцева определяет семейные ценности, как положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества -родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями [7]. Классификации семейных ценностей представлены в научных трудах Л.М. Панковой, О.Н. Гноевой, А.М. Русецки, С.П. Акутиной. Особенностью семейных ценностей является то, что они являются творением общечеловеческой культуры.

Мы придерживаемся научных взглядов Л.М. Панковой, которая в качестве главных ценностей семьи выделяет любовь, детей, здоровье всех, совместно проведенное свободное время. Благодаря семейным ценностям осуществляется передача социального опыта (родной язык, обычаи, культурные традиции, порядки, правила поведения) из поколения в поколение. Семья является «первичным лоном человеческой культуры» (И.А. Ильин). Ценности семьи

- средство единения и обмена [13, с. 77-78].

Мы вслед за О.Н. Гноевой выделяем следующие основные ценности семьи [3, с. 10]:

S ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения;

S ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве:

S ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании;

S ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально-интимные отношения супругов);

S ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность;

S ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг;

^ ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.

Мы согласны с точкой зрения А.М. Русецки, которая выделяет следующую иерархию ценностей современной семьи [14, с. 10].

1. Автотелические ценности - это ценности, определяющие стратегические цели в жизни человека, которые достигаются самостоятельно для себя (любовь, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие). Они занимают самое высокое место.

2. Жизненные ценности - это ценности, связанные с удовлетворением витальных потребностей (здоровье, материально обеспеченная жизнь).

3. Нравственные ценности - это ценности, сложившиеся в обществе и признаваемые в межличностных отношениях (добросовестность, порядочность, честность, уважительность и т.д.).

4. Духовные ценности - это ценности, характеризующиеся отношением к религии, высшим идеалам, прекрасному.

Заслуживают внимания научные взгляды на проблему классификации семейных духовно-нравственных ценностей С.П. Акутиной. Автором условно выделено четыре группы [1, с.13-14].

1. Культурно-национальная и кровная самоценность семьи. Данная группа включает в себя следующие ценности: кровное родство, ребенок, мать, отец, домашний очаг, семейный лад, обычаи, традиции, обряды.

2. Природно-географические основы воспитания духовнонравственных ценностей в семье. В эту группу вошли природные условия и ресурсы, труд, здоровье.

3. Общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания. В данной группе содержатся такие понятия как, родина, свобода, бескорыстие, правда, равенство, репутация, достоинство, мир, профессионализм.

4. Высшие (абсолютные) духовно-нравственные ценности семьи:

любовь, уважение, целомудрие, истина, культура, добро, вера, надежда, красота, соборность.

Итак, семейные ценности представляют собой законы и принципы межличностного взаимодействия, которые предаются от родителей к детям, позволяют раскрыть индивидуальную уникальность личности (ребенка, супруга), реализовать потребность в любви, общении, творчестве, самоактуализации. Сравнительный анализ научных положений и взглядов О.А. Карабановой, Л.М. Панковой, О.Н. Гноевой, А.М. Русецки, С.П. Акутиной позволяет в качестве семейных ценностей рассматривать следующие категории: счастливая семейная жизнь, любовь, брак, родительство, самоактуализация, личная независимость, ответственность, свобода, секс, безопасность, общение с людьми.

В проведенных ранее исследованиях показано, что детерминирующими факторами ценности брачно-семейных отношений являются темперамент, гендер, направленность личности, эмоциональный и социальный интеллект, самоактуализация юношей и девушек [5; 6; 9; 10; 11; 12]. Мы предполагаем, что значимость семейных ценностей определяется уровнем осмысленности жизни.

Основной целью данного исследования является выявление особенностей связи семейных ценностей со смысложизненными ориентациями юношей и девушек. Для достижения поставленной цели нами были намечены и решались следующие задачи.

1. Провести сравнительный анализ значимости семейных ценностей у юношей и девушек.

2. Изучить половые различия в смысложизненных ориентациях лиц юношеского возраста.

3. Оценить характер связи семейных ценностей в зависимости от уровня осмысленности жизни юношей и девушек.

В исследовании приняли участие 162 студента очного отделения Астраханского государственного университета. Из них 55 юношей и 107 девушек.

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:

S для изучения значимости семейных ценностей использовались опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» [16], модифицированный вариант методики семантического дифференциала [15];

S для диагностики уровня осмысленности жизни - «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева [8].

Для проведения аналитического этапа мы использовали математикостатистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19 [2]. В анализ включались описательные статистики, критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, непараметрические критерии Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Манна - Уитни, Краскела - Уоллеса.

Перейдем к анализу полученных данных. С помощью опросника «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой была определена значимость ценностей «счастливая семейная жизнь», «свобода, как независимость в поступках и действиях», модифицированный вариант методики семантического дифференциала позволили нам установить ценность понятий «любовь», «брак», «родительство», «самоактуализация», «личная независимость», «ответственность», «свобода», «секс», «безопасность», «общение с людьми» для современной молодежи. Для выявления половых различий в значимости семейных ценностей мы использовали критерий Стьюдента для независимых выборок и критерий Манна-Уитни, для шкал, распределение которых значимо отличается от нормального закона. Из табл. 1 видно, что достоверные различия на уровне статистической значимости p < 0,05 выявлены для переменных счастливая семейная жизнь, брак, родительство, самоактуализация, личная независимость, свобода. Показатели

средних значений свидетельствуют о том, что для юношей большей привлекательностью обладает ценность «свобода как независимость в поступках и действиях», для девушек более значимыми являются категории «счастливая семейная жизнь», «брак», «материнство», «самоактуализация», «личная независимость».

Таблица 1

Сравнительный анализ различий семейных ценностей у юношей и девушек

Семейные ценности Среднее значение в группе Значение критерия Уровень значимости

юношей девушек

Счастливая семейная жизнь 8,0536 9,3704 и = 1885,000 0,000

Любовь 6,0357 7,5741 и = 2711,000 0,194

Брак 5,7815 6,1835 и = 2480,000 0,047

Родительство 5,8958 6,3197 и = 2340,5 0,010

Самоактуализация 5,3686 5,8019 г = -2,861 0,005

Личная независимость 5,5476 5,8891 г = -2,261 0,025

Ответственность 5,0667 5,1967 и = 2733,500 0,236

Свобода 6,2143 5,2315 и = 2412,000 0,033

Секс 5,9792 5,8085 И = 2927,500 0,599

Безопасность 5,4107 5,4430 1 = -0,211 0,833

Общение с людьми 5,6625 5,8596 1 = -1,352 0,178

Примечания: 1 - значение критерия Стьюдента для независимых выборок, и -

значение критерия Манна-Уитни

В результате применения «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева определены показатели субшкал «цели в жизни», «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией», «локус контроля - Я», «локус контроля - жизнь, или управляемость жизни». С помощью критерия Стьюдента для независимых выборок установлено, что достоверных различий в показателях смысложизненных ориентаций между юношами и девушками не существует (см. табл.2).

Таблица 2

Сравнительный анализ различий смысложизненных ориентаций между ______________________юношами и девушками________________________

Семейные ценности Среднее значение в группе Значение X - критерия Уровень значимости

юношей девушек

цели в жизни 30,5273 30,8972 -0,308 0,758

процесс жизни 30,3455 29,7944 0,470 0,639

результативность жизни 25,6909 24,6262 1,089 0,278

локус контроля - Я 20,1636 20,6636 -0,728 0,467

локус контроля -жизнь 29,3091 29,9533 -0,608 0,544

Общий показатель осмысленности жизни 100,3091 100,4579 -0,047 0,962

На следующем этапе эмпирического исследования мы определили уровень развития осмысленности жизни в юношеском возрасте. На диаграмме (рис. 1) представлены сравнительные профили уровня развития осмысленности жизни юношей и девушек, построенные по процентным значениям результатов исследования. В группе юношей выявлено 6 чел. (10,9 %) с низким, 34 чел. (61,8 %) со средним, 15 чел. (27,3 %) с высоким уровнем развития осмысленности жизни. В группе девушек следующее распределение: 15 чел. (14 %) - низкий, 60 чел. (56,1 %) - средний, 32 чел. (29,9 %) - высокий уровень развития осмысленности жизни.

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

27,30% Г 29,90% 29,00%

61,80% 56,10% 58,00%

10,90% 14,00% 13,00%

Юноши Девушки Вся выборка

Рис. 1. Сравнительный профиль уровня осмысленности жизни юношей и девушек

Далее мы изучили связь семейных ценностей с уровнем осмысленности жизни в зависимости от пола респондентов. В группе юношей выявлены достоверные различия для шкал «любовь», «брак», «отцовство», «личная независимость», «секс», «безопасность», «общение с людьми» (см. табл. 3). Мы наблюдаем прямую связь между переменными, то есть чем выше уровень осмысленности жизни у юношей, тем значимее для них такие семейные ценности, как любовь, сексуальные отношения, брак, отцовство, личная независимость, безопасность, общение с людьми.

Таблица 3

Сравнительный анализ различий семейных ценностей в зависимости от уровня развития осмысленности жизни (ОЖ) в группе юношей

Семейные ценности Среднее значение в группе Значение критерия Уровень значимо- сти

с низким уровнем ОЖ со средним уровнем ОЖ с высоким уровнем ОЖ

Счастливая семейная жизнь 7,9231 8,0000 8,5455 Н = 0,514 0,773

Любовь 5,1786 6,2069 6,9091 Н=17,139 0,000

Брак 4,9714 5,9556 6,6000 ¥=7,721 0,001

Отцовство 5,2024 5,9828 6,5909 ¥=6,159 0,004

Самоактуализа- ция 4,9583 5,4107 5,8000 ¥=2,132 0,130

Личная независимость 4,9762 5,6598 5,9848 ¥=3,875 0,027

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответственность 4,8881 5,1724 5,0424 Б=0,312 0,734

Свобода 6,6154 6,4667 5,3636 Н = 1,233 0,540

Секс 5,3929 6,1264 6,4394 ¥=5,026 0,010

Безопасность 5,1548 5,2931 6,0303 ¥=4,163 0,021

Общение с людьми 5,1857 5,7299 6,1364 ¥=3,934 0,026

Примечания: Б - значение однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок, Н - значение критерия Краскела-Уоллеса

В группе девушек достоверные различия в семейных ценностях в зависимости от уровня развития осмысленности жизни выявлены для переменных «брак», «материнство», «самоактуализация», «ответственность», «секс», «общение с людьми» (см. табл.4). При высоких показателях осмысленности жизни мы отмечаем рост значимости выше перечисленных шкал.

Таблица 4

Сравнительный анализ различий семейных ценностей в зависимости от уровня развития осмысленности жизни (ОЖ) в группе девушек

Семейные ценности Среднее значение в г] руппе Значение критерия Уровень значи- мости

с низким уровнем ОЖ со средним уровнем ОЖ с высоким уровнем ОЖ

Счастливая семейная жизнь 9,0714 9,4667 9,5313 Н = 4,208 0,122

Любовь 5,7 6,3306 6,3854 Н=4,468 0,107

Брак 5,5333 6,1356 6,5104 Н=11,484 0,003

Материнство 5,6667 6,2444 6,7031 Н=15,269 0,000

Самоактуализация 5,3974 5,7288 6,0625 ¥=3,269 0,042

Личная независимость 5,4222 5,9444 5,9469 Н=5,100 0,078

Ответственность 4,4444 5,1633 5,5573 ¥=8,313 0,000

Свобода 5,5714 5,0333 5,375 Н=0,453 0,797

Секс 5,0111 5,8989 6,0052 Н=11,147 0,004

Безопасность 5,2378 5,3611 5,6458 Б=1,228 0,297

Общение с людьми 5,5889 5,6842 6,3125 Н=12,715 0,002

Примечания: Б - значение однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок, Н - значение критерия Краскела-Уоллеса

Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В результате сравнительного анализа установлено, что для девушек более значимыми по сравнению с юношами являются такие семейные ценности, как «счастливая семейная жизнь», «брак», «материнство», «самоактуализация», «личная независимость». Для юношей большей привлекательностью обладает ценность «свобода, как независимость в поступках и действиях».

2. Между юношами и девушками не выявлено достоверных различий в смысложизненных ориентациях, аспектах локуса контроля, общем показатели осмысленности жизни. Установлено, что 13 % опрошенных имеют низкий, 58 % - средний, 29 % - высокий уровень осмысленности жизни.

3. При оценке связи семейных ценностей и уровня осмысленности жизни у юношей и девушек наблюдаются как общие, так и специфические особенности. При высоких показателях осмысленности жизни в юношеском возрасте наблюдается рост значимости ценностей брака, родительства, сексуальных отношений, общения с людьми. Для юношей с высоким уровнем осмысленности

жизни важными являются такие семейные ценности, как любовь, личная независимость, безопасность. У девушек актуализируются ценности самоактуализации и ответственности при повышении показателей осмысленности жизни.

Библиографический список

1. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовнонравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.

2. Воронин Г.Л. Статистический анализ социологических данных в IBM SPSS Statistics. Программа учебного курса. М. 2011. 32 с.

3. Гноевая О.Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2006. 24 с.

4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики. 2006. 320 с.

5. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи [Текст] // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики.- 2011 - № 1. - Брянск: РИО БГУ, 2011. -С. 215-220.

6. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек [Текст] // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики. - 2010. - № 1. - Брянск: РИО БГУ,

2010. - С. 145-149.

7. Карцева JI. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. // Социологические исследования. 2003.-№ 4.

8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2000. -18 с.

9. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 97-108.

10. Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи семей-

ных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2012. № 7. Шифр Информрегистра 0421200093\0499. URL: http ://teoria-practica. ru/-7-

2012/psychology /merzlyakova.pdf

11. Мерзлякова С.В., Карпова Д.Н. Социальный интеллект как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 7. - С. 128

- 137.

12. Мерзлякова С.В., Михайлова Н.В. Связь ценности семьи с уровнем разви-

тия эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. № 4. Шифр Ин-формрегистра 0421100093\0287. URL: http://teoria-practica.ru/-4-

2011/psycology/merzlyakova-mihailova.pdf.

13. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2006. -385 с.

14. Русецка А.М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 45 с.

15. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. СПб, ГМНПП «ИМАТОН», 2001. 112 с.

16. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта [Текст] / Е.Б. Фанталова. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. -128 с.

Bibliography

1. Akutina, S.P. To the Classification Problem of Family Spiritual and Moral Values [Text] // News of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I.Herzen. - 2009. - № 94. - P. 9-15.

2. Fantalova, E.B. Diagnostics and Psychotherapy of Internal Conflict [Text] / E.B.

Fantalova. - Samara: Publishing House BAKHRAKH-M, 2001. - 128 p.

3. Gnoyevaya, O.N. Formation of Senior Pupils’ Readiness for Family Life in the

Conditions of Psychological-and-Pedagogical Department Activity at Rehabilitation Center [Text]: Synopsis of Diss. ... Candidate of Ped. - Petropavlovsk-Kamchatsky, 2006. - 24 p.

4. Karabanova, O.A. Psychology of Family Relations and the Bases of Family Counselling [Text]: Textbook. - М.: Gardariki, 2006. - 320 p.

5. Karneyev, R.K., Merzlyakova, S.V. Person’s Masculinity - Femininity As a Factor of Family Values Development of Modern Youth [Text] // The Bryansk State University Herald: General Pedagogics. Professional Pedagogics. Methodology and Research Methods. Psychology. Private Methods. - 2011 - № 1. -Bryansk: Publishing Department of BSU, 2011. - P. 215-220.

6. Karneyev R.K., Merzljakova S.V. Comparative Research of Peculiarities of Interconnection Between Family Values and Personal Motivations of Boys and Girls [Text] // The Bryansk State University Herald: General Pedagogics. Professional Pedagogics. Methodology and Research Methods. Psychology. Private Methods. - 2010 - № 1. - Bryansk: Publishing Department of BSU, 2010. - P. 145-149.

7. Kartseva, L.V. Family Model in the Conditions of the Russian Society Transformation [Text] // Sociological Researches. - 2003. - № 4.

8. Leontyev, D. A. Test of Meaning-Life Orientations (MLO) [Text]. - M.: Meaning, 2000. -18 p.

9. Merzlyakova, S. V. Self-Actualization As a Factor of Family Values' Develop-

ment in Youth Period [Text] // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2011. - No. 6. - P. 97-108.

10. Merzlyakova, S. V. Comparative Research of Communication Between Family

Values with Temperament Properties of Young Men and Women [Text] // Theory and Practice of Social Development [Electronic Resource]. - 2012. - No. 7. -Code 0421200093\0499. - Access Mode: http://teoria-practica.ru/-7-

2012/psychology / merzlyakova.pdf

11. Merzlyakova, S. V., Karpova, D. N. Social Intelligence As a Factor of Family Values Development in Youthful Period [Text] // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2012. - No. 7. - P. 128-137.

12. Merzlyakova, S. V., Mikhaiylova, N. V. The Connection Between the Family Value and the Level of Emotional Intelligence Development Youthful Period [Text] // Theory and Practice of Social Development [Electronic Resource]. -

2011. - No.4. Code 0421100093\0287. - Access Mode: http: //teoria-practica.ru/-4-2011/psycology/merzlyakova-mihailova.pdf.

13. Pankova, L.M. Person and Family: Philosophical Analysis of Marriage Culture and Family Relations Forming [Text]: Diss. ... Dr. of Ped. - SPb., 2006. - 385 p.

14. Rusetskaya, A.M. Child’s Cultural Values Forming in a Polish Family [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr. of Ped. . - M., 2007. - 45 p.

15. Solomin, I.L. Psychosemantical Diagnostics of Latent Motivations [Text]: Methodical Guidance. - St. Petersburg: "Imaton", 2001. - 112 p.

16. Voronin, G.L. Statistical Analysis of Sociological Data in IBM SPSS Statistics. Program of Training Course [Text]. - M., 2011. - 32 p.

BecTHUK nmy 102012

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.