DOI: 10.12731/2218-7405-2018-2-94-104 УДК 159.9.075
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДИТЕЛЬСТВЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Мухтарова А.Х.
Цель. Статья посвящена изучению когнитивных аспектов семейного самоопределения в юношеском возрасте. В работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является выявление взаимосвязи сформированности показателей когнитивного компонента семейного самоопределения в юношеском возрасте.
Метод или методология проведения работы. В исследовании применялись теоретические (анализ литературы), эмпирические методы, а также методы математического статистики.
Результаты работы. Эмпирически было установлено, что в юношеском возрасте среди составляющих когнитивного компонента семейного самоопределения у юношей и девушек сформированы образы «Я- будущая мать», «Я- будущий отец», что свидетельствует о положительном отношении кродительству.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены на курсах «Психология семейного самоопределения» и «Психология семьи», а также в качестве материала для разработки рекомендаций по развитию когнитивного компонента семейного самоопределения в юношеском возрасте.
Ключевые слова: семейное самоопределение; юношеский возраст; брачно-семейные ценности; когнитивный аспект семейного самоопределения.
IMAGES OF PARENTHOOD OF YOUNG MEN AND WOMEN
Mukhtarova A.Kh.
Purpose. The article is devoted to the study of cognitive aspects of family self-determination of young men and women. The author presents
the results of empirical research, which has its purpose to identify the correlation of family self-determination indexes of young people.
Methodology. The basis of the research are theoretical (analysis of literature), empirical and mathematical methods (mathematic statistics).
Results. It was empirically confirmed that such aspect of family self-determination as images of future mother and future father are completely formed, which signifies that young men and women's attitude to the future parenthood is positive.
Practical implications. The results of the research can be used as the additional material on such disciplines as "Family Psychology'" and ' Psychology> of Family Self-determination " as well as the basis for recommendations for young people about how to develop their family self-determination.
Keywords: family self-determination; young age; marriage and family values; the cognitive aspect of family self-determination.
Введение
В современном мире, с развитием новых технологий, общественных и политических изменений, такой социальный институт как - семья претерпевает большие изменения. Семейное самоопределение, как одно из важнейших видов самоопределения, устанавливает отношение юношей и девушек к браку, супружеству, отцовству и материнству. Семейное самоопределение определяется как многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья»), в основе которого лежит структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии [9]. Когнитивный компонент семейного самоопределения, как один из наиболее значимых наряду с ценностно-эмоциональным, регулятивно-поведенческим, мотивационным, рефлексивным компонентами, определяется наличием необходимого диапазона знаний о жизнедеятельности современной семьи, мотивированным желанием и умением их получать, и включает в себя образы «Я - будущий семьянин», состоящий из образов «Я - будущий муж/жена», «Я - будущий
отец/мать», «Я - хозяин/хозяйка», «Я - сын/дочь», и представлений о брачном партнере, состоящих из образов «идеальный муж/жена», «идеальный отец/мать» [9].
Увеличение числа разводов, увеличение количества неполных семей указывает на тот факт, что семейное самоопределение, а точнее когнитивный его аспект, развито в недостаточной степени. Актуальность предмета исследования заключается в том, что современному обществу необходимо принимать во внимание и при необходимости развивать семейное самоопределение юношей и девушек.
Изучением представлений о семье, семейных ценностях, семейного самоопределения занимались O.A. Карабанова [2], [3], С.В. Мерзлякова [6], [7], [8], [9], [10], [15], Р.К. Карнеев и др. В отечественной и зарубежной психологии исследованием когнитивного аспекта семейного самоопределения занимались, Змановская Е.В. [1], Карташова Т.Е. [4], [5], Поспелова Т.Г. [11], Grolnick W.S. [14], Ryan R.M. [16], Deci E L. [12], Fan R. [13] и др.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
В исследовании приняли участие 63 студента, из которых 18 юношей и 45 девушек в возрасте 17-21 год.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты и решались следующие задачи:
1) изучить представления юношей об отцовстве;
2) изучить представления девушек о материнстве.
При проведении исследования нами были использованы следующие диагностические методики:
• модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом;
• «Тест смысложизненных ориентацию) Д.А. Леонтьева;
• опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»;
• методика «Незаконченные предложения».
Результаты исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогоро-ва-Смирнова для одной выборки и ранговую корреляцию Спирме-на. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы проверили нормальность распределения количественных переменных (см. табл. 1). Установлено, что распределение переменных идеальная мама, моя мама, я - будущая мама, идеальный отец, мой отец, заботливость и счастье значимо отличается от нормального закона.
Таб.тща 1.
Проверка нормальности распределения
Переменные Значение Z-критерия Уровень значимости
Идеальная мама ценность 2,074 0,000
Моя мама ценность 2,138 0,000
Я - будущая мама / папа 2,053 0,000
Идеальный отец ценность 1,781 0,004
Мой отец ценность 1,358 0,050
Внешняя привлекательность 1,275 0,077
Выполнение обязанностей ценность 1,016 0,254
Заботливость ценность 1,405 0,039
Ответственность ценность 0,698 0,715
Терпеливость ценность 0,808 0,532
Трудолюбие ценность 0,761 0,609
Уважение другому человеку ценность 0,738 0,647
Уравновешенность ценность 0,543 0,930
Эмпатия ценность 0,818 0,515
Приятный человек ценность 1,017 0,252
Счастье 1,704 0,006
Самоакгуализация 0,710 0,694
Угроза 0,890 0,406
Неприятность 0,912 0,376
Таб.тща 2.
Особенности представлений о материнстве в юношеском возрасте
Значение
Переменные коэффициента Уровень Ранг
корреляции Спирмена значимости качества
Внешняя привлекательность 0,274* 0,030 4
Выполнение обязанностей 0,261* 0,039 6
§ Заботливость 0,424" 0,001 1
* Ответственность 0,347" 0,005 3
ti к Терпеливость -0,009 0,947
Трудолюбие 0,271* 0,031 5
Уважение к другому человеку 0,365" 0,003 2
Уравновешенность 0,161 0,207
Эмпатия 0,075 ,557
Внешняя привлекательность 0,238 0,060
Выполнение обязанностей 0,180 0,157
Заботливость 0,398" 0,001 4
Ответственность 0,292* 0,020 6
Терпеливость 0,107 0,402
г; Трудолюбие 0,182 0,152
Уважение к другому человеку 0,402" 0,001 3
Уравновешенность 0,303* 0,016 5
Эмпатия 0,048 0,711
Приятный человек 0,650" 0,000 1
Идеальная мама 0,483" 0,000 2
Внешняя привлекательность 0,406" 0,006 7
Выполнение обязанностей 0,371* 0,012
Заботливость 0,652" 0,000 2
Ответственность 0,469" 0,001 6
§ Терпеливость 0,092 0,548
Трудолюбие 0,404" 0,006 8
§ S- Уважение к другому человеку 0,674" 0,000 1
Уравновешенность 0,372* 0,012 9
Эмпатия 0,086 0,573
Счастье 0,640" 0,000 3
Самоактуализация 0,314* 0,036 10
Угроза -0,140 0,358
Неприятность -0,383" 0,009 11
Идеальная мама 0,498" 0,000 4
Моя мама 0,477" 0,001 5
Примечания: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.
Для переменных, значение которых значимо отличается от нормального закона (р < 0.05), определяющие особенности представлений о материнстве в юношеском возрасте, вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена, и проранжируем качества в соответствии со значением коэффициента (табл. 2).
Таким образом, образ идеальной матери в юношеском возрасте связан с заботливостью, уважением к другому человеку, ответственностью, внешней привлекательностью, трудолюбием и выполнением обязанностей. Собственную мать юноши и девушки расценивают как приятного человека, идеальную маму, заботливого, уравновешенного, ответственного человека, который с уважением относится к окружающим. В отношении образа «Я - будущая мать» у девушек значимыми оказались переменные идеальная мама, заботливость, уважение к другому человеку, ответственность, внешняя привлекательность, трудолюбие, выполнение обязанностей, уравновешенность, самоактуализация. Отрицательную корреляцию показали переменные «Я - будущая мама» и «неприятность», что свидетельствует о том, что девушки, принимавшие участие в исследовании, не придают материнству отрицательную оценку.
Вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена, и проранжируем качества, определяющие особенности представлений об отцовстве в юношеском возрасте, в соответствии со значением коэффициента (табл. 3).
Из табл. 3 видно, что в юношеском возрасте образ идеального отца связан, в первую очередь, с заботливостью, выполнением обязанностей, трудолюбием, ответственностью, уравновешенностью и уважением к другому человеку. «Мой отец» представляется юношам и девушкам как человек, уважающий других людей, приятный, склонный к эмпатии, уравновешенный, заботливый, ответственный, выполняющий обязанности, терпеливый человек. Стоит также отметить, что в результате исследования отметилась положительная корреляционная связь между переменными «мой отец» и «идеальный отец», что свидетельствует о том, что юноши и девушки оценивают своих отцов как идеальных и наделенных положительными качествами.
Таб.тща 3.
Особенности представлений об отцовстве в юношеском возрасте
Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости Ранг качества
Внешняя привлекательность 0,209 0,101
г- Выполнение обязанностей 0,482" 0,000 2
S Заботливость 0,577" 0,000 1
Ответственность 0,341" 0,006 4
тО а: Терпеливость 0,224 0,077
Трудолюбие 0,455" 0,000 3
Уважение к другому человеку 0,429" 0,000 6
Уравновешенность 0,336" 0,007 5
Эмпатия 0,182 0,153
Внешняя привлекательность 0,225 0,076
Выполнение обязанностей 0,260* 0,040 8
Заботливость 0,339" 0,007 6
Ответственность 0,292* 0,020 7
- Терпеливость 0,256* 0,043 9
о Трудолюбие 0,214 0,092
Уважение к другому человеку 0,440" 0,000 2
Уравновешенность 0,352" 0,005 5
Эмпатия 0,368" 0,003 4
Приятный человек 0,418" 0,001 3
Идеальный отец 0,446" 0,000 1
Внешняя привлекательность 0,537* 0,022 2
Выполнение обязанностей 0,103 0,685
Заботливость 0,269 0,280
Ответственность 0,507* 0,032 4
г- Терпеливость 0,418 0,084
S Трудолюбие 0,394 0,106
Уважение к другому человеку 0,479* 0,045 5
= Уравновешенность 0,291 0,242
Эмпатия 0,374 0,126
Счастье 0,318 0,198
Самоактуализация 0,515* 0,029 3
Угроза -0,444 0,065
Неприятность -0,495* 0,037 6
Идеальныйотец 0,276 0,267
Мой отец 0,768" 0,000 1
Примечания: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.
У юношей в отношении переменной «Я - будущий отец» выявилась положительная корреляционная связь на уровне переменных «мой отец», «внешняя привлекательность», «самоактуализация», ответственность и уважение к другому человеку. Таким образом, для молодых людей в представлении себя как будущих отцов важно быть внешне привлекательными, ответственными, уважающими других людьми, похожими на своих отцов, т.к. на основании ранжирования переменных было выделено, что переменная «мой отец» является первостепенной.
Заключение
Таким образом, сравнивая представления о материнстве и отцовстве, а также образы «идеальная мама», «идеальный отец», «Я -будущая мама», «Я - будущий отец», можно сделать вывод о том, что у юношей и девушек совпадают представления об идеальном отце/ матери; в отношении образа «мой отец» и «моя мама» были определены некоторые особенности - в частности, образ «мой отец» юноши и девушки наделяют большим количеством положительных качеств и большей ответственностью, нежели образ «моя мама». В отношении образа «Я - будущая мама» и «Я - будущий отец» девушки характеризовали себя как более ответственных, заботливых будущих родителей, чем юноши. Стоит отметить, что и в отношении образа «Я - будущая мама» и «Я - будущий отец» выделилась отрицательная корреляционная связь с переменной «неприятность», что говорит о том, что ни юноши, ни девушки, не рассматривают собственное будущее материнство/ отцовство как нечто неприятное.
Список литературы
1. Змановская Е.В., Карташова Т.Е. Структура и содержание брачно-се-мейных установок современной молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №. 12. С. 222-226.
2. Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. Гардарики, 2004. С. 320.
3. Карабанова O.A., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. Астрахань: ИД «Астраханскийуниверситет». 2013. С. 14-21.
4. Карташова Т.Е. Динамика и структура брачно-семейных установок современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. №. 132. С. 336-341.
5. Карташова Т.Е. Особенности брачно-семейных установок современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. №. 129. С. 61.
6. Мерзлякова C.B. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи // Теория и практика общественного развития. 2014. №. 2. С. 114-119.
7. Мерзлякова C.B. Представления о материнстве в зависимости от типа семейного самоопределения юношей и девушек // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 3-2 (59). С. 275-282.
8. Мерзлякова СВ. Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №. 9-1. С.170-179.
9. Мерзлякова C.B. Модель психолого-педагогического сопровождения развития семейного самоопределения студенческой молодежи // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 560-584.
10. Мерзлякова C.B. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного издания, Изд. дом ХОРС, 2012. № 12. С. 150-155.
11. Поспелова Т.Г. Тенденции развития тендерной и семейной культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. Т. 206. С. 143-154.
12.Deci E.L., & Ryan R.M. Self-detennination. John Wiley & Sons, Inc.., 2000.
13. Fan, R. Self-Detennination vs. Family-Detennination: Two Incommensurable Principles of Autonomy. Bioethics, 1997, no. 11(3-4), pp. 309-322.
14. Grolnick W.S., Deci E.L., & Ryan R.M. Internalization within the family: The self-determination theory perspective, 1997.
15.Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth // In the World of Scientific Discoveries, Series A. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. Volume 2, Number 2, 2014, pp. 38-51.
16. Ryan R.M., & Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American psychologist, 2000, no 55(1), pp. 68.
References
1. Zmanovskaya E.V., Kartashova T.E. Vestnik Tomskogo go sudarstvenno-go pedagogicheskogo universiteta. 2011. №. 12, pp. 222-226.
2. Karabanova O.A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semey-nogo konstil 'tirovaniya [Psychology of family relations and the basics of family counseling], Gardariki, 2004. S. 320.
3. Karabanova O.A., Trofimova O.V. Sovremennaya rossiyskaya sem 'ya: psikhologicheskie problemy i puti ikh resheniya [Modem Russian Family: Psychological Problems and Ways to Solve them], Astrakhan": ID «Astrakhanskiy universitet». 2013, pp. 14-21.
4. Kartashova T.E. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. AI Gertsena. 2011. №. 132, pp. 336-341.
5. Kartashova T.E. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A I Gertsena. 2011. №. 129. P. 61.
6. Merzlyakova S.V. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. №. 2, pp. 114-119.
7. Merzlyakova S.V. Sovremennye issledovaniya sotsial nykh problem. 2016. № 3-2 (59), pp. 275-282.
8. Merzlyakova S.V. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. №. 9-1, pp. 170-179.
9. Merzlyakova S.V. Vmire nauchnykh otkrytiy. 2014. № 11.1 (59), pp. 560-584.
10. Merzlyakova S.V. Teoriya i praktika obshchestvennogo izdaniya. Izd. dom KhORS, 2012. № 12, pp. 150-155.
11. Pospelova T.G. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul hiry i ishisstv. 2015. V. 206, pp. 143-154.
12.Deci E.L., & Ryan R.M. Self-determination. John Wiley & Sons, Inc., 2000.
13. Fan R. Self-Detennination vs. Family-Determination: Two Incommensurable Principles of Autonomy. Bioethics, 1997, no. 11(3-4), pp. 309-322.
14. Grolnick W.S., Deci E.L., & Ryan R.M. Internalization within the family: The self-determination theory perspective, 1997.
15.Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth. In the World of Scientific Discoveries, Series A. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. Volume 2, Number 2, 2014, pp. 38-51.
16. Ryan R.M., & Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American psychologist, 2000, no 55(1). P. 68.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Мухтарова Амина Хасановна, магистрант II года обучения факультета психологии
Астраханский государственный университет ул. Татищева, 20а, г. Астрахань, Астраханская область, 414056, Российская Федерация amina_muhtarova(d)mail. ги
DATA ABOUT THE AUTHOR MukhtarovaAmina Khasanovna, Second-Year Undergraduate of Faculty of Psychology
Astrakhan State University
20a, Tatyscheva Str., Astrakhan, Astrakhan oblast, 414056, Russian Federation amina_muhtarova(d)mail. ru