Научная статья на тему 'Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи [1]'

Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи [1] Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4181
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СЕМЬЯ / БРАК / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / БРАЧНЫЙ ПАРТНЕР / МОЛОДЕЖЬ / FAMILY SELF-DETERMINATION / FAMILY / MARRIAGE / FAMILY VALUES / SPOUSE / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

В статье раскрывается проблема представлений современной молодежи в период выбора брачного партнера для создания семьи. Дается анализ эмпирического исследования, в результате которого выявлены и описаны специфические особенности иерархии качеств в представлениях юношей и девушек об идеале мужа/жены, отца/матери. Проведенная работа позволяет увидеть условия, приводящие к дисфункциональным расстройствам отношений в молодой семье и снижению устойчивости брачного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRESENT YOUNG PEOPLE’S IDEAS OF MARRIAGE AND FAMILY [1]

The article considers young people’s ideas of marriage and family in the period of the spouse choosing. The author carries out an empirical research, describing specifics of the features hierarchy in teenagers’ concepts of ideal husband/wife, mother/father. The undertaken study shows conditions determining dysfunctional disorders in young family relationship and marriage durability.

Текст научной работы на тему «Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи [1]»

УДК 159.922 Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии развития

Астраханского государственного университета [email protected]

ОСОБЕННОСТИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ [1]

Merzlyakova Svetlana Vasilyevna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the General and Developmental Psychology Department, Astrakhan State University [email protected]

FEATURES OF PRESENT YOUNG PEOPLE’S IDEAS OF MARRIAGE AND FAMILY [1]

Аннотация:

В статье раскрывается проблема представлений современной молодежи в период выбора брачного партнера для создания семьи. Дается анализ эмпирического исследования, в результате которого выявлены и описаны специфические особенности иерархии качеств в представлениях юношей и девушек об идеале мужа/жены, отца/матери. Проведенная работа позволяет увидеть условия, приводящие к дисфункциональным расстройствам отношений в молодой семье и снижению устойчивости брачного союза.

Ключевые слова:

семейное самоопределение, семья, брак, семейные ценности, брачный партнер, молодежь.

Summary:

The article considers young people’s ideas of marriage and family in the period of the spouse choosing. The author carries out an empirical research, describing specifics of the features hierarchy in teenagers’ concepts of ideal husband/wife, mother/father. The undertaken study shows conditions determining dysfunctional disorders in young family relationship and marriage durability.

Keywords:

family self-determination, family, marriage, family values, spouse, youth.

В результате изменения социально-экономических условий наблюдаются сложные процессы трансформации института семьи и брака: распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, разрушение традиционной функционально-иерархической структуры семьи, переориентация населения с ценностей долговременного брака на ценности, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности. Отсутствие в обществе культуры подготовки молодежи к созданию семьи приводит к искажению брачно-семейных представлений юношей и девушек, влияющих на качество семейных отношений в последующем. В современной России остро стоит вопрос об изменении отношения к семье. В настоящее время осуществляется государственная поддержка института семьи, детства, отцовства и материнства. Для достижения эффективного результата семейной политики, кроме мер экономической поддержки, необходимо опосредованное воздействие на функционирование института семьи, через формирование потребностей в семейном образе жизни, значимости семейных ценностей, подготовку молодежи к брачно-семейным отношениям, посредством внедрения в образовательные учреждения программы психолого-педагогического сопровождения семейного самоопределения в юношеском возрасте.

Семейное самоопределение - это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе «Я-концепции» в отношении собственной семьи, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии в конкретной культурно-исторической ситуации. При разработке модели семейного самоопределения, направленного на воспитание семейных ценностей в юношеском возрасте, необходимо учитывать результаты ранее проведенных нами эмпирических исследований.

Пол и возраст являются значимыми факторами становления и развития семейных ценностей в молодежной среде [2]. Значимость ценности «счастливая семейная жизнь» значительно выше у девушек, по сравнению с юношами. Сензитивным периодом развития семейных ценностей является юношеский возраст. Установлено, что с возрастом для юношей ценность семьи приобретает все большее значение, в то время как у девушек значимость семейных ценностей возрастает к юношескому возрасту и снижается к ранней взрослости.

У юношей значимость семейных ценностей повышается при развитии маскулинной составляющей психологического пола [3]. При этом в группе юношей, предпочитающих формировать собственные суждения, опираясь на объективные факты, анализ причинно-следственных

отношений, наблюдается снижение значимости ценности «счастливая семейная жизнь» [4]. Использование чувств для понимания других людей, развитие способности принимать решения на ценностной основе может показать юношам «мыслительного типа», почему возникают непонимания и сложности в общении с другими, тем самым культивировать ценность семьи и семейного образа жизни. Воспитанию ценности семьи способствует развитие эмоциональных переживаний акизитивного типа [5]. Для юношей доступность сферы семейных отношений увеличивается при развитии таких компонент самоактуализации личности, как «сензитивность к себе», «принятие агрессии», «креативность» [6].

У девушек предпосылкой приоритетности ценности «счастливая семейная жизнь» является интегрированность маскулинно-фемининных качеств (андрогинный тип) [7]. Для девушек «чувствующего типа» высокозначимой ценностью является любовь [8]. Сознательное развитие и использование мышления с целью учета всех последствий любого конкретного выбора или действия может продемонстрировать, что самые лучшие намерения могут привести к тяжелым результатам, если не будут проанализированы причины и следствия, взвешены все альтернативы. Развитию ценности семьи в группе девушек способствует формирование гуманистической направленности личности, потребности в переживании альтруистических и гностических эмоций [9]. Доступность ценности семьи характерна для девушек, с высокой степенью развития таких параметров самоактуализации, как «сензитивность к себе», «креативность» [10].

Заключение брака побуждается системой мотивов. Главными мотивами вступления в брак являются стремление к реализации роли родителя, любовь, удовлетворение потребности человека в счастье [11]. Пол определяет содержание и иерархию мотивов заключения брака. Мотивация вступления в брак у девушек отличается от юношей структурно-содержательными характеристиками и включает в себя мотивы, реализующие потребность в общении с людьми, улучшения материального положения, удовлетворения потребности в самоактуализации.

Проблема выбора брачного партнера, являясь крайне важной для будущего развития супружеских отношений, разработана недостаточно, что актуализирует потребность в эмпирических исследованиях, направленных на выявление особенностей представлений современной молодежи о брачном партнере в процессе семейного самоопределения.

Процесс поиска и выбора потенциального брачного партнера представляется как последовательное изучение будущего супруга в соответствии с определенными критериями отбора.

О.А. Карабанова выделяет следующие модели выбора брачного партнера [12, с. 46-49].

1. Модель «стимул-ценность-роль» включает в себя последовательные стадии отбора супруга: 1) «стимульная стадия» - выбор партнера определяется внешними факторами (физическая привлекательность, социальный статус, профессия и пр.) и оценкой его достоинств референтной группой (родители, друзья и т.д.); 2) «ценностная стадия» - изучение ценностей, потребностей, мотивов и интересов партнера, определение сходства и различий со взглядами, ценностями и идеалами самой личности; 3) «ролевая стадия» - исследование совместимости ролей, которые смогли бы выполнять партнеры в будущей семейной жизни.

2. Модель «фильтров» Дж. Удри представляет собой систему фильтров, последовательно сужающих круг возможных избранников, отсекая неподходящих: 1) возможность систематических и регулярных контактов с партнером; 2) внешняя привлекательность претендентов (соответствие черт лица, телосложения, возраста индивидуальному идеалу красоты); 3) принадлежность партнеров к одному «социально-психологическому миру», которая определяет сходство/различия ценностей, установок, привычек, образа жизни; 4) сходство установок и ценностей в отношении к браку и семейной жизни; 5) оценка комплементарности удовлетворения значимых потребностей предполагает установление способности каждого из партнеров отвечать своим поведением потребностям другого; 6) фильтр социальной готовности к заключению брака - в современной России оптимальный «брачный период» от 20 до 30 лет, однако в последние годы наблюдается тенденция к более позднему заключению брака как у мужчин, так и у женщин.

3. Модель комплементарности партнеров основана либо на принципе дополнительности потребностей партнеров, либо компенсации собственных недостатков.

4. Модель поиска «идеального партнера» предполагает соответствие качеств партнера представлениям субъекта выбора об идеале мужчины или женщины.

С целью выявления психологических особенностей представлений современной молодежи о качествах, присущих идеалам мужа/жены и матери/отца, мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 167 студентов Астраханского государственного университета. Из них 57 юношей и 110 девушек. С помощью модифицированного варианта методики семантического дифференциала [13, с. 32] мы определили ценностное отношение респондентов к таким понятиям, как «брак», «моя настоящая семья», «моя будущая семья», «идеальный муж», «идеальная жена», «идеальный отец», «идеальная мама», а также качествам, необходи-

мым потенциальному брачному партнеру. Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19 [14]. В анализ включались описательные статистики, непараметрические критерии Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Манна-Уитни, корреляция Спирмена.

Для достижения поставленной цели нами были намечены и решались следующие задачи.

1. Изучить половые различия в степени эмоциональной привлекательности и ценности брачно-семейных представлений в сознании современной молодежи.

2. Определить иерархию качеств идеала мужа/жены для юношей и девушек.

3. Установить иерархию качеств идеала отца/матери для юношей и девушек.

На первом этапе испытуемые были продиагностированны с помощью модифицированного варианта методики семантического дифференциала. Критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки позволил нам установить, что распределение количественных переменных «брак», «моя настоящая семья», «моя будущая семья», «идеальный муж», «идеальная жена», «идеальный отец», «идеальная мама» значимо отличается от нормального закона, поэтому мы использовали непараметрические критерии.

В результате применения критерия Манна-Уитни выявлено, что эмоциональная привлекательность и ценность брака (U = 2480 и р = 0,047), будущей семейной жизни (U = 2134,5 и р = 0,002) достоверно выше у девушек по сравнению с юношами. Данная взаимосвязь, на наш взгляд, определяется той ролью, которую занимает женщина в современном обществе, ее психологическими характеристиками и содержательной стороной направленности личности. Согласно материнской роли, у женщины изначально присутствует направленность на создание семьи, проявление нежности и заботы к другим, способность разделять чувства близкого человека.

В результате применения корреляции Спирмена мы выявили качества идеального супруга в представлениях юношей и девушек. В результате процедуры ранжирования по величине коэффициента корреляции была установлена иерархия ценных качеств брачного партнера от наиболее важных к менее значимым. В представлениях юношей идеальный муж должен быть заботливым, независимым, уравновешенным, трудолюбивым, уважать других людей, сексуальным, ответственным, выполняющим свои обязанности, терпеливым, успешным, умеющим сопереживать (см. таблицу 1). У девушек наблюдается следующая иерархия качеств идеального мужа: сексуальность, независимость, уравновешенность, выполнение обязанностей, успешность, заботливость, уважение к другим людям, трудолюбие, терпеливость. У девушек не обнаружено корреляции на уровне статистической значимости образа идеального мужа с такими качествами, как ответственность и эмпатия. Следует отметить, что несовпадение содержания и иерархии качеств в представлениях юношей и девушек об идеальном муже задает некую противоречивость брачных ожиданий, является одной из причин возникновения проблем на этапе взаимной адаптации и выработки общего семейного уклада. Скажем, супруга будет ждать от своего мужа в первую очередь проявления сексуальных качеств, в то время как в его представлениях первостепенным является заботливость, внимание, ответственность, чуткость.

В представлениях об идеальной жене у юношей и девушек наблюдается некоторое совпадение в структурно-содержательных характеристиках качеств. Молодые люди единодушны в том, что заботливость является наиболее ценным качеством для супруги. Личная независимость в иерархии девушек занимает 2 место, в иерархии юношей - 3 место, что, на наш взгляд, отражает рост карьерной и профессиональной направленности современных женщин.

Таблица 1 - Представления об идеальном супруге юношей и девушек

юноши девушки

Идеальный муж 1. Заботливость 0,797 ** 1. Сексуальность 0,475**

2. Личная независимость 0,652 ** 2. Личная независимость 0,432**

3. Уравновешенность 0,585 ** 3. Уравновешенность 0,381**

4. Трудолюбие 0,581 ** 4. Выполнение обязанностей 0,366**

5. Уважение к другим людям 0,539 ** 5. Успешность 0,365**

6. Сексуальность 0,507 ** 6. Заботливость 0,355**

7. Ответственность 0,484 ** 7. Уважение к другим людям 0,330**

8. Выполнение обязанностей 0,479 ** 8. Трудолюбие 0,319**

9. Терпеливость 0,418 ** 9. Терпеливость 0,244*

10. Успешность 0,397 **

11. Эмпатия 0,290 *

Продолжение таблицы 1

Идеальная жена 1. Заботливость 0,614** 1. Заботливость 0,562**

2. Выполнение обязанностей 0,546** 2. Личная независимость 0,514**

3. Личная независимость 0,538** 3. Трудолюбие 0,454**

4. Уравновешенность 0,516** 4. Сексуальность 0,381**

5. Уважение к другим людям 0,464** 5. Выполнение обязанностей 0,371**

6. Трудолюбие 0,439** 6. Уважение к другим людям 0,362**

7. Сексуальность 0,431** 7. Терпеливость 0,321**

8. Ответственность 0,356** 8. Ответственность 0,228*

9. Терпеливость 0,320* 9. Эмпатия 0,212*

10. Эмпатия 0,314* 10. Уравновешенность 0,208*

11. Успешность 0,295* 11. Успешность 0,201*

Примечания: *- корреляция значима на уровне 0.05, **- корреляция значима на уровне 0.01

Таблица 2 - Представления об идеальных родителях юношей и девушек

юноши девушки

Идеальный отец 1. Заботливость 0,616** 1. Заботливость 0,619**

2. Личная независимость 0,590** 2. Личная независимость 0,496**

3. уважение к другим людям 0,504** 3. Трудолюбие 0,442**

4. Уравновешенность 0,446** 4. Уважение к другим людям 0,406**

5. Трудолюбие 0,422** 5. Выполнение обязанностей 0,396**

6. Терпеливость 0,374** 6. Уравновешенность 0,392**

7. Эмпатия 0,366** 7. Терпеливость 0,299**

8. Успешность 0,352** 8. Успешность 0,258**

9. Выполнение обязанностей 0,332* 9. Ответственность 0,229*

10. Ответственность 0,265*

Идеальная мама 1. Заботливость 0,583** 1. Заботливость 0,672**

2. Личная независимость 0,545** 2. Личная независимость 0,462**

3. Уважение к другим людям 0,513** 3. Уважение к другим людям 0,421**

4. Эмпатия 0,396** 4. Выполнение обязанностей 0,397**

5. Выполнение обязанностей 0,389** 5. Трудолюбие 0,394**

6. Уравновешенность 0,379** 6. Уравновешенность 0,336**

7. Терпеливость 0,301* 7. Успешность 0,323**

8. Ответственность 0,287* 8. Терпеливость 0,247**

9. Трудолюбие 0,284* 9. Ответственность 0,232*

Примечания: *- корреляция значима на уровне 0.05, **- корреляция значима на уровне 0.01

Из таблица 2 видно, что в представлениях об идеальном отце наиболее важными качествами как для юношей, так и для девушек являются заботливость (ранг R юноши = R девушки = 1), личная независимость ^ юноши = R девушки = 2), уважение к другим людям ^ юноши = 3, R девушки = 4), трудолюбие ^ юноши = 5, R девушки = 3). Заботливость (ранг R юноши = R девушки = 1), личная независимость (ранг R юноши = R девушки = 2), уважение к другим людям (ранг R юноши = R девушки = 3), выполнение обязанностей ^ юноши = 5, R девушки = 4) становятся ценными качествами в образе идеальной мамы для современной молодежи.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Родительство является одним из основных мотивов вступления в брак современной молодежи. В представлениях юношей и девушек об идеале отца/матери наблюдаются сходства. Наиболее ценными качествами «идеального отца» и «идеальной мамы» являются заботливость, личная независимость, уважение к другим людям.

2. В представлениях юношей о качествах идеального мужа и жены отмечается сходство. Так, наиболее важными качествами являются заботливость (ранг Rидeальный муж = 1, Rидeaльнaя жена = 1),

личная независимость ^ идеальный муж = 2, R идеальная жена = 3), уравновешенность ^ идеальный муж = 3,

R идеальная жена = 4) уважение к другим людям ^ идеальный муж = 5 R идеальная жена = 5) трудолюбие

^ идеальный муж = 4, R идеальная жена = 6). Таким образом, юноши в процессе поиска брачного партнера будут стремиться к тому, чтобы супруги оказались схожими в своих наиболее существенных характеристиках.

3. Девушки ориентированы на модель комплементарного выбора брачного партнера. Образ идеального мужа отличается от образа идеальной жены иерархией таких качеств, как

сексуальность (ранг R идеальный муж = 1, R идеальная жена = 4), уравновешенность ^ идеальный муж = 3,

R идеальная жена 10), заботливость (R идеальный муж 6, R идеальная жена 1), успешность (R идеальный муж 5,

R идеальная жена = 11). Можно предположить, что современные девушки при выборе брачного партнера будут искать будущего супруга по принципу дополнительности потребностей или компенсации собственных недостатков.

4. Несовпадение структурно-содержательных характеристик качеств в представлениях об идеальном муже у юношей и девушек, возможно, станет препятствием при создании эффективной семейной системы, которая будет способна реализовать основные функции молодой семьи и обеспечить возможности для самоактуализации обоим супругам. В связи с этим при создании модели психолого-педагогического сопровождения семейного самоопределения в юношеском возрасте необходимо разработать программу оптимизации представлений юношей и девушек о брачном партнере, которая позволит выявить особенности брачно-семейных представлений, проанализировать их соответствие ожиданиям и перспективам будущей семейной жизни, сформировать адекватные представления, отличающиеся непротиворечивостью и реалистичностью.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»), проект № 12-06-00020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Половозрастные особенности ценности семьи современной молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. № 3 (13). С. 38-47.

3. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики. 2011. № 1. Брянск, 2011. С. 215-220.

4. Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. Шифр Информрегистра 0421200093\0499. URL: http://teoria-practica.ru/-7-2012/psychology /merzlyakova.pdf .

5. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек // Вестник Брянского государственного университета. Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики. 2010. № 1. Брянск, 2010. С. 145-149.

6. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 97-108.

7. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи.

8. Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек.

9. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек.

10. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте.

11. Мерзлякова С.В. Мотивация вступления в брак современных юношей и девушек // В мире научных открытий. 2012. № 9 (33). С. 187-205.

12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М., 2006. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: методическое руководство. СПб., 2001.

13. Там же.

14. Воронин Г.Л. Статистический анализ социологических данных в IBM SPSS Statistics. Программа учебного курса. М., 2011.

References (transliterated) and notes:

1. The article was performed with financial support from the Russian Humanities Research Foundation as a part of its research project “Transformation of family and family values concepts of young people under the social and economic conditions in the contemporary Russia”, project № 12-06-00020.

2. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Polovozrastnie osobennosti tsennosti sem'i sovremennoy molodezhi // Vestnik Mos-kovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. № 3 (13). P. 38-47.

3. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Maskulinnost' - femininnost' lichnosti kak faktor razvitiya tsennosti sem'i sovremennoy molodezhi // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta: Obshchaya pedagogika. Professional'naya pedagogika. Metodologiya i metodiki issledovaniya. Psikhologiya. Chastnie metodiki. 2011. № 1. Bryansk, 2011. P. 215-220.

4. Merzlyakova S.V. Sravnitel'noe issledovanie osobennostey svyazi semeynykh tsennostey so svoystvami temperamenta yunoshey i devushek // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 7. Shifr Informregistra 0421200093\0499. URL: http://teoria-practica.ru/-7-2012/psychology /merzlyakova.pdf .

5. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Sravnitel'noe issledovanie osobennostey svyazi tsennosti sem'i i napravlennosti lichnosti yunoshey i devushek // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. Obshchaya pedagogika. Professional'naya pedagogika. Metodologiya i metodiki issledovaniya. Psikhologiya. Chastnie metodiki. 2010. № 1. Bryansk, 2010. P. 145-149.

6. Merzlyakova S.V. Samoaktualizatsiya kak faktor razvitiya tsennosti sem'i v yunosheskom vozraste // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 6. P. 97-108.

7. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Maskulinnost' - femininnost' lichnosti kak faktor razvitiya tsennosti sem'i sovremennoy molodezhi.

8. Merzlyakova S.V. Sravnitel'noe issledovanie osobennostey svyazi semeynykh tsennostey so svoystvami temperamenta yunoshey i devushek.

9. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Sravnitel'noe issledovanie osobennostey svyazi tsennosti sem'i i napravlennosti lichnosti yunoshey i devushek.

10. Merzlyakova S.V. Samoaktualizatsiya kak faktor razvitiya tsennosti sem'i v yunosheskom vozraste.

11. Merzlyakova S.V. Motivatsiya vstupleniya v brak sovremennykh yunoshey i devushek // V mire nauchnykh otkrytiy. 2012. № 9 (ЗЗ). P. 187-205.

12. Karabanova O.A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semeynogo konsul'tirovaniya: manual. M., 2006. Solomin I.L. Psikhosemanticheskaya diagnostika skrytoy motivatsii: metodicheskoe rukovodstvo. SPb., 2001.

13. Ibid.

14. Voronin G.L. Statisticheskiy analiz sotsiologicheskikh dannykh v IBM SPSS Statistics. Programma uchebnogo kursa. M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.