Научная статья на тему 'Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек [1]'

Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек [1] Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
747
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛЮБОВЬ / СВОБОДА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / FAMILY / FAMILY VALUES / LOVE / FREEDOM / TEMPERAMENT / TEEN AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

В статье описаны и проанализированы индивидуально-типологические особенности темперамента современных студентов, соотношения, существующие между семейными ценностями и темпераментом юношей и девушек. Эмпирически установлено влияние пола на изменение структуры и характера взаимосвязей ценностей «любовь», «счастливая семейная жизнь» со свойствами темперамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE RESEARCH OF CONNECTION BETWEEN FAMILY VALUES AND TEMPERAMENT FEATURES OF YOUNG MEN AND WOMEN [1]

The article describes and analyzes personal and typological features of the contemporary students' temperaments, and correlation between family values and the temperaments. The author empirically determines it is a gender that influences change of the structure and type of correlation between such values as "love", "happy family life" and character features.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек [1]»

УДК 159.922 Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК [1]

Аннотация:

В статье описаны и проанализированы индивидуально-типологические особенности темперамента современных студентов, соотношения, существующие между семейными ценностями и темпераментом юношей и девушек. Эмпирически установлено влияние пола на изменение структуры и характера взаимосвязей ценностей «любовь», «счастливая семейная жизнь» со свойствами темперамента.

Ключевые слова:

семья, семейные ценности, любовь, свобода, темперамент, юношеский возраст.

Merzlyakova Svetlana Vasilyevna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Developmental Psychology and Acmeology Department,

Astrakhan State University [email protected]

COMPARATIVE RESEARCH OF CONNECTION BETWEEN FAMILY VALUES AND TEMPERAMENT FEATURES OF YOUNG MEN AND WOMEN [1]

Summary:

The article describes and analyzes personal and typological features of the contemporary students' temperaments, and correlation between family values and the temperaments. The author empirically determines it is a gender that influences change of the structure and type of correlation between such values as "love", "happy family life" and character features.

Keywords:

family, family values, love, freedom, temperament, teen age.

Индустриально-рыночная цивилизация способствовала распространению ценностей индивидуализма, эмансипации, привела к ослаблению социально-нормативной регуляции семейного образа жизни, снижению ценности брака, семьи с детьми, появлению альтернативных моногамии форм семьи. Трансформация института семьи во многом объясняется утратой или недостаточным выполнением традиционных семейных функций. Развитие репродуктологии позволяет выполнить важную функцию деторождения, поэтому многие современные женщины не воспринимают материнство исключительно как брачно-семейную ценность. Воспитательная функция реализуется, как правило, матерями совместно с социальными институтами: детсады, школы. Свобода в сексуальных отношениях обесценивает значимость сексуально-эротической функции. В современной семье происходит ослабление экономической функции, отсутствует общий семейный бюджет. Хозяйственно-бытовые проблемы успешно разрешаются самостоятельно каждым из супругов благодаря сферам обслуживания. Духовное общение реализуется среди друзей, единомышленников и коллег. Если в доиндустриальную эпоху патриархальная семья выполняла функцию социальной опеки престарелых или недееспособных членов семьи, то в современном обществе сам индивид благодаря системе социального обеспечения, прежде всего пенсий по старости, удовлетворяет свои потребности.

О.А. Карабанова описывает специфические особенности современной семьи [2]:

- особая роль родительства: если в древней истории крайне низкой была самоценность детства и воспитательной функции, то начиная со второй половины ХХ в. «особое значение в детско-родительских отношениях приобретает эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни» [3, с. 18];

- основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка, которые являются высокозначимыми семейными ценностями;

- семейная система является достаточно открытой, позволяет легко вступить в брак и развестись: «супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей... судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов [4, с. 19], поэтому возрастает значимость ценностей свободы, как независимости в поступках и действиях, ответственности;

- изменение структуры современной семьи: переход от расширенной семьи к нуклеарной.

На данном историческом этапе современная российская семья переживает кризис, разрешение которого приведет к модернизации института семьи с новой функционально-

иерархической структурой, эгалитарными семейными отношениями, опирающимися на ценности любви, свободы, самоактуализации личности как родителей, так и детей.

В проведенных ранее исследованиях показано, что детерминирующими факторами ценности семьи являются маскулинно-фемининные составляющие гендера, направленность личности, самоактуализация, эмоциональный интеллект юношей и девушек [5; 6; 7; 8]. Мы предполагаем, что семейные ценности определяются свойствами темперамента в зависимости от половой принадлежности.

Основной целью данного исследования является выявление особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек. Для достижения поставленной цели нами были намечены и решались следующие задачи.

1. Определить тип темперамента у лиц юношеского возраста. Изучить половые различия в семейных ценностях и свойствах темперамента.

2. Оценить характер связи семейных ценностей в зависимости от типа темперамента респондентов.

3. Изучить особенности связи семейных ценностей со свойствами темперамента современных юношей и девушек.

В исследовании приняли участие 161 студент очного отделения Астраханского государственного университета. Из них 5б юношей и 105 девушек.

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:

- для изучения значимости семейных ценностей «любовь», «свобода» «счастливая семейная жизнь» в системе ценностных ориентаций применяется опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»;

- для диагностики свойств темперамента использовался опросник Д. Кейрси, созданный на основе работ К.Г. Юнга, И. Майерс и К. Бриггс.

Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19. В анализ включались описательные статистики, непараметрические критерии Манна - Уитни, Краскела - Уоллеса, корреляция Спирмена.

Перейдем к анализу полученных данных. С помощью методики оценки типов темперамента Д. Кейрси мы выделили следующие группы: представители типа Эпиметей (SJ) - 76 чел. (47,2 %), представители типа Дионисий (SP) - 10 чел. (6,2 %), представители типа Прометей (NT) - 6 чел. (3,7 %), представители типа Аполлон (NF) - 48 чел. (29,8 %), испытуемые, у которых тип темперамента не определен - 21 чел. (13 %). Большинство студентов относится к типу SJ, для которого характерны ответственность, высокое развитие чувства долга, реалистичность, практичность, умение планировать, организовывать и контролировать собственную жизнь, стремление занять достойное место в определенной системе социально-общественных отношений.

Таблица 1 - Половые различия в семейных ценностях и свойствах темперамента

Переменные Среднее значение в группе Значение критерия Уровень значимости

юношей девушек

Экстраверсия ^) 5,92 857 6,08 600 2 799,500 0,618 006

Интроверсия (I) 4,03 571 3,88 514 2 792,500 0,600 610

Здравомыслие ^) 11,33 929 10,57 943 2 559,500 0,176852

Интуиция (^ 8,60 714 9,38 200 2 551,500 0,167 924

Думание (Т) 9,82 143 7,44 067 1 910,000 0,000 256

Чувствование (р) 10,14 286 12,53 048 1 886,500 0,000 185

Рассудительность ^) 12,21 429 12,06 781 2 841,500 0,726 634

Импульсивность ^) 7,58 929 7,89 324 2 758,500 0,519 446

Любовь 6,03 571 7,57 143 1 941,000 0,000 392

Свобода 6,21 429 5,22 857 2346,000 0,035 006

Счастливая семейная жизнь 8,05 357 9,34 286 1 852,500 0,000 113

Для изучения половых различий мы использовали критерий Манна-Уитни. Из таблицы 1 видно, что достоверные различия между юношами и девушками выявлены для шкал «думание», «чувствование», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь». Результаты эмпирического исследования дают нам основание сделать вывод о том, что способ принятия решения определяется полом респондентов. Если юноши чаще принимают решения «головой», основываясь на логике и объективных фактах, то девушки принимают решения «сердцем», опи-

раясь на личные убеждения и субъективные ценности. Значимость ценностей «любовь», «счастливая семейная жизнь» значительно выше у девушек. Данная взаимосвязь, на наш взгляд, определяется той ролью, которую занимает женщина в обществе, психологическими характеристиками, присущими ей, содержательной стороной направленности личности женщин, взглядом на окружающий мир. Согласно материнской роли, у женщины изначально присутствует направленность на создание семьи, проявление нежности и заботы к другим, способность разделять чувства близкого человека. При этом ценность «счастливая семейная жизнь» не теряет своей значимости и у юношей. Ценность «свобода» в большей степени важна для юношей по сравнению с девушками.

На следующем этапе нашего исследования мы изучили особенности связи семейных ценностей с темпераментом отдельно в группе юношей и девушек. В результате применения критерия Краскела-Уоллеса в группе девушек выявлена тенденция к достоверным различиям в значимости ценности «любовь» в зависимости от типа темперамента: Н = 7,159 719 и р = 0,067. Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно утверждать, что ценность «любовь» не является высокозначимой для ЫТ-девушек, для которых свойственен дух научного поиска. Они постигают мир с помощью интуиции, позволяющей им создавать целостные картины и улавливать суть вещей, ищут закономерности, строят модели, описывающие разнообразные связи в системе, ценят воображение, изобретательность и вдохновение. В группе юношей не обнаружено достоверных различий в семейных ценностях в зависимости от типа темперамента.

Таблица 2 - Показатели описательных статистик переменной «любовь» в зависимости от типа темперамента у девушек

Тип темперамента Значение нижней квартили (25 % выборки) Значение медианы (50 % выборки) Значение верхней квартили (75 % выборки)

эи 7 8 10

ЭР 4 6 10

ЫТ 5 6 6

ЫР 8 9 10

Далее, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы изучили связь ценности семьи со свойствами темперамента у юношей (см.: таблицу 3). Полученные данные наглядно демонстрируют нам тесное взаимодействие ценности семьи со шкалой Т-Р, которая описывает два противоположных предпочтения при принятии решения. Так, ценность семьи у юношей отрицательно взаимосвязана со шкалой «думание», что следует интерпретировать как рост мышления в процессе принятие решения происходит одновременно с понижением значимости семьи и семейного образа жизни. Для студентов-юношей, предпочитающих опираться в своих суждениях на логику, анализ и рассмотрение различных аспектов проблемы, учитывать причинно-следственные отношения, прогнозировать последствия любого действия ценность семьи является маловажной. Найденная положительная корреляция ценности «счастливая семейная жизнь» и переменной «чувствование» свидетельствует о том, что ценность «счастливая семейная жизнь» являются приоритетной для юношей, предпочитающих принимать решения на ценностной основе, центрированной на личности, учитывать морально-этические категории. В общении с людьми они проявляют гуманность, симпатию, приветливость и тактичность.

Таблица 3 - Корреляционная матрица взаимосвязей семейных ценности со свойствами темперамента у юношей (п = 56)

Семейные ценности Свойства темперамента Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости

Любовь Экстраверсия(Е) -0,048 259 0,723 940

Интроверсия (I) 0,068 625 0,615 280

Здравомыслие(Э) 0,129 085 0,343 042

Интуиция (Ы) -0,109 425 0,422087

Думание(Т) 0,078 761 0,563 941

Чувствование(Р) -0,054 739 0,688 650

Рассудительность (и) 0,079 057 0,562 473

Импульсивность(Р) -0,130 980 0,335 945

Продолжение таблицы 3

Свобода Экстраверсия(Е) 0,154 247 0,256 353

Интроверсия (I) -0,150 863 0,267 059

Здравомыслие(Э) -0,047 635 0,727 368

Интуиция (Ы) 0,058 663 0,667 585

Думание(Т) -0,116 351 0,393 128

Чувствование (Р) 0,124 098 0,362 166

Рассудительность (и) -0,055 054 0,686 947

Импульсивность(Р) 0,038 333 0,779 102

Счастливая семейная жизнь Экстраверсия(Е) 0,100 771 0,459 920

Интроверсия (I) -0,093 459 0,493 276

Здравомыслие(Э) 0,047 349 0,728 946

Интуиция (Ы) -0,051 458 0,706 441

Думание (Т) -0,286 795 0,032 112

Чувствование р) 0,305 206 0,022 177

Рассудительность (и) 0,015 364 0,910 518

Импульсивность(Р) -0,095 086 0,485 748

Исходя из структуры и характера анализируемых взаимосвязей у девушек (см.: таблицу 4), можно сделать вывод о том, что значимость семейной ценности «любовь» повышается для человека чувствующего типа, который делает заключения на основе ценностных суждений, а не логического анализа, при принятии решений старается учитывать все симпатии и антипатии окружающих, ценит личные взаимоотношения, общителен и дружелюбен. Эмпирически установлена высокозначимая отрицательная корреляция между переменными «думание» и «любовь». Это означает, что с ростом аналитичности у рассматриваемой категории лиц отмечается понижение ценности любви.

Таблица 4 - Корреляционная матрица взаимосвязей семейных ценностей со свойствами темперамента у девушек (п = 105)

Семейные ценности Свойства темперамента Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости

Любовь Экстраверсия(Е) 0,110 906 0,260 027

Интроверсия (I) -0,098 150 0,319 200

Здравомыслие(Э) -0,132 351 0,178 338

Интуиция (Ы) 0,129 295 0,188 664

Думание(Т -0,360 050 0,000 162

Чувствование р) 0,355 368 0,000 199

Рассудительность (и) -0,066 067 0,503 107

Импульсивность(Р) 0,067 369 0,494 709

Свобода Экстраверсия(Е) -0,084 838 0,389 528

Интроверсия (I) 0,088 129 0,371 332

Здравомыслие(Э) 0,020 018 0,839 380

Интуиция (Ы) -0,020 984 0,831 740

Думание(Т) 0,174 809 0,074 493

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чувствование(Р) -0,173 422 0,076 859

Рассудительность (и) -0,069 456 0,481 407

Импульсивность(Р) 0,065 037 0,509 795

Счастливая семейная жизнь Экстраверсия(Е) 0,020 048 0,839 145

Интроверсия (I) 0,000 033 0,999 735

Здравомыслие(Э) -0,068 298 0,488 765

Интуиция (Ы) 0,070 907 0,472 271

Думание(Т) -0,142 633 0,146 645

Чувствование(Р) 0,140 059 0,154 149

Рассудительность (и) 0,023 940 0,808 461

Импульсивность(Р) -0,021541 0,827344

В нашем исследовании мы показали влияние пола на изменение структуры и характера взаимосвязей семейных ценностей со свойствами темперамента в юношеском возрасте. По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Значимость семейных ценностей и свойства темперамента определяются полом респондента. Если ценности «любовь», «счастливая семейная жизнь» являются более важными

для девушек, то для юношей значимой становится «свобода». Юноши, принимая решения, основываются на логике, учитывают причинно-следственные связи, в то время как девушки опираются на субъективные убеждения, ценности и морально-этические нормы поведения.

2. В группе юношей, предпочитающих формировать собственные суждения, опираясь на объективные факты, анализ причинно-следственных отношений, наблюдается снижение значимости ценности «счастливая семейная жизнь». Использование чувств для понимания других людей, развитие способности принимать решения на ценностной основе может показать юношам мыслительного типа, почему возникают непонимания и сложности в общении с другими, тем самым культивировать ценность семьи и семейного образа жизни.

3. Для девушек чувствующего типа высокозначимой ценностью является «любовь». Сознательное развитие и использование мышления с целью учета всех последствий любого конкретного выбора или действия может продемонстрировать, что самые лучшие намерения могут привести к тяжелым результатам, если не будут проанализированы причины и следствия, взвешены все альтернативы.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностях молодежи в социально-экономических условиях современной России»»), проект № 12-06-00020.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М., 2006.

3. Там же.

4. Там же.

5. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики. 2011. № 1. Брянск, 2011. С. 215-220.

6. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики. 2010. № 1. Брянск, 2010. С. 145-149.

7. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 97-108.

8. Мерзлякова С.В., Михайлова Н.В. Связь ценности семьи с уровнем развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. URL: http://teoria-practica.ru/-4-

2011/psychology/merzlyakova-mihailova.pdf.

References (transliterated) and notes:

1. The article was performed with financial support from the Russian Humanities Research Foundation as a part of its research project “Transformation of family and family values concepts of young people under the social and economic conditions in the contemporary Russia”, project № 12-06-00020.

2. Karabanova O.A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semeynogo konsul'tirovaniya: manual. M., 2006.

3. Ibid.

4. Ibid.

5. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Maskulinnost' - femininnost' lichnosti kak faktor razvitiya tsennosti sem'i sovremennoy molodezhi // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta: Obshchaya pedagogika. Professional'naya pedagogika. Metodologiya i metodiki issledovaniya. Psikhologiya. Chastnye metodiki. 2011. № 1. Bryansk, 2011. P. 215-220.

6. Karneev R.K., Merzlyakova S.V. Sravnitel'noe issledovanie osobennostey svyazi tsennosti sem'i i napravlennosti lichnosti yunoshey i devushek // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta: Obshchaya pedagogika. Professional'naya peda-gogika. Metodologiya i metodiki issledovaniya. Psikhologiya. Chastnye metodiki. 2010. № 1. Bryansk, 2010. P. 145-149.

7. Merzlyakova S.V. Samoaktualizatsiya kak faktor razvitiya tsennosti sem'i v yunosheskom vozraste // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 6. P. 97-108.

8. Merzlyakova S.V., Mikhaylova N.V. Svyaz' tsennosti sem'i s urovnem razvitiya emotsional'nogo intellekta v yunosheskom

vozraste // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. № 4. URL: http://teoria-practica.ru/-4-

2011/psychology/merzlyakova-mihailova.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.