DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-177-191 УДК 159.9.07
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
сопровождение активизации семейного
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕжИ Муц К.А.
Цель. Статья посвящена исследованию психолого-педагогиче-скихусловий семейного самоопределения у студенческой молодежи, а так же оценке эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса семейного самоопределения студенческой молодежи.
Метод и методология проведения работы. Для оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса семейного самоопределения студенческой молодежи, мы использовали метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фантало-вой, проективную методику «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. В работе были использованы математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Шапиро-Уилкса, критерия Стьюдента для зависимых выборок, непараметрического критерия Вилкоксона.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что проанализировав все результаты диагностики можно сделать вывод о том, что после проведения программы психолого-педагогического сопровождения процесса семейного самоопределения студенческой молодежи, показатели студентов увеличились в таких компонентах, как ценности брачно-семейных отношений (родительская семья, ценность любви, отношение к собственной семье, отношение к будущему брачному партнеру, отношение к себе, отношение
к будущим детям, права и обязанности супругов), составляющих образа Я-семъянина (образ-Я, я будущий муж/будущая жена, я будущий отец/будущая мама, я хозяин/хозяйка, я сын/дочъ), брачном мотиве достижение успеха, представлениях о временной перспективе (мое прошлое, мое настоящее).
Область применения результатов. Результаты могут применяться в последующих исследованиях по данной теме, использоваться при чтении лекций по дисциплинам «Психология семьи и семейного консультирования», «Возрастная психология», «Психология семейного самоопределения».
Ключевые слова: семейное самоопределение; психолого-педагогическое сопровождение; брачно-семейные отношения; идентичность.
ESEARCH OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FAMILY SELF-DETERMINATION OF STUDENT'S YOUTH
Muts K.A.
Purpose. Article is devoted to a research of psychology and pedagogical conditions of family self-determination at student's youth, and also an efficiency evaluation of the program of psikholo-pedagogical maintenance ofprocess offamily self-determination of student's youth.
Method and methodology of carrying out work. For an efficiency evaluation of the program ofpsikholo-pedagogical maintenance ofprocess offamily self-determination of student's youth, we used the method of semantic differential developed by Ch. Osgood, a questionnaire "The level of a ratio of "value" and "availability" in various vital spheres" E. B. Fantalova, a projective technique "Incomplete offers", "The test the smyslozhiznennykh of orientations" D.A. Leontyeva. In work the mathematico-statistical methods of data processing including calculation descriptive the statistician, Shapiro-Wilks's criterion, Styyudent's criterion for dependent selections, nonparametric criterion of Vilkokson were used.
Results. Results of work are that having analysed all results of diagnostics it is possible to draw a conclusion that after carrying out the program ofpsychology andpedagogical maintenance ofprocess of family self-determination of student's youth, indicators of students increased in such components as values of the matrimonial relations (a parentfamily, love value, the relation to own family, the attitude towards future marriage partner, the attitude towards themselves, the attitude towards future children, the rights and obligations ofspouses), components ofan image of the Ya-family man (obraz-Ya, I am future husband / future wife, I am future father / future mother, I am an owner/hostess, I am a son/daughter), marriage motive achievement ofsuccess, ideas of temporary prospect (my past, my present).
Scope of results. Results can be applied in the subsequent researches on this subject, be used when lecturing on disciplines "Psychology of a family and family consultation", "Age psychology", "Psychology of family self-determination".
Keywords: family self-determination; psychology and pedagogical maintenance; matrimonial relations; identity.
Постановка проблемы
Негативные явления в брачно-семейной сфере приводят к искажению представлений современной молодежи о значении и содержании семейной жизни, поэтому сегодня одной из основных проблем, которые стоят перед исследователями, является анализ факторов, детерминант формирования семейных ценностей в молодежной среде. Особое значение в юношеском возрасте приобретает выстраивание близких отношений. Развитие нравственных чувств, осознание ценности продолжительной дружбы, социальных обязательств, развитие способности вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют самоотречения, способствует тому, что рассматриваемый этап онтогенеза становится сензитивным периодом для формирования семейных ценностей. Однако в результате трансформации института семьи, утраты четких мировоззренческих ориентиров, отсутствия в воспитательно-образовательном процессе школ, колледжей, вузов
учебных дисциплин, направленных на формирование готовности молодых людей к браку и семейной жизни, юноши и девушки поставлены в условия самостоятельного семейного самоопределения, выбора семейных ценностей и их понимания.
Несмотря на большую значимость проблема семейного самоопределения не получила достаточно глубокого рассмотрения в качестве самостоятельного объекта психологического исследования, в отличие, например, от личностного или профессионального самоопределения, которое широко изучено в психологии. Таким образом, в психологической теории и практике возникает настоятельная необходимость в создании целостного научно-обоснованного подхода для разработки концепции семейного самоопределения в юношеском возрасте. В то же время недостаточная изученность семейного самоопределения как психологического феномена не позволяет разработать эффективные приемы, оптимизирующие процесс подготовки современной молодежи к браку и семейной жизни. Разрешение противоречия между потребностью современного российского общества в культивировании семейных ценностей, укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления психолого-педагогических условий развития семейного самоопределения в юношеском возрасте определяет проблему исследования.
Согласно определению С.В. Мерзляковой, семейное самоопределение - это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родитель-ских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии [6]. В проведенных ранее исследованиях установлено, что структурно-содержательные характеристики семейного самоопределения детерминированы типом структуры родительской семьи [5], детско-родительскими отношениями [1, 9], индивидуально-психологическими особенностями (эмоционально-волевые свойства личности [7], коммуникативные способности и особенности межлич-
ностного взаимодействия [2]) юношей и девушек, подвержены закономерным возрастным изменениям в процессе онтогенеза [8], представления о материнстве зависят от типа семейного самоопределения [4].
Для изучения психолого-педагогических условий семейного самоопределения студенческой молодежи, мы апробировали модель, предложенную С.В. Мерзляковой [3] в рамках курса по выбору «Психология семейного самоопределения», для студентов 4 курса факультета психологии.
Организация и методы исследования
Цель психолого-педагогического сопровождения - обеспечение оптимальных условий для развития семейного самоопределения студенческой молодежи.
В эксперименте приняло участие 21 студент 4 курса факультета психологии (20 девушек, 1 юноша).
Задача эксперимента состояла в том, чтобы оценить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения процесса семейного самоопределения студенческой молодежи.
Для того чтобы оценить эффективность данной программы, мы использовали метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективную методику «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Шапиро-Уилкса, критерия Стьюдента для зависимых выборок, непараметрического критерия Вилкоксона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
Результаты исследования
С помощью критерия Шапиро-Уилкса мы проверили нормальность распределения количественных переменных (табл. 1). Уста— 181 —
новлено, что распределение переменных мое прошлое, моя мама ценность, мое будущее, любовь, счастье, моя будущая семья ценность, процесс, достижение успеха, моя семья ценность, брак, я хозяин/хозяйка ценность, мой отец ценность, мое будущее ценность, я будущая жена ценность, безопасность, секс, значимо, отличается нормального закона.
Таблица 1.
Проверка нормальности распределения
Переменные Значение критерия Уровень значимости
Достижение успеха ценность 0,932 0,499
Я ценность 0,904 0,274
Моя семья ценность 0,895 0,223
Мое прошлое 0,807 0,025
Общение с людьми 0,929 0,469
Я дочь сын ценность 0,844 0,064
Брак 0,844 0,064
Самоактуализация 0,888 0,190
Я будущая(ий) мама/папа ценность 0,857 0,090
Моя мама ценность 0,757 0,007
Мое настоящее 0,851 0,077
Признание окружающими 0,854 0,082
Я хозяйка хозяин ценность 0,927 0,456
Мой отец ценность 0,839 0,056
Мое будущее 0,783 0,013
Материальное благополучие 0,933 0,508
Я будущая(ий) жена/муж ценность 0,882 0,164
Личная независимость 0,960 0,798
Любовь 0,685 0,001
Безопасность 0,919 0,382
Счастье 0,828 0,042
Долг 0,929 0,476
Моя будущая семья ценность 0,741 0,004
Секс 0,896 0,229
Месть 0,948 0,668
Одиночество 0,867 0,114
Цели 0,936 0,541
Процесс 0,767 0,009
Окончание табл. 1.
Результат 0,954 0,738
Локус контроля Я 0,923 0,414
Локус контроля жизнь 0,956 0,752
Осмысленность жизни 0,888 0,189
Достижение успеха 0,794 0,017
Я ценность 2 0,872 0,131
Моя семья ценность 2 0,835 0,050
Мое прошлое 0,825 0,039
Общение с людьми 0,915 0,349
Я дочь сын ценность 2 0,870 0,122
Брак 0,788 0,015
Самоактуализация 0,912 0,332
Я будущая мама папа ценность 2 0,742 0,004
Моя мама ценность 2 0,737 0,004
Мое настоящее 0,842 0,061
Признание окружающими 0,890 0,201
Я хозяйка/хозяин ценность 2 0,818 0,033
Мой отец ценность 2 0,830 0,044
Мое будущее ценность 2 0,797 0,019
Материальное благополучие 0,840 0,057
Я будущая жена муж ценность 2 0,803 0,022
Любовь 0,602 0,000
Безопасность 0,770 0,009
Счастье 0,511 0,000
Долг 0,950 0,694
Моя будущая семья ценность 2 0,515 0,000
Секс 0,803 0,022
Месть 0,835 0,051
Одиночество 0,899 0,247
Цели 2 0,926 0,446
Процесс 2 0,922 0,412
Результат 2 0,916 0,356
Локус контроля Я 2 0,955 0,741
Локус контроля жизнь 2 0,977 0,945
Осмысленность жизни 2 0,973 0,919
Для количественных переменных, имеющих нормальное распределение, использовался критерий Стьюдента для зависимых выборок, в остальных случаях использовался критерий Вилкоксона.
Таблица 2.
Сравнительный анализ различий в показателях семейного самоопределения до и после эксперимента
Показатели семейного самоопределения Среднее значение Значение кри- Уровень терия значимости
I срез II срез
Ценности брачно-семейных отношений
Родительская семья 6,2273 6,5606 T = -1,851 0,064
Брак 6,3030 6,5758 T = -1,014 0,311
Моя мама 6,6515 6,3939 T = -1,101 0,271
Мой отец 5,5909 6,0303 T = -1,244 0,214
Моя будущая семья 6,7727 6,5152 T = -0,632 0,527
Ценность счастливой семейной жизни 5,6364 9,7273 T = -0,604 0,546
Ценность любви 7,7273 9,3636 T = -2,388 0,017
Ценность свободы как независимости 5,5455 5,7273 T = -0,207 0,836
Отношение к семье 5,0000 4,0909 T = -0,935 0,350
Мы - семья (отношение к собственной семье) 2,7273 4,0000 T = -2,070 0,038
Положение личности в структуре семьи 3,1250 2,6364 T = -0,722 0,470
Отношение к будущему брачному партнеру 2,8182 4,8750 T = -2,555 0,011
Отношение к себе 2,6364 3,7500 T = -2,251 0,024
Отношение к будущим детям 2,4545 4,7500 T = -2,456 0,014
Отношение к любви романтического типа 4,2500 3,0000 T = -1,054 0,292
Отношение к сексу 3,1250 2,0909 T = -1,622 0,105
Отношение к разводу -5,5000 -4,6364 T = -0,853 0,394
Отношение к конфликтам -3,2500 -4,0000 T = -1,186 0,236
Главенство и ответственность в семье 3,6250 2,5455 T = -1,035 0,301
Права и обязанности супругов 2,8182 4,8750 T = -2,38 0,017
Отношение к отдыху, досугу 4,2500 3,3636 T = -0,406 0,684
Отношение к родительской семье 2,7500 1,7273 T = -0,949 0,343
Окончание табл. 2.
Отношение к матери 3,0000 2,5455 T = 0,000 1,000
Отношение к отцу 1,3750 1,6364 T = -1,265 0,206
Составляющие образа Я - семьянина
Образ - Я 5,6364 6,2121 t = -3,540 0,005
Я будущий муж / будущая жена 6,3182 6,5758 T = -1,129 0,259
Я будущий отец / будущая мама 6,5606 6,4545 T = -0,298 0,765
Я хозяин / хозяйка 5,7424 6,3485 T = -2,19 0,028
Я сын / дочь 5,7879 6,0000 t = -2,160 0,056
Мотивы вступления в брак
Достижение успеха 5,9697 6,4697 T = -1,68 0,092
Общение с людьми 5,7500 6,0455 t = -0,466 0,652
Самоактуализация 6,2121 6,1515 t =0,260 0,800
Признание окружающими 5,7273 6,1212 t = 1,380 0,198
Материальное благополучие 5,9394 6,0455 t = -0,318 0,757
Личная независимость («бегство от родителей») 6,1667 6,2424 T = -0,81 0,414
Любовь 6,7727 6,5152 T = -0,42 0,670
Безопасность 6,1061 6,1667 T = -0,070 0,944
Счастье 6,6667 6,5000 T = -0,631 0,528
Долг 5,5455 5,0303 t = 1,113 0,292
Гармоничные сексуальные отношения 6,1667 6,1212 T = 0,000 1,000
Месть 2,0758 1,8333 t =0,661 0,524
Компенсация чувства одиночества 2,3182 2,5303 t = -0,934 0,372
Представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации
Мое прошлое 4,9848 5,4091 T = -1,740 0,082
Мое настоящее 5,4242 6,4545 t = 3,078 0,012
Мое будущее 6,6030 6,3030 T = -1,166 0,244
Цели 33,0909 32,1818 t =0,660 0,524
Процесс 30,1111 32,2727 T = -0,980 0,327
Результат 27,6000 28,3636 t =0,327 0,751
Локус контроля Я 21,4444 21,0000 t =0,300 0,772
Локус контроля жизнь 31,1818 30,5455 t = -0,293 0,776
Осмысленность жизни 105,1111 105,1111 t = -0,269 0,795
Примечания: t - значение критерия Стьюдента для зависимых выборок, Т - значение критерия Вилкоксона.
Проанализировав результаты диагностики (табл. 2), можно сделать сравнительный анализ различий в показателях семейного самоопределения студентов до и после эксперимента.
Первый компонент семейного самоопределения - это ценности брачно-семейных отношений. Различия на уровне статистической значимости выявлены для таких показателей, как: родительская семья, ценность любви, отношение к собственной семье, отношение к будущему брачному партнеру, отношение к себе, отношение к будущим детям, права и обязанности супругов. Мы видим, что результаты II среза по указанным показателям семейного самоопределения увеличились (рис. 1).
Рис. 1. Ценности брачно-семейных отношений
Следующий компонент семейного самоопределения - это составляющие образа Я-семьянина: Я - образ, Я - будущий муж/будущая жена, Я - будущий отец/будущая мама, Я - хозяин/хозяйка, Я - сын/дочь. Результаты студентов на втором срезе, также оказались выше, чем на первом (рис. 2).
Рис. 2. Составляющие образа Я-семьянина
Мы провели сравнительный анализ в показателях брачных мотивах: общение с людьми, самоактуализация, признание окружающими, материальное благополучие, личная независимость («бегство от родителей»), любовь, безопасность, счастье, долг, гармоничные сексуальные отношения, месть, компенсация чувства одиночества, достижение успеха. После внедрения психолого-педагогического сопровождения семейного самоопределения студенческой молодежи выявлены изменения на уровне статистической значимости для мотива «достижение успеха» (рис. 3).
Достижение успеха
Рис. 3. Достижение успеха — 187 —
Последний компонент семейного самоопределения - это представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации. Достоверные различия выявлены в представлениях о прошлом и настоящем. Результаты показали, что после психолого-педагогического воздействия, возросла ценность прошлого и настоящего (рис. 4).
■ 1 срез
Мое прошлое Мое настоящее
Рис. 4. Представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации
В результате анкетирования установлено, что студентам понравились занятия, где нужно было построить генеалогическое древо, создать коллаж своей будущей семьи, а также семинарские занятия про любовь и особенностей брачно-семейных представлений в различных вероисповеданиях (православие, ислам, буддизм).
Заключение
Проанализировав, все результаты диагностики можно сделать вывод о том, что после проведения программы психолого-педагогического сопровождения процесса семейного самоопределения студенческой молодежи, показатели студентов увеличились в таких компонентах, как ценности брачно-семейных отношений (родительская семья, ценность любви, отношение к собственной семье, отношение к будущему брачному партнеру, отношение к себе, отношение к будущим детям, права и обязанности супру-
гов), составляющих образа Я-семьянина (образ-Я, я будущий муж/ будущая жена, я будущий отец/будущая мама, я хозяин/хозяйка, я сын/дочь), брачном мотиве достижение успеха, представлениях о временной перспективе (мое прошлое, мое настоящее). Таким образом, поставленные цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. № 11.11 (47). С. 106-127.
2. Мерзлякова С.В. Компетентность в общении как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 133-137.
3. Мерзлякова С.В. Модель психолого-педагогического сопровождения развития семейного самоопределения студенческой молодежи // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 560-584.
4. Мерзлякова С.В. Представления о материнстве в зависимости от типа семейного самоопределения юношей и девушек // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 3-2 (59). С. 275-282.
5. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 114-119.
6. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 85-91.
7. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 144-155.
8. Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В. Сравнительно-возрастное исследование семейного самоопределения современной молодежи // Акмеология. 2014. № 4 (52). С. 156-165.
9. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth. In the World of Scientific Discoveries, Series A. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. Volume 2, Number 2, 2014 p.
References
1. Merzlyakova S.V. Detsko-roditel'skie otnosheniya kak usloviya formirovani-ya semeynogo samoopredeleniya molodezhi [A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth]. In the world of scientific discoveries, 2013, no. 11.11 (47), pp. 106-127.
2. Merzlyakova S.V. Kompetentnost' v obshchenii kak faktor razvitiya semeynogo samoopredeleniya yunoshey i devushek [Communication competence as a Factor of the Family Self-determination Development of Boys and Girls]. Theory and practice of social development, 2013, no. 8, pp. 133-137.
3. Merzlyakova S.V. Model psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeni-ya razvitiya semeynogo samoopredeleniya studencheskoy molodezhi [Model of psychology-pedagogical support of family self-determination development of student's youth]. In the world of scientific discoveries,
2013, no. 11.11 (47), pp. 106-127.
4. Merzlyakova S.V. Predstavleniya o materinstve v zavisimosti ot tipa sem-eynogo samoopredeleniya yunoshey i devushek [Concept of motherhood depending on the type of family self-determination of young men and girls]. Modern Research of Social Problems, 2016, no. 3-2(59), pp. 275-282.
5. Merzlyakova S.V Roditel'skaja sem'ja kak orientirujushhij obraz semej-nogo samoopredelenija molodezhi [Parental family as a guideline image of youth's family identity]. Theory and Practice of Social Development,
2014, no. 2, pp. 114-119.
6. Merzlyakova S.V. Semeynoe samoopredelenie molodezhi: ponyatie, ti-pologizatsiya, mekhanizmy formirovaniya [Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation]. Akmeology, 2013. no 4 (48), pp. 85-91.
7. Merzlyakova S.V Emotsional'no-volevye osobennosti lichnosti kak faktor razvitiya semeynogo samoopredeleniya yunoshey i devushek
[Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls'Family Self-Determination Development]. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013, no 4, pp. 144-155.
8. Merzlyakova S.V., Bibarsova N.V. Sravnitelno-vozrastnoe issledovanie semeynogo samoopredeleniya sovremennoy molodezhi [COMPARATIVE-AGE STUDY OF FAMILY SELF-DETERMINATION OF MODERN YOUTH]. Akmeology, 2014. no 4 (52). pp. 156-165.
9. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth. In the World of Scientific Discoveries, Series A. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. Volume 2, Number 2, 2014 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Муц Кристина Алексеевна, магистр второго года обучения кафедры общей и когнитивной психологии
Астраханский государственный университет ул. Татищева, 20А, г. Астрахань, Астраханская область, Российская Федерация tinamuts@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR Muts Christina Alekseevna, Master of the Second Year of Training of Department of the General and Cognitive Psychology
Astrakhan State Technical University
20A, Tatishchev St., Astrakhan, Astrakhan region, Russian Federation
tinamuts@mail.ru