УДК 159.922 Мерзлякова Светлана Васильевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК [1]
Аннотация:
В статье описаны и проанализированы индивидуально-типологические особенности темперамента современных студентов, соотношения, существующие между семейными ценностями и темпераментом юношей и девушек. Эмпирически установлено влияние пола на изменение структуры и характера взаимосвязей ценностей «любовь», «счастливая семейная жизнь» со свойствами темперамента.
Ключевые слова:
семья, семейные ценности, любовь, свобода, темперамент, юношеский возраст.
Merzlyakova Svetlana Vasilyevna
PhD in Psychology, Assistant Professor of the Developmental Psychology and Acmeology Department,
Astrakhan State University [email protected]
COMPARATIVE RESEARCH OF CONNECTION BETWEEN FAMILY VALUES AND TEMPERAMENT FEATURES OF YOUNG MEN AND WOMEN [1]
Summary:
The article describes and analyzes personal and typological features of the contemporary students' temperaments, and correlation between family values and the temperaments. The author empirically determines it is a gender that influences change of the structure and type of correlation between such values as "love", "happy family life" and character features.
Keywords:
family, family values, love, freedom, temperament, teen age.
Индустриально-рыночная цивилизация способствовала распространению ценностей индивидуализма, эмансипации, привела к ослаблению социально-нормативной регуляции семейного образа жизни, снижению ценности брака, семьи с детьми, появлению альтернативных моногамии форм семьи. Трансформация института семьи во многом объясняется утратой или недостаточным выполнением традиционных семейных функций. Развитие репродуктологии позволяет выполнить важную функцию деторождения, поэтому многие современные женщины не воспринимают материнство исключительно как брачно-семейную ценность. Воспитательная функция реализуется, как правило, матерями совместно с социальными институтами: детсады, школы. Свобода в сексуальных отношениях обесценивает значимость сексуально-эротической функции. В современной семье происходит ослабление экономической функции, отсутствует общий семейный бюджет. Хозяйственно-бытовые проблемы успешно разрешаются самостоятельно каждым из супругов благодаря сферам обслуживания. Духовное общение реализуется среди друзей, единомышленников и коллег. Если в доиндустриальную эпоху патриархальная семья выполняла функцию социальной опеки престарелых или недееспособных членов семьи, то в современном обществе сам индивид благодаря системе социального обеспечения, прежде всего пенсий по старости, удовлетворяет свои потребности.
О.А. Карабанова описывает специфические особенности современной семьи [2]:
- особая роль родительства: если в древней истории крайне низкой была самоценность детства и воспитательной функции, то начиная со второй половины ХХ в. «особое значение в детско-родительских отношениях приобретает эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни» [3, с. 18];
- основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка, которые являются высокозначимыми семейными ценностями;
- семейная система является достаточно открытой, позволяет легко вступить в брак и развестись: «супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей... судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов [4, с. 19], поэтому возрастает значимость ценностей свободы, как независимости в поступках и действиях, ответственности;
- изменение структуры современной семьи: переход от расширенной семьи к нуклеарной.
На данном историческом этапе современная российская семья переживает кризис, разрешение которого приведет к модернизации института семьи с новой функционально-
иерархической структурой, эгалитарными семейными отношениями, опирающимися на ценности любви, свободы, самоактуализации личности как родителей, так и детей.
В проведенных ранее исследованиях показано, что детерминирующими факторами ценности семьи являются маскулинно-фемининные составляющие гендера, направленность личности, самоактуализация, эмоциональный интеллект юношей и девушек [5; 6; 7; 8]. Мы предполагаем, что семейные ценности определяются свойствами темперамента в зависимости от половой принадлежности.
Основной целью данного исследования является выявление особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек. Для достижения поставленной цели нами были намечены и решались следующие задачи.
1. Определить тип темперамента у лиц юношеского возраста. Изучить половые различия в семейных ценностях и свойствах темперамента.
2. Оценить характер связи семейных ценностей в зависимости от типа темперамента респондентов.
3. Изучить особенности связи семейных ценностей со свойствами темперамента современных юношей и девушек.
В исследовании приняли участие 161 студент очного отделения Астраханского государственного университета. Из них 5б юношей и 105 девушек.
Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:
- для изучения значимости семейных ценностей «любовь», «свобода» «счастливая семейная жизнь» в системе ценностных ориентаций применяется опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»;
- для диагностики свойств темперамента использовался опросник Д. Кейрси, созданный на основе работ К.Г. Юнга, И. Майерс и К. Бриггс.
Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19. В анализ включались описательные статистики, непараметрические критерии Манна - Уитни, Краскела - Уоллеса, корреляция Спирмена.
Перейдем к анализу полученных данных. С помощью методики оценки типов темперамента Д. Кейрси мы выделили следующие группы: представители типа Эпиметей (SJ) - 76 чел. (47,2 %), представители типа Дионисий (SP) - 10 чел. (6,2 %), представители типа Прометей (NT) - 6 чел. (3,7 %), представители типа Аполлон (NF) - 48 чел. (29,8 %), испытуемые, у которых тип темперамента не определен - 21 чел. (13 %). Большинство студентов относится к типу SJ, для которого характерны ответственность, высокое развитие чувства долга, реалистичность, практичность, умение планировать, организовывать и контролировать собственную жизнь, стремление занять достойное место в определенной системе социально-общественных отношений.
Таблица 1 - Половые различия в семейных ценностях и свойствах темперамента
Переменные Среднее значение в группе Значение критерия Уровень значимости
юношей девушек
Экстраверсия ^) 5,92 857 6,08 600 2 799,500 0,618 006
Интроверсия (I) 4,03 571 3,88 514 2 792,500 0,600 610
Здравомыслие ^) 11,33 929 10,57 943 2 559,500 0,176852
Интуиция (^ 8,60 714 9,38 200 2 551,500 0,167 924
Думание (Т) 9,82 143 7,44 067 1 910,000 0,000 256
Чувствование (р) 10,14 286 12,53 048 1 886,500 0,000 185
Рассудительность ^) 12,21 429 12,06 781 2 841,500 0,726 634
Импульсивность ^) 7,58 929 7,89 324 2 758,500 0,519 446
Любовь 6,03 571 7,57 143 1 941,000 0,000 392
Свобода 6,21 429 5,22 857 2346,000 0,035 006
Счастливая семейная жизнь 8,05 357 9,34 286 1 852,500 0,000 113
Для изучения половых различий мы использовали критерий Манна-Уитни. Из таблицы 1 видно, что достоверные различия между юношами и девушками выявлены для шкал «думание», «чувствование», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь». Результаты эмпирического исследования дают нам основание сделать вывод о том, что способ принятия решения определяется полом респондентов. Если юноши чаще принимают решения «головой», основываясь на логике и объективных фактах, то девушки принимают решения «сердцем», опи-
раясь на личные убеждения и субъективные ценности. Значимость ценностей «любовь», «счастливая семейная жизнь» значительно выше у девушек. Данная взаимосвязь, на наш взгляд, определяется той ролью, которую занимает женщина в обществе, психологическими характеристиками, присущими ей, содержательной стороной направленности личности женщин, взглядом на окружающий мир. Согласно материнской роли, у женщины изначально присутствует направленность на создание семьи, проявление нежности и заботы к другим, способность разделять чувства близкого человека. При этом ценность «счастливая семейная жизнь» не теряет своей значимости и у юношей. Ценность «свобода» в большей степени важна для юношей по сравнению с девушками.
На следующем этапе нашего исследования мы изучили особенности связи семейных ценностей с темпераментом отдельно в группе юношей и девушек. В результате применения критерия Краскела-Уоллеса в группе девушек выявлена тенденция к достоверным различиям в значимости ценности «любовь» в зависимости от типа темперамента: Н = 7,159 719 и р = 0,067. Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно утверждать, что ценность «любовь» не является высокозначимой для ЫТ-девушек, для которых свойственен дух научного поиска. Они постигают мир с помощью интуиции, позволяющей им создавать целостные картины и улавливать суть вещей, ищут закономерности, строят модели, описывающие разнообразные связи в системе, ценят воображение, изобретательность и вдохновение. В группе юношей не обнаружено достоверных различий в семейных ценностях в зависимости от типа темперамента.
Таблица 2 - Показатели описательных статистик переменной «любовь» в зависимости от типа темперамента у девушек
Тип темперамента Значение нижней квартили (25 % выборки) Значение медианы (50 % выборки) Значение верхней квартили (75 % выборки)
эи 7 8 10
ЭР 4 6 10
ЫТ 5 6 6
ЫР 8 9 10
Далее, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы изучили связь ценности семьи со свойствами темперамента у юношей (см.: таблицу 3). Полученные данные наглядно демонстрируют нам тесное взаимодействие ценности семьи со шкалой Т-Р, которая описывает два противоположных предпочтения при принятии решения. Так, ценность семьи у юношей отрицательно взаимосвязана со шкалой «думание», что следует интерпретировать как рост мышления в процессе принятие решения происходит одновременно с понижением значимости семьи и семейного образа жизни. Для студентов-юношей, предпочитающих опираться в своих суждениях на логику, анализ и рассмотрение различных аспектов проблемы, учитывать причинно-следственные отношения, прогнозировать последствия любого действия ценность семьи является маловажной. Найденная положительная корреляция ценности «счастливая семейная жизнь» и переменной «чувствование» свидетельствует о том, что ценность «счастливая семейная жизнь» являются приоритетной для юношей, предпочитающих принимать решения на ценностной основе, центрированной на личности, учитывать морально-этические категории. В общении с людьми они проявляют гуманность, симпатию, приветливость и тактичность.
Таблица 3 - Корреляционная матрица взаимосвязей семейных ценности со свойствами темперамента у юношей (п = 56)
Семейные ценности Свойства темперамента Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости
Любовь Экстраверсия(Е) -0,048 259 0,723 940
Интроверсия (I) 0,068 625 0,615 280
Здравомыслие(Э) 0,129 085 0,343 042
Интуиция (Ы) -0,109 425 0,422087
Думание(Т) 0,078 761 0,563 941
Чувствование(Р) -0,054 739 0,688 650
Рассудительность (и) 0,079 057 0,562 473
Импульсивность(Р) -0,130 980 0,335 945
Продолжение таблицы 3
Свобода Экстраверсия(Е) 0,154 247 0,256 353
Интроверсия (I) -0,150 863 0,267 059
Здравомыслие(Э) -0,047 635 0,727 368
Интуиция (Ы) 0,058 663 0,667 585
Думание(Т) -0,116 351 0,393 128
Чувствование (Р) 0,124 098 0,362 166
Рассудительность (и) -0,055 054 0,686 947
Импульсивность(Р) 0,038 333 0,779 102
Счастливая семейная жизнь Экстраверсия(Е) 0,100 771 0,459 920
Интроверсия (I) -0,093 459 0,493 276
Здравомыслие(Э) 0,047 349 0,728 946
Интуиция (Ы) -0,051 458 0,706 441
Думание (Т) -0,286 795 0,032 112
Чувствование р) 0,305 206 0,022 177
Рассудительность (и) 0,015 364 0,910 518
Импульсивность(Р) -0,095 086 0,485 748
Исходя из структуры и характера анализируемых взаимосвязей у девушек (см.: таблицу 4), можно сделать вывод о том, что значимость семейной ценности «любовь» повышается для человека чувствующего типа, который делает заключения на основе ценностных суждений, а не логического анализа, при принятии решений старается учитывать все симпатии и антипатии окружающих, ценит личные взаимоотношения, общителен и дружелюбен. Эмпирически установлена высокозначимая отрицательная корреляция между переменными «думание» и «любовь». Это означает, что с ростом аналитичности у рассматриваемой категории лиц отмечается понижение ценности любви.
Таблица 4 - Корреляционная матрица взаимосвязей семейных ценностей со свойствами темперамента у девушек (п = 105)
Семейные ценности Свойства темперамента Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости
Любовь Экстраверсия(Е) 0,110 906 0,260 027
Интроверсия (I) -0,098 150 0,319 200
Здравомыслие(Э) -0,132 351 0,178 338
Интуиция (Ы) 0,129 295 0,188 664
Думание(Т -0,360 050 0,000 162
Чувствование р) 0,355 368 0,000 199
Рассудительность (и) -0,066 067 0,503 107
Импульсивность(Р) 0,067 369 0,494 709
Свобода Экстраверсия(Е) -0,084 838 0,389 528
Интроверсия (I) 0,088 129 0,371 332
Здравомыслие(Э) 0,020 018 0,839 380
Интуиция (Ы) -0,020 984 0,831 740
Думание(Т) 0,174 809 0,074 493
Чувствование(Р) -0,173 422 0,076 859
Рассудительность (и) -0,069 456 0,481 407
Импульсивность(Р) 0,065 037 0,509 795
Счастливая семейная жизнь Экстраверсия(Е) 0,020 048 0,839 145
Интроверсия (I) 0,000 033 0,999 735
Здравомыслие(Э) -0,068 298 0,488 765
Интуиция (Ы) 0,070 907 0,472 271
Думание(Т) -0,142 633 0,146 645
Чувствование(Р) 0,140 059 0,154 149
Рассудительность (и) 0,023 940 0,808 461
Импульсивность(Р) -0,021541 0,827344
В нашем исследовании мы показали влияние пола на изменение структуры и характера взаимосвязей семейных ценностей со свойствами темперамента в юношеском возрасте. По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Значимость семейных ценностей и свойства темперамента определяются полом респондента. Если ценности «любовь», «счастливая семейная жизнь» являются более важными
для девушек, то для юношей значимой становится «свобода». Юноши, принимая решения, основываются на логике, учитывают причинно-следственные связи, в то время как девушки опираются на субъективные убеждения, ценности и морально-этические нормы поведения.
2. В группе юношей, предпочитающих формировать собственные суждения, опираясь на объективные факты, анализ причинно-следственных отношений, наблюдается снижение значимости ценности «счастливая семейная жизнь». Использование чувств для понимания других людей, развитие способности принимать решения на ценностной основе может показать юношам мыслительного типа, почему возникают непонимания и сложности в общении с другими, тем самым культивировать ценность семьи и семейного образа жизни.
3. Для девушек чувствующего типа высокозначимой ценностью является «любовь». Сознательное развитие и использование мышления с целью учета всех последствий любого конкретного выбора или действия может продемонстрировать, что самые лучшие намерения могут привести к тяжелым результатам, если не будут проанализированы причины и следствия, взвешены все альтернативы.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностях молодежи в социально-экономических условиях современной России»»), проект № 12-06-00020.
2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М., 2006.
3. Там же.
4. Там же.
5. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики. 2011. № 1. Брянск, 2011. С. 215-220.
6. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики. 2010. № 1. Брянск, 2010. С. 145-149.
7. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 97-108.
8. Мерзлякова С.В., Михайлова Н.В. Связь ценности семьи с уровнем развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. URL: http://teoria-practica.ru/-4-
2011/psychology/merzlyakova-mihailova.pdf.
References (transliterated) and notes:
1. The article was performed with financial support from the Russian Humanities Research Foundation as a part of its research project “Transformation of family and family values concepts of young people under the social and economic conditions in the contemporary Russia”, project № 12-06-00020.
2. Karabanova O.A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semeynogo konsul'tirovaniya: manual. M., 2006.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Maskulinnost' - femininnost' lichnosti kak faktor razvitiya tsennosti sem'i sovremennoy molodezhi // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta: Obshchaya pedagogika. Professional'naya pedagogika. Metodologiya i metodiki issledovaniya. Psikhologiya. Chastnye metodiki. 2011. № 1. Bryansk, 2011. P. 215-220.
6. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Sravnitel'noe issledovanie osobennostey svyazi tsennosti sem'i i napravlennosti lichnosti yunoshey i devushek // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta: Obshchaya pedagogika. Professional'naya peda-gogika. Metodologiya i metodiki issledovaniya. Psikhologiya. Chastnye metodiki. 2010. № 1. Bryansk, 2010. P. 145-149.
7. Merzlyakova S.V. Samoaktualizatsiya kak faktor razvitiya tsennosti sem'i v yunosheskom vozraste // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 6. P. 97-108.
8. Merzlyakova S.V., Mikhaylova N.V. Svyaz' tsennosti sem'i s urovnem razvitiya emotsional'nogo intellekta v yunosheskom
vozraste // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. № 4. URL: http://teoria-practica.ru/-4-
2011/psychology/merzlyakova-mihailova.pdf.